Научная статья на тему 'Степень сформированности у молодых людей ключевых компетентностей и уязвимость к «Новым» и «Старым» зависимостям'

Степень сформированности у молодых людей ключевых компетентностей и уязвимость к «Новым» и «Старым» зависимостям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» ЗАВИСИМОСТИ / "OLD" AND "NEW" ADDICTIONS / COMPETENCE APPROACH / KEY COMPETENCIES / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пегова Анна Владимировна

Анкетный опрос студентов вуза физической культуры был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между степенью сформированности у них школьным образованием ключевых компетентностей (в том числе, и двигательных) и уязвимостью по отношению к «старым» и «новым» видам зависимостей. Результаты проведённого однофакторного дисперсионного анализа указывают на статистически значимую взаимосвязь между неразвитостью ключевых компетентностей (в том числе, двигательных), которые должны были формироваться в процессе школьного образования, и уязвимостью по отношению к зависимостям, а также на соответствие между предрасположенностью к «старым» зависимостям и склонностью к «новым». Это указывает на необходимость дальнейшего теоретического осмысления проблемы «зависимостей» и поиска реальных практических подходов к воспитанию устойчивости к ним у детей, подростков и молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пегова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Degree of development among the young people the key competencies and vulnerability to the "new" and "old"

A questionnaire survey of students of higher school of physical education was purposed at identifying of the features of the relationship between the degree of formation of their school key competencies (including the motor) and vulnerability to the "old" and "new" kinds of addictions. The results of the ANOVA indicated a statistically significant relationship between underdevelopment of key competencies (including motor), which were to be formed in the process of school education, and vulnerability to addictions, as well as the correspondence between the predisposition to the "old" and dependencies penchant for "new." This point to the need in further theoretical understanding of the problem of "addiction" and search for real practical approaches to the education of resistance to them among the children, adolescents and young peaple.

Текст научной работы на тему «Степень сформированности у молодых людей ключевых компетентностей и уязвимость к «Новым» и «Старым» зависимостям»

REFERENCES

1. Levitsky A.G. (2006), “Adapting fighters to sports activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 20-24.

2. Rotenberg A.R. (2007), “Martial arts classes as a factor in professional selfdetermination and the attractiveness of athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.26, No. 4, pp. 76-78.

3. Rothenberg A.R. (2007), “Selection of sports specialization athletes edinobortsev depending on the properties of their personality”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.23, No. 1, pp. 62-65.

4. Skachkov, M.V. (2007), “Experimental check of efficiency of a technique formation of equipment of attacking actions of fighters of judoists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.27, No. 3, pp. 87-89.

5. Shaljaho, J.M. and Tikhonova, I.V. “Development of idea of antique rata, as base technics at early specialization of judoists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.84, No. 2, pp. 149-153.

6. Levshin, I.V. Ashkimazi, S.M., Polikarpochkin, A.N. and Pashuta V.L. (2010), “Physiological regularities of hypoxemic impacts on a functional condition of system of external breath of athletes in an elite sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 62-66.

7. Falaleev, A.G. and Ashkinazi S. M. (2012), “The intercentral relationship at athletes during the competitive period trainings”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 157-161.

8. Shilakin, B. V. (2004), Formation of equipment of attacking actions of the qualified sambo wrestlers, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

Контактная информация: sdd_emx@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2013.

УДК 378.14

СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ КЛЮЧЕВЫХ

КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И УЯЗВИМОСТЬ К «НОВЫМ» И «СТАРЫМ»

ЗАВИСИМОСТЯМ

Анна Владимировна Пегова, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Анкетный опрос студентов вуза физической культуры был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между степенью сформированности у них школьным образованием ключевых компетентностей (в том числе, и двигательных) и уязвимостью по отношению к «старым» и «новым» видам зависимостей. Результаты проведённого однофакторного дисперсионного анализа указывают на статистически значимую взаимосвязь между неразвитостью ключевых компетентностей (в том числе, двигательных), которые должны были формироваться в процессе школьного образования, и уязвимостью по отношению к зависимостям, а также на соответствие между предрасположенностью к «старым» зависимостям и склонностью к «новым». Это указывает на необходимость дальнейшего теоретического осмысления проблемы «зависимостей» и поиска реальных практических подходов к воспитанию устойчивости к ним у детей, подростков и молодых людей.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетентности, двигательная активность, «старые» и «новые» зависимости.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p111-115

DEGREE OF DEVELOPMENT AMONG THE YOUNG PEOPLE THE KEY

COMPETENCIES AND VULNERABILITY TO THE "NEW" AND "OLD"

ADDICTIONS

Anna Vladimirovna Pegova, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Annotation

A questionnaire survey of students of higher school of physical education was purposed at identifying of the features of the relationship between the degree of formation of their school key competencies (including the motor) and vulnerability to the "old" and "new" kinds of addictions. The results of the ANOVA indicated a statistically significant relationship between underdevelopment of key competencies (including motor), which were to be formed in the process of school education, and vulnerability to addictions, as well as the correspondence between the predisposition to the "old" and dependencies penchant for "new." This point to the need in further theoretical understanding of the problem of "addiction" and search for real practical approaches to the education of resistance to them among the children, adolescents and young peaple.

Keywords: competence approach, key competencies, physical activity, "old" and "new" addictions.

ВВЕДЕНИЕ

Весь XX век и начало XXI проходят под знаком попыток образовательных реформ, которые, за редким исключением, не только не приводят к улучшениям, но и, наоборот, усугубляют имеющиеся проблемы. Господство информационно-знаниевого подхода в преподавании приводит к информационной перегрузке учеников и студентов, к нарастанию болезненных явлений, к сокращению времени для пробуждения и формирования ключевых компетентностей. Но что требуется сейчас от современного человека? От него требуется наличие ключевых компетентностей, которые носят не узкоспециализированный, а общечеловеческий характер. Уже к середине 70-х гг. прошлого столетия мировыми аналитиками был сделан вывод о том, что главной причиной глобальных проблем современности является недостаточная сформированность человеческих качеств, что в терминологии сегодняшнего дня может быть обозначено, как несформированность ключевых компетентностей [1, 2], в том числе, связанных с телесным и двигательным опытом молодых людей. Исследования проблемы зависимостей на этом фоне и на Западе, и у нас направлены на выяснение причин того, почему человек становится зависимым от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр и проч. Но, при этом, как справедливо отмечают очень немногие исследователи, школьное образование оказывается вне рассматриваемых причин [3]. В нашем исследовании для нас как раз существенным было выявить роль полученного в школе образования в становлении судьбы зависимого человека. Для рассмотрения брались «старые» зависимости (алкогольная, никотиновая, наркотическая) и «новые», «технологические» зависимости (интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр, веб-сёрфинг и проч.).

Актуальность и новизна данного исследования состоят в том, что его целью было выявить те особенности школьного образования (представления и компетентности, формируемые у учеников), которые влияют на образование привычки злоупотреблять аддик-тивными веществами, «зависать» в интернете или в компьютерных играх и проч.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для уточнения методологии и методики исследования было проведено два пилотажных исследования (89 студентов 2-4-го курсов СГАФКСТ). При опросе молодых людей использовалось пять анкет (с открытыми и закрытыми вопросами), которые позволя-

ли определить специфику их представлений о различных аспектах проблемы зависимостей, о степени влияния школы на формирование ключевых компетентностей (в том числе, двигательных), о характере их двигательной активности. Применяемые анкеты помогли дифференцировать различные группы испытуемых, и далее с помощью дисперсионного анализа определялась их специфика по заданным нами показателям. Для этого использовался однофакторный дисперсионный комплекс ЛМОУЛ. В нашем исследовании также применялись методика и данные исследования выпускников американских вальдорфских школ [5] (как представителей альтернативного образования).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первая группа испытуемых определилась по ответам на вопрос «Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы злоупотребляли алкоголем, наркотиками или любыми другими веществами, изменяющими состояние сознания?». Следовательно, факторной переменной выступала группа «злоупотреблявшие - не злоупотреблявшие», а в качестве зависимой переменной использовались данные всех апробируемых анкет.

Оказалось, что на вопрос: «Какие законы и меры Вы считаете справедливыми по отношению к наркоманам?», «злоупотреблявшие» чаще выбирали ответ «наркоманов необходимо оставить в покое и предоставить самим себе» (Б=3,64, р<0,05). «Не злоупотреблявшие» на вопрос: «Считаете ли Вы, что репрессивные методы по отношению к наркоманам помогут искоренить употребление наркотиков?» чаще выбирали ответ «да» (Б=6,02, р<0,01).

Другими словами, если у испытуемых группы риска наличествует попустительское отношение к наркоманам («их нужно оставить в покое»), то в противоположной группе, наоборот, присутствует склонность к репрессивным мерам. К сожалению, это отражает преобладающие в нашем обществе представления о том, как решать проблему зависимостей: или «моя хата с края», или «всех сажать».

Было выявлено также, что «злоупотреблявшие» в меньшей степени согласны с высказыванием «наркоманы склонны к преступности» (Б=3,33, р<0,05). Возможно, это связано с тем, что у них есть близкие люди, которые употребляют наркотики, и, при этом, совсем не обязательно, что они склонны к преступности.

При ответе на вопрос: «Оцените, пожалуйста, важность перечисленных жизненных аспектов для вашей нынешней жизни», обнаружены следующие различия. Для «злоупотреблявших» в меньшей степени важны следующие аспекты: «способность входить в мысли и чувства других» (Р=3,62, р<0,05); «любовь к познанию» (Б=4,82, р<0,05); «способность заботиться о больных» (Б=5,48, р<0,05); «способность видеть события нашего времени в более широком контексте» (Б=3,19, р<0,05).

Здесь явно обнаруживается ограниченность познавательных интересов и способностей. Как известно, суженность сознания характерна, как для людей в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, так и для тех, кто «зависает» в интернете или за компьютерными играми.

Вторая группа испытуемых определилась по ответам на вопрос «Играете ли Вы в компьютерные игры?». Факторной переменной выступала группа «играющие - не играющие» (некоторые исследователи считают, что факт игры в компьютерные игры в течение более 3-х часов в день уже может говорить о «технологической» зависимости).

«Играющие в компьютерные игры» статистически значимо (р<0,05) в меньшей степени оценили влияние школы на формирование следующих предметных и личностных компетентностей (в соответствии с тезаурусом ФГОС второго поколения): «творческие силы», «способность формулировать собственное суждение», «чувство, что я чего-то стою», «способность реагировать открытым и гибким способом на изменяющиеся обстоятельства», «любовь к познанию», «интерес к работе с другими культурами и традициями», «чувство ответственности за других людей», «интерес к духовным темам», «по-

литическая ориентация», «способность заботиться о больных».

Статистически значимая низкая оценка школьного образования в формировании именно этих предметных и личностных компетентностей была выявлена в другом исследовании [4] у молодых людей, пробовавших наркотики. Это говорит о том, что школьное образование, не обеспечивая формирование в должной степени жизненно важных, ключевых компетентностей, способствует тому, что подростки и молодые люди оказываются уязвимыми по отношению к «старым» и «новым» зависимостям.

ВЫВОДЫ

1. На основе анализа полученных результатов явно проявились изъяны традиционного образования. В ситуации размеренной, обыденной жизни они не столь очевидны. Но в контексте проблемы зависимостей, которая только усугубляется из года в год во всём мире, недосформированность ключевых компетентностей, отсутствие самостоятельности в мышлении и поступках, развитого чувства ответственности не только подводит подростков и молодых людей к пробе наркотиков, алкоголя, «зависанию» в интернете или за компьютерными играми, но и делает немалое их количество впоследствии зависимыми людьми. Вопрос состоит в том, что должно измениться в школьном образовании, чтобы подростки и молодые люди могли самостоятельно противостоять различным зависимостям.

2. Результаты пилотажных исследований обнаруживают статистически значимую сопряжённость (соответствие) между предрасположенностью к «старым» зависимостям и склонностью к «новым», «технологическим». Это указывает на необходимость дальнейшего теоретического осмысления проблемы «зависимостей» и поиска реальных практических подходов к воспитанию устойчивости к ним у детей, подростков и молодых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Загвоздкин, В. К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях / В. К. Загвоздкин // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 257-271.

3. Лопес-Бласко, А. Употребление наркотиков в автономном сообществе Валенсия. Предупредительные меры / А. Лопес-Бласко, Ф. П. Феррандо // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма). - Харьков : Торсинг, 2000. - С. 365-387.

4. Пегов, В.А. Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ США) / В. А. Пегов, А. В. Мальчиков // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 78-81.

5. Baldwin, F. Research on Waldorf Graduates in North America. Phase I / F. Baldwin, D. Gerwin, D. Mitchell. - Wilton : Research Institute for Waldorf Education, 2005. - 46 p.

REFERENCES

1. Andreev, A.L. (2005), “Competence paradigm in education: the experience of philosophical and methodological analysis”, Pedagogics, No.4, pp.19-27.

2. Zagvozdkin, V.K. (2009), “The problem of key competences in foreign studies”, Education Matters, No.4, pp.257-271.

3. Lopes-Blasco, A. and Ferrando F.P. (2000), “Drug use in the autonomous community of Valencia. Preventive measures”, Youth and Drugs (sociology of drug abuse), pp.365-387.

4. Pegov, V. A. and Malchikov, A. V. (2009), “Conceptions of the students of academy of physical training about drug addicts in connection with their true value of school education (compared with the USA waldorf school graduates)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F.

Lesgafta, Vol.50, No.4, pp.78-81.

5. Baldwin, F., Gerwin, D. and Mitchell, D. (2005), Research on Waldorf Graduates in North America, Phase I, Wilton, publishing house Research Institute for Waldorf Education, 46 pp.

Контактная информация: nura_peg@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2012.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ДПС РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Виктор Викторович Коломиец, психолог,

Отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел (ДПС ГИБДД ГУ МВД) России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Алексей Владимирович Шленков, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной готовности сотрудников ДПС России. Изучается влияние целенаправленных физических упражнений и методов психолого-педагогического воздействия объединенных в общую программу, на профессиональную готовность сотрудников ДПС и профессиональную направленность к дальнейшей службе по выбранной специальности. Профессиональная готовность, является одним из основных факторов профессионализма сотрудников ДПС России. В связи с этим нами была изучена эффективность применения программы физической и профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности у сотрудников ДПС России. Было выявлено, что практическое применение программы физической профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности сотрудников ДПС России в виде физического, психологического и психологопедагогического обеспечения, способствует целенаправленному формированию профессиональной готовности, повышает мотивацию сотрудников на дальнейшее профессиональное совершенствование, способствует развитию профессиональных знаний и качеств.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная готовность, профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.