Научная статья на тему 'Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ США)'

Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНЫ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБНОСТИ / DRUG ADDICTS / SCHOOL EDUCATION / CAPACITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Мальчиков Анатолий Васильевич

В работе представлены результаты исследования, которые показывают характерные отличия между выпускниками различных систем образования в их представлениях о наркоманах. Существенную роль в этом играют оценки влияния школьного образования на разные жизненные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Мальчиков Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTIONS OF THE STUDENTS OF ACADEMY OF PHYSICAL TRAINING ABOUT DRUG ADDICTS IN CONNECTION WITH THEIR TRUE VALUE OF SCHOOL EDUCATION (COMPARED WITH THE USA WALDORF SCHOOL GRADUETES)

Research results are introduced in this work, which show us typical differences between graduates of various educational systems in their ideas about drug addicts. Valuation of school education influence on different life aspects is of great importance.

Текст научной работы на тему «Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ США)»

приемов из различных квалификационных групп позволяет спортсменам эффективно использовать эти приемы в различных комбинационных сочетаниях.

Реализация комбинационной техники рукопашного боя предъявляет высокие требования к уровню функциональной подготовленности рукопашников высокого класса, которая должна обеспечить рациональное соотношение всех механизмов энергообеспечения двигательной активности в сложных условиях соревновательного поединка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян, А.К. Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009гг. (летние виды спорта) : [Текст] / А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесно-ков, Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М.: Советский спорт,

2007,- 768с.

2. Бектурганов, О.Е. Формирование у работников правоохранительных органов профессиональных навыков самозащиты в экстремальных ситуациях: авто-реф. дис. докт. пед. наук. [Текст] / О.Е. Бектурганов. - Алмата, 2007. - 46 с.

3. Блажко, Ю.И. Рукопашный бой: учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры [Текст] / Ю.И. Блажко. - Ленинград: ВДКИФК, 1990.-332с.

4. Дзорданидис, В. Анализ соревновательной деятельности панкратионистов: авто-реф.аспир. [Текст] / В. Дзорданидис, В.В. Кузьмин. - Научно-теоретический журнал « Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта», № 8(42) - 2008 .- 28-31с.

5. Зюкин, А.В. Рукопашный бой и спортивные единоборства: учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры [Текст] / А.В. Зюкин. - Санкт-Петербург: ВДКИФК, 2005. - 431с.

6. Королев, Г.А. Понятийно-терминологический аспирант тренера-

преподавателя: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Л. Королев. - М. ТУП, 2004. -80с.

7. Рукопашный бой. Правила соревнований [Текст]. - М.: Советский спорт,

2008. - 88с.

8. Харитонов, В.И. Рукопашный бой: интерактивный справочник-энциклопедия [’Текст] /И.И. Харитонов. - М.: «ВИПв», 2004.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА О НАРКОМАНАХ В СВЯЗИ С ОЦЕНКОЙ ИМИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В СРАВНЕНИИ С ВЫПУСКНИКАМИ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ США)

Владимир Анатольевич Пегое, доцент,

Анатолий Васильевич Мальчиков, кандидат психологических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В работе представлены результаты исследования, которые показывают характерные отличия между выпускниками различных систем образования в их представлениях о наркоманах. Существенную роль в этом играют оценки влияния школьного образования на разные жизненные аспекты.

Ключевые слова: наркоманы, школьное образование, способности.

CONCEPTIONS OF THE STUDENTS OF ACADEMY OF PHYSICAL TRAINING ABOUT DRUG ADDICTS IN CONNECTION WITH THEIR TRUE VALUE OF SCHOOL EDUCATION (COMPARED WITH THE USA WALDORF SCHOOL

GRADUETES)

Vladimir Anatolevich Pegov, senior lecturer,

Anatoly Vasilevich Malchikov, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

Research results are introduced in this work, which show us typical differences between graduates of various educational systems in their ideas about drug addicts. Valuation of school education influence on different life aspects is of great importance.

Keywords: drug addicts, school education, capacities.

ВВЕДЕНИЕ

Содержанием статьи является сравнение результатов опроса выпускников российских школ (студентов СГАФКСТ) и вальдорфских школ США относительно влияния школьного образования на различные аспекты их жизни, а также на представления о наркоманах. В ходе исследования обнаружился ключевой, по нашему мнению, пункт, который вполне может оказаться решающим в судьбе молодых людей - ситуация предложения попробовать наркотики. Как мы предполагаем, одним из важных факторов, способных повлиять на выбор решения в этом случае, является результат многолетнего влияния школьного образования. В качестве альтернативной системы воспитания были выбраны вальдорфские школы США, ученики и выпускники которых в гораздо меньшей степени затронуты проблемой зависимостей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для исследования представлений студентов СГАФКСТ (300 студентов 2-5-го курсов) о наркомании нами был использован собственный опросник (№1), который включал в себя следующие блоки вопросов: отношение к наркоманам, ситуации предложения и приёма наркотиков, суждения студентов о причинах наркомании. В результате выделилось две группы студентов: «пробовавшие наркотики» и «не пробовавшие наркотики». Для определения влияния школьного образования на поведение в ситуации предложения попробовать наркотики был использован русифицированный вариант опросника (№2) D. Mitchell, D. Gerwin [1]; здесь же были взяты американские данные. Испытуемые отвечали на следующий вопрос анкеты: Оцените, пожалуйста, влияние полученного в школе образования на следующие аспекты Вашей жизни? (ответы от 1 до 5 баллов - от «Нисколько не повлияло» до «Чрезвычайно сильно повлияло»).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Кластерный анализ полученных результатов выявил следующую картину. У российских выпускников было выделено 3 кластера.

В 1-й кластер (равномерное распределение ответов с преобладанием позитивных) вошли 20 качеств, разбитых по следующим группам: 1. Социальные качества (интерес к обсуждению чужих точек зрения; толерантность и др.). 2. Способность к саморазвитию (способность работать над самим собой; способность преодолевать трудности и др.). 3. Самостоятельность мышления и творческость (способность думать критически, формулируя собственное суждение: творческие силы и др.). 4. Состязательность.

Во 2-й кластер (ярко выраженное преобладание отрицательных оценок) вошли 4 качества, отражающих интерес к духовно-религиозным вопросам и политическую ориентацию.

В 3-й кластер (равномерное распределение ответов, с незначительным преобла-

данием отрицательных) вошли 12 качеств: 1. Ответственность (за окружение, собственное здоровье, других людей). 2. Эмпатические способности (умение входить в мысли и чувства других; способность заботиться о больных). 3. Широкие познавательные способности и интересы (способность схватывать теоретические науки; интерес к другим культурам; любовь к познанию), а также практические знания, спонтанность, умение преодолевать личностные кризисы.

У американских выпускников было также выделено 3 кластера.

В 1-й (тенденция преобладания позитивных ответов) вошли 19 качеств: 1. Социальные качества и эмпатия (интерес к обсуждению чужих точек зрения; толерантность; способность решать конфликты и др.). 2. Способность к саморазвитию (способность работать над самим собой; доверие к собственным способностям; способность успешно преодолевать трудности и др.). 3. Мыслительные способности (способность думать критически, формулируя собственные суяедения).

Во 2-й кластер (ярко выраженное преобладание позитивных оценок) вошли 5 качеств, являющихся базовыми для современного человека: самостояние, любовь к познанию, творческость, устное самовыражение, сотрудничество с другими.

В 3-й кластер (равномерное распределение ответов с незначительным преобладанием отрицательных) вошли 12 жизненных аспектов: состязательность, забота о здоровье, практичность, спонтанность, духовно-религиозные интересы.

Далее статистический анализ полученных результатов проводился с помощью пакета SNN (STATISTICAL NEURAL NETWORK), который позволил выделить в качестве главных переменных, описывающих ситуацию непосредственного контакта с людьми, принимающими наркотики. Испытуемый реально попадал в ситуацию, когда ему поступало предложение попробовать наркотик. На входе было предложение, на выходе - поведение: согласиться или нет. Принимаемое решение зависело от промежуточных переменных. Регрессионный анализ как раз помогает выделить эти переменные. Полученное уравнение выглядит следующим образом (в скобках указан номер вопроса):

ПРОБА НАРКОТИКОВ (18) = -0,254+0,02хУСИЛИЯ (2.1.)+0,167хБЛИЗКИЕ

(13) + 0,18хСИТУАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ (14) + 0,2^ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОПРОБОВАТЬ (17) + 0,06хОПАСНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С НАРКОМАНАМИ (25.4.)

Данное уравнение включает в себя те переменные, которые значимо (F=4,178, р<0,001) влияют на выбор индивида - пробовать или не пробовать наркотики в ситуации, когда это ему предлагают сделать. По своему содержанию они образуют ситуативные переменные: 1. Близкие люди, употребляющие наркотики. 2. Предложение попробовать наркотики. 3. Оценка усилий, требуемых для воздержания от употребления алкоголя и никотина. 4. Отношение к опасности общения с наркоманами. Эго означает, что вероятность пробы наркотиков в ситуации, когда это предлагают сделать, велика у тех испытуемых, которым нужно приложить максимальные усилия, чтобы бросить употреблять алкоголь (2.1.), которые имеют близких людей, употребляющих наркотики (13), которые попадали в ситуации, когда при них употреблялись наркотические вещества (14) и им также предлагали «присоединиться» (17). При этом отношение этих испытуемых к наркоманам, как к людям, общение с которыми безопасно.

Следующий вопрос, на который ответ был найден с помощью регрессионного анализа, звучит так: Какие качества, определяемые школьным образованием, влияют на отношения к наркоманам? В результате анализа опросника №2 получено два уравнения, которые показывают, какие именно качества и в какой степени задают положительное или отрицательное отношение к наркоманам:

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕМ,97-0,09х(П.13.)+0,21х(Ц.25.)- 0,14х(П.26.)

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ= 1,94+0,18х(П.З,)-0,184х(П.26.)

Первое уравнение интерпретируется так. Положительное отношение к наркоманам проявляется в том, что их считают безобидными людьми, склонными к творчеству, без которых жизнь была бы более серой, с которыми безопасно общаться. Благодаря школьному образованию им свойственны способность к теоретическим наукам (11.13.), чувство ответственности за собственное здоровье (11.21.), а также способность выносить и преодолевать трудности (11.26.). Отрицательное отношение к наркоманам (опасные, неопрятные и отталкивающие люди, замышляющие нечто нехорошее, склонные к преступности) демонстрируют те испытуемые, у которых под влиянием школы возникла способность знать собственные сильные стороны и ограниченности (II.3.), а чувство ответственности за своё здоровье (11.26.) оказалось выражено слабо.

Следующий вопрос, который требовал объяснения: какой след оставило школьное образование у тех испытуемых, которые пробовали или не пробовали наркотики? Для этой цели был использован факторный анализ. Ниже приведены результаты вторичной факторизации. У «пробовавших наркотики» структура способностей и качеств, обусловленных школьным образованием, выглядит следующим образом: 1. Способность выражать устно свои собственные суждения при толерантности к другим и при бедном духовном содержании высказываний (факторный вес - 26,9%). 2. Ответственность за окружение (культурные традиции, больные люди и проч.) при нерешительности и слабом проявлении воли в трудных ситуациях (19,1%). 3. Самосознание потенциала и социальная открытость в сочетании с неумением работать с другими (15,9%). У тех, кто не пробовал наркотики, - иная структура способностей и качеств: 1. Готовность к разделению обязанностей при уверенности в себе на основе слабо выраженного интереса к духовным вопросам (18,65%). 2. Толерантность и ответственность за окружение, основанные на теоретических рассуждениях и не подкреплённые реальным волевым действием (17,5%). 3. Стремление к творческому познанию при слабой критичности и состязательности (15,4%). 4. Ориентация на работу вместе с другими (13,0%).

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. При существенном совпадении оценок влияния школьного образования на формирование различных способностей и интересов в 1-х и 3-х кластерах ключевые различия проявились во 2-х. Российские выпускники отмечают слабое влияние школы на формирование интереса к духовным вопросам. Вальдорфские выпускники признают определяющее влияние школы на важнейшие базовые качества личности и способности.

2. Результаты факторного анализа говорят о том, что структуры ответов у исследуемых групп существенно различаются. Обобщённый образ «пробовавших наркотики»: это - молодой человек, который готов активно общаться с самыми разными людьми, если не затрагиваются глубинные темы. Чувствуя ответственность за своё окружение, будучи к нему открытым, он не готов проявить волю в трудных ситуациях, совместно действовать с другими там, где нужно работать. Обобщённый образ «не пробовавших наркотики»: молодой человек, у которого слабо выражены духовные интересы, но он уверен в себе там, где нужно разделить обязанности с другими. Его толерантность и ответственность за окружение носит теоретический характер и не подкреплена реальными волевыми действиями. Он стремится к творческому познанию (при слабой критичности), предпочитая работать, а не соперничать с другими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mitchell D. Survey of Waldorf Graduates: Phase II / Mitchell D., Gerwin D. - Research Institute for Waldorf Education, 2007. - 171 p.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Михаил Алексеевич Причалов, кандидат педагогических наук, доцент,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область,

Евгений Дмитриевич Соловьев, преподаватель,

Воронежский государственный университет

Аннотация

Ведущим фактором, сдерживающим наступление старости и улучшающим здоровье человека, является мышечная деятельность. Регулярные физические упражнения приводят к общей интенсификации обмена веществ, повышая активность процессов аэробного окисления; оказывают положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, систем кровообращения и дыхания, при правильной организации физического воздействия вызывают не только замедление инволютивных изменений, но и повышение уровня функциональных возможностей всех систем организма

Ключевые слова: старость, индивидуальное программирование, функциональное состояние, уровень физической подготовленности, уровень здоровья.

THE ORGANIZATION OF SPORT-HEALTHY OCCUPATIONS FOR OLD

PEOPLE

Michail Alekseevich Prichalov, candidate pedagogical science, senior lectures, Moscow State Academy of Physical Education,

Settlement Malakhovka, Moscow area Evgeniy Dmitrievich Soloviev, teacher,

Voronezh State University

Abstract

The muscle activity is the key factor which stop old age and which rise health of people. The regular physical exercises lead to the common intensification of metabolism; increasing the activity of the process of aerobic oxidation, exert positive influence on the improvement of nervous and hymoral regulations, the systems of circulation of the blood and breathing. If the exercises have right organization of physical influence they lead to not only do exercises cause the delay of involutes changes, but increase the functional possibilities of the all systems of organism as well.

Key worlds: old age, individual programming, functional condition, level of physical preparation, level health.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, по данным ведущих специалистов, в нашей стране более 80% взрослого населения ежегодно болеют [9 и др.]. Основные причины такого положения дел в обществе тесно связаны с нарушениями естественного питания, увлечением вредными привычками, малоподвижным образом жизни, неблагоприятной экологической средой, наследственными факторами и недостаточным медицинским обеспечением [7 и др.].

Общеизвестно, что регулярные занятия физическими упражнениями приводят к общей интенсификации обмена веществ, что повышает общую активность процессов аэробного окисления, оказывает положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, а также систем кровообращения и дыхания. Установлено, что правильная организация оздоровительных занятий для пожилых людей вызывает замедление инволютивных изменений, улучшает функциональное состояние органов и систем организма [2, 4 и др.].

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследований связана с разработкой методики проведения оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста на основе индивидуального программирования процесса выполнения специальных упражнений с учётом их функционального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.