ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЯ ДВИЖЕНИЯ ФАЛУНЬГУНЬ ЛИ ХУНЧЖИ О ЛИЦЕ ИИСУСА ХРИСТА
Загорулько Сергей Романович,
аспирант кафедры Церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра
Аннотация. В данной статье исследуются основные вероучительные источники движения Фалуньгун. В процессе анализа доктрин учения автор приходит к выводу о несоответствии представлений Ли Хунчжи о Иисусе Христе с традиционным учением о Нем Христианской Церкви. Ключевые слова: Фалуньгун, эзотерика, цигун, синкретизм, психофизическая практика.
THE CONCEPT OF THE FACE OF CHRIST IN THE TEACHING OF LI HONGZHI THE FOUNDER OF FALUN GONG
Zagorulko Sergey Romanovich
master of Church practical disciplines at the Moscow Theological Academy Sergiev Possad, Trinity-Sergius Lavra
Abstract. This article examines the main doctrinal sources of the Falun Gong movement. In analyzing the doctrines of this teaching, the author concludes that Li Hongzhi's views of Jesus Christ do not correspond with the traditional teachings of the Christian Church.
Keywords: Falun Gong, esoterica, Qigong, Syncretism, psychophysical practice.
И о замечанию Святейшего Патриарха Кирилла, современные религиозные тенденции настораживают, заставляют задаться вопросом о их подлинной цели [5]. Среди подобных сомнительных религиозных явлений в последнее время все более заметно выделяется возникшее в Китае движение Фалуньгун. Возникнув под видом оздоровительной психофизической практики в русле распространенного традиционного комплекса упражнений цигун, Фалуньгун заявило свои претензии и на роль учения духовного и даже религиозного, а его лидер Ли Хунчжи выступил в качестве нового гуру-основателя очередной квазирелигиозной секты. В Китае, по свидетельству исследователей и наблюдателей, учение Ли Хунчжи распространилось, главным образом, среди широких масс необразованного и суеверного крестьянства. Этому имеется целый ряд причин: стремление к здоровью, которое удовлетворяет Фалуньгун на фоне недостатка возможностей со стороны государственной медицины КНР, а также духовный вакуум, возникший у многих граждан Китая в связи с государственным запретом на деятельность традиционных религиозных организаций. В качестве замены Ли Хунчжи предлагает своим последователям беспорядочную смесь из обрывков плохо знакомых ему учений других религий, главным образом, буддизма и
МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Загорулько Сергей Романович
«Представления основателя движения фалуньгунь Ли Хунчжи о лице Иисуса Христа»
даосизма, оформленных в систему его псевдонаучных запутанных и противоречивых умопостроений. В результате возникло очередное синкретическое учение, готовое соединить разрозненные принципы любых других религиозных и философских систем без каких-либо опасений нарушить их целостность.
С 1997 года психофизический тренинг Фалуньгун успешно распространяется и среди россиян [6, с. 66]. Активная пропагандистская деятельность практики наблюдается в проведении социальных мероприятий, открытых собраний, а также в интернет-пространстве - на официальных русскоязычных сайтах психофизической практики. Свойственный Фалуньгун синкретизм позволяет многим не замечать основной проблемы его существования в нашей стране - того факта, что многие из числа его новых последователей в России имеют христианскую религиозную принадлежность, крещены в Православии. Вместе с тем, под прикрытием принципа «Истина. Доброта. Терпение» (основной принцип учения Фалунь Дафа - прим. авт.) в сознание русских людей проникают новые религиозные идеи и ценности. Однако для понимания подлинных целей нового учения и его кардинального расхождения с традиционной для России и нашего народа православной религиозной традицией достаточно рассмотреть такой важный вопрос, как отношение Ли Хунчжи и его секты к Господу нашему Иисусу Христу. Задачей данной статьи как раз и является освещение того, кем является Иисус Христос для учения Фалуньгун, и какой Он занимает в нем статус.
По учению основателя практики первоосновой всего сущего является Материя Истока. Появление различных форм жизни обязано ее спонтанному делению [3]. Вследствие экспликации материи в пространстве Вселенной из небытия образовались разнообразные виды существ. Основоположник движения, Фалуньгун и ее бессменный лидер Ли Хунчжи упоминает в своих лекциях-проповедях таких живых существ, как Высшие Будды, Великие Будды, Будды, бодхисаттвы, даосы, боги, святые, демоны, асуры, духи, а также различные виды и роды человеческого существа. Весь мир и все живое, по утверждению лидера движения, является цельным живым организмом: «Когда твоё небесное око откроется на уровне "зрения глаза Закона", ты обнаружишь, что камни, стены - любые предметы разговаривают, здороваются с тобой» [2, с. 266]. Все космическое пространство являет собой сложный взаимосвязанный организм со строгой иерархической структурой [1, с. 174]. Высота уровня зависит от степени соответствия существа основному свойству Вселенной «Истина. Доброта. Терпение» [2, с. 343]. Ли Хунчжи говорит о наличии множества пространств с отдельными мирами в каждом из них [1, с. 32]. Только в нашей галактике, по его словам, существует около ста миров, принадлежащих Буддам уровня Великого Просветленного [2, с. 111]. Ли перечисляет следующие владения Просветленных: «Будда Жулай Шакьямуни имеет Мир Саха; Будда Амита-ба имеет Сукхавати; Будда-Исцелитель имеет Глазурный Мир - все Жулай и Великие Будды имеют свои миры» [2, с. 193].
Одним из видов живых существ, населяющих Вселенную, является человек. По утверждению Ли Хунчжи, только в галактике «Млечного пути» существует более трех тысяч планет подобных Земле [3]. Соответствующий нашему виду человек появляется в контексте учения о космическом зле и дифференции уровней. Космоге-нез Вселенной онтологически взаимосвязан с «усталостью» материи - заложенной
№ 2 (11), 2021
в ней предрасположенностью к распаду и разрушению. Ли не сообщает, что является причиной такого явления, но говорит о таком его следствии, как проявление зла: «Любой предмет живой и имеет природу Будды. Просто любой предмет устает. За исключением свойства «Чжэнь Шань Жэнь», все производные материи при уставании будут сталкиваться с опасной проблемой: предмет будет либо портиться, либо разрушаться, что называется распадом предмета. Распад предмета в широком смысле означает разложение более низких уровней Вселенной, где Закон не действует. Если Закон в сердце человека больше не работает, человек будет становиться злым и аморальным» [3]. Ли Хунчжи считает человека «самым духовным из всех живых существ» [2, c. 134]. Однако эта духовность не уберегла человеческое существо от падения. Вследствие «социальных связей» человек деградировал и опустился на самый низкий духовный уровень [2, c. 22]. Однако затем благодаря состраданию Великих Просветленных он получил внешний вид, присущий homo sapiens, а с ним и последний шанс на исправление [2, c. 119]. Ли характеризует мир человека как «самый грязный» и «низкий из миров» [3]. «Земля, - говорит автор учения Фалуньгун, - это помойка Вселенной» [3]. Поэтому размещение Земли в центре Вселенной обуславливается не уникальностью природы человеческого существа, а ее отрицательным качеством: «Но я вам скажу: в понятии Вселенной Земной шар, этот центр - самый плохой» [4, c. 8]. На эту планету как самое худшее место Вселенной, периодически приходят Спасители мира. По своему великому милосердию они учат человечество нравственным принципам и методам совершенствования, открывают тайны бытия, спасения и смысл истинного существования. В прошлом к их числу, согласно учению Ли Хунчжи, принадлежали Лао Цзы, Будда Шакьямуни и Иисус Христос [3].
Ли Хунчжи сообщает, что Христос спустился на землю из мира уровня Татхагата. На самом деле этот уровень является самым низшим в вертикальной иерархии миров Будд. Будучи менее других причастен к принципам Вселенной «Истина. Доброта. Терпение», он, однако, благодаря этому может лучше понять глубину падения таких низших форм жизни, к которым относится человек. Только Просветленные миров уровня Татхагата способны испытывать жалость к человеческим существам и оказывать на них непосредственное влияние [3]. Не говоря о том, что учение Фалуньгун не признает Божественной природы Христа и Его единосущности с Богом Отцом, Ли отказывает Ему в значимости даже относительно духовного статуса религиозного учителя, заявляя, что «нельзя сказать, кто из них выше» - Христос или Шакьямуни [3].
По учению Фалуньгун, Иисус хоть и имеет статус Божества, однако же Он далеко не безгрешный Бог христианства: «Я не говорю, что Будда или Иисус недостаточно хорошие, я говорю о том, что все живые существа Вселенной отходили от Закона, они только одна частица в нем» [4, c.18]. Все мессии многовековой истории несли людям нравственное учение Великого Закона с соответствием требованиям своего времени: «Раньше многие приходили, чтобы распространять Закон, и Будда, и западные Просветленные, Иисус Христос, даже Иегова, все они собирали своих людей вместе...» [4, c.18]. Ли признает равноценность христианской религии наравне с различными ее деноминациями, а также с буддизмом и иудаизмом [4, c. 9]. Однако он строго замечает, что Закон, который распространял Христос, «маленький» и его «эффективность» несравнима с учением Фалунь Дафа [4, c.18]. В своей
Загорулько Сергей Романович
«Представления основателя движения фалуньгунь Ли Хунчжи о лице Иисуса Христа»
«Проповеди Закона в Нью-Йорке» Ли, избегая абстрактных выражений, конкретизирует: «Хотя твоя цель в том, чтобы пойти в мир Будды, пойти в мир Иисуса, но дело, которым ты занимаешься - не то, и все религии так поступают. По-твоему, эта религия истинная? Вряд ли. Я должен отвечать перед вами и я рассказал тебе это потому, что боюсь, она тебя задержит. Эта религия, которая уже не может спасать людей, только задержит тебя» [4, с.10]. Религия, по мнению Ли Хунчжи, это лишь форма человеческого творчества, и не может претендовать на истинность: «Когда разрушают церковь, почему Христос не заботится об этом? Все это создал человек. Человек хочет совершить хорошее дело, чтобы люди могли верить в Иисуса Христа или Будду, строит храм и церковь, это форма человеческая» [4, с.19]. Именно поэтому возможна и допустима присущая его учению тенденция к синкретизму. Можно верить в Иисуса Христа, но при этом учитывать, что «крещение поверхностно, его совершает человек, а не просветленный» [4, с. 41]. Таким образом, не запрещая другие религии, Ли отвергает их сотериологическую значимость. Только Закон Вселенной и следование принципу «Истина. Доброта. Терпение» является безупречным вариантом истинного пути спасения.
Не менее «оригинальными» являются высказанные Ли Хунчжи представления об искупительном подвиге Иисуса Христа. По его мнению, Иисус пришел на землю для спасения человеческого рода от нравственного разложения. В прошлом подобные начинания успешно совершались такими посланниками, как Лао Цзы, Иегова и Будда Шакьямуни. Однако в отличие от последних пострадал только Иисус. Причиной тому является не особый спасительный подвиг, а совершенное Им личное ошибочное допущение. Смысл и историю страдания Христа Ли описывает так: «Когда в свое время Иисус пришел спасать людей, этот Просветленный посчитал, что тот вмешивается не в свои дела: «Этот человек мой, он должен быть спасен ко мне. Как ты можешь вмешиваться в наши дела?». Он не согласен с этим. Все из-за этого чувства, которое, на самом деле, неправильное. Но Иисусу было безразлично, был ли этот человек вашим или его. Его цель - спасение людей. Видя страдающих людей, он хотел спасти их так, чтобы они поднялись назад вверх. Таким образом, Иисус затронул многие божества в различных пространствах. В конце концов, противоречия так обострились, что они отразились на обществе обычных людей. Эти противоречия подобно противоречиям обычных людей стали аккумулироваться на Иисусе. Иисус не мог сам освободиться от них, поэтому чтобы рассеять их обвинения, у него не было другого выбора, как умереть распятым на кресте. Так как он избавился от физического тела обычного человека, они не могли больше обращаться к нему, чтобы рассеять эти обвинения, и бесчисленные волнения прекратились. Такова суть того, что Иисус пострадал за народ» [3]. Христос в учении Ли Хунчжи предстает строптивым своевольным посланником, который свое эго поставил выше мнения других Просветленных и поступился принципами космического Закона. Смерть Спасителя в глазах основоположника движения Фалуньгун напрасна, а жертва - невольная дань самолюбию оскорбленных Богов.
Таким образом, учение Фалуньгун предлагает кощунственный с точки зрения любого традиционного христианского учения взгляд на Христа и Его Искупительный Подвиг. Вопреки свидетельству Церкви, он говорит о Нем не как о Втором Лице Святой Троицы, а всего лишь как незначительном явлении, несущественной части
№ 2 (11), 2021
мироздания с его безграничностью материального космического пространства. Являясь лишь одной из низших единиц среди множества божественных существ, Христос учения Фалуньгун ограничен в своих возможностях и подвержен влиянию законов Вселенной. Ли Хунчжи отрицает воплощение Христа как Сына Божия и искажает смысл личного подвига Его страдания. Принесенная Иисусом жертва не является искуплением от греха, проклятия и смерти, как учит Церковь. Его смерть - лишь вынужденная мера и дань Вселенской справедливости. Со всей очевидностью можно утверждать, что Иисус Христос Христианской Церкви и Иисус, упоминаемый в учении Ли Хунджи - явления абсолютно несопоставимые. Учитывая это, можно прийти к однозначному выводу о несовместимости учений Православной Церкви и движения Фалуньгун.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ли Хунчжи. Фалуньгун. [Б. м., б. г.]. - 175 с.
2. Ли Хунчжи. Джуань Фалунь. [Б. м., б. г.]. - 372 с.
3. Ли Хунчжи. Джуань Фалунь. Т. II. [Б. м., б. г.].
4. Ли Хунчжи. Проповедь Закона на первой конференции Фа в Северной Америке. (29, 30 марта 1998г., Нью-Йорк). - 46 с.
5. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с представителями общественности Архангельска. Ответы на вопросы участников // Официальный сайт Московского Патриархата. 24 авг. 2009. Электронный ресурс. ШЬ: http://www.patriarchia.ru/db/ textA725983.html (дата обращения 09.03.2021)
6. Пелюх Е. И. Развитие нового религиозного движения «Фалуньгун» в России (философско-религиоведческий анализ): Дис. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2009.