Научная статья на тему 'Представления школьников об учебных исследованиях и проектах'

Представления школьников об учебных исследованиях и проектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ / ИНТЕРЕСЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Г.А., Хамитова П.А.

Рассматриваются представления школьников об учебных исследованиях и проектах; на основе использования методики «Незаконченные предложения» выделяется ряд категорий для систематизации полученных ответов; анализируются предпочтения учащихся разных классов относительно выполнения учебных исследований или проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления школьников об учебных исследованиях и проектах»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПРОЕКТАХ

© Глотова Г.А.1, Хамитова П.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

Рассматриваются представления школьников об учебных исследованиях и проектах; на основе использования методики «Незаконченные предложения» выделяется ряд категорий для систематизации полученных ответов; анализируются предпочтения учащихся разных классов относительно выполнения учебных исследований или проектов.

Ключевые слова: учебные исследования и проекты, интересы и предпочтения учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности в школе направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью развития творческой личности [3, 4]. Это является необходимой предпосылкой для последующего формирования специалистов исследовательского типа в высших учебных заведениях [1].

При выполнении конкретных учебных проектов и исследований у школьников складываются обобщенные представления об исследованиях и проектах, а также формируется отношение к ним [2], которое затем проявляется в том, насколько активно и творчески они включаются в проектно-исследова-тельскую деятельность.

Представляет интерес, как учащиеся разных классов понимают и дают определения проектной и исследовательской деятельности.

Использовалась методика «Незаконченные предложения», где было необходимо дописать следующие предложения:

а) «Проектная деятельность - это ...».

б) «Исследовательская деятельность - это ...».

в) «Проекты отличаются от исследований тем, что ...».

г) «Мне больше нравятся ...».

Рассмотрим, как учащиеся 5,6,8 и 9 классов школы-интерната «Интеллектуал» (г. Москва) закончили приведенные выше предложения.

Выделим ряд категорий ответов, которые проиллюстрируем отдельными примерами:

1. Попытка дать определение понятий «проект» или «исследование»: а) «Проектная деятельность - это ...»: «Реализация некоторой идеи, создание чего-то нового и полезного» (9 класс); «Что-то, что никто до тебя не делал» (5 класс).

1 Профессор кафедры Психологии образования и педагогики, доктор психологических наук, профессор.

б) «Исследовательская деятельность - это...»: «Исследование какого-либо объекта / явления» (9 класс); «Когда ты выясняешь, почему произошло то или иное событие или сравниваешь» (6 класс); «Выбор темы и попытка разобраться в ней» (5 класс).

2. Ответы, выражающие эмоциональное отношение (положительное или отрицательное) к учебным проектам или исследованиям:

а) «Проектная деятельность - это.»: «Тяжело» (9 класс); «Интересная деятельность» (8 класс); «Трата времени» (8 класс); «Сложная, но очень интересная работа» (5 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это...»: «Много сил и времени (которых нет)» (9 класс); «Трата времени» (8 класс); «Интересно» (8, 6 классы).

3. Описание процесса деятельности по созданию проектов или исследований:

а) «Проектная деятельность - это.»: «Сбор и обобщение добытой информации по конкретной теме» (9 класс); «Исследование какой-либо темы и изложение результатов в презентации. И ещё защита» (5 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это.»: «Поиск чего-то нового, открытие и объяснение чего -то неизвестного» (9 класс); «Когда ты находишь какую-нибудь информацию и изучаешь её» (5 класс).

4. Указание на отдельные составляющие деятельности по выполнению учебных проектов или исследований:

а) «Проектная деятельность - это ...»: «Тема» (9 класс); «Рассказ о чем-то» (6 класс); «Подготовка проекта к презентации» (5 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это ...»: «Анализирование фактов» (6 класс); «Наблюдать за кем-то (чем-то)» (5 класс).

5. Значение проектно-исследовательской деятельности для интеллектуального и личностного развития:

а) «Проектная деятельность - это.»: «Развитие своих интересов» (9 класс); «Творчество» (8 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это.»: «Развитие своих интересов» (9 класс); «Ежедневный процесс для меня» (5 класс).

6. Значение проектно-исследовательской деятельности для будущей профессиональной деятельности:

а) «Проектная деятельность - это.»: «Увлекательное и полезное занятие, опыт которого мне понадобится» (8 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это.»: «Увлекательное и полезное занятие, знания которого мне интересны и/или пригодятся в будущем» (9 класс).

7. Тавтологические рассуждения:

а) «Проектная деятельность - это.»: «когда делаешь проекты» (5 класс).

б) «Исследовательская деятельность - это.»: «Когда ты что-то исследуешь» (5 класс).

Как можно видеть из приведенных выше описаний проектов и исследований, ответы из разных категорий могут встречаться в любом классе. В целом можно сказать, что в полученных результатах отражаются как индивидуальные различия между учащимися, так и различия между классами.

Рассмотрим теперь примеры завершения школьниками третьего предложения (в) «Проекты отличаются от исследований тем, что.»:

9 класс: «В исследовании нет конкретной задачи и «точки назначения», они могут длиться вечно. Проект должен быть выполнен и принести результат»; «Исследование - это часть проекта»; «Я не вижу различия».

8 класс: «Проект создает что-то новое, а исследования изучают что-то новое»; «По-моему, исследовательская деятельность - неотъемлемая часть любого проекта»; «Проекты меньше тратят время».

6 класс: «Исследования - это часть проектной работы»; «Проект - создание, исследование - изучение»; «В проектах ты придумываешь что-нибудь сам, а в исследованиях исследуешь то, что уже было»; «При проектах ты проектируешь, а при исследованиях - исследуешь»; «Я не знаю, чем».

5 класс: «В проектах вам надо лишь сравнить факты, а в исследовании еще и «открыть» их»; «Исследование это поиск информации, а проект это делание чего-либо самим»; «Проекты это сбор информации, а исследования -открытие нового»; «Проекты надо защищать и рассказывать, а исследования просто проводить».

Можно предположить, что ответы испытуемых во многом обусловлены тем, какие именно проекты или исследования им доводилось выполнять, а также тем, как руководитель проекта или исследования пояснял учащимся их особенности.

В табл. 1 представлены данные о том, что учащимся больше нравится выполнять - проекты или исследования.

Таблица 1

Категории ответов для предложения (г) «Мне больше нравятся...»

Что больше нравится 5 класс 6 класс 8 класс 9 класс

Категории ответов N % N % N % N %

Исследования 8 32,0 6 37,5 4 28,57 7 50,0

Проекты 9 36,0 8 50 3 21,43 2 14,29

И то, и другое 7 28,0 0 0 0 0 0 0

Не знаю, не ответил 1 4,0 2 12,5 5 35,71 4 28,57

Не хочу ни то, ни другое 0 0 0 0 2 14,29 1 7,14

Всего 25 100,0 16 100,0 14 100,0 14 100,0

Как видно из табл. 1, в 5 классе у 96,0 % учащихся отмечается позитивное отношение к проектно-исследовательской деятельности: различия с

процентом тех, кто ответил «не знаю» или не ответил совсем (4,0 %), статистически достоверны по критерию ф* - углового преобразования Фишера (ф*эмп. = 8,26 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Различия же между процентами тех, кто выбрал проекты (36,0 %) или исследования (32,0 %), или «и то, и другое» (28,0 %) - недостоверны.

Начиная с 6 класса ответ, что нравятся «и проекты, и исследования» уже не встречается: учащиеся выбирают что-то одно - или исследования, или проекты. При этом если в 5 и 6 классах отсутствовали ответы «не хочу» выполнять ни проекты, ни исследования, то в 8 и 9 классах такие единичные ответы появились.

В 6 классе позитивное отношение к проектно-исследовательской деятельности отмечено у 87,5 % учащихся: различия с процентом тех, кто ответил «не знаю» или не ответил совсем (12,5 %), статистически достоверны по критерию ф* - углового преобразования Фишера (ф*эмп. = 4,80 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01). Различия же между процентом тех, кто выбрал исследования, и кто выбрал проекты, недостоверны.

В 8 классе ровно по 50 % пришлось на позитивные ответы (нравятся либо проекты (28,57 %), либо исследования (21,43 %)) и на негативные ответы («не знаю, не ответил» (35,71 %) или «не хочу выполнять ни то, ни другое» (14,29 %)). Все попарные различия в 8 классе недостоверны.

В 9 классе достоверными являются различия между процентом предпочитающих выполнять исследования (50,0 %), и тех, кто отдал предпочтение проектам (14,29 %) (ф*эмп. = 2,10 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05). В целом позитивное отношение к проектно-исследовательской деятельности отмечено у 64,29 % девятиклассников, негативное - у 35,71 % (различия недостоверны, но есть выраженная тенденция к различиям: ф*эмп. = 1,53 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05).

Получены также достоверные различия между процентом позитивных ответов в 6 классе (87,5 %) и в 8 классе (50,0 %) (ф*эмп. = 2,32 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01), в то время как между процентом позитивных ответов в 6 классе (87,5 %) и в 9 классе (64,29 %) достоверных различий нет, хотя выраженная тенденция к различиям имеется (ф*эмп. = 1,53 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05).

Достоверные различия отмечены еще относительно предпочтения проектов в 6 классе (50,0 %) в сравнении с 9 классом (14,29) (ф*эмп. = 2,17 > ф*крит. = 1,64, р < 0,05). Между предпочтением проектов в 5 классе (36,0 %) и в 9 классе (14,29 %) различия недостоверны, но отмечена тенденция к различиям: ф*эмп. = 15,3 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05.

Кроме этого, ряд достоверных различий между разными классами получен по категориям негативных ответов. Так, различия достоверны между ответами «не знаю, не ответил» в 8 классе (35,71 %) и в 5 классе (4,0 %) (ф*эмп. = 2,63 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01); между ответами «не знаю, не ответил» в 9 классе (28,57 %) и в 5 классе (4,0 %) (ф*эмп. = 2,17 > ф*крит. = 1,64, p < 0,05); между ответами «не хочу ни то, ни другое» в 8 классе (14,29 %) и в 5 классе (0 %) (ф*эмп. = 2,32 > ф*крит. = 2,31, p < 0,01).

Достоверные различия отсутствуют, но отмечены три тенденции к различиям: между ответами «не знаю, не ответил» в 8 классе (35,71 %) и в 6 классе (12,5 %) (ф*эмп. = 1,53 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05); между ответами «не хочу ни то, ни другое» в 9 классе (7,14 %) и в 5 классе (0 %) (ф*эмп. = 1,62 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05), а также между ответами «не хочу ни то, ни другое» в 9 классе (7,14 %) и в 6 классе (0 %) (ф*эмп. = 1,48 < ф*крит. = 1,64, p > 0,05).

В целом можно отметить, что:

1. По мере перехода от более младших классов к более старшим увеличивается процент учащихся, негативно настроенных по отношению к проектно-исследовательской деятельности (особенно, в 8 классе).

2. Среди тех, кто позитивно настроен относительно данной деятельности, к 9 классу начинает значимо преобладать процент предпочитающих выполнение учебных исследований, а не проектов, тогда как в 5 и 6 классах некоторое преимущество было на стороне проектов.

Список литературы:

1. Глотова Г.А. Проблема формирования специалистов исследовательского типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 313-321.

2. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Эмоциональное отношение учащихся разного возраста к проектно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 40. - С. 32-37.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О СВЯЗИ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ С ПРОЕКТАМИ И ИССЛЕДОВАНИЯМИ

© Глотова Г.А.1, Хамитова П.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

Дается анализ представлений школьников, имеющих опыт участия в учебной проектно-исследовательской деятельности, о том, хотели бы

1 Профессор кафедры психологии образования и педагогики, доктор психологических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.