Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cвобода личности / свобода группы / «свобода от» / «свобода для». / Freedom of the individual / freedom of the group / «freedom from» / «freedom for».

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье приводятся результаты исследования представлений студентов об экстремизме, который понимается как проявление «свободы от». Респонденты информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Но в числе участников имеется группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Результаты исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларина Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS REPRESENTATIONS ABOUT EXTREMISM

The article presents the results of a study of students about extremism, which is understood as a manifestation of “freedom from.” Students' ideas about extremism lie in knowledge of the concepts of this phenomenon. Respondents are informed about the existence in Russia of a regulatory framework for countering extremism. Most students have a high degree of social self-determination regarding the consequences of extremism. It is important to note that the results of the survey indicate that among the participants there is a group of young people who can be regarded as potentially predisposed to extremist activity 4%. The results showed that they are not aware of the consequences of actions of an extremist nature, therefore, they can pose a certain threat to society. The results of the study serve as the basis for organizing preventive activities at the level of educational organizations to prevent extremism among students.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ»

УДК 159

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ © 2024 Г. Н. Ларина

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: galka. larina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье приводятся результаты исследования представлений студентов об экстремизме, который понимается как проявление «свободы от». Респонденты информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Но в числе участников имеется группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Результаты исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.

Ключевые слова: свобода личности, свобода группы, «свобода от», «свобода для».

STUDENTS REPRESENTATIONS ABOUT EXTREMISM © 2024 G. N. Larina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology

e-mail galka. larina @ yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a study of students about extremism, which is understood as a manifestation of "freedom from." Students' ideas about extremism lie in knowledge of the concepts of this phenomenon. Respondents are informed about the existence in Russia of a regulatory framework for countering extremism. Most students have a high degree of social self-determination regarding the consequences of extremism. It is important to note that the results of the survey indicate that among the participants there is a group of young people who can be regarded as potentially predisposed to extremist activity - 4%. The results showed that they are not aware of the consequences of actions of an extremist nature, therefore, they can pose a certain threat to society. The results of the study serve as the basis for organizing preventive activities at the level of educational organizations to prevent extremism among students.

Keywords: freedom of the individual, freedom of the group, «freedom from», «freedom for».

Одна из значимых проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже ХХ-ХХ1 вв., - это экстремизм. Данное социально-политическое явление становится одной из основных угроз общественной безопасности. Экстремизм -феномен, влекущий за собой серьезные последствия для государства, социума и личности. Согласно статистике в начале XXI в. количество действий экстремистской направленности в России с каждым годом увеличивалось. Однако за последние

несколько лет количество совершенных действий экстремистской направленности сокращается [1; 2]. Важно подчеркнуть, что все же данное явление сохраняется в социуме.

На современном этапе общественного развития значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующаяся развитием молодежного экстремизма. Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является студенческая молодежь. Распространение данного социально-политического явления среди указанной категории населения является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы поведения. Возрастные, физиологические, индивидуальные особенности в совокупности с общественными тенденциями в различных сферах жизни обусловливают приверженность к объединениям различного характера, в том числе к организациям экстремистского характера, а также совершение противоправных действий в связи со своими идейно-ценностными взглядами и убеждениями [1].

Создание благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодых людей - главная задача современного общества. Организованная работапо определению социальных представлений студентов об экстремизме позволит организовать профилактическую деятельность для предупреждения указанного социально-политического явления в студенческой среде на начальном этапе его формирования. Представленная основа обусловливает актуальность научного исследования значимых аспектовэкстремизма в целом и экстремизма в среде студенческой молодежи в частности в русле теоретического содержания, а также практической составляющей.

Значимую базу исследования составили такие источники, как Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, кодексы и др. Вопросы экстремизма как социально-политического общественного явления в своих исследованиях рассматривают Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, Л.В. Баева, В.И. Власов, С.А. Воронцов и др. Специалисты изучают понятие «экстремизм», его сущностные признаки, виды и формы проявления. Правовые аспекты регулирования экстремизма в России отражены в работах О.П. Агаркова, С.В. Алексеенко, В.В. Осяк, Л.Ю. Понежиной и других. У Е.Н. Карелкина, И.С. Кона, В.С. Мухиной и др. объект исследования -социально-психологическая характеристика студенческой молодежи. Особенности экстремизма в среде студентов, механизмы его проявления рассматривают Е.В. Бахаровская, И.В. Куликов, Р.Р. Муслумов и др. [1; 2]

Проведение анкетирования способствовало получению значимых результатов для настоящего исследования. Гендерное соотношение исследуемой выборки представлено следующим образом: 237 человек - лица женского пола, 102 человека -лица мужского пола.

■ лица женского пола

лица мужского пола

Рис. 1. Гендерное соотношение участников анкетирования

Возрастной диапазон участников разнообразен (рис. 2).

1%

■ 17-18 лет ■ 19-20 лет ■ 21-22 года

■ 23-24 года ■ 25 лет и старше

Рис. 2. Процентное соотношение участников анкетирования по возрасту

Разнообразие возрастных групп обусловлено тем, что в исследовании принимали участие бакалавры 1 и 4 годов обучения, магистранты последнего года обучения.

Анализ результатов содержательной части исследования говорит о том, что все респонденты знакомы с понятием «экстремизм». Предполагаем, что главным образом это связано с изучением программного материала еще на уровне основного общего и среднего общего образования, так как социальные явления рассматриваются на уроках обществознания в школе; многочисленные случаи действий экстремистского характера, происходящие в России и мире, находят отражение в СМИ, где студенты имеют возможность узнать об этом. Также рассмотрение особенностей экстремизма может осуществляться в рамках социологии или других предметных областей, предусмотренных учебным планом высшего учебного заведения.

Ассоциативный ряд к слову «экстремизм» представлен разнообразно. В числе ассоциаций, например, были указаны следующие: терроризм, террористы, насилие, агрессия, фанатизм, кровь, радикализм, смерть, националистическое движение, преступление, противодействие, идеология, пропаганда, вражда, закон, профилактика. Общее количество слов и словосочетаний - 235. Из этого следует, что некоторые респонденты указывали не по 5 ассоциаций, а меньше (3-4). Мы определили 10 наиболее часто встречающихся ассоциаций. Результаты представлены в таблице.

Наиболее часто встречающиеся содержательные категории, используемые _студентами для характеристики экстремизма__

№ Повторяемость слова/словосочетания Слово/словосочетание Кол-во, %

п/п (по кол-ву раз)

1 23 терроризм 9,7

2 21 террористы 8,9

3 20 насилие 8,5

4 20 агрессия 8,5

5 19 смерть 8

6 19 националистические движения 8

7 19 жестокость 8

8 15 кровь 6,3

9 13 радикализм 5,5

10 9 фанатизм 3,8

11 9 за рамки 3,8

12 9 крайняя степень 3,8

Сравнительный анализ представленных в таблице слов/словосочетаний позволил объединить их в следующие содержательные группы:

1) смежные понятия - терроризм, радикализм, фанатизм;

2) эмоциональные образы - агрессия, жестокость;

3) родовые понятия - насилие;

4) видовые признаки - смерть, кровь;

5) обозначение носителей - террористы, националистические движения;

6) оценка - за рамки, крайняя степень.

В данном случае к когнитивным компонентам представлений студентов об экстремизме мы относим категории первой, третьей и четвертой групп. Их количество составило 41,8%. К эмоциональным компонентам относятся категории из второй, пятой и шестой групп. Их количество составило 41%. Результат подтверждает нашу гипотезу, выраженную в том, что социальные установки в большей степени когнитивные, чем аффективные (эмоциональные). В представлениях студентов в незначительной степени, но преобладают когнитивные установки (рис. 3).

■ когнитивные установки в социальных

пр едставлениях студентов об экстремизме

■ эмоциональные установки в социальных представлениях студентов об экстремизме

Рис. 3. Процентное соотношение установок в социальных представлениях студентов об экстремизме

Указанное процентное соотношение установок свидетельствует о том, что студенты оперируют мыслительными образами относительно обсуждаемого социального явления «экстремизм». Однако незначительная разница в соотношении позволяет нам утверждать, что степень оперирования эмоциональными образами и оценками значительно высока.

Все респонденты осуждают экстремизм. Следовательно, они согласны с тем, что экстремизм - это негативное социальное явление, и осуждают действия отдельных лиц или групп.

Также мы изучили представления данных студентов о свободе. Было интересно посмотреть соотношение молодежи с представлениями «свобода от» и «свобода для». В данном случае применение метода ассоциаций позволил нам выявить особенности взаимосвязи указанного понятия с определенными предметами, ощущениями, идеями

и др. В числе наиболее часто встречающихся ассоциаций в ответах участников были представлены следующие варианты: независимость, демократия, выбор, самостоятельность, безграничность, равенство, общество, ограничение, народ, стремление, человек, злоупотребление, вседозволенность, доступность, суверенитет, победа, благосостояние. Также респонденты ассоциируют свободу с небом, вселенной, домом, работой, жизнью, землей. Анализируя ответы студентов, необходимо отметить, что прослеживается взаимосвязь понятия с политической сферой жизни общества, личностной составляющей человека. Для респондентов свобода является способностью действовать без ограничений (самостоятельность, безграничность, вседозволенность, доступность), что способствует благосостоянию. Ассоциации возможно интерпретировать с научной точки зрения и расценивать их как индивидуальные психологические особенности каждого отвечающего. Вместе с тем доля студентов с представлениями «свобода для» значительно выше, чем «свобода от».

Все респонденты знают о том, что деятельность экстремистского характера регулируется на основе нормативно-правовых источников. Отвечая, респонденты указывали Уголовный кодекс, Административный кодекс, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и международные правовые источники. Большинство опрошенных (21,5%) назвали Уголовный кодекс РФ, 16% - Административный кодекс, 14% указали Конституцию РФ, 6% студентов - федеральные законы, 2% -международные источники. Необходимо указать, что 1,5% ничего не ответили, что можно расценивать как отсутствие информированности о наличии нормативно-правовых источников, регулирующих действия граждан.

■ Конституция РФ

■ Уголовный кодекс

■ Административный кодекс

■ Федеральные законы

■ Международные источники

■ Нет ответа

Рис. 4. Знания студентов о нормативно-правовой базе, регулирующих действия граждан

Анализируя ответы респондентов, следует отметить наличие разнообразия указанных источников, что сообщает о высокой степени информированности респондентов о существовании нормативной базы противодействия экстремизму в России. Следовательно, если респонденты отмечают правовые источники, то это в определенной степени подтверждает факт некоторых знаний о наличии в нашей стране социальных норм, направленных на противодействие экстремизму и нацеленных на регулирование общественных отношений.

20% опрошенных ответили, что они за финансовое вознаграждение не распространили бы информацию, которая бы нанесла вред государству. Следовательно, респонденты осознают особенности последствий за совершение действия экстремистского характера. 6% опрошенных студентов указали, что, скорее

всего, они не согласны будут с таким предложением. Данная группа не в полной мере осознает реальность последствий, возможно, для этих респондентов характерно преобладание эмоциональных установок в представлениях об экстремизме. 1% респондентов ответили, что скорее они будут согласны на такое предложение, чем не согласны; 2% опрошенных студентов отметили, что они согласны были бы распространить информацию, способную навредить государству. Результаты свидетельствуют о том, что в числе респондентов присутствует группа молодежи, хотя и незначительная, которую возможно расценивать как предрасположенную к экстремистской деятельности. Указанные участники не осознают последствий подобной активности. Они могут представлять потенциальную угрозу для социума. Следует подчеркнуть, что указанная группа студентов входит в возрастную категорию от 17 до 22 лет. Интерпретация полученных результатов позволила нам подтвердить гипотезу исследования, связанную с тем, что студенты, имеющие представления «свобода для», осознают деструктивный характер экстремистских поступков и не поддерживают их. Изучение общественной деятельности студентов данной выборки показал ее просоциальную направленность.

Далее студенты предложили эффективные (по их мнению) меры для борьбы с экстремизмом. Качественный анализ предлагаемых студентами мер позволил распределить их на три группы:

1) отказ от мысли о возможных путях воздействия на какие-либо проявления экстремистского характера (например, ничего не сделать, экстремизм не остановить, все меры не эффективны и др.);

2) предпочтение использования жестких мер в борьбе с экстремизмом (например, силовые методы для устрашения, ужесточение законодательства, тотальный контроль, запрет и др.);

3) предпочтение смягченных мер в борьбе с экстремизмом (например, гибкая политика государства, информированность социальных групп о последствиях экстремизма, учить принимать иные культурные особенности и др.).

Необходимо указать, что студенты в большей степени ориентированы на применение смягченных мер в борьбе с экстремизмом. Респонденты демонстрируют толерантность и считают, что жесткие меры не будут являться эффективными.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что представления студентов об экстремизме заключаются в большей степени в знании понятий об этом феномене. Участники опроса информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Выявлена группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Результаты показали, что они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Таким образом, итоги исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.

Библиографический список

1. Ларина, Г. Н. Социальные представления студентов об экстремизме / Г. Н. Ларина, Ю. А. Миронова // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 09-10 ноября 2022 года / отв. редактор

И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. -С. 170-173.

2. Ларина, Г. Н. Профилактика экстремизма среди молодежи как фактор сохранения ее психического здоровья / Г. Н. Ларина, Ю. А. Миронова // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 0910 ноября 2022 года / отв. редактор И.В. Белашева. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. - С. 174-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.