Социальное здоровье молодого поколения
О. А. РАГИМОВА кандидат медицинских наук, профессор
Трансформация российского общества, произошедшая в последние 15 лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни России. Демографическая ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения1. Заболеваемость детей и молодежи продолжает расти, а количество детей-инвалидов - увеличиваться. Ухудшение социального здоровья молодого поколения порождает трудности в формировании трудовых ресурсов, снижение материального и интеллектуального потенциала страны. У общества с нарушенным социальным здоровьем молодежи снижаются темпы развития, его ждет проблемное будущее.
Проблема сохранения и восстановления здоровья населения России, в том числе здоровья молодого поколения, принимает общегосударственный характер и требует незамедлительных решений. Задача их поиска находится в русле интересов современной социологии, медицинской антропологии, психологии, социологии здоровья2. Глобальные проблемы общественного переустройства также требуют глубоких теоретических исследований и практических решений в плане сохранения и восстановления социального здоровья.
Для углубленного изучения данной проблемы необходимы дальнейшая разработка концепции социального здоровья, а также - учет возрастных, половых и региональных особенностей в формировании и сохранении социального здоровья различных общностей и групп.
1 См.: Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев ВГ. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. М., 1999.
2 См.: Рязанцев С.В., Рыбаковский Л.Л. Стратегия демографического развития России. М., 2007.
Для того, чтобы определить пути решения указанной проблемы, необходимо ответить на следующие вопросы: Как выжить в обществе риска, какие механизмы его сохранения существуют в современных условиях? Как сохранить здоровье молодого поколения опираясь на здоровьецентрическую парадигму?
К сожалению, разработка новых теоретических представлений о социальном здоровье в трансформирующемся обществе как целостном феномене не проводилась, а ведь только опираясь на системный подход можно решить проблему социального здоровья.
Кроме того, необходимы теоретические и методологические основы для разработки программ, методов и методик коррекции и сохранения здоровья в современной социальной реальности.
Одним из наиболее перспективных подходов из методологического арсенала современной социологии при изучении категории социального здоровья выступает социокультурная концепция П.А. Сорокина: «Структура социокультурного взаимодействия... имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными процессами и отношениями; 3) культура как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без других»1.
При определении социального здоровья как социологической категории существуют два основных подхода: одномерный и многомерный (комплексный). В первом случае эта категория рассматривается как одна из разновидностей здоровья. Во втором - социальное здоровье изучается системно и комплексно. Опираясь на социокультурную концепцию П.А. Сорокина, мы выделяем культурный контекст как основание формирования социального
1 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992, с. 212.
здоровья, а отношения, организация, атмосфера в социуме по отношению к здоровью, их здоровьецентрическая направленность обеспечивают полноценную жизнедеятельность людей. Развивая представления о социальном здоровье, мы учитываем определение понятия здоровья как физического, психологического и социального благополучия, а не только как отсутствия болезней и дефектов у людей (ВОЗ)1. Возникает возможность включить все эти составляющие в характеристику социального здоровья и сформулировать авторскую концепцию данного феномена.
В рамках этой концепции социальное здоровье определяется как благополучие людей, проявляющееся в установившихся отношениях, атмосфере, ценностях, организации общества, уровне и качестве жизни, что в целом обеспечивает социальное и индивидуальное развитие. В этом понятии объединяются представления о здоровье личности, общества и культуры, которая в базовые ценности включает здоровье как основу полноценной жизни и развития.
Многомерный подход, таким образом, приводит нас к определению и исследованию социального здоровья как социологической категории, к необходимости реального повышения его уровня в рамках перехода к новой интегральной культуре - культуре здоровья. Он реализуется в принципах целостности, гармонического взаимодействия природы и человека, общества и сознания, всемирно и конкретно-исторических трансформационных процессов, общецивилизационных и самобытных специфических процессов развития, материальных и духовных отношений и связей, объективного и субъективного (социальной реальности и движущих сил ее изменений), идеального и реального, рационального и иррационального, эмоционального, естественного и искусственного, макро- и микроуровней в общественной жизни. Это позволяет существенно продвинуться в понимании категории социального здоровья, поскольку только здоровые личности в физическом, интеллектуальном, моральном и, самое главное, духовном плане могут
1 См.: БМЭ. 3 изд. М., 1978, с. 356.
обеспечивать общественное развитие в трансформирующемся социуме и формирование новой культуры интегрального типа. В ней культура здоровья будет являться продуктом взаимодействия социальных инноваций и конкретных исторических норм поведения в материальной и духовной сферах жизнедеятельности.
Социальное здоровье общества является мерой качества жизни и состояния структур социума, его динамики. Главными составляющими социального здоровья являются индивидуально-личностный и социальный компоненты, формирование которых происходит при взаимодействии трех начал - физического, психологического и социального, на основе культуры здоровья в целом.
Категория социального здоровья описывается через качественные и количественные показатели здоровья и нездоровья. Проявления нездоровья представлены болезнями и группой риска, которая характеризуется различными отклонениями от здоровых состояний. Количественные и качественные показатели социального здоровья раскрываются через признаки социального многомерного пространства, лежащие в плоскостях оснований и составляющих социального здоровья. Если в первом основании высокие показатели оценки своего здоровья, развития, деятельности говорят о социальном здоровье, а дисгармоничность развития, наличие хронических заболеваний и отклонений, невротических проявлений - о нездоровье, то при анализе социального здоровья в плоскости второго основания основными критериями становятся успешность или неуспешность социальной адаптации (социализации), уровень социальной активности, деятельности, отношение к своему здоровью, социальное самочувствие. Культура здоровья определяет основной вектор развития социума.
Социальное здоровье тесно связано с такими категориями как социальное развитие, социальная активность, социальная адаптация, социализация, стратификация, типичность и нетипичность, качество жизни, человеческие ресурсы, культура. Эти же категории служат и для более детального анализа
феномена социального неравенства и способствуют созданию социологической модели объяснения природы социальных структур, социального взаимодействия. Спецификой нашего подхода стало использование как болезнецентрической, так и здоровьецентрической парадигм для изучения социального здоровья молодого поколения, где предпочтение отдается последней, так как этот контекст при комплексном подходе остается еще не изученным.
Эмпирическую базу исследования составили социологические данные по социальному здоровью детей и молодежи г. Саратова, анализ статистических данных по вопросам здоровья молодого поколения, демографических и социально-экономических данных, вторичный социологический анализ.
Анализ социального здоровья молодого поколения проводился с 1993 по 2006 гг. Социальное здоровье детей младшего школьного возраста изучалось с 1993 по 2000 гг. (целевая выборка - 800 семей) и в 2002 г. (932 семьи - случайная выборка). В это время использовался анкетный опрос родителей, учителей, включенное наблюдение, анализ документов. В 1999/2000 учебном году анкетировались учителя начальных школ (200 респондентов, использовалась случайная выборка). Социальное здоровье молодежи определяли с 1999 по 2006 гг. Социальное здоровье школьников 9-11 классов (105 учащихся) в 2006 г. изучалось методом анкетирования. Социальное здоровье студентов изучалось методом включенного наблюдения (в 1999-2000 гг. -125 студентов; в 2004 г. -239; в 2005 г. - 300 студентов и 104 респондента-студента; в 2006 г. -180 студентов и 400 респондентов 17-20 лет г. Саратова, случайная выборка).
В результате наших исследований были получены следующие данные. У детей младшего школьного возраста отмечается тенденция ухудшения социального здоровья с 1993 по 2000 гг., о чем свидетельствует снижение показателей социальной адаптации, социализации, социальной активности. К 2000 г. количество дезадаптированных детей достигло 30%, за это время у них резко возросло количество различных отклонений. Учителя начальной школы констатировали, что дети сильно изменились за последние 7-10 лет (95,5%
респондентов) и в 98% случаев их сильно беспокоило состояние здоровья детей. Преподаватели считали, что ученики стали чаще болеть (так ответили 80,5% опрошенных) и что это отражается на их учебе (на это указали 89,5% респондентов).
Лонгитюдные исследования социального здоровья старших школьников в 2000 г. показали, что у девятиклассников количество хронических заболеваний увеличилось за это время в 5 раз (это отметили 22,5% респондентов), а у одиннадцатиклассников в 3,5 раза (26,2% опрошенных). Структура оценки своего здоровья несколько хуже у девятиклассников. 1999/2000 учебный год был переломным, так как к этому времени отмечены самые низкие показатели социального здоровья не только школьников, но и студенческой молодежи,
В 1999/2000 учебном году студенческая молодежь оценила свое здоровье как очень хорошее в 1,3% случаев, как хорошее в 28%, как среднее - в 53,3%, как плохое - в 5,3% и затруднились с ответом 12% респондентов. Половина студентов из этой выборки задумывается о своем здоровье, но только или в результате своей болезни (41,3%) или болезни близких (29%). Доходы семей школьников и студентов в это время в основном были ниже или около прожиточного минимума на одного человека. К 2004 г. студенты стали чаще болеть и обращаться к врачу, пропускать занятия по болезни, снизилась их социальная активность, социальная адаптация, ухудшилось социальное самочувствие. В поведении отмечена тенденция быстрого утомления при выполнении контрольных работ, сдаче зачетов и экзаменов. В это время доход у этой общности оставался около прожиточного минимума на одного человека в семье.
В 2005 г. было проведено анкетирование, в котором было подтверждено важное значение здоровья для молодого поколения в современных условиях. Так, на вопрос «Что для Вас значит хорошо жить?» 81,7% респондентов ответили: это хорошее здоровье членов семьи, 43,3% опрошенных утверждали, что это уверенность в завтрашнем дне и 46,2% - желаемая профессия и должность. Основными факторами, негативно влияющими на здоровье, были
названы: в 69,2% случаев - переутомление и усталость; в 38,5% - загрязнение окружающей среды; в 34,6% - ссоры и неурядицы в семье. Эта общность оценила свой уровень благополучия за предыдущие 2-3 года так: 34,2% респондентов считали, что оно не изменилось; 23% опрошенных констатировали, что оно ухудшилось, 27,2% - улучшилось, а 17,4% студентов затруднились с ответом.
Свое социально-экономическое положение эта группа определила так: 75% опрошенных утверждали, что живут как все, имея средний достаток (около прожиточного минимума); 12,5% респондентов затруднились с ответом, а 6,7% студентов отметили, что живут намного хуже других. Было выявлено, что основные базовые потребности у них не удовлетворены, качество жизни невысокое. И несмотря на это половина опрошенных смотрит в будущее с надеждой на лучшее и связывает это улучшение с институтом образования. Так, 44,2% респондентов удовлетворены возможностью получить высшее образование, квалификацию; 34,6% опрошенных - условиями для воспитания детей в семье; 26,9% - продуктами питания. Они видят смысл своего образования в 47,2% случаях в получении профессии, хорошей квалификации; в 40,4% случаев - в возможности повысить свой культурный уровень, интеллект; 33,7% (каждый третий) с помощью образования хочет улучшить свой социальный статус, а 31,7% респондентов считают, что образование необходимо для выживания в наше время. Следовательно, образование выступает как социальный ресурс, социальный капитал. Улучшение социально-экономических условий в стране и регионе отразилось и на социальном здоровье молодого поколения. Наше исследование зафиксировало наличие положительных сдвигов после 2002 г. в социальном здоровье как школьников, так и студентов и молодежи.
Динамика оценки своего здоровья студентами в 2006 г. по сравнению с 1999-2000 гг. показывает увеличение в 2 раза оценок своего здоровья как хорошего и очень хорошего, а также уменьшение количества хронических заболеваний. В это время 16% респондентов оценивают свою жизненную
активность как очень высокую, 43% молодежи - как высокую; 38% опрошенных - как среднюю и только 2% - как низкую. Более половины опрошенных, по их мнению, очень хорошо (26%) и хорошо (35%) адаптируются к жизненным условиям, 25% респондентов ответили, что скорее хорошо, чем плохо, а 5% опрошенных - скорее плохо, чем хорошо, и только 1% - плохо. 54% молодежи удовлетворены своей жизнью; 32% респондентов больше удовлетворены, чем неудовлетворены; 8% опрошенных больше неудовлетворены, чем удовлетворены; 4% неудовлетворены своей жизнью и 2% не ответили на этот вопрос. В этой общности доход на одного человека в семье составил в среднем чуть больше прожиточного минимума (115%).
В процессе наблюдения за динамикой социального здоровья нами обнаружено, что меняется отношение молодежи к своему здоровью, оно приобретает большую ценность. Молодежь, студенты, учителя считают, что в его формировании приобретают особое значение семья, родители, в первую очередь, затем образ жизни. Многие отметили влияние учебной деятельности на здоровье. Так, 82% учителей и 50% молодежи связывают состояние своего здоровья с учебой. Среди факторов, влияющих на состояние социального здоровья, на первом месте остается социально-экономический. Так, учителя в 81% случаев считают, что доходы играют существенную роль, важным моментом они также называют образование родителей. Молодежь же (случайная выборка) утверждает, что здоровье определяется в основном образом жизни (72%), а в 49% случаях - материальным достатком и наследственностью. Эта группа отдает только 9% голосов лечебным мероприятиям и 6% образованию, тогда как студенты придают большое значение знаниям, полученным в институте образования. Несмотря на это среди опрошенных в целом господствуют следующие представления об ответственности за здоровье детей: 65% респондентов считают, что за это отвечают родители; 25% - врачи и 12% - учителя и воспитатели.
На вопрос, делаете ли вы что-нибудь для своего здоровья, в 1999/2000 учебном году примерно каждый четвертый студент ответил «да», а в 2006 г. -
уже каждый второй. Наряду с положительными тенденциями в формировании здоровья отмечены и отрицательные: это распространение вредных привычек, в частности курения. Если раньше это пристрастие встречалось у 15% опрошенных, то к 2006 г. больше, чем у 50% молодежи.
Проблема необходимости формирования здорового поколения осознается и молодежью. На вопрос о том, есть ли надобность в широком ее обсуждении в России, каждый третий респондент ответил, что совершенно в этом уверен, 43% - уверены, 11 % - не очень уверены, 11 % - затруднились с ответом и 2% -не ответили. Должно ли образование в России серьезно заниматься проблемами сохранения здоровья? 62% молодежи считают, что несомненно должно, 35% респондентов ответили - может быть и только 2% опрошенных считают, что этого делать не надо. Удалось также в процессе включенного наблюдения за социальным здоровьем школьников и молодежи выявить роль института образования как фактора, облегчающего или затрудняющего формирование социального здоровья молодого поколения, а также отметить низкую культуру здоровья у молодежи.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.
1.В формировании социального здоровья молодого поколения участвуют два основных социальных процесса: социально-культурный и социально-экономический. Изменение одной из составляющих при относительно постоянной второй определяет основные тенденции изменения социального здоровья.
2. Основными механизмами формирования социального здоровья становятся: воздействие института образования, культура здоровья, социальная стратификация, мобильность и дифференциация. В транзитивном обществе на первый план выступают стратификационные изменения, а в достаточно стабильном - культурные и образовательные.
3.Анализ изменений состояния различных составляющих социального здоровья позволил разработать положения о социальной адекватности среды и о реадаптации к социальной среде. Первое - определяет состояние социального
здоровья школьников и студентов в рамках общества и возможности института образования в индивидуально-личностном его основании; второе положение характеризует возможности социума регулировать с помощью различных программ и методов процесс формирования здоровья с помощью института образования, а также использовать образовательный потенциал родителей.
4.В условиях общества переходного типа происходит трансформация социальной структуры российского общества, в котором социальное здоровье выступает фактором, характеризующим и определяющим возможности дальнейшего развития подрастающего поколения, его мобильности. В связи с этим возрастает роль образования в сохранении социального здоровья. Так, 83,5% респондентов-студентов уверены, что полученные ими знания по охране здоровья пригодятся им в будущем, в их деятельности, а сейчас уже почти каждый второй использует эту информацию для сохранения своего здоровья; 55,9% респондентов иногда ее применяют и только 2,7% студентов ответили, что полученные сведения не используют. Модернизация и дифференциация образования могут способствовать сохранению и воспроизведению человеческого капитала, человеческих ресурсов, качества трудовых ресурсов, развитию культуры здоровья. Так, при приобретении образовательного капитала социальное основание здоровья улучшается, что проявляется в росте социальной активности, улучшении социального самочувствия, социальной адаптации.
5. На фоне падения жизненного уровня регионального социума в 90-х гг. социальное здоровье большинства детей и молодежи г. Саратова ухудшалось, о чем свидетельствуют данные по социальной адаптации, уровню удовлетворенности жизнью, социальной активности. Стабилизация социально-экономических условий, начиная с 2002 г. и их улучшение приводят к повышению уровня социального здоровья; становление личности начинает способствовать более активному к нему отношению в плане сохранения, обучения здоровьесохраняющему поведению.