НАУЧНЫЙ ПОИСК
УДК 612.56 ББК 51.204.04.4
А.П. Мозелов, О.А. Рагимова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Анализируется структура и детерминация культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается выработка знаний как о здоровье человека, так и о здоровом образе жизни в биосфере. В культуре здоровья проявляются закономерности оптимальных взаимодействий между обществом и конкретными условиями окружающей среды, аккумулируется все культурное наследие человечества по сохранению, развитию и восстановлению здоровья. Детерминация рассматривается как определенность, регулярность, необратимость, направленность, селективность эволюции и развития любого объекта исследования. В статье анализируются некоторые философско-методологические и теоретико-научные представления о здоровье человека как процессе. Выявлены праксиологические основания динамики здоровья человека. Отмечается, что в современной действительности мало разработаны механизмы освоения культурных практик по сохранению здоровья.
Ключевые слова:
детерминация, здоровье, культура здоровья, процессуальные особенности, студенческая молодежь, сложноорганизованные системы.
Мозелов А.П., Рагимова О.А. Детерминация культуры здоровья молодежи // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 1. - С. 62-66. © Мозелов Анатолий Павлович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, БГТУ «ВОЕНМЕХ», Санкт Петербург; e-mail: [email protected] © Рагимова Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, доктор философских наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов; e-mail: [email protected]
О
В данной статье в качестве предмета философского и теоретического анализа выступает процесс здоровья как единство гармонии и дисгармонии в жизнедеятельности человека. Под детерминизмом мы понимаем определенность, регулярность, направленность эволюции любого объекта исследования. Принцип детерминизма раскрывается с помощью системы категорий, в которой центральное место занимают причинность, случайность и необходимость, возможность и действительность, вероятное, условное и обусловленное, внутреннее и внешнее и т.п.
Еще Гегелем было показано, что процесс в его необходимости состоит из трех элементов: условий, предмета и деятельности. Условия, как правило, используются как материал для существования жизни человека и его жизнедеятельности. Гегель отмечает, что посредством использования условий предмет (здоровье) получает свое внешнее существование, реализует свои содержательные определения, которые, со своей стороны, соответствуют условиям, так что предмет произведен условиями и обязан им своими определениями. В свою
очередь, деятельность есть движение и развитие, выводящее предмет из условий и придающее предмету деятельностное качество. Как известно, Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» рассматривали процесс истории в трех его органических моментах. Они, в частности, отмечали, что предпосылки, с которых мы начинаем, не произвольны, они не догмы, это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки можно установить эмпирическим путем. В данном случае выполняются материальные условия жизнедеятельности человека, предмет (здоровье человека), действительные индивиды и, собственно, жизнедеятельность людей. Таким образом, идея детерминации культуры здоровья служит одним из важнейших методологических принципов исследования культуры здоровья и развития здоровья в современном мире, взаимосвязи здоровья
и жизнедеятельности. Развитие буржуазного способа производства, отраженного в «Капитале», также берется в трех моментах: анализируются сама капиталистическая система, условия ее существования и причинные факторы ее развития, качественного превращения в будущую цивилизацию. Ленинская идея о соединении всеобщего принципа развития с принципом единства мира, выдвинутая в «Философских тетрадях», - убедительное доказательство диалектического характера процесса развития, рассматриваемого как органическое единство условий, предмета и деятельности.
Отсюда следует принципиальный вывод: онтологически, то есть объективно-диалектически, органически составляющие процесса развития находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Это их реальный способ существования. Абсолютизация в познании какого-либо одного из них с логической необходимостью ведет к неадекватному воспроизведению подлинных причин развития сложноорганизованных систем. Таким образом, существенными элементами научного мировоззрения являются принципы причинности и детерминизма. Конкретно они составляют важнейшую компоненту организации материального субстрата и закономерности развития жизнедеятельности человека, роль культуры здоровья в этом процессе.
Принцип детерминизма в диалектике раскрывается с помощью системы категорий, как уже было отмечено, где, в частности, вероятностный подход четко выявляет свою важную прогностическую функцию в познании жизни социума. Имеется в виду познание феноменов обратимости и необратимости, направленности, отсутствия однозначного последствия в смене состояний в системе, что нашло отражение в понятии марковского детерминизма [8]. Понятие марковского детерминизма происходит на основании математических идей, выдвинутых русским математиком А.А. Марковым (1856-1922) в десятые годы ХХ века. Марковский детерминизм отражает не только количественные, но и качественные скачки смены состояний слож-ноорганизованных систем, что характеризует множество реальных возможностей в переходных моментах развивающихся систем: при познании эволюционных процессов определяющее значение выполняют не вероятности состояний, а вероятности перехода от одного состояния к другому, то есть вероятности, изменяющиеся от шага к шагу в ходе процесса.
В частности, следствием принципа отсутствия последствия является то, что
динамические изменения в реальной марковской цепи подразделяются на так называемые возвратные и невозвратные. К примеру, если имеются два тождественных момента в развитии ситуации в системе, характер марковского детерминизма приведет к тому, что развитие пойдет нетождественным путем. Тождественность возможна только в том случае, если марковский детерминизм сведется к своему крайнему, частному случаю - жесткому, лапласовс-кому (например, развитие в онтогенезе). Вероятность того, что две системы, подчиненные марковскому детерминизму, будут тождественны в своем развитии, практически равна нулю. Вероятностные идеи доказали свою эвристичность в исследовании явлений здоровья как необходимого фактора жизнедеятельности человека.
Конкретизация философской концепции о процессе развития здоровья и его структуре заключается в следующем.
Условия - это внешняя среда в виде:
1. Микроуровня (семья, микрогруппа, окружение человека).
2. Социоуровня (развитие конкретного общества, его возможности по охране здоровья, отношения к здоровью, экономика, политика, социальные институты здравоохранения, образования.
3. Биологического уровня: популяция, вид, биогеоценоз, биосфера в целом.
Предмет - здоровье и культура здоровья.
Еще в начале XIX века Гегель подчеркивал, что здоровье - это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием», [3, с. 558], указывая на более сложный и многогранный характер этой категории. Позже К. Маркс представил «болезнь как стесненную в своей свободе жизнь», тем самым подчеркнув роль здоровья для полноты жизни. В.П. Казначеев, актуализирует в системе здоровья психическую и социальную составляющую, подчеркивая ее динамичность: «Здоровье - это процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». [4, с. 7]. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важным залогом полноценной жизни человека. Он охватывает как «вещную», морфофункцио-нальную структуру (физическое, телесное здоровье), так и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психическое и духовное здоровье), его целостное всестороннее развитие (социальный аспект здоровья).
о
Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность труда, на ряд показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическое развитие потомства. Продолжая классические определения сущности здоровья человека, мы предлагаем свою теоретико-философскую трактовку понятия здоровья, дополняя ее антропологическим измерением. Здоровье - это системная целостность составляющих элементов человека, обеспечивающая оптимальную жизнь, развитие и продолжение рода индивида или общности. По нашему мнению, здоровье - это форма гармоничного взаимодействия с миром человека на уровне его законов существования. Здоровье тесно связано с культурой здоровья, отражающей эволюцию представлений о нем и форм его сохранения.
Этимологически под культурой мы разумеем обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием. Культуру в общем виде можно рассматривать как способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности. Культура -исторически развивающаяся надбиологи-ческая сфера человеческой деятельности (труд, поведение, общение и т.д.), на основе которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Она хранит и передает исторически накопленный социальный опыт. Она же создает новые программы деятельности, поведения и общения, которые реализуются в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни социума. [2, с. 112]. Культура здоровья воспроизводит накопление знаний как о здоровье человека, так и о здоровом образе жизни в биосфере. В ней проявляются закономерности оптимальных взаимодействий между общностью и конкретными условиями окружающей среды, аккумулируется все культурное наследие человечества по сохранению, развитию и восстановлению здоровья. Следовательно, деятельность как третий компонент процесса развития здоровья проявляется как во внутреннем модусе, работе и рефлексии человека над своим здоровьем и образом жизни, так и во внешнем модусе во взаимодействии агентами деятельности, организациями социальных институтов, направленных на сохранение и развитие
здоровья Проявление здоровья человека в биосфере определяется его образом жизни. Образ жизни, по Ю.П. Лисицыну, - «это определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной сферах жизнедеятельности людей» [1, с. 96]. В этом философском определении образа жизни отражены взаимосвязь жизнедеятельности и «определенный способ деятельности» в конкретных исторических условиях жизни общности. Раскрывая его структуру, философы выделяют 4 составляющие, на которые мы также обращаем внимание. Это:
1. Экономическая категория - «уровень жизни»;
2. Социологическая категория - «качество жизни»;
3. Социально-психологическая категория - «стиль жизни»;
4. Социально-экономическая категория - «уклад жизни».
В подобной интерпретации образ жизни акцентирован только на человеке, то есть антропологизирован, здесь почти не отражены взаимосвязи жизнедеятельности человека и биосферы. Развивая это представление, мы даем такое определение здорового образа жизни, опираясь на представления Ю.П. Лисицына.
Здоровый образ жизни - это оптимальное (гармоничное) представление о всех сферах бытия, которое обеспечивает существование, онтогенез, деятельность человека, поколений в биосфере, максимальное количество и качество биологически, психологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование сохранения и укрепления здоровья, способность к продолжению рода и достижению активного долголетия. Категория здорового образа жизни в такой интерпретации отражает, на наш взгляд, взаимосвязи здоровья и его проявление в биосфере-ноосфере.
В категории здорового образа жизни подчеркивается осознание знаний и форм поведения и поступков, гармонизирующих жизнь людей, социума в определенных регионах биосферы. Здоровый образ жизни базируется на культуре здоровья, которая развивается в поколениях и поддерживается институционально и связано с ноосферным потенциалом здоровья, которое нами определяется как знание, осознание, деятельность по сохранению социального здоровья в человеческом общест-
ве, которое накапливается и проявляется в культуре, и передается во времени.
Культура - это стержень, на котором зиждется жизнедеятельность общества, в том числе и формирование здоровья. В.С. Степин отмечал, что «целостность самой культуры определяется так называемыми универсалиями культуры, т.е. категориальными формами, с помощью которых человеческое сознание сортирует, пакует и передает накопленный опыт». [7, с. 96]. То есть, социокультурный компонент по отношению к здоровью становится вектором оздоровления человечества. Универсалии культуры являются в философских представлениях «генами» конкретных общностей, социоко-дом последних. Оказывается, что жизненный смысл культуры определяет характер социальных изменений, в том числе и формирование здоровья в поколениях. Здоровье или отсутствие оного, то есть девиант-ное поведение, является также результатом взаимодействия с культурой. Подобным результатом, следовательно, может стать здоровое, развитое общество и личность и адекватное социальное поведение - с одной стороны, но может быть и альтернативный вариант - больное общество и личность и девиантное поведение. Адекватность социального окружения, подразумевая стимулирующий и оптимизирующий характер общественной среды, которая позволяет в онтогенезе человека развивать физическое, психическое и духовное здоровье. Культура здоровья как философская категория определяется позитивными ценностями, отношениями человека к человеку, к жизни и здоровью, справедливостью в обществе, обеспечивая такое поведение людей, которое приводит к формированию и сохранению здоровья, к гармонично развивающемуся человеку - субъекту ноосферы.
Гармонизация всех составляющих здоровья в поколениях формируется с учетом образа жизни социума в целом. Об этом пишет В.Н. Сагатовский: «Общим делом для современного человечества является созидание ноосферы, где люди сознательно переходят от идеологии максимума (обществу побольше взять от природы, личности - от общества) к идеологии оптимума - гармоничного совместного развития, сотворчества личности, общества и природы» [6, с. 164].
Наши исследования здоровья и культуры здоровья студенческой молодежи в разных регионах России за последние 20 лет (1999-2019 гг.) выявили определенные закономерности и тенденции в их характеристике в постсоветском обществе. Они проводились в основном в саратовском и санкт-петербургском регионах у студентов
17-23 лет, обучающихся на первом и втором курсах высших учебных заведений. Были использованы различные методы исследования: наблюдения, беседы, опросы, анкетирования, биографический метод, изучение медицинских карт. Каждый год опрашивалось 250-310 человек, примерно поровну юношей и девушек. Особое внимание уделялось самооценке своего здоровья (как очень хорошее, как хорошее, как среднее, как ниже среднего, как плохое), наличию или отсутствию хронических заболеваний, а также социоэконимическим и социокультурным факторам жизни подрастающего поколения, места проживания молодежи до поступления в высшее учебное заведение (в городе или сельской местности). В своих ответах студенты воспроизводили уровень дохода в семье на одного человека в месяц, социокультурные особенности семьи, то есть образование родителей (среднее, средне-специальное, высшее). Подрастающее поколение анализировало свой образ жизни, в первую очередь режим дня и питание, писали о своих проблемах. В наших предыдущих работах было показано, что представления о культуре здоровья даже до 1991 года в студенческой среде было упрощенным. В основном под ней понималось отсутствие вредных привычек и некоторые элементы режима дня. В 90-е годы двадцатого века у подрастающего поколения представления о культуре здоровья стали модифицироваться и ухудшаться, а в реальной жизни уже до 85-90% студентов, выросших в постперестроечную эпоху, неадекватно представляют, что такое здоровый образ жизни, и ведут нездоровый, который ухудшает физическое, психическое и духовное здоровье молодежи. Особенно можно отметить следующие особенности их поведения, которые имеют тенденцию к усилению:
1. Молодежь недосыпает, причем очень существенно, до 2-3 часов ежедневно. Время недосыпа в основном тратится на интернет, реже на дополнительную работу и учебу.
2. Они не соблюдают режима питания.
3. Студенты мало двигаются, не умеют физиологически отдыхать (смена видов деятельности), мало занимаются физической культурой.
4. Опрашиваемые не имеют хотя бы общих представлений о способах снятия стрессов.
Нужно отметить, что за последние 10 лет процент молодежи, занимающийся спортом, несколько увеличился. И студенты, которые оценивают свое здоровье как очень хорошее и хорошее, ведут более здоровый образ жизни, чем остальные. В пер-
о
вую очередь они не имеют вредных привычек (не курят, не злоупотребляют алкоголем, не принимают наркотики), во вторую очередь - используют в своей жизнедеятельности некоторые элементы здорового образа жизни. Несмотря на то, что в последние годы (2017-2019) самооценка здоровья студентов исследуемых общностей несколько улучшилась, но она не достигает статистически знбачимых различий. Отмечена зависимость состояния здоровья от социально-экономических условий жизни, низкий его уровень (прожиточный минимум и ниже) не позволяет иметь здоровье очень хорошее и хорошее. Динамическое наблюдение за освоением культуры здоровья молодежью в семье и образовании показало, что в этих социальных институтах снизился образовательный культурный потенциал. Не сформированы целеполагание и мотивация подрастающего поколения на сохранение здоровья (ценность здоровья), не осваиваются молодежью культурные практики здорового образа жизни. Многие публикации о здоровье и некоторых элементах здорового образа жизни противоречивы, бессистемны и носят в основном коммерческий и околонаучный характер, в обществе потерян ориентир воспитания здоровой, нормальной личности.
При опросах и беседах выявлено, что многие представления о сохранении здоровья и профилактики болезней подрастающему поколению неизвестны, а если когда-нибудь они о них слышали, то обычно ничего не помнят. Особо нужно сказать о некачественном и неправильном питании. Этот вопрос нужно обсуждать отдельно. Мы это сделаем в следующей статье. Возможности высшего образования как механизма освоения культуры здоровья резко за последние годы уменьшились в связи с переходом на бакалавриат и резким снижением часов на общие предметы, связанные со знаниями, умениями и мотивацией на освоение культуры здоровья. Исчезли курсы по здоровому образу жизни, здоро-вьесберегающим технологиям и т.д.
Список литературы:
[1] Акмеология. / Под. ред. А.А. Понукалина. Ч. 2. - Саратов: Изд-во Латанова В.П, 2003.- 224 с.
[2] Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. - 152 с.
[3] Гегель В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1971. - 558 с.
[4] Казначеев В.П. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель // Методологические проблемы экологии человека. - Новосибирск: Наука, 1988.
[5] Лысенко Е.М. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов. - Саратов: Научная книга, 2006. - 230 с.
[6] Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 2. - СПб.: Петрополис, 1994. - 217 с.
[7] Степин В.С. Философия в эпоху перемен // Вестник МГУ. Сер. 7. Фил. - 2006, № 4. - С. 18-34.
[8] Филюков А.И. Эволюция и вероятность. - Минск.: Наука и техника. - 1972. - С. 122-133.
Исследование образа жизни в студенческой среде показало, что у многих студентов отсутствуют знания о факторах, сохраняющих и разрушающих здоровье. Опросы родителей детей с различными отклонениями о состоянии здоровья семьи показали, что более 90% из них не знали, что вредные воздействия (химическое производство, алкоголь, курение) могут повлиять на основу здоровья их потомства. Часть населения, студентов имеют информацию о сохранении здоровья, но ее не используют. Это выражает низкий уровень осознания ценности здоровья, превращения знаний о здоровом образе жизни в социальное поведение, формирование культуры здоровья личности. Культура здоровья имеет внешний и внутренний модус, внутренний модус связан с изменением самой личности, внешний - с воздействием институтов общества, осуществляющих культурное развитие. С позиции достижений современной философской мысли культура жизни [5] и здоровья, - это всепроявленность человека внутри общества и обеспечение жизнедеятельности общества в реальных регионах биосферы.
В соответствии с этим культуру здоровья можно определить как всепроявлен-ность способностей человека, направленную на развитие общества и собственное благо при сохранении социоприродной гармонии. В этом ключе (так считал П. Сорокин, космисты) «первопричина развития общества заключена в человеке и его духовности». Культура здоровья должна созидать не только отдельную личность, но и здоровье общества как взаимодействие этих личностей, осознанием значимости жизни и здоровья людей для дальнейшего развития и бытия человечества. Наиболее значимым во взаимодействии людей является развитие в них человеческого начала, человечности, понимаемых как единства истины, добра и красоты, единства всего живого и неживого в космических масштабах.