Научная статья на тему 'Характер двигательной активности молодых людей и устойчивость к «Технологическим» зависимостям'

Характер двигательной активности молодых людей и устойчивость к «Технологическим» зависимостям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ» ЗАВИСИМОСТИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "TECHNOLOGICAL" ADDICTIONS / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE HIGHER SCHOOL STUDENTS / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Пегова Анна Владимировна

В результате анкетирования студентов вуза физической культуры, которые относятся к так называемому «цифровому поколению» были выявлены группы молодых людей, которые имеют предрасположенность к «технологическим» зависимостям. Применение в исследовании однофакторного дисперсионного анализа и пошаговой множественной линейной регрессии с последовательным уменьшением независимых переменных показало, что устойчивость или уязвимость к «технологическим» зависимостям связаны, во-первых, с характером представлений испытуемых о проблеме зависимостей; во-вторых, с оценкой ими полученного школьного образования с точки зрения сформированности или недосформированности тех или иных личностных качеств и способностей; в-третьих, с особенностями оценки испытуемыми двигательного опыта, полученного в школе. Проведённое пилотажное исследование позволило уточнить методологию и методику построения дальнейшего изучения проблемы «технологических» зависимостей в контексте характера двигательной активности подростков и молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Пегова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature of physical activity of young people and resistance to "technological" dependences

Because of questioning of the higher school of physical education students, who belong to the so-called "digital generation" the groups of young people have been identified who are predisposed to "technological" addictions. Application in the study ANOVA and stepwise multiple linear regression with the consequent reduction of the independent variables showed that resistance or sensitivity to the "technological" addictions are connected, firstly, with the nature of the testees` perceptions of dependency problems, and secondly, with they assessment of school education in terms of formation of certain personal qualities and abilities, and thirdly, with the features of evaluation by testees the motor experience gained at school. The conducted pilot study helped to clarify the methodology and methods of constructing the further study of "technological" addictions in the context of the nature of physical activity of adolescents and young people.

Текст научной работы на тему «Характер двигательной активности молодых людей и устойчивость к «Технологическим» зависимостям»

ЛИТЕРАТУРА

1. Герейханов, Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Герейханов Г.П. - М., 2006. - 37 с.

2. Демидов, Ю.Н. Противодействие международному терроризму в России : лекция / Ю.Н. Демидов ; Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. - Домодедово : [б.и.], 2006. - 54 с.

3. Зорин, В.Ю. Заметки политолога / В.Ю. Зорин. — Н.-Новгород : Изд-во ВолгоВятской академии гос. службы, 2006. - 48 с.

4. Голубчиков, Ю.Н. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего / Ю.Н. Голубчиков ; Р. А. Мнацаканян. - М. : Вече, 2005. - 416 с.

REFERENCES

1. Gereykhanov, G. P. (2006), The state and Islamic relations in Russia, their influence on boundary safety (the social and philosophical analysis): dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Demidov, Yu.N. (2006), Counteraction to the international terrorism in Russia, lection, Domodedovo, Russian Federation.

3. Zorin, V.Yu. (2006), Notes of the political scientist, publishing house VVGAS, N-Novgorod, Russian Federation.

4. Mnatsanyan R. A. and Golubchikov, Y.N. (2005), Islamization of Russia. Disturbing scenarios of the future, publishing house “Veche”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: sddbae@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2012.

УДК 378.14

ХАРАКТЕР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И УСТОЙЧИВОСТЬ К «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ» ЗАВИСИМОСТЯМ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,

Анна Владимировна Пегова, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В результате анкетирования студентов вуза физической культуры, которые относятся к так называемому «цифровому поколению» были выявлены группы молодых людей, которые имеют предрасположенность к «технологическим» зависимостям. Применение в исследовании однофакторного дисперсионного анализа и пошаговой множественной линейной регрессии с последовательным уменьшением независимых переменных показало, что устойчивость или уязвимость к «технологическим» зависимостям связаны, во-первых, с характером представлений испытуемых о проблеме зависимостей; во-вторых, с оценкой ими полученного школьного образования с точки зрения сформированности или недосформированности тех или иных личностных качеств и способностей; в-третьих, с особенностями оценки испытуемыми двигательного опыта, полученного в школе. Проведённое пилотажное исследование позволило уточнить методологию и методику построения дальнейшего изучения проблемы «технологических» зависимостей в контексте характера двигательной активности подростков и молодёжи.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты вуза физической культуры, «технологические» зависимости, школьное образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p94-97

NATURE OF PHYSICAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE AND RESISTANCE TO "TECHNOLOGICAL" DEPENDENCES Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimirovna Pegova, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Because of questioning of the higher school of physical education students, who belong to the so-called "digital generation" the groups of young people have been identified who are predisposed to "technological" addictions. Application in the study ANOVA and stepwise multiple linear regression with the consequent reduction of the independent variables showed that resistance or sensitivity to the "technological" addictions are connected, firstly, with the nature of the testees' perceptions of dependency problems, and secondly, with they assessment of school education in terms of formation of certain personal qualities and abilities, and thirdly, with the features of evaluation by testees the motor experience gained at school. The conducted pilot study helped to clarify the methodology and methods of constructing the further study of "technological" addictions in the context of the nature of physical activity of adolescents and young people.

Keywords: physical activity, physical culture higher school students, "technological" addictions, schooling.

ВВЕДЕНИЕ

Ситуация с современными детьми, подростками и молодыми людьми характеризуется тотальной потерей здоровья при очень сомнительных успехах в области образования. Трудно не заметить, что если не достигается нужного качества образование, то обратной стороной этого являются растущие проблемы со здоровьем в диапазоне от соматических заболеваний до проблемы зависимостей, когда под угрозой находится проявление индивидуального начала человека. При внимательном рассмотрении соотношения двигательного опыта детей и подростков и различного рода зависимостей в историческом аспекте получается следующая картина. Для поколения «традиционного западного общества» (начало-середина XX века) были свойственны «старые виды зависимостей» (алкоголь, табак, опиум). Двигательный опыт молодого поколения был богат и разнообразен (и в количественном, и в качественном отношении). Для поколения X, «психоделического поколения» (60-80-е гг. XX в.), было характерно смещение акцентов в сторону наркотической зависимости. Урбанистическая цивилизация привела к возникновению эффекта гиподинамии. Для поколения Y, «цифрового поколения» (сер. 80-х гг. XX в. и до нашего времени), свойственны новые виды так называемых «технологических» зависимостей [3], исследование которых находится ещё на начальной стадии. Двигательный опыт и двигательная активность у достаточно большого количества детей, подростков и молодых людей или вообще свелась к нулю, или стала «виртуальной». С исследовательской точки зрения для нас было интересным обнаружить возможную взаимосвязь между характером двигательной активности современного молодого поколения, полученным школьным образованием и нарастанием новых видов «технологических зависимостей».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами было проведено два пилотажных исследования, в ходе которых в качестве испытуемых были выбраны студенты СГАФКСТ (89 студентов 2-4-го курсов). При изучении представлений студентов о различных аспектах проблемы зависимостей в 5-и анкетах (подробнее: [1,2]) были включены вопросы, имеющие отношение к их двигательному опыту, школьному образованию и проч. Данные анкеты позволили выделить различные группы испытуемых, и далее с помощью однофакторного дисперсионного ком-

плекса ЛМОУЛ определялась их специфика по интересующим показателям. Для определения возможных причинно-следственных взаимосвязей применялась пошаговая множественная линейная регрессия с последовательным уменьшением независимых переменных. Была выявлена группа испытуемых по ответам на вопрос «Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы “с головой” уходили в компьютерные игры?». Факторной переменной выступала группа «уходившие “с головой” - не уходившие», а зависимой переменной -данные анкет.

Во-первых, испытуемые, «уходившие с головой» в компьютерные игры, статистически значимо чаще выбирали ответ «да» на вопросы: «Знакомы ли Вы с людьми, которые употребляют наркотики, но не являются для Вас близкими, не входят в Вашу компанию?» (Б=8,08, р<0,01); «Есть ли среди близких Вам людей (друзья, члены семьи, родственники) те, кто употребляет наркотики?» (Б=5,40, р<0,01); «Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашем присутствии употреблялись наркотики?» (Б=8,79, р<0,01); «Вам предлагали присоединиться (попробовать наркотики)?» (Р=6,03, р<0,01). Можно предположить, что испытуемым данной группы оказывается ближе опыт зависимых людей, так как они сами в своей жизни бывали в ситуации, когда с «головой» уходили в компьютерные игры, погружались в другую реальность, подобно людям, уходящим в другую реальность средствами различных наркотических веществ. Это указывают на то, что устойчивость или уязвимость к негативным зависимостям носят универсальный характер. Здесь явно обнаруживается сопряжённость между «старыми» и «новыми» зависимостями.

Во-вторых, та же группа испытуемых на вопрос: «Почему, на Ваш взгляд, молодые люди начинают употреблять наркотики (токсические вещества)?» статистически значимо реже выбирала ответ «под влияние других людей, компаний» (Б=3,30, р<0,05) и чаще - «от безделья, отсутствия занятий» (Б=5,88, р<0,01). То, что причина видится «в безделье, отсутствии занятий», неудивительно, т.к. именно отсутствие позитивных интересов приводит к тому, что подростки и молодые люди «зависают» в компьютерных играх.

В-третьих, для данной группы испытуемых в выборе будущей работы в большей степени важно следующее: «уверенность в себе на работе» (Б=5,29, р<0,01); «признание достижений» (Б=3,30, р<0,05); «обозримый карьерный путь» (Б=12,63, р<0,001). Нужно отметить, что в плане выбора будущей профессии «уходившим с головой» не чужды амбиции и честолюбие. С одной стороны, это вроде бы противоречит тому факту, что их мало волнует действительная жизнь и реальная работа. С другой стороны, во многих компьютерных играх как раз и запрограммирован «карьерный рост» игрока (вполне обозримый, т.к. нужно всегда достичь определённого уровня).

В-четвёртых, имеет своё объяснение и оценки полученного школьного образования, которое у них в большей степени повлияло на следующие жизненные способности и качества: «готовность разделять обязанности в своём окружении» (Б=4,12, р<0,05); «способность работать на чём-либо вместе с другими» (Б=3,84, р<0,05). Как известно, немалая часть компьютерных игр (особенно оп-Ипе-игры) предусматривает не только соперничество, но и партнёрство. Создаются «игровые сообщества и братства», которые, конечно же, предполагают взаимные обязательства друг перед другом, умение совместно решать игровые задачи.

Укажем на ещё одну интересную взаимосвязь, когда зависимой переменной выступала принадлежность к группе «геймеров», а в качестве независимых показателей данные двигательной активности (в уравнение вошли только статистически значимые показатели).

«Геймеры» = 0,903 - 0,070 х 1.11. - 0,041 х 1.13.6., где

«Геймеры» - испытуемые, которые проводят 1-3 часа в день за компьютерной игрой.

1.11. - показатель оценки школьного физического воспитания.

I.13.6. - показатель оценки обязанности конкретным учителям своим физическим развитием.

Данное уравнение говорит о том, что испытуемые, которые до 3-х часов в день проводят за компьютерными играми, в меньшей степени удовлетворены школьным физическим воспитанием. Они также в меньшей степени чувствуют себя обязанными своим физическим развитием конкретным школьным учителям. Можно осторожно предположить, что недостаточность двигательной активности и двигательного опыта в школьные годы сделала свой значимый вклад в то, что двадцатилетние молодые люди в данный момент предпочитают «виртуальную» активность реальной. Проведённые пилотажные исследования позволили уточнить как методологию, так и конкретные методики исследования соотношения двигательного опыта молодых людей и устойчивости их к «технологическим» зависимостям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пегов, В.А. Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ США) / В. А. Пегов, А.В. Мальчиков // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - №4 (50). - С.78-81.

2. Пегов, В.А. Прогностическая модель обусловленности выбора здорового образа жизни на основе базовых представлений студентов вузов физической культуры: авто-реф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / В. А. Пегов. - Смоленск, 2011. - 24 с.

3. Griffiths, M. (2007), Gambling addiction and its treatment within the NHS. A guide for healthcare professionals, British Medical Association, 44 pp.

REFERENCES

1. Pegov, V. A. and Malchikov, A. V. (2009), “Conceptions of the students of academy of physical training about drug addicts in connection with their true value of school education (compared with the USA waldorf school graduates)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol.50, No.4, pp.78-81.

2. Pegov, V.A. (2011) Predictive model of conditionality of healthy lifestyle choice based on the basic concepts of university students of Physical Education, dissertation, Smolensk, Russian Federation.

3. Griffiths, M. (2007), Gambling addiction and its treatment within the NHS. A guide for healthcare professionals, British Medical Association, 44 pp.

Контактная информация: beg@land.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2012.

УДК 796

МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В БАЗОВЫЙ ПЕРИОД В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

Светлана Александровна Пукалова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)

Аннотация

В работе исследована зависимость уровня силовой подготовленности на скорость передвижения по пересеченной местности. Проведенное исследование позволило разработать и экспериментально обосновать методику подготовки в базовый период в годичном цикле тренировок спортсменов ориентировщиков юношеского и юниорского возраста. Статья содержит результаты тестов уровня и прироста силовой подготовки. Также статья раскрывает структуру и содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.