Научная статья на тему 'Принцип доказательности в профилактике сексуальнотрансмиссивных инфекций среди молодежи'

Принцип доказательности в профилактике сексуальнотрансмиссивных инфекций среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИИ / ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS / PREVENTION / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошилов В.И.

Актуальность исследования связана с социальной значимостью инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Современная государственная политика в сфере профилактики ИППП ведется без учета доказательной базы эффективности конкретных мероприятий. Следовательно, научно обоснованные рекомендации в данной сфере имеют значительную степень новизны. Цель исследования выделить наиболее эффективные формы информационно-образовательной работы по профилактике ИППП. В рамках исследования проведен опрос 938 молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет. В качестве источников информации, оказывающих наибольшее влияние на мнение молодежи об ИППП, респондентами наиболее часто обозначались лекции врачей, Интернет-ресурсы, лекции психологов и тематические видеоматериалы. Установлено, что комплексом знаний и установок, необходимых для формирования самосохраняющего поведения, обладает 45% молодежи. При этом среди девушек доля имеющих должные представления о проблеме ИППП достоверно выше: 55,5% против 37,8% у юношей (p<0,01). Мероприятиями с доказанным позитивным эффектом следует считать лекции и индивидуальные консультации врачей. Отрицательный эффект стоит считать доказанным для Интернет-проектов и социальной рекламы в средствах массовой информации. Данные, полученные для групп респондентов по полу и профилю обучения, не противоречат результатам для молодежи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошилов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexually transmitted infections is a very important medical and social problem. The official preventive policy is formed without any scientific base of educational results of different kinds of public information events. The main task of the scientific work is to identify the most effective forms of information and education on the prevention of sexually transmitted infections (STIs). The research is based on the interview of 938 young people aged from 15 to 23 years. As the sources of information that have the greatest impact on the opinion of young people about STIs, the respondents most often indicated the lectures of doctors, WEB-sites, lectures of psychologists and video materials. According to the results of the research, 45% of young people have a set of knowledge and attitudes necessary for the formation of self-preserving behavior. Among the girls, the proportion of those who have a proper understanding of the STI problem is significantly higher: 55.5% versus 37.8% in young men (p<0.01). Activities with a proven positive effect should be considered lectures and individual consultations of doctors. Negative effect should be considered proven for Internet projects and social advertising in the media. The data obtained for the respondents' groups by sex and the profile of the education do not contradict the results for the youth as a whole.

Текст научной работы на тему «Принцип доказательности в профилактике сексуальнотрансмиссивных инфекций среди молодежи»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-148-152

ПРИНЦИП ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СЕКСУАЛЬНО-ТРАНСМИССИВНЫХ ИНФЕКЦИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Тимошилов В.И.

ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность исследования связана с социальной значимостью инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Современная государственная политика в сфере профилактики ИППП ведется без учета доказательной базы эффективности конкретных мероприятий. Следовательно, научно обоснованные рекомендации в данной сфере имеют значительную степень новизны. Цель исследования - выделить наиболее эффективные формы информационно-образовательной работы по профилактике ИППП. В рамках исследования проведен опрос 938 молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет. В качестве источников информации, оказывающих наибольшее влияние на мнение молодежи об ИППП, респондентами наиболее часто обозначались лекции врачей, Интернет-ресурсы, лекции психологов и тематические видеоматериалы. Установлено, что комплексом знаний и установок, необходимых для формирования самосохраняющего поведения, обладает 45% молодежи. При этом среди девушек доля имеющих должные представления о проблеме ИППП достоверно выше: 55,5% против 37,8% у юношей (р<0,01). Мероприятиями с доказанным позитивным эффектом следует считать лекции и индивидуальные консультации врачей. Отрицательный эффект стоит считать доказанным для Интернет-проектов и социальной рекламы в средствах массовой информации. Данные, полученные для групп респондентов по полу и профилю обучения, не противоречат результатам для молодежи в целом.

Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем, молодежь, профилактика.

Введение. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), входят в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №2 715. В анализе и прогнозе демографической ситуации на государственном уровне большое внимание уделяется вопросам репродуктивного здоровья молодежи. Несмотря на общее снижение заболеваемости урогени-тальными инфекциями, передаваемыми половым путем, в 2000-е гг. по сравнению с предшествующим десятилетием, возрастная структура контингента больных по-прежнему отличается преобладающей пора-женностью категории моложе 30 лет [1, 2].

Материалы и методы исследования. В целях получения доказательной базы эффективности различных форм информационно-образовательной работы по профилактике ИППП, был проведен опрос 938 молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет. Анкета включала вопросы об опыте участия молодых людей в профилактических мероприятиях (факторный признак) и вопросы на оценку знаний и позиции по проблеме ИППП (результирующий признак). Для оценки распространенности признаков использованы экстенсивные показатели и критерий Стьюдента, в изучении причинно-следственных связей - относительный риск (ЯЯ).

Результаты и обсуждение. Отмечая информационно-образовательные мероприятия, оказавшие наибольшее влияние на представления о проблеме ИППП, подростки и молодежь чаще всего выделяли лекции врачей (27,8%). Далее в порядке убывания следуют Интернет-ресурсы, лекции психологов и тематические видеоматериалы (таблица 1).

От 5% до 10% опрошенных отметили приоритетную роль занятий, индивидуальных консультаций врачей и специальной литературы. Менее 5% респондентов указали различные виды социальной рекламы и волонтерские акции, а также самостоятельно изготовленные молодежью агитационные материалы. Из статистически значимых гендерных различий следует отметить большую роль Интернета, врачебных консультаций и дискуссионных площадок для мужчин, а для женской аудитории более влиятельными оказались психологи. Сравнивая группы с различным профилем обучения, следует выделить достоверно более частое упоминание медиками и биологами врачебных консультаций и специальной литературы, а у получающих гуманитарное или техническое образование - Интернета, дискуссионных площадок и уличной социальной рекламы.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Профессиональные различия Достоверность разности V-, о о № о ?' а. to о о & V, О о & о о V, о ? а Vi о ? е. о о ^ в ? в. •г, О о & р>0,05 V/ о ? а о о ^

с с h 5 г с 1 Ч© о4 vo СЧ # г--о" ГЧ (N ГМ тг о4 vq 00 # m Ч-' ? т -f ч? 00 о' # \0 ю о

3 £ в £ о 4> н о W £ "Л 0\ (N # г- ч» »H £ го О ""Г £ о # г- I-" о К ГЛ V) S о' о G\ О № ГЦ о о4 о"

Тендерные различия Р и о а ® il Ü У « 2 0 S о £ Г й U О. О et VI О О Л а 1Л в 1 а О о V а U1 о о Л а о о Л а W5 о ? а о о А О, в о V а U-I в t а. о о Л а 'Г, о о Л п. ^ о о Л а ю о о Л а

I1 (U t=t о4 Т гм -Н 1Л i-H m 1Л о Г- 0s ** # 1Л V© ю" # N * о" ^ о ^ ^ VO о ä? 45 О

с S о -О 00 (N # о" <4 о о-OS О IS 00 г^' # 00 ^ о4 о\ ГЛ # тг ^ # № IS о4 ГО о4 ■¡t О

Доля среди всех респондентов ОО г-' <N 00 к (N ОО С 1 ою ы о4 43 vT 0s ГО *лГ NO о4 Г- о (N VP о4 о ■ О ov О

Мероприятия JS <L> g & 3 и U 0 & в к a 1 [Ti О (-. О и о £ о с В и а 1 S о и 3 <3 3 га м В ю £ <U гг я ю в га 5 р, о к 0 \Л а> К и 1 1 л ^ РЗ 1 и CQ 5 CZ 3 и а § S 3 о и 3 о tj & у 4 1 сз 0J я и & в о ч о Ю 0) § V й о 2 ч о I a & н и CZ S S §§ У Я О се 3 и ri Б U со « 1 a и a 3 в 3 о 0 g в 5 1 и 1 о. п

Объединяя ответы на вопросы, касающиеся результатов информационно-образовательной работы, сле-

дует выделить совокупность когнитивных компонентов формирования образа жизни, направленного на минимизацию риска заражения/распространения ИППП:

- адекватная самооценка риска - представление о том, что проблема ИППП актуальна для всех живущих половой жизнью и требует знания и соблюдения мер личной профилактики;

- готовность проходить регулярные профилактические обследования;

- ориентированность на обращение за помощью врачей при возникновении проблем со здоровьем;

- готовность информировать о состоянии своего интимного здоровья партнера и мотивировать его к совместному обследованию и лечению при возникновении проблем.

Анализ анкет подростков и молодежи показывает, что таким комплексом знаний и установок обладает 45% респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Доля молодежи, имеющих минимальный доста! самосохраняющего поведения.

При этом среди девушек доля имеющих должные представления о проблеме ИППП достоверно выше: 55,5% против 37,8% у юношей (р<0,01). Профиль обучения значимой роли в достижении эффекта информационно-образовательной работы не имеет: соответствующие доли в профессиональных группах различаются не достоверно.

Для оценки эффективности конкретных мероприятий использован показатель относительного риска, где в качестве факторного признака рассматривается факт указания данного мероприятия в качестве повлиявшего на знания и представления о проблеме ИППП, а в качестве результативного (исхода) - сформирован-ность когнитивных компонентов самосохраняющего поведения (см. выше). По данному критерию, мероприятиями с доказанным позитивным эффектом (показатель ЯЯ>1, р<0,05) для всей совокупности молодежи следует считать лекции и индивидуальные консультации врачей. Отрицательный эффект стоит считать доказанным для Интернет-проектов и социальной рекламы в средствах массовой информации (таблица 2). Данные, полученные для групп респондентов по полу

ный комплекс представлений о проблеме ИППП для

и профилю обучения, не противоречат результатам для молодежи в целом.

Следует обратить внимание, что в отношении большинства мероприятий получены недостоверные показатели относительного риска, что связано либо с малым числом респондентов, указавших соответствующие информационные каналы в качестве определяющих, либо со значительным разбросом во мнениях о проблеме ИППП среди их участников. В отношении таких мероприятий значения ЯЯ>1 следует рассматривать как данные о потенциальном (но не доказанном) позитивном эффекте. К таким мероприятиям можно отнести просмотр обучающих видеоматериалов, распространение специальной литературы, включение соответствующих тем в учебный процесс и самостоятельное изготовление молодежью агитационных материалов. Значения ЯЯ<1 стоит расценивать как данные о потенциальном негативном эффекте мероприятий. Такими мероприятиями оказались лекции психологов, волонтерские акции, дискуссионные площадки и уличная социальная реклама.

Основываясь на полученных данных, все мероприятия целесообразно разделить на 3 группы в зависимости от возможности и целесообразности их проведения в молодежной аудитории:

1. Мероприятия, проведение которых необходимо для всех категорий молодежи: формы работы с достоверными доказательствами позитивного эффекта. Это лекции и индивидуальные консультации врачей.

2. Мероприятия, проведение которых возможно с некоторыми ограничениями, допустимо только среди молодежи, ранее охваченной иными формами работы: формы работы с предполагаемым позитивным эффектом. В данную группу следует включить просмотр обучающих видеоматериалов, распространение специальной литературы и самостоятельное изготовление молодежью агитационных материалов.

3. Мероприятия, проведение которых нежелательно и должно быть ограничено: формы работы с доказанным или предполагаемым негативным эффектом. Это Интернет-проекты, социальная реклама в средствах массовой информации и уличная наглядная агитация, волонтерские акции, дискуссионные площадки.

Спорные позиции, занимаемые лекциями психологов, заставляют рассмотреть данную форму работы отдельно с позиций здравого смысла и данных, полученных в отношении психологических мероприятий по профилактике наркопредрасположенности. Пограничные и недостоверные значения относительного риска (ЯЯ) в сочетании со средним уровнем информативности, высокая роль психологических факторов риска в формировании опасного с точки зрения ИППП поведения, определяют необходимость проведения психологических образовательных мероприятий. При этом не следует насыщать их информацией о проблеме ИППП как таковых, сделав основными темами разъяснительной работы и практических тренингов, проводимых психологами, установку на единство духовных и физических компонентов половой жизни, стабильные отношения, ответственность за здоровье партнеров, создание семьи и рождение детей.

Результаты исследования также показали, что учебный процесс служит источником фундаментальных знаний об ИППП, но как такового превентивного значения не имеет. Следовательно, углубленное изучение медико-биологических дисциплин не может служить аргументом для отказа от проведения внеклассных профилактических мероприятий.

Заключение. В проведенном исследовании получены достаточные основания для включения в государственные программы профилактики ИППП лекций и индивидуальных консультаций врачей, а также просмотр обучающих видеоматериалов, распространение специальной литературы и самостоятельное изготов-

ление молодежью агитационных материалов с информацией о здоровом образе жизни. При этом необходимо учесть последовательность в проведении мероприятий: демонстрация учебных фильмов, распространение литературы и проведение конкурсов творческих работ требует предварительного получения участниками базовых знаний о проблеме из лекций и консультаций специалистов. В связи с установленным негативным эффектом необходимо решить вопрос строгого регулирования содержания тематических Интернет-проектов, признать несостоятельной в вопросе профилактике ИППП социальную рекламу в средствах массовой информации и уличную наглядную агитацию,

волонтерские акции, молодежные дискуссионные площадки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Кубанова А.А., Мелехина Л.Е., Кубанов А.А., Богданова Е.В. Ресурсы и деятельность медицинских организаций дерматовенерологического профиля в Российской Федерации в 2013 году. Вестник дерматологии и венерологии. 2014; 3: 16 - 36.

[2] Dehne, K. L., Riedner, G. Sexually transmitted infections among adolescents: the need for adequate health services. Reproductive Health Matters, 2001, 9(17), 170-183. doi:10.1016/S0968-8080(01)90021-7.

THE PRINCIPLE OF EVIDENCE IN THE PREVENTION OF SEXUAL-TRANSMITTED INFECTIONS AMONG YOUNG PEOPLE.

Timoshilov V.I.

Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation

Annotation. Sexually transmitted infections is a very important medical and social problem. The official preventive policy is formed without any scientific base of educational results of different kinds of public information events. The main task of the scientific work is to identify the most effective forms of information and education on the prevention of sexually transmitted infections (STIs). The research is based on the interview of 938 young people aged from 15 to 23 years. As the sources of information that have the greatest impact on the opinion of young people about STIs, the respondents most often indicated the lectures of doctors, WEB-sites, lectures of psychologists and video materials. According to the results of the research, 45% of young people have a set of knowledge and attitudes necessary for the formation of self-preserving behavior. Among the girls, the proportion of those who have a proper understanding of the STI problem is significantly higher: 55.5% versus 37.8% in young men (p<0.01). Activities with a proven positive effect should be considered lectures and individual consultations of doctors. Negative effect should be considered proven for Internet projects and social advertising in the media. The data obtained for the respondents' groups by sex and the profile of the education do not contradict the results for the youth as a whole.

Key words: sexually transmitted infections, prevention, young people.

Availible at: http://www.vestnikdv.ru/ar-

chive/2014_3_01.pdf. [2] Dehne, K. L., Riedner, G. Sexually transmitted infections among adolescents: the need for adequate health services. Reproductive Health Matters, 2001, 9(17), 170-183. doi:10.1016/S0968-8080(01)90021-7.

REFERENCES

[1] Kubanova A.A., Melekhina L.E., Kubanov A.A., Bog-danova E.V. Resources and activities of dermatovenereo-logical medical organizations in Russian Federation in 2013. Vestnik Dermatologii i Venerologii. 2014; 3: 16 - 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.