Научная статья на тему 'Представления школьников о связи их будущей профессии с проектами и исследованиями'

Представления школьников о связи их будущей профессии с проектами и исследованиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Г.А., Хамитова П.А.

Дается анализ представлений школьников, имеющих опыт участия в учебной проектно-исследовательской деятельности, о том, хотели бы они, чтобы их будущая профессиональная деятельность была связана с выполнением проектов и проведением исследований; рассмотрены общие тенденции и особенности ответов учащихся разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления школьников о связи их будущей профессии с проектами и исследованиями»

Достоверные различия отсутствуют, но отмечены три тенденции к различиям: между ответами «не знаю, не ответил» в 8 классе (35,71 %) и в 6 классе (12,5 %) (ф*эмп. = 1,53 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05); между ответами «не хочу ни то, ни другое» в 9 классе (7,14 %) и в 5 классе (0 %) (ф*эмп. = 1,62 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05), а также между ответами «не хочу ни то, ни другое» в 9 классе (7,14 %) и в 6 классе (0 %) (ф*эмп. = 1,48 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05).

В целом можно отметить, что:

1. По мере перехода от более младших классов к более старшим увеличивается процент учащихся, негативно настроенных по отношению к проектно-исследовательской деятельности (особенно, в 8 классе).

2. Среди тех, кто позитивно настроен относительно данной деятельности, к 9 классу начинает значимо преобладать процент предпочитающих выполнение учебных исследований, а не проектов, тогда как в 5 и 6 классах некоторое преимущество было на стороне проектов.

Список литературы:

1. Глотова Г.А. Проблема формирования специалистов исследовательского типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 313-321.

2. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Эмоциональное отношение учащихся разного возраста к проектно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 40. - С. 32-37.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М.: Изд-во «Прометей» МПГУ 2006. - 224 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О СВЯЗИ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ С ПРОЕКТАМИ И ИССЛЕДОВАНИЯМИ

© Глотова Г.А.1, Хамитова П.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

Дается анализ представлений школьников, имеющих опыт участия в учебной проектно-исследовательской деятельности, о том, хотели бы

1 Профессор кафедры психологии образования и педагогики, доктор психологических наук, профессор.

они, чтобы их будущая профессиональная деятельность была связана с выполнением проектов и проведением исследований; рассмотрены общие тенденции и особенности ответов учащихся разного возраста.

Ключевые слова: школьники, представления о будущей профессии, исследования и проекты

Проектно-исследовательская деятельность, являясь одним из приоритетных направлений развития отечественной системы образования [5, 6], выступает в качестве важной составляющей подготовки школьников к жизни и будущей профессиональной деятельности. В настоящее время в любой профессии требуется наличие исследовательских компетенций, что ставит перед системой образования задачу подготовки специалистов исследовательского типа [1, 2]. Изучение эмоционального отношения к выполнению учебных проектов и проведению учебных исследований показывает, что у учащихся преимущественно преобладает позитивное отношение, тогда как резко негативное отношение к учебным проектам и исследованиям встречается значительно реже [4].

Можно предположить, что если в период обучения выполнение исследований или проектов оказалось для учащегося интересным и привлекательным, то, возможно, он и в будущем захочет выбрать такую профессию, которая будет включать в себя проведение исследований или работу над проектами.

С целью рассмотреть отношение школьников к учебным исследованиям и проектам в контексте их представлений о будущей профессии, им были предложены два утверждения: «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с исследованиями» и «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с проектами». Степень своего согласия с данными утверждениями учащиеся оценивали по 10-балльной системе (1 -«абсолютно несогласен» <. .> 10 - «абсолютно согласен»).

Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.

Первое, что можно отметить, рассматривая табл. 1 и 2, то, что относительно обоих утверждений во всех классах, участвовавших в исследовании, задействованы оценки из всех трех диапазонов - диапазона высоких оценок (8-9-10 баллов), средних (4-5-6-7 баллов) и низких (1-2-3 балла).

Как следует из табл. 1, оценки в 1 балл по вопросу об исследованиях во всех четырех классах отсутствовали. Максимальные проценты по отдельным баллам составили в 5 классе 16,0 % (оценки 5,7,9 баллов), в 6 класс -25,0 % (оценка 5 баллов), в 8 классе - 21,42 % (оценка 7 баллов), в 9 классе -21,42 % (оценка 2 балла).

В 5, 6 и 8 классах наибольшие суммарные проценты представлены в среднем диапазоне оценок, наименьшие проценты - в диапазоне низких оценок. Суммарные проценты высоких оценок занимают промежуточное положение. При этом выявлен ряд достоверных различий по критерию ф* -углового преобразования Фишера.

Таблица 1

Мнения учащихся относительно утверждения «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с исследованиями»

5 класс 6 класс 8 класс 9 класс

Баллы N % N % N % N %

10 3 12,0 0 0 2 14,29 2 14,29

9 4 16,0 2 12,5 2 14,29 2 14,29

8 2 8,0 3 18,75 0 0 2 14,29

7 4 16,0 3 18,75 3 21,42 1 7,14

6 2 8,0 2 12,5 2 14,29 1 7,14

5 4 16,0 4 25,0 2 14,29 2 14,29

4 2 8,0 0 0 2 14,29 0 0

3 2 8,0 1 6,25 0 0 1 7,14

2 2 8,0 1 6,25 1 7,13 3 21,42

1 0 0 0 0 0 0 0 0

Всего 25 100,0 16 100,0 14 100,0 14 100,0

Так, в 5 классе суммарный процент оценок в 8-9-10 баллов (36,0 %) достоверно выше процента оценок в 1-2-3 балла (16,0 %) (ф*эмп. = 1,64 = ф*крит. = 1,64, p < 0,05). Аналогично в 5 классе суммарный процент оценок в 4-5-6-7 баллов (48,0 %) достоверно выше процента оценок в 1-2-3 балла (16,0 %) (ф*эмп. = 2,50 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Различия между суммарными процентами высоких оценок (36,0 %) и оценок среднего диапазона (48,0 %) недостоверны.

В 6 классе суммарный процент оценок в 4-5-6-7 баллов (56,25 %) достоверно выше процента оценок в 1-2-3 балла (12,5 %) (ф*эмп. = 2,75 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Различия между суммарными процентами высоких оценок (31,25 %) и оценок среднего диапазона (56,25 %), а также между суммарными процентами высоких оценок (31,25 %) и низких оценок (12,5 %) недостоверны.

В 8 классе суммарный процент оценок в 4-5-6-7 баллов (64,29 %) достоверно выше процента оценок в 1 -2-3 балла (7,13 %) (ф*эмп. = 3,49 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Суммарный процент оценок в 4-5-6-7 баллов (64,29 %) достоверно выше процента оценок в 8-9-10 баллов (28,56 %) (ф*эмп. = 1,94 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05). Различия между суммарными процентами высоких оценок (28,58 %) и низких оценок (7,13 %) недостоверны.

В 9 классе картина существенно отличается от того, что было отмечено для 5,6 и 8 классов: оценки 8-9-10 баллов составляют 42,87 %, а оставшиеся 57,13 % поровну распределяются между диапазонами средних и низких оценок. При этом отсутствуют достоверные различия между суммарными процентами для каждой пары из трех диапазонов.

Кроме этого можно отметить, что отсутствуют достоверные различия между 5, 6, 8 и 9 классами как по суммарным процентам высоких оценок в 8-9-10 баллов, так и по суммарным процентам низких оценок в 1 -2-3 балла.

В среднем диапазоне оценок выявлено одно достоверное различие - между суммарными процентами оценок в 4-5-6-7 баллов между восьмиклассниками (64,29 %) и девятиклассниками (28,57 %) (ф*эмп. = 1,94 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05). Остальные различия между суммарными процентами в среднем диапазоне оценок недостоверны, хотя в случае различий между шестиклассниками (56,25 %) и девятиклассниками (28,57 %) можно говорить об определенной тенденции к различиям (ф*эмп. = 1,55 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05).

Теперь рассмотрим ответы на утверждение, касающееся проектов (табл. 2).

Таблица 2

Мнения учащихся относительно утверждения «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с проектами»

5 класс 6 класс 8 класс 9 класс

Баллы N % N % N % N %

10 1 4,0 2 12,5 2 14,29 1 7,14

9 3 12,0 0 0 2 14,29 2 14,29

8 1 4,0 1 6,25 2 14,29 2 14,29

7 5 20,0 0 0 1 7,14 3 21,42

6 3 12,0 3 18,75 0 0 1 7,14

5 4 16,0 6 37,5 2 14,29 2 14,29

4 1 4,0 1 6,25 3 21,42 0 0

3 4 16,0 2 12,5 0 0 2 14,29

2 0 0 1 6,25 1 7,14 1 7,14

1 3 12,0 0 0 1 7,14 0 0

Всего 25 100,0 16 100,0 14 100,0 14 100,0

Как видно из табл. 2, определенная тенденция к преобладанию суммарных процентов у среднего диапазона оценок в 4-5-6-7 баллов присутствует и для проектов, как и для исследований. Она в наибольшей мере выражена в 5 (52,0 %) и 6 (62,5 %) классах, тогда как в 8 и 9 классах суммарный процент оценок среднего диапазона равен по 42,85 %.

В 5 классе статистически достоверные различия получены между суммарным процентом ответов среднего диапазона (52,0%) и суммарным процентом ответов 1-2-3 (28,0 %) (ф*эмп. = 1,75 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05), а также между суммарным процентом ответов среднего диапазона (52,0 %) и суммарным процентом ответов 8-9-10 (20,0 %) (ф*эмп. = 2,42 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Различия между суммарными процентами высоких и низких оценок недостоверны.

В 6 классе различия достоверны между суммарным процентом ответов среднего диапазона (62,5 %) и суммарным процентом ответов 1-2-3 (18,75 %) (ф*эмп. = 2,62 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01), а также между суммарным процентом ответов среднего диапазона (62,5 %) и суммарным процентом ответов 8-9-10 (18,75 %) (ф*эмп. = 2,62 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01).

В 8 классе различия достоверны между суммарным процентом ответов среднего диапазона (42,85 %) и суммарным процентом ответов 1-2-3 (14,28 %) (ф*эмп. = 1,73 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05), а также между суммарным процентом ответов 8-9-10 (42,87 %) и суммарным процентом ответов 1-2-3 (14,28 %) (ф*эмп. = 1,73 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05).

В 9 классе суммарные проценты оценок в 8-9-10 баллов составляют 35,72 %, оценок в 4-5-6-7 - 42,85 %, оценок в 1-2-3 балла - 21,43 %. При этом достоверные различия между суммарными процентами для каждой пары из трех диапазонов отсутствуют.

Не выявлено достоверных различий между 5,6,8 и 9 классами ни по суммарным процентам высоких оценок, ни по суммарным процентам низких оценок, ни по суммарным процентам оценок среднего диапазона.

Также не выявлено достоверных различий между суммарными процентами высоких, средних и низких оценок в каждом из участвовавших в исследовании классов относительно утверждений «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с исследованиями» и «Я хотел бы, чтобы у меня в будущем была профессия, связанная с проектами».

Сопоставим описанные выше данные, относящихся к отдаленному будущему школьников, с тем, как они отвечали на более актуальные для них в настоящее время вопросы о добровольности или обязательности участия в проектно-исследовательской деятельности и о своей готовности к выполнению проектов по изучаемым предметам [3]. Так, было показано, что основная масса ответов на вопрос о добровольности / обязательности участия в проектно-исследовательской деятельности пришлась на оценки в 8-9-10 баллов, что говорит о том, что школьники считают, что оно должно быть добровольным. Напротив, по вопросу о своей готовности к выполнению проектов основная масса ответов пришлась на оценки в 1-2-3 балла, то есть многие школьники оценивают её как недостаточную [3]. В ответах же на вопрос о желании, чтобы будущая профессиональная деятельность была связана с проектами и исследованиями, учащиеся проявили значительно меньшее единодушие. Их ответы распределились более равномерно по всем трем диапазонам оценок (высокому, среднему, низкому), однако с преимущественным преобладанием оценок среднего диапазона, особенно, в 5 и 6 классах. Это можно рассматривать как показатель того, что учащиеся пока еще не очень задумываются о будущей профессии, а также о ее связи с тем, что они осваивают в школе.

Список литературы:

1. Глотова Г.А. Проблема формирования исследовательских компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. -№ 5-2. - С. 12-17.

2. Глотова Г.А. Проблема формирования специалистов исследовательского типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 313-321.

3. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Представления школьников о проектно-исследовательской деятельности и готовности к ней // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. -№ 24-1. - С. 84-88.

4. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Эмоциональное отношение учащихся разного возраста к проектно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 40. - С. 32-37.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

6. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Дроздова Н.В.1

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассмотрены понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации», представлены результаты исследования смысложизнен-ных ориентаций студентов-психологов, определены их особенности.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, смысложизненные ориентации.

Проведя психолого-педагогический анализ работ, посвященных профессии психолога, можно отметить, что авторы уделяют свое внимание в исследовании вопросам мотивационного выбора профессии психолога и специфическим особенностям его профессиональной деятельности. При этом специфика профессии психолога такова, что высокие требования предъявляются к самой личности психолога [4]. Поэтому, важным фактором профессионализма психолога, кроме интересов и способностей, является изучение его смысловой сферы, так как жизненный смысл зачастую определяет отношение человека к профессии и профессиональной деятельности, его профессиональную успешность или неуспешность, а так же траекторию движения человека к личностной и профессиональной самореализации.

1 Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.