Научная статья на тему 'Представления старшеклассников с задержкой психического развития о проблемах окончания школы и взросления'

Представления старшеклассников с задержкой психического развития о проблемах окончания школы и взросления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ПРОБЛЕМЫ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ И ВЗРОСЛЕНИЯ / ДИСКУРС ВЗРОСЛЕНИЯ / MENTAL DEVELOPMENT DELAY / ADOLESCENT YOUTH / COLLECTIVE REPRESENTATION / LIFE PATH / PROBLEMS OF GRADUATION FROM SCHOOL AND ADULTHOOD / DISCOURSE OF GROWING UP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стебляк Е.А.

Рассматривается структура и содержание представлений старшеклассников с задержкой психического развития о проблемах окончания школы и взросления. Выявляются идеи ядерной и периферийной зон представлений, ключевые характеристики жизненных этапов. Обсуждается семантика концептов обретения самостоятельности и ответственности, представления о способах решения проблем. Выявляется узость понимания, отсутствие представлений о ряде проблем взаимоотношений в семье и социуме, а также продуктивные аспекты представлений, служащие ориентиром конструирования педагогического дискурса. Предлагается использовать данные при определении значимых идей и учебных действий, текстов и заданий учебных пособий и рабочих тетрадей для факультативных занятий, направленных на формирование биографических представлений и соответствующих социальных компетенций старшеклассников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS OF SENIOR PUPILS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY ABOUT THE PROBLEMS OF END OF SCHOOL AND ADULTS

The relevance of studying the ideas of senior pupils with mental development delay about the problems of life path is justified by the need to improve the methodological ways of developing their meaningful and differentiated picture of the world in its tempo-spatial organization. The formation of the corresponding social competencies of senior pupils with mental development delay after the completion of primary education makes the development of programs for the formation of ideas about a person's life course and how to organize their own life activities relevant. Information about the perceptions of adolescent and adolescent students about the events and problems of their way of life is proposed to be used for constructing the discourse of growing up, defining its significant ideas and learning actions, developing texts and tasks for teaching aids and working notebooks for optional classes. The aim of the study was to identify and analyze the structure and content of the ideas of senior pupils with mental development delay about the problems of graduation, maturation and aging. The study was directed by the following research questions about whether the ideas about the problems of graduation, maturity and aging that are characteristic of adolescents with adolescents, are formed and stable formations of the nuclear zone, or belong to the peripheral representation zone, undergoing changes and being in the formation stage? What is the ideological content of ideas about the problems of graduation, maturity and aging inherent of senior pupils with mental development delay? The study involved 26 respondents aged 15-17, enrolled in grades 8-9 of a general education school and having a diagnosis of mental development delay. The study used the technique of M.A. Kholodnaya "Wording problems." In the discourse of graduation, respondents formulated 18 problems, setting priorities in the field of successful exams (the problem is at the core of the submission), career choice, vocational education and adaptation to changing living conditions (submission periphery). The discourse of growing up for the first time compared to the discourse of graduation included 22 problems, of which financial, family, housing, domestic problems, problems of child care, bad habits, communication with friends, opposite sex, time constraints, parents care were mentioned for the first time. , movement, misfortune and care for animals. The fact that about half of the respondents included in their analysis the problems of finances, family, work, gaining independence and taking care of children, makes it possible to refer them to the peripheral zone of collective perception of the problems of maturity of respondents with mental development delay. The fact that not a single problem is mentioned by an absolute or relative majority of respondents with mental development delay indicates a lack of core understanding of the problems of growing up and the need to promote and enrich the students' relevant ideas in further work on shaping their ideas about the person's life path. In the context of discussing the problems of growing up, respondents with mental development delay used the concepts of gaining independence and responsibility they offered not only to be responsible for their actions, but, above all, to monitor them; to put thoughts in order, to make independent decisions. The discourse mentioned a means of solving problems the conviction and argumentation of the position (the word), and not a trial by assault and fight. There is the ability to understand what you are doing and the ability to control the situation (to take in hand). These properties of discourse should be recognized as a broader and more mature understanding of responsibility and autonomy, rather than those characteristic of mentally retarded peers. This understanding of the concepts of independence and responsibility can serve as a guide when constructing the corresponding pedagogical discours

Текст научной работы на тему «Представления старшеклассников с задержкой психического развития о проблемах окончания школы и взросления»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 105-116.

УДК 159.973

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О ПРОБЛЕМАХ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ И ВЗРОСЛЕНИЯ

Стебляк Е. А.

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

E-mail: .steblyak@list.ru

Рассматривается структура и содержание представлений старшеклассников с задержкой психического развития о проблемах окончания школы и взросления. Выявляются идеи ядерной и периферийной зон представлений, ключевые характеристики жизненных этапов. Обсуждается семантика концептов обретения самостоятельности и ответственности, представления о способах решения проблем. Выявляется узость понимания, отсутствие представлений о ряде проблем взаимоотношений в семье и социуме, а также продуктивные аспекты представлений, служащие ориентиром конструирования педагогического дискурса. Предлагается использовать данные при определении значимых идей и учебных действий, текстов и заданий учебных пособий и рабочих тетрадей для факультативных занятий, направленных на формирование биографических представлений и соответствующих социальных компетенций старшеклассников с задержкой психического развития. Ключевые слова: задержка психического развития, подростково-юношеский возраст, коллективное представление, жизненный путь, проблемы окончания школы и взросления, дискурс взросления.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) ставит задачи формирования у обучающихся данной категории способностей к «осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации», «осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей», «целостному, социально ориентированному взгляду на мир в органичном единстве природной и социальной частей» и др. [1, с. 48; 2]. Развитие осмысленной и дифференцированной картины социального мира младшего школьника с ЗПР сориентировано на формирование умений накапливать личные впечатления и социальные представления, упорядочивая личные впечатления и жизненный опыт других людей в пространстве-времени [2; 3, с. 20-21]. Ввиду невозможности достижения к концу школьного обучения показателей нормального психического развития проблема компенсации задержки психического развития остается актуальной на последующих этапах образования обучающихся с ЗПР [4, с. 162, 175]. В связи с необходимостью продолжать формирование социальных компетенций обучающихся с ЗПР старшего школьного возраста актуальна разработка программ формирования у них представлений о жизненном пути человека и способах организации собственной жизнедеятельности [5, 6].

105

Уточнение представлений старшеклассников с ЗПР о событиях и проблемах жизненного пути необходимо для определения значимых идей и учебных действий, целесообразных для освоения обучающимися данной категории в свете требований к формированию у них социальных компетенций, для конструирования дискурса взросления, представленного текстами и заданиями учебных пособий и рабочих тетрадей для факультативных занятий [7, 8].

Целью исследования стало выявление и анализ структуры и содержания коллективных представлений обучающихся с ЗПР подростково-юношеского возраста о проблемах окончания школы, взросления и старения. Исследование направлялось следующими исследовательскими вопросами:

- являются ли представления о проблемах окончания школы, взросления и старения, присущие обучающимся с ЗПР подростково-юношеского возраста, сформированными и устойчивыми образованиями ядерной зоны или относятся к периферийной зоне представления, претерпевая изменения и находясь в стадии формирования?

- каково идейное содержание представлений о проблемах окончания школы, взросления и старения, присущих обучающимся с ЗПР подростково-юношеского возраста?

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании была применена модифицированная методика М. А. Холодной «Формулировка проблем» [9]. Респондентам предлагались следующие инструкции: а) Представь, что молодой человек заканчивает школу. Как ты думаешь, какие проблемы при этом могут возникнуть? б) Представь, что выпускник школы взрослеет. Как ты думаешь, какие проблемы при этом могут возникнуть? В ходе выполнения задания респондентам задавались наводящие и / или уточняющие вопросы, например: Какие трудности есть у взрослого? Что его волнует, беспокоит? Могут быть проблемы в отношениях?

В исследовании приняло участие 26 респондентов с задержкой психического развития 15-17 лет, обучающихся в 8-9 классах БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» (из них 19 лиц мужского пола и 7 - женского). Все респонденты воспитываются в семьях.

В анализе данных интервью использовалась техника индуктивного выделения категорий и кодирования. В тексте выделялись различные категории, в которых речь шла о различных проблемах окончания школы, взросления и старения. Пробные категории сопоставлялись друг с другом и на основании смыслового сходства объединялись в более крупные категории [10, с. 194].

Далее был осуществлен подсчет частоты встречаемости каждой категории в массиве текстов респондентов и процентная доля ответов данной категории среди всех полученных ответов. Статистическая значимость различий процентных долей речевых суждений одной категории определялась с помощью критерия углового преобразования Фишера.

106

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Рассмотрим проблемы окончания школы. О незнании возможных проблем этого периода было заявлено в 2,75% ответов. В остальных суждениях респонденты сформулировали 18 проблем. Перечислим и выборочно проиллюстрируем их в порядке убывания процентной доли суждений:

1. Сдача выпускных экзаменов, например: Ему придётся вдвое больше работать, в смысле над учёбой. /Могу не сдать выпускные экзамены. /Волнения не избежать, как сдашь экзамены и сдашь ли их вообще. Потом самое тяжёлое -ждать результатов. / До экзамена бывают депрессии. / Сдашь ли экзамены в школе. / Не может сделать физику. /Детей тупо вызывает ЕГЭ. Половина русских забывают алгебру и геометрию, но работают. / Экзамен сдал плохо, аттестат не получил и др. (22,94%).

2. Проблемы, связанные с поступлением в учреждение среднего профессионального или высшего образования, например: Могу не поступить в какой-нибудь колледж. / Проблемы в семье, если не поступил, мама точно будет расстроена. / Подготавливаться к экзаменам в институт. / Где давать сессию [вступительные экзамены - Е. С.]. / Могут не взять в образовательное учреждение. /Поступать куда-нибудь. / С поступлением. /Поступление в колледж, в техникум, в институт и др. (12,84%).

3. Выбор учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, например: Некоторая неопределённость, куда пойдёт человек, какой институт, какой колледж (если после 11 класса). / Искать место учёбы: университет или колледж. / Есть 2 варианта: если учишься хорошо, то институт, высшее образование. Если закончил средне или хорошо, то можно пойти в начальный или средний образовательный институт (школа). [Называется училище, колледж - Е. С.] (11%).

4. Аффективные комплексы и проблемы адаптации: Сложно будет привыкать к университету, перестраивать в новое русло. /Радость. Предвкушение взрослой жизни - человек всё время думает о будущем, забывая о настоящем - это может быть проблемой. /Неуверенность в себе. А что если... (мысли). /Излишняя самоуверенность из этого вытекает. / Эмоциональность сама по себе. / Человек не думает о настоящем, думает, как будет учится, есть нерешённые проблемы. Допустим, если человек не сдал экзамены, он думает о колледже, но не готовится. / Неопределённость. / У некоторых есть страх перед новыми знакомствами (7,34%).

5. Поиск работы, трудоустройство: Думать о будущей работе. /Не поступил на хорошую работу, без образования некуда. / Поступить на хорошую работу -строитель, сварщик, программист, архитектор / Поиск работы. / Будешь искать подходящую работу, чтоб тебе она понравилась и платили много денег. / Найти себе работу. / Проблема устроиться на работу, чтобы зарабатывать деньги (7,34%).

6. Аффективная неустойчивость, асоциальное поведение: Психические: волнение, истерики, страх. / Волнение в связи с экзаменами. / Курить начнут, пить.

107

/Дети-хулиганы, бьют детей, стёкла. Потом денежные проблемы. / С поведением, с характером (4,59%).

7. Переживание расставания со школой: Поначалу будет трудно, смотря из какого класса ушёл. Он ностальгирует по школьным годам. / Что больше не увидишь школу. / Забываешь про учителей, про друзей, с которыми учился с детства. / Радость то, что школу закончил. С другой, печаль, что покидаешь. Больше не будет веселья, как раньше. / То, что закончил школу, то, что отучился. Неохота со всем расставаться (4,59%).

8. Выбор профессии и рабочей специальности: При выборе профессии. / Влияние родителей на выбор профессии: родственники говорят, надо много денег зарабатывать, чтобы любила работу. / Выбор профессии. / Куда дальше пойти учиться, на кого работать. / Что изучать (4,59%).

9. Проблемы в профессиональном обучении: Проблема получения профессии. / Учёба добавляется в колледже, в институте. / Если пойдёшь в институт, могут отчислить. / Когда думаешь, как закончить, как учиться. / Получить образование на работу (авиационный техникум) (4,59 %).

10. Работа, например: Он должен сам вообще деньги зарабатывать, чтобы жить, ну, подработки всякие. /Работа (3,67%).

11. Выпускной, например: Искать деньги на выпускной. / Готовиться к выпускному (2,75%).

12. Неудовлетворительные итоги обучения: Прогуливают школу и говорят, что болеют. Симулянт. / Все волнуются, что получат двойку и что в летние каникулы придётся отрабатывать оценкой. / Плохо ходят в школу, прогуливают (2,75%).

13. Взаимоотношения: Ссоры всякие с родными, друзьями, близкими. / Из-за чего? Из-за денег, займы, долг (не отдал). Ссоры с другом, любым другом. / С людьми, с учителем, с преподавателем, т. е. проблемы с общением (2,75%).

14. Успеваемость: Получить хорошие оценки в образовательном учреждении. / Закончить образовательное учреждение (училище, колледж). / Учиться будет как - хорошо или плохо (1,83%).

15-17. Обретение самостоятельности, забота о здоровье, призыв в армию (по 0,9%).

18. Проблемы гардероба: Одеваться. Одевать одно и то же, а хочется разное, нет выбора (0,9%).

Итак, респонденты с ЗПР расставили приоритеты в сфере успешной сдачи экзаменов, выбора профессии, получения профессионального образования и адаптации к изменившимся условиям жизни. Из упомянутых проблем к ядерной зоне представления может быть отнесена только проблема успешной сдачи экзаменов, названная практически каждым респондентом (25 суждений). Представления о других приоритетных проблемах разделяет менее половины опрошенных, на основании их чего можно отнести к периферийной зоне (соответственно, 12-14-13 суждений).

Перейдём к рассмотрению формулировок проблем, возникающих в связи со взрослением.

108

О незнании возможных проблем было заявлено в 0,63% суждений. Всего было сформулировано 22 проблемы. Незначительный рост количества названных проблем с 18 до 22 свидетельствует об увеличении степени дифференцированности соответствующего представления, что находится в прямой зависимости от содержания доступного респондентам с ЗПР дискурса взросления -соответствующих речевых практик взрослых (в т. ч. педагогов, родителей), в которых они рассказывают, объясняют, рассуждают о взрослении и его проблемах.

Перечислим сформулированные проблемы в порядке убывания процентной доли высказываний и проиллюстрируем примерами суждений. Дискурс, характеризующий проблемы в отношениях, воспитании детей и социальной адаптации взрослого человека, представим без изъятий, т. к. этот материал является наиболее ценным для экспликации концептов и концепций респондентов с ЗПР в данных предметных областях.

Итак, респонденты с ЗПР назвали следующие проблемы взросления:

1. Финансовые проблемы, бедность, долги, задержка зарплаты, например: Долги и кредит. / Проблема с зарплатой - платят очень мало. / Маленькие зарплаты. / Не можешь обеспечить семью. / Проблема с деньгами, платят неполную зарплату. / Финансовая: нехватка денег. / Взять и не заплатит кредит -могут звонить и угрожать. Кредит лучше платить сразу. / Не хватает на хорошую машину. / Не хватает денег, чтобы сделать нормальный ремонт. / Если мало платят, то можно уволиться и пойти на работу и др. (9,55%).

2. Семья: Начать строить свою семью - найти себе даму, девушку, через какое-то время жениться (1 год). / Проблемы с семьёй, если заболел ребёнок. / Семья. / С женой ссоры, ругаться. / Конфликт с тёщей, тестем, свекровью. / Развод. / Измена. / Ссора с мужем. / Завести нормальную семью. / Обеспечивать жену. / Семья, ссоры с женой. / [Ссоры] из-за дохода. / Проблемы в семье, всякие, любые. /Семейные, ссоры в семье (8,9%).

3. Работа, подработка, например: Нужно будет начать работать. / Проблемы на работе (опоздал, не выполнил работу, которую сказали). / Пойти на работу. Дальнобойщик, тракторист, повар, торговцы - распространённые профессии. Образование не обязательно нужно. / Думают, где подработать. / Не нравится сама работа. / Чтобы повысили на работе и др. (8,2%).

4. Обретение самостоятельности и ответственности, отстаивание своей жизненной позиции: Ну, что нужно быть более самостоятельным. / Он должен отвечать за свои поступки и уметь самостоятельно принимать решения. / Придётся следить за собой, своими поступками, потому что родители уже не будут отвечать за них. / Груз ответственности за себя, насчёт других пока не знаю. / Человек психологически перестраивается. Приобретает умения приводить мысли в порядок, мыслить в более правильном направлении, настраивать мысли на нужный лад и брать ситуацию в свои руки. / Умнеешь. У тебя меняются поступки в хорошую сторону. Например, когда ты младший, ты дерёшься, а старший - словами объясняешь. / Это [рост ума] редкость. Не у всех меняется в лучшую сторону. У большинства - по-разному. Когда тебе старшие объясняют, ты осознаёшь об этом и со временем понимаешь. / Что всё

109

развивается, голова развивается, учишься [жизни]. /Жить самостоятельно. Они будут иметь свой дом. Жить не с родителями. / Он должен быть самостоятельным. Уже сам за себя несёт ответственность. / Когда ты понимаешь, что делаешь. /Думать о будущем и др. (8,2%).

5. Угроза увольнения, поиск работы, трудоустройство, например: Найти нормальную работу - высокооплачиваемая, чистая (по условиям труда, по специальности). / Надо ходить искать работу. / Увольнение, когда меня уволили. / Найти хорошую работу. / Накричал начальник и вдобавок уволил. Тебя жена спрашивает: «Что, уволили?». Потом трудно искать работу. /Не может найти работу и устроиться по специальности. /Проблема с работой. Если я переезжаю в другой город, в Москву, то долго искать работу, потому что занято всё (7,64%).

6. Дети: Появление детей. / Завести детей. / Обеспечивать детей (одного-двух). / Проблема ухода за ребёнком. / Бывают такие люди, которые беременеют. Для девушки и юноши нежеланный ребёнок. / Водить ребёнка в садик, его собирать, кормить, стирать его вещи, спать укладывать. Когда вырастет - в школу водить, ходить на собрания, сделать домашнее задание, проверять дневник. / Дети, их надо воспитывать. / Дети смотрят фильмы ужасов. / Дети (взрослые) засиживаются в интернете - затормаживаются в образовании. / Если ребёнок не слушается. / Подрастая, что можно, что нельзя начинают интересоваться, например, значение матершинных слов (7,64 %).

7. Жилищная проблема, например: Квартиру купить. / С домом не может определиться, брать 2-х комнатную квартиру или 3-х комнатную. / Проблема с мебелью: брать диван, который может разбираться, или сразу кровать. / Дом надо искать, снимать там. /Жильё, отсутствие жилья и др. (6,36 %).

8. Забота о здоровье, внешний вид: Чтобы было всё нормально со здоровьем, поддерживать здоровье (спортзал). / Проблемы со здоровьем, почками. / Со здоровьем, чтобы не было вредных привычек. / Не ухаживать за собой. / Изменяется физически, молодой человек растёт - это не проблема. / С лекарствами, не может подобрать. /Добавляется больше сил [благодаря спорту - Е. С.]. / Чемпионом становишься - уже многое изменилось. / С голосом. / Волосы начинают темнеть (6,36%).

9. Взаимоотношения, коммуникация: Ссора с родителями, со старшими братьями, с родственниками. / Ссора с друзьями. / Ссора с водителем и кондуктором. / С родителями, если поссорился, и они не помогают. Могут бросить, не помогать. / Ругаются на работе. / Вдруг просто люди не самые хорошие, или почему-то конфликты. / Нашёл новую работу, она тебе нравится, коллега тебе указывает, а ты говоришь: «Ты же не начальник», - спор получает, крики вдобавок. / Не нравится директор, смотрит как-то не так, то не так делает, это. / Если человек сделал плохо другому, а потом вспомнил об этом (5,73%).

10. Общение с друзьями: Много дел, а хочешь погулять с друзьями. / Ссоры с друзьями. / Друзей лишиться можно. Не лишиться - просто отдаление друг от друга. / Приобретение новых друзей. / С друзьями ссоры, например, гитарист на репетицию не пришёл [пример про друга]. / Кризис среднего возраста (меньше

110

друзей, больше ходишь на работу, сидишь дома, никуда не вылазишь, ни с кем не общаешься, лучше общение вживую, чем по интернету) (3,82%).

11. Бытовые заботы: Покупать еду, когда нет денег. / Ремонт машины, заправка. / Повседневная рутина: выбросить мусор, сходить в магазин, за документами, выбросить вещи. / С интернетом, с компьютером. /Надо ходить в магазин, покупать продукты, не красть, а сразу заплатить и др. (3,82%).

12. Отношения с противоположным полом: Найти жену, девушку. / Найти себе девушку. / Найти хорошую жену, порядочная. / Ссоры с девушкой, с женой. / Проблемы с семьёй: найти девушку, познакомиться, познакомиться с её родителями, её познакомить с родителями (3,18%).

13. Вредные привычки, плохая компания: Начинает курить, пить. / Человеку исполняется 18 лет. Начал пить, курить, гулять по клубам. / Начинает входить в наркотики: конопля, мак, спайс (простое любопытство, во временном реабилитационном центре жил 11 месяцев в селе Тавричанка). / Смотрят фильмы, которые нельзя смотреть, например, на возбудительные контакты. Потом они начинают это делать сами. Их застукивают родители. / Сильно употреблять алкоголь (3,18%).

14. Получение профессионального образования, проблемы в профессиональном обучении: Время уходит на учёбу. / Учёба в школе - не то, в колледже сложнее (другие материалы, сессии). / Учиться, чтобы повысили на работе. / С учёбой, с преподавателями (2,55%).

15. Проблема нехватки времени: Время - семье, работе. /Меньше свободного времени. / Будет, допустим, мало свободного времени. / Надо больше работать, чтобы заработать. Много времени это занимает (2,55%).

16. Аффективные комплексы и проблемы адаптации: Если учёба слишком сложная или проблемы в семье, он бросает учёбу и не появляется дома, уходит гулять. / Например, кризис на работе - уволили - затяжная депрессия. / Если человек не работал, то ему нужно особенно потрудиться, привыкнуть. / Некоторая боязнь нового, человек не сразу вливается в коллектив (2,55%).

17. Забота о родителях: Помогать родителям: купить еду, выбросить мусор и т. п. / Помогать родителям, родственникам. / Если проблемы с родителями, может поговорить (1,9%).

18. Проблема передвижения: Сдача на права. / С машиной и др. (1,9%).

19. Аффективная неустойчивость, асоциальное поведение: Он становится более грубым, не слушается родителей, переходный возраст. / Работать не хотят. Думают ограбить магазин, банк (1,27%).

20. Несчастья: Могут обмануть с деньгами мошенники, ограбить. / Могут поставить угрозу, бандиты могут требовать деньги, угрожать (1,27%).

21. Призыв в армию: Проблема - служба в армии. Не хотят идти. Ломают руки, говорят, что плоскостопие. / В армию идёт. Хотя для меня не проблема. Проблема для слабаков, для тех, кто боится, кто не хочет (1,27%).

22. Забота о животных, о природе: Кормить и убирать, мыть и выгуливать животных. / С собакой определяться: либо американского бульдога, либо хаски (1,27%).

111

Сравним изменения, произошедшие в проблематизации двух анализируемых периодов жизни.

Характеризуя период взросления, респонденты с ЗПР перестали упоминать проблемы сдачи выпускных экзаменов, успеваемости, выпускного вечера, переживания расставания со школой, неудовлетворительных итогов обучения, выбора профессии и учреждения профессионального образования, поступления в него, а также проблемы выбора гардероба (всего 9 проблем).

Вместе с тем ряд проблем в разной мере сохранил свою актуальность. Среди проблем, сохранивших актуальность в следующем периоде жизни, есть те, которые вызывают растущую обеспокоенность, - это проблемы обретения самостоятельности (ф эмп = 2,765; р<0,01) и заботы о здоровье (ф эмп = 2,277; р<0,05). Они стали упоминаться достоверно чаще. Различия в частоте упоминания проблем профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, взаимоотношений и призыва в армию статистически недостоверны.

Обращает на себя внимание факт уменьшения обеспокоенности проблемами социальной адаптации - переживанием аффективных комплексов и аффективной неустойчивости. В редких упоминаниях данной проблемы указывается на возможность уходов из дома, депрессий и боязни нового под влиянием сложных ситуаций, проблем и кризисов в жизни взрослого человека. Доля утверждений данной категории достоверно уменьшилась (ф эмп = 2,206; р<0,05). Эта тенденция свидетельствует об относительном благополучии социального опыта, аккумулированного в ближайшем социальном окружении респондентов с ЗПР и получающего отражение в их суждениях.

Дискурс взросления респондентов с ЗПР впервые включил формулировки финансовых, семейных, жилищных, бытовых проблем, проблем заботы о детях, вредных привычек, общения с друзьями, отношений с противоположным полом, нехватки времени, заботы о родителях, передвижения, несчастий и заботы о животных (всего 13 проблем). Новые темы появились в дискурсе в доле суждений, варьировавшей в широком диапазоне - от 9,55 % до 1,27 %. Тот факт, что примерно половина (15-14-13-12 суждений) опрошенных включила в свой анализ проблемы финансов, семьи, работы, обретения самостоятельности и заботы о детях, позволяет относить их к периферийной зоне коллективного представления о проблемах взросления респондентов с ЗПР. Тот факт, что ни одна проблема не упоминается абсолютным или относительным большинством респондентов с ЗПР, указывает на отсутствие ядра представления о проблемах взросления и необходимость пропагандировать и обогащать соответствующие представления обучающихся в дальнейшей работе по формированию их представлений о жизненном пути человека.

Заострим внимание на понимании респондентами с ЗПР проблем обретения самостоятельности и ответственности - они предложили не только отвечать за свои поступки, но, прежде всего, следить за ними; приводить мысли в порядок, принимать самостоятельные решения. В дискурсе упомянуто средство решения проблем - убеждение и аргументация позиции (слово), а не разбирательство путём рукоприкладства, драки. Отмечается способность понимать, что делаешь, и умение

112

контролировать ситуацию (брать в свои руки). Указанные свойства дискурса следует признать более широким и зрелым пониманием ответственности и самостоятельности, которые, на наш взгляд, могут послужить ориентиром при конструировании соответствующего педагогического дискурса.

Семейные проблемы респонденты с ЗПР понимают как необходимость материально обеспечивать семью и как конфликты между ее членами. Респонденты с ЗПР отметили также проблему развода и измены, высказали обеспокоенность проблемами институциональной социализации детей (водить в садик, в школу), гигиены, кормления и т. п. Среди проблем заботы о детях респонденты с ЗПР указали проблему появления в семье нежеланного ребёнка, а в воспитании детей отметили проблемы непослушания, интернет-зависимости детей, проявления интереса к запретным темам, злоупотребления просмотром фильмов-ужасов.

В понимании проблем взаимоотношений, наоборот, обращает на себя внимание узость понимания, сводящего эти проблемы к конфликтам в семье и на работе. Респонденты с ЗПР умолчали о проблемах поиска круга общения по интересам, одиночества, отчуждения от старых друзей, редкости встреч с друзьями детства и юности, непонимания, предательства, зависти, соперничества в отношениях и др.

В следующем сообщении по данной теме будут рассмотрены представления старшеклассников с ЗПР о проблемах, возникающих в связи со старением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Респонденты с ЗПР назвали 18 проблем окончания школы, уделив приоритет успешной сдаче экзаменов, выбору профессии, получению профессионального образования и адаптации к изменившимся условиям жизни. Умолчание о проблемах создания семьи, заботы о детях и отношениях с противоположным полом свидетельствует об адекватной оценке задач периода окончания школы. К ядру представления может быть отнесена проблема успешной сдачи экзаменов, представления об остальных проблемах относятся к периферии.

Во взрослом периоде жизнедеятельности ни одна проблема не упоминается большинством респондентов. Примерно половина респондентов включила в свой анализ проблемы финансов, семьи, работы, обретения самостоятельности и заботы о детях, на основании чего можно отнести представления о них к изменяющейся периферийной зоне представления. Это указывает на необходимость развития соответствующих представлений в дальнейшей коррекционной работе.

Во взрослом периоде респондентов с ЗПР достоверно больше волнуют проблемы обретения самостоятельности и заботы о здоровье и достоверно меньше - проблемы социальной адаптации. Респонденты продемонстрировали вполне зрелое понимание проблемы обретения ответственности и самостоятельности, подразумевая под самостоятельностью не только автономию от опеки родителей, возможность нарушения родительских наставлений и наказания за поступки, но и способность следить за поступками, приводить мысли в порядок и принимать самостоятельные решения. Указанные свойства представлений респондентов с ЗПР могут послужить ориентиром при конструировании соответствующего педагогического дискурса.

113

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/43420708-Federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-obuchayushchihsya-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.html [Дата обращения: 13.05. 2018].

2. Бабкина Н. В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». - 2017. - Том 6, № 1. - С. 140-156.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/07_PRAOOP_ZPR_03_04_2015 .pdf [Дата обращения: 13.05. 2018].

4. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 428 с.

5. Стебляк Е. А. Формирование представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью о жизненном пути / Е. А. Стебляк // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 2 (28). - С. 80-86.

6. Стебляк Е. А. Представления о взрослости старшеклассников с задержкой психического развития / Е. А. Стебляк, Ю. Т. Матасов // Специальное образование. - № 2(50). - 2018. - С. 63-73.

7. Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / К. Дж. Герген. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2016. - 328 с.

8. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / М. В. Йоргенсен, Л. Филлипс. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. - 352 с.

9. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М. А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

10. Бусыгина Н. П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

REPRESENTATIONS OF SENIOR PUPILS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY ABOUT THE PROBLEMS OF END OF SCHOOL AND ADULTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Steblyak E. A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation E-mail: steblyak@list.ru.

The relevance of studying the ideas of senior pupils with mental development delay about the problems of life path is justified by the need to improve the methodological ways of developing their meaningful and differentiated picture of the world in its tempo-spatial organization. The formation of the corresponding social competencies of senior pupils with mental development delay after the completion of primary education makes the development of programs for the formation of ideas about a person's life course and how to organize their own life activities relevant. Information about the perceptions of adolescent and adolescent students about the events and problems of their way of life is proposed to be used for constructing the discourse of growing up, defining its significant ideas and learning actions, developing texts and tasks for teaching aids and working notebooks for optional classes. The aim of the study was to identify and analyze the structure and content of the ideas of senior pupils with mental development delay about the problems of graduation, maturation and aging. The study was directed by the

114

following research questions about whether the ideas about the problems of graduation, maturity and aging that are characteristic of adolescents with adolescents, are formed and stable formations of the nuclear zone, or belong to the peripheral representation zone, undergoing changes and being in the formation stage? What is the ideological content of ideas about the problems of graduation, maturity and aging inherent of senior pupils with mental development delay?

The study involved 26 respondents aged 15-17, enrolled in grades 8-9 of a general education school and having a diagnosis of mental development delay. The study used the technique of M.A. Kholodnaya "Wording problems." In the discourse of graduation, respondents formulated 18 problems, setting priorities in the field of successful exams (the problem is at the core of the submission), career choice, vocational education and adaptation to changing living conditions (submission periphery). The discourse of growing up for the first time compared to the discourse of graduation included 22 problems, of which financial, family, housing, domestic problems, problems of child care, bad habits, communication with friends, opposite sex, time constraints, parents care were mentioned for the first time. , movement, misfortune and care for animals. The fact that about half of the respondents included in their analysis the problems of finances, family, work, gaining independence and taking care of children, makes it possible to refer them to the peripheral zone of collective perception of the problems of maturity of respondents with mental development delay. The fact that not a single problem is mentioned by an absolute or relative majority of respondents with mental development delay indicates a lack of core understanding of the problems of growing up and the need to promote and enrich the students' relevant ideas in further work on shaping their ideas about the person's life path. In the context of discussing the problems of growing up, respondents with mental development delay used the concepts of gaining independence and responsibility - they offered not only to be responsible for their actions, but, above all, to monitor them; to put thoughts in order, to make independent decisions. The discourse mentioned a means of solving problems - the conviction and argumentation of the position (the word), and not a trial by assault and fight. There is the ability to understand what you are doing and the ability to control the situation (to take in hand). These properties of discourse should be recognized as a broader and more mature understanding of responsibility and autonomy, rather than those characteristic of mentally retarded peers. This understanding of the concepts of independence and responsibility can serve as a guide when constructing the corresponding pedagogical discourse.

Family problems respondents with mental development delay understand how the need to provide for the family financially and as conflicts between family members. Respondents with mental development delay also noted the problem of divorce and adultery, expressed concern about the problems of institutional socialization of children (led in kindergarten, school), hygiene, feeding, etc. Among the problems of child care, respondents with mental development delay pointed out the problem of the appearance of an unwanted child in the family, and in raising children noted the problems of disobedience, Internet addiction of children, manifestations of interest in taboo topics, abuse of horror films. In understanding problems of relationships, on the contrary, attention is drawn to the narrow understanding that reduces these problems to conflicts in

115

the family and at work. Respondents with mental development delay concealed the problems of finding a circle of contacts according to interests, loneliness, alienation from old friends, the rarity of meetings with friends of childhood and youth, lack of understanding, betrayal, envy, rivalry in relations, etc.

Keywords: mental development delay, adolescent youth, collective representation, life path, problems of graduation from school and adulthood, discourse of growing up.

References

1. Federal state educational standard of primary general education of students with mental retardation, http://docplayer.ru/43420708-Federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-obuchayushchihsya-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.html.

2. Babkina N.V., Life competencies as an integral part of the educational content of children with mental retardation, Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya, 6(1), 140 (2017).

3. The approximate adapted basic general education program of primary general education of students with mental retardation, https://minobr.gov-murman.ru/files/0VZ/programmy/07_PRA00P_ZPR _03_04_2015.pdf

4. Lubovsky V.I., Special psychology, T. 1, 428 p. (Yurait, Moscow, 2014).

5. Steblyak Ye.A. Formation of ideas of students with intellectual inadequacy about the life path, Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya, 2(28), 80 (2017).

6. Steblyak Ye.A. and Matasov YU.T., Representations of adultity of mentally retained old schools, Spetsial'noye obrazovaniye, 2(50), 63 (2018).

7. Gergen K. Dzh., Social construction in context, 328 p. (Humanitarian center, Kharkov, 2016).

8. Yorgensen M.V. and Fillips L.Dzh. Discourse analysis. Theory and Method, 352 p. (Humanitarian center, Kharkov, 2008).

9. Kholodnaya M.A., Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to conceptual abilities, 288 p. (Institute of Psychology RAN, Moscow, 2012).

10. Busygina N.P., Methodology of qualitative research in psychology, 304 p. (INFRA-M, Moscow, 2015).

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.