Научная статья на тему 'Представления студентов о профессиональной компетентности как фактор успешности профессиональной подготовки в вузе'

Представления студентов о профессиональной компетентности как фактор успешности профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБ РАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CON CEPT / EDUCATIONAL RESULTS / GOAL-SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Ольга Викторовна

В статье анализируются представления сту дентов о профессиональной компетентности, ее составе и роли в профессиональной подго товке специалистов. Даются рекомендации от носительно формирования у студентов четкого представления о компетентности как основной цели профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ CONCEPTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS A FACTOR OF EDUCATION SUCCESS

The paper analyzes students’ concepts of professional competence, its structure and its role in professional training. The author gives recommendations about providing students with clear understanding of professional competence as the key goal of their education.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о профессиональной компетентности как фактор успешности профессиональной подготовки в вузе»

ловек (55%) удовлетворены качеством услуг сопровождения, 3 опрошенных (15%), отрицательно отозвались о качестве перевода, информирования и решения бытовых проблем, возникших в процессе путешествия. 14 человек (70%) считают необходимым проведение обучающих (подготовительных) тренингов и семинаров перед началом поездки. Это объясняется наличием необходимости ознакомления с основами культуры, традиций, правилами поведения, экономической ситуацией, основами безопасности и т. д.

17 человек (85%) из опрошенных высказали пожелание уменьшения сумм финансирования поездок за счет участников, 14 человек (70%) предложили проводить обучающие тренинги и семинары, 15 человек (75%) высказали пожелание улучшить качество профессионального перевода и сопровождения на экскурсиях и развлекательных мероприятиях, 6 человек (30%) пожелали улучшить жилищнобытовые условия во время прохождения обучения за рубежом.

Таким образом, Международный отдел СахГУ организует и реализует программы академической мобильности на достаточно высоком уровне. Для повышения уровня организации международных образовательных туров Сахалинскому государственному университету необходимо более жестко подходить к вопросу формирования групп студентов, направляемых на учебу, с точки зрения их языковой и базовой профессиональной подготовки, решить с организаторами от принимающей стороны вопросы

адаптации питания и размещения и разработки более эффективной экскурсионно-познавательной программы.

Целесообразно также решить вопрос изменения системы финансирования выездных образовательных программ за счет софинан-сирования (из средств университета, фандрайзинга, участия в грантовых программах и прочих источников). Это позволит обеспечить более широкий доступ к международному образовательному туризму студентов, не имеющих возможности оплачивать его, но обладающих внутренней мотивацией и необходимым базовым уровнем знаний. Это в свою очередь будет способствовать совершенствованию знаний иностранных языков, развитию навыков межкультурной коммуникации, повышению уровня социологизации и качества профессиональной подготовки студентов.

1. Ваганова Е. Образовательный туризм//Турбизнес. — 2004. — № 2. — С. 17—21.

2. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в вузе/ ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». — Владивосток, 2007. — URL: www.bologna.ntf.ru/DswMedia/recommendations_ mobility_vsues.pdf.

3. Морозова И. В. Туризм и культурное наследие//Меж-вузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Взаимодействие культур и образовательный туризм. — URL: http://tourlib.net/statti_tourism/morozova.htm

4. Сагинова О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования (на примере Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова). — URL: http://intervuz.ru/rdlw.html.

УДК / UDK 378 О. В. Ульянова

O. Ulyanova

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

STUDENTS’ CONCEPTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS A FACTOR OF EDUCATION SUCCESS

В статье анализируются представления студентов о профессиональной компетентности, ее составе и роли в профессиональной подготовке специалистов. Даются рекомендации относительно формирования у студентов четкого представления о компетентности как основной

цели профессионального образования.

The paper analyzes students’ concepts of professional competence, its structure and its role in professional training. The author gives recommendations about providing students with clear understanding of professional competence

as the key goal of their education.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, представление, результаты образования, целеполагание.

Keywords: professional competence, concept, educational results, goal-setting.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения формирование профессиональной компетентности является целевой установкой, направляющей деятельность всех участников образовательного процесса. Профессиональная компетентность, понимаемая как интегративное личностное качество, — это сложное психологическое новообразование, которое формируется в ходе обучения, однако не может являться только продуктом воздействия академической среды на обучаемого. Компетентность развивается в процессе обобщения познавательного, деятельностного и личностного опыта студента — будущего специалиста. На этапе профессионального образования этот процесс может проходить успешно только при условии осознанного целеполагания, рефлексии, адекватной самооценки образовательных результатов. Поэтому необходимо, чтобы студенты имели сформированное представление о сущности и составе профессиональной компетентности. Это обеспечит их критерием оценки личностных достижений, основанием для выбора и корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Термин «представление» обозначает «процесс мысленного воссоздания образов, предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека» [2, с. 81]. Применяя классификацию Ю. В. Щербатых, мы охарактеризуем представление о профессиональной компетентности как общее произвольное представление, формируемое на основе мышления и воображения. «Такие представления возникают у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели», «... контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности» [2, с. 81].

С целью исследования сформированно-сти и содержания представлений о профессиональной компетентности у студентов вузов, а также разработки рекомендаций для корректировки исследуемых представлений нами был проведен опрос студентов младших и старших курсов Юргинского технологического института Томского политехнического университета.

В опросе приняли участие около 200 человек.

Первый пункт предложенной студентам анкеты касался сущности понятия «профессиональная компетентность». Это был вопрос открытого типа, т. е. респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать определение профессиональной компетентности. Следует отметить, что студенты испытывали трудности при ответе на этот вопрос (около 10% респондентов не смогли сформулировать определение). Большинство участников опроса описали профессиональную компетентность с помощью одной или двух характеристик, которые можно условно разделить на три группы: компетентность как знания, умения и навыки (знание своего дела, профессиональные навыки, владение своим предметом, теоретическая подготовка); компетентность как способность к профессиональной деятельности (умение работать по специальности, профессионализм, способность работать эффективно, умение выполнять профессиональные обязанности); компетентность как личностное качество (способность к освоению новых навыков, самостоятельность, инициативность, стремление к профессиональным достижениям).

Цель второго вопроса анкеты — конкретизировать представления студентов о составе профессиональной компетентности. Из перечня личностных качеств и характеристик профессиональной деятельности студентам было предложено выбрать пять наиболее важных и расположить их по степени убывания значимости.

Результаты расположились следующим образом: большинство респондентов утверждают, что наиболее важной характеристикой профессиональной деятельности является «фундаментальное профессиональное образование» (24%), на втором месте «профессиональная эрудиция» (18%), «умение самостоятельно осваивать новые знания и навыки» выделяют 17%, за характеристику «установка на профессиональный успех» проголосовало 15% опрошенных, 10% занимает «умение выполнять типовые задания по образцу», 8% — «установка на самосовершенствование». Остальные профессиональные характеристики набрали наименьшее количество голосов (рис. 1).

Третий вопрос анкеты касался факторов формирования профессиональной компетентности в вузе. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость факторов развития профессиональной компетентности в процессе их профессионального образования (рис. 2).

Рис. 1. Представления студентов о составе профессиональной компетентности

Рис. 2. Факторы развития профессиональной компетентности в процессе профессионального образования

Наиболее значимыми факторами студенты считают: практико-ориентированное обучение; «сильный» состав преподавателей, обеспечивающих профессиональную подготовку; хорошие академические результаты.

На втором месте разместились: мотивация учебной деятельности, нацеленность на достижение успеха; получение опыта самостоятельной профессиональной деятельности; доступное, логически-организованное, грамотное объяснение материала преподавателями.

Далее следуют: хорошая материальная база вуза; самостоятельная работа по получению и систематизации новых знаний; ясное

понимание долгосрочных целей и ближайших задач обучения.

Немногие студенты отмечают следующие факторы: больший объем профессиональных дисциплин по отношению к естественно-научным и гуманитарным; возможность индивидуального выбора форм, способов, объема и содержания обучения.

Опрос показал, что около половины студентов на первое место в формировании профессиональной компетентности ставят работу преподавателя по передаче знаний, умений и навыков, не придавая достаточного, с нашей точки зрения, значения собственной самосто-

ятельной деятельности и не принимая на себя ответственности за качество своего образования. Студенты недостаточно осознают тот факт, что в современном обществе, основанном на знаниях, способность специалиста к постоянному самообразованию и развитию компетентности является более важной, чем готовые знания, которые приобретаются в конкретный момент времени.

Отрицательное влияние в процессе формирования профессиональной компетентности может оказать и то, что многие опрошенные (около 40%) уделяют больше внимания приобретению знаний и умений, чем развитию способности и готовности решать профессиональные задачи на практике. Это противоречит самой идее профессиональной компетентности, которая противопоставляется традиционным ЗУНам. «Компетентность является интегрированным показателем результатов образования, включающим освоенные способы деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной); в отличие от навыка — осознанна; в отличие от умения — переносима, совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями через осознание общей основы деятельности; в отличие от знания — существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней» [1, с. 32].

Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод о том, что студенты ЮТИ ТПУ имеют неполные и не четко сформированные представления о сущности профессиональной компетентности и ее роли в их будущей профессиональной деятельности. Это может привести к тому, что профессиональная компетентность не будет выступать в качестве осознанной цели профессиональной подготовки. Как известно, при отсутствии четко поставленных целей практически невозможно прогнозировать конечный результат образовательной деятельности, а сам процесс формирования компетентности может стать хаотичным и бессистемным.

Формирование профессиональной компетентности может быть успешным только при условии целенаправленного развития самостоятельности студентов, обучения практическому решению профессиональных задач, взаимодействия преподавателей и студентов. Скоординированные усилия преподавателей гуманитарных, фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин должны быть на-

правлены на то, чтобы сделать этот процесс осознанным с первых дней обучения студентов в вузе.

Поскольку компетентность носит междисциплинарный характер, никакая отдельно взятая дисциплина не может сформировать сколько-нибудь полное видение желаемых результатов обучения. Однако преподавателям следует объяснять студентам, какое значение имеет изучаемый предмет в формировании профессиональной компетентности и какие части «слоеного пирога» (Тарту) формируются в процессе его изучения. Наряду с объяснительным и иллюстративным методами для этого целесообразно применять интерактивные беседы, элементы проблемного обучения.

По нашему мнению, наибольшая роль в ознакомлении студентов — вчерашних школьников — с основами компетентност-ного подхода в высшей школе принадлежит преподавателям общественных дисциплин, поскольку именно они наиболее эффективно влияют на формирование ценностных установок и жизненной позиции будущих специалистов. Представления студентов о профессиональной компетентности будут наиболее полными, если сущность и значение этого явления будут освещены с разных сторон средствами многих дисциплин. Большим потенциалом в формировании представлений студентов о профессиональной компетентности обладает философия (раскрытие онтологической и гносеологической стороны этого явления, объяснение разницы между человеком знающим, человеком умеющим и человеком делающим); история (описание объективных изменений в обществе, которые привели к созданию компетентностной модели образования); психология (раскрытие личностного характера профессиональной компетентности, психологических механизмов ее формирования); иностранный язык (описание особенностей системы высшего образования, нацеленного на формирование компетентностей за рубежом).

При таком подходе профессиональная компетентность как цель профессиональной подготовки становится сквозной темой в цикле общественных дисциплин, что требует согласованности тематических планов и применяемых методов всех дисциплин цикла. Для этого преподавателям общественных дисциплин следует обсудить и внести необходимые изменения в рабочие программы дисциплин с целью их координации в указанном направ-

лении; разработать методическое обеспечение для реализации внесенных изменений в практике преподавания; предусмотреть способы контроля сформированности представлений студентов о профессиональной компетентности.

Кроме аудиторной работы большие организационные возможности для развития представлений студентов о профессиональной компетентности открываются в рамках конференц-недели, которая проводится в ТПУ с 2011 года и представляет собой систему коммуникативных мероприятий, направленных на формирование профессиональных инженерных компетенций и оценку динамики их развития. Это мероприятие позволяет объединить усилия преподавателей разных дисциплин и циклов дисциплин для достижения интегративного результата, а также стимулировать творчество и самостоятельность студентов. На наш взгляд, включение в план конференц-недели тем, направленных на формирование представлений студентов о профессиональной компетентности, будет способствовать повышению мотивации обучения за счет формирования у студентов осознанных и адекватных целевых установок.

Мы предлагаем примерные вопросы, которые могут быть рекомендованы для обсуждения в ходе конференц-недели в связи с заявленной выше задачей формирования представлений студентов о профессиональной компетентности.

• Какие требования предъявляет к специалистам рынок труда и Федеральные государственные образовательные стандарты?

• В чем разница между традиционными знаниями, умениями, навыками и профессиональной компетентностью?

• Общекультурные и профессиональные компетенции: что важнее?

• Как «измерить» профессиональную компетентность?

• Какие формы обучения наиболее эффективно формируют профессиональную компетентность?

Данные вопросы носят проблемный и личностный характер. Они призваны, в первую очередь, привлечь внимание студентов к данной теме, побудить их к анализу явления и рефлексии над собственными образовательными целями и способами их достижения. Работа по определенной нами тематике может иметь разные формы: деловые игры,

тренинги, мастер-классы, творческие задания, пресс-конференции, круглые столы.

Таким образом, мы обосновали следующие рекомендации по формированию представлений студентов о профессиональной компетентности:

• учет необходимости формирования представлений студентов о профессиональной компетентности преподавателями всех дисциплин, разъяснение роли и места изучаемой дисциплины в предполагаемом совокупном результате обучения;

• включение темы «Профессиональная компетентность как цель профессиональной подготовки» в тематические планы различных дисциплин общественного цикла, координации рабочих программ и методов их реализации;

• использование внеаудиторных междисциплинарных личностно ориентированных заданий для изучения вопросов, связанных с формированием профессиональной компетентности (в частности, в рамках конференцнедели).

В результате надлежит сформировать у студентов убеждение в том, что компетент-ностный подход — это не просто модное направление педагогических исследований, а объективное требование времени. Профессиональная компетентность, понимаемая как интегративное, постоянно развиваемое личностное качество, позволит студентам научиться адаптироваться к изменяющимся требованиям современного производства, стать конкурентоспособными и мобильными специалистами.

Такое представление о сущности и составе профессиональной компетентности, полученное на первом этапе обучения, в дальнейшем должно подкрепляться логикой организации учебного процесса в вузе. При этом условии представления студентов интериори-зуются и преобразуются в личностные цели, которые направляют и организуют учебную деятельность и приобретение профессионального опыта.

1. Формирование профессионально значимых компетентностей в условиях непрерывного профессионального образования машиностроительного профиля/З. В. Степчева, Л. А. Маттис, В. А. Основина, Ю. А. Курганова. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 54 с.

2. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.