Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / психологическая служба / сотрудники / психолог / пенитенциарный психолог / работа пенитенциарного психолога / представления о работе психолога / penitentiary system / psychological service / staff / psychologist / penitentiary psychologist / work of the penitentiary psychologist / perceptions about the work of a psychologist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сучкова Елизавета Львовна, Маврина Наталья Анатольевна

Деятельность психологической службы в уголовно-исполнительной системе направлена на совершенствование процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний с позиций человек-центрированного подхода к управлению людьми. Положительная оценка сотрудниками исправительного учреждения профессиональной деятельности пенитенциарного психолога способствует формированию у них установок на получение психологической помощи и совместную работу, направленную на ресоциализацию осужденных. В проведенном исследовании по изучению представлений сотрудников исправительных учреждений о работе пенитенциарного психолога применялся специально разработанный план интервью и методики специализированного семантического дифференциала. Результаты исследования показали, что сотрудники высоко оценивают значимость работы пенитенциарного психолога, отмечая, что она способствует улучшению психологической обстановки в учреждении в целом. Сотрудники и осужденные могут обратиться к психологу в любое время и получить необходимую им квалифицированную психологическую помощь. По мнению сотрудников, работа пенитенциарного психолога активная, помогающая и высокоответственная, но при этом тяжелая, опасная и вредная для здоровья. Сама профессия пенитенциарного психолога оценивается сотрудниками, как современная и сложная, а также высокооплачиваемая и комфортная. Исследование показало, что не все сотрудники в полной мере владеют информацией обо всех видах деятельности, реализуемых психологической лабораторией в исправительном учреждении, в связи с чем необходимо проводить мероприятия по психологическому просвещению сотрудников с целью повышения уровня их информированности о видах и содержании психологической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сучкова Елизавета Львовна, Маврина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTIONS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS STAFF ABOUT THE WORK OF A PENITENTIARY PSYCHOLOGIST

The activity of the psychological service in the penitentiary system is aimed at improving the process of execution and serving of criminal sentences from the standpoint of a person-centered approach to managing people. A positive assessment by the staff of the correctional institution of the professional activities of a penitentiary psychologist contributes to the formation of attitudes towards receiving psychological assistance and joint work aimed at resocialization of convicts. In the study conducted concerning the perceptions of correctional staff about the work of a penitentiary psychologist, a specially developed interview plan and a specialized semantic differential technique were used. The results of the study showed that employees highly appreciate the importance of the work of a penitentiary psychologist, noting that it contributes to the improvement of the psychological situation in the institution as a whole. The staff and convicts can turn to a psychologist at any time and receive the qualified psychological assistance they need. According to the staff, the work of a penitentiary psychologist is active, helpful and highly responsible, but at the same time difficult, dangerous and harmful to health. The very profession of a penitentiary psychologist is assessed by the staff as modern and complex, as well as highly paid and comfortable. The study showed that not all staff is fully aware of all types of activities carried out by the psychological laboratory in the correctional institution, and therefore, it is necessary to conduct psychological education of employees in order to increase their awareness of the types and content ofpsychological work.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА»

DOI 10.37523/SUI.2023.54.3.018 УДК 159.9.07

Сучкова Елизавета Львовна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, е-mail: [email protected]

Elizaveta L. Suchkova

Doctor of Psychologу, Associate Professor,

Professor of the Department of Organization of Psychological

Service in the Penal System,

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service,

2, Shchetinin str., Vologda, Russia, 160002, e-mail: [email protected]

Маврина Наталья Анатольевна

начальник психологической лаборатории, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, 613043, Россия, г. Кирово-Чепецк, д. Утробино, е-mail: elemist@ yandex.ru

Natalia A. Mavrina

Head of the Psychological Laboratory,

FKU IK-11 of the Federal Penitentiary Service of Russia

in the Kirov Region,

Utrobino village, Kirovo-Chepetsk, Russia, 613043, e-mail: [email protected]

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ О РАБОТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. Деятельность психологической службы в уголовно-исполнительной системе направлена на совершенствование процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний с позиций человек-центрированного подхода к управлению людьми. Положительная оценка сотрудниками исправительного учреждения профессиональной деятельности пенитенциарного психолога способствует формированию у них установок на получение психологической помощи и совместную работу, направленную на ресоциализа-цию осужденных. В проведенном исследовании по изучению представлений сотрудников исправительных учреждений о работе пенитенциарного психолога применялся специально разработанный план интервью и методики специализированного семантического дифференциала. Результаты исследования показали, что сотрудники высоко оценивают значимость работы пенитенциарного психолога, отмечая, что она способствует улучшению психологической обстановки в учреждении в целом. Сотрудники и осужденные могут обратиться к психологу в любое время и получить необходимую им квалифицированную психологическую помощь. По мнению сотрудников, работа пенитенциарного психолога активная, помогающая и высокоответственная, но при этом тяжелая, опасная и вредная для здоровья. Сама профессия пенитенциарного психолога оценивается сотрудниками, как современная и сложная, а также высокооплачиваемая и комфортная. Исследование показало, что не все сотрудники в полной мере владеют информацией обо всех видах деятельности, реализуемых психологической лабораторией в исправительном учреждении, в связи с чем необходимо проводить мероприятия по психологическому просвещению сотрудников с целью повышения уровня их информированности о видах и содержании психологической работы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, психологическая служба, сотрудники, психолог, пенитенциарный психолог, работа пенитенциарного психолога, представления о работе психолога.

Summary. The activity of the psychological service in the penitentiary system is aimed at improving the process of execution and serving of criminal sentences from the standpoint of a person-centered approach to managing people. A positive assessment by the staff of the correctional institution of the professional activities of a penitentiary psychologist contributes to the formation of attitudes towards receiving psychological assistance and joint work aimed at resocialization of convicts. In the study conducted concerning the perceptions of correctional staff about the work of a penitentiary psychologist, a specially developed interview plan and a specialized semantic differential technique were used. The results of the study showed that employees highly appreciate the importance of the work of a penitentiary psychologist, noting that it contributes to the improvement of the psychological situation in the institution as a whole. The staff and convicts can turn to a psychologist at any time and receive the qualified psychological assistance they need. According to the staff, the work of a penitentiary psychologist is active, helpful and highly responsible, but at the same time difficult, dangerous and harmful to health. The very profession

PERCEPTIONS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS STAFF ABOUT THE WORK OF A PENITENTIARY PSYCHOLOGIST

© 2023 Сучкова Е. Л., Маврина Н. А.

of a penitentiary psychologist is assessed by the staff as modern and complex, as well as highly paid and comfortable. The study showed that not all staff is fully aware of all types of activities carried out by the psychological laboratory in the correctional institution, and therefore, it is necessary to conduct psychological education of employees in order to increase their awareness of the types and content ofpsychological work.

Keywords: penitentiary system, psychological service, staff, psychologist, penitentiary psychologist, work of the penitentiary psychologist, perceptions about the work of a psychologist.

Появление в уголовно-исполнительной системе психологической службы стало новым этапом развития всей пенитенциарной системы России и было обусловлено, во-первых, ориентацией уголовно-исполнительной политики на международные стандарты обращения с заключенными, потребностью в исправлении осужденных и снижении уровня рецидива, во-вторых, развитием психологической науки, в том числе пенитенциарной психологии [1]. Целью психологической службы является максимально полное использование достижений психологической науки и практики для повышения эффективности процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний. Психологическая служба способствует функционированию уголовно-исполнительной системы с позиций человек-центрированного подхода к управлению людьми [2].

Профессиональная деятельность сотрудников психологической службы требует переработки огромного количества информации, умения осуществлять свои функциональные обязанности в специфических условиях пенитенциарной среды [3, с. 85]. Среди особенностей профессиональной деятельности пенитенциарных психологов можно выделить жесткую регламентацию работы, завышенные и нереалистичные ожидания внешнего окружения по отношению к результатам труда, широкий спектр выполняемых функций, требующих наличия специализированных знаний и умений в различных областях психологической теории и практики. Сотрудники психологических лабораторий нередко привлекаются к проведению оперативно-режимных мероприятий в исправительных учреждениях и к другим видам служебной деятельности. Выполнение задач, не свойственных функционалу психологической работы, способствует появлению актуальной для пенитенциарных психологов проблемы рассогласования роли сотрудника и психолога [4, с. 48].

О. В. Еремкиной акцентируется внимание на том, что специфика Федеральной службы исполнения наказаний нередко умаляет значение профессиональной культуры психолога как ее сотрудника, с чем никак нельзя согласиться. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности психолога УИС, в значительной степени обусловливают наличие высокой профессиональной культуры его личности [5, с. 69]. Для эффективной организации своей деятельности и профессионального решения служебных задач пенитенциарному психологу необходимо обладать способностью к актуализации теоретических знаний в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска; мотивацией на достижение социально значимых результатов в деятельности; способностью к сложной умственной деятельности, анализу и оценке нестандартных ситуаций в модусе вежливости [6, с. 245].

О. Н. Ежова и Ф. И. Ушков отмечают, что, несмотря на широкий круг служебных обязанностей, нередко можно услышать вопрос об эффективности деятельности пенитенциарного психолога. Результат деятельности пенитенциарного психолога не всегда очевиден. Окончательный результат зависит не только от пенитенциарного психолога, но и от согласованности действий психолога и сотрудников других структурных подразделений исправительного учреждения, которые также осуществляют непосредственное взаимодействие с осужденным. Виды работ пенитенциарного психолога с персоналом исправительных учреждений и их родственниками не предполагает огласки, поэтому деятельность в этой сфере не очень заметна окружающим [7, с. 127-129]. Одним из существенных факторов, способствующих повышению авторитета психологической службы, является положительная оценка сотрудниками профессиональной деятельности пенитенциарного психолога. От этого зависят доверие к специалисту, мотивация на получение психологической помощи и совместную работу, направленную на ресоциализацию осужденных.

С целью изучения представлений сотрудников исправительных учреждений о работе пенитенциарного психолога нами проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 70 сотрудников ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Кировской области. На первом этапе сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью специально разработанного плана интервью, в опросе приняли участие 30 сотрудников. На втором этапе с помощью методик специализированного семантического дифференциала «Работа» и «Профессия» (В. П. Серкин) было опрошено 70 сотрудников.

В процессе анализа данных, полученных с помощью интервью, были выделены основные темы, затем рассчитывалось процентное соотношение количества респондентов, указавших ответы, соответствующие выделенной тематике. В интервью задавался вопрос о том, что на взгляд сотрудников представляет собой работа пенитенциарного психолога. Анализ ответов показал, что более половины (52,8 %) опрошенных знают о том, что пенитенциарные психологи работают и с сотрудниками, и с осужденными, указывая на то, что психолог проводит психологическую диагностику осужденных и сотрудников, осуществляет консультации по личным и служебным вопросам, изучает психологический климат в среде осужденных, а также сотрудников.

Чуть менее четверти (22,3 %) опрошенных сотрудников полагают, что пенитенциарный психолог работает в учреждении, прежде всего с осужденными, «помогает им адаптироваться к условиям исправительного учреждения», «найти смысл жизни», «помогает осужденным по личным вопросам», проводит мероприятия с лицами, стоящими на профилактическом учете и др. Часть респондентов (8,3 %) акцентировали внимание на том, что знают о работе психолога с сотрудниками. Опрошенные пояснили, что психолог «помогает сотрудникам в трудных жизненных ситуациях», «работает с сотрудниками учреждения, читает лекции, диагностирует», «с сотрудниками проводит занятия, показывает фильмы».

Сотрудникам было предложено оценить по десятибалльной шкале значимость работы пенитенциарного психолога в исправительном учреждении. Больше половины (53,3 %) ответивших указали на крайне высокую значимость работы пенитенциарного психолога (7-10 баллов), 40 % полагают, что работа пенитенциарного психолога имеет умеренную значимость (4-6 баллов). Только 6,7 % респондентов считают, что работа пенитенциарного психолога малозначима (0-3 балла). На вопрос о том, есть ли положительные моменты в том, что в учреждении работает психолог, подавляющее большинство (90 %) сотрудников дали утвердительный ответ. Комментируя свою позицию, опрошенные чаще всего указывали на то, что работа психолога способствует улучшению психологической обстановки в учреждении в целом («поддерживает психологический климат в колонии», «стабилизирует эмоциональную атмосферу», «стабилизирует атмосферу в коллективе» и т. п.). Такой эффект достигается и за счет того, что сотрудники и осужденные могут обратиться за психологической помощью в любое время («никто не остается без внимания, в трудную минуту можно прийти к психологу», есть «возможность получить квалифицированную психологическую помощь»). Часть опрошенных сотрудников считает, что положительные моменты в работе психолога заключаются в проведении с осужденными различных мероприятий, способствующих изменению их личности («когда у осужденного меньше свободного времени, и он занят на групповых занятиях с психологом, он меньше думает о правонарушениях», «сокращение суицидов, уменьшение осужденных, состоящих на профилактическом учете» и др.).

Большинство (76 %) сотрудников также сообщили о том, что не видят отрицательных моментов в том, что в учреждении работает психолог, говоря об этом, сотрудники указывали на то, что взаимодействовать с психологами интересно, и они всегда помогают. При этом обращает на себя внимание тот факт, что почти каждый четвертый сотрудник (24 %) полагает, что есть отрицательные моменты, связанные с тем, что в исправительном учреждении работает психолог. Комментируя свою позицию, сотрудники чаще всего говорили о том, что если психолог женского пола, то необходимо ее постоянное сопровождение на территории исправительного учреждения другими сотрудниками. Для этого привлекаются сотрудники мужчины из других отделов, тратится их рабочее время, но при этом они не освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей. По мнению части опрошенных, еще один отрицательный момент заключается в том, что пенитенциарный психолог «может написать плохую характеристику на сотрудника». Кроме того, отмечается большая доля формализма в работе психолога УИС («много бумаг»). Опрошенные говорили о том, что у них нет возможности встретиться с психологом («нет лишнего времени, чтобы с ним разговаривать»). Также высказывалось мнение о том, что «не везде психолог воспринимается как настоящий сотрудник».

В интервью сотрудникам было предложено ответить на вопрос о том, что может способствовать повышению эффективности деятельности пенитенциарного психолога в исправительном учреждении. Около трети (32 %) опрошенных сотрудников считают, что для повышения эффективности работы психолога УИС необходимо уменьшить количество бумажной работы в пользу «живого» общения с людьми. Респонденты говорили о том, что необходимо, чтобы психолог «больше времени уделял работе с сотрудниками», «увеличивал количество времени на работу с людьми, а не написание бумаг в кабинете», проводил «ежедневные беседы с проблемными

осужденными» и др. По мнению сотрудников, повышение уровня квалификации психологов и улучшение материально-технической оснащенности также будут способствовать повышению эффективности работы специалиста.

Таким образом, анализ данных, полученных в интервью, позволяет говорить о том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы знают о том, что пенитенциарный психолог работает и с персоналом исправительного учреждения, и с осужденными, но при этом не все опрошенные в полной мере владеют информацией о функциях, реализуемых психологом в исправительном учреждении. По мнению сотрудников, в том случае если психологическая служба в УИС будет упразднена, то наступят отрицательные последствия для деятельности учреждений, которые будут заключаться в ухудшении психологической обстановки в целом. Также отмечалось, что отсутствие квалифицированного психологического сопровождения повлечет за собой увеличение числа конфликтов среди сотрудников и рост количества чрезвычайных ситуаций: суициды, побеги, групповые эксцессы в среде осужденных.

Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью методик специализированного семантического дифференциала. В исследовании применялся алгоритм выделения групповых универсалий, описанный В. П. Серкиным [8, с. 259], что позволило получить списки выделенных оценок по шкалам, одинаково оцениваемым значимым большинством группы испытуемых. По методике специализированного семантического дифференциала «Работа» диапазон средних значений находится в интервале от -2,43 до 2,31 и равен 4,74, диапазон размаха равен 1,18 (25% от 4,74). В соответствии с левым диапазоном (интервал от -2,43 до -1, 25) и правым диапазоном отступа (от 2,31 до 1,13) был получен список шкал-дескрипторов, составляющих групповую универсалию оценки работы пенитенциарного психолога (таблица 1).

Таблица 1

Шкалы-дескрипторы, полученные по методике специализированного семантического

дифференциала для оценки работы пенитенциарного психолога

№ п/п Шкалы-дескрипторы Средние значения

1. активная - пассивная 1,53

2. высокоответственная - неответственная 1,94

3. помогающая - не помогающая 1,69

4. тяжелая - легкая 2,31

5. высокооплачиваемая - низкооплачиваемая 1,60

6. неэмоциональная - эмоциональная -1,53

7. вредная для здоровья - благоприятная 1,20

8. личностно значимая - личностно незначимая 1,87

9. умственная - физическая 1,89

10. интересная - скучная 1,41

11. подчиненная - начальствующая 1,87

12. профессиональная - любительская 1,24

13. удачная - неудачная 1,47

14. опасная - безопасная 1,39

Как видно из таблицы 1, в представлениях сотрудников работа пенитенциарного психолога является активной (1,53) и высокоответственной (1,94), что подразумевает то, что она требует от специалиста психологической службы применения всех своих знаний и силы для ее эффективного выполнения, а высокая степень ответственности психолога за выполнение своих обязанностей тесно связана с общественной значимостью деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. По мнению сотрудников, работа пенитенциарного психолога помогающая (1,69) и направлена на оказание содействия тому, кто нуждается в помощи, эмоциональная (-1,53), требующая высокой степени эмоционального включенности в различные виды ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

Сотрудники рассматривают работу пенитенциарного психолога, как тяжелую (2,31), опасную (1,39) и вредную для здоровья (1,20), но при этом высокооплачиваемую (1,60). В местах лишения свободы труд психолога требует больших усилий и сопряжен с риском, что оказывает отрицательное влияние на здоровье. Логично предположить, что такая оценка связана с осуществлением профессиональной деятельности в условиях криминогенной среды исправительного учреждения и необходимостью тесно взаимодействовать с осужденными. Определенной компенсацией

за указанные издержки является высокая оплата труда. Сотрудники считают работу пенитенциарного психолога умственной (1,89), интересной (1,41), личностно значимой (1,87) и удачной (1,5). По мнению опрошенных, психологическая работа обладает богатым внутренним содержанием, играет важную роль для специалиста и имеет для него большой личностный смысл, что дает возможность чувствовать себя успешным человеком. Знания, которыми обладает психолог, позволяют ему найти баланс между различными сферами своей жизни и эффективно справляться с возникающими проблемами.

Продолжим анализ данных рассмотрением средних значений, полученных по методике семантический дифференциал «Профессионал». Диапазон средних значений находится в интервале от -0,96 до 1,93 равен 2,89, диапазон размаха равен 0,72 (25 % от 2,89). В соответствии с левым диапазоном отступа (от -0,96 до -0, 24) и правым диапазоном отступа (от 1,21 до 1,93) был получен список шкал-дескрипторов, составляющих групповую универсалию оценки профессии пенитенциарного психолога (таблица 2).

Таблица 2

Шкалы-дескрипторы, полученные по методике специализированного семантического дифференциала для оценки профессии пенитенциарного психолога

№ п/п Шкалы-дескрипторы Средние значения

1. сложная - простая 1,31

2. активная - пассивная 1,50

3. высокоответственная - низкоответственная 1,79

4. высокооплачиваемая - низкооплачиваемая 1,93

5. комфортная - некомфортная 1,70

6. исполняющая - руководящая 1,41

7. коммуникабельная - некоммуникабельная 1,77

8. не связанная с людьми - связанная с людьми -0,60

9. современная - несовременная 1,31

10. человечная - бюрократическая 1,29

Из данных, представленных в таблице 2, видно, что профессия пенитенциарного психолога УИС воспринимается сотрудниками, как современная (1,31), человечная (1,29) и комфортная (1,70). Сотрудники считают, что данная профессия в настоящее время является востребованной в обществе, обладает гуманистической направленностью и подразумевает благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности. По мнению сотрудников, профессия пенитенциарного психолога коммуникабельная (1,77), связана с людьми (-0,60) и исполняющая (1,42). Пенитенциарный психолог по роду своей деятельности эффективно общается и конструктивно взаимодействует с другими людьми, а в силу субординации должен выполнять приказы и распоряжения вышестоящего руководства. Профессия пенитенциарного психолога оценивается сотрудниками как сложная (1,31), активная (1,50), высокоответственная (1,79) и высокооплачиваемая (1,93). Она состоит из множества компонентов и требует большого напряжения для выполнения профессиональных задач, имеет высокую степень ответственности и достойно оплачивается.

В целом, сотрудники уголовно-исполнительной системы высоко оценивают работу пенитенциарного психолога, отмечая наличие положительных моментов в том, что в исправительном учреждении работает психолог. В представлениях сотрудников работа пенитенциарного психолога является высокоответственной, интересной и помогающей, но при этом она тяжелая, опасная и вредная для здоровья. Профессия пенитенциарного психолога оценивается сотрудниками, как современная и сложная, а также высокооплачиваемая и комфортная. В качестве мер по повышению эффективности труда психолога сотрудники считают целесообразным уменьшить количество бумажной работы в пользу реального общения с людьми. В связи с тем что не все сотрудники в полной мере владеют информацией о функциях, реализуемых психологом в исправительном учреждении, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на повышение уровня информированности сотрудников о содержании деятельности психологической лаборатории в исправительном учреждении. Указанная работа должна быть органично включена в текущую деятельность сотрудников учреждения: занятия по служебной подготовке, совещания при начальнике учреждения или его заместителях по направлениям деятельности, заседания различных комиссий.

Библиографический список

1. Дебольский М. Г. Психологической службе уголовно-исполнительной системы 20 лет: организация и развитие // Прикладная юридическая психология. № 1 /2012. С. 33-52.

2. Дебольский М. Г. Становление психологической службы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в первом десятилетии двухтысячных годов и современности // Антропогогика. № 3 (7) / 2022. С. 5-20.

3. Писарев О. М. Повышение квалификации сотрудников психологической службы уголовно-исполнительной системы в современных условиях: проблемы, анализ и перспективы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2 (20) / 2016. С. 85-88.

4. Коданева М. С. Ролевой конфликт как условие становления профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. № 5 / 2009. С. 44-50.

5. Еремкина О. В. Детерминанты профессиональной культуры психолога уголовно-исполнительной системы // Международный пенитенциарный журнал. № 4 / 2015. С. 68-72.

6. Лаврентьева И. В., Рекша Ю. М. Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы // Теория и практика общественного развития. № 9 / 2015. С. 243-245.

7. Ежова О. Н., Ушков Ф. И. Проблема эффективности пенитенциарного психолога // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2 (33) / 2019. С.125-131.

8. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008.

382 с.

References

1. Debol'skii M. G. Psikhologicheskoi sluzhbe ugolovno-ispolnitel'noi sistemy 20 let: organi-zatsiya i razvitie [The psychological service of the penitentiary system is 20 years old: organization and development]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology], 2012, no. 1, рр. 33-52 [in Russian].

2. Debol'skii M. G. Stanovlenie psikhologicheskoi sluzhby ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii v pervom desyatiletii dvukhtysyachnykh godov i sovremennosti [The formation of the psychological service of the penitentiary system of the Russian Federation in the first decade of the 2000s and the present]. Antropogogika [Anthropogogy], 2022, no. 3 (7), рp. 5-20 [in Russian].

3. Pisarev O. M. Povyshenie kvalifikatsii sotrudnikov psikhologicheskoi sluzhby ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v sovremennykh usloviyakh: problemy, analiz i perspektivy [Advanced training of staff of the psychological service of the penitentiary system in modern conditions: problems, analysis and prospects]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2016, no. 2 (20), рp. 85-88 [in Russian].

4. Kodaneva M. S. Rolevoi konflikt kak uslovie stanovleniya professional'noi identichnosti psikhologov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Role conflict as a condition for the formation of professional identity of psychologists of the penitentiary system]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, isprav-lenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2009, no. 5, pр. 44-50 [in Russian].

5. Eremkina O. V. Determinanty professional'noi kul'tury psikhologa ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Determinants of professional culture of the psychologist of the penitentiary system]. Mezhdu-narodnyi penitentsiarnyi zhurnal [International Penitentiary Journal], 2015, no. 4, рp. 68-72 [in Russian].

6. Lavrent'eva I. V., Reksha Yu. M. Professional'no vazhnye svoistva lichnosti psikhologov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Professionally important properties of the personality of psychologists of the penitentiary system]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 9, рp. 243-245 [in Russian].

7. Ezhova O. N., Ushkov F. I. Problema effektivnosti penitentsiarnogo psikhologa [The problem of the effectiveness of a penitentiary psychologist]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2019, no. 2 (33), рp. 125-131 [in Russian].

8. Serkin V. P. Metody psikhologii sub"ektivnoi semantiki i psikhosemantiki [Psychological methods of subjective semantics and psychosemantic]. Moscow, 2008, 382 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.