Научная статья на тему 'Информационно-образовательные потребности организаторов профилактики наркопредрасположенности молодежи'

Информационно-образовательные потребности организаторов профилактики наркопредрасположенности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / CONTINUOUS EDUCATION / DRUG PREVENTION / EDUCATIONAL REQUESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошилов В. И., Сидоров Г. А.

Исследованием по изучению образовательного опыта и информационных потребностей организаторов превентивной деятельности было охвачено 212 врачей и 216 специалистов с немедицинским образованием. Получена низкая степень согласованности информационно-образовательных потребностей. Отмечено, что предшествующий образовательный опыт не снижает, а по ряду позиций повышает интерес к последующему обучению. На основании полученных результатов была разработана образовательная программа, включающая курс базовых аудиторных лекций по всем указанным разделам, использование электронного пособия с заведомо избыточным объемом, допускающим изучение дополнительных материалов по выбору слушателя с набором необходимой суммы часов, а также аудиторные занятия дискуссионного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошилов В. И., Сидоров Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL REQUESTS OF THE ORGANIZERS OF THE PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG YOUTH

Drug addiction is an urgent medical and social problem of youth, and its prevention is a task that requires interdepartmental cooperation and high professionalism of all event organizers. A study on educational experience and informational needs of the organizers of preventive activities covered 212 doctors and 216 non-medical specialists. The results of the study showed insufficient coverage of the organizers of the prevention thematic training, as well as the lack of a unified approach to the educational process and its content. Information needs of specialists poorly coordinated. Prior educational experience does not reduce the interest for the subsequent training. On the basis of the received results was developed the educational program that includes a basic course of classroom lectures on all topics, the use of electronic materials, allows the study of additional material at the choice, and classroom discussion.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательные потребности организаторов профилактики наркопредрасположенности молодежи»

УДК 614.2

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

В.И. Тимошилов, Г.А. Сидоров

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия.

Аннотация. Исследованием по изучению образовательного опыта и информационных потребностей организаторов превентивной деятельности было охвачено 212 врачей и 216 специалистов с немедицинским образованием. Получена низкая степень согласованности информационно-образовательных потребностей. Отмечено, что предшествующий образовательный опыт не снижает, а по ряду позиций повышает интерес к последующему обучению. На основании полученных результатов была разработана образовательная программа, включающая курс базовых аудиторных лекций по всем указанным разделам, использование электронного пособия с заведомо избыточным объемом, допускающим изучение дополнительных материалов по выбору слушателя с набором необходимой суммы часов, а также аудиторные занятия дискуссионного плана.

Ключевые слова: непрерывное образование, профилактика наркомании, информационные потребности.

В рамках исследования по изучению образовательного опыта и информационных потребностей организаторов превентивной деятельности опрошено 428 респондентов: 212 врачей и 216 специалистов с немедицинским образованием -педагогов, социальных работников и специалистов сферы молодежной политики Курской, Орловской, Белгородской и Брянской областей. Результаты обрабатывались путем определения средневзвешенных показателей с доверительным интервалом для р<0,05 и моды, распределение оценок сравнивалось с использованием критерия %2, ранжированные ряды, получаемые разными способами и для разных групп респондентов, сопоставлялись с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

По результатам опроса врачей получено, что в тех или иных образовательных проектах участвовали 52,8% респондентов-медиков. Среди специалистов с немедицинским образованием показатель охвата те-магическим обучением оказался достоверно (р<0,05) ниже - 46,3%.

Анализ потребностей специалистов в изучении каждого конкретного раздела показал высокую степень разнообразия ответов, дававшихся в виде оценок

по 10-балльной шкале (коэффициент вариации более 20%), но при этом высокую степень связи между рядами, построенными на основании средневзвешенных оценок и на основании моды (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена ге = 0,88, р<0,05 в группе врачей, ге = 0,77, р<0,05 в группе гуманитариев). Сопоставление обобщенных рядов с трехступенчатой градацией информации по степени ее востребованности у врачей и гуманитариев позволило разделить все темы по мере их востребованности на 3 группы:

Наиболее востребованные вопросы выявления наркологических расстройств, доказательной базы в организации информационно-образовательной работы и сведения о факторах риска наркотизации.

Блок тем средней востребованности, куда входят механизмы действия и неблагоприятные последствия употребления ПАВ, эпидемиологические данные, правовые вопросы, межведомственное взаимодействие, государственно-частное партнерство и грантовая политика.

Менее востребованные темы зарубежного опыта и международного сотрудничества в сфере антинаркотической политики.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 86 ~

Определенный интерес представляет сопоставление распределения оценок при делении респондентов на две группы по наличию опыта участия в предшествующих образовательных мероприятиях (таблица 1).

В вопросах организации санитарно-просве-тительской работы, выявления фактов употребления ПАВ по внешним признакам, определения и оценки факторов риска наркотизации на индивидуальном и групповом уровнях, конкретизации механизмов вредного воздействия ПАВ на организм, правовых ограничений в отношении больных наркологическими заболеваниями достоверной разности в распределении оценок между респондентами, проходившими и не проходившими обучение, не выявлено.

По тематике организации обследований на предмет выявления употребления ПАВ и воз-

можностей диагностических методик в наркологии достоверной разности в числе респондентов, оценивших соответствующую потребность на низком уровне, между группами обучавшихся и не обучавшихся не выявлено. Тех, кто оценил данную потребность на среднем уровне, достоверно больше среди ранее обучавшихся. Оценивших на уровне выше среднего - наоборот, среди обученных достоверно меньше. Количество специалистов, заявляющих раздел о диагностике и скрининге как приоритетный, сопоставимо с незначительным (р>0,05) перевесом в пользу ранее обученных. Таким образом, можно сделать вывод, что ранее пройденное обучение разнонаправленно отражается на выраженности соответствующей потребности. Аналогичный результат получен и в отношении потребности в изучении правовых норм и государственных программ в сфере профилактики наркотизации.

Таблица 1

Распределение оценок востребованности специалистами изучения различных разделов антинаркотической политики в зависимости от факта прохождения предшествующего обучения

Виды информации Категории респондентов Распределение оценок востребованности (число респондентов) Х2 Р

1 - 3 балла 4-6 баллов 7-9 баллов 10 баллов

Организация санитарно-про-светительской работы Не обученные 4 41 99 72 3,2 р>0.05

Обученные 8 42 105 57

Признаки употребления ПАВ Не обученные 8 33 116 59 1,9 р>0.05

Обученные 13 32 117 50

Диагностика в наркологии Не обученные 14 32 146 24 31,3 Начало формы р<0.01Конец формы

Обученные 11 74 92 35

Факторы риска наркотизации Не обученные 14 81 102 19 0,8 р>0.05

Обученные 12 72 106 21

Механизмы действия и вредные последствия приема ПАВ Не обученные 12 82 105 17 1,8 р>0.05

Обученные 11 92 90 19

Государственная поддержка программ профилактики Не обученные 13 137 48 18 32,4 р<0.01

Обученные 13 78 85 36

Правовые ограничения в отношении больных Не обученные 19 86 97 14 3,9 р>0.05

Обученные 12 86 91 23

Реабилитация Не обученные 23 83 93 17 8,5 р<0.05

Обученные 12 67 105 28

Законодательство и государственные программы Не обученные 8 51 135 22 26,3 р<0.01

Обученные 25 62 85 40

Эпидемиология наркологических расстройств Не обученные 20 141 36 19 66,9 р<0.01

Обученные 15 67 113 17

Критерии качества профилактики, отчетность и контроль Не обученные 14 128 63 11 33,1 р<0.01

Обученные 21 67 104 20

Зарубежный опыт, законодательство и программы Не обученные 98 89 18 11 70,4 р<0.01

Обученные 23 119 56 13

Международное сотрудничество Не обученные 90 93 23 10 28,8 р<0.01

В отношении государственно-частного партнерства и государственной поддержки программ профилактики, разработанных общественными организациями, имеет место более высокий интерес со стороны специалистов, ранее проходивших обучение. Это выражается в достоверном превышении среди обученных количества оценок на уровне выше среднего и решающем при практически одинаковой распространенности низких оценок и значительно меньшем числе ответов о средней выраженности интереса к данной теме у имеющих образовательный опыт. Аналогично можно сделать вывод, что ранее проходившие обучение чаще проявляют более высокий интерес к изучению эпидемиологии наркологических расстройств, динамики наркоситуации, критериев качества профилактической работы, зарубежного опыта и международного сотрудничества.

Данное сопоставление показывает, что образовательный опыт в массовом масштабе не снижает, а по ряду тематик даже повышает интерес к дальнейшему обучению, что важно учитывать в качестве основания для развития непрерывного образования по вопросам антинаркотической политики.

В реализации программ непрерывного образования, обучения и методического содействия непосредственно по ходу осуществления деятельности, перспективным является внедрение дистанционных образовательных технологий. В связи с этим, исследование предусматривало оценку степени готовности специалистов к их внедрению.

Готовность к полностью дистанционному обучению посредством электронных пособий и телекоммуникационных технологий выражают 32,2% специалистов, в сочетании аудиторного и дистанционного обучения заинтересованы 51,2% респондентов, в консервативном подходе в виде исключительно аудиторных занятий -16,6%, причем такая позиция достоверно чаще

наблюдается у гуманитариев (21,8% против 11,3% врачей, р<0,05). В целом, готовыми к использованию дистанционных образовательных технологий можно считать 83,4% специалистов, подлежащих обучению.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения образовательного опыта показали недостаточный охват всех категорий специалистов обучением по вопросам предупреждения социально значимых заболеваний в целом и наркологических расстройств в частности, а также отсутствие единого подхода к изучению основ антинаркотической политики специалистами, от которых в данном направлении требуются слаженные совместные действия. Анализ информационно-образовательных потребностей позволяет обобщить интересы организаторов профилактических мероприятий с разным образованием, выделив общие для всех группы тематик по степени востребованности. Предшествующий образовательный опыт не снижает, а по ряду позиций повышает интерес к последующему обучению. Низкая степень согласованности информационных потребностей определяет необходимость индивидуализации образовательных программ, что достижимо при широком использовании электронных пособий заведомо избыточного объема, позволяющих реализовать индивидуальные образовательные траектории в рамках курса повышения квалификации. С учетом того, что большинство респондентов проявляют интерес к сочетанию аудиторных занятий и дистанционного обучения, а в целом к внедрению электронных пособий готовы более 85%, в соответствующие программы Курского государственного медицинского университета включен курс базовых аудиторных лекций по всем указанным разделам, использование электронного пособия с заведомо избыточным объемом, допускающим изучение дополнительных материалов по выбору с набором необходимой суммы часов, а также аудиторные занятия дискуссионного плана.

EDUCATIONAL REQUESTS OF THE ORGANIZERS OF THE PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG YOUTH.

V.I. Timoshilov, G.A. Sidorov

Kursk State Medical University, Kursk, Russia

Annotation. Drug addiction is an urgent medical and social problem of youth, and its prevention is a task that requires interdepartmental cooperation and high professionalism of all event organizers. A study on educational experience and informational needs of the organizers of preventive activities covered 212 doctors and 216 non-medical specialists. The results of the study showed insufficient coverage of the organizers of the prevention thematic training, as well as the lack of a unified approach to the educational process and its content. Information needs of specialists poorly coordinated. Prior educational experience does not reduce the interest for the subsequent training. On the basis of the received results was developed the educational program that includes a basic course of classroom lectures on all topics, the use of electronic materials, allows the study of additional material at the choice, and classroom discussion.

Key words: continuous education, drug prevention, educational requests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.