Научная статья на тему 'Социальные проблемы женщин в России в исторической ретроспективе последней трети XVIII-XIX вв'

Социальные проблемы женщин в России в исторической ретроспективе последней трети XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1527
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / WOMEN’S SOCIAL STATUS / ENDER APPROACH / SOCIETY EVOLUTION / RUSSIAN HISTORY / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимова Татьяна Николаевна

Рассматриваются социальные проблемы женщин в России в XVIII-XIX вв. Анализ женских проблем с учётом гендерного подхода позволяет по-новому взглянуть на историческую перспективу развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female Social Problems in Russia of the Last Third of the XVIII-XIX Centuries (historical retrospect)

This article is devoted to women’s social problems in Russia of the second half of the XVIII – XIX centuries. The analysis of these problems based on the gender approach gives a new look upon historical prospect of society evolution.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы женщин в России в исторической ретроспективе последней трети XVIII-XIX вв»

5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 1995. С. 20.

6. Соломин В. П. Приоритетные направления географического образования в новой школе / В.П. Соломин // География и экология в школе XXI века. 2010. № 2. С. 35-37.

7. Сухоруков В. Д. Основы теории и методики обучения географии: Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 215 с.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: Ьйр://'л^'лг.минобрнауки.рф

9. Федеральный государственный образовательный стандарт // Интернет-портал «Федеральный государственный образовательный стандарт». [Электронный ресурс] — Режим доступа:

http://www.standart.edu.ru

REFERENCFES

1. Adolf V A. Innovatscionnaja dejatel'nost' pedagoga v protsesse ego professional'nogo stanovlenija: Monografija. Krasnojarsk: Krasnojar. IPK i PPRO, 2007. 190 s.

2. Bordovskij G A., Granichina O. A., Trapitsyn S. Ju. Modeli i metody vnutrennego i vneshnego ocenivanija kachestva obrazovanija v vuzah: Nauchno-metodicheskie materialy. SPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2008. 340 s.

3. Vereshchagina N. O. Kompetentnostnyj podhod kak osnova sovershenstvovanija sistemy metodicheskoj podgotovki bakalavra i magistra v oblasti estestvennonauchnogo obrazovanija // Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2011. № 8. S. 50-59.

4. Il'inskij S. V. Metodika formirovanija uchebno-poznavatel'noj kompetentsii uchashchihsja v uslovijah olimpiady shkol'nikov (na primere kursa: «Geografija Rossii»): Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. SPb. 2012. 20 s.

5. Polonsky V. M. Slovar' po obrazovaniju i pedagogike. M.: Vysshaja shkola, 1995. S. 20.

6. Solomin V. P. Prioritetnye napravlenija geograficheskogo obrazovanija v novoj shkole // Geografija i ekologija v shkole XXI veka, 2010. №2. S. 35-37.

7. Suhorukov V D. Osnovy teorii i metodiki obuchenija geografii: Uchebnik. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 215 s.

8. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federatsii [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: http://www.minobrnauki.rf

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart // Internet-portal «Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart». [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru

Т. Н. Герасимова

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХУШ-Х1Х вв.

Рассматриваются социальные проблемы женщин в России в XVШ-XIX вв. Анализ женских проблем с учётом гендерного подхода позволяет по-новому взглянуть на историческую перспективу развития социума.

Ключевые слова гендерный подход, социальный статус женщины, история России, образование, воспитание.

T. Gerasimova

Female Social Problems in Russia of the Last Third of the XVIII-XIX Centuries

(historical retrospect)

This article is devoted to women’s social problems in Russia of the second half of the

XVIII - XIX centuries. The analysis of these problems based on the gender approach gives a new look upon historical prospect of society evolution.

Keywords: gender approach, society evolution, women’s social status, Russian history, education, upbringing.

В поле нашего зрения находится период исторического времени, охватывающий последнюю треть ХУШ-Х1Х вв. Анализ источников показал, что это — время сложных перемен, общественных трансформаций. Ученые выделяют в исследуемом нами периоде времени, как правило, три этапа, характеризующиеся стремлением ослабить традиции средневековья и сориентироваться на инновации в общественной жизни: перепутье XVIII—XIX вв., середина XIX в. и пореформенное время.

Чтобы в полной мере раскрыть общее представление о социальном статусе женщин в России, мы проводили анализ по трем направлениям. Во-первых, анализировали положение женщины в семье. Во-вторых, рассматривали ее социальную роль в системе общественных отношений. И, наконец, третий аспект — женщина и образование. Каждый этап анализировался нами с точки зрения статуса предписываемого, т. е. нормативного, и достигаемого, отражающего активность женщины в отношениях. Отметим, что предписанный статус определялся сословным положением женщины и традициями, которые сформировались на этапе средневековья. Достигаемый статус, как было уже сказано, отражал активность женщины в отношениях.

1-й этап — «перепутье» — XVIII—XIX вв. Общественное мнение по вопросу социальной роли женщины, её места в семье представлено в разнообразных письменных источниках. В большинстве своём это произведения авторов-мужчин публицистиче-

ского или дидактического характера. Одним из интересных документов, отражающих взгляд на семейно-брачные отношения, является «Духовная» В. Н. Татищева, впервые напечатанная в 1773 г.

Из текста видно, что идеи «Домостроя» не исчезли, а некоторым образом видоизменились. Автор, под влиянием процессов европеизации, делает серьёзные отступления от традиций старины. Например, по вопросу заключения брака Татищев справедливо замечает, что не зря «на власть родителей законом узда наложена, чтобы силою и противо воли к сочетанию не принуждали» [17, с. 11].

Касаясь взаимоотношений супругов, он пишет: «Имей то в памяти, что жена тебе не раба, но товарищ, помощница во всем и другом должна быть нелицемерным; так и тебе к ней должно быть, в воспитании детей обще с нею прилежать и, разсмотря твердое её состояние, дом ей в правление поручить, а затем и самому неленостно смотреть» [17, с. 13].

Двойственность позиции В. Н. Татищева проявляется в сочетании нового взгляда на жену как полноправную хозяйку дома, остающуюся полностью под контролем супруга. Татищев также не признает за женщиной какой-либо социальной активности за пределами семьи. Эти взгляды соответствуют идеям французских просветителей, в том числе Ж.-Ж. Руссо, о социальном назначении женщины и ее природе. По мнению Ж.-Ж. Руссо, предназначение женщины — в том, чтобы нравиться мужчинам,

быть им полезными искать их любовь к себе [16, с. 43].

В книге «Должности женского полу» 1765 г. издания мы встречаем такое обращение к женщине: «не мешайся в государственные дела, оставь разумным мужам и судиям учреждение и исправление законов. Дом твой есть царство твое, и неусыпное смотрение за собственною своею фамили-ею составляет твое правление» [3, с. 14].

Познакомиться с официальной точкой зрения на женщину в семье позволяет «Ус -тав благочиния» 1782 г. Женщине, так же как и в «Духовной» Татищева, предписывается «... пребывать в почтении любви и послушании к своему мужу, и оказывать ему всякое угождение и привязанность аки хозяйка» [13, с. 456].

Автор «Генерального учреждения о воспитании юношества обоего пола» И. И. Бецкой считал, что в семье и в семейных обязанностях женщина должна искать смысл и содержание своей жизни [6, с. 245]. Тем не менее Бецкой признавал важной роль женщин в деле воспитания детей, говорил о необходимости уважения женщины как матери и воспитательницы. «Но мы, мужчины, . препятствуем такому полу, которому мы. за все одолжены» [1].

В книге «Фемида, или Начертание прав, преимуществ и обязанностей женского пола в России на основании существующих законов» И. В. Васильев почти слово в слово повторяет текст «Устава благочиния»: «Жена обязана во всём супругу своему повиноваться, любить его, почитать и оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома» [2, с. 20]. Тем не менее, одним из достижений социальной мысли данного периода стало признание интеллектуального равенства мужчин и женщин. «Весь свет почти согласуется, что женщины с природы гораздо остроумнее, переимчевее и догадливее, чем мущины: и ежели бы их разумно только воспитывать, тоб они конечно мущин во всем превзошли» [11, с. 16], — пишет автор, скрывающийся за инициалами А.М.П.

Женщина становится читательницей, появляются первые «женские библиотеки». «. домашнее чтение матерей и детей 1820х г. — взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.» [7, с. 50]. Н. И. Новиков считал, что «грамотная мать и в игрушку будет давать своему дитяте книгу, а таким образом и мы пойдем вперед с молоком, а не с сединами.» [9, с. 176].

Благотворительная деятельность стала для женщин одной из возможностей самовыражения и включения в общественную деятельность. Патронирование благотворительных заведений, оказание помощи нуждающимся стало общественным занятием женщин придворного круга и жен государственных деятелей. Причем благотворительность признавалась допустимым и похвальным видом деятельности, считалась близкой природе женщины как в религиозных воззрениях, так и в светских представлениях. Создаются самостоятельные дамские благотворительные общества и попечительства, женщинами организуются для девушек из простых семей курсы рукоделия. Стремление женщин утвердить свое право на благотворительную деятельность имело большое значение для их социального развития.

Дискуссии о роли и месте женщины в обществе были напрямую связаны с вопросами о женском образовании. В 1771 г. Екатерина II за счет собственных средств открывает в столице первое в России общеобразовательное училище — Исаакиевское, в котором должны были обучать как мальчиков, так и девочек. В нем должны были обучать чтению, письму, рисованию, арифметике, катехизису.

Становление женского образования в России связано также с именем известного русского деятеля И. И. Бецкого. Он предложил Екатерине II свою концепцию системы воспитания детей, которая позже была опубликована как «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношест-

ва». В основе этой очень прогрессивной для своего времени концепции лежали идеи Просвещения.

Однако, женское образование не входило в круг деятельности правительства. В «Ус -таве учебных заведений, подведомственных Университету» 1804 г. только при обучении в приходских училищах оговаривалось, что в них «принимаются дети всякого звания, дети без разбора полу и лет» [14, с. 640].

Благодаря усилиям императрицы Марии Федоровны женское образование составило в ее ведомстве особую, довольно значительную часть. Тем не менее, согласно статистическим сведениям, в 1804 г. в Петербурге обучалось лишь 546 лиц женского пола в 13 государственных общеобразовательных заведениях и 699 — в 32 пансионах и в частных училищах [10, с. 32].

Однако на данном этапе происходило ослабление церковно-религиозных взглядов на мир и человека. Просветительская идеология по-новому поставила вопрос о положении женщины в обществе и создании условий для воспитания «усовершенствованной» женщины-матери и воспитательницы людей третьего чина — «новых Эмилей».

2-й этап — середина XIX века. Это время становления российского национального самосознания, время, характеризующееся дискуссией западников и славянофилов, поставивших вопрос о значимости женщины как матери-воспитательницы (славянофилы) и как равного с мужчинами общественного деятеля (западники).

«Дамы, приятные во всех отношениях», уже не удовлетворяли общество. Причем в дискуссию о месте женщины в семье и ее роли в общественной жизни вступают и сами женщины. Вот пример сочинения, принадлежащего госпоже С. Эллис. Женщина нуждается в просвещении лишь постольку, поскольку мужчинам необходимо «существо, которое обязано любить их и решительно искать их истинного интере-

са». С. Эллис не видит смысла в общественной деятельности женщины, не считает её необходимой и способствующей развитию важнейших качеств женщины.

Против подобного взгляда на женщину выступила Е. П. Ростопчина в автобиографической повести «Счастливая женщина». В ней она озвучила недовольство женщин ролью «украшения гостиной», которое супруг может представить гостям чтобы «гордиться талантами жены» [15, с. 22—27].

Передовые идеи, связанные с положением женщин, нашли свое отражение в трудах видных общественных и литературных деятелей, в том числе Н. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского. «В наше время жизнь и деятельность в сфере общего есть необходимость не для одного мужчины, но точно так же и для женщины», — отмечал В. Г. Белинский, — «ибо наше время сознало уже, что и женщина точно так же человек, как и мужчина...» [18, с. 276]. Тем не менее, относительно воспитания девочек он полагал, что оно «должно гармонировать с ее назначением, и только прекрасные стороны бытия должны быть открыты ее видению.; мужчине же открыт весь мир, все стороны бытия» [8, с. 76].

По мнению А. И. Герцена, одного из первых русских проповедников идеи равенства полов, «семейное призвание женщины никоим образом не мешает ее общественному призванию» [18, с. 277].

Представители славянофильского направления в русской философской мысли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский и др. рассматривали семью и женщину в рамках традиционной русской религиозно направленной философии. Они оценивали разрешение женского вопроса с патриархальных позиций, усматривая в эмансипации женщин стремление к сексуальному раскрепощению. Доказательством роста актуальности женской проблематики в общественной мысли служит появление в периодических изданиях — как перевод-

ных, так и отечественных — публикаций по данной теме.

Высказывание Л. Н. Толстого о том, что «женщина настоящая. — это мать и жена» долгое время играло на руку тем, кто стремился ограничить активность женщины только рамками семьи.

В 1856 г. в статье «Вопросы жизни» [12, с. 559—597] Н. И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России. Пирогов считал нецелесообразным отстранять женщин от участия в жизни общества. Воспитание, по его мнению, в том виде, каким оно было на тот период, не отвечало ни личным склонностям, ни общественному назначению женщины. Он настаивал, что женщины — «главные зодчие общества», поэтому необходимо, чтобы мать была окружена особым вниманием и уважением со стороны общества. Предлагаемый им новый идеал: жена — активная спутница жизни мужчины, обеспечивающая его жизнь в сфере частного, оказывающая поддержку его начинаниям, и мать, воспитывающая детей на высоких гражданских идеалах. Поэтому на первый план выходит проблема воспитания женщин: «Не положение женщины в обществе, но воспитание ее — вот что требует перемен»

[12, с. 595].

Таким образом, в этот период времени подтверждается значимость семейного статуса женщины, как матери и воспитательницы подрастающего поколения. С другой стороны допускается более активное участие в общественной жизни. Кроме того, подчеркивается значимость женского образования, возникают первые идеи о необходимости профессионального образования женщин.

3-й этап — пореформенное время, связанное с кардинальными изменениями в жизни российского общества, в том числе в «женском» вопросе, который стал одним из широко обсуждаемых в отечественной публицистике. В 1859 г. каждый третий, а в 1861 г. уже каждый второй номер герценов-

ского «Колокола» содержал материалы, связанные с женским вопросом. Благодаря широкой трактовке они охватывали самые разнообразные темы: воспитание и образование женщины, доступ к профессиональной карьере, проявление женской самостоятельности в общественной деятельности, в вопросах любви и брака, требование гражданских прав, зарождение женского движения.

В общественном сознании родилась и крепла мысль, что между отношениями в семье и отношениями в обществе существует тесная связь и невозможно исправлять одно, не исправляя другого. Изменяющийся менталитет образованного русского общества оказывал положительное влияние на демократизацию отношений в семье, на превращение патриархальных семей в демократические, в которых отношения между супругами строятся на основе равенства. «Равноправность, лозунг нового времени, не знает ни различия пола, состояния, сословия...» [19, с. 179—180], — считал популярный в пореформенное время публицист Н. В. Шелгунов.

Женское образование являлось центральной частью женского вопроса. По мнению М.Н. Каткова, «вопрос о женском образовании заслуживает серьезного внимания. Нельзя видеть в нем только каприз времени; надобно признать в его основе существенную потребность, которая дождалась своей очереди и дает себя чувствовать в наше время сильнее чем когда-нибудь» [5].

Общество охватил порыв нести «светоч знаний» в народные массы, в том числе и в женскую аудиторию. Это выразилось в открытии бесплатных школ по частной инициативе. В апреле 1859 г. была открыта первая бесплатная школа для девочек — воскресная школа М. С. Шпилевской. В периодической печати стали появляться различные заметки о деятельности специальных образовательных женских учреждений, в том числе и специальные справоч-

ные пособия. Например, в 1875 г. в «Настольной справочной книжке для учащихся женщин.» указано, что причиной издания справочника послужила необходимость информирования широкой публики по данному вопросу. Сборник адресовался женщинам, «желающим посвятить себя изучению какой-либо специальной отрасли знания», а также «землевладельцам, фабрикантам и заводчикам, которым требуется, например, учительница или фельдшерица» [4, с. 3].

Проведенный анализ дает представление об эволюции взглядов на положение женщины в социуме, о расширении степени ее свободы в общественной жизни, о трансформации модели воспитания и образования девочек. Отметим, что потребность женщины в получении возможности самореализации и свободного самоопределения повлияла на смену гендерных стереотипов в обществе, которые задают траектории жизненного пути и стандарты образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бецкой И. И. Предварительное объяснение предметов Воспитательного дома, распоряжений для успеха оных и порядка управления // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. СПб., 1789. Т. 1.

2. Васильев И. В. Фемида, или Начертание прав преимуществ и обязанностей женского пола в России на основании существующих законов. М., 1827.

3. Должности женского полу. М., 1765.

4. Женское специальное образование в Петербурге: Настольная справочная книжка для учащихся женщин. СПб., 1875.

5. Катков М. Н. О женском образовании // Московские Ведомости. 1873. 02.09. № 220.

6. Латышина Д. И. История педагогики // История образования и педагогической мысли: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

7. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало

XIX века). СПб.: Искусство, 1997.

8. Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. СПб., 1903.

9. Мордовцев Д. Л. Замечательные исторические женщины на Руси от княгини Ольги до наших времен. СПб., 1911.

10. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге XIX — начало XX века: Сборник документов (ЦГИА). СПб.: Лики России, 2000.

11. Описание о женщинах / Сочинил А.М.П. С приобщением перевода о безпристрастии мущин. М., 1773.

12. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. № 9.

13. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXI.

14. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVIII.

15. РостопчинаЕ. П. Счастливая женщина. Современная биография. М., 1851.

16. РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М.: Академия, 2000. Кн. V

17. Татищев В. Н. Духовная Василия Никитича Татищева. Казань, 1885.

18. Шашков С. С. История русской женщины. СПб., 1879.

19. Шелгунов Н. В. Суемудрие метафизики // Дело. 1870. № 6.

REFERENCES

1. Beckoj I. I. Predvaritel'noe objasnenie predmetov Vospitatel'nogo doma, rasporjazhenij dlja uspeha onyh i poijadka upravlenija. // Sobranie uchrezhdenij i predpisanij kasatel'no vospitanija v Rossii oboego pola blagorodnogo i meshchanskogo junoshestva. SPb., 1789. T. 1.

2. Vasil'ev I. V. Femida, ili Nachertanie prav preimushchestv i objazannostej zhenskogo pola v Rossii na osnovanii sushchestvujuwih zakonov. M., 1827.

3. Dolzhnosti zhenskogo polu. M., 1765.

4. Zhenskoe special'noe obrazovanie v Peterburge: Nastol'naja spravochnaja knizhka dlja uchawihsja zhenshchin... SPb., 1875.

5. KatkovM. N. O zhenskom obrazovanii // Moskovskie Vedomosti. 02.09.1873. № 220.

6. Latyshina D. I. Istorija pedagogiki. (Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli): Uchebnoe posobie. M.: Gardariki, 2005.

7. Lotman Ju. M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvorjanstva (XVIII —nachalo XIX veka). SPb.: Iskusstvo, 1997.

8. MihajlovM. L. Zhenshchiny, ih vospitanie i znachenie v sem'e i obshchestve. SPb., 1903.

9. Mordovtsev D. L. Zamechatel'nye istoricheskie zhenshchiny na Rusi ot knjagini Ol'gi do nashih vremen SPb., 1911.

10. Nachal'noe i srednee obrazovanie v Sankt-Peterburge XIX — nachalo XX veka: Sbornik dokumentov / CGIA. SPb.: Liki Rossii, 2000.

11. Opisanie o zhenshchinah / Sochinil A.M.P. S priobshcheniem perevoda o bezpristrastii muwin. M., 1773.

12. Pirogov N. I. Voprosy zhizni //Morskoj sbornik. 1856. № 9.

13. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1830. T. XXI.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. SPb., 1830 T. XXVIII.

15. Rostopchina E. P Schastlivaja zhenshchina. Sovremennaja biografja. M., 1851.

16. Russo Zh.-Zh. Jemil', ili O vospitanii. M., 2000. Kn. V.

17. Tatishchev V N. Duhovnaja Vasilija Nikiticha Tatishcheva. Kazan', 1885.

18. Shashkov S. S. Istorija russkoj zhenshchiny. SPb., 1879.

19. Shelgunov N. V Suemudrie metafiziki // Delo. 1870. № 6.

М. С. Пашоликов

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ MICE-ИНДУСТРИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КОНГРЕСС-МЕНЕДЖЕРОВ

Статья затрагивает проблемы управления объектами MICE-индустрии в аспекте обучения менеджеров. Специальность Venue Manager (дословно: «управляющий объектом») уже давно появилась на Западе. Работа управляющего начинается на стадии проектирования объекта. Его основной задачей является выстраивание четкой системы работы и взаимодействия всех стейкхолдеров на конкретном объекте. Ключевая компетенция Venue Manager — это взаимодействие со множеством участников процесса проектирования, возведения и управления специализированными комплексами. Это менеджеры, специализирующиеся в различных областях, таких как: спорт, музыка, развлечения, конгрессы, выставки и т. д. Автор считает, что ситуация с профессиональной подготовкой специалистов для индустрии событий в России не отвечает требованиям, современным тенденциям и рыночному спросу.

Ключевые слова: события, конференции, конгрессы, MICE-индустрия, венью-менеджмент, профессиональная подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.