Научная статья на тему 'Экономико-географические факторы развития конгрессно-выставочной индустрии на Тайване'

Экономико-географические факторы развития конгрессно-выставочной индустрии на Тайване Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MICE-ИНДУСТРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / TAIWAN / MICE-INDUSTRY / ECONOMIC GEOGRAPHIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровко Петр Федорович, Мелто Татьяна Леонидовна

Рассматривается взаимосвязь геоэкономических условий территории и динамики развития одного из направлений сферы услуг конгрессно-выставочной деятельности на Тайване. Проанализированы основные тенденции современного развития конгрессно-выставочной индустрии и ее влияния на рост и конкурентоспособность национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geo-economic factors of development of congress and exhibition industry in Taiwan

The article deals with the correlation between the geo-economic conditions of the territory of Taiwan and dynamics of development of one of the sectors of its service sphere, that of providing facilities for congress and exhibition activities. There have been analysed general trends of today's development of the congress and exhibition industry as well as its effect upon the growth and competitiveness of the national economy

Текст научной работы на тему «Экономико-географические факторы развития конгрессно-выставочной индустрии на Тайване»

УДК 913(4)

П. Ф. Бровко, Т. Л. Мелто

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ИНДУСТРИИ НА ТАЙВАНЕ

Рассматривается взаимосвязь геоэкономических условий территории и динамики развития одного из направлений сферы услуг - конгрессно-выставочной деятельности - на Тайване. Проанализированы основные тенденции современного развития конгрессно-выставочной индустрии и ее влияния на рост и конкурентоспособность национальной экономики.

Ключевые слова: Тайвань, выставочная деятельность, MICE-индустрия, экономическая география.

Geo-economic factors of development of congress and exhibition industry in Taiwan. PETER F. BROVKO (Far-Eastern National University, Vladivostok), TATYANA L. MELTO (Far-Eastern National Technical University, Vladivostok).

The article deals with the correlation between the geo-economic conditions of the territory of Taiwan and dynamics of development of one of the sectors of its service sphere, that of providing facilities for congress and exhibition activities. There have been analysed general trends of today’s development of the congress and exhibition industry as well as its effect upon the growth and competitiveness of the national economy Key words: Taiwan, MICE-industry, economic geographic.

Современные глобализационные процессы и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках дают основания говорить о наступлении информационно-инновационной эпохи. Борьба за информационное пространство является мощным стимулом социального, экономического и политического развития государства, становится одним из важнейших факторов современной геополитики [2, 3]. В данном аспекте одним из эффективнейших инструментов интенсификации соревновательного процесса в мире является конгрессно-выставочная индустрия (М1СЕ-индустрия)1. Помимо функции продвижения результатов интеллектуальной деятельности - это мощный импульс для экономического развития страны и региона, механизм интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему, который способствует разви-

тию смежных отраслей (транспортная, гостиничный сервис, туризм, розничная торговля, рекламно-полиграфическая отрасль и т.п.) и созданию новых рабочих мест для местного населения. Специалисты называют конгрессно-выставочную отрасль «локомотивом развития местной экономики»: соотношение вкладываемых инвестиций и получаемых прямых и косвенных выгод составляет в среднем 1:9 [18]. Немаловажно и то, что наряду с туризмом конгрессно-выставочная индустрия является новой «бездымной отраслью», что особенно актуально сегодня, когда в мире идет борьба с выбросами углекислого газа.

В настоящее время в рамках конгрессно-выставочной индустрии в мире в среднем проводится около 400 000 мероприятий с годовым финансовым оборотом, превышающим 280 млрд $долл., - многие специалисты назы-

БРОВКО Петр Федорович, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой географии стран АТР (Дальневосточный государственный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]

МЕЛТО Татьяна Леонидовна, главный специалист Центра коммерциализации и трансфера технологий управления интеллектуальной собственности департамента науки и инноваций (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Бровко П.Ф., Мелто Т. Л., 2010

1 MICE-industry - индустрия встреч: M - meetings (встречи, в данном случае заседания, которые организуются отдельными лицами или организациями); I - incentive travel (инсентив-путешествие, т.е. поездка, организованная компанией для поощрения сотрудника); C - conventions/conferences (конференции/встречи специалистов одной отрасли для обмена информацией). Термин используется в разных странах по-разному: «конгрессы» употребляют в США, «конвенции» - в Азии и «конференции» - в Европе и Тихоокеанском регионе. Обычно термины «конгрессы» и «конвенции» указывают на более крупные и более сложные механизмы (по сравнению с такими простыми, как «конференции»); E - exhibition/event (выставки, т.е. открытый для посетителей показ товаров, а также услуг для продажи целевым группам и заинтересованным лицам/ мероприятия, события, шоу как частного, общественного характера, так государственного и международного масштаба.

вают ее «золотодобывающей отраслью XXI века» [26]. В условиях растущей конкуренции на мировых рынках между странами ведется борьба за лидерство в конг-рессно-выставочной индустрии: динамично наращивается инфраструктурный потенциал путем строительства дополнительных конгрессно-выставочных мощностей, объемы которых увеличились с 2006 по 2010 г. на 20% (до 4,6 млн м2). Общие объемы инвестиций в мире в строительство выставочных площадей за этот же период составили около 18,7 трлн $долл. [25]. Наблюдается перемещение центра конгрессно-выставочной активности из Европы и США в азиатский регион с его рыночно ориентированными системами экономики и динамичным наращиванием объемов соответствующих площадей. Общее число выставочных мероприятий к 2010 г. в АТР достигло около 6 000 при годовом финансовом обороте 2,5 млрд $долл. (см. таблицу). Лидерами по росту количества выставок за последние несколько лет являются Тайвань (26%) и Вьетнам (24%).

Экономико-географические факторы развития кон-грессно-выставочной индустрии изучены сегодня недостаточно. Между тем значение этой проблемы возрастает в связи с качественно новым этапом развития интеграционных хозяйственных связей и экономических отношений на уровне субъектов Российской Федерации, главным образом Дальнего Востока, с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) [1]. По нашему мнению, именно конгрессно-выставочная индустрия может стать движущей силой формирования новых международных связей и повысить конкурентоспособность российской экономики с ориентировкой прежде всего на экономические и политические интересы России в АТР.

В связи с этим актуальным представляется изучение положительного опыта развития конгрессно-вы-ставочной индустрии одной из островных территорий АТР - Тайваня, новой индустриальной страны первой волны. Данный выбор обоснован тем, что российский Дальний Восток в рамках сегодняшней модели развития и в силу объективных обстоятельств экономического и географического характера представляет собой фактически «экономический остров», обособленный от России в целом и от российского рынка [6, с. 22], что позволяет попытаться смоделировать «тайваньский феномен», но в масштабах несравненно больших. Тайваньский опыт, конечно же, не может быть с точностью перенесен на российскую почву - только учитывая национальную специфику и региональные особенности возможно сформировать определенные механизмы, подходящие в реальном и будущем развитии российской экономики [8]. Для Тайваня конкурентоспособность и монополию во многих отраслях на региональных и мировых рынках обеспечивает высокий уровень комплексного социально-экономического развития.

Системообразующей предпосылкой развития кон-грессно-выставочной индустрии Тайваня является его экономико-географическое положение в центре

Основные показатели развития выставочной индустрии в некоторых странах АТР, 2008 г. [по: 1, 26]

Страны Ежегодное число выставок Годовой финансовый оборот, млн $долл.

КНР 567 759,8

Япония 475 648,1

Ю. Корея 158 131,8

Гонконг 140 323,4

Тайвань 60 85,9

Таиланд 69 110,7

Индонезия 54 25,5

Сингапур 59 64,0

Малайзия 57 70,9

Филиппины 59 18,6

Вьетнам 56 28,3

динамично развивающегося АТР. Несмотря на то что Тайвань - небольшая островная территория (площадь около 35,9 тыс. км2) с практически отсутствующими природными ресурсами (объем их импорта составляет 90%), он смог добиться впечатляющих экономических результатов, перейдя от бедности к процветанию, от отсталости к модернизированной экономике: объем ВВП - 391,278 млн $долл., в том числе: сельское хозяйство - 1,7%, промышленность - 25, сфера услуг -73,3%; ВНП на душу населения - 17,576 тыс. $долл. (2008 г.) [7, 14, 15, 24]. Благодаря достигнутым высоким экономическим показателям, в том числе уровню социально-экономического развития с доходами на душу населения более 15 000 $долл., в 1997 г. Международным валютным фондом Тайвань был включен в группу промышленно и индустриально развитых стран, а в январе 2002 г. принят в члены Всемирной торговой организации (ВТО) [5]. Приоритетными отраслями развития тайваньской промышленности являются информация и связь; электроника и оптоэлектроника; нанотехнологии, материалы и химия; энергетика и окружающая среда; расширенные производственные модули и системы; биомедицинские технологии. Лидирующая отрасль - высокотехнологичное производство компьютерной продукции, доля которого в мире по всем позициям до 30-70% (Тайвань занимает 4-е место в мире, отставая только от США, Японии и КНР).

Для развития национальной экономики Тайваня как островной территории жизненно важное значение имеют внешнеэкономические связи. Общий объем внешней торговли в 2008 г. превысил 496 млрд $долл. В число основных статей импорта входят сырая нефть, минеральное сырье и металлолом, станки, продукция химической промышленности и продовольственные товары. Ведущими статьями тайваньского экспорта являются электронные, жидкокристаллические, лазерные, полупроводниковые, электросигнальные устройства, интегральные схемы, микросборки, аудио- и

видеоносители, печатные платы, механические изделия и полуфабрикаты, нефтепродукты и полимеры. Основные страны-импортеры: КНР (24,9%), Гонконг (14,6%), США (13,2%), Япония (6,5%), ЕС, страны АСЕАН; страны-экспортеры: Япония (21,0%), КНР (12,7%), США (12,1%), Республика Корея (6,9%). Современный рост тайваньской инновационной экономики, основанной на наукоемких передовых информационных технологиях, продуктах и услугах, позволил Тайваню за короткий срок накопить мощный научно-технический потенциал, который невозможно реализовать в полном объеме в условиях ограниченного внутреннего рынка. И правительством страны одним из эффективных каналов ускорения темпов распространения знаний и информации были выбраны конгрессно-выставочные мероприятия (рис. 1).

На этапе промышленного становления экономики Тайваня наиболее актуальным для него было участие в зарубежных выставках, благодаря чему росли возможности в области привлечения иностранного капитала: ведущие мировые фирмы приходили на Тайвань, натурализовались, а затем, уже как местные производители, приносили экономические выгоды стране (пользующаяся спросом продукция, реинвестируемая прибыль, создание рабочих мест и уплата налогов в местную казну).

По мере наращивания национального экономического потенциала правительство Тайваня стало уделять большее внимание развитию местной конг-рессно-выставочной индустрии, которая помимо прямых материальных выгод (налоги, затраты посетителей и участников мероприятий, в 5 раз большие, чем у обычных туристов) приносит и определенные нематериальные, но не менее важные выгоды (развитие инфраструктуры выставочного города, промышленности, рост престижа города, создание дополнительных рабочих мест) [7]. Тайвань стал первой страной в Азии,

активно начавшей в 1990-х годах развитие конгрес-сно-выставочной индустрии и построившей первый специализированный комплекс - «Taipei World Trade Exhibition Hall» (г. Тайбэй). К настоящему времени годовые прямые и косвенные доходы отрасли составляют около 200-230 млн $долл. [19].

Конгрессно-выставочная индустрия является одним из приоритетных направлений развития въездного туризма на Тайване и находится в ведомстве Бюро по туризму при Министерстве транспорта и коммуникаций. За период с 2005 по 2008 г. объемы инвестиций в строительство новых выставочных центров составили около 40 млн $ долл. Важными шагами на пути повышения конкурентоспособности стало строительство в 2008-2010 гг. одних из крупнейших выставочных залов в Азии: в г. Тайбэй объем инвестиций в строительство составил 200 млн $долл. и в г. Гаосюн - 91 млн $долл. (площадь 4,5 га) [23]. Все тайваньские конгрессно-выставочные центры оборудованы самой современной техникой: проекционные экраны, интегрированные видеопроекторы, автоматизированные мобильные столы, беспроводной выход в Интернет и т.п. В географической структуре индустрии около 81% выставочных площадей приходится на северную часть острова (далее приводим объем выставочной площади, в м2 / количество выставочных стендов, данные на февраль 2008 г.): Северный Тайвань: World Trade Center Nangang Exhibition Hall (40 536 / 2 465); Taipei World Trade Center Nangang Exhibition Hall 2 (47 255 / 2 650, ввод в эксплуатацию в 2013 г.) и др.; Центральный Тайвань: Taichung World Trade Center (4 851 / 250); Taichung International Conference & Exhibition Center (4 300 / 500-1 000); Южный Тайвань: Kaohsiung Business Exhibition Center (7 716 / 422), Kaohsiung World Exhibition & Convention Center (нет данных / 1 500, ввод в эксплуатацию в 2011 г.) [16].

Рис. 1. Факторы развития конгрессно-выставочной деятельности, характерные для Тайваня как островной территории

(сост. авторами)

Динамика развития конгрессно-выставочной индустрии в значительной степени зависит от других местных отраслей - это так называемое зеркало экономики: повышение или снижение темпов производства зеркально отражается на количестве и масштабах специализированных конгрессно-выставочных мероприятий. Ежегодно проводится от 60 до 100 крупнейших Тайбэйских международных выставок (все названия включают это словосочетание), в первую очередь в тех отраслях, благодаря которым Тайвань считается мировым лидером: производство компьютеров и комплектующих для них (выставка информационных технологий «COMPUTEX Taipei», вторая по масштабу в мире, первая - в Азии); производство велосипедов («Taipei CYCLE»); машиностроение и станкостроение, в том числе оборудование для пищевой промышленности («TIMTOS»); автомобильная промышленность («Taipei AMPA»); переработка пластмасс и каучука («Taipei Plas»); производство спортивных товаров («TaiSPO»); книгоиздательство («TIBE»). Количество посетителей этих крупнейших тайваньских выставок составляет от 15 500 до 120 000 чел. (в том числе от 2 000 до 50 000 иностранных посетителей из Азии, Центральной и Южной Америки, Европы, Океании, Африки и др.). Среднее количество участников одного выставочного мероприятия составляет около 34 000 с количеством выставочных стендов от 1 000 до 4 500 (из Азии, Центральной и Южной Америки, Европы и др.) (2009 г.). По количеству конгрессных мероприятий международного уровня (около 50) Тайвань занимает 36-е место в мире и 9-е в Азии (г. Тайбэй - 27-е место в мире и 8-е место в Азии после Сингапура, Пекина, Гонконга, Сеула и Бангкока) (2008 г.) [16, 17, 22, 28]. Следует отметить, что если специализация выставочных мероприятий характеризуется отраслями, в которых Тайвань уже достиг значительных успехов (точное машиностроение, телекоммуникации, компьютеры и периферийные устройства, биотехнологии), то рост конгрессных мероприятий связан с зарождающимися и имеющими перспективу направлениями науки и промышленности (оптоэлектроника, интегральные схемы).

Осознавая важную роль конгрессно-выставочной индустрии в развитии национальной экономики (высокая добавленная стоимость и возможности создания новых рабочих мест), правительство нацелено превратить Тайвань к 2012 г. в Международный центр конгрессно-выставочной индустрии (MICE-индустрии) в АТР. Одним из шагов к намеченной цели стало включение данной отрасли в 2004 г. в 12 стратегических и перспективных направлений национального экономического развития (в рамках сектора услуг) [12]. Это актуально в свете резкого сокращения доли занятых в промышленном секторе (причина - перевод в конце 1980-х годов некоторых трудоемких производств из Тайваня в страны Юго-Восточной Азии, а с 1990-х - в материковый Китай, где более дешевая рабочая сила, низкая стоимость земли и большие масштабы внутреннего рынка пот-

±56,1 55 * ' +58

50,2

42,4 W

27 38,1 40,8 37,2 В 36,8

\ 19,5

16,9 ' s. Д5 7,8

1950 I960 1970 1980 1990

годы

• сфера услуг —промышленный сектор

то 2020

— сельское хозяйство

Рис. 2. Динамика изменения структуры занятости населения Тайваня (сост. авторами по [12, 24]).

ребления) (рис. 2). При общей численности населения более 23 млн чел. доля трудоспособного составляет 58,28% [12]. Активизация развития конгрессно-выста-вочной индустрии и смежных с ней отраслей является решением проблемы занятости избыточных трудовых ресурсов, высвобождающихся из промышленного сектора: на каждые 1 000 м2 выставочной площади создается около 100 рабочих мест, причем каждое третье - в сфере туризма [13]. Планируется, что благодаря строительству Kaohsiung World Exhibition & Convention Center (г. Гаосюн) будет создано дополнительно 2 000 рабочих мест [11].

На правительственном уровне реализуются программы финансовой поддержки, включающие как содействие местным организаторам мероприятий (646 000 $ долл.), так и субсидирование участия тайваньских предприятий в выставках [20]. Чтобы привлечь иностранных участников, при поддержке правительства в 2004 г. был создан бренд тайваньской конгрессно-выставочной индустрии под названием «MEET Taiwan» - «Meetings, Events, Exhibition, Travel», который предназначен для проведения широкомасштабных рекламных кампаний за рубежом с позиционированием Тайваня как места встречи Востока и Запада [10, 11, 21]. Эмблема «MEET Taiwan» представляет собой пять стилизованных лепестков, символизирующих пять континентов, а также объединяющую роль конгрессно-выставочной деятельности и стремление Тайваня стать в этой области лидером в Азии. Это желание подкрепляется развитой инфраструктурой: транспортными коммуникациями, отелями международного уровня, кухней высокого качества, достопримечательностями и квалифицированными кадрами.

Транспорт. Tайвань, расположенный в центре АТР, связывает Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. Тайваньский пролив, отделяющий Tайвань от материкового Китая, играет важную роль для развития морских транспортных перевозок в Восточной Азии. Тайвань отличает выгодное, по сравнению с такими азиатскими городами, как Гонконг, Шанхай и Сингапур, расположение. И потому есть возможность

не только быстро доставлять грузы из пяти основных портов стран АТР в семь крупнейших портов на западном побережье Тихого океана, но и осуществлять оперативные (не более 3 ч.) авиаперевозки пассажиров. В дополнение к 7 морским портам международного уровня (в районе городов Цзилун, Тайчжун, Гаосюн и Тайбэй) с 2008 г. для осуществления прямых линий между КНР и Тайванем открыты еще 11. Имеется 36 аэропортов, в том числе 2 международных (Тайвань Таоюань, ранее известный как международный аэропорт им. Чан Кайши, и Гаосюн) и 16 местного уровня (крупнейшие - в городах Тайбэй, Тайнань, Пиндун, Хуалянь и Тайдун и др.). На 2008 г. международные перевозки осуществляли 23 компании, местные перевозки - 12 компаний [27]. У России и Тайваня нет прямого авиасообщения - российские туристы могут добраться до острова с пересадкой в третьих странах (Китай, Южная Корея, Гонконг, Япония, Вьетнам и др.).

Помимо международного транспортного обслуживания на Тайване хорошо развиты железные дороги и скоростные автомагистрали общей протяженностью около 40 000 км. Шоссейные дороги (19 701 км) связывают все порты, аэропорты, города и отдаленные районы острова, железнодорожная сеть охватывает весь остров по периметру. Благодаря строительству важнейшей транспортной артерии Тайваня, пересекающей весь остров с севера на юг - Транстайваньской железной дороги (345 км с пассажирооборотом более 30,5 млн чел.) - из Тайбэя в Гаосюн можно добраться всего за 90 мин. Система тайваньского метро, протяженностью в 78 км, осуществляет перевозки в среднем более чем 1,2 млн пассажиров в день (с 2004 г. по 2007 г. была лучшей в мире) [27].

Визовый режим. Важнейшим шагом по привлечению участников и посетителей на конгрессно-выста-вочные мероприятия является проводимая правительством Тайваня политика упрощения визового режима. В настоящее время правом безвизового въезда с пребыванием не более 30 дней (при условии наличия обратного билета) обладают граждане 40 государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Ватикан, Великобритания и др.). Для большинства государств действует облегченный визовый режим. Так, для граждан Японии, Великобритании, Ирландии и Новой Зеландии срок безвизового пребывания может составлять 90 дней. Начиная с

1 марта 2009 г. граждане Индии, Таиланда, Филиппин, Вьетнама и Индонезии могут въезжать на Тайвань без визы, если у них в паспортах проставлена действующая Шенгенская виза или же виза США, Канады, Японии, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, а также если они являются резидентами этих стран [4]. С июня 2008 г., согласно подписанному соглашению между КНР и Тайванем, снят ряд ограничений на передвижение туристов между сторонами Тайваньского пролива. Визы для граждан России и стран СНГ оформляются в Тайбэйско-Московской координационной

комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (г. Москва).

Деловая среда. Один из необходимых факторов развития конгрессно-выставочной индустрии - наличие широкого комплекса деловых услуг. Тайвань занимает 46-е место среди 186 стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса. По уровню развития сектор деловых услуг соответствует высоким мировым стандартам: развитая система местных и иностранных банков, сеть телекоммуникационных средств, высокий уровень консалтинговых услуг, страхования и т.п. Интернет и электронная почта доступны на всей территории Тайваня. Помимо того что роуминг крупнейших российских операторов связи (MTC, Билайн, Мегафон) работает на всей территории острова, для иностранных участников конгрессно-выставочных мероприятий предусмотрена система аренды сотовых телефонов и продажа сим-карт малого срока действия.

Отели. Размещение большого количества участников и посетителей конгрессно-выставочных мероприятий предусматривает наличие отелей с высоким уровнем обслуживания. Помимо 60 отелей международного уровня (20 000 номеров) на Тайване имеется множество различных заведений гостиничного типа, включая бутик-отели, рекреационные фермы и пансионы (около 10 000 номеров) [20]. Местные гостиничные операторы стараются улучшить услуги и модернизировать материальную базу с тем, чтобы привлечь большее количество местных и зарубежных клиентов [9].

В последние годы Бюро по туризму Тайваня активно стимулирует развитие гостиничного сектора, способствуя увеличению числа деловых туристов. Благодаря разнообразию форм гостиничных объектов высокого уровня обслуживания при доступных ценах (2-3-звездочный - 50-100 долл. США, 4-5-ти - 120-250 долл.), заполняемость в сегменте гостиниц международного класса повысилась с апреля 2008 по апрель 2009 г. с 64,74 до 70,59% и в сегменте гостиниц туристического класса - с 61,24 до 64,40% [9, 29]. Новым шагом на пути модернизации тайваньского гостиничного сектора стало принятие в январе 2009 г. четырехлетнего плана «Туризм высшего класса», который предусматривает повышение квалификации работников гостиничной индустрии.

Тайвань уже давно завоевал репутацию одного из крупнейших в мире центров китайской кухни и стал меккой для гурманов. Тайваньская кухня - это кухня восточных провинций Китая с сильным влиянием японской кулинарии. Но если учитывать, что даже в материковом Китае стилей и традиций в приготовлении пищи неисчислимое множество, то островную кухню, долгое время развивавшуюся обособленно, можно считать образцом традиционной китайской кухни. Многие тайваньцы считают, что именно здесь сохранены те кулинарные традиции, которыми китайцы пользовались более 2 000 лет назад. Но обилие иммигрантов со всех уголков Китая привнесло сюда и множество

вариантов современной китайской кухни - здесь можно найти множество ресторанов и кафе, представляющих кантонскую, хунаньскую, гуаньдунскую, пекинскую, шанхайскую, яньчжоускую или сычуаньскую вариации китайских традиций.

Природно-рекреационные ресурсы и культурно-исторические достопримечательности. Тайвань обладает уникальными ресурсами для организации пре- и посттуров в рамках деловой поездки. Это живописные природно-рекреационные ресурсы (ущелье Тароко в уезде Хуалянь, оз. Солнца и Луны в Наньтоу, Национальный парк Кэньтин, самый высокий горный пик в Восточной Азии - г. Юйшань, 3997 м), разнообразные музейно-храмовые достопримечательности: Мемориал Чан Кайши, Мемориал Сунь Ятсена, Национальный дворцовый музей «Гугун», Мемориал погибшим героям, самое большое изображение сидящего Будды в мире и др.), а также большое количество исторических архитектурных объектов (традиционной китайской, японской и западной культур, свидетельствующих о колониальной истории острова), а также одно из самых высоких зданий в мире с высокоскоростными лифтами - башня «Тайбэй-101» (508 м) в г. Тайбэй.

Квалифицированные кадры. Наличие опытных менеджеров, способных заниматься маркетингом, эффективно и квалифицированно организовать мероприятия, является одним из определяющих факторов для конкурентоспособности конгрессно-выставочной индустрии Тайваня на международном уровне. Правительственные структуры оказывают в этом активное содействие: за период с 2006 по 2009 г. обучение прошли 2 500 человек [11]. Помимо этого действуют учебные и исследовательские программы; поощряется деятельность местных университетов и колледжей по разработке соответствующих учебных курсов. Ключом к интернационализации конгрессно-выставочной индустрии острова стало совершенствование навыков владения английским языком жителями Тайваня.

Итак, несмотря на ограниченную островную территорию и практически отсутствие природных ресурсов, у Тайваня есть уникальная возможность развития национальной экономики посредством активизации развития конгрессно-выставочной индустрии. Этот путь особенно актуален в условиях экспортоориентированной экономики Тайваня и необходимости интеграции в мировое хозяйство. Немаловажен и получаемый от индустрии мультипликационный эффект на микроуровне (развитие территориальной организации хозяйства -торговля, транспорт, финансы и туризм, создание новых рабочих мест). Тайвань обладает всеми необходимыми географическими и социально-экономическими факторами для развития конгрессно-выставочной индустрии: выгодное географическое положение в центре АТР, транспортная доступность, безвизовый режим для иностранцев из крупнейших стран мира, развитая бизнес-инфраструктура, дружелюбие местных жителей. Необходимо отметить и обширные возможности

Тайваня, позволяющие сочетать бизнес с отдыхом (экскурсионные и культурные программы, разнообразие местной кухни), которые способствуют знакомству с культурой и историей зарубежной страны, установлению межнационального взаимопонимания.

В наше время последствия финансового кризиса ослабевают, ожидается оживление мировой экономики. Следствием этих перспектив станет усиление роли и увеличение масштабов маркетинговых процессов, в том числе конгрессно-выставочных мероприятий в процессах оперативного обмена бизнес-информацией. Благодаря грамотному государственному регулированию развития конгрессно-выставочной индустрии будут формироваться новые товарные и географические рынки, позволяя Тайваню сохранять стабильно высокие темпы развития внешней торговли и, несмотря на имеющуюся высокую конкуренцию с соседними азиатскими государствами (Китай, Гонконг, Таиланд, Макао, Сингапур, Малайзия), занять лидирующие позиции в АТР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. География стран Азиатско-Тихоокеанского региона / П.Я. Бакланов, А.А. Белоусов и др.; отв. ред. П.Ф. Бровко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. 252 с.

2. Геоэкономика: господство экономического пространства / К. Жан, П. Савона, С. Фиоре, Ф.Б. Рочча, О. Кукуцца; ред. М.Ю. Урнов; пер. Г.П. Кисилев, И.О. Смагин. М.: Ad Marginem, 1997. 208 с.

3. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М.: Норма, 2006. 528 с.

4. Ли М. Тайвань дает право безвизового въезда гражданам 5 государств Азии // Правительственное информ. бюро Тайваня. URL: http://www.roc-taiwan.org (дата обращения 15.09. 2009).

5. Международный Валютный Фонд, 2009. URL: http:// www.imf.org. (дата обращения19.01. 2010).

6. Минакир П.А. Дальний Восток России: модели развития и сценарии будущего // Вестн. ДВО РАН. 1998. № 6. С. 18-30.

7. Палей Т.Л. Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии инновационной экономики на Тайване // Эффективные механизмы инновационного развития Дальневосточного региона России и стран АТР: сб. докл. науч.-практ. конф. Владивосток: ДВО РАН, 2006. С. 118120.

8. Соломко Н.В. Выставочно-ярмарочные услуги как фактор развития экономики региона : дис. ... канд. экон. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2003. 168 с.

9. Цзо Лун-ди. Индустрия гостеприимства взрослеет //

Government Information Office, Rep. of China (Taiwan). URL: http://www.gio.gov.tw/info/nation/russia/2009/05/

p2.html (дата обращения 20.03.2010).

10. Allen Hsu. Taiwan’s convention-and-exhibition industry thinks big // Тaiwan Journ. 2007. 10 Dec. URL: http:// taiwanjournal.nat.gov. tw/ct.asp?xItem=24768&CtNode=12

2 (дата обращения 05.07.2009).

11. Current development status of «MICE» Industry in Taiwan.

URL: http://sourcing-taiwan.taiwantrade.com.tw/english/

pdf/MICE%20Industry.pdf (дата обращения 27.11.2009).

12. Government Information Office, EY // Directorate General of Budget, Accounting and Statistics, Government of Taiwan.

URL: http://english.www.gov.tw/ct.asp?xItem=17419&ctN ode=1907-&mp=1001 (дата обращения 16.03.2010).

13. Henschel K. Messebegleitendes Kongressmanagement // Stoeck, N. (Hg.). Handbuch Messemanagement, Planung, Durchfuhrung und Kontrolle von Messen, Kongressen und Events. Wiesbaden, 2003. S. 997-1009. Нем. яз.

14. Industrial Analysis / Industrial Technology Research Institute. URL: http://www.itri.org.tw/eng/Research/article. asp?RootNodeId=030&NodeId=0303 (дата обращения 26.03.2010).

15. Jack F. Williams, Ch’ang-yi Chang. Geography in Taiwan // Professional Geographer. 1985. Vol. 37, Iss. 2. P. 219-220.

16. Kozak N. The Expectations of Exhibitors in tourism, hospitality, and the travel industry. A Case study on East mediterranean tourism and travel exhibition // Journ. of Convention & Event Tourism. 2006. N 7. P. 99-116.

17. Lara R.A., Har C. Reassessing the Need for the Development of Regional Standards for the MICE Sector for the ASEAN and Asia Pacific Region // Journ. of Convention & Event Tourism. 2008. N 9. P. 161-181.

18. Lee M.J., Back K.J. A review of economic value drivers in convention and meeting management research // Journ. of Contemporary Hospitality Management. 2005. N 17. P. 409420.

19. Lin Mei-Chun. Building up the MICE infrastructure (A Report on the Tourism Sector) // Taiwan Business Topics. 2009. Vol. 39, N 3. URL: http://www.amcham.com.tw/ content/view/2697/422 (дата обращения 02.02.2010).

20. Lin Mei-Chun. Industry focus: The Campaign for more visitors industry focus. URL: http://www.amcham.com.tw/ content/view/824/339 (дата обращения 15.01.2010).

21. MEET TAIWAN // Bureau of Foreign Trade, Ministry of

Economic Affairs Taiwan MICE Advancement program. URL: http://www.meettaiwan.com (дата обращения

0.03.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. New Website promotes conventions and exhibitions in Taiwan. 01.03.2006. URL: http://www.cens.com/cens/html/en/news/ news_inner_3806.html (дата обращения 17.02.2010).

23. Nicolaus Wilk. MICE success eludes Taiwan // European Chamber of Commerce Taipei. URL: http://www.ecct.com. tw/index2.php?option=com_content&do_pdf=1&id=93 (дата обращения 13.02.2010).

24. Pi-Huei Yang. Studies on the development of convention and exhibition industry between Taiwan and Mainland China. 2005. 156 p. URL: http://ethesys.lib.mcu.edu.tw/ETDdb/-ETDsearch/getfile?URN=etd0105106-181724&filename=e td0105106-181724.pdf (дата обращения 13.03.2010). Кит. яз.

25. Results of the first global economic crisis barometer survey of the exhibition industry. Febr. 2009. URL: http://www. ufi.org/media/publicationspress/2009_economic_crisis_ barometer_-may_2009.pdf (дата обращения 16.01.2010).

26. The Trade fair industry in Asia. An UFI Report researched and compiled by Business Strategies Group. 4th ed., 2008. Business Strategies Group Ltd., 2008. URL: http://www.ufi. org/media/publicationspress/2008_bsg_report_toc.pdf (дата обращения 19.12.2009).

27. Transportation and telecommunications // The Republic of China Yearbook 2009. URL: http://www.gio.gov.tw (дата обращения 1.03.2010).

28. Travel and Tourism from Taiwan (Market Research Report) // Intern. Business Strategies. 2007. June. 13 Pages. URL: http://www.internationalbusinessstrategies.com (дата обращения 14.09.2009).

29. Ya-yen Sun. Marginal economic impacts of inbound tourism to Taiwan and policy evaluation // Asia Pacific Journ. of Tourism Research. 2005. Vol. 10, N 3. P. 309-327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.