Научная статья на тему 'Исследование представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей обучающихся'

Исследование представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE PARADIGM OF EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / CULTURAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF STUDENTS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА / INNOVATION IN THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей; выявлены механизмы повышения мотивации преподавателей к осуществлению инновационной деятельности в сфере реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of young scientist’s representations on psychological and educational mechanisms and means of forming the cultural, professional and personal competencies of students

The article presents the results of young scientist’s representations on psychological and educational mechanisms and means of forming the common cultural, professional and personal competences; displays the mechanisms to increase the teacher’s motivation to realize the innovation to implement the innovation in the implementation of competence-based approach.

Текст научной работы на тему «Исследование представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей обучающихся»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3

К. С. Бажин, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ И СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей; выявлены механизмы повышения мотивации преподавателей к осуществлению инновационной деятельности в сфере реализации компетентностного подхода.

The article presents the results of young scientist's representations on psychological and educational mechanisms and means of forming the common cultural, professional and personal competences; displays the mechanisms to increase the teacher's motivation to realize the innovation to implement the innovation in the implementation of competence-based approach.

Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, Федеральные государственные образовательные стандарты, общекультурные, профессиональные и личностные компетентности обучающихся, инновационная деятельность в сфере реализации компетентностного подхода.

Keywords: competence paradigm of education, Federal state educational standards, cultural, professional and personal competence of students, innovation in the implementation of competence-based approach.

Новые условия, в которых работают сегодня образовательные учреждения России, связаны с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Особенностью ФГОС является их рамочный характер, определяющий лишь общие требования к результатам и условиям осуществления образовательного процесса. Образовательные учреждения вправе самостоятельно проектировать перечень учебных дисциплин и их содержание; технологии освоения материала, совокупность методов и форм аудиторной и самостоятельной работы, обеспечивающих овладение компетенциями, а также способы оценки сформирован-

© Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А., 2012

ности компетенций у обучающихся по конкретной образовательной программе [1].

Такое изменение методологии образования, несомненно, оказывает влияние на требования к профессорско-преподавательскому составу, который должен быть способен осуществлять проектирование образовательного процесса, ориентированного на формирование компетенций, заложенных в модели личности выпускника по отдельной образовательной программе; реализовы-вать образовательный процесс с использованием таких активных и интерактивных форм обучения, которые бы обеспечивали достижение заданных результатов образования.

К сожалению, преподаватели высшей школы испытывают сложности как в осмыслении специфики компетентностного подхода, так и не в полной мере готовы к реализации академических свобод в практике деятельности на основе ФГОС [2]. Это подтвердили результаты исследования, проведенного среди участников Всероссийской молодежной конференции «Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей в условиях современных социокультурных изменений: теоретико-методологический и практико-ориентирован-ный аспекты». Конференция была проведена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В ходе работы конференции проводилось он-лайн-анкетирование. Согласно требованиям конкурсной документации было опрошено свыше 72% из 163 участников конференции, в том числе 71 чел. в возрасте до 35 лет (73% от общего количества участников данной возрастной группы), а также 47 участников в возрасте от 35 лет и старше (71,2% от общего количества участников данной возрастной группы). Содержание анкеты, критерии и показатели оценки были предварительно разработаны организаторами конференции. Участникам опроса было предложено 26 вопросов закрытого характера с выбором ответов. Им необходимо было выбрать один или несколько подходящих ответов. В качестве критериев рассматривалась осведомленность участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области компетентностного подхода в современном общем, дополнительном и професси-

ональном образовании; сформированное^ представлений о психолого-педагогических механизмах формирования общекультурных, личностных и профессиональных компетентностей; анализ трудностей, с которыми молодые исследователи сталкиваются в профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностно-го подхода. Организаторами мероприятия была разработана программа анкетирования, созданная с использованием пакета SPSS 18.0, с помощью которой для качественной и количественной обработки и интерпретации данных создавались кросс-таблицы, таблицы частотного распределения признаков, осуществлялись обоснование и расчет выборочной совокупности.

Исследование позволило сформулировать выводы, касающиеся осведомленности участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области компетентностного подхода в современном общем, дополнительном и профессиональном образовании; о психолого-педагогических механизмах формирования общекультурных, личностных и профессиональных компетентностей в практике образования; о трудностях, с которыми молодые исследователи сталкиваются в профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностно-го подхода.

По мнению респондентов, одной из причин востребованности компетентностного подхода в современном образовании является изменение социокультурной ситуации, на что указывают 43% опрошенных молодых ученых и 41% респондентов старше 35 лет. С формированием информационного общества и развитием информационно-коммуникационных технологий связывают данный процесс 50% молодых исследователей и лишь 22% ученых старше 35 лет. Надо отметить, что для исследователей в возрасте старше 35 лет характерным является акцентирование внимания на формализованных причинах актуализации в современном образовании компетентностного подхода: так, 30% респондентов связывают его реализацию с подписанием Россией Болонской декларации (8% - до 35 лет), еще 56% - с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (23% - до 35 лет).

Определяя, какие задачи решает современное компетентностно-ориентированное образование, участники конференции отмечают, что оно, прежде всего, обеспечивает формирование у обучающихся готовности применять знания, умения, навыки в разнообразных жизненных учебных, профессиональных ситуациях (96% исследователей до 35 лет, 67% - после 35 лет). Молодые исследователи в большей степени, чем опытные преподаватели, связывают данные целевые установки с формированием знаний и умений (23%

до 35 лет, 11% - после 35 лет), развитием творческих способностей обучающихся (23% до 35 лет, 11% - после 35 лет), созданием условий для осуществления анализа большого объема информации (7% до 35 лет).

Результаты анкетирования показали, что у участников опроса в целом сформировано адекватное представление о сущности компетентнос-тей, их видах, структуре, особенностях формирования.

Респонденты считают, что наиболее точно отражает суть компетенций следующее определение: компетенции - это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. С такой позицией согласны 80% молодых исследователей и 85% ученых старше 35 лет. Кроме того, еще 17% ученых до 35 лет и 11% исследователей после 35 лет связывают компетенции с некоторыми внутренними потенциальными, сокрытыми психологическими новообразованиями, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Следует также отметить, что 5% молодых исследователей акцентируют внимание на нормативном характере компетенции, связывая ее с наличием отчужденного, заранее заданного социального требования (нормы) к образовательной подготовке ученика (студента), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Характеризуя структуру компетентности как качества личности, предполагающие владение определенной компетенцией, исследователи включают в нее, прежде всего, результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориента-ций и личное отношение к знаниям и предмету деятельности. На это указывают 62% респондентов в возрасте до 35 лет и 63% опрошенных в возрасте после 35 лет. Когнитивный, мотиваци-онный, этический, социальный и поведенческий компоненты видят в структуре компетентности еще 35% молодых ученых и 26% респондентов после 35 лет. На наличие в структуре компетентности операционно-технологического, мотиваци-онного, поведенческого компонентов указывают 12 и 15% опрошенных соответственно. Сводят компетентность лишь к совокупности знаний и умений всего 1% опрошенных до 35 лет и 4% респондентов в возрасте после 35 лет, что свидетельствует о достаточно глубоком понимании сущности и структуры компетентностей.

Как показали результаты анкетирования, исследователи старшего возраста в большей мере осознают важность формирования у обучающихся в процессе общего и профессионального об-

разования всех видов компетентностей. На значимость формирования общекультурных компе-тентностей указывают 85% исследователей старше 35 лет, профессиональных - 96% респондентов, личностных - 56%. Молодые исследователи отдают приоритет профессиональным компетен-тностям. На это указывают 77% опрошенных молодых ученых, еще 37% показывают значимость формирования личностных компетентностей, 36% - общекультурных.

Подавляющее большинство испытуемых обеих групп корректны в определении общекультурных, профессиональных и личностных компетенций. Так, интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера, обоснованно соотносится с общекультурными компетентностями 85% респондентов старше 35 лет и 63% молодыми исследователями. Интегральные свойства человека, определяющие характер его отношений с другими людьми; способы постановки целей; методы решения задач и работы с информацией; уровень саморегуляции опрошенные 50% респондентов в возрасте до 35 лет и 78% опрошенных в возрасте старше 35 лет правильно характеризуют как личностные. Качества, свойства, состояние специалиста, обеспечивающие его физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии, специальности, специализации; стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности, обусловливают, по мнению 55% респондентов в возрасте до 35 лет и 81% опрошенных в возрасте старше 35 лет, профессиональные компетентности.

Не вызвало у испытуемых особого затруднения отнесение тех или иных компетентностей к общекультурным, личностным и профессиональным. Так, к числу личностных компетентностей респондентами были отнесены, прежде всего, умение ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, обладать навыками межличностных отношений (60% молодых исследователей, 70% ученых старше 35 лет), знание основ делового общения и способность работать в коллективе, способность брать на себя ответственность принимать решение (27% молодых исследователей, 67% ученых старше 35 лет). К числу общекультурных компетенций опрошенные отнесли как социально-личностные компетенции (540% респондентов до 35 лет, 85% ученых старше 35 лет), так и общенаучные (50 и 52% соответственно), инструментальные (23% респондентов до 35 лет, 7% ученых старше 35 лет). Участники

опроса отметили комплексный характер общекультурных компетенций. 45% молодых ученых и 78% исследователей старше 35 лет указали на их многофункциональность, то есть овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Еще 31% респондентов в возрасте до 35 лет и 30% опрошенных ученых в возрасте более 35 лет заметили, что общекультурные компетентности требуют от обучающегося значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, рефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Кроме того, 24% и 26% опрошенных соответственно указывают на их многомерность, то есть ориентацию на различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл. В качестве важнейших факторов формирования общекультурных компетентностей современной молодежи респонденты отмечают социокультурную ситуацию (61% молодых ученых и 74% исследователей в возрасте старше 35 лет); самообразование (43 и 41% соответственно), а также воспитание (35 и 78% опрошенных в разных возрастных группах).

Участники анкетирования согласны с тем, что профессиональные компетентности отражают специфику профессиональной деятельности (50% молодых ученых и 56% исследователей в возрасте старше 35 лет) и подразделяются на базовые, востребованные в нескольких видах профессиональной деятельности и функциональные, применение которых ограничено рамками определенной профессии (51 и 48% опрошенных соответственно). В качестве базовых противоречий процесса формирования профессиональных компе-тентностей респонденты основными считают несоответствия между новыми требованиями к специалистам и проектированием образовательного процесса в системе высшего профессионального образования (19% респондентов в возрасте до 35 лет, 41% опрошенных в возрасте после 35 лет); между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам компетентностного подхода в формировании конкурентоспособной личности и отсутствием необходимых теоретического обоснования и практических рекомендаций к его осуществлению (42 и 15% опрошенных соответственно); между необходимостью использования компетентностного подхода в практике учебных заведений и неготовностью субъектов образовательного процесса к его реализации (23% молодых ученых и 56% исследователей в возрасте старше 35 лет).

Исследуя информированность молодых ученых о механизмах формирования общекультур-

ных, личностных и профессиональных компетен-тностей, организаторы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности данных представлений у участников.

Результаты анкетирования показывают, что реализация компетентностного подхода в современном образовании затруднена в силу субъективных факторов: инерции мышления педагогов (на данное обстоятельство указывают 39% молодых исследователей и 56% ученых старше 35 лет) и неготовности студентов к самостоятельному освоению учебного материала (51 и 78% опрошенных соответственно). В качестве менее значимых факторов также указываются и внешние - недостаточная обеспеченность литературой (18 и 15% ученых разных возрастных групп) и ограниченность доступа к интернет-ресурсам (13 и 19% участников опроса в зависимости от возраста).

Результаты анкетирования показывают, что участники опроса связывают реализацию компе-тентностного подхода в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с активным использованием инновационных образовательных технологий в учебном процессе (44 и 74% участников опроса в зависимости от возраста); действенным сотрудничеством преподавателей кафедр с работодателями с целью формирования востребованных работодателем компетенций (43 и 41% ученых разных возрастных групп); с развитием активности и заинтересованности обучающихся в качестве освоения основной образовательной программы (35 и 59% опрошенных соответственно). К сожалению, 21% молодых преподавателей планируют осуществление образовательного процесса в неизменном виде, так как не видят существенной разницы в требованиях ГОС и ФГОС к учебному процессу.

В качестве базовых тенденций формирования профессиональных компетентностей обучающихся в условиях модернизации российского общества респонденты рассматривают в качестве равнозначных использование дистанционных образовательных технологий (29% молодых исследователей и 56% ученых старше 35лет), использование проектной деятельности (29 и 56% опрошенных соответственно), овладение знаниями по специальности (35 и 22% ученых разных возрастных групп); развитие социальной инициативы студентов (30 и 22% участников опроса в зависимости от возраста).

Описывая основные психолого-педагогические механизмы формирования общекультурных ком-петентностей студентов, респонденты, прежде всего, основываются на потенциале социокультурной среды учреждений образования и связывают их с возможностями студенческого самоуправления (40 и 59% ученых разных возрастных групп); волонтерской деятельности (38 и 33%

участников опроса в зависимости от возраста); социальных акций (44% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет).

Определяя значение инновационных технологий в реализации компетентностного подхода, опрошенные видят их потенциал, прежде всего, в активизации познавательной деятельности студентов в вузе (35% молодых исследователей и 37% ученых старше 35 лет); в создании оптимальных условий для развития студентов и преподавателей (39 и 33% ученых разных возрастных групп); в приобретении студентами глубоких, систематических знаний, развитии познавательного интереса (31 и 52% участников опроса в зависимости от возраста); в достижении вариативности методов, используемых в образовательном процессе вуза (29 и 48% соответственно).

В качестве основных условий успешного использования инновационных технологий при реализации компетентностного подхода в образовании участниками опроса называются мотивация обучающихся и преподавателя (45% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет); владение педагогами инновационными образовательными технологиями (37% ученых каждой из возрастных групп); разработанность инновационных технологий в педагогической науке (29 и 19% участников опроса в зависимости от возраста).

Респонденты указывают в качестве одной из существенных проблем реализации компетент-ностного подхода в практике образования проблему оценки сформированности компетенций. Следует отметить комплексный характер анализа респондентами различий в оценивании компе-тентностей в системе общего, профессионального и дополнительного образования, которые они обусловливают вариативностью требований к субъектам образовательного процесса (64% исследователей в возрасте до 35 лет, 41% респондентов старше 35 лет), а также условиями образовательного процесса (49 и 41% респондентов соответственно) и содержанием учебного материала (8 и 48% по возрастным категориям). Также отрадно отметить наличие у респондентов верных представлений о вариативности оценивания компетентностей в системе общего, профессионального и дополнительного образования. В качестве эффективных методов оценки они видят решение ситуационных задач (38% исследователей в возрасте до 35 лет, 74% респондентов старше 35 лет), тестирование (33 и 19% по возрастным категориям); выполнение практических заданий (43 и 41% респондентов соответственно); а также выполнение коллективных и индивидуальных проектов и их защиту (27% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет).

С целью анализа трудностей, с которыми молодые исследователи сталкиваются при реализа-

ции компетентностного подхода, диагностировались их позиции по отдельным аспектам профессионально-педагогической деятельности. В качестве основных проблем, возникающих у молодых специалистов в связи с реализацией компе-тентностного подхода, участниками опроса указываются отсутствие достаточной информации и опыта (56% исследователей в возрасте до 35 лет, 52% респондентов старше 35 лет); предпочтение традиционному подходу (формирование знаний, умений, навыков) в преподавании (32% молодых исследователей и 52% ученых старше 35 лет); в реализации инновационных технологий (25 и 37% по возрастным категориям). Наименьшие трудности представители обеих возрастных групп испытывают в составлении методических указаний для организации самостоятельной работы студентов (17 и 15% соответственно). При составлении учебно-методического обеспечения дисциплины у молодых педагогов возникают следующие трудности, мешающие успешной реализации компетентностного подхода: на недостаточно корректное определение набора компетенций, которые сформулированы для учебной дисциплины в матрице компетенций, указывают 42% исследователей в возрасте до 35 лет, 44% респондентов старше 35 лет; недостаточное материально-техническое обеспечение отмечают 30% молодых исследователей и 56% ученых старше 35 лет; выбор образовательных технологий вызывает сложности у 24 и 30% опрошенных соответственно.

Описывая трудности, которые могут возникнуть у молодых специалистов при формировании общекультурных компетенций студентов в ходе преподавания дисциплины, респонденты указывают на сложность оценки уровня сфор-мированности компетентности (20% исследователей в возрасте до 35 лет, 56% респондентов старше 35 лет); на отсутствие системных представлений о том, как формируется данная компетенция на других дисциплинах одного направления подготовки (37 и 41% по возрастным категориям), а также на недостаточно полное представление о том, как формируется данная компетенция в социокультурной среде вуза (33 и 41% опрошенных). Кроме того, ввиду сложности структуры общекультурных компетентностей проблемным для 20% молодых исследователей и 26% ученых старше 35 лет является формирование общекультурной компетентности в целом.

Анализируя трудности, которые могут возникнуть у молодых педагогов при формировании профессиональных компетентностей студентов в ходе преподавания дисциплины, участники в первую очередь отмечают проблемы согласованности в формировании компетентностей на различных дисциплинах одного направления подготовки (31% исследователей в возрасте до 35 лет, 44% респондентов старше 35 лет); недостаточно полное представление о том, как формируется компетенция в социокультурной среде вуза (29 и 41% по возрастным категориям). На сложность оценки уровня сформированности профессиональной компетентности указывают 23% молодых исследователей и 33% ученых старше 35 лет. В определенной степени проблемным для 30% молодых исследователей и 19% ученых старше 35 лет является формирование профессиональной компетентности в целом. Результаты исследования позволяют констатировать, что реализация компе-тентностного подхода в практике высшего профессионального образования связана с преодолением трудностей осмысления преподавателями его сущности и особенностей; с обеспечением образовательного процесса адекватными технологиями, методами, формами организации обучения; с разработкой соответствующей учебно-методической документации и диагностического инструментария по оценке сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Особо следует выделить проблему мотивации преподавателей к осуществлению инновационной деятельности в сфере реализации компе-тентностного подхода [3]. Необходимо актуализировать, прежде всего, мотивы личной самореализации и профессиональные мотивы, обеспечивающие открытость молодых ученых к инновациям и развивающие у них потребность творчески подходить к решению педагогических задач, создавая условия для личностного и профессионального развития обучающихся.

Примечания

1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

2. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 80-92.

3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 56-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.