Научная статья на тему 'Представления студентов о качествах и поведении лидера'

Представления студентов о качествах и поведении лидера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИДЕР / LEADER / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP SKILLS / ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРА / BEHAVIOR OF LEADER / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРЕ / ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / PHRASEOLOGICAL UNIT / INSIGHTS INTO LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнёва Елена Владимировна, Долотова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются результаты психосемантического исследования представлений студентов о качествах и поведении лидера. Использование фразеологизмов в качестве тестового материала позволило выявить представления участников исследования о качествах, присущих лидеру в максимальной степени, а также о «противопоказанных» лидеру качествах. Было показано, что студенты рассматривают ответственность, способность к прогнозированию, настойчивость, проницательность, самоконтроль, способность к точному самопозиционированию и развитые общие и специальные способности как наиболее значимые для эффективного осуществления лидерских функций личностные качества и особенности поведения. В то же время, по мнению респондентов, лидеру «противопоказаны» неуверенность, медлительность, зависимость от других, излишняя осторожность, уклончивость, недобросовестность и лень. С помощью факторного анализа была выявлена латентная структура поведения, характерного и нехарактерного (недопустимого) для лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ INSIGHTS INTO QUALITIES AND BEHAVIOR OF A LEADER

The article deals with the analysis of the results of a psycho-semantic research of students’ insights into leader’s qualities and behavior. By using phraseological units as testing materials, the authors were able to figure out the qualities that the participants of the experiment associate with the leader the most, as well as qualities that should be «contraindicated» to a leader. It was found that students consider responsibility, forecasting ability, insistence, acumen, self-control, ability to exact self-presentation, advanced general and special abilities as the most important for effective and successful exercise of administrative functions. At the same time, according to opinions of the respondents, such qualities as diffidence, snailishness, dependence on other people, excessive caution, evasiveness, dishonesty, laziness are «contraindicated» a for leader. With the help of factor analysis a latent structure of pluralistic and indistinctive (intolerable) leader’s behavior was revealed.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о качествах и поведении лидера»

СОЦИАЛЬНАЯ АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

SOCIAL ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY

УДК 159.9.072.422

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О КАЧЕСТВАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛИДЕРА

Селезнёва Елена Владимировна — доктор психологических наук, профессор, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Долотова Ольга Борисовна — бакалавр психологии, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются результаты психосемантического исследования представлений студентов о качествах и поведении лидера. Использование фразеологизмов в качестве тестового материала позволило выявить представления участников исследования о качествах, присущих лидеру в максимальной степени, а также о «противопоказанных» лидеру качествах. Было показано, что студенты рассматривают ответственность, способность к прогнозированию, настойчивость, проницательность, самоконтроль, способность к точному самопозиционированию и развитые общие и специальные способности как наиболее значимые для эффективного осуществления лидерских функций личностные качества и особенности поведения. В то же время, по мнению респондентов, лидеру «противопоказаны» неуверенность, медлительность, зависимость от других, излишняя осторожность, уклончивость, недобросовестность и лень. С помощью факторного анализа была выявлена латентная структура поведения, характерного и нехарактерного (недопустимого) для лидера.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, поведение лидера, студенты, представления о лидере, фразеологизмы.

Лидерство как феномен, обеспечивающий возможность достижения общегрупповых целей за счёт интеграции членов группы и формирования согласованности их действий для получения желаемого результата, является предметом активных исследований философов, политологов, социологов, педагогов, психологов.

Исследования показывают, что существует взаимосвязь между эффективностью лидерства и личностными качествами человека, осуществляющего лидерские функции. Естественно, те или иные качества имеют разную значимость для эффективности лидерства в зависимости от временных, культурных, макро- и микросоциальных условий, а также личностных обстоятельств, а влияние того или иного качества на эффективность лидерства обусловлено фактором ситуации и поэтому имеет вероятностный характер. При этом, так как лидерство — это соответствие наиболее притягательным для последователей ценностям, те или иные качества могут приписываться лидеру последователями на основании его действий. Сформированный в результате обобщённый образ лидера закрепляется в системе социальных представлений, обеспечивая членам социума согласованность в усвоении определённых групповых норм и ценностей, а также в освоении различных социальных ролей, в первую очередь позволяющих эффективно реализовать лидерские функции. Кроме того, разделяемые представления о лидере облегчают вхождение в группу за счёт единства системы ценностей, норм и практик [2; 4; 9].

Однако до сих пор социальные представления о лидерстве и лидере становились объектом лишь немногих исследований [7; 8; 10—12].

В связи с этим исследование представлений о качествах и поведении лидера, сформированных в разных социальных группах, в том числе у студентов, является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

Чтобы выявить представления студентов о лидере, мы провели эмпирическое исследование, опираясь на методологию психосемантического подхода и используя в качестве тестового материала фразеологизмы.

Выступая как форма рефлексии внеязыковой действительности, фразеологизмы передают абстрактное через конкретное, отвлечённое через наглядное [5]. При этом исходная информация перекодируется, устраняется избыточность, содержащаяся в исходных данных, уменьшается размер языкового выражения и одновременно усиливается семантическая составляющая.

Образный характер фразеологизмов, их эмоциональная выразительность и ярко выраженный оценочный характер отражают особенности материальной, социальной и духовной культуры народа, говорящего на данном языке; в системе образов, закреплённых во фразеологическом составе языка, концентрируются культурно-национальный опыт и традиции, отражается национальная картина мира [13, с. 215]. В результате компрессии общественного опыта в кратком изречении могут быть выражены, по словам Ф.Н. Буслаева, «... и нравственный закон, и здравый смысл, <...> которые завещали предки в руководство потомкам» [1, с. 37].

При этом особенностью фразеологической семантики является направленность на характеристику человека как субъекта деятельности, т.е. субъектная направленность [5, с. 243]. «Фразеологизмы оценивают человека с точки зрения физических, психических, морально-этических, интеллектуальных качеств, характеризуют его в отношении социальной принадлежности, рода занятий, возраста и жизненного опыта, родственных связей» [3, с. 70]. Следовательно, большая часть фразеологизмов может рассматриваться как некоторая форма отражения человеческих отношений, восприятия другого. В частности, в качестве воспринимаемого другого может быть лидер, а фразеологизмы могут быть формой рефлексии, отражения отношений между лидером и его последователями.

Исходя из целей нашего исследования, мы совместно с А.С. Мельничуком модифицировали методику, использованную В.Ф. Петренко при изучении рефлексивных структур обыденного сознания [6]. В опроснике «Ролевые позиции лидера» список фразеологизмов был увеличен до девяносто одного, была изменена шкала оценки в целях упрощения её восприятия испытуемыми, была сформулирована соответствующая цели исследования инструкция, в соответствии с которой респонденты должны были оценить, в какой мере можно отнести к лидеру те или иные качества, выраженные фразеологизма-

ми. При этом оценка 7 означала, что данное качество присуще лидеру в максимальной степени, оценка 1 — что данное качество у лидера практически отсутствует. Остальные оценки обозначали промежуточную степень наличия или отсутствия конкретного качества у лидера.

В ходе исследования были опрошены 84 студента в возрасте от 17 до 28 лет.

Статистический анализ результатов, полученных по опроснику «Ролевые позиции лидера», показал, что средний балл по 7-балльной шкале равняется 3,29, медиана — 3,04, минимум — 1,4, максимум — 6,12, верхний квартиль — 4,58, нижний квартиль — 2,18, стандартное отклонение — 1,34.

В дальнейшем, обрабатывая и анализируя результаты, мы опирались на теоретическую модель, в соответствии с которой приближение к максимуму в оценке действий, выраженных фразеологизмами, отражает представление респондентов о данных действиях как о проявлении качеств, присущих лидеру в максимальной степени. В то же время приближение к минимуму в оценке отражает представление респондентов о том, что данное качество у лидера отсутствует («противопоказано» ему). В соответствии с этим к лидерским качествам мы отнесли те, которые вошли в верхний квартиль (23 качества), а к отсутствующим у лидера качествам — те, которые вошли в нижний квартиль (24 качества).

Сравнительный анализ первых десяти качеств, вошедших в верхний квартиль, а также последних десяти качеств, вошедших в нижний квартиль, показал, что респонденты оценивают то или иное качество как присущее лидеру или «противопоказанное» ему, опираясь, с одной стороны, на зафиксированные в культуре образцы поведения, а с другой — на собственный опыт наблюдения за лидерами и взаимодействия с ними.

Проанализируем вначале, какие качества в представлении студентов являются наиболее значимыми для лидера (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что в представлениях студентов — участников исследования — для лидера в наибольшей степени характерны следующие качества и связанные с ними умения, действия, поступки:

♦ ответственность (держать своё слово, т.е. выполнять обещания; брать в свои руки, т.е. принимать на себя руководство, управление чем-либо, брать на себя ответственность за что-либо; болеть душой за дело, т.е. беспокоиться, сильно волноваться, переживать.);

♦ способность к прогнозированию (заглядывать вперёд, т.е. заглядывать в будущее);

♦ настойчивость (стоять на своём, т.е., придерживаясь каких-либо взглядов, какого-либо мнения, упорно отстаивать их; добиваться выполнения своих требований);

♦ проницательность (видеть насквозь, т.е. хорошо знать кого-либо, понимать его мысли, чувства, намерения);

♦ внутренняя дисциплина, самоконтроль (держать себя в узде, т.е. не позволять себе расслабляться; быть собранным; бороться с самим собой, т.е. стараться

Таблица 1

Наиболее значимые в представлении студентов качества лидера

Качества, выраженные фразеологизмами Средний балл Ранг

Держать своё слово 6,12 1

Брать в свои руки 6,05 2

Болеть душой за дело 5,98 3

Заглядывать вперёд 5,87 4

Стоять на своём 5,60 5

Быть мастером на все руки 5,57 6

Видеть насквозь 5,44 7

Держать себя в узде 5,43 8

Знать своё место 5,30 9

Бороться с самим собой 5,24 10

подавлять в себе какие-либо чувства, желания, мысли);

♦ способность к точному самопозиционированию (знать своё место, т.е. поступать соответственно своему положению);

♦ развитые общие и специальные способности (быть мастером на все руки, т.е. быть человеком, умеющим всё делать, способным на любое дело).

Последние десять рангов в нижнем квартиле занимают качества, которые, в представлении участников исследования, полностью «противопоказаны» лидеру, то есть они должны отсутствовать у него (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что последние десять качеств в нижнем квартиле имеют полностью негативную окраску. Мы предположили, что участники исследования сталкивались с примерами выражения подобных качеств в деятельности лидера, и, по их мнению, эти качества лидеру «противопоказаны».

В представлениях студентов — участников исследования — лидер не должен обладать следующими качествами и связанными с ними умениями, действиями, поступками:

♦ неуверенность (терять почву под ногами, т.е. утрачивать веру в себя, в своё дело);

«Противопоказанные» лидеру

♦ медлительность (тянуть кота за хвост, т.е. нудно и медленно говорить, долго делать что-либо, оттягивать время);

♦ зависимость от других (идти на поводу у кого-либо, т.е. подчиняться чужой воле, быть в полной зависимости; быть под башмаком, т.е. находиться в беспрекословном подчинении);

♦ излишняя осторожность вплоть до трусости (поджать хвост, т.е. стать более осторожным, осмотрительным, испугавшись чего-либо);

♦ уклончивость (ходить вокруг да около, т.е. не говорить по сути, изъясняться намёками, не касаться главного);

♦ недобросовестность (делать что-либо спустя рукава, т.е. небрежно, кое-как);

♦ лень, праздность (бить баклуши, т.е. бездельничать).

Кроме того, по мнению участников исследования, лидер не должен ставить себя в нелепое, глупое положение (садиться в лужу) и отвечать за чужие ошибки (быть козлом отпущения).

При сравнении наиболее значимых в представлении студентов качеств лидера и качеств, ему «противопоказанных», видно, что многие из них являются взаимоисключающими. Так, настойчивость

Таблица 2

;ства в представлении студентов

Качества, выраженные фразеологизмами Средний балл Ранг

Терять почву под ногами 1,71 69

Быть козлом отпущения 1,69 70

Тянуть кота за хвост 1,68 71

Идти на поводу (у кого-либо) 1,62 72

Поджать хвост 1,61 73

Ходить вокруг да около 1,55 74

Быть под башмаком 1,52 75

Делать спустя рукава 1,52 75

Сесть в лужу 1,45 76

Бить баклуши 1,40 77

Таблица 3

Необязательные для лидера качества в представлении студентов

Качества, выраженные фразеологизмами Средний балл Ранг

Развязать себе руки 3,11 40

Держать камень за пазухой 3,10 41

Лезть в чужую душу 3,08 42

Напускать туману 3,08 42

Лезть в бутылку 3,04 43

Рубить сплеча 2,96 44

Гоняться за двумя зайцами 2,95 45

Ставить на колени (кого-либо) 2,95 45

Закрывать глаза (на что-либо) 2,90 46

Вариться в собственном соку 2,79 47

противопоставляется несмелости, медлительности, уклончивости; способность к точному самопозиционированию противопоставляется отсутствию уверенности в себе и своём деле, ответственность в значении «брать в свои руки», т.е. принимать на себя руководство, противопоставляется зависимости от других, подчинённости.

Мы посчитали необходимым также проанализировать фразеологизмы, сконцентрированные вокруг медианы. Исходя из теоретической модели, на которую мы опирались в интерпретации результатов исследования, качества, выраженные этими фразеологизмами, в представлении участников исследования должны быть нейтральными по отношению к деятельности лидера (то есть не ухудшать её, но и не улучшать).

Мы проанализировали пять фразеологизмов, находящихся непосредственно над медианой, и пять, — находящихся непосредственно под ней (табл. 3).

Как видно из табл. 3, качества, выраженные фразеологизмами, которые сосредоточены вокруг медианы, имеют не нейтральную, а, скорее, большую или меньшую негативную окраску.

Мы предположили, что участники исследования рассматривают эти качества как необязательные, скорее, потому, что они, проявляясь в деятельности лидера, снижают её эффективность, но не становятся непреодолимым барьером в реализации лидерских функций.

В представлениях студентов — участников исследования — эффективность деятельности лидера снижают следующие качества и связанные с ними умения, действия, поступки:

♦ злоупотребление властью, положением (развязать себе руки, т.е. получить полную свободу действовать по своему усмотрению);

♦ недоброжелательность (держать камень за пазухой, т.е. испытывать тайное недоброжелательство по отношению к кому-либо; таить злобу против кого-либо);

♦ навязчивость и бестактность (лезть в чужую душу, т.е. выведывать, узнавать что-либо, касающе-

еся личных, сокровенных моментов чьей-либо жизни);

♦ неискренность (напускать туману, т.е. намеренно скрывать истинное положение дел от другого лица или от группы лиц);

♦ излишняя горячность (лезть в бутылку, т.е. сердиться, возмущаться без достаточных оснований, по пустякам);

♦ прямолинейность (рубить сплеча, т.е. поступать прямолинейно, необдуманно; быть резким в суждениях, говорить прямо, не считаясь ни с кем и ни с чем);

♦ стремление добиваться достижения одновременно двух разных целей (гоняться за двумя зайцами);

♦ стремление к безусловному доминированию (ставить на колени кого-либо, т.е. заставлять покориться, полностью подчиниться);

♦ пренебрежение к важным проблемам (закрывать глаза на что-либо, т.е. намеренно не обращать внимания на что-либо, не замечать чего-либо, обычно неприятного, нежелательного или предосудительного);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ самоизоляция, оторванность от группы (вариться в собственном соку, т.е. жить и работать вне связи с общественной жизнью, изолированно от неё).

Поскольку использованные в качестве экспериментального материала фразеологизмы являются предикатами, описывающими некое действие, то мы получаем возможность выявить латентную структуру поведения, характерного и нехарактерного (недопустимого) для лидера.

Для факторизации мы использовали первые 23 фразеологизма из верхнего квартиля — как наиболее характерные в представлении участников исследования для лидера паттерны поведения, и 23 фразеологизма из нижнего квартиля — как недопустимые в представлении участников исследования для лидера паттерны поведения.

Рассмотрим вначале латентную структуру представлений участников исследования о характерном для лидера поведении (табл. 4).

Таблица 4

Латентная структура представлений студентов о характерном для лидера поведении

е. е. 3 е. 4 е. е. 6 е. 7 е.

Фразеологизмы Ü Ü Ü Ü Ü Ü Ü

© © © © © © ©

Болеть душой за дело 0,843

Бороться с самим собой 0,688

Брать в свои руки 0,609

Брать верх (над кем-либо) 0,447 0,568

Быть мастером на все руки 0,525 0,435

Вертеться как белка в колесе 0,502

Видеть насквозь (кого-либо) 0,625 0,415

Вправлять мозги (кому-либо) 0,734

Входить во вкус 0,757

Выходить сухим из воды 0,513 0,450

Гнуть свою линию 0,762

Держать нос по ветру 0,825

Держать своё слово 0,505

Держать себя в узде 0,452 0,430

Жить своим умом 0,654

Заглядывать в душу (кому-либо) 0,402 0,621

Заглядывать вперёд 0,514

Знать своё место 0,880

Идти своей дорогой 0,682

Не лезть за словом в карман 0,708

Не оставаться в долгу 0,449 0,453

Поворачиваться лицом (к кому-либо) 0,733

Стоять на своём 0,677

В верхнем квартиле было выделено семь факторов, в совокупности описывающих 66,8 % выявленной дисперсии1.

Первый фактор (31,4 % выявленной дисперсии) составляют фразеологизмы: болеть душой за дело — как системообразующий (0,834), бороться с самим собой (0,688), брать в свои руки (0,609), брать верх (над кем-либо) (0,447), держать своё слово (0,505), держать себя в узде (0,452). Содержание фактора характеризует, на наш взгляд, такие аспекты поведения лидера как ответственность за достижение групповой цели, способность подчинять других, умение управлять собой. Мы обозначили этот фактор как «ответственность и самоконтроль».

Во второй фактор (7,8 % выявленной дисперсии) вошли фразеологизмы: поворачиваться лицом

1 При анализе полученных результатов здесь и далее учитывались показатели, факторный вес которых был выше 0,400.

(к кому-либо) (0,733), не лезть за словом в карман (0,708), не оставаться в долгу (0,449). На наш взгляд, фактор описывает особенности общения лидера с окружающими, в том числе с членами группы: заинтересованность в других, находчивость в споре, справедливость в отношениях. Мы обозначили этот фактор как «открытость в общении».

Третий фактор (7,1 % выявленной дисперсии) включает в себя фразеологизмы: вправлять мозги (кому-либо) (0,734), видеть насквозь (кого-либо) (0,625), брать верх (над кем-либо) (0,568), быть мастером на все руки (0,525), выходить сухим из воды (0,513), вертеться как белка в колесе (0,502), заглядывать в душу (кому-либо) (0,402). Мы предполагаем, что содержание фактора также описывает особенности взаимодействия лидера с членами группы в сложных, конфликтных ситуациях, когда лидер доказывает неправоту, ошибочность суждений и действий, заставляя образумиться, исправиться, и побеждает в этом споре, используя свои разносторонние способности, проявляя проницательность, не оставляя

дело в стороне, беспрестанно хлопоча о деле и добиваясь взаимопонимания. Мы обозначили этот фактор как «управление конфликтами».

В четвёртый фактор (6,2 % выявленной дисперсии) вошли фразеологизмы: гнуть свою линию (0,762), идти своей дорогой (0,682), жить своим умом (0,654), заглядывать вперёд (0,514), выходить сухим из воды (0,450). Этот фактор, на наш взгляд, описывает такие необходимые лидеру качества, как настойчивость в достижении цели, независимость, самостоятельность, предусмотрительность, умение сохранять свою репутацию даже в трудных и неприятных ситуациях. Мы обозначили этот фактор как «целеустремлённость и самоуправление».

Пятый фактор (5,0 % выявленной дисперсии) образуют такие фразеологизмы, как входить во вкус (0,757), не оставаться в долгу (0,453), держать себя в узде (0,430), видеть насквозь (кого-либо) (0,415). Содержание этого фактора составляют такие качества лидера, как заинтересованность, когда он, начиная какое-либо дело, получает всё больше удовольствия от него; справедливость, собранность и проницательность. На наш взгляд, в совокупности эти качества описывают лидера как зрелого, опытного, прозорливого человека. Мы обозначили этот фактор как «мудрость».

Шестой фактор (4,7 % выявленной дисперсии) составляют фразеологизмы: знать своё место (0,880), заглядывать в душу (кому-либо) (0,621), быть мастером на все руки (0,435). На наш взгляд, содержание этого фактора описывает необходимое настоящему лидеру равновесие между его социальным статусом (когда он действует соответственно своему положению), личностным статусом (за счёт которого он добивается взаимопонимания с членами группы) и его разносторонними способностями, за счёт которых он в определённой степени и добился социального и личностного статуса. Мы обозначили этот фактор как «авторитет».

Наконец, в седьмой фактор (4,5 % выявленной дисперсии) вошёл один фразеологизм: держать нос по ветру (0,825). Несомненно, речь здесь идёт о необходимой лидеру гибкости в постановке групповых целей и определении путей движения к ним. Мы обозначили этот фактор как «гибкость».

Интересно, что шесть фразеологизмов вошли в два фактора. Это фразеологизмы:

• брать верх (над кем-либо), т.е. стремиться к превосходству;

• видеть насквозь (кого-либо), т.е. быть проницательным;

♦ выходить сухим из воды, т.е. уметь сохранять свою репутацию;

• держать себя в узде, т.е. быть собранным;

♦ заглядывать в душу (кому-либо), т.е. уметь добиваться взаимопонимания;

♦ не оставаться в долгу, т.е. быть справедливым.

Мы предположили, что, в представлении участников исследования, поведенческие паттерны, описанные этими фразеологизмами, и личностные качества, стоящие за таким поведением, являются базовыми для любого лидера.

Рассмотрим теперь латентную структуру представлений участников исследования о недопустимом для лидера поведении.

В нижнем квартиле было выделено также семь факторов, в совокупности описывающих 70,1 % выявленной дисперсии (табл. 5).

Первый фактор (30,2 % выявленной дисперсии) составляют фразеологизмы: плевать в душу (кому-либо) (0,813), подложить свинью (кому-либо) (0,792), валять дурака (0,666), поджать хвост (0,588), делать из мухи слона (0,537), переливать из пустого в порожнее (0,533). Содержание фактора характеризует такие недопустимые для лидера аспекты поведения, как оскорбление другого, подлость по отношению к кому-либо, трусливая осторожность, бесплодные разговоры, паясничание, искажение действительности. Мы обозначили этот фактор как «недостойное лидера поведение».

Во второй фактор (9,5 % выявленной дисперсии) вошли фразеологизмы: витать в облаках (0,825) и быть козлом отпущения (0,761). Содержание этого фактора описывает уход от действительности, отсутствие контроля над происходящим и, как следствие, необходимость нести ответственность за неконтролируемые им события. Мы обозначили этот фактор как «безответственность».

Третий фактор (8,2 % выявленной дисперсии) составляют следующие фразеологизмы: не видеть дальше своего носа (0,819), плакаться (кому-либо) в жилетку (0,590), тянуть кота за хвост (0,410). На наш взгляд, содержание фактора описывает поведение человека, который не замечает очевидного, жалуется на свои неудачи, медлит, оттягивает время принятия решения. Этот фактор мы обозначили как «недальновидность и нерешительность».

Четвёртый фактор (6,9 % выявленной дисперсии) образуют фразеологизмы: терять почву под ногами (0,826), бить баклуши (0,721), делать спустя рукава (0,668), тянуть кота за хвост (0,596), толочь воду в ступе (0,495), ходить вокруг да около (0,408). На наш взгляд, фактор описывает ситуацию, в которой, потеряв уверенность в себе и своём деле, человек бездействует или проявляет бесцельную, непродуктивную активность, оттягивает время принятия решения, медлит. Этот фактор мы обозначили как «лень и нерешительность».

Пятый фактор (6,1 % выявленной дисперсии) составляют фразеологизмы: откладывать в долгий ящик (0,803), идти на поводу (у кого-либо) (0,682), переливать из пустого в порожнее (0,485), терять голову (0,466), плясать под чью-либо дудку (0,426), толочь воду в ступе (0,405). На наш взгляд, содержание фактора отражает поведение человека, который откладывает время принятия решения либо отдаёт полномочия кому-либо, бесцельно тратит время, находясь в смятении и растерянности, и подчиняется другому. Мы обозначили этот фактор как «прокра-стинация и подчинение».

В шестой фактор (4,9 % выявленной дисперсии) вошли фразеологизмы: садиться на голову (кому-либо) (0,851), рыться в грязном белье (чьем-либо) (0,840), сесть в лужу (0,561), терять голову (0,421). На

Таблица 5

Латентная структура представлений студентов о недопустимом для лидера поведении

е. 2 е. 3 е. 4 е. 5 е. 6 е. 7 е.

Фразеологизмы Ü Ü Ü Ü Ü Ü Ü

© © © © © © ©

Бить баклуши 0.721

Быть под башмаком 0.854

Быть козлом отпущения 0.761

Валять дурака 0.666

Делать из мухи слона 0.537

Делать спустя рукава 0.668

Витать (парить) в облаках 0.825

Идти на поводу (у кого-либо) 0.682

Не видеть дальше своего носа 0.819

Откладывать в долгий ящик 0.803

Переливать из пустого в порожнее 0.533 0.485

Плакаться в жилетку (кому-либо) 0.590

Плясать под чью-либо дудку 0.426 0.470

Плевать в душу (кому-либо) 0.813

Поджать хвост 0.588

Подложить свинью (кому-либо) 0.792

Рыться в грязном белье (чьем-либо) 0.840

Садиться на голову (кому-либо) 0.851

Сесть в лужу 0.561

Терять голову 0.466 0.421

Терять почву под ногами 0.826

Толочь воду в ступе 0.495 0.405

Тянуть кота за хвост 0.410 0.596

Ходить вокруг да около 0.408 0.401

наш взгляд, содержание фактора описывает склонность принуждать других к исполнению своих капризов, проявлять излишний интерес к чьей-либо деятельности, ставя тем самым себя в неловкое положение, но продолжая много о себе мнить. Этот фактор мы обозначили как «злоупотребление статусом».

Наконец, седьмой фактор (4,3 % выявленной дисперсии) составили три фразеологизма: быть под башмаком (0,854), плясать под чью-либо дудку (0,470), ходить вокруг да около (0,401). На наш взгляд, фактор описывает такие аспекты поведения, как беспрекословное подчинение кому-то, несамостоятельность, уклончивость. Мы обозначили этот фактор как «личностная незрелость».

Три фразеологизма попали каждый в два фактора. Это фразеологизмы:

— терять голову, т.е. приходить в состояние растерянности, не знать, что делать, или — в другом контексте — зазнаваться;

♦ толочь воду в ступе, т.е. напрасно тратить время, занимаясь чем-либо бесполезным;

• ходить вокруг да около, т.е. не говорить о сути

дела.

Мы предположили, что поведенческие характеристики, описанные этими фразеологизмами, и лежащие в их основе личностные качества являются наиболее недопустимыми для лидера.

В целом можно сделать вывод о том, что в представлениях студентов о лидере отражены культурно-инвариантные характеристики данной социальной роли. К наиболее характерным и базовым для любого лидера характеристикам поведения и личностным качествам, стоящим за ними, участники исследования отнесли стремление к превосходству, проницательность, умение сохранять свою репутацию, добиваться взаимопонимания, собранность и справедливость. Одновременно с этим для лидера, по мнению респондентов, нехарактерно зазнаваться, напрасно тратить время и умалчивать о сути дела. Таким образом, пред-

ставления студентов во многом совпадают с результатами научных исследований о качествах и поведении лидера и свидетельствуют о том, что члены социальной группы рассматривают лидера как основного носителя целей, программ и методов действия, а также ценностей и норм группы, интегратора групповых процессов и отношений, способного организовывать людей на эффективное сотрудничество, умеющего улаживать конфликты и добиваться согласия со стороны ведомых. При этом эффективность лидерства определяется наличием у его субъекта совокупности качеств, дающих ему возможность побуждать последователей к выполнению поставленной задачи, а также особенностей поведения, позволяющих лидеру управлять людьми с помощью вдохновления, убеждения и поощрения.

ССЫЛКИ

[1]. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объяснённые. — М.: Русский язык, 1954.— 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2]. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — М.; СПб.: Питер, 2007. — С. 372-394.

[3]. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов: Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Русский язык и литература». — М.: Просвещение, 1978.— 160 с.

[4]. Минигалиева М.Р. Социальные представления: структуры и характеристики: Ракурсы и аспекты исследования социальных представлений в современной социальной психологии. — Saarbrücken: LAP, Lambert Academic Publishing, 2012.— 257 с.

[5]. Петренко В.Ф. Основы психосемантики.— 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005.— 480 с.

[6]. Петренко В.Ф., Нистратов А.А., Романова Н.В. Рефлексивные структуры обыденного сознания // Вопросы языкознания. 1989. № 2. — С. 26-39.

[7]. Почебут Л.Г., Газогареева Е.Н. Социальные представления о лидерстве // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. № 1. — С. 125-135.

[8]. Почебут Л.Г., Газогареева Е.Н. Социальные представления о неформальном лидерстве в организации // Организационная психология. 2015. № 2. — С. 46-61.

[9]. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010.— 672 с.

[10]. Селезнева Е.В., Долотова О.Б. Представления студентов разных специальностей о лидере // Профессиональные представления: сборник научных трудов № 8. — Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. — С. 133-139.

[11]. Солимчук А. В. Представления о социально-психологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малой группы // Science Time. 2014. № 12(12). — С. 464-472.

[12]. Солимчук А.В. Особенности представлений студентов о социально-психологических характеристиках и особенностях невербального поведения эталонного лидера студенческой группы. URL: http://grani3.kznscience. ru/data/documents/1_Solimchuk.pdf (дата обращения 24 декабря 2015 г.).

[13]. ТелияВ.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты, — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.— 288 с.

STUDENTS' INSIGHTS INTO QUALITIES AND BEHAVIOR OF A LEADER

Elena V. Selezneva, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84 pr. Vernadskogo, Moscow, 119606 Russia; e-mail: [email protected]

Olga B. Dolotova, Bachelor of Psychology; Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84 pr. Vernadskogo, Moscow, 119606 Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article deals with the analysis of the results of a psycho-semantic research of students' insights into leader's qualities and behavior. By using phraseological units as testing materials, the authors were able to figure out the qualities that the participants of the experiment associate with the leader the most, as well as qualities that should be «contraindicated» to a leader. It was found that students consider responsibility, forecasting ability, insistence, acumen, self-control, ability to exact self-presentation, advanced general and special abilities as the most important for effective and successful exercise of administrative functions. At the same time, according to opinions of the respondents, such qualities as diffidence, snailishness, dependence on other people, excessive caution, evasiveness, dishonesty, laziness are «contraindicated» a for leader. With the help of factor analysis a latent structure of pluralistic and indistinctive (intolerable) leader's behavior was revealed.

Keywords: leader, leadership skills, behavior of leader, students, insights into leadership, phraseological unit

REFERENCES

[1]. Buslaev F.I. Russkie poslovicy i pogovorki, sobran-nye i objasnennye [Russian proverbs and sayings, collected and explained]. — Moscow: Russkij jazyk, 1954.— 176 s.

[2]. Zhodle D. Social'noe predstavlenie: fenomeny, kon-cept i teorija [Social representation: phenomenons, concept and theory] // Social'naja psihologija [Social psychology] / Pod red. S. Moskovichi. — Moscow; Saint-Petersburg: Piter, 2007. — S. 372-394.

[3]. Zhukov V.P. Semantika frazeologicheskih oborotov [Semantics of phraseological locutions]: Ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov po spec. «Rus. jaz. i lit.». — M.: Prosve-shhenie, 1978.— 160 s.

[4]. MinigalievaM.R. Social'nye predstavlenija: struktu-ry i harakteristiki: Rakursy i aspekty issledovanija social'nyh predstavlenij v sovremennoj social'noj psihologii [Social rep-

resentations: structure and characteristics: Perspectives and aspects of the research of social representations in contemporary social psychology]. — Saarbrucken: LAP, Lambert Academic Publishing, 2012.— 257 s.

[5]. Petrenko VF. Osnovy psihosemantiki [Elementary psychosemantics].— 2-e izd., dop. — Saint-Petersburg: Piter, 2005.— 480 s.

[6]. Petrenko V.F., Nistratov A.A., Romanova N.V. Re-fleksivnye struktury obydennogo soznanija [Reflexive structure of the ordinary consciousness] // Voprosy jazykoznanija. 1989. № 2. S. 26-39.

[7]. Pochebut L. G., Gazogareeva E.N. Social'nye predstavlenija o liderstve [Social representations of leadership] // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014. № 1. S.125-135.

[8]. Pochebut L.G., Gazogareeva E.N. Social'nye predstavlenija o neformal'nom liderstve v organizacii [Social representations of informal leadership in organizations] // Organ-izacionnaja psihologija [Organisational Psychology]. 2015. № 2. S. 46-61.

[9]. Pochebut L.G., Mejzhis I.A. Social'naja psihologija [Social psychology]. — Saint-Petersburg: Piter, 2010.— 672 s.

[10]. Selezneva E.V., Dolotova O.B. Predstavlenija stu-dentov raznyh special'nostej o lidere [Ideas of students of

different specialities about the leader] // Professional'nye predstavlenija: sbornik nauchnyh trudov № 8 [ Professional representations: collection of research papers № 8]. — Ros-tov-na-Donu: Fond nauki i obrazovanija, 2016. — S. 133-139.

[11]. Solimchuk A. V. Predstavlenija o social'no-psiho-logicheskih harakteristikah i vneshnem oblike neformal'nogo lidera maloj gruppy [Representations about social-psychological characteristics and appearance informal of leader of small group] // Science Time. 2014. № 12 (12). S.464-472.

[12]. Solimchuk A.V Osobennosti predstavlenij stu-dentov o social'no-psihologicheskih harakteristikah i oso-bennostjah neverbal'nogo povedenija jetalonnogo lidera stu-dencheskoj gruppy [Specifics of representations of students about social-psychological characteristics and special aspects of nonverbal behavior of standart leader of the student group]. Available at: http://grani3.kznscience.ru/data/documents/1_ Solimchuk.pdf (accessed 24 december 2015)

[13]. Telija V.N. Russkaja frazeologija. Semanticheskij, pragmaticheskij i lingvokul'turologicheskij aspekty [Russian phraseology: semantic, pragmatic and linguoculturologi-cal aspects]. — Moscow: Shkola «Jazyki russkoj kul'tury», 1996.— 288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.