ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3
К. С. Бажин, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ И СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых о психолого-педагогических механизмах и средствах формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей; выявлены механизмы повышения мотивации преподавателей к осуществлению инновационной деятельности в сфере реализации компетентностного подхода.
The article presents the results of young scientist's representations on psychological and educational mechanisms and means of forming the common cultural, professional and personal competences; displays the mechanisms to increase the teacher's motivation to realize the innovation to implement the innovation in the implementation of competence-based approach.
Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, Федеральные государственные образовательные стандарты, общекультурные, профессиональные и личностные компетентности обучающихся, инновационная деятельность в сфере реализации компетентностного подхода.
Keywords: competence paradigm of education, Federal state educational standards, cultural, professional and personal competence of students, innovation in the implementation of competence-based approach.
Новые условия, в которых работают сегодня образовательные учреждения России, связаны с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Особенностью ФГОС является их рамочный характер, определяющий лишь общие требования к результатам и условиям осуществления образовательного процесса. Образовательные учреждения вправе самостоятельно проектировать перечень учебных дисциплин и их содержание; технологии освоения материала, совокупность методов и форм аудиторной и самостоятельной работы, обеспечивающих овладение компетенциями, а также способы оценки сформирован-
© Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А., 2012
ности компетенций у обучающихся по конкретной образовательной программе [1].
Такое изменение методологии образования, несомненно, оказывает влияние на требования к профессорско-преподавательскому составу, который должен быть способен осуществлять проектирование образовательного процесса, ориентированного на формирование компетенций, заложенных в модели личности выпускника по отдельной образовательной программе; реализовы-вать образовательный процесс с использованием таких активных и интерактивных форм обучения, которые бы обеспечивали достижение заданных результатов образования.
К сожалению, преподаватели высшей школы испытывают сложности как в осмыслении специфики компетентностного подхода, так и не в полной мере готовы к реализации академических свобод в практике деятельности на основе ФГОС [2]. Это подтвердили результаты исследования, проведенного среди участников Всероссийской молодежной конференции «Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей в условиях современных социокультурных изменений: теоретико-методологический и практико-ориентирован-ный аспекты». Конференция была проведена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В ходе работы конференции проводилось он-лайн-анкетирование. Согласно требованиям конкурсной документации было опрошено свыше 72% из 163 участников конференции, в том числе 71 чел. в возрасте до 35 лет (73% от общего количества участников данной возрастной группы), а также 47 участников в возрасте от 35 лет и старше (71,2% от общего количества участников данной возрастной группы). Содержание анкеты, критерии и показатели оценки были предварительно разработаны организаторами конференции. Участникам опроса было предложено 26 вопросов закрытого характера с выбором ответов. Им необходимо было выбрать один или несколько подходящих ответов. В качестве критериев рассматривалась осведомленность участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области компетентностного подхода в современном общем, дополнительном и професси-
ональном образовании; сформированное^ представлений о психолого-педагогических механизмах формирования общекультурных, личностных и профессиональных компетентностей; анализ трудностей, с которыми молодые исследователи сталкиваются в профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностно-го подхода. Организаторами мероприятия была разработана программа анкетирования, созданная с использованием пакета SPSS 18.0, с помощью которой для качественной и количественной обработки и интерпретации данных создавались кросс-таблицы, таблицы частотного распределения признаков, осуществлялись обоснование и расчет выборочной совокупности.
Исследование позволило сформулировать выводы, касающиеся осведомленности участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области компетентностного подхода в современном общем, дополнительном и профессиональном образовании; о психолого-педагогических механизмах формирования общекультурных, личностных и профессиональных компетентностей в практике образования; о трудностях, с которыми молодые исследователи сталкиваются в профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностно-го подхода.
По мнению респондентов, одной из причин востребованности компетентностного подхода в современном образовании является изменение социокультурной ситуации, на что указывают 43% опрошенных молодых ученых и 41% респондентов старше 35 лет. С формированием информационного общества и развитием информационно-коммуникационных технологий связывают данный процесс 50% молодых исследователей и лишь 22% ученых старше 35 лет. Надо отметить, что для исследователей в возрасте старше 35 лет характерным является акцентирование внимания на формализованных причинах актуализации в современном образовании компетентностного подхода: так, 30% респондентов связывают его реализацию с подписанием Россией Болонской декларации (8% - до 35 лет), еще 56% - с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (23% - до 35 лет).
Определяя, какие задачи решает современное компетентностно-ориентированное образование, участники конференции отмечают, что оно, прежде всего, обеспечивает формирование у обучающихся готовности применять знания, умения, навыки в разнообразных жизненных учебных, профессиональных ситуациях (96% исследователей до 35 лет, 67% - после 35 лет). Молодые исследователи в большей степени, чем опытные преподаватели, связывают данные целевые установки с формированием знаний и умений (23%
до 35 лет, 11% - после 35 лет), развитием творческих способностей обучающихся (23% до 35 лет, 11% - после 35 лет), созданием условий для осуществления анализа большого объема информации (7% до 35 лет).
Результаты анкетирования показали, что у участников опроса в целом сформировано адекватное представление о сущности компетентнос-тей, их видах, структуре, особенностях формирования.
Респонденты считают, что наиболее точно отражает суть компетенций следующее определение: компетенции - это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. С такой позицией согласны 80% молодых исследователей и 85% ученых старше 35 лет. Кроме того, еще 17% ученых до 35 лет и 11% исследователей после 35 лет связывают компетенции с некоторыми внутренними потенциальными, сокрытыми психологическими новообразованиями, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Следует также отметить, что 5% молодых исследователей акцентируют внимание на нормативном характере компетенции, связывая ее с наличием отчужденного, заранее заданного социального требования (нормы) к образовательной подготовке ученика (студента), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Характеризуя структуру компетентности как качества личности, предполагающие владение определенной компетенцией, исследователи включают в нее, прежде всего, результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориента-ций и личное отношение к знаниям и предмету деятельности. На это указывают 62% респондентов в возрасте до 35 лет и 63% опрошенных в возрасте после 35 лет. Когнитивный, мотиваци-онный, этический, социальный и поведенческий компоненты видят в структуре компетентности еще 35% молодых ученых и 26% респондентов после 35 лет. На наличие в структуре компетентности операционно-технологического, мотиваци-онного, поведенческого компонентов указывают 12 и 15% опрошенных соответственно. Сводят компетентность лишь к совокупности знаний и умений всего 1% опрошенных до 35 лет и 4% респондентов в возрасте после 35 лет, что свидетельствует о достаточно глубоком понимании сущности и структуры компетентностей.
Как показали результаты анкетирования, исследователи старшего возраста в большей мере осознают важность формирования у обучающихся в процессе общего и профессионального об-
разования всех видов компетентностей. На значимость формирования общекультурных компе-тентностей указывают 85% исследователей старше 35 лет, профессиональных - 96% респондентов, личностных - 56%. Молодые исследователи отдают приоритет профессиональным компетен-тностям. На это указывают 77% опрошенных молодых ученых, еще 37% показывают значимость формирования личностных компетентностей, 36% - общекультурных.
Подавляющее большинство испытуемых обеих групп корректны в определении общекультурных, профессиональных и личностных компетенций. Так, интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера, обоснованно соотносится с общекультурными компетентностями 85% респондентов старше 35 лет и 63% молодыми исследователями. Интегральные свойства человека, определяющие характер его отношений с другими людьми; способы постановки целей; методы решения задач и работы с информацией; уровень саморегуляции опрошенные 50% респондентов в возрасте до 35 лет и 78% опрошенных в возрасте старше 35 лет правильно характеризуют как личностные. Качества, свойства, состояние специалиста, обеспечивающие его физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии, специальности, специализации; стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности, обусловливают, по мнению 55% респондентов в возрасте до 35 лет и 81% опрошенных в возрасте старше 35 лет, профессиональные компетентности.
Не вызвало у испытуемых особого затруднения отнесение тех или иных компетентностей к общекультурным, личностным и профессиональным. Так, к числу личностных компетентностей респондентами были отнесены, прежде всего, умение ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, обладать навыками межличностных отношений (60% молодых исследователей, 70% ученых старше 35 лет), знание основ делового общения и способность работать в коллективе, способность брать на себя ответственность принимать решение (27% молодых исследователей, 67% ученых старше 35 лет). К числу общекультурных компетенций опрошенные отнесли как социально-личностные компетенции (540% респондентов до 35 лет, 85% ученых старше 35 лет), так и общенаучные (50 и 52% соответственно), инструментальные (23% респондентов до 35 лет, 7% ученых старше 35 лет). Участники
опроса отметили комплексный характер общекультурных компетенций. 45% молодых ученых и 78% исследователей старше 35 лет указали на их многофункциональность, то есть овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Еще 31% респондентов в возрасте до 35 лет и 30% опрошенных ученых в возрасте более 35 лет заметили, что общекультурные компетентности требуют от обучающегося значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, рефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Кроме того, 24% и 26% опрошенных соответственно указывают на их многомерность, то есть ориентацию на различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл. В качестве важнейших факторов формирования общекультурных компетентностей современной молодежи респонденты отмечают социокультурную ситуацию (61% молодых ученых и 74% исследователей в возрасте старше 35 лет); самообразование (43 и 41% соответственно), а также воспитание (35 и 78% опрошенных в разных возрастных группах).
Участники анкетирования согласны с тем, что профессиональные компетентности отражают специфику профессиональной деятельности (50% молодых ученых и 56% исследователей в возрасте старше 35 лет) и подразделяются на базовые, востребованные в нескольких видах профессиональной деятельности и функциональные, применение которых ограничено рамками определенной профессии (51 и 48% опрошенных соответственно). В качестве базовых противоречий процесса формирования профессиональных компе-тентностей респонденты основными считают несоответствия между новыми требованиями к специалистам и проектированием образовательного процесса в системе высшего профессионального образования (19% респондентов в возрасте до 35 лет, 41% опрошенных в возрасте после 35 лет); между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам компетентностного подхода в формировании конкурентоспособной личности и отсутствием необходимых теоретического обоснования и практических рекомендаций к его осуществлению (42 и 15% опрошенных соответственно); между необходимостью использования компетентностного подхода в практике учебных заведений и неготовностью субъектов образовательного процесса к его реализации (23% молодых ученых и 56% исследователей в возрасте старше 35 лет).
Исследуя информированность молодых ученых о механизмах формирования общекультур-
ных, личностных и профессиональных компетен-тностей, организаторы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности данных представлений у участников.
Результаты анкетирования показывают, что реализация компетентностного подхода в современном образовании затруднена в силу субъективных факторов: инерции мышления педагогов (на данное обстоятельство указывают 39% молодых исследователей и 56% ученых старше 35 лет) и неготовности студентов к самостоятельному освоению учебного материала (51 и 78% опрошенных соответственно). В качестве менее значимых факторов также указываются и внешние - недостаточная обеспеченность литературой (18 и 15% ученых разных возрастных групп) и ограниченность доступа к интернет-ресурсам (13 и 19% участников опроса в зависимости от возраста).
Результаты анкетирования показывают, что участники опроса связывают реализацию компе-тентностного подхода в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с активным использованием инновационных образовательных технологий в учебном процессе (44 и 74% участников опроса в зависимости от возраста); действенным сотрудничеством преподавателей кафедр с работодателями с целью формирования востребованных работодателем компетенций (43 и 41% ученых разных возрастных групп); с развитием активности и заинтересованности обучающихся в качестве освоения основной образовательной программы (35 и 59% опрошенных соответственно). К сожалению, 21% молодых преподавателей планируют осуществление образовательного процесса в неизменном виде, так как не видят существенной разницы в требованиях ГОС и ФГОС к учебному процессу.
В качестве базовых тенденций формирования профессиональных компетентностей обучающихся в условиях модернизации российского общества респонденты рассматривают в качестве равнозначных использование дистанционных образовательных технологий (29% молодых исследователей и 56% ученых старше 35лет), использование проектной деятельности (29 и 56% опрошенных соответственно), овладение знаниями по специальности (35 и 22% ученых разных возрастных групп); развитие социальной инициативы студентов (30 и 22% участников опроса в зависимости от возраста).
Описывая основные психолого-педагогические механизмы формирования общекультурных ком-петентностей студентов, респонденты, прежде всего, основываются на потенциале социокультурной среды учреждений образования и связывают их с возможностями студенческого самоуправления (40 и 59% ученых разных возрастных групп); волонтерской деятельности (38 и 33%
участников опроса в зависимости от возраста); социальных акций (44% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет).
Определяя значение инновационных технологий в реализации компетентностного подхода, опрошенные видят их потенциал, прежде всего, в активизации познавательной деятельности студентов в вузе (35% молодых исследователей и 37% ученых старше 35 лет); в создании оптимальных условий для развития студентов и преподавателей (39 и 33% ученых разных возрастных групп); в приобретении студентами глубоких, систематических знаний, развитии познавательного интереса (31 и 52% участников опроса в зависимости от возраста); в достижении вариативности методов, используемых в образовательном процессе вуза (29 и 48% соответственно).
В качестве основных условий успешного использования инновационных технологий при реализации компетентностного подхода в образовании участниками опроса называются мотивация обучающихся и преподавателя (45% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет); владение педагогами инновационными образовательными технологиями (37% ученых каждой из возрастных групп); разработанность инновационных технологий в педагогической науке (29 и 19% участников опроса в зависимости от возраста).
Респонденты указывают в качестве одной из существенных проблем реализации компетент-ностного подхода в практике образования проблему оценки сформированности компетенций. Следует отметить комплексный характер анализа респондентами различий в оценивании компе-тентностей в системе общего, профессионального и дополнительного образования, которые они обусловливают вариативностью требований к субъектам образовательного процесса (64% исследователей в возрасте до 35 лет, 41% респондентов старше 35 лет), а также условиями образовательного процесса (49 и 41% респондентов соответственно) и содержанием учебного материала (8 и 48% по возрастным категориям). Также отрадно отметить наличие у респондентов верных представлений о вариативности оценивания компетентностей в системе общего, профессионального и дополнительного образования. В качестве эффективных методов оценки они видят решение ситуационных задач (38% исследователей в возрасте до 35 лет, 74% респондентов старше 35 лет), тестирование (33 и 19% по возрастным категориям); выполнение практических заданий (43 и 41% респондентов соответственно); а также выполнение коллективных и индивидуальных проектов и их защиту (27% молодых исследователей и 74% ученых старше 35 лет).
С целью анализа трудностей, с которыми молодые исследователи сталкиваются при реализа-
ции компетентностного подхода, диагностировались их позиции по отдельным аспектам профессионально-педагогической деятельности. В качестве основных проблем, возникающих у молодых специалистов в связи с реализацией компе-тентностного подхода, участниками опроса указываются отсутствие достаточной информации и опыта (56% исследователей в возрасте до 35 лет, 52% респондентов старше 35 лет); предпочтение традиционному подходу (формирование знаний, умений, навыков) в преподавании (32% молодых исследователей и 52% ученых старше 35 лет); в реализации инновационных технологий (25 и 37% по возрастным категориям). Наименьшие трудности представители обеих возрастных групп испытывают в составлении методических указаний для организации самостоятельной работы студентов (17 и 15% соответственно). При составлении учебно-методического обеспечения дисциплины у молодых педагогов возникают следующие трудности, мешающие успешной реализации компетентностного подхода: на недостаточно корректное определение набора компетенций, которые сформулированы для учебной дисциплины в матрице компетенций, указывают 42% исследователей в возрасте до 35 лет, 44% респондентов старше 35 лет; недостаточное материально-техническое обеспечение отмечают 30% молодых исследователей и 56% ученых старше 35 лет; выбор образовательных технологий вызывает сложности у 24 и 30% опрошенных соответственно.
Описывая трудности, которые могут возникнуть у молодых специалистов при формировании общекультурных компетенций студентов в ходе преподавания дисциплины, респонденты указывают на сложность оценки уровня сфор-мированности компетентности (20% исследователей в возрасте до 35 лет, 56% респондентов старше 35 лет); на отсутствие системных представлений о том, как формируется данная компетенция на других дисциплинах одного направления подготовки (37 и 41% по возрастным категориям), а также на недостаточно полное представление о том, как формируется данная компетенция в социокультурной среде вуза (33 и 41% опрошенных). Кроме того, ввиду сложности структуры общекультурных компетентностей проблемным для 20% молодых исследователей и 26% ученых старше 35 лет является формирование общекультурной компетентности в целом.
Анализируя трудности, которые могут возникнуть у молодых педагогов при формировании профессиональных компетентностей студентов в ходе преподавания дисциплины, участники в первую очередь отмечают проблемы согласованности в формировании компетентностей на различных дисциплинах одного направления подготовки (31% исследователей в возрасте до 35 лет, 44% респондентов старше 35 лет); недостаточно полное представление о том, как формируется компетенция в социокультурной среде вуза (29 и 41% по возрастным категориям). На сложность оценки уровня сформированности профессиональной компетентности указывают 23% молодых исследователей и 33% ученых старше 35 лет. В определенной степени проблемным для 30% молодых исследователей и 19% ученых старше 35 лет является формирование профессиональной компетентности в целом. Результаты исследования позволяют констатировать, что реализация компе-тентностного подхода в практике высшего профессионального образования связана с преодолением трудностей осмысления преподавателями его сущности и особенностей; с обеспечением образовательного процесса адекватными технологиями, методами, формами организации обучения; с разработкой соответствующей учебно-методической документации и диагностического инструментария по оценке сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Особо следует выделить проблему мотивации преподавателей к осуществлению инновационной деятельности в сфере реализации компе-тентностного подхода [3]. Необходимо актуализировать, прежде всего, мотивы личной самореализации и профессиональные мотивы, обеспечивающие открытость молодых ученых к инновациям и развивающие у них потребность творчески подходить к решению педагогических задач, создавая условия для личностного и профессионального развития обучающихся.
Примечания
1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
2. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 80-92.
3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 56-73.