Научная статья на тему 'Представления учащихся и студентов об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования'

Представления учащихся и студентов об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИИ / ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS / YOUTH / EDUCATION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошилов Владимир Игоревич, Фисюк А.А.

Инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и негативно сказываются на рождаемости, поскольку имеют высокий удельный вес в структуре причин бесплодия и невынашивания. Проведен опрос 938 школьников и студентов, обучающихся по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Установлено, что получающие естественнонаучное образование в вопросах ИППП чаще доверяют профессиональным источникам информации (врачам и научной литературе), а гуманитарии Интернету и социальной рекламе. Профиль образования не влияет на самооценку риска заражения, готовность к прохождению скрининговых обследований и обращению за медицинской помощью при возникновении проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошилов Владимир Игоревич, Фисюк А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTIONS OF PUPILS AND STUDENTS ABOUT SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS AND WAYS OF THEIR DEVELOPMENT

The sexually transmitted infections are an actual medical social problem of the youth that negatively impacts natality because of high proportion in the structure of causes of infertility and miscarriage. The questionnaire survey was carried out on the sampling of 938 pupils and students of natural science and humanitarian specialties. It is established that those of acquiring natural science education in the issues related to sexually transmitted diseases more often trust professional sources of information (physicians and scientific publications) while humanitarians prefer Internet and social advertising. The profile of education has no impact on self-evaluation of possible infection, readiness to screening examination and visiting the physician in case of corresponding problems occurrence.

Текст научной работы на тему «Представления учащихся и студентов об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(3) 178 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-3-178-181

The Materials of the First Scientific Conference of young Scientists

Материалы I Научной конференции молодых ученых

В Москве 2 ноября 1917 г. прошла I Научная конференция молодых ученых с международным участием «Здоровье и здравоохранение России», направленная на предоставление молодым исследователям и ученым площадки для обсуждения научных и практических вопросов охраны здоровья населения, обеспечения качества медицинского обслуживания, современного состояния и перспектив развития здравоохранения, оптимизации использования медицинских кадров, развития информационных технологий в медицине и проблем истории медицины. Был проведен конкурс «Лучший доклад».

Ниже мы публикуем статьи победителей этого конкурса.

© Тимошилов В.И., Фисюк А.А., 2018 УДК 613.88-053.7:616.97

Тимошилов В.И., Фисюк А.А.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ОБ ИНФЕКЦИЯХ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305018, г. Курск

Инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и негативно сказываются на рождаемости, поскольку имеют высокий удельный вес в структуре причин бесплодия и невынашивания. Проведен опрос 938 школьников и студентов, обучающихся по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Установлено, что получающие естественнонаучное образование в вопросах ИППП чаще доверяют профессиональным источникам информации (врачам и научной литературе), а гуманитарии - Интернету и социальной рекламе. Профиль образования не влияет на самооценку риска заражения, готовность к прохождению скрининговых обследований и обращению за медицинской помощью при возникновении проблем.

Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем; молодежь; образование; профилактика. Для цитирования: Тимошилов В.И., Фисюк А.А. Представления учащихся и студентов об инфекцииях, передаваемых половым путем, и пути их формирования. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(3): 178-181. DOI: http://dx.doi.Org//10.18821/0869-866X-2018-26-3-178-181

Для корреспонденции: Тимошилов Владимир Игоревич, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: molkursk@yandex.ru

Timoshilov VI., Fisiuk A.A.

THE NOTIONS OF PUPILS AND STUDENTS ABOUT SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS AND

WAYS OF THEIR DEVELOPMENT

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Kursk State Medical University» of Minzdrav of Russia, 305018, Kursk, Russia The .sexually transmitted infections are an actual medical social problem of the youth that negatively impacts natality because of high proportion in the structure of causes of infertility and miscarriage. The questionnaire survey was carried out on the sampling of 938 pupils and students of natural science and humanitarian specialties. It is established that those of acquiring natural science education in the issues related to sexually transmitted diseases more often trust professional sources of information (physicians and scientific publications) while humanitarians prefer Internet and social advertising. The profile of education has no impact on self-evaluation ofpossible infection, readiness to screening examination and visiting the physician in case of corresponding problems occurrence.

Keywords: sexually transmitted infections; the youth; education; prevention.

For citation: Timoshilov V.I., Fisiuk A.A. The notions of pupils and students about sexually transmitted infections and ways of their development. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018; 26(3): 178-181. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-3-178-181

For correspondence: Timoshilov V.I., the associate professor of the Chair of Public Health and Health Care of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Kursk State Medical University», e-mail: molkursk@yandex.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 09.11.2017 Accepted 21.12.2017

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(3) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-3-178-181 Материалы I первой научной конференции молодых ученых

Инфекции, передаваемые половым путем (И1IIIII). имеют высокий удельный вес в структуре причин бесплодия и невынашивания. что становится причиной рассмотрения репродуктивного благополучия молодежи в качестве приоритетного прогностического момента при изучении здоровья молодых людей в целом. На государственном уровне данная позиция учитывается как прогностический фактор и в отношении демографической ситуации [1.2].

Эпидемиологические исследования показывают. что ИППП подвержена преимущественно молодежь. При этом в России наблюдается более неблагополучная ситуация в отношении. например. сифилиса по сравнению с Европой. Наша молодежь 20-29 лет остается наиболее подверженной заболеванию сифилисом группой: с 2000-х годов на нее приходилось 40-45% больных. В настоящее время среди ИППП самым распространенным является трихомоноз. причем в группе риска снова оказываются молодые люди.

По данным экспертной оценки выявлено. что приоритетными мерами профилактики ИППП являются информационно-образовательные мероприятия.

При сборе доказательной базы в отношении эффективности конкретных форм и методов работы приоритетной задачей является изучение знания и установки молодежи по проблеме ИППП и их сопоставление с участием молодых людей в профилактических мероприятиях. выявление в данных сферах охвата различными мероприятиями. профессиональных различий. форм работы. оказавших наибольшее влияние на представления молодежи об ИППП. Имея определенный опыт изучения информационно-образовательной составляющей в профилактике наркопредрасположенности. мы применили ранее использовавшиеся в этой сфере методические подходы к изучению вопросов профилактики ИППП. что позволило получить сравниваемые в динамике факторы.

Цель исследования - изучить источники информирования студентов гуманитарных. технических и естественнонаучных специальностей об ИППП. их знания и позиции по данной проблеме и существующие профессиональные различия.

Материалы и методы

Было опрошено 938 школьников старших классов и студентов профессиональных учебных заведений. Среди респондентов были выделены 2 группы: естественники. обучающиеся в классах естественнонаучного профиля либо по специальностям медицинского или биологического профиля; а также гуманитарии. обучающиеся по иным специальностям. В анкету были включены вопросы об источниках первичной информации об ИППП. участии респондентов в конкретных общественно-просветительских проектах в течение последних 3 лет. об источниках информации. оказавших наибольшее влияние на знания и позицию по данной проблеме. а также вопросы. оценивающие представления молодежи о самих ИППП. отношение к риску заражения. доверие в выборе мест лечения. заинтересованность в прохождении профилактических обследований и информировании партнера при возникновении ИППП [6]. Для оценки достоверности разности относительных величин использован критерий Стьюдента.

Результаты исследования

При изучении охвата молодежи различными формами профилактической работы выявлено. что лекции врачей являются наиболее распространенными мероприятиями. немногим меньшее число опрошенных отмечают самостоятельное использование Интернет-ресурсов (табл. 1). Далее в ранговом порядке с существенным отрывом следуют лекции и тренинги психологов. просмотр видеоматериалов по данной проблеме и проведение соответствующих тематических занятий по естественнонаучным дисциплинам и безопасности жизнедеятельности. Распространение специальной литературы становится наименее популярной формой работы. Обращает на себя внимание. что 10.8% респондентов указали профилактические медицинские осмотры в качестве превентивных мероприятий. что может указывать либо на низкий охват данными мероприятиями молодежи. либо на формальный подход к их проведению непосредственно со стороны медицин-

Таблица 1

Уровень охвата молодежи мероприятиями по профилактике ИППП (в %)

Вид мероприятия В целом По месту учебы Р Профессиональные различия Р

школа СПО. вуз естественники гуманитарии

Лекции врачей 42.3 33.6 46.4 <0.01 46.4 38.5 <0.05

Интернет-проекты 37.2 39.9 35.9 >0.05 36.7 37.7 >0.05

Лекции психологов 25.8 27.9 24.8 >0.05 29.5 22.4 <0.05

Видеоматериалы 23.0 27.2 21.1 <0.05 22.0 24.0 >0.05

Занятия 22.2 24.2 21.3 >0.05 24.2 20.3 >0.05

Литература 14.2 14.1 14.2 >0.05 19.3 9.3 <0.01

Профилактические осмотры 10.8 5.4 13.3 <0.01 14.1 7.7 <0.01

Индивидуальные консультации врачей 7.1 6.7 7.3 >0.05 9.5 5.0 <0.05

Дискуссии 7.1 9.4 6.1 >0.05 4.8 9.3 <0.05

Волонтерские акции 4.7 6.4 3.9 >0.05 3.7 5.6 >0.05

Самостоятельное изготовление 4.2 2.7 4.8 >0.05 6.4 2.1 <0.01

агитационных материалов

Другое 1.5 2.1 1.3 >0.05 0.9 1.9 >0.05

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(3) 180 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-3-178-181

The Materials of the First Scientific Conference of young Scientists

Таблица 2

Удельный вес информационно-образовательных мероприятий, оказавших наибольшее влияние на представления молодежи о проблеме ИППП (в %)

Мероприятие Среди всех респондентов Профессиональные различия Р

естественники гуманитарии

Лекции врачей 27,8 29,5 26,1 >0,05

Интернет-проекты 17,8 14,7 20,7 <0,05

Лекции психологов 11,2 10,3 12,1 >0,05

Видеоматериалы 12,8 11,4 14,2 >0,05

Учебные занятия 9,6 10,7 8,6 >0,05

Индивидуальные 5,6 7,7 3,7 <0,05

консультации врачей

Литература 5,3 7,0 3,7 <0,05

Социальная реклама 4,7 5,3 4,1 >0,05

в СМИ

Дискуссии 1,5 0,7 2,3 <0,05

Волонтерские акции 1,2 0,9 1,4 >0,05

Самостоятельное 1,1 1,3 0,8 >0,05

изготовление агита-

ционных материалов

Реклама уличная 1,0 0,2 1,6 <0,05

Другое 0,5 0,4 0,6 >0,05

ских работников. Такая же ситуация складывается и в отношении индивидуальных консультаций врачей с профилактической целью. Наименее популярными среди опрошенных оказались дискуссии на тему полового поведения, волонтерские акции и самостоятельное изготовление материалов.

Лекции врачей чаще проводятся в студенческих аудиториях, более значителен показатель охвата профилактическими медицинскими осмотрами (см. табл. 1). Учебные видеофильмы активнее показывают школьникам, чем студентам. По остальным позициям различия между данными группами респондентов были незначительны.

При сравнении показателей охвата молодежи профилактическими мероприятиями в зависимости от профиля обучения установлено, что в естественнонаучных классах и профильных учебных заведениях выше охват работой специалистов: врачей и психологов. Отмечается усиленное внимание студентов медиков и биологов к изучению научных материалов, специальной литературы и к профилактическим осмотрам. Они же чаще обращаются за консультациями врачей с профилактической целью. Выявлено так же, что к изготовлению и распространению агитационных материалов активнее привлекаются студенты-медики, биологи и учащиеся профильных естественнонаучных классов. При этом более распространенными среди получающих гуманитарное и техническое образование оказались дискуссии на темы полового воспитания.

Мнение об учебном процессе как вкладе в профилактику у всех респондентов, независимо от профессиональной подготовки, встречается довольно редко. Таким образом, несмотря на всеобщее изучение тем, связанных с ИППП, всеми медиками и биологами вне зависимости от года обучения, всего 24,2%

опрошенных отметили занятия как профилактические мероприятия, что незначительно превосходит показатель группы респондентов с гуманитарным и техническим профилем обучения.

В качестве наиболее информативных и влияющих на мнение об ИППП молодежь выделяла лекции врачей, интернет-ресурсы, лекции психологов и тематические видеоматериалы (табл. 2). На последнем месте оказались различные виды социальной рекламы, волонтерские акции и самостоятельное изготовление агитационных материалов (менее 5% респондентов указали их в качестве наиболее информативных мероприятий). При этом, медики и биологи чаще отмечают консультации врачей и чтение специальной литературы, чем учащиеся, получающие техническое и гуманитарное образование, выбравшие в качестве приоритетных Интернет, дискуссионные площадки и уличную социальную рекламу.

Результатами информационно-образовательной работы следует считать знания молодежи об актуальности полового пути передачи конкретных заболеваний, самооценку риска заражения ИППП, готовность к прохождению профилактических обследований, обращению за помощью специалистов при возникновении проблем, а также понимание важности информирования полового партнера о возникновении ИППП и необходимости прохождения обследования и лечения вместе с ним.

Об актуальности половой передачи ВИЧ известно практически всей молодежи, более 80% информированы о половом пути распространения сифилиса (табл. 3). В отношении остальных урогениталь-ных инфекций показатели осведомленности ниже 50%. Кроме того, респондентами недооценивается актуальность сексуально-трансмиссивного пути передачи парентеральных вирусных гепатитов (осведомлены по данному вопросу всего 36,4% молодежи). Между опрошенными нами профессиональными группами отмечаются закономерные различия в плане достоверно более высоких долях знающих о половом пути передачи всех представленных нами в анкете заболеваний среди получающих естественнонаучное и медицинское образование.

В изучении адекватной самооценки риска заражения ИППП были получены следующие данные. Проблему считают актуальной для всех слоев населения, знают и соблюдают меры 72% молодежи. Мнение о

Таблица 3

Уровень знаний об актуальности полового пути передачи заболеваний (в %)

Заболевание Среди всех респондентов Профессиональные различия Р

естественники гуманитарии

ВИЧ 96,8 98,0 95,7 <0,01

Сифилис 83,5 90,8 76,6 <0,01

Гонорея 47,5 70,3 26,1 <0,01

Хламидиоз 42,9 58,0 28,6 <0,01

Трихомоноз 38,6 57,1 21,1 <0,01

Вирусные 36,4% 43,3 29,8 <0,01

гепатиты В и С

Проблемы социальной гигиены. здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(3)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-3-178-181 181

Материалы I первой научной конференции молодых ученых

том. что опасность заражения ИППП существует только при частой смене половых партнеров является заблуждением и характерно для 17.7% респондентов. Часть опрошенных (7.7%) высказались. что данная проблема характерна только для социально неблагополучных слоев. а 2.6% молодежи считают угрозу ИППП изначально надуманной. При этом зависимости между профилем получаемого образования и самооценкой риска не отмечено.

Стоит отметить серьезность проблемы. заключающейся в недостаточном желании молодежи проходить профилактические осмотры. На данную установку образование не влияет.

Доля молодежи. готовой при возникновении проблем обращаться за помощью к врачам. составляет 87.5%. причем государственным клиникам доверяет большее число респондентов. Изучение рейтинга востребованности во всех опрошенных нами группах позволило установить. что по всем показателям лидирует государственная дерматовенерологическая служба. При этом достоверных профессиональных различий по данному вопросу не отмечается. Из всех опрошенных 13% выбирают самолечение в качестве основного метода поддержания здоровья. причем демонстрируют желание искать информацию о лекарствах в Интернете и пользоваться опытом других пациентов на форумах 5.1% молодежи. а 3.3% готовы лечиться. опираясь на собственные знания. Наименьшее количество молодых людей (2.3%) готовы придерживаться народных методов. Обращает на себя внимание отсутствие влияния профиля обучения респондентов на готовность к самолечению. При этом доверяют советам работников аптек 2.9% опрошенных. среди которых достоверно выше доля

гуманитариев. Критерием в определении понимания важности проблемы ИППП было также изучение готовности в случае заболевания предупредить об угрозе партнера. мотивировать его к совместному обследованию и лечению. Около 91.6% молодежи отметили. что готовы выполнить вышеперечисленные требования. причем на данное мнение профиль обучения существенно не влиял.

Заключение

При изучении уровня охвата молодежи профилактическими мероприятиями установлено. что наиболее популярной формой работы являются лекции врачей. В студенческих аудиториях по сравнению со школами достоверно чаще проводятся лекции врачей. выше показатель охвата профилактическими медицинскими осмотрами. В школах шире используются учебные видеофильмы. Школьники и студенты. изучающие естественнонаучные дисциплины. шире охвачены работой специалистов и более активны в плане прохождения профосмотров. В качестве наиболее информативных и влияющих на мнение по ИППП источников медики и биологи чаще отмечают консультации врачей и чтение специальной литературы. гуманитарии - Интернет. дискуссионные площадки и уличную социальную рекламу. Общей проблемой является то. что учебный процесс как профилактическое мероприятие воспринимается достаточно редко. Профиль обучения не влияет на различия в самооценке актуальности проблемы ИППП и риска инфицирования.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.