Научная статья на тему 'Принцип доказательности в профилактике инфекций, передаваемых половым путем, среди студенческой молодежи'

Принцип доказательности в профилактике инфекций, передаваемых половым путем, среди студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИИ / ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ПРОФИЛАКТИКА / SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS / YOUNG PEOPLE / STUDENTS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ластовецкий А.Г., Тимошилов В.И., Бобрик Ю.В.

Возникновение и распространение инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), во многом определяется действием управляемых социальных и психологических факторов риска и эффективностью информационно-образовательной работы среди молодежи. Цель исследования заключается в оценке эффективности различных видов профилактических мероприятий и подготовке научно обоснованных рекомендаций по их планированию и проведению. Программа исследования включала опрос 850 студентов с разделением их на подгруппы по профилю обучения. Для количественной оценки связи между данными об участии в мероприятиях и наличием комплекса объективных представлений об ИППП использован показатель относительного риска (RR). Результаты исследования показали, что наиболее часто в качестве источников информации и мероприятий, определивших их позицию по проблеме ИППП, студенты указывают лекции врачей (27,5% респондентов) и Интернет-ресурсы (19,3%). Различия между группами по профилю обучения заключаются в достоверно более частом указании литературы, учебного процесса и опыта изготовления тематических материалов студентами, получающими образование в сфере биологических наук и медицины. В качестве мероприятий, эффективных для всех студентов и рекомендуемых в качестве подходов к базовому информированию о проблеме ИППП, выделены лекции и индивидуальные консультации врачей и просмотр обучающего видео для них получена достоверная прямая связь. Достоверный эффект только для естественников доказан для самостоятельной работы с литературой и изготовления информационных материалов. Негативный эффект достоверно установлен в отношении тематических Интернет-проектов, наглядной агитации и социальной рекламы в СМИ. В качестве механизмов внедрения полученных результатов в практику предложены методическое содействие в разработке и экспертная оценка тематических программ, а также тематическое обучение их организаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ластовецкий А.Г., Тимошилов В.И., Бобрик Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF EVIDENCE IN PREVENTION OF INFECTIONS TRANSFERRABLE ВY SEXUAL WAY, AMONG STUDENTS

The emergence and spread of sexually transmitted infections (STIs) is associated with a large number of controllable risk factors and the quality of preventive educational activities among young people. The aim of the study is the assessment of the effectiveness of various types of preventive activities and the preparation of scientifically based recommendations for their planning and implementation. The program of the study included the survey of 850 students of different specialties and profile of education. To quantify the relationship between data on participation in activities and the availability of a set of objective views on STIs, was used a relative risk indicator. The results of the study showed, that the most important sources of information for all students are doctors and web-sites. Students of medical and biological specialties more often pointed the main role of scientific literature and self-making of information materials. A significant positive effect for all students was obtained for lectures and private consultations of doctors and educational video materials. A significant positive effect only for medical and biological students was obtained for independent work with literature and self-making of information material. A significant negative effect has web-sites and all kinds of social advertisement in mass-media. As the most important ways of the implementation of the results of this study are recommended professional consulting and education of the authors of preventive programs and expert control of their materials.

Текст научной работы на тему «Принцип доказательности в профилактике инфекций, передаваемых половым путем, среди студенческой молодежи»

УДК 613.97-08-039.71-057.875

ПРИНЦИП ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Ластовецкий А. Г.1,2, Тимошилов В. И.3, Бобрик Ю. В.4

ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ, ул. Добролюбова, 11,, г. Москва, Россия

2ФГБУДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами президента РФ, 121359, ул. Маршала Тимошенко, д.19, г. Москва

3ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», 305041, ул. К. Маркса, д.3. г. Курск, Россия Медицинская академия имени С.И.Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», 295051, бульвар Ленина 5/7, г. Симферополь, Россия.

Для корреспонденции: Бобрик Юрий Валериевич доктор медицинских наук, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», е-mail: yura.bobrik@mai1.ru

For correspondence: Bobrik Yu.V., Dr. Sci. Мed., Professor of Department of MPC and sports medicine, physiotherapy with a physical training course, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, е-mail: yura.bobrik@mail.ru

Information about authors :

Lastovetsky A. G., http: //orcid.org/0000-0002-9598-7212 Timoshilov V. I., http: //orcid.org/0000-0002-4085-8111 Bobrik Yu. V., http: //orcid.org/0000-0002-9057-1530

РЕЗЮМЕ

Возникновение и распространение инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), во многом определяется действием управляемых социальных и психологических факторов риска и эффективностью информационно-образовательной работы среди молодежи.

Цель исследования заключается в оценке эффективности различных видов профилактических мероприятий и подготовке научно обоснованных рекомендаций по их планированию и проведению. Программа исследования включала опрос 850 студентов с разделением их на подгруппы по профилю обучения. Для количественной оценки связи между данными об участии в мероприятиях и наличием комплекса объективных представлений об ИППП использован показатель относительного риска (RR). Результаты исследования показали, что наиболее часто в качестве источников информации и мероприятий, определивших их позицию по проблеме ИППП, студенты указывают лекции врачей (27,5% респондентов) и Интернет-ресурсы (19,3%). Различия между группами по профилю обучения заключаются в достоверно более частом указании литературы, учебного процесса и опыта изготовления тематических материалов студентами, получающими образование в сфере биологических наук и медицины. В качестве мероприятий, эффективных для всех студентов и рекомендуемых в качестве подходов к базовому информированию о проблеме ИППП, выделены лекции и индивидуальные консультации врачей и просмотр обучающего видео - для них получена достоверная прямая связь. Достоверный эффект только для естественников доказан для самостоятельной работы с литературой и изготовления информационных материалов. Негативный эффект достоверно установлен в отношении тематических Интернет-проектов, наглядной агитации и социальной рекламы в СМИ. В качестве механизмов внедрения полученных результатов в практику предложены методическое содействие в разработке и экспертная оценка тематических программ, а также тематическое обучение их организаторов.

Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем, молодежь, студенты, профилактика.

PRINCIPLE OF EVIDENCE IN PREVENTION OF INFECTIONS TRANSFERRABLE ВУ SEXUAL WAY, AMONG STUDENTS

Lastovetsky A. G.u, Timoshilov V. I.3, Bobrik Yu. V.4

1Central Scientific Research Institute of Organization and Informatization of Health, Moscow, Russia 2Central State Medical Academy of the Office of the President of the Russian Federation, Moscow, Russia 3Кursk State Medical University, Кursk, Russia

4Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

The emergence and spread of sexually transmitted infections (STIs) is associated with a large number of controllable risk factors and the quality of preventive educational activities among young people. The aim of the study is the assessment of the effectiveness of various types of preventive activities and the preparation of scientifically based recommendations for their planning and implementation. The program of the study included the survey of 850 students of different specialties and profile of education. To quantify the relationship between data on participation in activities and the availability of a set of objective views on STIs, was used a relative risk indicator. The results of the study showed, that the most important sources of information for all students are

doctors and web-sites. Students of medical and biological specialties more often pointed the main role of scientific literature and self-making of information materials. A significant positive effect for all students was obtained for lectures and private consultations of doctors and educational video materials. A significant positive effect only for medical and biological students was obtained for independent work with literature and self-making of information material. A significant negative effect has web-sites and all kinds of social advertisement in mass-media. As the most important ways of the implementation of the results of this study are recommended professional consulting and education of the authors of preventive programs and expert control of their materials.

Key words: sexually transmitted infections, young people, students, prevention.

Репродуктивное здоровье молодежи является фактором стабильности демографической и социально-экономической ситуации в стране, определяя прогноз рождаемости на перспективу ближайших двух десятилетий [1; 5]. Инфекции, передаваемые половым путем, рассматриваются как социально обусловленные заболевания, в возникновении и распространении которых большое значение имеют социальные и психологические факторы риска [9]. Ведущую роль при этом играют осведомленность молодых людей о мерах профилактики данных заболеваний и выбор ими самосохраняющей стратегии половой жизни. Несмотря на масштабную кампанию по пропаганде безопасного поведения, социологические опросы показывают, что 28 - 30% студентов склонны к вступлению в разовые половые связи, и не менее 20% имеют более 3 половых партнеров в год [2]. Литературные данные указывают, что основными факторами, способствующими опасному поведению, являются одобряемость и популяризация разовых половых связей в массовой культуре в противовес санитарному просвещению, восприятие секса отдельно от эмоциональной составляющей отношений и как предмета обмена на материальные и нематериальные блага [3; 6; 14], а также общий нравственный кризис в виде снижения степени приоритета стабильных отношений и крепкой семьи в системе ценностей молодежи [12; 15]. В качестве психологических факторов риска опасного сексуального поведения описываются экстраверсия и уступчивость, акцентуации характера - излишняя открытость, демонстративность и истероидность [4; 10; 16]. Рассматривается и негативная значимость раннего начала половой жизни, которое имеет место у более чем 40% до наступления совершеннолетия [7; 17].

Проведенная экспертная оценка позволила разделить все факторы риска на 3 уровня:

• факторы 1-го (высшего) уровня - половые связи без использования средств защиты, частая смена партнеров и раннее начало половой жизни;

• факторы 2-го уровня - употребление психоактивных веществ, доступность эротических материалов и одобряемость обществом многочисленных половых связей;

• факторы 3-го уровня - общественный кризис ценностных ориентаций, опережение физиологического полового созревания над психологическим становлением личности, определенные черты характера (импульсивность, слабое развитие чувства ответственности и самодисциплины, склонность к риску и эпатажу, внушаемость и уступчивость), психотравмирующие ситуации, насилие в семье [12].

Общим выводом данного исследования стало обоснование необходимости существенного повышения эффективности информационно-образовательной и психокоррекционной работы в рамках профилактики сексуально-трансмиссивных инфекций среди молодежи.

Цель исследования - оценить эффективность проводимых в настоящее время информационно-образовательных мероприятий по профилактике ИППП и сформировать методические подходы к разработке превентивных программ для высших учебных заведений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках исследования в 2017 г. проведен опрос выборки из 850 студентов высших учебных заведений Центрально-Черноземного субрегиона, репрезентативной по возрасту (возраст респондентов от 16 до 22 лет, средний возраст 18,2±0,5 г.) и полу (430 мужского пола, 420 - женского). Респонденты были разделены на подгруппы в зависимости от профиля обучения: естественники - 410 студентов начальных курсов медицинских и биологических специальностей, и гуманитарии - 440 обучающихся по иным направлениям, которые не связаны с изучением медико-социальных проблем и биологических наук как предмета профессиональной подготовки. При этом были использованы опыт и методология другого исследования, которое было проведено в 2014 г., но в отношении смешанной выборки из школьников и студентов [11].

Анкета включала вопросы об опыте участия молодых людей в профилактических мероприятиях (факторный признак) и вопросы на оценку знаний и позиции по проблеме ИППП (результирующий признак). В качестве достигнутого результата информационно-образовательной деятельности

2019, том 22, № 2

рассматривалось наличие совокупности следующих критериев:

• понимание актуальности проблемы ИППП для всех живущих половой жизнью и необходимости знания и соблюдения мер личной профилактики;

• установка на прохождение профилактических обследований;

• ориентированность на обращение за помощью врачей при возникновении проблем со здоровьем;

• готовность информировать о состоянии своего интимного здоровья партнера и мотивировать его к совместному обследованию и лечению при возникновении проблем.

Для оценки связи между фактом участия в конкретном мероприятии с указанием его влияния на знания и установки по вопросам половой жизни и достижением превентивного эффекта использован критерий относительного риска (ИЯ.), который вы-

А(С + Я]

числяется по формуле: Ш1= ^^ ^

где А и В - количество опрошенных студентов, указавших влияние на свои когнитивные и поведенческие установки изучаемого мероприятия и имеющих соответственно достигнутый и не достигнутый результат; С и Б - суммарное количество респондентов, указавших на участие в других мероприятиях (кроме изучаемого) и соответственно достигших и не достигших эффекта.

Для оценки достоверности критерия относительного риска производился расчет его доверительного интервала для вероятности 95%:нижней (СБ) и верхней (СБ) границ по формулам:

1 ?6<¡AlA+s,)+c(c^-з,)

[о ДД-1,!

си=*

1п дд-ц.

>9Ч

Е

С\2= е

Значение при С11>1, С12>1 расценивается как доказательство достоверной (р<0,05) прямой связи между признаками (доказанного позитивного эффекта мероприятия), при ЯЯ<1 и С11<1, С12<1 констатируется наличие достоверной (р<0,05) обратной связи (однозначного негативного эффекта мероприятия); свидетельствует о полном

отсутствии влияния мероприятия на результат, а ситуации С11<1<С12 требуют дополнительного анализа с позиций здравого смысла [8, 13]. В обработке данных использован онлайн-калькулятор medstatistic.ru.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам опроса установлено, что наиболее часто в качестве источников информации и мероприятий, определивших их позицию по проблеме ИППП, студенты указывают лекции врачей (27,5%

от числа респондентов в целом, 23,1% - у естественников, 31,2% - у гуманитариев, что показано на рис. 1) и Интернет-ресурсы (19,3%) (рис. 1). Далее в порядке убывания следуют психологические занятия и консультации (13,2%) и тематические видеоматериалы (12,9%).По 10% респондентов выделили значимую роль научной литературы и печатных просветительских материалов, от 5 до 9% - опыта обращения за врачебными консультациями, самостоятельного участия в профилактических кампаниях (волонтерство, изготовление материалов) и различных видов социальной рекламы.

Рис. 1. Влияние различных мероприятий на формирование позиции студентов по проблеме ИППП.

Сопоставляя данные разных категорий студентов по профилю обучения, следует отметить достоверно более частое (по критерию х2 р<0,05) указание литературы, учебного процесса и опыта изготовления тематических материалов студентами, получающими образование в сфере биологических наук и медицины. Среди гуманитариев выделяются статистически значимые различия в пользу лекций врачей. Такие результаты стоит считать закономерными, так как ответы естественников во многом вытекают из содержания учебного процесса, а для гуманитариев лекции врачей несут во многом новый материал, и практикующие медицинские работники в вопросах профилактики имеют большой авторитет.

Рассматривая результаты информационно-образовательной работы, следует отметить, что об актуальности полового пути передачи ВИЧ, сифилиса и гонореи осведомлены все студенты независимо от профиля обучения. В плане других инфекций, для которых актуален половой путь передачи, закономерна большая распространенность соответствующих знаний у группы медико-биологического профиля: для хламидиоза о таковом знают 75% естественников против 30% гуманитариев, для трихомоноза - 74,5% против 31,1%, для вирусных гепатитов В и С - 67,8% против 17,4% (по критерию х2 р<0,01 по всем позициям).

В плане самооценки риска инфицирования профессиональные различия выражены статистически не значимо: об актуальности угрозы заражения при всех незащищенных контактах заявляют 76,3% естественников и 74,9% гуманитариев (р>0,05). Также незначительно различаются доли готовых проходить профилактические медицинские осмотры (65,5% против 63,4%, р>0,05) и ориентированных на обращение к врачам при возникновении проблем (86% и 88% соответственно, р>0,05). При этом мотивировать к обращению за медицинской помощью полового партнера студенты-естественники готовы значительно чаще (94,5% против 85,3% гуманитариев, р<0,05).В целом, комплексный результат информационно-образовательной работы оказался достигнут у 51,2% опрошенных студентов, и профиль обучения значительного влияния на итоговый показатель не оказал.

Новым научным результатом следует считать данные о направленности связи между источниками информации или мероприятиями и сформированной совокупностью знаний и установок, составляющих основу безопасного поведения и медицинской активности. Прямая связь в данном

случае выступает в качестве доказательной базы эффективности соответствующей формы профилактической работы. Достоверная прямая связь между участием в мероприятиях и достижением превентивного эффекта для всех категорий студентов получена для лекций и индивидуальных консультаций врачей и просмотра обучающего видео (таблица 1). Изучение печатных изданий и самостоятельное изготовление агитационных материалов для студенчества в целом и гуманитариев в отдельности демонстрирует не достаточно выраженную прямую связь (р>0,05), достоверная прямая связь по данным формам работы получена только для естественников. Отсутствие достоверного влияния на формирование самосохраняющих установок учебного процесса является новым и достаточно неожиданным фактом, так как включение соответствующих тем в программу ряда дисциплин до сих пор рассматривалось как исчерпывающее профилактическое мероприятие. Аналогичные результаты в виде отсутствия выраженных достоверных связей получены и для психологических занятий и вовлечения молодежи в тематическую волонтерскую деятельность.

Таблица 1

Оценка эффективности мероприятий по профилактике инфекций, передаваемых половым путем,

среди студентов

Мероприятия Относительный риск

Среди всех респондентов Профессиональные различия

Естественные Гуманитарии

ВВ Р ВВ р ВВ р

Индивидуальные консультации врачей 1,6 р<0,05 1,7 р<0,05 1,3 р<0,05

Лекции врачей 1,2 р<0,05 1,3 р<0,05 1,2 р<0,05

Видеоматериалы 1,3 р<0,05 1,3 р<0,05 1,4 р<0,05

Литература, печатные материалы 1,2 р>0,05 1,3 р<0,05 1,1 р>0,05

Самостоятельное изготовление агитационных материалов 1,1 р>0,05 1,4 р<0,05 1,0 р>0,05

Занятия (учебный процесс) 1,1 р>0,05 1,2 р>0,05 1,1 р>0,05

Психологические занятия 1,0 р>0,05 1,0 р>0,05 1,2 р>0,05

Волонтерские акции 1,0 р>0,05 1,1 р>0,05 0,9 р>0,05

Интернет-проекты 0,6 р<0,05 0,4 р<0,05 0,8 р<0,05

Социальная реклама в СМИ 0,4 р<0,05 0,1 р<0,05 0,7 р<0,05

Уличная социальная реклама, наглядная агитация 0,3 р<0,05 0,3 р<0,05 0,4 р<0,05

Значительную новизну и практическую ценность имеют данные, полученные в отношении Интернет-проектов и всех видов социальной рекламы и наглядной агитации: между отмечаемым

влиянием соответствующих форм работы на имеющиеся представления об ИППП и формированием должной совокупности тех самых представлений выявлена достоверная обратная связь, т.е. доказа-

тельства того, что такая работа усиливает распространенность опасных заблуждений, недооценки угроз и ошибочных представлений об ИППП, способствуя опасному поведению.

ОБСУЖДЕНИЕ

Данные о частоте выступления каждого из мероприятий в качестве источника информации, оказавшего наибольшее влияние на мнение молодежи о проблеме ИППП, и их различия в зависимости от профиля обучения следует считать закономерными: студенты естественнонаучного профиля достоверно чаще гуманитариев указывали в качестве таковых литературу, учебные занятия и опыт изготовления тематических материалов. Эти формы работы интегрированы в учебный процесс по целому ряду медико-биологических дисциплин. Среди гуманитариев выделяются статистически значимые различия в пользу лекций врачей, так как именно эти мероприятия служат для них организованной подачей систематизированных данных о различных сторонах данной проблемы, тогда как учебный процесс может быть ориентирован на смежную тематику нравственного воспитания, психологической подготовки и т.д. Сравнивая полученные результаты с данными 2014 г. в отношении смешанной выборки (школьники и студенты) [11], стоит отметить, что ранговый порядок источников информации по частоте их упоминания в качестве определяющих не изменился, хотя доли респондентов, выбравших конкретные информационные каналы, среди студентов в рассматриваемом исследовании и в смешанной выборке 2014 г., несколько отличаются. Это свидетельствует о том, что либо становление представлений о проблеме ИППП происходит до поступления в ВУЗ под влиянием информации, полученной в школе, либо степень авторитетности источников информации с возрастом не меняется. В любом случае полученные данные свидетельствуют о стабильной степени доверия молодежи одним и тем же источникам информации об ИППП, в ряду которых ведущие позиции занимают специалисты и образовательные материалы, а также Интернет-ресурсы.

Данные о роли мероприятий в формировании комплекса объективных представлений о проблеме ИППП следует рассматривать как доказательную базу эффективности соответствующих форм работы. Полученные значения относительного риска К.К. (таблица 1) с точностью до десятых долей отличаются от данных исследования 2014 г.[11], но в целом представления о роли различных мероприятий в становлении объективных знаний о проблеме ИППП вновь полученные данные не меняют. Следовательно, данные об эффективности профилактических мероприятий являются устойчивыми во времени и могут быть использованы в качестве

доказательной базы и источника рекомендаций по организации профилактической работы со студентами.

Полученные ррезультаты позволяют сделать практически значимый вывод о необходимости проведения внеклассных профилактических мероприятий среди всех студентов независимо от профиля обучения и включенности соответствующей тематики в учебный процесс. При этом степень приоритетности и последовательность их проведения должна как раз зависеть от профиля обучения.

Как для естественников, так и для гуманитариев базовое информирование о проблеме ИППП должно проводиться посредством лекций врачей, индивидуальных консультаций в ходе профилактических медицинских осмотров и демонстрации санитарно-просветительских видеоматериалов. Такая работа должна хронологически опережать другие профилактические мероприятия, то есть ее необходимо проводить в течение первого семестра обучения. Студентам естественнонаучного профиля задания по изучению отобранной для этой цели научной литературы и подготовке докладов, рефератов и информационных материалов могут даваться параллельно с базовым информированием. При этом у гуманитариев следует ограничиться работой с литературой, и то только после проведения профессиональной разъяснительной работы, так как самостоятельно изготавливаемые ими агитационные материалы значимого эффекта не имеют. Проведение психологических занятий, несмотря на отсутствие связи между участием в них и эффектом, требуется по объективным причинам - психологические факторы риска играют решающую роль в формировании опасного поведения. При этом следует рекомендовать соблюсти ряд условий:

• проводить занятия с участием только психологов, прошедших тематическое повышение квалификации;

• организовывать психологические тренинги только как мероприятия второй очереди, т.е. при наличии у аудитории базовых знаний о проблеме;

• ориентировать тематику психологических занятий не на разъяснение медико-социальных аспектов ИППП, а на развитие ценностных ориентаций и поведенческих установок для безопасного стиля жизни, ответственного отношения к половой жизни и созданию семьи и репродуктивному здоровью.

Волонтерская деятельность может рассматриваться как мероприятие третьей очереди и только среди естественников, так как значимой роли в сфере профилактики ИППП в масштабах всей популяции она не показала, но данные исследования

свидетельствуют о наличии определенного потенциала профессионального волонтерства по типу движения «волонтеры-медики». Таким образом, сами в роли организаторов превентивных мероприятий могут выступать только студенты старших курсов медицинских вузов с опытом участия в мероприятиях первой и второй очереди.

Интернет-проекты и различные формы социальной рекламы показали нежелательный эффект, что является основанием не практиковать выдачу заданий молодежи на самостоятельный поиск информации в сетевых ресурсах, на государственном уровне уделить дополнительное внимание регулированию данной сферы информационного пространства, а от наглядной агитации в учебных заведениях отказаться за исключением необходимой информации о местах и порядке оказания медицинской помощи.

Оптимальным способом внедрения полученных рекомендаций в практику является сочетание официального методического содействия (рекомендации для учебных заведений от госструктур и общероссийских профессиональных ассоциаций плюс повышение квалификации специалистов по воспитательной работе и профилактике) [6] и элементов разрешительной политики в виде экспертной оценки и общественно-государственной аккредитации профилактических программ, вводимой в настоящее время в Курской области.

ВЫВОДЫ

1. Внеклассные мероприятия по профилактике ИППП необходимо проводить в высших учебных заведениях со студентами всех специальностей и факультетов, и включение информации об ИППП в учебный процесс не является основанием для отказа от дополнительной просветительской, психопрофилактической и консультативной работы.

2. Наибольшим авторитетом и высокой результативностью в плане профилактики ИППП среди студентов обладают врачи. Следовательно, необходима поддержка проведения ими санитар-но-просветительской и консультативной работы в учебных заведениях.

3. Необходимо соблюдение последовательности участия студентов в мероприятиях по профилактике ИППП от базового информирования о проблеме посредством лекций врачей, индивидуальных консультаций в ходе профилактических медицинских осмотров и демонстрации санитар-но-просветительских видеоматериалов к мероприятиям, предусматривающим активную роль участников в поиске, обработке и представлении информации об ИППП.

4. Интернет оказывает массовое, но крайне негативное влияние на формирование факторов риска распространения/заражения ИППП, в связи с чем необходимо отказаться от заданий молодежи на самостоятельный поиск информации в сетевых ресурсах, а на государственном уровне уделить внимание регулированию данной сферы информационного пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Наглядная агитация и социальная реклама в плане профилактики ИППП среди студентов полностью неэффективны.

6. В отношении программ профилактики ИППП в учебных заведениях необходимо внедрить элементы разрешительной политики.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Н. С. Проблемы эпидемиологического надзора за инфекциями, передаваемыми половым путем. Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2012;3:4-8.

2. Баринова А. Н., Плавинский С. Л., Еро-шина К. М. Группы риска как основной источник заболеваемости инфекциями, передающимися половым путём (ИППП), в Российской Федерации. ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2012; 4(4):97-102.

3. Конина М. А., Холмогорова А. Б., Сорокова М. Г. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности? Консультативная психология и психотерапия. 2014;2:8-118.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. Новосибирск: Издательство НГПУ; 2006.

5. Ластовецкий А. Г., Полев А. В., Бугорский В. В. Актуальность активного выявления сифилиса при профилактических осмотрах. Главврач. 2003;4:44-46.

6. Ластовецкий А. Г., Тимошилов В. И. Оценка информационно-образовательных потребностей в подготовке актива волонтерского антинаркотического движения. Научные ведомости Бел-ГУ Сер. Медицина. Фармация. 2018;41(3):449-456. DOI: 10.18413/2075-4728-2018-41-3-449-456.

7. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Издательство «Винтаж»; 2011.

8. Плавинский С. Л. Биостатистика: Планирование, обработка и представление результатов биомедицинских исследований при помощи системы SAS. СПб.: СПб МАПО; 2005.

9. Полев А. В., Ластовецкий А. Г. Трифонова С. Г. Социально-эпидемиологические аспекты сифилиса. Проблемы территориального здравоохранения. Сб. научных трудов ЦНИИОИЗ МЗ РФ, вып. 5. М.:2003;188-189.

10. Симулевич А. Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»; 2012.

11. Тимошилов В. И. Принцип доказательности в профилактике сексуально-трансмиссивных инфекций среди молодежи. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2017;19(12):148-152.

12. Тимошилов В. И., Ластовецкий А. Г. Факторы риска заражения и распространения инфекций, передаваемых половым путем: аналитический обзор и экспертная оценка. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2018;12(2):25-32.

13. Тимошилов В. И., Ластовецкий А. Г. Оценка образовательной эффективности мероприятий по профилактике наркопредрасположенности среди школьников. Современные стратегии и технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных разного возраста, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями: Материалы международной научно-практической конференции. Курск: ООО «МедТестИнфо»; 2018;99-108.

14. Эйзлер А. Анатомия страсти. М.: Эксмо, 2011.

15. Owuamanam D. O., Bankole M. O. Family type and attitude sexual promiscuity of adolescent students in Ekiti State, Nigeria. European Scientific Journal. 2013;9:17.

16. Westerlund M., Santtila P., Johansson A., Varjonen M., Witting K., Jern P., Alanlo K., Sandnabba K. Does unrestricted sociosexual behavior have a shared genetic basis with sexual coercion? Psychology, Crime & Law. 2010; 16: 5-23.

17. Wright T. M., Reise S.P. Personality and Unrestricted Sexual Behavior: Correlations of Sociosexuality in Caucasian and Asian College Students. Journal of Research in Personality. 1997; 31: 166-192.

REFERENCES

1. Anisimova NS. Problems of epidemiological surveillance of sexually transmitted infections. Epidemiologiya i infekcionnye bolezni. Aktual'nye voprosy. 2012; 3: 4-8. (In Russ).

2. Barinova AN, Plavinskij SL, Eroshina KM. Risk groups as the main source of incidence of sexually transmitted infections (STIs) in the Russian Federation. VICH-infekciya i immunosupressii. 2012; 4(4): 97-102. (In Russ).

3. Konina MA, Holmogorova AB, Sorokova MG. The phenomenon of unlimited sexual behavior in modern society: pathological trends in culture or personality pathology? Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2014;2:88-118. (In Russ).

4. Korolenko CP, Dmitrieva NV. Personality and dissociative disorders: expanding the boundaries of diagnosis and therapy: Monograph. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU; 2006. (In Russ).

5. Lastoveckij AG., Polev AV., Bugorskij VV. The relevance of the active detection of syphilis during preventive examinations. Glavvrach. 2003;4:44-46. (In Russ).

6. Lastoveckij AG, Timoshilov VI. Assessment of informational and educational needs in preparing the asset of the volunteer anti-drug movement. Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Medicina. Farmaciya. 2018;41(3):449-456. DOI: 10.18413/2075-4728-201841-3-449-456. (In Russ).

7. Mej R. Love and will. M.: Izdatel'stvo «Vintazh»; 2011. (In Russ).

8. Plavinskij SL. Biostatistika: Planning, processing and presentation of biomedical research results using the system SAS. SPb.:SPb MAPO; 2005. (In Russ).

9. Polev AV, Lastoveckij AG, Trifonova SG. Socio-epidemiological aspects of syphilis. Problemy territorial'nogo zdravoohraneniya. Sb. nauchnyh trudov CNIIOIZ MZ RF, vyp. 5. M.:2003;188-189. (In Russ).

10. Simulevich AB. Personality Disorders. The trajectory in the space of mental and somatic pathology. M.: OOO «Izdatel'stvo «Medicinskoe informacionnoe agentstvo»; 2012. (In Russ).

11. Timoshilov VI. The principle of evidence in the prevention of sexually transmitted infections among young people. Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2017;19(12):148-152. (In Russ).

12. Timoshilov VI, Lastoveckij AG. Risk factors for contracting and spreading sexually transmitted infections: analytical review and expert assessment. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Elektronnoe izdanie. 2018;12(2):25-32. (In Russ).

13. Timoshilov VI, Lastoveckij AG. Assessment of the educational effectiveness of drug prevention measures among schoolchildren. Sovremennye strategii i tekhnologii profilaktiki, diagnostiki, lecheniya i reabilitacii bol'nyh raznogo vozrasta, stradayushchih hronicheskimi neinfekcionnymi zabolevaniyami: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk. 2018;99-108. (In Russ).

14.Ejzler A. Anatomy of passion.M.: Eksmo; 2011. (In Russ).

15.Owuamanam DO, Bankole MO. Family type and attitude sexual promiscuity of adolescent students in Ekiti State, Nigeria. European Scientific Journal. 2013;9:17.

16.Westerlund M, Santtila P, Johansson A, Varjonen M, Witting K, Jern P, Alanlo K, Sandnabba K. Does unrestricted sociosexual behavior have a shared genetic basis with sexual coercion? Psychology, Crime & Law. 2010;16:5-23.

17.Wright TM, Reise SP. Personality and Unrestricted Sexual Behavior: Correlations of Sociosexuality in Caucasian and Asian College Students. Journal of Research in Personality. 1997;31:166-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.