2. Vasil'ev I. V Femida, ili Nachertanie prav preimushchestv i objazannostej zhenskogo pola v Rossii na osnovanii sushchestvujuwih zakonov. M., 1827.
3. Dolzhnosti zhenskogo polu. M., 1765.
4. Zhenskoe special'noe obrazovanie v Peterburge: Nastol'naja spravochnaja knizhka dlja uchawihsja zhenshchin... SPb., 1875.
5. KatkovM. N. O zhenskom obrazovanii // Moskovskie Vedomosti. 02.09.1873. № 220.
6. Latyshina D. I. Istorija pedagogiki. (Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli): Uchebnoe posobie. M.: Gardariki, 2005.
7. Lotman Ju. M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvorjanstva (XVIII —nachalo XIX veka). SPb.: Iskusstvo, 1997.
8. MihajlovM. L. Zhenshchiny, ih vospitanie i znachenie v sem'e i obshchestve. SPb., 1903.
9. Mordovtsev D. L. Zamechatel'nye istoricheskie zhenshchiny na Rusi ot knjagini Ol'gi do nashih vremen SPb., 1911.
10. Nachal'noe i srednee obrazovanie v Sankt-Peterburge XIX — nachalo XX veka: Sbornik dokumentov / CGIA. SPb.: Liki Rossii, 2000.
11. Opisanie o zhenshchinah / Sochinil A.M.P. S priobshcheniem perevoda o bezpristrastii muwin. M., 1773.
12. Pirogov N. I. Voprosy zhizni //Morskoj sbornik. 1856. № 9.
13. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1830. T. XXI.
14. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1830 T. XXVIII.
15. RostopchinaE. P Schastlivaja zhenshchina. Sovremennaja biografja. M., 1851.
16. Russo Zh.-Zh. Jemil', ili O vospitanii. M., 2000. Kn. V.
17. Tatishchev V. N. Duhovnaja Vasilija Nikiticha Tatishcheva. Kazan', 1885.
18. Shashkov S. S. Istorija russkoj zhenshchiny. SPb., 1879.
19. Shelgunov N. V Suemudrie metafiziki // Delo. 1870. № 6.
М. С. Пашоликов
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ MICE-ИНДУСТРИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КОНГРЕСС-МЕНЕДЖЕРОВ
Статья затрагивает проблемы управления объектами MICE-индустрии в аспекте обучения менеджеров. Специальность Venue Manager (дословно: «управляющий объектом») уже давно появилась на Западе. Работа управляющего начинается на стадии проектирования объекта. Его основной задачей является выстраивание четкой системы работы и взаимодействия всех стейкхолдеров на конкретном объекте. Ключевая компетенция Venue Manager — это взаимодействие со множеством участников процесса проектирования, возведения и управления специализированными комплексами. Это менеджеры, специализирующиеся в различных областях, таких как: спорт, музыка, развлечения, конгрессы, выставки и т. д. Автор считает, что ситуация с профессиональной подготовкой специалистов для индустрии событий в России не отвечает требованиям, современным тенденциям и рыночному спросу.
Ключевые слова: события, конференции, конгрессы, MICE-индустрия, венью-менеджмент, профессиональная подготовка.
M. Pasholikov
Representation of Mice Industry Management Issues in the System of Congress Managers' Education
The article deals with problems of management of objects MICE-industry in the aspect of training managers. The specialty of venue manager has long appeared in the West. The key competence of venue manager is interaction with multiple participants in the design process, construction and management of specialized systems. Unfortunately, the situation with the training of specialists for the industry event in Russia does not meet the requirements of current trends and market demands.
Keywords: events, conferences, congresses, training, MICE-industry, venue management.
В 1924 году в Соединенных Штатах Америки была основана International Association of Venue Managers (Международная ассоциация венью менеджмента, IAVM). На данный момент она является крупнейшей ассоциацией в мире профессионалов, оказывающих услуги в области проектирования, строительства и управления стадионами, спортивными аренами, выставочными и конференц-центрами. Эта организация имеет более 5000 членов по всему миру из Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Являясь признанным лидером в индустрии управления объектами, IAVM увеличивает свою роль и влияние в соответствии с изменяющимися международными требованиями [2].
IAVM предоставляет учебные площадки, где студенты не только совершенствуют свои навыки и знания, но и знакомятся с передовой международной практикой управления объектами индустрии MICE. Содержание, формат и структура учебных программ разрабатываются управляющим советом IAVM. Образовательные программы рассчитаны на два года.
В первый год обучения студенты изучают следующие дисциплины:
• трудовые отношения,
• организация событий,
• управление человеческими ресурсами,
• технологии оказания услуг,
• управление безопасностью,
• финансовый менеджмент,
• маркетинг, реклама и связи с общественностью,
• профессиональная этика.
Второй год обучения предполагает изучение таких дисциплин:
• архитектура и строительство,
• лидерство,
• управление стоимостью,
• управление рисками,
• разработка программ подготовки сотрудников,
• стратегическое бизнес-планирование*.
По условиям обучения слушатели обязаны посещать все занятия, сдавать экзамены в конце каждого года обучения, и предоставлять исследовательский отчет. [2]
На сегодняшний день в России нет ни одного высшего учебного заведения, где бы готовили специалистов, отвечающим требованиям стремительно развивающейся MICE-индустрии (MICE — meetings-incentive-conferences-events). В основном подготовка специалистов осуществляется за счет нескольких специализированных обучающих школ. Дополнительно к этому, обучение на внутреннем рынке проводится в рамках семинаров и тренингов, организованных профессиональными агентствами.
Как показывает практика, менеджерами в сфере MICE становятся люди, до этого профессионально занимавшиеся качест-
венно другой деятельностью. Например, значительных успехов в этой области добиваются бывшие учителя. 18% сотрудников имеют педагогическое или психологиче-ское образование, 14% — являются представителями творческих профессий, около 15% приходится на другие гуманитарные специальности, инженеры и ^-специ-
алисты в сумме составляют около 13%. Оставшиеся 6% приходятся на экономистов, юристов и представителей других профессий [3].
MICE-индустрия в России проходит период становления в качестве самостоятельной отрасли. На рисунке представлены субъекты российской индустрии встреч.
Субъекты российской индустрии встреч
В стране только появляются специализированные курсы, растет количество сертифицированных в Европе и США специалистов, создаются профильные ассоциации, растет количество игроков рынка. Ежегодно растет спрос на профессиональных event-менеджеров, в чьи обязанности входит планирование, организация и проведение выставок, конференций, корпоративных праздников, разработка концепций и программ, формирование и контроль ис-
полнения бюджета и изучение эффективно -сти проведенного мероприятия. Менеджер по организации мероприятий должен обладать навыками project-менеджера. Каждое мероприятие — это отдельный проект, который необходимо развивать с нуля. Производство в event-бизнесе — это рождение идеи, ее бережное поддержание и генерирование до творческой концепции, использование отлаженных технологий менеджмента на этапах воплощения идеи в реаль-
ный проект [5]. Однако изучение специализированных образовательных программ, реализуемых в России, показал, что в них полностью отсутствуют вопросы, касающиеся управления объектами MICE-индустрии.
Сегодня ситуация с подготовкой специалистов для MICE-индустрии не отвечает требованиям и основным тенденциям ее развития. В случае ориентации event-рынка на инновационную модель развития [1] России потребуются профессионалы, способные не только создавать жизнеспособные идеи, но и умеющие апробировать их на материале отечественных событийных комплексов. Необходимость управления специализированными комплексами и объектами MICE-индустрии в данном случае требует привлечения высококлассных специалистов междисциплинарных знаний или коллектива профессионалов с результативными горизонтальными коммуникационными взаимосвязями.
Первая попытка подготовки специалистов с компетенциями в области venue management в нашей стране предпринята Автономной некоммерческой организацией «Российский международный олимпийский университет» (РМОУ) [6]. Деятельность РМОУ ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта, для олимпийского и паралимпийского движения. Учебные программы университета охватывают основные направления спортивного образования: управление объектами и инфраструктурой, организацию соревнований, массовые коммуникации, дипломатию и администрирование, а также управление карьерой [7]. Каким же образом будут использоваться объекты после проведения Олимпийских игр? Очевидно, будет целесообразным обратиться к международной практике. Наибольший интерес представляет опыт Лондона.
Тридцатые летние Олимпийские игры 2012 года в Лондоне, по мнению большинства экспертов, проходили с большим успехом. Однако, после их проведения остается множество вопросов, связанных с адаптацией спортивных объектов, возведенных специально для Игр. Местные власти и бизнес-сообщество пытаются решить, каким образом возведенные спортивные арены и стадионы возможно трансформировать в действующие выставочные и кон-грессные площадки. По словам управляющего директора крупного британского event-агентства AOK Events Алекса Хьюитта, спрос на олимпийские объекты достаточно высок, однако превосходит объем предложения. А. Хьюитт считает, что если бы больше помещений были открыты и приспособлены именно для бизнеса, гораздо больше компаний предпочли бы проводить деловые мероприятия на востоке города, а не в центре.
Тем не менее ситуация в обозримом будущем может измениться в лучшую сторону, как полагают эксперты. Этому способствуют открытие новых площадок, инновационных по своему дизайну и функциональности, а также масштабная маркетинговая кампания, серьезные финансовые вливания и поддержка со стороны правительства. Стоит отметить, что ряд объектов уже пользуется популярностью в бизнес-сообществе.
В частности, немало корпоративных мероприятий и деловых встреч проходит в Tobacco Dock («Табачный Док»), в кирпичном здании XIX века в форме редута, куда на время проведения Олимпиады передислоцировали 2,5 тыс. солдат для обеспечения безопасности. Интерес у MICE-менеджеров вызывает также The Shard («Осколок») — самое высокое в Лондоне (и второе по высоте в Европе) здание, 95этажный небоскреб, со смотровой площадки которого открывается панорамный вид на город.
Администрация Большого Лондона намерена провести обновление восточных районов столицы, чтобы повысить их привлекательность для бизнес-кругов и рынка MICE. На реализацию этих целей из бюджета выделено £267 млн, причем приоритетным является открытие и функционирование Олимпийского парка королевы Елизаветы. На его территории расположены, в частности, 115-метровая смотровая башня ArcelorMittal Orbit, Лондонский велопарк, Водный центр, а также Forman’s Fish Island — площадка для проведения конференций, выставок, церемоний и самых разнообразных корпоративных мероприятий [8].
В условиях нашей страны, борющейся за право проведения Всемирной выставки EXPO 2020, при строительстве спортивных сооружений для проведения Олимпиады в Сочи 2014 года, и особенно Чемпионата мира по футболу 2018 года, уже сейчас необходимо учитывать возможность перепрофилирования части спортивных объек-
тов для проведения корпоративных мероприятий, конференций, деловых встреч. Без специальных знаний и навыков сделать это невозможно.
Помимо спортивных объектов, на сегодняшний день в регионах России идет строительство крупных конгрессно-
выставочных центров. В Москве, в связи с расширением ее границ, планируется возведение новых конгрессных центров, территориально расположенных вблизи крупных аэропортов. В рамках строительства «Иннополиса-Казань», города-спутника Казани, планируется возведение крупного конгрессно-выставочного комплекса. Целый ряд проектов реализуется в Калининграде, в Ростове-на-Дону, в Екатеринбурге, Владивостоке.
Специфика задач, стоящих перед venue managers, определяет необходимость подготовки высокопрофессиональных управленцев в принципиально новой для нашей страны области.
ПРИМЕЧАНИЕ
Перевод названий дисциплин осуществлен автором статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Громова Л. А., Апевалова З. В. Экоинновационный менеджмент конгрессно-выставочных мероприятий: основные этические модели // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 4. C.117-122.
2. Официальный Интернет-сайт IVMA. Режим доступа: [http://www.vma.org.au/]. Дата обращения:
10.05.2013.
3. Официальный Интернет-сайт школы IVMA. Режим доступа: [http://www.vmaschool.com/]. Дата обращения: 10.05.2013.
4. Официальный Интернет-сайт Центра тестирования и развития. Режим доступа: [http:// www. profkonsultant.ru/professii/reklama-pr/107-event]. Дата обращения: 13.05.2013.
5. Официальный Интернет-сайт CAREER.RU. Режим доступа: [http://career.ru/article/13186]. Дата обращения: 20.01.2013.
6. Официальный Интернет-сайт Коммерсант.™. Режим доступа: [http://www.kommersant. ru/doc/ 1500863/print]. Дата обращения: 15.05.2013.
7. Официальный Интернет-сайт Российского международного олимпийского университета. Режим доступа: [http://olympicuniversity.ru/web/ru/]. Дата обращения: 15.05.2013.
8. Официальный Интернет-сайт Ассоциации бизнес-туризма. Режим доступа [http://www. businesstravelrussia.ru/ru/news/novosti-abt/2126-postolimpijskoe-nasledie-londona-otkryvaet-novye-mice-vozmozhnosti]. Дата обращения 15.05.2013.
REFERENCES
1. Gromova L. A., Apevalova Z. V. Ekoinnovatsionnyj menedzhment kongressno-vystavochnyh meropri-jatij: osnovnye eticheskie modeli // Etnosotsium i mezhnacional'naja kul'tura. 2012. № 4. C. 117-122.
2. Ofitscial'nyj Internet-sajt IVMA. Rezhim dostupa: [http://www.vma.org.au/]. Data obrashchenija:
10.05.2013.
3. Ofitsial'nyj Internet-sajt shkoly IVMA. Rezhim dostupa: [http://www.vmaschool.com/]. Data obrashchenija: 10.05.2013.
4. Ofitsial'nyj Internet-sajt Tsentra testirovanija i razvitija. Rezhim dostupa: [http:// www.profkonsul-tant.ru/professii/reklama-pr/107-event]. Data obrashchenija: 13.05.2013.
5. Ofitsial'nyj Internet-sait CAREER.RU. Rezhim dostupa: [http://career.ru/article/13186]. Data obrashche-nija: 20.01.2013.
6. Ofitsial'nyj Internet-sajt Kommersant.ru. Rezhim dostupa: [http://www.kommersant.ru /doc/1500863 /print]. Data o obrashchenija: 15.05.2013.
7. Ofitsial'nyj Internet-sajt Rossijskogo mezhdunarodnogo olimpijskogo universiteta. Rezhim dostupa [http://olympicuniversity.ru/web/ru/]. Data obrashchenija: 15.05.2013.
8. Ofitsial'nyj Internet-sajt Assotsiatsii biznes-turizma. Rezhim dostupa [http://www.businesstravelrussia.ru /ru/news/novosti-abt/2126-postolimpijskoe-nasledie-londona-otkryvaet-novye-mice-vozmozhnosti].
Data obra-shchenija: 15.05.2013.