Ханова З.Г., Каяшева О.И.
представления о жизненной успешности у русских и дагестанских женщин
в настоящее время проблема успешности личности привлекает все большее внимание со стороны исследователей различных направлений (психологии, социологии, педагогики и пр.), но остаются не раскрытыми вопросы определения структуры, критериев, видов успешности, гендерных, национальных и других ее особенностей. Проблемой успешности занимались отечественные и зарубежные психологи (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.в.Бодров, Е.А.Климов, в.С.Мерлин, в.Д.Шадриков и др.; А.Адлер, М.Аргайл, А.Маслоу и др.). Феномен успешности активно изучался в отечественной психологии в рамках субъектно-деятельностного подхода (К.А.Альбуханова-Слав-ская, Б.Г.Ананьев, А.Л.Журавлев, Е.А.Климов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).
Успешность, являющаяся оптимальным соотношением между ожиданиями самого человека и других людей, имеет две стороны - субъективного переживания и коллективной оценки достижений человека, связанной с определенными устоявшимися социальными стереотипами. Успешность проявляется в достижении субъектом значимой цели, преобразовании или преодолении условий, препятствующих достижению значимой цели [2;11]. Существует проблема определения успешности в связи с многозначностью данной категории. Условно можно выделить социальную, профессиональную, личностную и жизненную успешность, каждая из которых раскрывается в комплексе объективных и субъективных характеристик.
Для социальной успешности в качестве объективных показателей отметим высокий статус субъекта в межличностных отношениях, социально одобряемый имидж, принятие субъекта со стороны референтных личностей, успеваемость (в случае обучения в вузе, колледже и др.) [7], определенный уровень доходов, материальная обеспеченность и др. К субъективным характеристикам социальной успешности относят уверенность в своих силах, активную жизненную позицию, удовлетворенность социальным статусом, реализацию значимых ценностей и др. [7]. Социальная успешность является основным условием адаптации личности в обществе, что не всегда согласуется с установками субъекта, направленными на
обретения внутренней свободы, гармонии, самореализации и др., что способно в результате приводить к сложным экзистенциальным кризисам.
Успешность, безусловно, как одна из характеристик профессиональной деятельности субъекта, включает - эффективность (качество и надежность), продуктивность, производительность труда, качество продукции, надежность, (безошибочность) действий, уровень сложности решаемой профессиональной задачи, нервно-психические затраты субъекта труда на его деятельность, степень удовлетворенности трудом, скорость выполнения работы и т.д. Успешность профессиональной деятельности связана с когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сферами личности и зависит от индивидуальных психофизиологических качеств человека [11]. Профессиональная успешность - сложная интегрирующая характеристика субъекта труда, выражающаяся в объективных показателях его способности к эффективному построению профессиональной деятельности, высокий уровень рефлексивности (как регулятивной составляющей субъекта), способность конструктивно разрешать проблемные ситуации и в субъективной составляющей - удовлетворенности субъектом своей профессиональной деятельностью. Субъект раскрывается в профессиональной деятельности посредством активности, целостности, автономности, уникальности, независимости, достижения гармоничности и других составляющих. Развитие субъекта продолжает осуществляться в его профессиональной деятельности. Профессиональная успешность связана со способностью субъекта к творческому, свободному самоосуществлению [1;3;8;9], принятию на себя ответственности за результаты труда. Достижение необходимой гармоничности и осознанности себя в профессии характерны для субъекта, достигшего профессиональной успешности [5;6;12;13;14].
Личностная успешность в связи с изменениями в стране, начавшимися с 90-х гг. ХХ в., приобрела достаточно противоречивое понимание и основывалось на различных гуманистически-ориентированных (А.Маслоу, Г.Олпорт, Ф.С.Перлз, и др.), экзистенциальных (В.Франкл, Р.Мэй, И.Ялом и др.) и других западных концепциях. Личностная успешность часто понимается как полное самораскрытие способностей личности, достижение высокого уровня успешности в социально значимых сферах, достижение личностной зрелости и принятие ответственности за свою жизнь. Личностно успешный человек способен эффективно решать сложные жизненные ситуации, анализировать свой опыт и конструктивно планировать дальнейшую жизнь. Содержание успешности личности во многом определяется ее основными ценностями [4;10].
Жизненная успешность понимается нами как расширенная категория, включающая успешность личности в различных сферах - профессиональной, семейной, личностной и др., что, безусловно, осложняет процесс ее изучения. в работе мы обратим внимание на представления о жизненной успешности русских и дагестанских женщин.
Представления о жизненной успешности у женщин в настоящее время раскрыты недостаточно, что обуславливает актуальность данной работы. в ис-
следовании приняли участие 50 русских женщин в возрасте от 21 до 38 лет и 30 дагестанских женщин в возрасте от 21 до 34 лет, получающие образование в московских вузах (Университет РАО, Российский государственный гуманитарный университет и Российский университет транспорта).
в результате проведенного опроса, мы выявили основные представления дагестанских и русских женщин о жизненной успешности. Успешность в представлениях русских женщин в первую очередь связана с достижениями в профессиональной сфере (карьера («карьерный рост», «получение должности, соответствующей уровню квалификации», «признание как специалиста» и др.), «получение востребованной в обществе профессии», «работа по специальности» и др). Далее по убывающей следуют семья («счастливая семья», «полная семья», «любящая семья», «семейная поддержка» и др.), дети, наличие друзей и дружба, получение высшего образования, творчество, здоровье, любовь и замужество (см. рис.1).
Представления о жизненной успешности у русских женщин
■ Карьера
■ Образование Профессия
■ Семья Дети
Замужество
Наличие друзей, дружба Здоровье Любовь Творчество
Саморазвитие, развитие, личностный рост
Рис.1. Представления о жизненной успешности у русских женщин
У дагестанских женщин представления о жизненной успешности отличаются от представлений русских женщин. Семья («семья всегда на первом месте», «хорошие отношения с членами семьи», «поддержка семьи», «близкие отношения с родными» и др.) является в настоящее время основным показателем жизненной успешности дагестанских женщин, на втором месте указывается наличие детей, далее следуют материальное благополучие, деньги и любовь (см. рис.2). в процессе опроса испытуемые указали, что профессиональная сфера также представляет для них интерес, но при необходимости они готовы отка-
заться от карьеры, профессии ради семьи и детей. Нам представляется необходимым продолжение исследования представлений о жизненной успешности дагестанских женщин с привлечением большего числа опрашиваемых разного возраста, семейного положения и различным сроком проживания в Москве.
выявленные различия в представлениях у русских и дагестанских женщин, как мы предполагаем, связаны с социальными установками и жизненными ценностями характерными для дагестанцев и русских. Для дагестанцев остается значимой традиционная система понимания роли женщин в обществе, ее зависимость от семьи, поддержки близких, у русских женщин семья продолжает оставаться значимым показателей жизненной успешности личности, но карьера и профессия приобретают первоочередное значение, прежде всего, до становления женщины как профессионала и достижения личностной зрелости. Создание семьи и рождение детей наиболее значимы для дагестанских женщин, немаловажный аспект - личное и семейное материальное благополучие. Обращается внимание на уровень дохода будущего мужа, благоприятное отношение родственников к выбору супруга.
Представления о жизненной
успешности у дагестанских женщин
16,75% ■ Семья
9,99% 49,95% ■ Дети
■ Любовь
23,31% ■ Материальное благополучие, деньги
Рис.2. Представления о жизненной успешности у дагестанских женщин
В качестве выводов отметим следующее: жизненная успешность представляет собой сложный психологический феномен, зависящий от социальных стереотипов и признания значимой для личности определенной социальной группы. Представления о жизненной успешности обуславливают проявления активности субъекта в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.). Для дагестанских женщин наиболее характерны представления
о жизненной успешности, связанные с семьей, детьми, материальным благополучием и деньгами, для русских женщин - с карьерой, профессией и семьей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брушлинский, A.B. Проблема субъекта в психологической науке//Психо-логический журнал. 1991. №6. С.6-10.
2. Галюк, А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004. 145с.
3. Знаков, B.B. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. 479с.
4. Дворецкая, М.Я. Образ успешности в современных психологических исследования/ М.Я. Дворецкая, А.Б. Лощакова// Мир науки. 2016. Том 4. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://mimauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения 10.12.2017).
5. Каяшева, О.И. Субъективные ресурсы достижения профессиональной успешности у женщин/ О.И. Каяшева, З.Г. Ханова// Вестник УРАО. 2015. №5. С.102-106.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. С.9-50.
7. Пятунина, В.М. Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности// Ярославский педагогический вестник. № 2. 2010. С.13-16.
8. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.в. Брушлинского, М.И. волови-ковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С.184-203.
9. Субъектный подход в психологии/ Под ред. А.Л.Журавлева, В.В.Знакова, З.И.Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С.9-17.
10. Тамбиев, Б.Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: дис. ... докт. пс. наук. Карачаевск, 2010. 379с.
11. Толочек, В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсность» в объяснении феномена// Человек, общество и управление.-2010. №11. С.20-38.
12. Шаповалова, В.А. Индивидуальная профессиональная успешность менеджеров энергетического комплекса: Автореф. ... дис. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С.10-11.
13. Kayasheva, O.I. The problem of professional success in the subjective approach/ O.I. Kayasheva, Z.G. Khanova // Global Science and Innovation: materials of the VI International office Accent Graphics communications. Chicago, USA, 2015. Р. 267-269.
14. Khanova, Z.G. Professional success and optimism as factors of psychological well-being personality/ Z.G. Khanova, O.I. Kayasheva // European Science and Technology: Materials of the XI international research and practice conference.-October 21-22-th. Vela-Verlag, Waldkraiburg. Munich, Germany, 2015. Р.300-302.
66