Научная статья на тему 'Развитие туризма в Украине как фактор реализации национальных интересов страны'

Развитие туризма в Украине как фактор реализации национальных интересов страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СПЕЦИФИКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЫСОКО ИНТЕГРИРОВАННАЯ УСЛУГА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ / TOURIST INDUSTRY / SPECIFICITY TOURIST PRODUCT / RESOURCED / HIGHLY INTEGRATED ECONOMIES OF THE REGION / FORMING THE IMAGE OF THE COUNTRY / ТУРИСТИЧНА іНДУСТРіЯ / СПЕЦИФіКА ТУРИСТИЧНОГО ПРОДУКТУ / РЕСУРСНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ / ВИСОКО іНТЕГРОВАНА ПОСЛУГА / ЕКОНОМіКА РЕГіОНУ / ФОРМУВАННЯ іМіДЖУ КРАїНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малик Людмила Викторовна

В статье исследованы теоретические вопросы характерных особенностей туристической отрасли и ее ресурсного обеспечения. Определена общая тенденция изменений во взаимодействии рычагов регулирования туристической индустрией Украины на современном этапе. Поскольку туристическая отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристического бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль вовсе не похожа на другие, и потому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. Особенно важно сформировать отношение к туризму как к высокоинтегрированной услуге с прогрессивно растущим применением информационных технологий. Определено общее взаимодействие рычагов регулирования туристической индустрии. Обозначены современные проблемы туристической отрасли. Показана комплексность кризисных проблем в экономическом, а также в социально-политическом секторе страны. Обозначена роль туристической отрасли в решении указанных проблем. Сегодня в Украине наблюдается отсутствие стратегии развития туризма и продвижения Украины на внешнем рынке. Дефицит информации, неспособность и нежелание решать насущные вопросы деятельности туристической отрасли вот те реалии, с которыми приходится сталкиваться участникам индустрии путешествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development in Ukraine as a factor in the realization of national interests

The theoretical questions of characteristic features of tourist industry and its resource provision are investigated. The general tendency of changes in co-operation of levers of regulation of tourist industry of Ukraine on the modern stage is detected. Since tourist industry, as a management object has its features, the managers of tourist business must consider that this industry does not look like others at all and that is why mechanically to transfer management models from other spheres of labour activity to the sphere of tourism is impossible. It is especially important to form the attitude toward tourism as to a highlyintegrated service with progressively growing application of informative technologies. Systematization of properties and functions of tourist business is conducted taking into account the features of modern Ukrainian actuals. It is especially important to pay attention to the properties of the advantage in integration and globalization processes, which are going on in outer space, and also the possibility to form integrations of nation-wide interests in the different layers of population and its presentation as means of propaganda of national culture and European interests. Internal tourism of Ukraine acquires the special value due to the expansion of cultural communications between the separate regions of country, adjusting of dialogue and mutual understanding, possibility of ocular demonstration of community of Ukrainian nation and forming of positive image of Ukraine, foremost, among its population. In the light of the last events this factor acquires the special significance among participants of Ukrainian tourist market. Common co-operation of levers of regulation of tourist industry is identified. The modern problems of tourist industry are indicated. The complexity of crisis problems is shown in economic and also in socially political sector of country. The role of tourist industry in the solution of the indicated problems is designated. Today in Ukraine there is an absence of strategy of development of tourism and advancement of Ukraine to the foreign market, lack of information, inability and unwillingness to decide the vital questions of activity of tourist industry at present these are the realities which the participants of industry of trips have to face.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Украине как фактор реализации национальных интересов страны»

the problem, incompleteness methodological basis of research aimed at provision of security in key segments of the economy.

The relationship between the categories of "sustainability" and "economic security" can expand study macroeconomic processes. Therefore, depending on changes in the state of stability of the economy can be seen on the provision of security. This control system state is able to produce only coordinated measures aimed at sustainable development both the real economy and strengthening its economic security.

Developed the logical framework scheme of connection between the economic sector and economic security. This scheme illustrates the sequence, subordination and interdependence semantically joined categories, which reflect certain socio-economic relations.

Key words: security, economic security, sustainable development, permanent stability, economic development of the real sector.

УДК 338.48:338.24(477)

Л.В. Малик

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ

В статье исследованы теоретические вопросы характерных особенностей туристической отрасли и ее ресурсного обеспечения. Определена общая тенденция изменений во взаимодействии рычагов регулирования туристической индустрии Украины на современном этапе. Поскольку туристическая отрасль, как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристического бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль вовсе не похожа на другие и потому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. Особенно важно сформировать отношение к туризму как к высокоинтегрированной услуге с прогрессивно растущим применением информационных технологий.

Определено общее взаимодействие рычагов регулирования туристической индустрии. Обозначено современные проблемы туристической отрасли. Показана комплексность кризисных проблем в экономическом, а также в социально -политическом секторе страны. Обозначена роль туристической отрасли в решении указанных проблем.

Сегодня в Украине наблюдается отсутствие стратегии развития туризма и продвижения Украины на внешнем рынке, дефицит информации, неспособность и нежелание решать насущные вопросы деятельности туристической отрасли - на сегодняшний день это те реалии, с которыми приходится сталкиваться участникам индустрии путешествий.

Ключевые слова: туристическая индустрия, специфика туристического продукта, ресурсное обеспечение, высоко интегрированная услуга, экономика региона, формирование имиджа страны.

Постановка проблемы. Вопреки заявленному в Статье 6 Закона Украины «Закон о туризме»: «Государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры и создает условия для туристической деятельности», на сегодняшний день в сфере управления этой отраслью прослеживается не согласованность задач отраслевого развития общей государственной стратегии. В

условиях сложной социально-политической и экономической ситуации в стране необходима мобилизация сил для поиска максимально эффективных путей выхода из кризиса в Украине. Туризм может рассматриваться как один из факторов стабилизации ситуации.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туризма посвящены исследования Драчевой Е.Л., Дядечко Л.П., Забаева Ю.В., Исмаева Д.К., Никитенко С.И., Пандяк И.Г., Саака А.Э., Пшеничных Ю.А., Холловей Дж.К и др.

Выделение не решенных раннее частей общей проблемы. Важность развития внутреннего туризма уже отмечалась исследователями, однако в современных условиях для Украины, наряду с вопросами чисто экономического содержания, необходимо также решать задачу налаживания диалога внутри страны, восстановлению коммуникативных связей между отдельными регионами Украины. Именно развитие внутреннего туризма способно справиться с решением этого вопроса.

Цель статьи. Определить общую тенденцию изменений во взаимодействии рычагов регулирования туристической индустрии Украины на современном этапе, а также, обозначив современные проблемы отрасли, определить пути их решения.

Изложение основного материала.

Туризм - одна из точек роста экономики большинства стран. Опыт ЮНВТО подтверждает перспективность его развития. Туристическую индустрию можно выделить как кластер, который создает новые рабочие места, повышает имидж государства. Согласно статистическим данным Всемирной туристической организации ЮНВТО, сфера туризма и курортов генерирует каждое 12 рабочее место в мире и составляет 30% от мирового экспорта услуг. При этом ее вклад в мировой ВВП составляет 9% [1]. Именно поэтому, в мире нет опыта, где туристическая отрасль развилась бы сама, без государственной поддержки. Центральные органы исполнительной власти в области туризма имеют более 160 государств мира.

Туристическая отрасль сервисного обслуживания характерна тем, что она, как объект управления, имеет ряд характерных свойств:

1. Высокая глубина проникновения туризма (туризм как явление существует везде, где живет человек) и сложность взаимосвязи между его составляющих элементов. В туристической индустрии много предприятий и организаций, которые, так или иначе должны составлять единственную региональную систему управления.

2. Сильное влияние со стороны заинтересованных клиентов. Туристические организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают определённое влияние (на функционирование турфирм, население, кредиторы, политические структуры, городские управления, туристы).

3. Неотделимость туристического продукта от источника формирования. Так как туристический продукт проявляется в виде услуг, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента в момент предоставления, а также невозможность складирования этой услуги. Речь идет о том, что туристическую услугу невозможно отправить с помощью почты, кроме того, нет возможности сохранения туристического продукта. Туристическую услугу невозможно увидеть при подписании соглашения, попробовать как товар на вкус, услуги не могут быть сохранены для предстоящей продажи.

4. Специфика туристического продукта связана со спецификой формирования туристического спроса. Этот спрос является неоднородным, основные причины чего кроятся в следующем:

а) непостоянство качества туристического продукта. На услуги влияет, как и сам потребитель, его уникальность, так и тот, кто предоставляет услуги;

б) разнообразие потребителей туристических услуг. Разные категории туристов

имеют разные цели путешествий, требования, к туристическим услугам, а также сумму средств, какие они готовы заплатить за обслуживание. На туристический спрос сильно влияют такие факторы, как доход, структура семьи, возраст её членов, их образование и профессия.

в) большое значение общественных факторов, таких как социальная, экономическая, политическая ситуации в государстве, экологическое состояние. Немаловажную роль имеет безопасность путешествия.

5. Комплексность туристических услуг. Туристическая услуга состоит из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), который представляется специфическим продуктом. Комплекс (инфраструктура) туристической дестинации (туристическое предложение места, региона, страны) рассматривается как «коллективная продукция». Тур-предложение предоставляет собой не отдельные услуги, а целый комплекс услуг, которые стоят в основе формирования туристического спроса. Этот комплекс услуг турист совмещает в понятии «цель путешествия».

6. Сезонность, которая предоставляется зависимостью объема туристических услуг от сезона, прежде всего от природно-климатических условий. В зависимости от времени года, объем туристической деятельности может серьезно колебаться. Туристические организации принимают ряд мероприятий, направленных на уменьшение сезонных спадов. Например, введение сезонной дифференциации цен (рост цен в разгар сезона, умеренные для межсезонья и понижение для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах, в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой, религиозный и так далее) [2].

7. Связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Для туризма характерно, что информационные потоки в большей степени, чем товары, обеспечивают связи между производителями туристических услуг. В данном случае информационные потоки идут не только в виде массива данных, но и выступают также в форме услуг и платежей [3].

8. Предприятия туристического бизнеса в своей деятельности зачастую пользуются ресурсами, которые фактически им не принадлежат (рис. 1) [2].

9. Внутренний туризм Украины приобретает особенное значение благодаря расширению культурных коммуникаций между отдельными регионами страны, налаживание диалога и взаимопонимания между различными слоями населения, возможности наглядной демонстрации общности украинской нации и формирование позитивного имиджа Украины, прежде всего, среди населения. В свете последних событий этот фактор приобретает особое значение среди участников украинского туристического рынка.

Поскольку туристическая отрасль, как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристического бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль вовсе не похожа на другие и потому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. Особенно важно сформировать отношение к туризму как к высокоинтегрированной услуге с прогрессивно растущим применением информационных технологий.

Информационно - технологические системы, используемые в туризме, состоят из компьютерных систем резервирования, систем проведения телеконференций, обучающих семинаров, видеосистем, компьютерных сетей, информационных систем управления, электронных информационных систем бронирования и продажи билетов, электронной системы платежей, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д.

Коммерческая структура

I

Обеспечивающие и сопутствующие услуги

Туристические ресурсы Музеи, заповедники,

др._

^Нормирование, охранение

Рис. 1. Управление ресурсным обеспечением рынка туристических услуг

При этом необходимо отметить, что эти системы формируются и внедряются каждым субъектом туристического рынка в виде разрозненных единиц, но, впоследствии, объединяются в единое информационное пространство и используются уже всеми субъектами в комплексе. Более того, использование каждым субъектом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных контрагентов.

Например, система учета номерного фонда гостиницы может быть подключена к системе электронного бронирования гостиниц, что, в свою очередь, позволяет использовать информацию о свободных номерах турагентами для поиска предложений, удовлетворяющих запросам клиентов. При подключении информационной системы бронирования авиабилетов можно сформировать базовую основу туристического продукта.

Таким образом, в туристической индустрии распространяются не просто наборы баз данных и технических средств обработки и передачи информации, а функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, многие туристические производители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Кроме того, как для производителей, так и для потребителей туристическая услуга является комплексной, а это подтверждает сложность и многогранность взаимосвязей туристического продукта, а значит и индустрии в целом.

Общее взаимодействие рычагов регулирования туристической индустрии можно описать по схеме (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействие рычагов регулирования туристической индустрии

Туристический бизнес как составляющая экономического комплекса страны характеризуется определенными свойствами и функциями [3, с.18]:

1. имеет индустрию производства и оказания услуг туристам;

2. создает свои туристические услуги, формирует туристический продукт и осуществляет их реализацию;

3. формирует рынок туристических услуг разного уровня комплексности;

4. выступает мультипликатором роста национального дохода, валового внутреннего продукта, занятости населения, развития местной инфраструктуры и повышение уровня жизни населения;

5. является сферой, характерной особенностью которой является дешевизна создания рабочих мест, обеспечение высокого уровня эффективности, а также быстрая окупаемость инвестиций;

6. выступает эффективным средством охраны окружающей среды и историко-культурного наследия человечества, является материальной основой ресурсного потенциала туризма, который образует специфическую сферу деятельности. В то же время, недобросовестное отношение к вопросам развития туризма может способствовать нанесению ущерба окружающей среде;

7. совместимость практически со всеми сферами, отраслями и видами деятельности человека. Развитие туризма стимулирует развитие инфраструктуры, обеспечивающей удовлетворение спроса путешественников на различные услуги;

8. имеет преимущества в интеграционных и глобализационных процессах, происходящих в мировом пространстве;

9. позволяет формировать интеграцию общенациональных интересов в различные слои населения. Может выступать в качестве средства пропаганды национальной культуры и европейских интересов.

Основным свойством туризма является его способность влиять на экономику региона, страны и мира. На связь между стадиями экономического развития страны и характерными чертами развития туризма одним из первых обратил внимание американский экономист П. Ротоу еще в 1959 г. Однако, несмотря на то, что модели экономического влияние туризма на сферу экономики значительно усложнились, гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.

Если оценивать Украину исходя из теории П.Ротоу, то ее следует отнести к изменяющемуся обществу, в котором социально-экономические условия способствуют приоритетному развитии внутреннего и въездного туризма.

Отметим, что на развитие туризма влияют как положительные, так и отрицательные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в мире, и особенно в стране.

Однако, на самом деле туристический сектор, который является не дотационным, а бюджетообразующим для экономики не только ряда регионов, но и страны, поддержкой Украинского государства не избалован. Так, за 20 с лишним лет существования независимости Украины состоялось 9 реорганизаций органа исполнительной власти в сфере туризма. Отсутствие стратегии развития туризма и продвижения Украины на внешнем рынке, дефицит информации, неспособность и нежелание решать насущные вопросы деятельности туристической отрасли - на сегодняшний день это те реалии, с которыми приходится сталкиваться участникам индустрии путешествий.

На фоне крайне низкого уровня национального самосознания, патриотического воспитания, которое могли бы поддержать действенные программы развития внутреннего туризма, подобная несистемность подходов говорит о фактическом отсутствии стратегии развития не только в туристической отрасли страны [5].

Основной функцией государства в индустрии туризма есть выход на международные рынки и реклама достопримечательностей страны, это то, что не станет комплексно делать ни один коммерческий участник рынка. При этом, в 2008-м Украина была последний раз представлена на Международной туристской выставке в Барселоне единым стендом. В 2009-м участие в престижных форумах Украины прекратилось.

Под стать хаотичному перебрасыванию из одного министерства в другое было и бюджетное финансирование, о чем красноречиво свидетельствует размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства. Так, за три года с 2012 по 2014 год финансирование индустрии со стороны государства было сокращено более чем в пять раз.

В итоге, в рейтинге конкурентоспособности страны в сфере туризма 162-го Всемирного экономического форума за 2013 г. Украина занимает только 76 место среди 140 стран. В частности, по показателю «бюджетные затраты на туризм» заняла 38 место, а по показателю «приоритетность туризма для правительства» только 126 место

[5].

Выводы по данному исследованию и перспективы. Все это говорит о том, что сегодня особенно надо обратить внимание на необходимость выработки и исполнения единой государственной стратегии развития как внешнего так и, прежде всего, внутреннего рынка туризма, как возможность влияния на национальное самосознание населения Украины, повышения его культурного уровня и межрегиональных коммуникационных связей.

Также, в силу характеристики туризма как восприимчивой к применению информационных технологий в подсистемах организации и управления, мобильной и экономически эффективной отрасли, возможно рассматривать туризм как сферу высокоинтегрированных услуг, которая может стать один из значимых факторов экономического роста страты в период экономического и военно-политического кризиса в восточной ее части и АР Крым.

Список использованной литературы

1. Сайт Государственного агентства Украины по туризму и курортам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourism.gov.ua/ua/25020/26352/. Sajt Ghosudarstvennogho aghentstva Ukraynbi po turyzmu y kurortam/ piektronnbij resurs]. -Rezhym dostupa: http://www.tourism.gov.ua/ua/25020/26352/

2. Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособ. / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 512 с.: ил. ; Saak A. E. Menedzhment v sotsialno-kulturnom servise i turizme : ucheb. posob. / A. E. Saak, Yu. A. Pshenichnykh. - Sankt-Peterburg : Piter, 2007. - 512 s.: il. ;

3. Менеджмент : навч. поаб. у 2 т. / рук. авт. кол. С. Ф. Поважний. - 3-те вид., перероб. та доп. - Донецьк : ДонДУУ, 2012. - Т. 2 : Галузевий менеджмент. - 295 с. ; Menedzhment : navch. posib. u 2 t. / ruk. avt. kol. S. F. Povazhnyi. - 3-tie vyd., pererob. ta dop. - Donetsk : DonDUU, 2012. - T. 2 : Haluzevyi menedzhment. - 295 s.

4. Информационные технологии в туристической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ref.by/refs/54/25809/Lhtml ; Informatsionnye tekhnologii v turisticheskoy deyatelnosti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.ref.by/refs/54/25809/Lhtml.

5. Антитуристическая операция в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novosti-turbiznesa.info/article/antituristicheskaya_operatsiya_v_ukraine.html. Antituristicheskaya operatsiya v Ukraine [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://novosti-turbiznesa.info/article/antituristicheskaya_operatsiya_v_ukraine.html

6. Аналiз шфраструктури туристичних бiзнес-послуг [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://www.alushta.org/referats.php?page=view_text&id=590 ; Analiz infrastruktury turystychnykh biznes-posluh [Elektronnyi resurs]. - Rezhym dostupu : http://www.alushta.org/referats.php?page=view_text&id=590.

7. Захарш С. Потоки зростають. А от доходи... / С. Захарш // Дзеркало тижня. -2008. - № 37.- С. 23. Zakharin S. Potoky zrostaiut. A ot dokhody. / S. Zakharin // Dzerkalo tyzhnia. - 2008. - № 37.- S. 23.

8. Холловей Дж. К. Туристический бизнес : пер. с 7-го англ. изд. / Дж. К. Холловей, Н. Тейлор. - Ки'в : Знания, 2007. - 789 с. ; Khollovey Dzh. K. Turisticheskiy biznes : per. s 7-go angl. izd. / Dzh. K. Khollovey, N. Teylor. - Kii'v : Znaniya, 2007. - 789 s.

Стаття надшшла до редакцп 02.11. 2015

L.V. Malik

TOURISM DEVELOPMENT IN UKRAINE AS A FACTOR IN THE REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS

The theoretical questions of characteristic features of tourist industry and its resource provision are investigated. The general tendency of changes in co-operation of levers of regulation of tourist industry of Ukraine on the modern stage is detected. Since tourist industry, as a management object has its features, the managers of tourist business must consider that this industry does not look like others at all and that is why mechanically to transfer management models from other spheres of labour activity to the sphere of tourism is impossible. It is especially important to form the attitude toward tourism as to a highly-integrated service with progressively growing application of informative technologies.

Systematization of properties and functions of tourist business is conducted taking into account the features of modern Ukrainian actuals. It is especially important to pay attention to the properties of the advantage in integration and globalization processes, which are going on in outer space, and also the possibility to form integrations of nation-wide interests in the different layers ofpopulation and its presentation as means ofpropaganda of national culture and European interests. Internal tourism of Ukraine acquires the special value due to the expansion of cultural communications between the separate regions of country, adjusting of dialogue and mutual understanding, possibility of ocular demonstration of community of Ukrainian nation and forming of positive image of Ukraine, foremost, among its population. In the light of the last events this factor acquires the special significance among participants of Ukrainian tourist market.

Common co-operation of levers of regulation of tourist industry is identified. The modern problems of tourist industry are indicated. The complexity of crisis problems is shown in economic and also in socially - political sector of country. The role of tourist industry in the solution of the indicated problems is designated.

Today in Ukraine there is an absence of strategy of development of tourism and advancement of Ukraine to the foreign market, lack of information, inability and unwillingness to decide the vital questions of activity of tourist industry - at present these are the realities which the participants of industry of trips have to face.

Key words: Tourist industry, specificity tourist product, resourced, highly integrated economies of the region, forming the image of the country.

Л.В. Малж

РОЗВИТОК ТУРИЗМУ В УКРА1Н1 ЯК ФАКТОР РЕАЛ1ЗАЩ1 НАЦЮНАЛЬНИХ ШТЕРЕСГВ КРА1НИ

До^джено теоретичн питания характерних особливостей туристичног галузi та гг ресурсного забезпечення. Визначена загальна тенденщя змт у взаемоди важелiв регулювання туристичног тдустргг Украгни на сучасному етат. Оскшьки туристична галузь, як об'ект управлтня мае свог особливостi, менеджери туристичного бiзнесу повинш рахуватися з тим, що ця галузь зовЫм не схожа на iншi i

тому механгчно перенести моделг управлгння з гнших сфер трудовог дгяльностг в сферу туризму неможливо. Особливо важливо сформувати ставлення до туризму як до високоттегрованою послуз1 з прогресивно зростаючим застосуванням ¡нформащйних технологгй.

Визначено загальну взаемодт важел1в регулювання туристичног ¡ндустргг. Позначено сучаст проблеми туристичног галуз1. Показана комплекстсть кризових проблем в економгчному, а також у социально - полтичному секторг крагни. Позначена роль туристичног галуз1 у виршенш зазначених проблем.

Сьогодн1 в Украгн1 спостер1гаеться в1дсутн1сть стратеги розвитку туризму та просування Украгни на зовншньому ринку, дефщит ¡нформацгг, нездаттсть I небажання виргшувати нагальн питання д1яльност1 туристичног галуз1 - на сьогодн1шн1й день це т1 реалгг, з якими доводиться стикатися учасникам ¡ндустргг подорожей.

Клю^о^^ слова: Туристична 1ндустр1я, специфта туристичного продукту, ресурсне забезпечення, високо Iнтегрована послуга, економта регюну, формування гмгджу крагни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.