DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.017 YAK 37.048.45 ББК 74.200.536
Т.И. КАСЬЯНОВА, A.B. MAAbUEB, А.В. ШКУРИН
T.I. KASYANOVA A.V. MALTSEV D.V. SHKURIN
ПРЕАСТАВАЕНИЯ УЧЕНИКОВ, УЧИТЕАЕЙ И РОАИТЕАЕЙ О СРОКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОАЬНИКОВ (МНОГОМЕРНЫЙ АНААИЗ)
NOTION OF STUDENTS, TEACHERS AND PARENTS ABOUT THE TIMING OF CAREER GUIDANCE FOR SCHOOLCHILDREN (MULTIDIMENSIONAL ANALYSIS)
Сегодня у «молодых» часто встречается ситуация «отложенного выбора», это обусловлено неготовностью выпускников школ принять решение о своем профессиональном будущем. Цель исследования - изучение современных взглядов на требования к профессиональному самоопределению школьников и анализ отношения главных участников: учащихся, учителей и родителей к содержанию и срокам профориентаци-онной работы. Главными участниками профессионального самоопределения школьников являются: сами ученики, учителя и родители. Изучены (путем анкетирования и обработки результатов с использованием методов многомерного анализа данных) представления всех трех категорий участников о процессе профессионального ориентирования учащихся на разных этапах школьного обучения. Респонденты всех трех групп признают необходимость и целесообразность проведения профориентационнной работы в школе. При этом наблюдаются различия во взглядах о начале ее проведения. Среди всех респондентов: учителей, родителей и выпускников - преобладает группа, выбирающая оптимальным началом профориентационной работы с учащимися 7-8 классы. Среди остальных учителей, больше сторонников более ранней профориентационной работы. На сроки выбора начала профориентационной работы влияют такие факторы, как статус школы, гендер, ступень обучения.
Авторы делают вывод, что школьники должны получать представление о как можно большем количестве вариантов профессионального выбора, диапазоне возможных карьерных траекторий. Для грамотной поддержки профессионального самоопределения школьников необходимы соответствующие кадры, т. е. специалисты-профориентологи, важно также систематическое повышение квалификации всех учителей, в целом работников сферы образования в области профориентации учащихся.
Today, the situation of "deferred choice" is typical for young people due to the lack of readiness of the majority of school graduates to make responsible decisions about their professional future. The goal of the research is to study contemporary views on the requirements for professional self-determination of schoolchildren and to analyze the attitude of the main participants (students, teachers and parents) to the content and terms of career guidance. The main participants in the professional self-determination of schoolchildren are the students themselves, teachers and parents. The concepts of all three categories of participants of the process of career guidance of students at different stages of schooling are studied (by questioning and processing the results using the methods of multivariate data analysis). Respondents from all three groups recognize the need and feasibility of career guidance work at school. At the same time, there are differences in views on the beginning of its implementation. Among all respondents (teachers, parents and graduates) the group that chooses the start of career guidance work with student of the 7th to 8th grades prevails. There are more supporters of earlier career guidance among the rest of the teachers. The timing of the choice of the beginning of career guidance work is influenced by such factors as school status, gender and level of education. The authors conclude that students should get an idea of the largest possible numbers of professional choice options and the range of possible career trajectories. It is necessary to solve personnel problems through the training of specialists in vocational counseling, as well as the systematic advanced training of all teachers, administrative personnel in the field of vocational guidance for students to effectively support the professional self-determination of schoolchildren.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, учитель, родители.
Key words: professional self-determination, career guidance, a teacher, parents.
Введение. Глобализация и цифровизация вызвали серьезные изменения на рынке труда, отмечается постоянное усложнение, возрастание скорости и объема изменений на профессиональном рынке, непредсказуемость его развития, происходит осознание необходимости обучения через всю жизнь. При этом усиливаются противоречия между стратегиями профессионального поведения, формирующимися у современной молодежи и существующими технологиями, которые регулируют профессиональное самоопределение молодых. В результате нарушен баланс между спросом и предложением на рынке труда - между требованиями в новых квалифицированных кадрах и количеством выпускников высшего и профессионального образования, подготовленных по «престижным», «модным» профессиям [3, 6].
В условиях социальных преобразований повышается запрос общества на творчество, самостоятельность, инициативность, ответственность будущего работника. Аналогичные взгляды высказывают и зарубежные коллеги [13]. Реализация успешной карьеры на сегодняшнем рынке труда - это прежде всего ответственность самих людей. Самоопределение молодежи в современном обществе изменяется по своему характеру в направлении стихийности, вариативности, разно срочности, рискованности. Ценностные основания молодежи трансформируются от устойчиво традиционных к инновационным [9]. При этом отмечают, что сегодня для молодых характерна ситуация «отложенного выбора», что чаще всего обусловлено неготовностью выпускников школ принять решение о своем профессиональном будущем [3].
В последние годы рынок труда динамично изменяется., прогноз его затруднен, происходит эволюция профессий. Изменяются шансы на занятость и профессиональное продвижение, это затрудняет как профессионального самоопределения, так и планирование будущей карьеры [6].
Самоактуализация человека, его профессиональное самоопределение - это протяженный процесс формирования отношения к будущей профессии и к самому себе, осознание себя в качестве потенциального субъекту определенной профессиональной деятельности. Для выпускников школы возрастает значимость собственной активной позиции: самостоятельного профессионального выбора, профессионального обучения, готовности выстраивать свою собственную профессиональную карьеру [6, 7]. При этом важна связь профессионального самоопределения, профессионального выбора и понимание карьеры. При этом важно учитывать многоаспектность карьеры, включая рост профессионального мастерства, освоение смежных профессиональных полей, новых аспектов профессиональной деятельности, должностную и статусную стратегии [6].
В исследованиях за рубежом большее внимание уделяется вопросам профессиональной карьеры, которую определяют терминами «career building», либо «career guidance». В отдельных работах российских ученых также подчеркивается важность смещения акцентов с профессиональной ориентации на карьерное консультирование [5]. Подобного значимого опыта в России пока нет, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор исследуют чаще без связи с развитием карьеры, ее успешности [6]. Зарубежные коллеги отмечают то, что школы все чаще признают, что они обязаны направлять учащихся не только в их академическом росте, но и в их карьерном росте [10]. Подход, необходимый для того, чтобы дать учащимся осмысленное профориентационное руководство, требует значительных изменений в рутине труда учителей. Необходимо знакомство с новыми поведенческими моделями и различными ролями. Но изменение рутины является трудоемким, поскольку вызывает хаос и неопределенность, и поэтому может восприниматься как нежелательное. Утверждается, что использование предыдущих, привычных методов обучения часто очень привлекательно [12].
Социологами высказываются опасения, что, не смотря на расширение спектра выбора профессий и занятий, профессиональное самоопределение как поиск своей профессиональной идентичности может вообще отсутство-
вать на профессиональной траектории индивидов или носить формальный характер в силу отсутствия внутренней мотивации к этому либо внешней ограниченности возможности самоопределиться [6, с. 175].
Что же при этом должно быть в основе самоопределения современного школьника? Главный ориентир - выбор «дело по душе», по призванию. Что при этом необходимо?
Во-первых, знать мир профессий, прогнозы по его изменению максимально глубоко. Учитывая высокую степень изменений профессионального поля зарубежные и российские исследователи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры считают, что необходимо делать акцент на так называемые навыки 21-го века, к которым относят: критический анализ и решение проблем, творчество и инновации, предпринимательство, цифровые навыки, общение, сотрудничество, социокультурная осведомленность, саморегуляция и рефлексия [14]. Большинство из этих качеств в значительной степени зависит от отношения, чем от практических навыков, и их развитие связано с положительным самооценкой и самоэффективностью учащихся, а также с их внутренней мотивацией обучения [15].
Во-вторых, важно осознание того, что профессиональный выбор, выбор будущей деятельности для молодого человека - это в значительной мере вопрос смысла жизни, ее перспективы. Это проблема больше мировоззренческая, чем профориентационная. Без осознания своих потребностей, способностей, интересов, склонностей, направленностей, устремлений, ценностей все попытки профессионального выбора будут бесплодны или ошибочны [3].
В отечественной психологии вопросы профессионального самоопределения разработаны Л.Я. Рубинштейном, Д.А. Леонтьевым, К.С. Авторы показали ключевую роль ценностей, выделяя такие ценностные доминанты, как ценности: 1 - профессии, 2 - карьерного продвижения, 3 - стабильности функционирования на социально-профессиональном поле, 4 - доминирующая ценность вне социально-профессионального поля, которыми и определяется личная стратегия выбора [6, с. 29].
И отечественными, и зарубежными учеными подчеркивается сложность и длительность процесса профессионального самоопределения, его связь с социализацией личности, профессиональным развитием и самореализацией, его несводимость только к акту профессионального выбора, важность поиска профессиональной идентичности, значимость формирования мотивационного поля процессов профессионального самоопределения и обеспечения связи профессионального самоопределения с процессом карьеры. [10, с. 21]
Исследователи отмечают двуплановость самоопределения: это и выбор профессии, и, вместе с тем, «неконкретные искания смысла своего существования», т. е., по выражению Л.И. Божович, профессиональное самоопределение является «сердцевиной, смысловой осью» самоопределения в целом [1, с. 176].
Социологами отмечается сложность, многоуровневость процесса профессионального самоопределения, включенность в него разноплановых элементов: структур, социальных институтов, ценностных элементов [6, с. 48].
Профессиональное самоопределение рассматривается как важный этап в профессиональном развитии личности в работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера. Стадии профессионального становления разработаны в исследованиях Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, А.К. Марковой. Широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов, первые два из которых: рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет); исследование - апробация своих сил (14-25 лет).
Важно осознавать, что содержание процесса профессионального самоопределения трансформируется на каждой из стадий социализации. Самоо-
пределение осуществляется благодаря сформированным навыкам самоорганизации личности: это умение ставить реалистичные цели, которые позволят реализовать задатки и способности, и выбор вариантов достижения целей. Профориентация стала осознаваться как непрерывный процесс.
В России разработан и внедряется, но, к сожалению, только в отдельных общеобразовательных организациях, профориентационный модуль «Старт в профессию». Он включает в себя следующие блоки:
1) для 1-4 классов - «Профессии моей семьи» (содержит общие сведения о мире профессий);
2) для 5-7 классов - «На пути к жизненному успеху» (направлен на диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов);
3) для 8-9 классов - «Моя профессиональная карьера» (знакомит школьников с современным рынком труда, основными требованиями, предъявляемыми персоналу);
4) для 10-11 классов - «Мой выбор» (направлен на обучение практическим навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей по той или иной профессии).
Важно осознавать, что недостаток информации о мире профессий затрудняет профессиональную идентификацию школьников, вопросы профессионального самоопределения не решаются и зачастую не осознаются. По мнению Головей Е.А., кризис профессионального развития у подростков, а также в начале юности - это слабая сформированность профессиональных планов, неопределенность путей профессионализации; недостаточная информированность и плохая ориентация в мире профессий, доминирование внешних мотивов выбора профессии, диффузный характер статуса профессиональной идентичности; неустойчивость типа ведущей профессиональной направленности [4].
Важнейшими задачами школы сегодня провозглашаются «развитие ответственного, субъектного отношения к содержанию своего образования; оказание учащимся информационной, психолого-педагогической и деятельностно-практической поддержки в профессиональном самоопределении, помощи в поэтапном осмысленном осуществлении выбора будущей профессиональной сферы деятельности».
Во ФГОС общего образования определен «Портрет выпускника основной школы», включающий следующие характеристики: «идеальный выпускник (эталон, к которому должна стремиться школа) представлен как социально активная, ответственная личность, способная к осознанному выбору профессии».
В различные возрастные периоды человек решает разные задачи своего профессионального самоопределения, поэтому актуальным является поиск и внедрение технологий адресной психолого-педагогической помощи, которую необходимо оказывать школьникам с учетом их возраста и личностных особенностей.
Главными участниками профессионального самоопределения школьников являются: сами ученики, учителя и родители. Отмечается возросшая внутрисемейная консолидация при профессиональном выборе молодыми людьми карьеры/профессии - в этом вопросе взаимовлияние родителей и детей усилилось. [7, с. 858]. Именно этим обусловлен выбор темы данного исследования
Методы исследования. Уральским федеральным университетом и Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга было проведено исследование отношения к современной школьной жизни учителей, родителей и учащихся (выпускников школ). Одна из задач данного исследования - изучение представлений всех трех категорий участников о процессе профессионального самоопределения и профессионального ориентирования учащихся на разных этапах школьного обучения.
Анкетирование учителей проводилось в очном режиме, родителей -как в очном, так и в дистанционном (онлайн), а учащихся - исключительно в дистанционном режиме. Обработка данных проведена в специальной программе, предназначенной для анализа социологической и маркетинговой информации «Vortex», версия 10. Опросом было охвачено 529 учителей из 49 школ, 1520 родителей из 35 школ г. Екатеринбурга и 909 выпускников школ - студентов первого курса четырех вузов г. Екатеринбурга: Уральского федерального университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского государственного экономического университета и Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. При проведении опросов учителей, родителей и выпускников учитывались: пол респондента и статусность образовательного учреждения (обычная школа или «гимназия», «лицей»). При опросе родителей учитывалось, в каком классе учится их ребенок, при опросе учителей - в какой параллели они работают, совмещают ли свою педагогическую работу с административной.
Результаты и обсуждение. Респонденты всех трех групп признают необходимость и целесообразность проведения профориентационнной работы в школе. При этом во всех группах респондентов наблюдаются различия во взглядах о начале ее проведения.
Для анализа различий между группами родителей, учителей и выпускников, выбирающих для профориентационных мероприятий параллели разных классов, были использованы методы многомерного анализа данных. В качестве одного из таких методов использовался метод «деревьев классификации». Этот метод заключается в том, что из совокупности предложенных независимых переменных алгоритм последовательно отбирает те переменные, которые лучше всего объясняют (дифференцируют) определенную совокупность, в нашем случае сторонников раннего, среднего или позднего начала профориентационных мероприятий. Поскольку мы имеем дело с большой совокупностью качественных признаков, то из множества алгоритмов обучения дерева был выбран алгоритм CHAID (chi-square automatic interaction detection) [11], основанный на статистическом критерии Хи-квадрат. Недостатком данного алгоритма является то, что он не предполагает конечного перебора всех возможных вариантов сочетаний значений используемых переменных, решая на каждом уровне задачу подбора оптимального критерия дальнейшего разбиения в двухмерном виде, но, в свою очередь, позволяет «склеивать» похожие в своем поведении группы. Для построения дерева использовалась авторская программа обработки и анализа данных «Vortex», версия 10. В полученном нами «дереве» наглядно видно, как на различных этапах отбора, определяющих дифференциацию групп респондентов, меняется это соотношение (рис. 1).
Результаты нашего исследования показывают, что среди всех респондентов: учителей, родителей и выпускников - преобладает группа, выбирающая началом профориентационной работы с учащимися 7-8 классы (рис. 1). В этот период обучения в школьном курсе появляются такие предметы, как физика и химия, представляющие собой основу естественных наук. Именно поэтому возникает возможность дифференциации учащихся на группы условно «гуманитариев» и «естественников», что влечет за собой и выбор сферы профессиональных интересов. При этом среди остальных учителей больше тех, кто считает, что занятия по профориентации лучше начинать с 5-6 класса (35,2%), чем тех, кто предпочитает делать это в 9-11 классах (13,7%). Можно предположить, что учителя, отдавая предпочтение более раннему началу профориентационной работы, осознают важность постепенной и последовательной подготовки учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению, профессиональному выбору. Необходимо отметить, что профориентация в школах России предлагается без какой-либо существенной подготовки консультантов.
Рис. 1. Дерево предпочтений выбора начала профориентационных мероприятий с учащимися
Среди выпускников, сторонников «более ранних или поздних сроков профориентации», больше группа тех, кто считает целесообразным начало профориентационной работы в 9-11 классах (37,5%), а не в 5-6 классах (11,9%). То есть сами ученики профессиональное самоопределение стараются отодвинуть как можно дальше. Кому-то из них выбор дается легко, и они определяются рано - уже в основной школе, но достаточно большая группа учащихся не может сделать этого выбора вплоть до окончания школы.
Для выпускников школ (n=909) наиболее значимым критерием разделения на группы по срокам начала профориентационных мероприятий является пол. Девушки (n=677) чаще выступают за более позднюю профориентацию в 10-11 классах - 40%, чем юноши (n=232) - 29%. Вероятно, здесь сказывается формирующаяся гендерная роль у старших подростков: мужчины самоутверждаются главным образом в процессе трудовой деятельности, а женщины в значительной степени в семейной жизни. Вероятно, именно поэтому юношам, будущим мужчинам, важнее, чем девушкам раньше определится с выбором профессии. В связи с этим закономерно, что у юношей, в отличие от девушек, существенно больше группа, выбирающая начало про-фориентационных мероприятий с 7-8 класса (58% против 48%). При этом необходимость ранней профориентационной работы признает меньшая группа, практически в равной степени выраженная и у девушек (12%), и у юношей (13%).
Аналогичные результаты получены Д.А. Бухленковой [2] при изучении у подростков их представлений об успешности. Автором выявлены гендерные различия, свидетельствующие о том, что девушки при оценке жизненной успешности ориентированы в большей степени на самореализацию и счастье выбранных людей, а для юношей - главный критерий успешности - это карьера и общепризнанные достижения. При описании своего будущего через 15 лет у подростков наблюдаются следующие гендерные различия: девушки преимущественно описывают в своем будущем семью, детей, свой дом, наличие высшего образования и любимой работы, а юноши выделяют для важное для себя материальное благополучие, наличие личного автомобиля и построение собственного бизнеса. Несмотря на существенные изменения в обществе, связанные с эмансипацией женщин, все же для московских подростков характерно более традиционное разделение ценностей: успешная карьера имеет большее значение для юношей, тогда как для большинства девушек созданием семьи имеет большую значимость [2, с. 850].
При этом статусность школы не оказывает значимого влияния на мнение девушек, но формирует значимые различия для юношей: если юноши -выпускники обычных школ (n=116), то в 20% случаев высказываются за раннюю профориентацию (с 5-6 класса), а из выпускников статусных школ (n=116) за раннюю профориентацию высказываются только 6% (рис. 1). Одним из существенных отличий статусных школ от обычных является наличие в них профильных классов. Как правило, профильные классы формируются в старшей школе (10-11 класс), однако в последнее время тенденцией стала более ранняя профилизация с 9 и даже с 8 класса. Для юношей статусных школ выбор профильного класса в значительной мере определяет выбор будущей профессии, после выбора профильного класса они рассчитывают на продолжение обучения в старших классах. Поэтому у юношей статусных школ (в отличие от обычных) сильнее выражена группа, предпочитающая процесс начала профориентационных мероприятий в 7-8 классе (66%, против 50%), как раз в тот период, когда происходит выбор профильного класса. Юноши обычных школ рассматривают возможность ухода из школы после 9-го класса, поэтому для них выбор будущей профессии актуален на более ранних сроках обучения, в 5-6 классах.
Для родителей (n=1461) время начала профориентационных мероприятий чаще определяется тем этапом, на котором учится их ребёнок. Так, если ребенок учится в начальной школе (n=474), то за раннюю профориентацию выступает 34% их родителей. Тогда как среди родителей, чьи дети учатся в основной и старшей школе, таковых только 22% и 25% соответственно. Если ребенок учится в основой школе (n=657), то большинство родителей (56%) выступает за начало профориентационных мероприятий с 7-8 класса, среди родителей учащихся начальной и старшей школы таковых 45 и 48% соответственно (рис. 1). Если ребенок учится в старшей школе (n=326), то увеличивается доля родителей - сторонников позднего начала профориентаци-онных мероприятий (с 9-11 класса - 27%). Вероятно, данная закономерность объясняется актуальностью для большинства родителей профриентационной работы именно со своими детьми.
Стоит отметить, что для родителей, чей ребенок учится в основой школе, значимым критерием дифференциации выступает статусность школы. Родители учеников 5-9 классов статусных школ (n=323) чаще выступают за более позднее начало профориентационных мероприятий (с 9-11 класса - 26%), чем родители учеников 5-9 классов обычных школ (n=334), (с 9-11 класса -18%). В данном случае проявляется влияние на мнение родителей ошибочного выбора профильного класса в статусных образовательных учреждениях. Ранняя профилизация обучения, имеющая место быть в лицеях и гимназиях, при неоспоримом положительном моменте, имеет обратную сторону. Часто выбор профильного класса оказывается неудачным, желание родителей обучать своего ребенка в том или ином специализированном классе оборачиваются и для него, и для родителей проблемами, связанными с разочарованием в выборе, потерей мотивации к обучению. При этом принципиальный выход родителям видится в смене профильного класса, но зачастую бывает уже поздно. Такие ситуации характерны как раз для возраста учащихся основной школы, в старшей школе выбор профильного класса оказывается более эффективным.
У педагогов (n=524) по выбору сроков начала профориентационной работы значимо отличаются учителя, работающие с начальными классами (n=174). Они чаще выступают за начало профориентационных мероприятий, с 5-6 класса (49%), педагоги других категорий (n=350) - 28%). Учителям начальной школы приходится вести сразу несколько учебно-предметных областей, поэтому разнообразие содержания учебного материала располагает к обсуждению с учащимися мира профессий, а значит, ранней профориентации. Эта единственная группа педагогов, среди которых преобладают предпочитающие раннюю профориентацию с 5-6 класса. Остальные учителя
отдают предпочтение началу профориентационной работы с учащимися с 7-8 класса, собственно, это тот период, когда появляются основные естественнонаучные предметы (физика, химия) и начинается подготовка или даже происходит профилизация классов.
Другой использованный нами метод статистического анализа позволяет визуализизировать массив качественных данных сразу по нескольким параметрам. Мы использовали метод двухмерной проекции на основе многомерного шкалирования. Многомерное шкалирование - это метод многомерного анализа и визуализации данных с помощью расположения точек, соответствующих изучаемым (шкалируемым) объектам, в пространстве меньшей размерности, чем пространство признаков объектов [8]. В нашем случае в качестве точек выступают значения качественных переменных исследования. Расстояния между точками (значениями) рассчитаны на совокупности бинарных данных по 2958 респондентам (педагогам, выпускникам и родителям), а затем отображены в двухмерной проекции при помощи авторской программы обработки и анализа данных «Vortex», версия 10. При этом начальное решение было найдено методом Торгесона, а затем подогнано с помощью серии итераций для уменьшения стресса (искажения). В результате, полученная двухмерная проекция позволяет с минимальным стрессом определить расстояния между группами опрошенных и составить визуальное представление о близости и удаленности различных групп друг от друга.
К раннему началу профориентации (5-6 класс) больше других тяготеют, педагоги начальных классов обычных и статусных школ, а также родители учеников 1-4 класса обычных школ (рис. 2). В данном случае, как и в предыдущем, выбор и у родителей, и у учителей объясняется тем возрастом учеников, с которым они связаны либо образовательной деятельностью, либо семейными узами. И это, прежде всего, свидетельствует об озабоченности тех и других профессиональной судьбой учащихся. Для педагогов это возможность готовить своих учеников к профессиональному выбору заранее, а значит, постепенно и продумано, а для родителей это естественное желание выбора лучшего жизненного пути опять же для своих детей.
Выпускник-девушка статусная и
9-]тюпас
Педагог средней и старшей статусной Ш1
Педагог средней и старшей обычной ш
Рис. 2. Многомерная проекция выбора сроков начала профориентационной работы с учащимися в отношении разных категорий респондентов
К началу профориентационных мероприятий в 7-8 классе склоняются педагоги основной и старшей школы статусных образовательных учреждений и родители учеников 5-9 класса как статусных, так и обычных школ (рис. 2). Для педагогов, преподающих в основной школе, так же, как для родителей учащихся соответствующего возраста, это естественное желание при работе со своими учащимися и детьми. А для педагогов старшей школы данный предпочтительный выбор связан с профильным обучением, который, безусловно, связан с профориентацией, но не подменяет ее. Сталкиваясь с проблемами профильного обучения, учителя старших классов видят одним из решений проблемы более раннюю профилизацию в 7-8 классах, которая должна лучше подготовить учащихся к восприятию более сложного материала при углубленном изучении предмета. Сюда же можно отнести также и педагогов основной и старшей школы обычных среднеобразователь-ных школ с той оговоркой, что они часто - за начало профориентационной работы, выбирают возраст с 5-6 класса.
К позднему началу профориентационных мероприятий (с 10-11 класса) склоняются выпускники-юноши из обычных школ, и напротив выпускники-девушки из статусных школ, а также родители учеников 10-11 класса обычных школ. Для юношей обычных школ это последняя возможность профессионального выбора. Без внешних, в том числе организационных мер (профильные классы), они откладывают свой профессиональный выбор на последний момент. Выпускники-юноши статусных школ связывают свою профориентацию с выбором профильного класса, предпочитая начинать про-фориентационные мероприятия с 7-8 класса. Девушки из статусных школ, несмотря на сделанный выбор профильного класса, погруженные в учебную деятельность, мало задумываются о выборе профессии и делают это уже перед окончанием школы. В поведении родителей учащихся 10-11 класса как статусных, так и обычных школ нет ничего неожиданного, они задумываются в первую очередь о своих детях и поэтому предпочитают не упустить возможность профориентационной работы с ними.
Заключение. Основные причины низкой эффективности современной профориентационной работы в школе профессионалы видят в отсутствии внятной стратегии профориентационной работы, неразработанности нормативно-правовой базы, недостатках надежного научно-методического инструментария и низкой квалификации специалистов, занимающихся профориентацией.
Профориентация в школах России проводится без серьезной подготовки консультантов. Для эффективной поддержки профессионального самоопределения школьников на разных этапах обучения необходимо решение кадровых проблем, это подготовка специалистов-профориентологов. Важно создание системы постоянного повышения квалификации учителей-предметников, административных и руководящих работников сферы образования в области профориентации учащихся.
Подход, необходимый для того, чтобы дать учащимся осмысленное про-фориентационное руководство, требует значительных изменений в рутине труда учителей. Необходимо знакомство с новыми поведенческими моделями и различными ролями.
Все вышесказанное делает необходимым обсуждение в профессиональном сообществе преподавателей, психологов труда и профконсультантов-практиков базовых оснований профконсультационной работы, к числу которых, без сомнения, относятся ее ценностные основания и наиболее оптимальные сроки проведения.
Необходимы более детальные исследования по вопросам развития профессиональной карьеры и консультирования, которые актуальны для современных школьников.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фель-дштейна. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 176 с.
2. Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях подростков о жизненном успехе // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: материалы Международной научно-практической конференции, МГУ, Москва, 12-15 октября 2016. М., 2016. С. 848-851.
3. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Дидковская Я.В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? // Образование и наука. 2018. № 1. 152-170.
4. Головей Л.А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, МГУ. 12-15 октября 2016 года. М., 2016. С. 328-331.
5. Демин А.Н. Новые экономико-психологические факторы профессиональной ориентации молодёжи // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: материалы Международной научно-практической конференции. МГУ. Москва 12-15 октября 2016 года. М., 2016. С. 856-858.
6. Дидковская Я.В. Трансформация социального механизма взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в российском обществе: дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2016. 327 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 304 с.
8. Толстова Ю.Н. Основы многомерного шкалирования. М.: КДУ, 2006. 160 с.
9. Явон С.В. Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2013. Режим доступа: https:// search.rsl.ru/ru/record/01005536635 (дата обращения: 23.03.2017).
10. Hughes D., Meijers F., Kuijpers M. Testing times: Careers market policies and practices in England and the Netherlands // British Journal of Guidance & Counselling. 2015. Vol. 43. Pp. 183-201. Available at: https://doi.org/10.1080/030698 85.2014.940280 (date accessed: 03.12.2017).
11. Kass G.V. An exploratory technique for investigating large quantities of categorical data // Applied Statistics. 1980. Vol. 29 (2). P. 119-127. Available at: 10.2307/2986296. JSTOR 298629 (date accessed: 23.07.2017).
12. Korthagen F. In search of the essence of a good teacher: Towards a more holistic approach in teacher education // Teaching and teacher education. 2004. Vol. 20 (1). Pp. 77-97.
13. Maree J. Career Construction Counseling With a Mid-Career Black Man // The Career Development Quarterly. 2016. Vol. 64 (1). Pp. 20-34. Available at: 10.1002/cdq.12038 (date accessed: 25.08.2018).
14. Thijs A., Fisser P., Van Der Hoeven M. Digitale geletterdheid en 21e eeuwse vaardigheden in het funderend onderwijs: een conceptueel kader // Digital literacy and 21st century skills in primary and secundary education: a conceptu-alframework, SLO nationaal expertisecentrum leerplanontwikkeling, Enschede. 2014. Pp. 383-389.
15. Walma van der Molen J. & Kirschner P. Met de juiste vaardigheden de arbeidsmarkt op [Entering the labour market with the right skills]. White paper Neder-landse Vereniging voor Psychotechniek (NSvP). Arnthem. 2017. 25 p.
References
1. Bozovic L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Personality formation problems]. Мoscow: Publishing house "Institute of practical psychology", 1997. 176 p. (in Russian).
2. Buhalenkova D.A. Success in the profession in the ideas of adolescents about life success. Psihologiya razvitiya cheloveka kak sub"ekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. MGU. Moskva 12-15 oktyabrya 2016 goda [Psychology of human development as a subject of labor. Development of the creative heritage of E.A. Klimov. Materials of the International scientific-practical conference. Moscow State University. Moscow October 12-15 2016]. M., 2016, pp. 848-851 (in Russian).
3. Vishnevsky Y.R., Narkhov D.Y., Didkovskaya Y.V. Trends in Higher Vocational Education: Professionalization or Deprofessinalization? Obrazovanie i nauka [The Education and science journal], 2018. N 1, pp. 152-170 (In Russian).
4. Golovey L.A. Development crises of the subject at the initial stages of professionalization. Psihologiya razvitiya cheloveka kak sub"ekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. MGU. Moskva 12-15 oktyabrya 2016 goda [Psychology of human development as a subject of labor. Development of the creative heritage of E.A. Klimov. Materials of the International scientific-practical conference. Moscow State University. Moscow October 12-15 2016]. M., 2016, pp. 328-331 (in Russian).
5. Demin A.N. New economic and psychological factors of vocational orientation of young people. Psihologiya razvitiya cheloveka kak sub"ekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. MGU. Moskva 12-15 oktyabrya 2016 goda [Psychology of human development as a subject of labor. Development of the creative heritage of E.A. Klimov. Materials of the International scientific-practical conference. Moscow State University. Moscow October 12-15 2016]. M., 2016, pp. 856-858 (in Russian).
6. Didkovskaya Y.V. Transformaciya social'nogo mekhanizma vzaimosvyazi professional'nogo samoopredeleniya i professional'noj kar'ery v rossijskom ob-shchestve [Transformation of the social mechanism of the relationship of professional self-determination and professional career in Russian society]: Doctor's (Sociology Science). Ekaterinburg, 2016. 327 p. (in Russian).
7. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. [Psychology of professional self-determination: a textbook for students of higher educational institutions]. M.: Academy, 2010. 304 p. (in Russian).
8. Tolstova Yu.N. Osnovy mnogomernogo shkalirovaniya [Basics of multidimensional scaling]. M.: KDU, 2006. 160 p. (in Russian).
9. Yavon S.V. Zhiznennoe samoopredelenie molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestve. [Life self-determination of young people in modern Russian society]: Doctor's (Sociology Science). Moscow, 2013. 301 p. Available at: https:// search.rsl.ru/ru/record/01005536635 (date accessed: 23.03.2017) (in Russian).
10. Hughes D., Meijers F., Kuijpers M. Testing times: Careers market policies and practices in England and the Netherlands // British Journal of Guidance & Counselling, 2015, Vol. 43, pp. 183-201 (date accessed: 03.12.2017).
11. Kass G.V. An exploratory technique for investigating large quantities of categorical data // Applied Statistics, 1980, Vol. 29 (2), pp. 119-127. Available at: 10.2307/2986296. JSTOR 298629 (date accessed: 23.07.2017).
12. Korthagen F. In search of the essence of a good teacher: Towards a more holistic approach in teacher education. Teaching and teacher education. 2004, Vol. 20 (1), pp. 77-97.
13. Maree J. Career Construction Counseling With a Mid-Career Black Man // The Career Development Quarterly, 2016, Vol. 64 (1), pp. 20-34. Available at: 10.1002/cdq.12038 (date accessed: 25.08.2018).
14. Thijs A., Fisser P., Van Der Hoeven M. Digitale geletterdheid en 21e eeuwse vaardigheden in het funderend onderwijs: een conceptueel kader // Digital literacy and 21st century skills in primary and secundary education: a conceptual framework, SLO nationaal expertisecentrum leerplanontwikkeling, Enschede, 2014, pp. 383-389.
15. Walma van der Molen J. & Kirschner P. Met de juiste vaardigheden de arbeidsmarkt op [Entering the labour market with the right skills]. White paper Neder-landse Vereniging voor Psychotechniek (NSvP), 2017. 47 p.