Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая модель снятия ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказания в исправительных колониях'

Коррекционно-развивающая модель снятия ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказания в исправительных колониях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПСИХОЛОГ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / VICTIM / EMPLOYEE OF PENAL CORRECTION SYSTEM / CRIMINAL PROTECTION / EQUALITY OF CITIZENS BEFORE THE LAW / PROBLEMS OF A LEGISLATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тетеухина О.В.

В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается психолог-практик при осуществлении психокоррекционной работы с осужденными. Представлена и обоснована эффективность применения в практической деятельности пенитенциарного психолога психокоррекционной модели развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тетеухина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correctional developing model of lifting of restrictions for development of the young male convicts of male serving the sentence in corrective labor colonies

In this article the main difficulties the expert psychologist faces while carrying out psychocorrectional work with convicts are considered. The efficiency of application of practical activities of the penitentiary psychologist and psychocorrectional model of development of a social and psychological maturity of the young male convicts serving sentence in corrective labor colonies is presented and proved.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая модель снятия ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказания в исправительных колониях»

О. В. ТЕТЕУХИНА O. V. TETEUKHINA

старшим психолог межрегионального отдела информационно-технического обеспечения психологической работы УФСИН России по Ярославской области, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, майор внутренней службы

Коррекционно-развивающая модель снятия ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказания в исправительных колониях

The correctional developing model of lifting of restrictions for development of the young male convicts of male serving the sentence in corrective labor colonies

Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается психолог-практик при осуществлении психокор-рекционной работы с осужденными. Представлена и обоснована эффективность применения в практической деятельности пенитенциарного психолога психокоррекционной модели развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях.

Ключевые слова: осужденные, молодежный возраст, социально-психологическая зрелость, психокоррекционная работа, групповой тренинг, исправительное учреждение, пенитенциарный психолог.

Annotation. In this article the main difficulties the expert psychologist faces while carrying out psy-chocorrectional work with convicts are considered. The efficiency of application of practical activities of the penitentiary psychologist and psychocorrec-tional model of development of a social and psychological maturity of the young male convicts serving sentence in corrective labor colonies is presented and proved.

Key words: law enforcement agencies, victim, employee of penal correction system, criminal protection, equality of citizens before the law, problems of a legislative regulation.

40

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Право осужденных на получение психологической помощи законодательно закреплено в части 61 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Основной целью психологического сопровождения в исправительных колониях является исправление осужденных, которое, согласно статье 9 УИК РФ, включает в себя «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [1].

В качестве примера реализации психо-коррекционной функции психолога продемонстрируем пенитенциарным психологам-практикам довольно простую в плане проведения, но эффективную кор-рекционно-развивающую модель развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях.

Мы неслучайно взяли категорию осужденных молодежного возраста мужского пола: в местах лишения свободы данные лица представляют собой самую многочисленную категорию, а согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за последний год наблюдается рост их числа. Так, в 2017 году доля осужденных рассматриваемой нами категории составила 44 % (в 2015 году - 37 %, в 2016 году - 34 %) [2].

Традиционно к молодежному возрасту относят лиц 18-30 лет [3]. В данный период активно осуществляется процесс социализации, которая не всегда проходит успешно. Неудачное освоение ролей приводит к возникновению различного рода девиаций, и, как следствие, возникает такое явление, как преступность.

Согласно А. Л. Журавлеву, в связи с коренными преобразованиями в постсоветской России актуальным является изучение феномена социально-психологической зрелости молодежи [4]. Однако

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

нахождение в местах лишения свободы лиц с той или иной степенью десоциа-лизации и социальной отчужденности ориентирует научный поиск на выявление эффективных направлений и методов их ресоциализации.

Нами сделана попытка обоснования модели развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста с целью обеспечения проведения сотрудниками исправительных учреждений целенаправленной работы в данном направлении.

Проведенное исследование осужденных молодежного возраста мужского пола позволило выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении психокоррекционной работы. Для сбора эмпирического материала были использованы анкетирование, беседа, а также комплекс психодиагностических методик: 16-факторный опросник Р. Кеттелла (16 PF, форма С); «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; метод портретных выборов Л. Сонди; методика цветовых метафор И. Л. Соломина, позволяющая выявить скрытую мотивацию обследуемых. Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики с применением статистического пакета Statistica 10.0. При интерпретации результатов эмпирического исследования для сравнения групп применялся непараметрический U-критерий Манна - Уитни.

В данном исследовании приняли участие 228 осужденных в возрасте от 18 до 30 лет, отбывающих наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов УФСИН России по Ярославской области. Большая часть респондентов (51,4 %) осуждены за преступления против собственности; 23 % -за преступления против здоровья населения и общественной нравственности; 13,7 % - за преступления против жизни и здоровья; 6,8 % - за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

41

При планировании и проведении психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией осужденных необходимо учитывать следующие выявленные в исследовании особенности.

1. Большинство осужденных молодежного возраста мужского пола обладают ограниченными интеллектуальными возможностями (средний показатель -три балла по методике 16 PFC). Эти показатели отчасти соотносятся с данными проведенного нами анкетирования, в результате которого выявлено, что 67 % респондентов не имеют профессионального образования и специальности, у многих осужденных неполное среднее образование. Данная особенность предполагает подбор специфических методов коррекции, которые будут понятны осужденным. Как один из эффективных методов работы может быть предложена сказкотерапия. Безусловный интерес при работе в данном направлении вызывает терапевтический подход Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеевой, представленный в различных руководствах и практикумах по сказкотерапии [5].

2. Для осужденных молодежного возраста мужского пола характерен более высокий уровень общего психозащитного поведения с преобладанием незрелых форм защиты по сравнению с уровнем психозащитного поведения молодежи без судимостей (табл. 1).

Чтобы не прибегать к разрушению сложившихся психологических защит и агрессивному вторжению в личное пространство осужденного, мы использовали такую форму работы, как метафорический тренинг, предложенный И. В. Вач-ковым [6].

3. Исследование с применением метода портретных выборов Л. Сонди позволило установить ослабление потребности в социально-полезных связях в процессе отбывания наказания, а также механизмы их разрушения и формирования привязанности к криминальному сообществу [7]. Избыточная потребность в привязанности у осужденных молодежного возраста получает разрядку в отношениях не с конкретным человеком, а в отношениях с некой общностью, в нашем случае - с криминальным сообществом. Данная категория лиц уже не способна на построение конструктивных зрелых персональных отношений. Наше исследование установило наметившуюся связь между ростом данного показателя и ростом количества совершенных рецидивных преступлений. Это подтверждается данными проведенного нами анкетирования, которые свидетельствуют о том, что 73 % осужденных молодежного возраста в браке не состоят, а 6 % разведены.

В связи с этим необходимо проведение работы по восстановлению тех

Таблица 1

Показатели уровня психологических защит (по методике LSI)

Субшкалы Средние показатели в выборке осужденных Средние показатели в выборке молодежи без судимостей

Регрессия 4,66*** 2,87***

Замещение 4,29* 3,21*

Рационализация 6,28*** 7,06***

Общий уровень 41,6** 36,7**

* При р < 0,05. ** При р < 0,01. *** При р < 0, 001.

42

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

связей, которые были утрачены ранее (не исключено, что в раннем детстве), хотя бы на символическом уровне.

4. В целях выявления скрытой мотивации осужденных молодежного возраста мужского пола нами была применена методика цветовых метафор И. Л. Со-

ломина (МЦМ), результаты которой свидетельствуют о том, что осужденные идеализируют будущее, испытывая радужные ожидания, порой ничем не обоснованные, однако понятие «мое настоящее» полностью вытесняют из своей жизни:

Базовые потребности

Интересное занятие • Успех • Каким я хочу быть • Моя мать • Учеба • Мое увлечение • Труд • Вера в Бога • Мои друзья • Здоровье • Ум • Культура • Спокойствие • Любовь • Удовлетворение • Свобода • Условно-досрочное освобождение • Семья • Удовольствие • Деньги • Мое • будущее • Работа • Общение • Уважение • Ответственность • Мой дом • Какой я на самом деле • Религия • Жена • Мой отец • Мой отряд • Зрелость • Дисциплина

Актуальные потребности

Мое настоящее

Отношение к будущему

Мое будущее • Успех • Каким я хочу быть • Моя мать • Учеба • Мое увлечение • Вера в Бога • Мои друзья • Здоровье • Жена • Мой отец • Ум • Спокойствие • Любовь • Удовлетворение • Свобода • УДО • Семья • Удовольствие • Деньги • Интересное занятие • Работа • Общение • Уважение

Отношение к себе

Какой я на самом деле • Каким я хочу быть • Мое увлечение • Удовольствие • Удовлетворение • Мое будущее • Интересное занятие • Ответственность

Источники стресса

Конфликты • Преступление • Унижение • Страх • Раздражение • Наказание • Криминал • Угроза • Нарушение режима • Вина • Драка

Вытесненные из сознания переживания

Мое настоящее • Коллеги • Политика • Мой отряд

Диагностическая категория «мое настоящее» не наполнена никаким смыслом, не осознается осужденными, и любые воздействия со стороны воспитательных и психологических служб оказываются неэффективными, так как не находят отражения в субъективном мире осужденных. Поэтому в рамках осуществления психокоррекционной модели важно уделять внимание переориентации ценностно-смысловой системы с будущего (которое в реальности может оказаться далеко не таким радужным, как ожидают осужденные) и прошлого (того, что было, уже не изменишь) на настоящее. Именно настоящий момент формирует наше будущее и меняет

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

отношение к прошлому, не обесценивая его, а помогая извлекать ценные уроки.

Выявленные особенности осужденных молодежного возраста, затрудняющие проведение эффективной психо-коррекционной работы с ними (низкий уровень развития общих мыслительных способностей, высокий уровень психологической защиты, разрушение просоциальных связей, усугубляющееся длительностью отбывания наказания, идеализированное нереалистичное представление о будущем), определили цель психокоррекционной программы: снятие ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста, отбывающих

43

наказание в исправительных колониях.

Исходя из поставленной цели и специфики данной категории осужденных, выявленной в ходе эмпирического исследования, нами был апробирован групповой тренинг, имеющий следующую структуру.

1 этап - знакомство. На данном этапе, помимо знакомства с участниками группы, целями и графиком работы, предполагаемыми результатами, заключением психологического контракта, формированием запроса, происходило более глубокое проникновение в бессознательное испытуемого с помощью такого инструмента, как метафорические карты. Несмотря на наличие большого количества предлагаемых направлений работы в данной области, обилие методических пособий и рекомендаций по применению метафорических карт, мы опирались на традиционный классический подход, предложенный М. Эгетмейером [8]. Для осуществления данного вида работы мы использовали максимально абстрактные, не нагруженные смыслом и сюжетом картинки из набора Ессо. Говоря о своей проблеме на метафорическом языке, осужденные чувствовали себя безопасно, поэтому уже с первого занятия группе удалось погрузиться в работу, почувствовать атмосферу доверия, сформировать интерес и мотивацию к дальнейшей работе.

2 этап - сказкотерапия [5] в сочетании с работой с метафорой [6]. Осужденным предлагалось описать увиденный сюжет на метафорической карте Ессо в жанре сказки. При дальнейшем разборе сюжетов внимание уделялось каждому элементу сказки как отдельной субличности осужденного. Особый акцент был сделан на проявлениях неконструктивных форм общения и незрелого поведения. При ведении повествования на метафорическом языке проблема предстает перед испытуемым ярко и конкретно, но на символическом уровне. После этого необходимо, чтобы осужденный самостоятельно, без посторонней помощи

психолога и других участников группы провел параллели между получившейся метафорой и реальной жизнью, самостоятельно обозначив свою проблему и конкретные ограничения своего дальнейшего развития. На данном этапе ярко проявился феномен, аналог которого А. С. Макаренко описал как метод взрыва [9]. После анализа сюжетов осужденные единодушно выразили желание уничтожить написанное, что может свидетельствовать о начинающемся процессе внутренней перестройки.

3 этап - переформулирование сюжета (рефрейминг). Психолог предлагает осужденным написать другую сказку на совершенно иной сюжет и максимально общими словами формулирует название новой сказки. Однако тематика названия и сюжета должна перекликаться с предыдущей историей, одновременно неся в себе решение проблемы или возможность перестройки паттернов, закрепленных в опыте форм поведения. Каждый осужденный сам для себя символически описывает альтернативный путь или способ выхода из проблемной ситуации, процесс формирования новых, более зрелых форм поведения и общения, опираясь на собственный опыт и внутренние ресурсы. Уже в процессе написания новой истории на символическом уровне происходит перестройка системы смыслов, даже если клиент ее еще не осознает. В этом и заключается коррекционная функция метафоры. В процессе обсуждения и перевода с метафорического языка на реальную жизнь каждого осужденного психологу не рекомендуется интерпретировать результаты и настаивать на выборе альтернативного пути. Важно не только убедиться в том, что осужденный открыл для себя новый путь, новый смысл, новое предназначение, определил для себя реальные пути их реализации в своей жизни, но и проанализировать вторичные выгоды прежней модели поведения. В противном случае работа с осужден-

44

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ным может остановиться лишь на этапе осознания проблемы, но перестройки системы смыслов может не последовать. При необходимости и исключительно по запросу участника можно подключить групповой ресурс, дать обратную связь, совместно обсудить проблему.

На заключительном этапе необходимо вернуться к первоначальному запросу. Если психолог считает, что собственных ресурсов для решения проблемы и принятия решения осужденному недостаточно, можно прибегнуть к тому, чтобы осужденные написали друг другу (лучше в случайном порядке, не выбирая конкретное лицо) еще одну историю с названием, которое психолог сформулировал ранее. Как показал опыт работы, сюжеты либо пересекаются, что позволяет осужденному убедиться в правильности выбранного решения, либо открывают еще пути и альтернативы решения проблемы.

Групповой тренинг предполагает проведение 10 занятий длительностью 1,5 часа с частотой проведения 2-3 раза в неделю. При необходимости групповую форму работы можно комбинировать с индивидуальной для решения интимно-личностных проблем, которые по понятным соображениям не могут быть озвучены в группе.

Апробация данной модели проходила на базе одной из исправительных колоний общего режима УФСИН России по Ярославской области. В проведенном формирующем эксперименте приняли участие 12 осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание за преступления против собственности (семь человек), за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (три человека), за преступления против жизни и здоровья (два человека). По уровню образования состав участников тренинга представлен следующим образом: высшее образование имели два участника, среднее специальное - шесть участников, среднее образование - четыре участника экс-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

перимента. Экспериментальная группа подбиралась таким образом, чтобы она отражала социально-психологические особенности общей выборки осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях [10].

Для оценки эффективности тренинга были произведены замеры по следующим методикам: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), методика изучения смысложизненных ориентаций (в адаптации Д. А. Леонтьева), индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО), методика оценки уровня волевого контроля Е. В. Эйдмана и А. Г. Зверкова (ВСК), методика цветовых метафор (МЦМ) И. Л. Соломина. Получена обратная связь от участников группы, проведен опрос сотрудников исправительного учреждения на предмет видимых изменений в поведении участников тренинга.

Как показали результаты сравнения первичного и контрольного замеров, наибольшим изменениям подверглась ценностно-смысловая сфера. Значительный рост смысложизненных ориентаций (различия на уровне значимости р < 0,01) может говорить о наполнении данной сферы новыми смыслами, повышении осознанности и осмысленности жизни, принятии ответственности за происходящее в настоящем на себя (табл. 2).

Результаты, полученные с помощью методики «Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик», представлены в таблице 3.

Результаты, полученные с помощью методики «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)», представлены в таблице 4.

Результаты, полученные по методике 16 PFC, свидетельствуют о снижении тревожности и фрустрации при одновременном повышении эмоциональной устойчивости. Можно сказать, что с обретением смысла у осужденных снизилась тревожность, а когда они нашли

45

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Смысложизненные ориентации»

Субшкалы До эксперимента После эксперимента

Цели в жизни 28,1 40,0

Процесс жизни 26,7 35,6

Результативность жизни 23,4 32,6

Локус контроля - «я» 19,4 26,6

Локус контроля - жизнь 26,0 36,2

Осмысленность жизни 91,4 124,0

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик»

Субшкалы До эксперимента После эксперимента

Экстраверсия 5,5 7,8

Тревожность 4,6 3,2

Лидерство 10,7 0,14

Зависимость 9,3 7,4

Конформность 9,2 7,0

Коммуникативность 11,0 14,2

Таблица 4

Результаты исследования по методике «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)»

Субшкалы До эксперимента После эксперимента

С - эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность 7,4 10,6

О - уверенность в себе - тревожность 6,0 3,6

04 - расслабленность - напряженность 5,4 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость 9,3 7,4

Конформность 9,2 7,0

Коммуникативность 11,0 14,2

ресурсы в себе, понизилась фрустрация. Обретение уверенности в себе привело к росту эмоциональной устойчивости.

Сравнительный анализ результатов по методике ВСК показал значимые раз-

личия по всем шкалам, что может свидетельствовать о том, что к регуляции поведения осужденных стал подключаться волевой компонент. Это подтверждается данными самоотчетов осужденных, ко-

46

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

торые отмечают, что стали более настойчивы при достижении своих целей, им значительно лучше удается регулировать свое поведение в различных ситуациях и обстоятельствах.

Результаты сравнения первичного и контрольного тестирования по методике цветовых метафор И. Л. Соломина показали наполнение категории «мое настоящее» такими понятиями, как «работа», «ответственность», «семья», «здоровье», «условно-досрочное освобождение», «какой я на самом деле». То есть произошла переориентация с категорий прошлого и будущего на настоящий момент, что позволяет проживать его осознанно и полноценно.

Сотрудники исправительного учреждения отмечают возросшую ответственность участников тренинга при выполнении своих обязанностей, развитие коммуникативных навыков, повышение настойчивости при решении вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением или переводом в колонию-поселение (то есть осужденным стало крайне некомфортно находиться в той среде, в которой они до этого годами отбывали наказание), снижение тревожности, конфликтности.

Учитывая результаты сравнительного анализа психодиагностического обследования, можно констатировать, что коррекционно-развивающее воздействие в рамках программы развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола способствовало снятию ограничений, препятствующих развитию данного вида зрелости и изменению таких характеристик личности, как осмысленность жизни, осознанность настоящего, снижение тревожности, повышение волевого самоконтроля, способность строить конструктивные отношения с окружающими. Наиболее оптимальна реализация данной модели в рамках подготовки осужденных к освобождению, хотя, безусловно, некоторые элементы работы

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

могут быть использованы на различных этапах отбывания наказания.ф

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.

2. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http: //www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572 (дата обращения: 22.02.2019).

3. Социологический энциклопедический словарь / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М. : НОРМА, 2000. С. 188.

4. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44-45.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 310 с.

6. Вачков И. В. Метафорический тренинг. 2-е изд. М. : Ось-89, 2006. 144 с.

7. Миронова Е. А., Тетеухина О. В. Особенности проявления созависимого поведения молодежи // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация : материалы VII Всерос. студенческой науч.-практ. конф. по психологии с международным участием / под общей ред. Е. В. Прониной ; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир : Калейдоскоп, 2018. С. 91-93.

8. Киршке В. Клубника за окном. OH Verlag, 2010. 240 с.

9. Макаренко А. С. Сочинения : в 7 т. Т. 1 : Педагогическая поэма. М., 1950. 768 с.

10. Тетеухина О. В. Об изменениях в среде осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, и проблема изучения социально-психологической зрелости данной категории спецконтингента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание. 2018. № 4. С. 106-111.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.