Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Г.А., Хамитова П.А.

Школьникам разных классов, участвующим в проектно-исследовательской деятельности, предлагался вариант невербальной методики, где требовалось с помощью смайликов, обозначающих разные эмоции, выразить свое отношение к учебной исследовательской и проектной деятельности, а также к учению в целом. При общем позитивном отношении к вышеназванным образовательным технологиям, выявлены определенные различия в отношении учащихся к учебным исследованиям и к проектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Скляренко А.Н. Технология формирования компетенций: методические рекомендации для преподавателя. - М.: МЮИ, 2011. - 213 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

4. http://www.studfiles.ru/preview/4017932/.

5. https://infourok.ru/usloviya_formirovaniya_obschih_kompetenciy_obu-chayuschihsya_v_uchrezhdeniyah_spo-353647.htm.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА К ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 © Глотова Г.А. , Хамитова П.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

Школьникам разных классов, участвующим в проектно-исследова-тельской деятельности, предлагался вариант невербальной методики, где требовалось с помощью смайликов, обозначающих разные эмоции, выразить свое отношение к учебной исследовательской и проектной деятельности, а также к учению в целом. При общем позитивном отношении к вышеназванным образовательным технологиям, выявлены определенные различия в отношении учащихся к учебным исследованиям и к проектам.

Ключевые слова: учение, учебные проекты и исследования, эмоциональное отношение

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в российских школах [2], что создает хорошую базу для дальнейшего формирования исследовательских компетенций в высших учебных заведениях [1]. Большое внимание уделяется вопросам подготовки педагогов к организации проектно-исследова-тельской деятельности учащихся, изучается опыт зарубежных исследователей, посвященный данной проблеме [4]. В то же время остается недостаточно изученной степень эмоциональной привлекательности для учащихся данных образовательных технологий, их отношение к таким технологиям.

1 Профессор кафедры Психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор.

2 Учитель Школы-интерната «Интеллектуал», аспирант кафедры Психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Для изучения эмоционального отношения использовался вариант невербальной методики [3], которую условно можно назвать «Смайлики». Учащимся 5,6,8 и 9-х классов школы «Интеллектуал» (г. Москва) предлагались три ряда по семь смайликов в каждом (по 1 см в диаметре).

В методике «Смайлики» используется 7-балльная шкала (от 7 - «очень нравится», до 1 - «совершенно не нравится»). Смайлик, который соответствует отношению учащегося к учебным исследованиям, проектам и в целом к учению в школе, нужно было отметить в соответствующем ряду (подчеркнуть, обвести и т.д.).

Над рядами смайликов были написаны три задания, которые нужно было последовательно выполнить.

1. Оцени, насколько тебе нравятся исследования.

2. Оцени, насколько тебе нравятся проекты.

3. Оцени, насколько тебе нравится учиться.

Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты выполнения методики «Смайлики» учащимися 5, 6, 8 и 9 классов

5 класс (п = 25)

«Смайлики» Баллы

4 5 6 7

N % N % N % N % М

1. Нравятся исследования 0 0 6 24,0 9 36,0 9 36,0 6,00

2. Нравятся проекты 3 12,0 3 12,0 7 28,0 11 44,0 5,92

3. Нравится учиться 0 0 0 0 9 36,0 14 56,0 6,24

6 класс (п = 16)

«Смайлики» Баллы

4 5 6 7

N % N % N % N % М

1. Нравятся исследования 1 6,25 3 18,75 7 43,75 4 25,0 5,75

2. Нравятся проекты 3 18,75 4 25,0 4 25,0 4 25,0 5,44

3. Нравится учиться 2 12,5 2 12,5 7 43,75 5 31,25 5,94

Окончание табл. 1

8 класс (п = 14)

«Смайлики» Баллы

4 5 6 7

N % N % N % N % М

1. Нравятся исследования 2 14,29 6 42,86 1 7,14 4 28,57 5,21

2. Нравятся проекты 3 21,43 3 21,43 2 14,29 5 35,71 5,36

3. Нравится учиться 2 14,29 6 42,86 2 14,28 4 28,57 5,57

9 класс (п = 14)

«Смайлики» Баллы

4 5 6 7

N % N % N % N % М

1. Нравятся исследования 2 14,29 3 21,43 4 28,57 5 35,71 5,86

2. Нравятся проекты 5 35,71 4 28,57 2 14,29 3 21,43 5,21

3. Нравится учиться 0 0 2 14,29 7 50,0 5 35,71 6,21

Примечание: в таблице не представлены баллы от 1 до 3, поскольку такие ответы были единичными и их описание дано в тексте.

Пятиклассники. Из табл. 1 видно, что характеризуя с помощью «Смайликов» свое отношение к учению, 23 пятиклассника из 25-ти (92 %) поставили оценки 6-7 баллов, из них 14 учащихся (56,0 %) оценили своё отношение к учению в 7 баллов. 5 и 4 балла не поставил никто, но один учащийся оценил своё отношение к учению в 1 балл и еще один - в 3 балла.

Отношение пятиклассников к исследованиям отличается от отношения к учению тем, что меньше учащихся поставили 7 баллов (36,0 %), но больше появилось оценок в 5 баллов (24,0 %). Неопределенных ответов в 4 балла не было, но один учащийся поставил 3 балла.

Положительные ответы (5-7 баллов) относительно привлекательности проектов дал 21 пятиклассник (84,0 %), причем из них 11 учащихся поставили 7 баллов (44,0 %). В то же время относительно проектов у пятиклассников встретился один ответ в 2 балла и 3 неопределенных ответа в 4 балла.

В целом среди пятиклассников продемонстрировали положительное отношение (5-7 баллов) к учению - 92 %, к исследованиям - 96 %, к проектам -84 %.

Шестиклассники. Из 16-ти учащихся 6 класса 14 (87,5 %), характеризуя свое отношение к учению, поставили оценки 5-7 баллов, а 12 учащихся (75,0 %) поставили оценки 6-7 баллов. Неопределенный ответ в 4 балла в этой группе по отношению к учению встретился у двух учащихся.

Отношение шестиклассников к исследованиям отличается от отношения к учению тем, что меньше ответов в 7 баллов (25,0 % для исследований против 31,25 % для учения в целом) и большее число ответов в 5 баллов. Однако наибольшее число ответов и для учения в целом, и для исследований составили ответы в 6 баллов (по 43,75 %). Кроме этого, в группе шестиклассников встретилось по одному ответу в 3 и 4 балла.

Выражая своё отношение к проектам, один шестиклассник поставил 3 балла, а неопределенное отношение в 4 балла проявили 3 учащихся. В то же время на положительные оценки (5-7 баллов) пришлось 75,0%. При этом оценки в 5, 6 и 7 баллов распределились у шестиклассников равномерно и составили по 25,0 %.

В целом среди шестиклассников положительное отношение (5-7 баллов) продемонстрировали к учению - 87,5 %, к исследованиям - 87,5 %, к проектам - 75,0 %.

Восьмиклассники. В 8 классе 12 учащихся из 14-ти (85,71 %), характеризуя свое отношение к учению поставили оценки 5-7 баллов, а 6 учащихся (42,85 %) поставили оценки в 6-7 баллов. Неопределенный ответ в 4 балла в 8 классе встретился по отношению к учебе два раза.

Отношение восьмиклассников к исследованиям отличается от отношения к учению тем, что у них встретились один ответ в 1 балл, а также 2 неопределенных ответа. Кроме этого, оказалось меньше ответов в 6 баллов. Число ответов в 5 баллов было наибольшим как для учения в целом, так и для исследований (по 42,86 %). Число ответов в 7 баллов для учения и для исследований также одинаковое (по 28,57 %). Сумма же ответов в 6-7 баллов для исследований немного меньше, чем для учения (35,71 % против 42,85 %).

Отношение восьмиклассников к проектам проявилось в том, что оценки в 5 баллов составили 21,57 %, в 6 баллов - 14,29 %, в 7 баллов - 35,71 %, то есть более трети учащихся поставили проектам максимальный балл. У одного восьмиклассника встретился относительно проектов 1 балл, а неопределенное отношение к проектам проявили 3 учащихся.

В целом среди восьмиклассников положительное отношение (5-7 баллов) продемонстрировали к учению - 85,71 %, к исследованиям - 78,57 %, к проектам - 71,43 %.

Девятиклассники. Характеризуя свое отношение к учению все 14 учащихся 9 класса (100 %) поставили оценки 5-7 баллов, а 12 учащихся (85,71 %) поставили оценки в 6-7 баллов. Неопределенный ответ в 4 балла в этой группе по отношению к учению не встретился совсем.

Отношение девятиклассников к исследованиям отличается от отношения к учению тем, что в этом случае меньше ответов в 6 баллов (28,57 % для исследований против 50,00 % для учения в целом) и большее число ответов в 5 баллов. Кроме этого, есть 2 неопределенных ответа.

Еще более своеобразная картина у девятиклассников по отношению к проектам. Неопределенное отношение к проектам проявили 35,71 % учащихся, тогда как на положительные оценки 5-7 баллов пришлось 64,69 %. Причем оценки в 5 баллов составили 28,57 %, в 6 баллов - 14,29 %, в 7 баллов - 21,43 %. Однако в отличие от учащихся 5, 6 и 8 классов, у девятиклассников негативные оценки отсутствовали совсем, причем во всех трех ситуациях (учения, учебных исследований и проектов).

Кроме этого, именно в 9-м классе отмечены наибольшие различия в процентах между тремя вышеназванными ситуациями: 100 % положительных оценок (5-7 баллов) относительно учения в целом, 85,71 % положительных оценок относительно учебных исследований и 64,29 % положительных оценок относительно учебных проектов. Сравнение по критерию ф* углового преобразования Фишера показывает, что у девятиклассников различие между процентом положительных оценок относительно учения в целом и процентом положительных оценок относительно учебных проектов является статистически достоверным (ф*эмп. = 3,39 > ф*крит. = 2,31, р < 0,01). Различие между процентом положительных оценок относительно учения в целом и процентом положительных оценок относительно учебных исследований у девятиклассников также является статистически достоверным (ф*эмп. = 2,05 > ф*крит. = 1,64, р < 0,05).

Можно отметить также, что по отношению к учению положительные оценки (5-7 баллов) его привлекательности для учащихся варьировали от 85,71 % в 8 классе до 100 % в девятом классе. При этом только в пятом классе было отмечено два случая негативных оценок отношения к учению (в 1 и 3 балла). Число неопределенных ответов варьировало в разных классах от 0 до 2-х.

Положительные оценки (5-7 баллов) привлекательности для учащихся учебных исследований варьировали от 96 % в пятом классе до 78,57 % в 8 классе. При этом только в девятом классе совсем не было отмечено негативных оценок, а в 5,6 и 8 классах по одной оценке в 1 или в 3 балла имело место. Число неопределенных ответов также варьировало от 0 до 2-х.

Положительные оценки (5-7 баллов) привлекательности для учащихся учебных проектов варьировали от 84 % в пятом классе до 64,29 % в 9 классе. Причем только в девятом классе не отмечено негативных оценок, а в 5, 6 и 8 классах по одной оценке в 1,2 или в 3 балла имело место. Число неопределенных ответов варьировало в разных классах для проектов от 3 до 5-ти.

В качестве ограничений проведенного исследования можно отметить небольшое число учащихся 6,8 и 9 классов. Кроме этого, в использованной методике достаточно сильно влияние фактора социальной желательности ответов, что побуждает учащихся давать ответы преимущественно в положительном диапазоне. Тем не менее, полученные результаты позволяют сделать предположение, что интерес к проектам у учащихся несколько ниже, чем к исследованиям во всех рассмотренных возрастных группах, а также, что интерес к проектам имеет тенденцию постепенно снижаться от 5 класса к 9 классу, что подтверждают расчеты процентов и средних арифметических.

Список литературы:

1. Глотова Г.А. Проблема формирования исследовательских компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. -№ 5-2. - С. 12-17.

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

3. Andrews F.M., Witney S.B. Social indicators of well-being: American's perceptions of life quality. - N.Y.: Plenum Press, 1976.

4. Lam S.F., Cheng R.W.Y., Choy H.C. School support and teacher motivation to implement project-based learning // Learning And Instruction. - 2010. -V 20, № 6. - P. 487-497.

КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ И МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

© Калинина Е.С.1

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

г. Санкт-Петербург

В статье изучены особенности метода кейса как одной из форм интеграции теории и практики обучения в вузе. Подробно рассмотрены различные виды кейсов. Предлагается использование кейс-метода для придания обучению естественнонаучным и математическим дисциплинам прикладного характера.

Ключевые слова: профессионально направленное обучение, естественнонаучные и математические дисциплины, инновационные технологии, кейс-метод.

В современных социально-экономических условиях развития общества цель обучения в вузе - это, прежде всего подготовка высоко квалифицированных специалистов со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат им конкурентоспособность на рынке труда. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали настолько разнообразными, что их невозможно передать в полном объеме в пределах традиционных методов. В связи с этим повышается потребность в использовании новых методов обучения. Особенно актуальной и недостаточно изученной является проблема внедрения инновационных технологий в преподавание высшей математики

1 Профессор кафедры Высшей математики и системного моделирования сложных процессов, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.