Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У ОСУЖДЕННЫХ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / LIFE PATH / LIFE PLANS / CHRONOLOGICAL PARAMETERS / CONVICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

В проведем эмпирическом исследовании предпринята попытка, с помощью проективной техники, описать связующие даты в жизни осужденного с временными аспектами. Основной упор в статье сделан на описании прошлого, настоящего и будущего и представлений о жизненном пути, осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF THE LIFE PATH OF THE CONVICT

In this empirical study, an attempt is made to describe the connecting dates in the life of a convict with temporal aspects using a projective technique. The main focus of the article is on the description of the past, present and future and ideas about the life path of convicted persons serving a sentence of imprisonment.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У ОСУЖДЕННЫХ»

кроме случаев поломки креплений и лыж. Причем, в данном случаепересечение финишной линииосуществляется со сломанным инвентарем на руках.

Востребованность и народность «Лямпиады» показывает, что идет тенденция роста интереса людей к фестивалю. С 2007 по 2018 год количество участников увеличилось с 260 человек до 3000 человек. Лямпиада также привлекает волонтеров и множество любителей событийного туризма [3]. Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр» для сохранения и улучшения физического здоровья коренного народа и народов, проживающих на территории Республики Коми, занимается вопросом охранения и развития национальных забав и национально-прикладных видов физической культуры и спорта.

Выводы. Спорт выступает как социализирующий и инкультурационный фактор идентичности современного человека. Как отмечают исследователи, пропаганда и продвижение национальных видов спорта без четко проработанной стратегии развития или приведет к потере этнической самобытности, или же эти виды спорта не получат полноценного развития в государстве, не говоря уже об Олимпийских перспективах [1, с. 68]. Преодолению данной проблемы должны способствовать фундаментальные исследования по истории возникновения и развития национальных видов спорта, развитие философиии аксиологии данных аспектов этнического существования. Национальный спорт среди других инструментальных функций по отношению к институту гражданской идентичности (дифференцирующей, мобилизующей, коммуникационной) обладает еще и ценностно-ориентирующей составляющей. Применительно к сфере национальных видов спорта, ценностно-нормативный подход дает основу концептуализации культуры состязательности и физического оздоровления народа через понимания принципов социальной регуляции данного вида человеческой практики, и, в конечном счете, определяет перспективы развития определенного вида спорта как фактора гражданской и этнической идентичности.

Литература:

1. Захаров А.А О путях сохранения этнической самобытности национальных видов спорта на современном этапе развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, № 2 (96), 2013, С. 66- 69.

2. Ибрагимова З.З. Современный человек: особенности практики себя вопреки всем историческим вызовам // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. Двадцать вторые Вавиловские чтения Материалы международной междисциплинарной научной конференции. Под общей редакцией В.П. Шалаева, 2019, С. 16-20.

3. Названы финалисты национальной премии «Russianeventawards» 2014 года // URL:https://www.russiatourism.ru/news/5399/ Дата обращения: 12.02.2020

4. Платонова Р.И. Миссия национальных видов спорта в глобализирующемся мире // Вестник спортивной науки, №6, 2012, с. 61-64.

5. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры. Учебное пособие. Москва, 2007, - 185 с.

6. Hills, M.D. (2002). Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory. Online Readingsin Psychology and Culture, 4(4). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1040

Психология

УДК 158.8

кандидат психологических наук, доцент Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В проведем эмпирическом исследовании предпринята попытка, с помощью проективной техники, описать связующие даты в жизни осужденного с временными аспектами. Основной упор в статье сделан на описании прошлого, настоящего и будущего и представлений о жизненном пути, осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: жизненный путь, жизненные планы, хронологические параметры, осужденные.

Annotation. In this empirical study, an attempt is made to describe the connecting dates in the life of a convict with temporal aspects using a projective technique. The main focus of the article is on the description of the past, present and future and ideas about the life path of convicted persons serving a sentence of imprisonment.

Keyword: life path, life plans, chronological parameters, convicts.

Введение. Жизненный путь является уникальным для каждого человека, это обусловлено тем, что люди обладают правом выбора, каждый создает собственную жизнь в разных условиях. Важно учитывать, как самоидентификация, особенности межличностных отношений, социальные интересы и многое другое может оказывать влияние на жизнь человека. Следует обращать внимание на множество возникающих в жизни человека ситуаций, от радостных до сугубо негативных, которые можно рассматривать как этапы жизненного пути, они могут проходить их более или менее успешно, либо застревать на каких-то из них, переживать и проживать различные кризисы (возрастные, личностные, профессиональные) и продолжать развитие в результате взаимодействия между этими этапами.

Исследованию проблемы жизненного пути посвящены работы К. Левина, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Головахи, В.И. Ковалева, А.А. Кроника, Н.Н. Толстых, П.И. Яничева, В. Франкла и др. Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П.И. Яничев, Б.М. Петухов и др. Факты, выявленные некоторыми учеными, позволяют констатировать, что жизненный путь чрезвычайно варьируется у разных людей в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей, социальных, психологических факторов развития. Следовательно, можно предположить, что представления о времени и себе во временной проекции у осужденных, находящихся в условиях временной изоляции, имеют отличительные характеристики и в определенной мере опосредуют содержание самосознания, мотивационной, волевой, ценностной сфер.

Изложение основного материала статьи. Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности [1].

По мнению Б.Г Ананьва жизненный путь человека рассматривается, как история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления [1].

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Одним из подходов выступает понимание жизненного пути как события среды, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. К событиям среды можно отнести множество разнонаправленных событий от рождения ребенка до смерть значимых людей, поступки окружающих, временная изоляция, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

В связи с выше изложенным, изучение особенностей жизненного пути осужденных, их доминирующих компонентов является необходимым условием для успешного познания содержания направленности личности и ее своевременной перестройки. Которая и будет проявляться у осужденного в критическом отношении к своему прошлому образу жизни, в смене установок, иерархии ценностных ориентаций, а значит в изменении целей и мотивов деятельности, что в свою очередь, будет способствовать «исцелению» личности и готовности к законопослушному образу жизни в обществе.

Эмпирическое исследование было проведено, при помощи Литвина В.В. на базе учреждения УФСИН по Республике Коми, в котором приняли участие осужденные, в количестве 60 человек.

В качестве психодиагностических методов мы использовали анкету для дальнейшего исследования с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина. Так, в ходе анализа анкетирования были получены следующие результаты:

Таблица 1

Результаты анкеты по значимым ассоциативным словам у осужденных

Категории (понятия) анкеты осужденных Наиболее значимые слова - ассоциации осужденных

Материальное благополучие Бизнес

Выгода

Деньги

Взаимодействие с людьми Семья

Друзья

Общение

Самоутверждение, саморазвитие Власть

Свобода

Реализация своих потребностей Свобода

Конфликты

Болезнь

Безопасность

Виды деятельности человека Работа

Обязанности

Спорт

Близкие люди Семья

Друзья

Отец

Мать

Этапы жизненного пути (события, Вступление в брак

проблемы) Учеба

Деньги

Тюрьма

Бизнес

Больница

Боль

Эмоциональные переживания Скука

Обида

Любовь

Кайф

Боль

Человеческие качества Уверенность

Доверие

Вредные привычки Не имею

Как видно из таблицы 1, с самоутверждением и саморазвитием больше ассоциирует такие понятия как «власть» и «свободу», что говорит о недостаточном понимании этих понятий, возможно с течением времени изучаемая категория осужденных утратили истинное понимание этих слов, что естественно связано с событиями уголовного дела по которому данные осужденные были обвинены.

В категории «виды деятельности человека», ключевым является ассоциативные слова «обязанности», «работа», «спорт» что может говорит нам о том, что осужденные к основным видам деятельности, которая на данный момент ими осуществляется в исправительном учреждении. Большинство из опрашиваемых осужденных работают на производстве выполняя определённые обязанности и зарабатывают денежные средства. Категория «спорт» в данном случае может являться основным видом деятельности в свободное от работы время на данный момент.

В категории «этапы жизненного пути (события, проблемы)» у осужденных в список ассоциаций здесь входят понятия «вступление в брак», «учеба», «лечение», что говорит о том, что в их жизни были эти события, но также это может входить в их планы на будущее. Но нужно обратить внимание на то, что у осужденных в списке ассоциаций кроме слова «лечение» есть ассоциативное слово «больница», возможно это связано с их манипуляциями, чтоб снизить срок отбывания наказания или изменить условия отбывания наказания. А также можно предположить что, так они оправдывают свой поступок, то есть совершали противоправные действия для того чтобы оплачивать лечение.

Категория «эмоциональные переживания» у осужденных включает ассоциацию «кайф», что определенно говорит нам о потребности в данном чувстве, которое они испытывали на свободе, получая от жизни все что им хотелось. Но также у них, в списке ассоциаций присутствуют слова «любовь», «боль», «обида» это говорит о том, что в данный период времени, когда они ограничены в различных видах деятельности, они стали способны испытывать и такие эмоции, так как в период до изоляции данные чувства притуплялись и появлялась некая эмоциональная тупость. Также, находясь в данном учреждении они испытывают скуку, потому что у них нет доступа к различным благам, а режим учреждения, каждодневное однообразие способствуют возникновению данного чувства.

Как показал данный метод (анкетирование) слова - ассоциации написанные осужденными в ответ на стимульный материал более значимы и актуальны для них в данный момент времени, следовательно, их рациональней использовать для составления списка понятий методики цветовых метафор (далее - МЦМ).

Далее проанализируем результаты по методики МЦМ. Начнем анализ с рассмотрения взаимосвязи ассоциаций с хронологическими рамками, т.е. какие слова, осужденные ставят в один ряд с ключевыми категориями «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее».

Таблица 2

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое прошлое» у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое прошлое» Количество ассоциаций

Интересное занятие 11

Какой я на самом деле 10

Мое увлечение 12

Свобода 11

Деньги 10

Так, с категорией «Мое прошлое» осужденные в основном связывают такие понятия как: «Интересное занятие», Какой я на самом деле», «Мое увлечение», «Свобода». Следовательно, мы можем предположить, что в прошлом у осужденных остались определенные увлечения и интересны занятия, хобби. На основе посттестовой беседы у осужденных было выявлено, то что в прошлом кто-то из них занимался спортом, кто-то занимался научной деятельностью, кто-то творчеством у многих из них были какие-либо увлечения и интересные занятия. Также деньги у данной категории респондентов ассоциируется с прошлым, возможно это связано с тем противоправным финансовым поступком, за который осужденный отбывает наказание. С категорией свободы, которая также находится в прошлом, можно предположить, что на данный момент о свободе они говорят в прошлом, так как находятся в изоляции от общества.

Следующим ключевым понятием является «Мое настоящее», результаты ассоциативного ряда представлены в таблице 3.

Таблица 3

Численное представление понятий, ассоциируемых с категорией «Мое настоящее» у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Понятие, ассоциируемое с категорией «Мое настоящее» Количество ассоциаций

Какой я на самом деле 10

Конфликты 14

Лишение свободы 11

Неприятности 13

Печаль 11

Тюрьма 12

Как видно из таблицы 3, с категорией «Мое настоящее» осужденные в основном связывают такие понятия как: «Какой я на самом деле», «Конфликты», «Лишение свободы», «Неприятности», «Печаль», «Тюрьма» (таблица 3). обратить методов работы экспортировании методов и работ с подозреваемыми и обвиняемыми. Выравнивании работ с данной от друга.

В настоящем видно, что осужденные зациклены на себе, межличностных отношениях, некоторые из них находятся в депрессивном, даже подавленном состоянии, судя по наблюдению за ними в ходе беседы, также это подтверждает выбор таких понятий как «печаль», «неприятности», «конфликты». Выбор категории «какой я на самом деле» может говорить о том, что данная категория осужденных занимается саморефлексией, возможно они пытаются разобраться в себе, в своих поступках, в том, как и почему они оказались в данном исправительном учреждении «тюрьме», где и что они сделали неправильно в своей

жизни, как и что они могут изменить в ней. Следует отметить, что определения данной категории в настоящее не включают позитивные характеристики, следовательно, психологу нужно корректировать представления о настоящем у данной категории лиц.

Следующим рассмотри ассоциативный ряд у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы связанный с ключевой категорией «Мое будущее», так ими было выделено только одно слово «бизнес».

Исходя из посттестовой беседы с осужденными нами выявлено, то что многие из них после освобождения не хотят устраиваться на работу куда - либо, а желают заниматься тем, что им действительно будет нравится и приносить доход, постараются организовать собственный бизнес. В то же время часть из них не могут или не хотят сказать, что они подразумевали под словом бизнес.

Теперь сравним наиболее значимые хронологические показатели у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительная таблица по наиболее значимым хронологическим показателям

Хронологические понятия Процентное распределение выборов МЦМ

Прошлое Мое увлечение (40%) Интересное занятие (36,7%) Свобода (36,7%)

Настоящее Конфликты (46,7%) Неприятности (43,3%) Тюрьма (40%)

Будущее Бизнес (46,7%)

Как видно из данной таблицы 4, у осужденных нигде нет ассоциаций, связанных с семьей или родственниками. Возможно значимые близкие люди и межличностные отношения с ними вытесняются из временного диапазона жизни. Также видно, что осужденные отбывающие наказание в виде лишения свободы, ничего не ассоциируют со своим будущим, кроме бизнеса. Исходя из анализа временного аспекта видно, что с прошлым ассоциируются перспективные компоненты деятельности, с настоящим только связь с местами лишения свободы, а целепологание на будущее включает только финансовые перспективы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. У осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, думают о том, что жизнь человека полностью зависит от него самого, и что судьбу выбирает себе сам человек, говорят, большинство осужденных, при этом считая смыслом жизни уже само проживание жизни, хотят брать от нее по максимуму.

Осужденные в своих ответах, отмечают значимых жизненных ситуаций, но больше внимания уделяют прошлому, о чем свидетельствует полученные результаты о восприятии своего прошлого, настоящего и будущего. Настоящее связано только с жизнью в условиях изоляции, которая окрашена негативными эмоциями. На будущее у них только одна единственная цель, это развитие собственного бизнеса, который будет приносить стабильный доход.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современною человекознания - 2-е изд. / Б.Г. Ананьев - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 230 с. - ISBN 5-02-00289-Х Текст: непосредственный.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. / С.Л. Рубинштейн - Москва: Педагогика, 2011. - 595 с. - ISBN б/н Текст: непосредственный.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Романова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ

Аннотация. В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы оптимизации процесса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками. Опираясь на метод теоретического анализа, авторы публикации раскрывают позиции представителей зарубежной и отечественной психологии относительно определения терминов «социальная адаптация» и «общение», рассматривают специфику общения детей старшего дошколного возраста со сверстниками и механизмы его влияния на эффективную адаптацию детей, а также определяют теоретико-методологические основания для разработки и организации исследования, направленного на изучение влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, общение со сверстниками, старший дошкольный возраст.

Annоtation. The article reflects the results of empirical understanding of the problem of optimization of the process of social adaptation of older preschool children in the process of their communication with peers. Based on the method of theoretical analysis, the authors of the publication reveal the positions of representatives of foreign and domestic psychology regarding the definition of the terms "social adaptation" and "communication", consider the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.