Научная статья на тему 'Обучение организаторов профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи: охват мероприятиями и оценка удовлетворенности'

Обучение организаторов профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи: охват мероприятиями и оценка удовлетворенности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / YOUNG PEOPLE / PREVENTION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошилов В.И., Сидоров Г.А., Грудинина А.В.

В качестве социально обусловленных заболеваний среди молодежи рассматриваются инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), ВИЧ, парентеральные вирусные гепатиты, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Цель исследования изучить удовлетворенность специалистов существующими мероприятиями по повышению квалификации в вопросах охраны здоровья молодежи и степень востребованности тематического обучения. Материалы и методы. Проведен опрос 212 врачей и 216 педагогов, социальных работников и специалистов сферы молодежной политики (гуманитарии). При обработке данных производилось вычисление средневзвешенных значений количественных признаков (возраст, стаж, балльные оценки) и их доверительных границ для p<0,05, определялись экстенсивные показатели, для сравнения распределения ответов применялся критерий χ2. Результаты. Согласно полученным данным, среди врачей достоверно выше, чем среди гуманитариев, показатель охвата обучением по вопросам охраны здоровья и организации превентивной деятельности среди молодежи. Преобладающей формой в обучении всех специалистов является включение соответствующих тем в основные циклы повышения квалификации по специальности. Высокая степень разнообразия оценок удовлетворенности специалистов изучением всех медико-социальных проблем молодежи указывает на отсутствие единого образовательного пространства по данным вопросам. Это рассматривается как одна из причин недостаточного уровня межведомственного взаимодействия и преемственности в проведении профилактических мероприятий с молодежью. Заключение. На основании полученных результатов предлагается выделить медицинские учебные заведения как опорные площадки для выстраивания единого методического и образовательного пространства подготовки спе-циалистов-организаторов профилактической работы проведения совместных образовательных мероприятий для специалистов разных сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошилов В.И., Сидоров Г.А., Грудинина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF ORGANIZERS OF SOCIAL DISEASES AMONG YOUNG PEOPLE PREVENTION: ACTIVITIES AND SATISFACTION

The social diseases among young people are sexually transmitted infections, HIV, parenteral viral hepatitis, tuberculosis and drug abuse problems. Aim. The purpose of the study is to study the satisfaction of specialists with the existing activities for the development of skills in prevention of social diseases among young people and educational requests in thematic training. Matherials and Methods. It was conducted a survey of 212 doctors and 216 teachers, social workers and specialists in the field of youth policy (humanities). During the processing of the data were calculated the average values of the quantitative characteristics (age, length, scores) and their confidence limits for p<0,05, extensive indicators, for comparing the distribution of answers was used a χ2 criterion. Results. According to the data received, the coverage of training in the organization of preventive activities among young people among doctors is significantly higher than among the humanities. The predominant form in the training of all specialists is the inclusion of relevant topics in the main cycles of professional development in their base specialty. Guest satisfaction study of various medical and social problems has a high degree of diversity. It shows that in prevention there is no single educational space and it may be one of the causes ofpoor interdepartmental relations. Conclusion. The result of this scientific work is a recommendation about official priority of medical educational institutions in studying of problems and training of all organizers of social diseases prevention.

Текст научной работы на тему «Обучение организаторов профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи: охват мероприятиями и оценка удовлетворенности»

2018, том 20 [9]

УДК 614.2

ОБУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ОХВАТ МЕРОПРИЯТИЯМИ И ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Тимошилов В.И., Сидоров Г.А., Грудинина А.В.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. В качестве социально обусловленных заболеваний среди молодежи рассматриваются инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), ВИЧ, парентеральные вирусные гепатиты, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Цель исследования - изучить удовлетворенность специалистов существующими мероприятиями по повышению квалификации в вопросах охраны здоровья молодежи и степень востребованности тематического обучения. Материалы и методы. Проведен опрос 212 врачей и 216 педагогов, социальных работников и специалистов сферы молодежной политики (гуманитарии). При обработке данных производилось вычисление средневзвешенных значений количественных признаков (возраст, стаж, балльные оценки) и их доверительных границ для p<0,05, определялись экстенсивные показатели, для сравнения распределения ответов применялся критерий х2. Результаты. Согласно полученным данным, среди врачей достоверно выше, чем среди гуманитариев, показатель охвата обучением по вопросам охраны здоровья и организации превентивной деятельности среди молодежи. Преобладающей формой в обучении всех специалистов является включение соответствующих тем в основные циклы повышения квалификации по специальности. Высокая степень разнообразия оценок удовлетворенности специалистов изучением всех медико-социальных проблем молодежи указывает на отсутствие единого образовательного пространства по данным вопросам. Это рассматривается как одна из причин недостаточного уровня межведомственного взаимо-

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-9-44-51

THE TRAINING OF ORGANIZERS OF SOCIAL DISEASES AMONG YOUNG PEOPLE PREVENTION: ACTIVITIES AND

SATISFACTION

Timoshilov V.I., Sidorov G.A., Grudinina A. V.

Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation

Annotation. The social diseases among young people are sexually transmitted infections, HIV, parenteral viral hepatitis, tuberculosis and drug abuse problems. Aim. The purpose of the study is to study the satisfaction of specialists with the existing activities for the development of skills in prevention of social diseases among young people and educational requests in thematic training. Matherials and Methods. It was conducted a survey of 212 doctors and 216 teachers, social workers and specialists in the field of youth policy (humanities). During the processing of the data were calculated the average values of the quantitative characteristics (age, length, scores) and their confidence limits for p<0,05, extensive indicators, for comparing the distribution of answers was used a %2 criterion. Results. According to the data received, the coverage of training in the organization of preventive activities among young people among doctors is significantly higher than among the humanities. The predominant form in the training of all specialists is the inclusion of relevant topics in the main cycles of professional development in their base specialty. Guest satisfaction study of various medical and social problems has a high degree of diversity. It shows that in prevention there is no single educational space and it may be one of the causes ofpoor interdepartmental relations. Conclusion. The result of this scientific work is a recommendation about official priority of medical educational institutions in studying of problems and training of all organizers of social diseases prevention.

~ 44 ~

—--—

действия и преемственности в проведении профилактических мероприятий с молодежью. Заключение. На основании полученных результатов предлагается выделить медицинские учебные заведения как опорные площадки для выстраивания единого методического и образовательного пространства подготовки специалистов-организаторов профилактической работы - проведения совместных образовательных мероприятий для специалистов разных сфер. Key words: young people, prevention, continuous educa-Ключевые слова: молодежь, профилактика, непре- tion. рывное образование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Тимошилов В.И. Информационно-образовательные потребности врачей в вопросах антинаркотической политики. // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. .№9-3(51). С. 87

- 91. Б01: 10.18454/Ш.2016.51.172

[2] Матыцин Н.О., Баранов А.И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. 2015. №3. С. 44 - 49.

[3] Линденбратен А.Л., Дубинин Н.Д., Фаррахова Г.Р., Ягудин Р.Х. Некоторые аспекты внедрения систем управления качеством медицинской помощи. // Практическая медицина. 2015. №4-2. С. 68 - 71.

[4] К вопросу о формировании профилактической направленности в работе врача общей практики. / Малова Т.В., Шелудько Л.П., Сороко С.С., То-мина Е.А., Романова Е.Н., Цвингер С.М., Дондо-кова Ц.Н. // Медицина и образование в Сибири.

- 2007. - №3. - С. 10.

[5] Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Система образования в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе. // Фундаментальные исследования. - 2013. - №5. - С. 398 -403.

[6] Безруких Н.А. Об актуальности формирования установки студентов на здоровый образ жизни // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2006. - № 4. - С. 81- 85.

[7] Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций. / Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. // Фундаментальные исследования. - 2014.

- №7. - С. 166 - 169.

[8] Аксютич Т.П. Подготовка педагогов-превенто-логов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде. // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №2. - с. 66 - 72._

REFERENCES

[1] Timoshilov V.I. Educational requests of doctors in anti-drug policy. // International research journal. 2016. №9-3(51). P. 87 - 91. DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.172

[2] Matytsin N.O., Baranov A.I. Using current approaches to quality management to create a healthcare quality management system. // Vestnik Roszdravnadzora. 2015. №3. P. 44 - 49.

[3] Lindenbraten A.L., Dubinin N.D., Farrakhova G.R., Yagudin R.H. Some aspects of the implementation of quality management systems of medical care. / // Practical Medicine. 2015. №4-2. P. 68 - 71.

[4] K voprosu o formirovanii profilakticheskoi naprav-lennosti v rabote vracha obshchei praktiki. / Malova T.V., Shelud'ko L.P., Soroko S.S., Tomina E.A., Romanova E.N., Tsvinger S.M., Dondokova Ts.N. // Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2007. №3. p. 10.

[5] Starodubov V.I., Alekseenko S.N., Soboleva N.P. Methods of education for preventive treatment and healthy mode of life formation in the medical university. // Fundamental research. 2013. №5. PP. 398 - 403.

[6] Bezrukih N.A. Ob aktual'nosti formirovanija ustanovki studentov na zdorovyj obraz zhizni [On the relevance of healthy lifestyle formation of students]. Bulletin of the Saratov State Agricultural University, 2006, no. 4., pp. 81- 85.

[7] Prophylactic activities of a therapist: competence development. / Shemetova G.N., Ryaboshapko A.I., Gubanova G.V., Krasnikova N.V., Belyaeva Y.N. // Fundamental research. 2014. №7. PP. 166 - 169.

[8] Aksyutich T.P. Podgotovka pedagogov-preventolo-gov kak neobkhodimoe uslovie organizatsii effek-tivnoi profilakticheskoi raboty v obrazovatel'noi srede. // Kazan pedagogical journal. 2010. No 2. Pp. 66 - 72.

~ 45 ~

—--—

И; числа заболеваний, входящих в перечень социально значимых, следует отдельно рассматривать инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), ВИЧ, парентеральные вирусные гепатиты, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Данная подгруппа нозологий обозначена как социально обусловленные заболевания среди молодежи. Их профилактика является приоритетной задачей для решения на межведомственном уровне: в условиях взаимодействия системы здравоохранения, образования, молодежной политики, правоохранительных органов и социальных служб. Ранее проведенные исследования показали, что качество подготовки кадров является актуальной проблемой, снижающей результативность профилактической работы [1]. Это определило актуальность проведения исследования среди специалистов, направленного на изучение их охвата тематическими образовательными проектами и их удовлетворенности проведенным обучением.

Современные принципы управления качеством, обозначенные в стандартах серии ISO 9000, предполагают ориентацию деятельности на потребителя. Выполнение данного принципа на тактическом уровне (ISO 9001) заключается в том, что элементом системы менеджмента качества является наличие систематической обратной связи с потребителями, и данные об их запросах и степени удовлетворенности используются как для первичной разработки, так и для актуализации всей деятельности и отдельных ее составляющих. Система менеджмента качества более высокого уровня (ISO 9004) предполагает прогнозирование будущих потребностей, характерное для ряда современных маркетинговых подходов.

Еще один важный принцип стандартов серии ISO - наличие требований к работникам, их образованию и квалификации в отношении каждой поручаемой обязанности, а также рассмотрение подготовки и повышения квалификации специалистов как части ресурсного обеспечения выполняемой ими работы. Рекомендации более высокого уровня, ориентированные на обеспечение устойчивого перспективного развития организации

(ISO 9004), указывают на необходимость опережающего характера мероприятий по повышению квалификации, их увязки с долгосрочными планами перспективного развития организации, а также предоставления работникам возможности инициативного саморазвития [2, 3].

Приняв данные принципы как основополагающие в организации современной системы непрерывного образования в части подготовки и повышения квалификации организаторов профилактических мероприятий, мы поставили следующие задачи:

- изучить удовлетворенность специалистов информационной насыщенностью существующих мероприятий по изучению вопросов профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи;

- оценить удовлетворенность специалистов формой представления материала в ходе образовательных проектов;

- изучить мнение специалистов о степени востребованности знаний по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи в своей практической деятельности.

Материалы и методы исследования. В связи с тем, что профилактическая работа рассматривается как межведомственная и междисциплинарная задача, был проведен опрос специалистов как с медицинским, так и с немедицинским образованием. Общее число респондентов составило 428 человек. Группу медицинских работников составили 212 врачей, в качестве специалистов с немедицинским образованием (гуманитарии) в исследовании приняли участие 216 педагогов, социальных работников и специалистов сферы молодежной политики. Средний возраст опрошенных составил 36,6±0,8 года (у врачей -39,4±1,5 г., у гуманитариев - 33,8±1 г.), стаж работы - 11,0±0,8 лет (у врачей - 12,7±1,4 г., у гуманитариев - 9,4±0,9 г.). В структуре контингента опрошенных врачи первичного звена (участковые и семейные) составили 30,8%, врачи центров здоровья, центров и кабинетов медицинской профилактики - 7,9%, руководители медицинских организаций - 6,3%, медицинские психологи - 4,3%, представители системы образования и молодежной политики - 50,5%.

~ 46 ~

—--—

Предложенная респондентам анкета включала следующие вопросы:

- опыт участия в обучающих мероприятиях по профилактике социально обусловленных заболеваний среди молодежи в течение последних 5 лет (с указанием видов пройденных мероприятий);

- удовлетворенность информационной насыщенностью пройденного обучения (оценка удовлетворенности изучением каждого блока тем по 10-балльной шкале);

- удовлетворенность формой представления материала в ходе обучающих мероприятий по 10-балльной шкале;

- востребованность знаний по вопросам профилактики социально значимых заболеваний в повседневной профессиональной деятельности по 10-балльной шкале.

При обработке данных производилось вычисление средневзвешенных значений количественных признаков (возраст, стаж, балльные оценки) и их доверительных границ для р<0,05. Для оценки распространенности отдельных вариантов ответов определялись экстенсивные показатели (доли респондентов). Для сравнения распределения ответов на один и тот же вопрос врачей и гу" 2

манитариев применялся критерий % .

Результаты и их обсуждение. По результатам опроса, в тех или иных образовательных мероприятиях по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи участвовали 52,8% медицинских работников. Среди специалистов с немедицинским образованием показатель охвата тематическим обучением оказался достоверно (р<0,05) ниже - 46,3%.

Наиболее популярной формой обучения у врачей является включение соответствующих тем в программы циклов повышения квалификации по основной медицинской специальности: на проведение таких занятий в цикле, пройденном в последние 5 лет, указали 39,6% респондентов (рис. 1). Вторым по популярности вариантом оказались мероприятия в рамках конференций и конгрессов, однодневные тематические семинары и мастер-классы (13,2%). Отдельных тематических циклов на момент проведения исследования систематически не проводилось - на факты обучения на таковых не указал никто. При этом заинтересованность в прохождении тематического обучения высказали 94,8% врачей.

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

0 Врачи ЕЗ Гуманитарии

Темы в цикле ПК

Отдельный Семинары, Не обучались цикл конференции

Рис. 1. Охват специалистов повышением квалификации по вопросам профилактики социально значимых заболеваний.

~ 47 ~

Since 1999

—--—

Среди гуманитариев самой распространенной формой обучения также оказалось включение соответствующих тем в регламентированные циклы повышения квалификации по специальности, но показатель охвата ими достоверно ниже, чем у врачей (р<0,05). Доли участвовавших в разовых семинарах и отдельных мастер-классах по обеим группам респондентов сопоставимы. Среди гуманитариев при этом выявлены факты прохождения отдельных тематических циклов 5,1% специалистов.

Среди специалистов, прошедших тематическое обучение, была проведена оценка показателей удовлетворенности информационной насыщенностью отдельных разделов курса.

Согласно средневзвешенным показателям, среди врачей наиболее информативным оказалось изучение вопросов эпидемиологии, факторов риска и профилактики ВИЧ и туберкулеза (таблица 1).

Далее в порядке убывания следуют предупреждение распространения вирусных гепатитов, а также общие данные о демографической ситуации и состоянии здоровья населения России. Еще ниже средневзвешенные оценки получены в отношении профилактики инфекций, передаваемых половым путем, данных о состоянии здоровья детей и молодежи как отдельных социальных групп, антинаркотической политики, а замыкает ряд наиболее низкая удовлетворенность изучением мер по повышению медицинской активности молодежи.

При рассмотрении результатов опроса обращает на себя внимание высокая степень разнообразия оценок по всем позициям (Су>20%) и их распределение, не являющееся нормальным. В связи с этим как основание для ранжирования может использоваться мода. По такому принципу в число разделов с наиболее высокой степенью удовлетворенности попадают вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов и туберкулеза, средние позиции занимает демография, а замыкают рейтинг предупреждение половых инфекций, наркотизации и приемы повышения медицинской активности молодежи.

—--—

~ 48 ~

—--—

Среди специалистов с немедицинским образованием наибольший средневзвешенный показатель удовлетворенности получен в отношении антинаркотической политики, далее в порядке убывания - состояние здоровья молодежи, профилактика половых инфекций и ВИЧ, а замыкают ряд темы, связанные с демографической ситуацией, защитой молодежи от туберкулеза и вирусных гепатитов, мотивацией к прохождению профосмот-ров. Ряд, полученный на основании моды, выглядит аналогично, что позволяет отметить вопросы профилактики туберкулеза и вирусных гепатитов, а также повышения медицинской активности молодежи как слабо освещаемые в ходе подготовки и повышения квалификации работников системы образования и молодежной политики.

Таким образом, как среди врачей, так и среди работников молодежной сферы актуальными следует считать проблемы низкого качества их подготовки по вопросам мотивационной работы с молодежью.

При сравнении оценок между группами респондентов - врачами и гуманитариями - установлено, что достоверная разность в распределении ответов отсутствует только в отношении вопросов профилактики ИППП, данных о состоянии здоровья детей и молодежи и принципов мотивационной работы.

У врачей достоверно большее число оценок на уровне выше среднего (7 - 9 баллов) получено в отношении демографической ситуации и принципов профилактики всех инфекционных заболеваний. Это свидетельствует о большем внимании к соответствующим темам со стороны организаторов курсов для медиков. В отношении антинаркотической политики, наоборот, более информированными по итогам обучения считают себя представители гуманитарной сферы: у них выше средневзвешенная оценка и достоверно больше число

респондентов, поставивших баллы на уровне выше среднего.

Средневзвешеная оценка удовлетворенности врачей формами организации учебного процесса составила 7,7±0,3 (р<0,05) балла (Су=24,5%, высокая степень разнообразия), а наибольшее число ответов соответствует уровню удовлетворенности выше среднего (7 - 9 баллов). Среди специалистов-гуманитариев получена средневзвешенная оценка 6,8±0,2 (р<0,05), степень разнообразия также высокая (Су=27,1%), но при этом преобладающим было мнение о среднем уровне качества.

Разность в распределении оценок признана достоверной (р<0,05): среди врачей значительно выше число респондентов, оценивших организацию учебного процесса на уровне выше среднего, а также продемонстрировавших полную удовлетворенность (рис. 2).

Таким образом, удовлетворенность врачей формами работы по дополнительному обучению превентивной деятельности и способами подачи тематического материала может оцениваться как более высокая.

Средневзвешенная оценка врачами уровня востребованности полученных знаний в практической деятельности составила 7,8±0,3 балла при высокой степени разнообразия позиций респондентов (Су=23,7%,). У специалистов с немедицинским образованием получен средневзвешенный показатель удовлетворенности 7,2±0,3 балла, ответы также характеризуются высокой степенью разнообразия (Су=27,0%). По критерию х2 установлено, что распределение ответов имеет достоверные различия (р<0,05): среди гуманитариев значительно выше число респондентов, давших ответ о среднем уровне востребованности знаний по вопросам профилактики, а среди врачей чаше встречались показатели на уровне выше среднего (рис. 3).

~ 49 ~

—--—

Рис. 2. Распределение оценок удовлетворенности организацией учебного процесса

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

0 Врачи ЕЭ Гуманитарии

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Полная

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

□ Врачи

□ Гуманитарии

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Полная

Рис. 3. Распределение оценок востребованности знаний в практической деятельности

Полученные данные указывают на то, что медицинские работники в большей мере осознают себя ответственными за качество и результаты профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты были сопоставлены нами с данными ранее выполненных исследова-

ний. Стоит отметить, что в проведенном нами исследовании участвовали врачи медицинских организаций Центрально-Черноземного региона, но проблема упущений в подготовке медицинских работников по превентологическим аспектам описана как актуальная и для других территорий [4]. При этом исследования выполнялись в отно-

~ 50 ~

—--—

шении врачей первичного звена, а новизна полученных нами данных заключается в установлении масштаба и актуальности данной проблемы для медицинского сообщества в целом: как клиницистов, так и организаторов здравоохранения.

Проблема подготовки врачей по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний обстоятельно рассматривается академиком В.И. Стародубовым, который приводит как результаты исследований, выполненных в последние годы под его руководством, так и систематизацию работ прошлых лет. Опубликованные им данные сводятся к тому, что научно-педагогическое сообщество медицинских вузов ориентировано на включение избранных вопросов валеологии и превентологии в воспитательную работу в медицинских вузах, подготовку врачей в ординатуре [5, 6]. Это в целом коррелирует с полученными данными о том, что соответствующие темы интегрированы в обучение врачей по основным специальностям. При этом научно обоснованной проработки целесообразности проведения отдельных тематических циклов и исследований по обоснованию их содержания не велось, а приказом Минздрава России №683н от 30.09.2015 г. разработка и реализация подобных образовательных программ предусмотрена.

Как в документе Минздрава, так и в ранее выполненных работах основной акцент сделан на профилактику неинфекционных заболеваний [7], тогда как в выполненной нами работе выделена иная подгруппа нозологий - социально обусловленные заболевания среди молодежи, управляемые факторы риска которых могут быть обобщены в рамках одного цикла, и профилактика целого ряда нозологий может быть реализована через одни и те же мероприятия.

Вопросы подготовки педагогических работников и иных специалистов-гуманитариев по вопросам охраны здоровья молодежи рассматриваются в рамках системы педагогического образования

[8]. При этом вопросы межведомственного взаимодействия в противодействии ряду факторов риска в молодежной среде выдвигаются как приоритетные направления государственной политики. Следовательно, объективной потребностью является формирование единого образовательного пространства по данной проблематике - проведение совместных мероприятий по повышению квалификации как врачей, так и педагогов, в ходе которых будет развиваться взаимопонимание и укрепляться сотрудничество между специалистами.

Заключение. Результаты проведенного опроса репрезентативной выборки специалистов показывают, что охват врачей обучением по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний достоверно выше, чем гуманитариев. Кроме того, у врачей отмечен более высокий уровень интеграции соответствующих тем в основные циклы повышения квалификации по специальности. Высокая степень разнообразия оценок, а также значительные различия в показателях удовлетворенности обучением врачей и гуманитариев указывают на отсутствие единого образовательного пространства по вопросам организации профилактической работы. Это также может рассматриваться как негативный фактор, снижающий эффективность межведомственного взаимодействия и преемственности в разработке и реализации программ профилактики.

Данные о более высокой удовлетворенности учебным процессом среди врачей, установленное в исследовании осознание ими ответственности за качество и результаты профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи могут служить основаниями выделить именно медицинские учебные заведения как опорные площадки для выстраивания единого методического и образовательного пространства подготовки специалистов - организаторов профилактической работы.

~ 51 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.