Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К НЕЙ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К НЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Г.А., Хамитова П.А.

Анализируются мнения школьников относительно обязательности или добровольности участия в учебной проектно-исследовательской деятельности, а также относительно их готовности к выполнению учебных исследований и проектов по различным изучаемым предметам. Описаны как общие тенденции, характеризующие мнения школьников по рассматриваемым вопросам, так и особенности мнений учащихся разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К НЕЙ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К НЕЙ

1 2 © Глотова Г.А. , Хамитова П.А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Москва

Анализируются мнения школьников относительно обязательности или добровольности участия в учебной проектно-исследовательской деятельности, а также относительно их готовности к выполнению учебных исследований и проектов по различным изучаемым предметам. Описаны как общие тенденции, характеризующие мнения школьников по рассматриваемым вопросам, так и особенности мнений учащихся разного возраста.

Ключевые слова: учебные исследования и проекты, готовность к проектно-исследовательской деятельности, мнения учащихся.

В настоящее время актуальной задачей системы образования является формирование специалистов исследовательского типа [1]. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность как особая образовательная технология стала важной составляющей учебно-воспитательного процесса в школе. Учебные проекты предполагают получение за определенный промежуток времени некоторых новых материальных продуктов [3], тогда как продукты учебных исследований - интеллектуальные и личностно значимые для учащихся [2, с. 41]. Исследования направлены на формирование у школьников таких способов познания действительности, которые позволяли бы в дальнейшем успешно действовать в современном, динамично меняющемся мире [2, с. 40]. При проведении учебных исследований и выполнении учебных проектов учащимся часто требуется проходить сходные этапы, такие как формулировка задач, выдвижение гипотез, выбор и обсуждение методов исследования, сбор данных, их анализ, обобщение, выводы.

При осуществлении проектно-исследовательской деятельности у учащихся складывается то или иное представление, мнение о ней, формируется определенное отношение к этому виду образовательных технологий, которое во многом влияет на процесс работы учащегося над исследованием или проектом, на его активность и инициативность в этом процессе и на те эмоции, которые сопровождают данную деятельность.

1 Профессор кафедры Психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор.

2 Учитель Школы-интерната «Интеллектуал», аспирант кафедры Психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Поэтому представляет интерес изучение мнений школьников о проект-но-исследовательской деятельности. В связи с чем в данном исследовании учащимся 5, 6, 8 и 9 классов школы «Интеллектуал» (г. Москва), принимающим участие в проектно-исследовательской деятельности, предлагалось выразить по 10-балльной системе свое мнение относительно некоторых связанных с ней утверждений (1 - «абсолютно не согласен» < ... > 10 - «абсолютно согласен»). Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Мнения учащихся относительно утверждения: «Мне кажется, что выполнение проектов и исследований в школе должно быть добровольным»

5 класс 6 класс 8 класс 9 класс

Баллы N % N % N % N %

10 12 48.0 6 37.5 6 42.86 5 35.71

9 2 8.0 3 18.75 2 14.29 1 7.14

8 5 20.0 5 31.25 3 21.42 3 21.42

7 0 0 2 12.5 0 0 2 14.29

6 1 4.0 0 0 2 14.29 1 7.14

5 1 4.0 0 0 0 0 0 0

4 0 0 0 0 1 7.14 2 14.29

3 1 4.0 0 0 0 0 0 0

2 0 0 0 0 0 0 0 0

1 3 12.0 0 0 0 0 0 0

Всего 25 100.0 16 100.0 14 100.0 14 100.0

Анализ результатов начнем с рассмотрения по табл. 1 наиболее высоких баллов (8-9-10), отражающих высокие степени согласия учащихся с утверждением, что выполнение проектов и исследований в школе должно быть добровольным, и наиболее низких баллов (1-2-3), соответствующих противоположной точке зрения, что выполнение проектов и исследований в школе должно быть не добровольным, а обязательным.

Как можно видеть из табл. 1, во всех классах преобладает мнение о добровольности выполнения проектов и исследований. Баллы 8-9-10 в пятом классе поставили 76.0 % учащихся, в 6 классе - 87.5 %, в 8 классе - 78.58 %, в 9 классе 64.28 %. При этом проценты ответов в 10 баллов (абсолютное согласие у утверждением о добровольности выполнения учебных проектов и исследований) во всех классах были наибольшими и варьировали от 48.0 % у пятиклассников до 35.72 % - у девятиклассников.

Что касается наименьших баллов (1-2-3), то они встретились в 16 % ответов только у пятиклассников, в то время как у учащихся 6, 8 и 9 классов такие ответы отсутствовали совсем.

Если по табл. 1 рассмотреть еще оценки среднего диапазона (от 4 до 7 баллов), то можно увидеть, что их суммарные проценты имеют тенденцию возрастать: в 5 классе - 8 %, в 6 классе - 12.5 %, в 8 классе - 21.43 %, в

9 классе - 35.72 %. Интересно отметить, что в 9 классе процент оценок среднего диапазона в 4-5-6-7 баллов оказался равным проценту оценок в

10 баллов (и там, и там по 35,72 %).

Сравнение по критерию ф* углового преобразования Фишера позволило обнаружить ряд достоверных различий между полученными процентами ответов. Так, у пятиклассников статистически достоверными являются различия между суммарными процентами оценок в 8-9-10 баллов (76.0 %) и оценок в 1-2-3 балла (16.0 %) (ф*эмп. = 4.58 > ф*крит. = 2.31, р < 0.01), а также между суммарными процентами оценок в 8-9-10 баллов (76.0 %) и оценок среднего диапазона в 4-5-6-7 баллов (8.0 %) (ф*эмп. = 5.46 > ф*крит. = 2.31, р < 0.01). У шестиклассников достоверны различия между суммарными процентами оценок в 8-9-10 баллов (87.5 %) и оценок среднего диапазона в 4-5-6-7 баллов (12.5 %) (ф*эмп. = 4.80 > ф*крит. = 2.31, р < 0.01). У восьмиклассников достоверны различия между суммарными процентами оценок в 89-10 баллов (78.57 %) и оценок среднего диапазона в 4-5-6-7 баллов (21.43 %) (ф*эмп. = 3.22 > ф*крит. = 2.31, р < 0.01). А вот у девятиклассников различия между суммарными процентами оценок в 8-9-10 баллов (64.28 %) и оценок среднего диапазона в 4-5-6-7 баллов (35.72 %) не являются достоверными (ф*эмп. = 1.53 < ф*крит. = 1.64, р > 0.05), хотя определенная тенденция к различиям имеется и в этом случае.

Теперь посмотрим, как учащиеся разного возраста оценивают уровень своей готовности к выполнению исследований и проектов по всему набору изучаемых в соответствующих классах учебных дисциплин, по которым предусмотрена проектно-исследовательская деятельность. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Как и в предыдущем случае, рассмотрим сначала на основе табл. 2 картину по трем наиболее высоким баллам (8-9-10) и по трем наиболее низким баллам (1-2-3).

Таблица 2

Мнения учащихся относительно утверждения: «Я готов к выполнению проектов по любому школьному предмету»

5 класс 6 класс 8 класс 9 класс

Баллы N % N % N % N %

10 1 4.0 0 0 0 0 0 0

9 0 0 0 0 0 0 0 0

8 6 24.0 0 0 0 0 1 7.14

7 2 8.0 1 6.25 1 7.14 0 0

6 1 4.0 1 6.25 0 0 1 7.14

5 0 0 2 12.5 3 21.42 2 14.29

4 1 4.0 3 18.75 2 14.29 1 7.14

3 4 16.0 3 18.75 4 28.57 1 7.14

2 7 28.0 4 25.0 2 14.29 3 21.43

1 3 12.0 2 12.5 2 14.29 5 35.72

Всего 25 100.0 16 100.0 14 100.0 14 100.0

Низкие баллы (1-2-3) были поставлены относительно данного утверждения наибольшим суммарным процентом учащихся в каждом из классов. Тем самым школьники выразили мнение о своей недостаточной готовности к выполнению исследований и проектов по изучаемым в их классах предметам. Ответы в 1-2-3 балла дали 56.0 % пятиклассников, 56.25 % шестиклассников, 57.15 % восьмиклассников и 64,29 % девятиклассников. Статистически достоверные различия между суммарными процентами ответов учащихся 5, 6, 8 и 9 классов отсутствуют, поэтому можно сказать, что учащиеся всех рассматриваемых возрастных групп более чем в половине случаев достаточно низко оценивают свою готовность к выполнению проектов по любому школьному предмету, причем в 9 классе таких низких оценок почти две трети.

Напротив, ответов в 8-9-10 баллов было получено значительно меньше. Так, в 6 и 8 классах таких ответов не было совсем, в 9 классе был один ответ в 8 баллов (7.14 %) и только в 5 классе высоких оценок было несколько больше (один ответ в 10 баллов (4.0 %) и шесть ответов в 8 баллов (24.0 %)). Суммарный процент оценок 8-9-10 баллов у пятиклассников (28.0 %) достоверно выше, чем у шестиклассников (0 %) (ф*эмп. = 3.48 > ф*крит. = 2.31, p < 0.01), чем у восьмиклассников (0 %) (ф*эмп. = 3.34 > ф*крит. = 2.31, p < 0.01) и чем у девятиклассников (7.14 %) (ф*эмп. = 1.72 > ф*крит. = 1.64, p < 0.05). Различия между суммарными процентами оценок 8-9-10 баллов в 6,8 и 9 классах недостоверны. Что касается среднего диапазона оценок (от 4 до 7 баллов), то больше всего их было в 6 (43.75 %) и 8 (42.85 %) классах, тогда как в 9 классе таких ответов - 28,57 %, а в 5 классе - 16.0 %.

Проведенное исследование позволяет сделать такие выводы:

1. Ответы, полученные на утверждение «Мне кажется, что выполнение проектов и исследований в школе должно быть добровольным» показывают, что:

а) Примерно две трети учащихся 9 класса (а в более младших классах, участвовавших в данном исследовании, таких еще больше) не возражали бы, если бы проекты и исследования выполняли только те, кто сам этого захочет, то есть добровольно.

б) Если среди пятиклассников есть те, кто считает, что проекты и исследования должны быть обязательными, то среди учащихся более старших классов такое мнение не разделяет никто.

в) Возрастание от 5 класса к 9 классу процента оценок среднего диапазона говорит о том, что с возрастом примерно до трети учащихся начинают понимать, что проектно-исследовательская деятельность в школе не может быть сугубо добровольным занятием, потому что важно, чтобы ее обучающий, развивающий и воспитывающий эффект почувствовали на себе все учащиеся. Однако при этом уча-

щиеся не хотели бы, чтобы проектно-исследовательская деятельность была чрезмерно регламентирована, постоянно контролировалась по аналогии с другими уроками, поэтому, уже начиная с 6 класса, они не ставят относительно данного утверждения баллы 1-3, а предпочитают использовать баллы среднего диапазона. Можно сказать, что от проектно-исследовательской деятельности школьники ждут большей свободы самовыражения и возможности проявления собственной инициативы.

2. Из ответов, полученных на утверждение «Я готов к выполнению проектов по любому школьному предмету», следует, что:

а) Более половины учащихся 5, 6 и 8 классов и почти две трети учащихся 9 класса оценивают свою готовность к выполнению проектов по любому из изучаемых предметов как весьма низкую или довольно низкую.

б) Более четверти пятиклассников свою готовность к выполнению проектов по любому изучаемому предмету оценили довольно высоко, тогда как среди учащихся 9 класса о своей довольно высокой готовности заявил один человек, а среди учащихся 6 и 8 классов таких не было совсем.

в) В 5 и в 9 классах встретились оценки из всех трех диапазонов - высокие, средние и низкие (при значительном преобладании низких оценок). В 6 и 8 классах присутствовали оценки только среднего и низкого диапазонов (также при значительном преобладании низких оценок). Такие результаты предположительно могут свидетельствовать не только о том, что для учащихся характерна большая избирательность в отношении проектно-исследовательской деятельности, т.е. считая себя достаточно готовыми к выполнению проектов по одним учебных предметам, они не считают себя готовыми к выполнению проектов по другим предметам, но также и о том, что значительная часть учащихся 5, 6, 8 и 9 классов в целом довольно низко оценивает степень своей готовности к проектно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Глотова Г.А. Проблема формирования специалистов исследовательского типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 313-321.

2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.

3. Школа молодого учителя / Авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.