Научная статья на тему 'Повышение эффективности психологического воздействия на осужденных при использовании методов арт-терапии'

Повышение эффективности психологического воздействия на осужденных при использовании методов арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности психологического воздействия на осужденных при использовании методов арт-терапии»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. И. ДРОЗДОВА

начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Архангельской области, подполковник внутренней службы

Повышение эффективности психологического воздействия на осужденных при использовании методов арт-терапии

Психокоррекция осужденных на протяжении последних пяти лет остается одним из актуальных направлений работы пенитенциарных психологов. Пребывание в исправительном учреждении довольно однообразно, монотонно и имеет специфический набор социальных ситуаций: ограничений и внешнего контроля. Это снижает адаптивные способности человека. Он утрачивает навык улавливать вероятные изменения, предвидеть их, приспосабливаться, учитывать как полезные, так и негативные особенности существования.

В связи с этим психологи учреждений УФСИН России по Архангельской области (далее - УФСИН) в психокоррекционной работе (индивидуальной и групповой) в большей степени ориентированы на развитие и тренировку способностей осужденных, позволяющих им адаптироваться к непривычным жизненным ситуациям, на выявление внутренних и внешних ресурсов для преодоления возникающих сложностей. Это непременно является залогом успешной ресоциализации осужденных и более успешной их интеграции с обществом после освобождения.

Актуальность психокоррекционной работы, на наш взгляд, определяется еще и тем, что длительный срок отбывания наказания осужденными (а это понятие для каждого сугубо индивидуально: для одного три года - это вечность, для другого десять лет - «только успеть заехать») вызывает усиление криминального

влияния, что затрудняет их социализацию, формирует инертность мышления, нивелирует социально одобряемое поведение. Также длительное (или неоднократное) нахождение в местах лишения свободы значительно истощает психологическое и физическое здоровье осужденного, что негативно влияет на его поведение в период отбывания наказания, снижает эффективность проводимых психолого-воспитательных и коррекционных мероприятий [1]. Так, например, для осужденных, отбывающих наказание впервые, подверженность влиянию криминальной субкультуры еще незначительна, а эффективность пси-хокоррекционного воздействия может быть достаточно высока. Это обусловливает более успешную адаптацию сначала к условиям отбывания наказания, а потом и на свободе. Подверженность осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН (особый режим) влиянию криминала достаточно велика. Потому психокоррекци-онная работа специалистов данного учреждения считается эффективной при снижении агрессивных проявлений осужденных [2]. У них с увеличением длительности отбывания наказания обостряются переживания, связанные с перспективами жизненного пути. Автором многих книг по психологии и психологии управления А. В. Наприсом определены, например, исправительные мероприятия, способствующие формированию у осужденного зрелой я-концепции и обеспечивающие снижение проявлений агрессии [3].

33

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2016

#

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По мнению Ю. М. Антоняна, одного из ведущих ученых в области криминологии и уголовного права, неудовлетворительные условия жизни и ограниченный резерв моральных и материальных благ в отечественных пенитенциарных учреждениях подкрепляют агрессивные тенденции, усвоенные еще в детстве [3]. Согласно исследованиям А. Н. Олейника, причиной эскалации конфликтности и враждебности в среде осужденных также является предвзятое отношение и равнодушие со стороны сотрудников исправительных учреждений [3].

Психологи учреждений УФСИН разрабатывают программы и строят психокоррекционную работу с осужденными, применяя арт-терапию (обычно ее называют терапией изобразительным творчеством). Большое внимание уделяется использованию метафорических (ассоциативных) карт, рисунков, притч, мандал, сказко-терапии. Основной целью в такой работе становится повышение адаптивных способностей и эффективности ресоциализации осужденных, снижение уровня риска рецидива преступлений на основе целенаправленной комплексной деятельности по осуществлению психолого-воспитательного воздействия [4, 5, 6].

Выбор метода психокоррекции с использованием метафорических карт обусловлен следующими причинами:

- работа с метафорическими картами создает обстановку, способствующую глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению;

- осужденный сам выбирает степень открытости участникам группы и психологу (тренеру);

- карты помогают объединить в один контекст психотерапевта и осужденного, а также общаться на одном «метафорическом» языке;

- посредством символического осознания проблемы реализуется возможность привлекать неосознаваемые ресурсы осужденного;

- происходит развитие творческих способностей как участников тренинговой группы, так и психолога УИС;

- удобны гибкие правила использования колод ассоциативных карт, их соединение между собой, обширный диапазон решения проблемных ситуаций при помощи одной колоды;

- имеется вариативность приемов и техник;

- отмечается мобильность инструментария, отсутствие необходимости в каком-либо дополнительном оборудовании;

- появляются неограниченные возможности для самого психолога (самостоятельное формирование тематических колод карт);

- метафорические карты могут использоваться и как психодиагностический инструментарий, и как психокоррекционный;

- применение ассоциативных карт предполагает многообразие форм работы (в микрогруппах, парах, индивидуально, в целой группе);

- использование метафорических карт достаточно легко комбинируется с другими психокоррекционными техниками (рисунок, релаксационная музыка, притчи, создание общего рассказа и др.) и психокоррекционными направлениями (гештальт-терапия, когнитивная терапия, сказкотерапия), что делает работу достаточно глубокой, полной и результативной [6, 7].

Данный метод психокоррекции позволяет вскрыть и осознать глубинные бессознательные пласты личностных переживаний и перевести их в область осознаваемых, что дает возможность выбирать в дальнейшем направления для индивидуальной и групповой психотерапевтической работы. В этой работе психологи подразделений УФСИН намеренно не обращаются к анализу совершенного преступления, так как не всегда и не все участники группы готовы анализировать его в силу разных причин: недостаточного уровня интеллекта и доверия к группе, низкой способности к самоанализу и личной ответственности за совершение преступления, характера совершенного преступления, уровня сфор-мированности правосознания, степени признания вины в совершенном преступлении и др. Основной целью данной работы является развитие адаптивных способностей и ориентирование на дальнейшую ресоциали-зацию, формирование эффективных способов взаимодействия в иных, изменившихся условиях жизни. Нам важно сформировать у осужденного осознание того, что перемены в жизни возникают подчас вне зависимости от нашего желания и наша ответственность в том, как их воспринять, извлекая для себя максимальную пользу и комфорт, определяя свои внутренние и внешние ресурсы.

Программы, используемые психологами УФСИН, рассчитаны на 6-8 занятий, каждое из них продолжается 1,5-2,0 часа, проходят

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 34

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

они дважды в неделю. Такой плотный график дает возможность поддерживать состояние осужденных, необходимое при формировании интереса и мотивации к дальнейшей плодотворной работе в группе.

Обычно психокоррекционная программа - это схема поведения в новых непривычных условиях, она предполагает следующие шаги:

- определение особенностей жизни до осуждения и в период отбывания наказания;

- выявление причин наступивших изменений, выработка новых поведенческих моделей, более адаптивных для вновь сложившихся условий;

- коррекция психоэмоционального состояния, что позволяет вести себя более адаптивно;

- осознание своих ресурсов для преодоления новой ситуации;

- овладение конструктивными способами общения с окружающими людьми;

- формирование близкой и далекой перспективы развития ситуации.

Данная схема является достаточно универсальной и может быть использована в разных обстоятельствах для преодоления и решения многих жизненных проблем. По нашему мнению, такие психокоррекционные программы целесообразно предлагать для работы в начале или середине отбывания осужденными срока наказания. Взаимосвязь уровня проявления агрессивного поведения у лиц, находящихся в местах лишения свободы, с длительными сроками и временем отбывания наказания не носит линейный характер. Сначала их агрессия выражает преимущественно стратегию поисковой активности, связанную прежде всего с занятием более высокого положения в среде лиц, отбывающих наказание. На заключительном этапе нахождения в пенитенциарном учреждении она предопределяется состоянием неопределенности, обусловленным предстоящим выходом на свободу.

В качестве первичной диагностики осужденного в основном используются результаты, полученные при его поступлении в учреждение, но также проводятся дополнительные обследования (личностный опросник и другие методики). Далее следует мотивирующая беседа, в ходе которой психолог отмечает полезность и целесообразность участия осужденного в данной программе, ориентируя его на УДО. Состав группы участников и время про-

ведения занятий согласовываются с сотрудниками разных служб, так как это обеспечит безопасность психолога-тренера, осужденных, участвующих в группе, и исключит проблемные внутригрупповые ситуации и наслоение таких мероприятий, как свидания, этапирование в другие учреждения и др. Целесообразно проводить занятия в первой половине дня, продолжительность - до двух часов. Именно в течение этого времени наиболее легко поддерживать работоспособность участников на достаточно высоком уровне.

Занятия проводятся в кабинете для групповой работы с осужденными.

В тренинговую группу включаются от шести до восьми человек, что дает возможность уделить достаточное внимание каждому, обеспечивает комфортные условия при взаимодействии в ходе мероприятия.

Проведение тренинговой работы будет более полезным, глубоким и эффективным при использовании нескольких колод ассоциативных карт. Обычно психологи УФСИН используют карты-фотографии (фотографии людей, животных, растений, пейзажей; репродукции картин; изображения памятников, зданий и элементов зданий, групп людей, находящихся в разных социально значимых отношениях и др.), колоды карт «ОН», «СОРЕ», «Дуэт», «ЭССО», «САГА».

Наличие видеопроектора (компьютера) дает возможность использовать презентации, любые другие видео- и аудиоматериалы, что придает разнообразие, повышает интерес осужденных, а психокоррекционное воздействие на них становится наиболее глубоким. Подборка релаксационной музыки может использоваться и как музыкальный фон при проведении упражнений, и как самостоятельное средство психокоррекции.

В работе используются листы бумаги формата А4, цветные карандаши, краски, мелки, фоамиран (пластичная замша), мозаичные детали. Могут применяться такие техники, как декупаж, флористика, рисование песком, мозаичные техники и др.

Такие тренинги имеют большое значение: они представляют собой не только полный самостоятельный продукт, но могут быть и трансформирующим объектом любой другой программы, что делает ее достаточно мобильной в использовании. Интересным представляется

35

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2016

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

и тот факт, что в работе с метафорическими картами можно вводить новые колоды, формировать самостоятельно тематические наборы карт-фотографий.

Практическая универсальность данных методик заключается еще и в том, что эти упражнения довольно легки для спецконтингента с недостаточно высоким уровнем интеллекта или плохо владеющего русским языком. Через рисунок, картину осужденного, имеющего особенности интеллектуального, национально-культурного различия и религиозного воспитания, легче мотивировать на беседу и на работу в группе. Изображение не навязывает никаких жестких выводов и описаний, и хозяин карты волен увидеть в них что-то свое, исходя из собственного опыта.

Необходимо отметить приемы психологов ФКУ ИК-16 УФСИН (особый режим) как пример неординарного творческого подхода к работе с осужденными в направлении арт-терапии. В качестве подручного материала на занятиях осужденным даются наборы, состоящие из фоамирана - пластичной замши, которая используется для создания различных цветочных композиций, забавных игрушек, драпирующего материала. Большая палитра цветов замши, ее эластичность и способность дополнительно окрашиваться дает неограниченные возможности ее применения в творчестве. Как отмечают психологи данного подразделения, терапия с использованием фоамирана эффективна при снятии нервного напряжения, актуальна в период адаптации в колонии. Участие в занятиях помогает не только выявить индивидуально-личностные особенности, но и определить эмоциональное состояние человека, осуществить на него пси-хокоррекционное воздействие.

Опыт психологов подразделений УФСИН доказывает, что при помощи арт-терапии, в том числе метафорических карт, достаточно легко к таким занятиям подключать осужденных, активно декларирующих протестное поведение. Для них это новый вид работы, проявленный живой интерес к которой «побеждает» протест. Изменение себя и формирование у осужденного понимания окружающих и сочувствия им является одной из задач наших психокоррекционных тренинговых программ с применением арт-терапевтических техник. Кроме того, они способствуют более длительному и глубокому общению с родными, что, в свою очередь, является социально полезным фактором в процессе исправления когнитивных искажений в системе ценностей осужденного. ^

1. Изард К. Э. Эмоции человека. М. : Издательство МГУ, 1980.

2. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж : Истоки, 1998.

3. Сборник статей по психологии отечественных ученых. М. : Изд. Моск. ун-та, 1984. С. 143-251.

4. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб. : Речь. С. 200-256.

5. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб. : Питер, 2001, 384 с.

6. Коледа С. Моделирование бессознательного. М. : Институт общегосударственных исследований, 2000.

7. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. СПб. : Питер, 2001. 160 с.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.