УДК 159
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ © 2024 Г. Н. Ларина
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: galka. larina @ yandex. ru
Курский государственный университет
В статье приводятся результаты исследования представлений студентов об экстремизме, который понимается как проявление «свободы от». Респонденты информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Но в числе участников имеется группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Результаты исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.
Ключевые слова: свобода личности, свобода группы, «свобода от», «свобода для».
STUDENTS REPRESENTATIONS ABOUT EXTREMISM © 2024 G. N. Larina
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology
e-mail galka. larina @ yandex. ru
Kursk State University
The article presents the results of a study of students about extremism, which is understood as a manifestation of "freedom from." Students' ideas about extremism lie in knowledge of the concepts of this phenomenon. Respondents are informed about the existence in Russia of a regulatory framework for countering extremism. Most students have a high degree of social self-determination regarding the consequences of extremism. It is important to note that the results of the survey indicate that among the participants there is a group of young people who can be regarded as potentially predisposed to extremist activity - 4%. The results showed that they are not aware of the consequences of actions of an extremist nature, therefore, they can pose a certain threat to society. The results of the study serve as the basis for organizing preventive activities at the level of educational organizations to prevent extremism among students.
Keywords: freedom of the individual, freedom of the group, «freedom from», «freedom for».
Одна из значимых проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже ХХ-ХХ1 вв., - это экстремизм. Данное социально-политическое явление становится одной из основных угроз общественной безопасности. Экстремизм -феномен, влекущий за собой серьезные последствия для государства, социума и личности. Согласно статистике в начале XXI в. количество действий экстремистской направленности в России с каждым годом увеличивалось. Однако за последние
несколько лет количество совершенных действий экстремистской направленности сокращается [1; 2]. Важно подчеркнуть, что все же данное явление сохраняется в социуме.
На современном этапе общественного развития значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующаяся развитием молодежного экстремизма. Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является студенческая молодежь. Распространение данного социально-политического явления среди указанной категории населения является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы поведения. Возрастные, физиологические, индивидуальные особенности в совокупности с общественными тенденциями в различных сферах жизни обусловливают приверженность к объединениям различного характера, в том числе к организациям экстремистского характера, а также совершение противоправных действий в связи со своими идейно-ценностными взглядами и убеждениями [1].
Создание благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодых людей - главная задача современного общества. Организованная работапо определению социальных представлений студентов об экстремизме позволит организовать профилактическую деятельность для предупреждения указанного социально-политического явления в студенческой среде на начальном этапе его формирования. Представленная основа обусловливает актуальность научного исследования значимых аспектовэкстремизма в целом и экстремизма в среде студенческой молодежи в частности в русле теоретического содержания, а также практической составляющей.
Значимую базу исследования составили такие источники, как Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, кодексы и др. Вопросы экстремизма как социально-политического общественного явления в своих исследованиях рассматривают Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, Л.В. Баева, В.И. Власов, С.А. Воронцов и др. Специалисты изучают понятие «экстремизм», его сущностные признаки, виды и формы проявления. Правовые аспекты регулирования экстремизма в России отражены в работах О.П. Агаркова, С.В. Алексеенко, В.В. Осяк, Л.Ю. Понежиной и других. У Е.Н. Карелкина, И.С. Кона, В.С. Мухиной и др. объект исследования -социально-психологическая характеристика студенческой молодежи. Особенности экстремизма в среде студентов, механизмы его проявления рассматривают Е.В. Бахаровская, И.В. Куликов, Р.Р. Муслумов и др. [1; 2]
Проведение анкетирования способствовало получению значимых результатов для настоящего исследования. Гендерное соотношение исследуемой выборки представлено следующим образом: 237 человек - лица женского пола, 102 человека -лица мужского пола.
■ лица женского пола
лица мужского пола
Рис. 1. Гендерное соотношение участников анкетирования
Возрастной диапазон участников разнообразен (рис. 2).
1%
■ 17-18 лет ■ 19-20 лет ■ 21-22 года
■ 23-24 года ■ 25 лет и старше
Рис. 2. Процентное соотношение участников анкетирования по возрасту
Разнообразие возрастных групп обусловлено тем, что в исследовании принимали участие бакалавры 1 и 4 годов обучения, магистранты последнего года обучения.
Анализ результатов содержательной части исследования говорит о том, что все респонденты знакомы с понятием «экстремизм». Предполагаем, что главным образом это связано с изучением программного материала еще на уровне основного общего и среднего общего образования, так как социальные явления рассматриваются на уроках обществознания в школе; многочисленные случаи действий экстремистского характера, происходящие в России и мире, находят отражение в СМИ, где студенты имеют возможность узнать об этом. Также рассмотрение особенностей экстремизма может осуществляться в рамках социологии или других предметных областей, предусмотренных учебным планом высшего учебного заведения.
Ассоциативный ряд к слову «экстремизм» представлен разнообразно. В числе ассоциаций, например, были указаны следующие: терроризм, террористы, насилие, агрессия, фанатизм, кровь, радикализм, смерть, националистическое движение, преступление, противодействие, идеология, пропаганда, вражда, закон, профилактика. Общее количество слов и словосочетаний - 235. Из этого следует, что некоторые респонденты указывали не по 5 ассоциаций, а меньше (3-4). Мы определили 10 наиболее часто встречающихся ассоциаций. Результаты представлены в таблице.
Наиболее часто встречающиеся содержательные категории, используемые _студентами для характеристики экстремизма__
№ Повторяемость слова/словосочетания Слово/словосочетание Кол-во, %
п/п (по кол-ву раз)
1 23 терроризм 9,7
2 21 террористы 8,9
3 20 насилие 8,5
4 20 агрессия 8,5
5 19 смерть 8
6 19 националистические движения 8
7 19 жестокость 8
8 15 кровь 6,3
9 13 радикализм 5,5
10 9 фанатизм 3,8
11 9 за рамки 3,8
12 9 крайняя степень 3,8
Сравнительный анализ представленных в таблице слов/словосочетаний позволил объединить их в следующие содержательные группы:
1) смежные понятия - терроризм, радикализм, фанатизм;
2) эмоциональные образы - агрессия, жестокость;
3) родовые понятия - насилие;
4) видовые признаки - смерть, кровь;
5) обозначение носителей - террористы, националистические движения;
6) оценка - за рамки, крайняя степень.
В данном случае к когнитивным компонентам представлений студентов об экстремизме мы относим категории первой, третьей и четвертой групп. Их количество составило 41,8%. К эмоциональным компонентам относятся категории из второй, пятой и шестой групп. Их количество составило 41%. Результат подтверждает нашу гипотезу, выраженную в том, что социальные установки в большей степени когнитивные, чем аффективные (эмоциональные). В представлениях студентов в незначительной степени, но преобладают когнитивные установки (рис. 3).
■ когнитивные установки в социальных
пр едставлениях студентов об экстремизме
■ эмоциональные установки в социальных представлениях студентов об экстремизме
Рис. 3. Процентное соотношение установок в социальных представлениях студентов об экстремизме
Указанное процентное соотношение установок свидетельствует о том, что студенты оперируют мыслительными образами относительно обсуждаемого социального явления «экстремизм». Однако незначительная разница в соотношении позволяет нам утверждать, что степень оперирования эмоциональными образами и оценками значительно высока.
Все респонденты осуждают экстремизм. Следовательно, они согласны с тем, что экстремизм - это негативное социальное явление, и осуждают действия отдельных лиц или групп.
Также мы изучили представления данных студентов о свободе. Было интересно посмотреть соотношение молодежи с представлениями «свобода от» и «свобода для». В данном случае применение метода ассоциаций позволил нам выявить особенности взаимосвязи указанного понятия с определенными предметами, ощущениями, идеями
и др. В числе наиболее часто встречающихся ассоциаций в ответах участников были представлены следующие варианты: независимость, демократия, выбор, самостоятельность, безграничность, равенство, общество, ограничение, народ, стремление, человек, злоупотребление, вседозволенность, доступность, суверенитет, победа, благосостояние. Также респонденты ассоциируют свободу с небом, вселенной, домом, работой, жизнью, землей. Анализируя ответы студентов, необходимо отметить, что прослеживается взаимосвязь понятия с политической сферой жизни общества, личностной составляющей человека. Для респондентов свобода является способностью действовать без ограничений (самостоятельность, безграничность, вседозволенность, доступность), что способствует благосостоянию. Ассоциации возможно интерпретировать с научной точки зрения и расценивать их как индивидуальные психологические особенности каждого отвечающего. Вместе с тем доля студентов с представлениями «свобода для» значительно выше, чем «свобода от».
Все респонденты знают о том, что деятельность экстремистского характера регулируется на основе нормативно-правовых источников. Отвечая, респонденты указывали Уголовный кодекс, Административный кодекс, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и международные правовые источники. Большинство опрошенных (21,5%) назвали Уголовный кодекс РФ, 16% - Административный кодекс, 14% указали Конституцию РФ, 6% студентов - федеральные законы, 2% -международные источники. Необходимо указать, что 1,5% ничего не ответили, что можно расценивать как отсутствие информированности о наличии нормативно-правовых источников, регулирующих действия граждан.
■ Конституция РФ
■ Уголовный кодекс
■ Административный кодекс
■ Федеральные законы
■ Международные источники
■ Нет ответа
Рис. 4. Знания студентов о нормативно-правовой базе, регулирующих действия граждан
Анализируя ответы респондентов, следует отметить наличие разнообразия указанных источников, что сообщает о высокой степени информированности респондентов о существовании нормативной базы противодействия экстремизму в России. Следовательно, если респонденты отмечают правовые источники, то это в определенной степени подтверждает факт некоторых знаний о наличии в нашей стране социальных норм, направленных на противодействие экстремизму и нацеленных на регулирование общественных отношений.
20% опрошенных ответили, что они за финансовое вознаграждение не распространили бы информацию, которая бы нанесла вред государству. Следовательно, респонденты осознают особенности последствий за совершение действия экстремистского характера. 6% опрошенных студентов указали, что, скорее
всего, они не согласны будут с таким предложением. Данная группа не в полной мере осознает реальность последствий, возможно, для этих респондентов характерно преобладание эмоциональных установок в представлениях об экстремизме. 1% респондентов ответили, что скорее они будут согласны на такое предложение, чем не согласны; 2% опрошенных студентов отметили, что они согласны были бы распространить информацию, способную навредить государству. Результаты свидетельствуют о том, что в числе респондентов присутствует группа молодежи, хотя и незначительная, которую возможно расценивать как предрасположенную к экстремистской деятельности. Указанные участники не осознают последствий подобной активности. Они могут представлять потенциальную угрозу для социума. Следует подчеркнуть, что указанная группа студентов входит в возрастную категорию от 17 до 22 лет. Интерпретация полученных результатов позволила нам подтвердить гипотезу исследования, связанную с тем, что студенты, имеющие представления «свобода для», осознают деструктивный характер экстремистских поступков и не поддерживают их. Изучение общественной деятельности студентов данной выборки показал ее просоциальную направленность.
Далее студенты предложили эффективные (по их мнению) меры для борьбы с экстремизмом. Качественный анализ предлагаемых студентами мер позволил распределить их на три группы:
1) отказ от мысли о возможных путях воздействия на какие-либо проявления экстремистского характера (например, ничего не сделать, экстремизм не остановить, все меры не эффективны и др.);
2) предпочтение использования жестких мер в борьбе с экстремизмом (например, силовые методы для устрашения, ужесточение законодательства, тотальный контроль, запрет и др.);
3) предпочтение смягченных мер в борьбе с экстремизмом (например, гибкая политика государства, информированность социальных групп о последствиях экстремизма, учить принимать иные культурные особенности и др.).
Необходимо указать, что студенты в большей степени ориентированы на применение смягченных мер в борьбе с экстремизмом. Респонденты демонстрируют толерантность и считают, что жесткие меры не будут являться эффективными.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что представления студентов об экстремизме заключаются в большей степени в знании понятий об этом феномене. Участники опроса информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Выявлена группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Результаты показали, что они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Таким образом, итоги исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.
Библиографический список
1. Ларина, Г. Н. Социальные представления студентов об экстремизме / Г. Н. Ларина, Ю. А. Миронова // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 09-10 ноября 2022 года / отв. редактор
И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. -С. 170-173.
2. Ларина, Г. Н. Профилактика экстремизма среди молодежи как фактор сохранения ее психического здоровья / Г. Н. Ларина, Ю. А. Миронова // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 0910 ноября 2022 года / отв. редактор И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. - С. 174-178.