Научная статья на тему 'Представления о жизненной успешности у русских и дагестанских женщин'

Представления о жизненной успешности у русских и дагестанских женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ / LIFE SUCCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна, Каяшева Ольга Игоревна

Жизненная успешность как сложный психологический феномен, зависит от социальных стереотипов, свойственных представителям разных культур. Существуют различия в представлениях об успешности у русских и дагестанских женщин. В проведенном исследовании обращено внимание на то, что у дагестанских женщин представления об успешности связаны с семьей и рождением детей, материальным благополучием, у русских женщин с построением карьеры, получением профессии и реализации себя как успешного специалиста, семьей и дружбой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна, Каяшева Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF LIFE SUCCESS FOR RUSSIAN AND DAGESTAN WOMEN

Life success as a complex psychological phenomenon depends on social stereotypes of different cultures representatives. There are differences in the conception about the success of Russian and Dagestan women. The authors in the study drew the attention to the fact that Dagestan women’s ideas about success are related to family and childbearing, material well-being, Russian women to career, getting a profession and self-realizing as a successful specialist, having a family and friendship.

Текст научной работы на тему «Представления о жизненной успешности у русских и дагестанских женщин»

Ханова З.Г., Каяшева О.И.

представления о жизненной успешности у русских и дагестанских женщин

в настоящее время проблема успешности личности привлекает все большее внимание со стороны исследователей различных направлений (психологии, социологии, педагогики и пр.), но остаются не раскрытыми вопросы определения структуры, критериев, видов успешности, гендерных, национальных и других ее особенностей. Проблемой успешности занимались отечественные и зарубежные психологи (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.в.Бодров, Е.А.Климов, в.С.Мерлин, в.Д.Шадриков и др.; А.Адлер, М.Аргайл, А.Маслоу и др.). Феномен успешности активно изучался в отечественной психологии в рамках субъектно-деятельностного подхода (К.А.Альбуханова-Слав-ская, Б.Г.Ананьев, А.Л.Журавлев, Е.А.Климов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).

Успешность, являющаяся оптимальным соотношением между ожиданиями самого человека и других людей, имеет две стороны - субъективного переживания и коллективной оценки достижений человека, связанной с определенными устоявшимися социальными стереотипами. Успешность проявляется в достижении субъектом значимой цели, преобразовании или преодолении условий, препятствующих достижению значимой цели [2;11]. Существует проблема определения успешности в связи с многозначностью данной категории. Условно можно выделить социальную, профессиональную, личностную и жизненную успешность, каждая из которых раскрывается в комплексе объективных и субъективных характеристик.

Для социальной успешности в качестве объективных показателей отметим высокий статус субъекта в межличностных отношениях, социально одобряемый имидж, принятие субъекта со стороны референтных личностей, успеваемость (в случае обучения в вузе, колледже и др.) [7], определенный уровень доходов, материальная обеспеченность и др. К субъективным характеристикам социальной успешности относят уверенность в своих силах, активную жизненную позицию, удовлетворенность социальным статусом, реализацию значимых ценностей и др. [7]. Социальная успешность является основным условием адаптации личности в обществе, что не всегда согласуется с установками субъекта, направленными на

обретения внутренней свободы, гармонии, самореализации и др., что способно в результате приводить к сложным экзистенциальным кризисам.

Успешность, безусловно, как одна из характеристик профессиональной деятельности субъекта, включает - эффективность (качество и надежность), продуктивность, производительность труда, качество продукции, надежность, (безошибочность) действий, уровень сложности решаемой профессиональной задачи, нервно-психические затраты субъекта труда на его деятельность, степень удовлетворенности трудом, скорость выполнения работы и т.д. Успешность профессиональной деятельности связана с когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сферами личности и зависит от индивидуальных психофизиологических качеств человека [11]. Профессиональная успешность - сложная интегрирующая характеристика субъекта труда, выражающаяся в объективных показателях его способности к эффективному построению профессиональной деятельности, высокий уровень рефлексивности (как регулятивной составляющей субъекта), способность конструктивно разрешать проблемные ситуации и в субъективной составляющей - удовлетворенности субъектом своей профессиональной деятельностью. Субъект раскрывается в профессиональной деятельности посредством активности, целостности, автономности, уникальности, независимости, достижения гармоничности и других составляющих. Развитие субъекта продолжает осуществляться в его профессиональной деятельности. Профессиональная успешность связана со способностью субъекта к творческому, свободному самоосуществлению [1;3;8;9], принятию на себя ответственности за результаты труда. Достижение необходимой гармоничности и осознанности себя в профессии характерны для субъекта, достигшего профессиональной успешности [5;6;12;13;14].

Личностная успешность в связи с изменениями в стране, начавшимися с 90-х гг. ХХ в., приобрела достаточно противоречивое понимание и основывалось на различных гуманистически-ориентированных (А.Маслоу, Г.Олпорт, Ф.С.Перлз, и др.), экзистенциальных (В.Франкл, Р.Мэй, И.Ялом и др.) и других западных концепциях. Личностная успешность часто понимается как полное самораскрытие способностей личности, достижение высокого уровня успешности в социально значимых сферах, достижение личностной зрелости и принятие ответственности за свою жизнь. Личностно успешный человек способен эффективно решать сложные жизненные ситуации, анализировать свой опыт и конструктивно планировать дальнейшую жизнь. Содержание успешности личности во многом определяется ее основными ценностями [4;10].

Жизненная успешность понимается нами как расширенная категория, включающая успешность личности в различных сферах - профессиональной, семейной, личностной и др., что, безусловно, осложняет процесс ее изучения. в работе мы обратим внимание на представления о жизненной успешности русских и дагестанских женщин.

Представления о жизненной успешности у женщин в настоящее время раскрыты недостаточно, что обуславливает актуальность данной работы. в ис-

следовании приняли участие 50 русских женщин в возрасте от 21 до 38 лет и 30 дагестанских женщин в возрасте от 21 до 34 лет, получающие образование в московских вузах (Университет РАО, Российский государственный гуманитарный университет и Российский университет транспорта).

в результате проведенного опроса, мы выявили основные представления дагестанских и русских женщин о жизненной успешности. Успешность в представлениях русских женщин в первую очередь связана с достижениями в профессиональной сфере (карьера («карьерный рост», «получение должности, соответствующей уровню квалификации», «признание как специалиста» и др.), «получение востребованной в обществе профессии», «работа по специальности» и др). Далее по убывающей следуют семья («счастливая семья», «полная семья», «любящая семья», «семейная поддержка» и др.), дети, наличие друзей и дружба, получение высшего образования, творчество, здоровье, любовь и замужество (см. рис.1).

Представления о жизненной успешности у русских женщин

■ Карьера

■ Образование Профессия

■ Семья Дети

Замужество

Наличие друзей, дружба Здоровье Любовь Творчество

Саморазвитие, развитие, личностный рост

Рис.1. Представления о жизненной успешности у русских женщин

У дагестанских женщин представления о жизненной успешности отличаются от представлений русских женщин. Семья («семья всегда на первом месте», «хорошие отношения с членами семьи», «поддержка семьи», «близкие отношения с родными» и др.) является в настоящее время основным показателем жизненной успешности дагестанских женщин, на втором месте указывается наличие детей, далее следуют материальное благополучие, деньги и любовь (см. рис.2). в процессе опроса испытуемые указали, что профессиональная сфера также представляет для них интерес, но при необходимости они готовы отка-

заться от карьеры, профессии ради семьи и детей. Нам представляется необходимым продолжение исследования представлений о жизненной успешности дагестанских женщин с привлечением большего числа опрашиваемых разного возраста, семейного положения и различным сроком проживания в Москве.

выявленные различия в представлениях у русских и дагестанских женщин, как мы предполагаем, связаны с социальными установками и жизненными ценностями характерными для дагестанцев и русских. Для дагестанцев остается значимой традиционная система понимания роли женщин в обществе, ее зависимость от семьи, поддержки близких, у русских женщин семья продолжает оставаться значимым показателей жизненной успешности личности, но карьера и профессия приобретают первоочередное значение, прежде всего, до становления женщины как профессионала и достижения личностной зрелости. Создание семьи и рождение детей наиболее значимы для дагестанских женщин, немаловажный аспект - личное и семейное материальное благополучие. Обращается внимание на уровень дохода будущего мужа, благоприятное отношение родственников к выбору супруга.

Представления о жизненной

успешности у дагестанских женщин

16,75% ■ Семья

9,99% 49,95% ■ Дети

■ Любовь

23,31% ■ Материальное благополучие, деньги

Рис.2. Представления о жизненной успешности у дагестанских женщин

В качестве выводов отметим следующее: жизненная успешность представляет собой сложный психологический феномен, зависящий от социальных стереотипов и признания значимой для личности определенной социальной группы. Представления о жизненной успешности обуславливают проявления активности субъекта в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.). Для дагестанских женщин наиболее характерны представления

о жизненной успешности, связанные с семьей, детьми, материальным благополучием и деньгами, для русских женщин - с карьерой, профессией и семьей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брушлинский, A.B. Проблема субъекта в психологической науке//Психо-логический журнал. 1991. №6. С.6-10.

2. Галюк, А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004. 145с.

3. Знаков, B.B. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. 479с.

4. Дворецкая, М.Я. Образ успешности в современных психологических исследования/ М.Я. Дворецкая, А.Б. Лощакова// Мир науки. 2016. Том 4. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://mimauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения 10.12.2017).

5. Каяшева, О.И. Субъективные ресурсы достижения профессиональной успешности у женщин/ О.И. Каяшева, З.Г. Ханова// Вестник УРАО. 2015. №5. С.102-106.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. С.9-50.

7. Пятунина, В.М. Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности// Ярославский педагогический вестник. № 2. 2010. С.13-16.

8. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.в. Брушлинского, М.И. волови-ковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С.184-203.

9. Субъектный подход в психологии/ Под ред. А.Л.Журавлева, В.В.Знакова, З.И.Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С.9-17.

10. Тамбиев, Б.Н. Профессионально-личностная успешность руководителя образовательного учреждения: дис. ... докт. пс. наук. Карачаевск, 2010. 379с.

11. Толочек, В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсность» в объяснении феномена// Человек, общество и управление.-2010. №11. С.20-38.

12. Шаповалова, В.А. Индивидуальная профессиональная успешность менеджеров энергетического комплекса: Автореф. ... дис. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С.10-11.

13. Kayasheva, O.I. The problem of professional success in the subjective approach/ O.I. Kayasheva, Z.G. Khanova // Global Science and Innovation: materials of the VI International office Accent Graphics communications. Chicago, USA, 2015. Р. 267-269.

14. Khanova, Z.G. Professional success and optimism as factors of psychological well-being personality/ Z.G. Khanova, O.I. Kayasheva // European Science and Technology: Materials of the XI international research and practice conference.-October 21-22-th. Vela-Verlag, Waldkraiburg. Munich, Germany, 2015. Р.300-302.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.