УДК 316.33 DOI 10.53115/19975996_2023_02_065-068
ББК 60.56
О.А. Рагимова, В.Н. Саяпин, Л.Ю. Архипова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Охарактеризованы онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основы здоровья и здорового образа жизни людей. Даны особенности состояния современных социумов. Показана взаимосвязь представлений молодежи о своем здоровье с кризисными процессами в мире, определена роль культуры здоровья в его сохранении. В статье кратко отражена роль сфер жизни (биосферы, социосферы и техносферы) в сохранении изучаемого феномена. На примере изучения представлений современного студенчества о своем здоровье показаны с праксиологических позиций тенденции изменений. В практической части использовались опросы, беседы, анализ биографических данных, эссе молодого поколения 17-25 лет (501 респондент) за последние три года. Отражены разрушительные и некоторые положительные тенденции в представлениях о своем здоровье современной молодежи. Отмечены значения культурных ценностей в жизнедеятельности человека в современных кризисных условиях.
Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, представления, современные тенденции.
Рагимова О.А., Саяпин В.Н., Архипова Л.Ю. Представления современного студенчества о здоровье человека // Общество. Среда. Развитие. -2023, № 2. - С. 65-68. - DOI 10.53115/19975996_2023_02_065-068
© Рагимова Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, доктор философских наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов; e-mail: [email protected] © Саяпин Василий Николаевич - кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный
университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов; e-mail: [email protected] © Архипова Людмила Юрьевна - кандидат медицинских наук, ассистент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.М. Разумовского, Саратов; e-mail: [email protected]
Актуальность нашего исследования связана с состоянием здоровья населения на планете Земля, и в частности с состоянием здоровья народа России в период трансформаций цивилизационных процессов. Такое состояние внешней среды, экономики привело к тому, что уровень смертности трудоспособного населения РФ превышает показатели стран Евросоюза в 4,5 раза, развитых - в 2,5 раза, развивающихся стран - в 1,5 раза. До 70% людей трудоспособного возраста за 10 лет до пенсии имеют серьезную патологию [1, с. 48]. Современный мир (западный) объявил о перезагрузке, обнулении предыдущей истории (К. Шваб), попытался стереть многие культурные достижения современного человечества, в том числе и представления о здоровье человека. В историческом контексте прошлого мы наблюдаем накопление и осмысление знаний по вопросам здоровья в основном в двух дополняющих друг друга парадигмах: здоровье-центрической и болезнецентрической. Они конструируют определенное отношение к здоровью. Здоровьецентрическая парадигма в своей основе занимается сохранением и восстановлением здоровья на основе гигиены, изучения факторов здоровья, роли человека в этом процессе. На наш взгляд, наибольшего расцвета это направление достигло в СССР в 60-70 гг. XX в., на Кубе, в ГДР и в некоторых других странах, где мерилом практических достижений стали продолжи-
тельность жизни, рождаемость и качество жизни народа. Теоретические основы этих представлений нашли отражение в работах следующих ученых: Лисицына Ю.П., Царе-городцева Г.И., Казначеева В.И. [2; 3, с. 65]. Патоцентрическая или болезнецентриче-ская концепция развивалась в русле медицины и здравоохранения разных стран. Ядром этой концепции стало развитие представлений о болезни с использованием таких понятий как этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение различных нарушений деятельности организма. Обозначив проблему нарушения функционирования человека в определенных условиях среды, авторы останавливаются на некоторых онтологических, гносеологических, методологических, аксиологических и праксиологических моментах проблемы представлений о здоровье населения в современном постзападном мире, куда мы относим и РФ.
Кризис современной цивилизации отражен во многих научных статьях. Мир стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития и решением накопившихся проблем современности, которые определяются экологическим, экономическим и циви-лизационным кризисами капитализма [9, с. 32]). По мнению А. Фурсова, А. Девятова и др., во-первых, эти проблемы связаны с о пределами роста экономики капитализма, ¡3 конечности невосполнимых ресурсов, энер- 3е гозатратами новых технологий и, во-вторых, о
с духовным кризисом человечества индустриального общества. Таким образом, обозначены реперные точки между биосферой, космосферой и социосферой, техносферой. Мы видим два аспекта, связанных с ухудшением здоровья людей. Первый - это катастрофическая ситуация для самой цивилизации, складывающаяся из-за повсеместной запущенности и разрушения природной среды. Второй связан с самим обществом, его состоянием и возможностями трансляции материальных и духовных благ последующим поколениям. Кризисное состояние общества привело к ухудшению состояния здоровья большинства населения России, что отразилось в первую очередь на реактивности организма и средней продолжительности жизни [4]. А ведь мы знаем, что средняя продолжительность жизни в значительной степени отражает уровень биологической адаптации человека к среде, она связана с социальным прогрессом и социальной адаптацией. Этот процесс реализуется на базе деятельности, в первую очередь трудовой; социальная адаптация обеспечивает условия формирования здорового состояния человека [2, с. 30]. Сегодня мир приходит к хаосу, и этому во многом способствуют глобалисты, имеющие определенные планы на будущее, которые могут привести, по Фурсову, к биоэкотехнофашизму. Нам кажется, мир стоит на пороге существенных изменений, идет распад старого, а новый мир, за исключением глобалистов, пока не обозначил четкие цели и задачи своего развития, пожалуй, кроме Китая с его китайской мечтой. Процессы этой перестройки могут затянуться. Темой нашего исследования стали проблемы здоровья молодежи в этом сложном мире трансформирующего общества, вопрос сохранения здоровья людей, особенно подрастающего поколения, которому предстоит как изменять реальность, так и жить в сложных транзитивных изменениях.
Онтологически здоровье по Сократу, это не все, но все без здоровья - ничто, в нашем понимании (Рагимова О.А), здоровье - это гармония всех составляющих сущности человека (физической, психической и духовной) в определенной среде [5]. Это такое качество человека, которое необходимо ему для деятельности и творчества [2, с. 22]. Гносеологически мы уже отмечали, как развивались и накапливались знания об этом феномене в русле здоровьецен-трической и болезнецентрической концепций (Рагимова О.А., 2019). С позиции этих представлений очень важен такой феномен как образ жизни, который мы рассматриваем как способ взаимодействия человека в духовной и материальной сфере со средой
обитания. В образе жизни концентрируются особенности мироосвоения окружающего данным народом, проживающим в определенных условиях планеты Земля [10]. Накопленный опыт сохранения здоровья предстает в культуре здоровья населения, которую транслирует образование.
Эти взаимоотношения могут быть разными, но если они формируются гармоничными, то говорят о здоровом образе жизни. Поэтому в его определении выделяют основные факторы, которые сохраняют здоровье. В сущностном отношении это гармония человека с природой, т.е. биосферой [8]. В настоящее время идет борьба за совесть, нравственность, возможность развития человека сейчас и его потомства в будущем, поэтому образование становится источником сил, знаний, здоровья человечества, который определяет наше будущее.
С развитием техники и капитализма существенно стали возрастать нагрузки на людей, но биосферные влияния остаются пока самыми важными. В онтологическом плане здоровый образ жизни - это взаимодействия человека с биосферой, техносферой, социосферой. Гносеологические основания понимания здоровья поколений связаны с такими науками как антропономия, антропология, биология, медицина, психология, экология и другими [7]. Важным остается аксиологический аспект жизни человека на Земле, его роли, ценность его жизни для общества. Праксиологическим компонентом становятся знания и умения пользоваться позитивным опытом, накопленным нашей цивилизацией по сохранению здоровья, т. е. культурой здоровья. В капиталистическом мире, где прибыль по цели функционирования находится на первом месте, произошла деформация развития научных направлений, и этот институт, институт здравоохранения социума был сориентирован на получение максимального дохода, а не помощь населению в решении проблем со здоровьем. Так, невостребованными оказались такие науки, как гигиена, биосферология, психотерапия и др. Наоборот, популярнее стали такие отрасли знаний как биоинженерия, генетическое моделирование, изучение генома (с помощью последних современные глобалисты мечтают модифицировать человека для своих нужд и получать от его эксплуатации различные дивиденды). Мы видим, что в центре всех задуманных трансформаций находится человек, его сознание, его здоровье, тем самым мы еще раз подчеркиваем значимость и важность поднимаемой проблемы о здоровье человечества, молодежи. Авторы придерживаются концепции здоровья как гармоничного развития трех
составляющих сущности человека (физической, психической, духовной) в таких сферах жизни как космосфера, биосфера, социосфе-ра, техносфера. Мы считаем, что приоритет в развитии человека принадлежит духовному и душевному компонентам, а материальное -это лишь необходимое для существования человека и его здоровья. Любое искажение этих подсистем приводт к болезни и снижению ресурсов здоровья молодежи.
В данной статье мы останавливаемся на представлениях современной молодежи о сохранении своего здоровья и здорового образа жизни за последние три года (2020-2022 гг.). Исследования проводились на студенческой молодежи Саратова и Санкт-Петербурга. Для получения данных использовались беседы, эссе, мини-сочинения, рассказы, анкеты о своем здоровье и образе жизни. Беседы проводились для выяснения состояния здоровья и факторов его поддержания, которые репрезентировали психо-физические и социальные факторы изучаемой группы. Мини-сочинения респондентов раскрывали представления студентов об образе жизни. Задание в этом плане обращало внимание на особенности представлений подрастающего поколения на различные аспекты своей жизни, в том числе на психологические и духовные показатели.
Эссе акцентировали внимание респондентов на динамические процессы изменения здоровья в течение жизненного цикла от момента рождения до настоящего времени с упором на следующие возрастные периоды: поступление в школу, обучение в ней, а также изменения динамики здоровьяв последние годы (оценка своего здоровья учитывала следующие характеристики здоровья: очень хорошее, хорошее, среднее, ниже среднего, плохое). Анкеты характеризовали основные ценности студенческой молодежи, а также отражали состояние здоровья на момент исследования, социально-экономические показатели (малообеспеченные, обеспеченные средне, обеспеченные хорошо). Всего обследовано 501 человек, из них две трети - женщины и одна треть - мужчины, возраст студентов 17-25 лет.
Проводились также опросы преподавателей на определение интересов и отношения студентов к своему здоровью и представлению о своем образе жизни, анализ современных учебных программ на наличие информации о здоровье и здоровом образе жизни. Проводился количественный и качественный анализ полученной информации. За последние годы отмечаются следующие тенденции в представлениях о своем здоровье у молодого поколения. Респонденты признаются, что здоровье для них ценно.
Но обычно оно занимает 2-е или 3-е место в иерархии ценностей. Под здоровьем они понимают (90%), как и предыдущие поколения, отсутствие болезней и многие ведут нездоровый образ жизни: мало спят, много времени проводят у компьютера, мало двигаются и гуляют на улице, скромно и не регулярно питаются, пища в основном у них углеводистая. Только 5-10% респондентов занимаются физической культурой, посещают бассейн и спортзал. Но при оценке своего здоровья большая часть молодежи (72%) считает, что оно очень хорошее, причем юноши оценивают свое здоровье выше, чем девушки. Студенческая молодежь отмечает, что у 30-35% респондентов есть уже хронические заболевания и большинство (до 80% опрошенных) редко болеют ОРЗ, всего 3-4 раза в год. Жизненная динамика по показателям характеристики здоровья имеет тенденцию к ухудшению. Из бесед и мини-сочинений удалось выяснить, что в представлениях о своем здоровье респонденты рассматривают здоровье в основном с точки зрения физического аспекта. Студенты практически не осведомлены о психической и духовной составляющей здоровья, так как считают, что им мало дают информации по этим вопросам. У части из них есть вредные привычки (курение, алкоголь); гаджетоманию (зависимость от различных электронных устройств) не считают патологией. Анализ здорового образа жизни и представлений о нем выявил (беседы, мини-сочинения), что таковые отсутствуют почти у всех опрошенных. Под образом жизни некоторые из них понимают режим дня и отсутствие вредных привычек. Образ жизни у опрошенных не предстает как система адаптации к жизненным условиям, студенческая молодежь в своих работах по характеристике здоровья и здорового образа жизни не структурирует взгляды на свое здоровье, и здоровье вообще. Большинство (93% респондентов) не представляют, что одним из показателей здоровья является режим дня. В своих мини-сочинениях молодежь мало занимается сохранением своего здоровья, в основном это те, которые приобрели какое-либо хроническое заболевание, и обычно бессистемно и неохотно. Комплексный анализ полученных данных показывает, что у студентов не хватает мотивации для проведения мероприятий по сохранению здоровья, а также знаний и умений по данной проблеме. Они не знают, что здоровый образ жизни может быть представлен как система адаптации к жизненным условиям. У них даже не структурированы взгляды на здоровье, в том числе и на режим дня как основу здорового образа жизни. По нашему мнению, сту-
3
ю О
со см о
о
3
ю о
дентам не хватает мотивации для сохранения своего здоровья, а также знаний и умений по данной проблеме. Из институтских программ в связи переходом на бакалавриат и сокращением часов преподавания исчезли курсы по выбору, связанные с сохранением здоровья; ряд курсов объединены и дают очень отрывочные знания по определению состояния своего здоровья и его коррекции. Социально-экономические условия жизни у респондентов скромные, часть из них вынуждена дополнительно работать, чтобы обеспечить свою жизнь. Из опрошенных 12,5% отмечают, что относятся к малообеспеченным людям. Подводя итоги теоретического и праксиологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В теоретическом аспекте полностью не используются разработанные учеными представления о роли болезнецентриче-ской и здоровьецентрической концепций в сохранении здоровья современной молодежи, что связанно, в том числе, и с недостатком информации по эти вопросам в студенческой среде.
2. Культура здоровья полностью не используется в системе образования нашего социума.
3. В праксиологическом аспекте наше исследование показало, что по сравнению с предыдущими поколениями отмечается (особенно до 90-х гг. XX в.) инфантилиза-ция и астенизация современной молодежи, выявляются проблемы качества питания молодого поколения, режим питания обычно отсутствует [6].
4. Исследуемые респонденты нашего исследования четко не представляют, что такое здоровье и здоровый образ жизни, которые отражены в работах современных ученых и философов [3; 5; 6].
5. Остаются весьма размытыми представления о духовной составляющей,
Список литературы:
[1] Дмитриев М.Л. Война, объявленная здравоохранению. - М.: МОФ ЭТЦ, 2013. - 208 с.
[2] Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Кострома: КГУ, 1996. - 247 с.
[3] Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье // Педиатрия. - 1990, № 7. - С. 61-67.
[4] Рагимова О.А. Здоровье людей в кризисный период // Совершенствование экологообразователь-ной деятельности в Саратовской области: межвузовский сборник трудов. - Саратов: Амирит, 2022, вып. 19. - С. 16-24.
[5] Рагимова О.А. Здоровье человека: современные научные концепции. - Саратов: Наука, 2019. - 130 с.
[6] Рагимова О.А., Саяпин В.Н., Лясенко Е.М. Возможности человека: психофизиологические основы // Научное мнение. - 2020, № 12. - С. 52-58.
[7] Рагимова О.А. Некоторые гносеологические основания концепций здоровья человека // Гносеологические проблемы научно-технического творчества. - СПб.: Издательство БГТУ, 2020. - С. 115-118.
[8] Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Лого, 1992. - 204 с.
[9] Субетто А.И., Шамахов В.А. Наука, культура и образование как главные механизмы устойчивого развития России и мира. Кн. 1. - СПб.: Астерион, 2021. - 395 с.
[10] Философия здоровья / Под ред. В.В. Афанасьевой. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012. - 176 с.
часть студенчества связывают ее с нравственностью.
На фоне неблагоприятных тенденций образовательного и здравоохранительного тренда в мире и России, тем не менее, в нашей стране отмечаются некоторые положительные моменты. Например, студенческая молодежь стала больше задумываться о своем будущем, активнее стала реагировать на положительные и отрицательные тенденции социума, энергичнее стала участвовать в патриотическом движении, больше задает вопросов о русской культуре и сохранении своего здоровья.
Современное студенчество уже не так хорошо освоило культуру здоровья и нуждается в обучении этим традициям, но не в плане глобалистических античеловеческих тенденций, а в освоении знаний, умений и ценностей русской культуры жизни. В эпоху бурного научно-технического развития цивилизаций совершенствуются не только трудовые навыки, но и опыт человечества. Новое обычно вписывается в современную «ткань» общества в основном в процессе социализации личностей через социальные программы при помощи систем образования и воспитания. В современной действительности резко возрастает ответственность государства, сообществ людей за сохранение генофонда; роль социальных факторов и культуры также велика. В связи с этим необходимо все знание человечества, культурные ценности использовать для оздоровления среды в целом и личности в частности. При этом не снижается ответственность каждой личности за свое здоровье и здоровье окружающих. Создание программ оздоровления общества в целом и личности как составной единицы всей сложной гаммы человеческих отношений позволит нам шагнуть дальше в своем развитии, обогатив цивилизацию опытом преодоления кризисных ситуаций.