Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕЛЕСНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕЛЕСНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ / ТЕЛЕСНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Брызгалова Алена Дмитриевна

Телесность представляет собой социокультурный продукт, особенности которого определяются нормами, правилами и законами в рамках конкретной эпохи. Уже в древнейшие времена люди понимали, что тело - это нечто больше, чем оболочка, которая испытывает физическую боль и наслаждение. Для древнего грека идеалом было телесное и духовное совершенство. Средневековый концепт телесности связан с религиозной доктриной, в которой внутренний, духовный мир доминирует над физическим телом. В это время широко распространились такие телесные практики, как аскетизм и пост. Возрождение актуализирует античные идеалы, и индивидуальные качества вновь оказываются в центре всеобщего внимания. В XX в. произошло переосмысление человека, появились новые телесные практики, кардинально меняются представления о теле. И в настоящее время представление о телесности не сводится к репрезентации внешней красоты. Тело становится объектом трансформаций как творческий проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF BODY AT DIFFERENT STAGES OF CULTURE DEVELOPMENT

Corporality is a socio-cultural product, the characteristics of which are determined by the norms, rules and laws within a particular era. In ancient times, people understood that the body is something more than a shell that experiences physical pain and pleasure. For the ancient Greek, the ideal was bodily and spiritual perfection. The medieval concept of corporality is associated with a religious doctrine in which the inner, spiritual world dominates the physical body. During this time, bodily practices such as asceticism and fasting became widespread. The Renaissance actualizes ancient ideals, and individual qualities were once again at the center of attention. In the 20th century there was a rethinking of human being; new bodily practices, ideas about the body appeared. And at present, the concept of corporality is not limited to the representation of external beauty. The body becomes an object of transformation as a creative project.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕЛЕСНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ»

12. Что важно знать разработчику о приложениях?// Ваш бизнес в кармане, 2021. URL: https://app-global.ru/blog/chto-vazhno-znat-razrabotchiku-o-prilozheniyah/

13. IP-телефония // Википедия, 2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IP-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

УДК 008:316.37+390.4

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕЛЕСНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Брызгалова Алена Дмитриевна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Телесность представляет собой социокультурный продукт, особенности которого определяются нормами, правилами и законами в рамках конкретной эпохи. Уже в древнейшие времена люди понимали, что тело - это нечто больше, чем оболочка, которая испытывает физическую боль и наслаждение. Для древнего грека идеалом было телесное и духовное совершенство. Средневековый концепт телесности связан с религиозной доктриной, в которой внутренний, духовный мир доминирует над физическим телом. В это время широко распространились такие телесные практики, как аскетизм и пост. Возрождение актуализирует античные идеалы, и индивидуальные качества вновь оказываются в центре всеобщего внимания. В XX в. произошло переосмысление человека, появились новые телесные практики, кардинально меняются представления о теле. И в настоящее время представление о телесности не сводится к репрезентации внешней красоты. Тело становится объектом трансформаций как творческий проект.

Ключевые слова: тело, телесность, культурные эпохи, телесные трансформации, творчество, творческий продукт, проектный подход.

Annotation. Corporality is a socio-cultural product, the characteristics of which are determined by the norms, rules and laws within a particular era. In ancient times, people understood that the body is something more than a shell that experiences physical pain and pleasure. For the ancient Greek, the ideal was bodily and spiritual perfection. The medieval concept of corporality is associated with a religious doctrine in which the inner, spiritual world dominates the physical body. During this time, bodily practices such as asceticism and fasting became widespread. The Renaissance actualizes ancient ideals, and individual qualities were once again at the center of attention. In the 20th century there was a rethinking of human being; new bodily practices, ideas about the body appeared. And at present, the concept of corporality is not limited to the representation of external beauty. The body becomes an object of transformation as a creative project.

Key words: body, corporality, cultural epochs, bodily transformations, creativity, creative product, project approach.

Постановка проблемы. Под телесностью мы понимаем многомерную информационную систему представлений человека о самом себе и репрезентации себя, любых внешних проявлений или внутренних устремлений другим. Многомерность определяется разведением внешнего и внутреннего миров человека. Информативность проявляется во взаимодействии с другими людьми и обуславливается внутренним диалогом. Знаково-символический характер внешних и внутренних проявлений

складывает все компоненты в единую систему.

Целью данной статьи является рассмотрение спектра представлений о телесности в разные периоды развития культуры.

Изложение основного материала. Несмотря на то, что мы чаще всего думаем о своем теле как о данности, очевидным становится то, о чем вот уже несколько десятилетий говорят ученые из совершенно разных областей науки: начиная от обширной сферы Science, то есть естественнонаучного поля исследований тела, через ряд узкоспециальных дисциплин к тем, в которых на первый план выходит «дух, а не материя». Современному исследователю - не-культурологу может показаться, что отношение к телу как к творческому проекту - это веяние современных трендов в гуманитаристике в отношении телесности.

В то же время, вдумчивый культуролог обнаруживает в таком отношении к телу не только проросшие, но и буйно разросшиеся тенденции, «зерна» которых были «случайно обронены» или специально взращивались в «плодородной почве» культуры, вероятно, еще с самых ранних стадий развития человечества. Весьма важным фактором для понимания процесса развития творческой деятельности и отношения к своему телу в первобытную эпоху является достаточно позднее формирование у человека концепта «Я». Однако уже в те доисторические времена человеческое тело являлось - с некоторыми оговорками - объектом творческого проектирования. Пожалуй, самым ярким свидетельством творческого конструирования «человеческого» тела мы можем представить всемирно известную скульптуру, изображающую, как полагают ученые, фантастическое существо - «Человека-рыбу» из Lepenski Vir. Мышление первобытного человека было мифологическим. Индивидуальность не выделялась из группы, неспособность к абстрактному мышлению обусловливала отсутствие субъективного и объективного взгляда на действительность, не было представления о предмете и образе. Что характерно для телесности человека с мифологическим мышлением? Во-первых, сложно определить «телесные» границы. Они способны были выходить за рамки физического объекта. Например, шаманы и жрецы способны были при помощи галлюциногенных препаратов разделить дух и тело. В мифологическом представлении о телесности присутствует еще одна характерная черта - трансформация в животное. Превращение происходило при помощи мистических ритуалов и некоторых манипуляций с предметами, которые наделялись магической силой [5, с. 464].

Человек в античной культуре Древней Греции стал «мерой всех вещей» [2, с. 166]. Правильное физическое воспитание способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела. Тело становится творческим проектом уже на этой стадии развития всей европейской цивилизации. Культурная практика осознанного проектирования тела гражданина полиса получает широкое распространение в классической Греции. Подтверждение этому находим в творчестве целой плеяды знаменитых античных скульпторов, среди которых особого внимания заслуживает Поликлет. Ему принадлежит честь создания, пожалуй, одного из основополагающих творческих телесных проектов, определившего не только развитие визуальности телесного в последующие культурные эпохи вплоть до наших дней, но и, в принципе, подход к «проектированию» тела в реальной жизни. Поликлет математически строго рассчитал «канон» телесности - оговоримся сразу, мужской - то есть правила соотношения пропорций частей тела ко всему телу - для воплощения образа идеального гражданина полиса, физически и духовно совершенного человека. Наиболее значимыми работами Поликлета являются его трактат «Канон» и - будто его визуализация, именно тело как творческий проект - статуя «Дорифор» или «Копьеносец», получившая также распространенное третье название, соответствующее содержанию и формам этой скульптуры, а также основополагающему трактату. Древнегреческое представление о том, каким должен быть человек, определяется через термин «калокагатия». Человек в античности мыслился как организм, обладающий качеством целостности. Понятие «телесности» в данный период времени становится доминирующим. Самого этого термина тогда не существовало как такового, но его понимание обусловливает все устройство мира и деятельность человека: «Телесность -вот тот метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения

религии, философии, искусства, науки и всей общественно-политической жизни» [6, с. 44].

На смену античной парадигме гуманизма, в которой человек был мерой всех вещей, приходит средневековая идея о едином Боге, который становится центром мироздания и творцом всего существующего на земле. Казалось бы, концепт телесного уходи на последний план в соответствии с догмами Средневековья, когда сложилось противоречивое представление о сущности человека. С одной стороны, человек провозглашался Венцом творения, подобным Богу, своему творцу. То есть, по логике нашего исследования, человеческое тело было творческим проектом Демиурга. С другой стороны, человек — раб Божий, своим существованием прославляющий Бога. Служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Тело провозглашается вместилищем грехов (алчность, похоть, тщеславие и т.д.), но одновременно, искупление и спасение возможно было осуществить через телесные практики. Возвышение и почитание тела в предыдущую эпоху сменилось аскетизмом и принижением значения тела. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство тела и души, основное внимание нужно уделять душе, ибо душа принадлежит вечности.

В эпоху Ренессанса на смену средневековому аскетизму вновь приходит интерес к индивидуальности человека, его деятельности и творчеству. Возрождается античный гуманизм, и в центре мироздания вновь оказывается человек во всех своих проявлениях. Изменения происходят во многих сферах жизни: искусстве, науке, политике, философии и т. д. Мы можем сказать, что человек Возрождения уже не ограничивает себя, он подвергает анализу действительность, возникает жажда познать самого себя. В противовес Средним векам с его телесными ограничениями и запретами формируется эстетика красоты. В это время снова проявляется проектное отношение к телу, что, например, нашло отражение в концепте «универсальный человек» (лат. homo universalis от др.-греч. роАц/итцд, где роХц - «много», ^âx^ç - «занятия»), соответствующего понятию «человек эпохи Возрождения (англ. Renaissance man). С одной стороны, смысл данного понятия раскрывается через представления о человеке, который характеризовался как «исключительно одаренный, разносторонне образованный, один из тех людей, которые ко всему способны» [1, с. 9]. С другой стороны, понятие универсального человека означало еще и того, кто не только развивал свой ум и душевные качества, но и тело. Двумя высочайшими вершинами явления homo universalis, его полюсами были Леон Баттиста Альберти (о талантах, силе, ловкости и поэтических дарованиях которого рассказывали легенды) и Леонардо да Винчи. Круг интересов Леона Батиста Альберти был необычайно разнообразен: мораль и право, математика, механика, экономика, философия, поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура. Альберти оставил труды на латинском и итальянском языках; совершенствовал не только свой ум, но и тело, развивал силу и ловкость. Альберти первым в истории итальянского Возрождения стал воплощением гуманистического идеала «универсального человека» [3, с. 24,27-28]. Леонардо да Винчи - гений, поражающий многообразием проявлений и необыкновенной силой своей одаренности. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения: «Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ, - писал его анонимный биограф, - что, по справедливости, можно было называть его чудом природы, которая не только изобильно одарила его телесною красотою, но и сделала его обладателем многих редких способностей» [3, с. 64-65]. Джорджо Вазари свидетельствовал, что «блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснял каждую омраченную душу», сила же его была такова, что он «правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец». Описывая его внутренний мир, Джорджо Вазари отмечает «мужество и высоту духа поистине королевские» [4, с. 273].

В XVII в. происходит переосмысление функционирования тела. Конструируется механистическая модель устройства человеческого организма под влиянием совершенствования производства и внедрения нового оборудования в промышленность. К XVIII в. красота теряет свой статус и исключительную принадлежность представительницам высших сословий и аристократического происхождения. В это

время происходит пополнение городского населения за счет приезжих из сельской местности. И то, что было скрыто от глаз общественности, предстает перед публикой во всей своей естественности.

В XIX в. новые принципы градостроительства, появление новых средств передвижения на улицах, появление первых универсальных магазинов, возросшая платежеспособность населения и т.д. - все это ускорило темп, скорость жизни человека. Еще одной отличительной чертой становится эстетизация обнаженного тела. Распространение получают театральные афиши и афиши кабаре, рекламные плакаты, журнальные иллюстрации, которые привлекают внимание, особенно мужской части населения, откровенностью и наготой. Подобная раскрепощенность находит своих сторонников и критиков.

Никогда раньше, в сравнении с XX в., не происходили настолько глубинные и значительные изменения по отношению к пониманию и принятию природы своего тела. Социальные и политические потрясения, связанные с двумя мировыми войнами предыдущего столетия, актуализировали вопросы, связанные с жизнью и смертью, здоровьем и болезнью.

В XXI в. наблюдаются интенсивные изменения в понимании телесности, когда тело уже мыслиться все же не как данность, а как объект, положенный в основу творческого проекта по трансформации и конструированию новой телесности как репрезентации внутреннего мира человека. Более того, телесность, оставаясь и предметом теоретического осмысления, также оказалась вовлечена в самые разнообразные современные практики и целые индустрии: красоты, медицины в традиционном понимании, биоинженерии. Отдельно следует упомянуть телесные трансформации, связанные с субкультурными феноменами, среди которых культура татуировки, шрамирование, пирсинг и т.п. Тело становится носителем информации, закодированной в различных «текстах», которые позволяют человеку транслировать свои идеи и ценности окружающим.

Выводы. Мы проследили за тем, как в хронологическом порядке изменялось отношение к человеку в разные эпохи, а, следовательно, изменялись представления о самом себе. На репрезентацию телесности оказывают влияние множество факторов - это философские воззрения, социокультурные трансформации, доминирующая парадигма в обществе и т. д. Все преобразования в отношении к репрезентации телесности подчинялись культурным особенностям, традициям, нормам морали, и смена этих особенностей другими требовала достаточно долгого времени. И только, начиная с XX в., одни тенденции приходили на смену другим каждое десятилетие.

Каждая эпоха определяет свое представление о теле и сущности самого человека. В зависимости от научной, религиозной, светской или какой-либо другой парадигмы меняется и представление о том, каким должен быть человек.

Мы видим, что с древнейших времен к Новому времени и последовавшим за ним культурным периодам прослеживается - в той или иной степени - раскрывающаяся тенденция понимания человеческого тела как творческого продукта, который может и должен проектироваться и конструироваться доступными для соответствующих эпох и традиций народов способами с целью совершенствования и духовного компонента, личности «облаченной» в конкретное тело.

Список литературы:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - В 3 Т. - Т. 2. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени / Алпатов М.В. - М.; Л.: Искусство, 1949. - 634 с.

2. Берестовская Д.С. Культурология. Учебное пособие / Д.С. Берестовская. -Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. - 392 с.

3. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения / Д.С. Берестовская. - Симферополь, 2002. - 143 с.

4. Вазари Дж. Избранные жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Джорджо Вазари. - М.: ООО «Издательство Астрсль»; ООО «Издательство ACT», 2001. - 732 с.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Леви-Брюль Л. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / Лосев А.Ф. ; вступ. ст.

A.А. Тахо-Годи. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

7. МеренковА.В. Конструирование тела как трансформация биосоциальной природы человека: социологическая концептуализация и интерпретация / Меренков А.В., Антонова Н.Л. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. -2018,- Т. 13,-№ 1 (173).-С. 51-58.

8. Солдатов В.В. Тело как проект: культура татуировки (семиотический аспект) /

B.В. Солдатов // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 77-79.

9. Торопова А.А. Агендерная эстетика: тело не образ, а поток / Торопова Анастасия Александровна// Corpus Mundi. - 2020. - Т. 1. -№ 2.-С. 37-61.

УДК 008:778:003.62

ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Грошева Василиса Александровна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Сегодня гуманитарные науки и, - конечно же, культурология как междисциплинарная отрасль знания - изучают множество феноменов, среди которых значимое место занимает визуальная культура, получившая в последние десятилетия широкое распространение в качестве предмета исследования. В современной нам действительности человек естественным образом живет в пространстве визуального. Само мировосприятие становится «визуальным», а необходимость тщательного исследования визуальной культуры вызвана актуальным бытием культуры и всего социокультурного пространства человечества. В данной работе рассматривается фотография как неотъемлемый феномен современной визуальной культуры. Делается вывод о том, что оба явления - визуальная культура и фотография - обоюдно детерминируют друг друга, находясь в неразрывном взаимовлиянии, начиная с процесса их генезиса.

Ключевые слова: визуальная культура, медиакультура, культурные индустрии, креативные индустрии, креативный продукт, фотография, фотоиндустрия.

Annotation. Today, the humanities and, of course, culturology as an interdisciplinary branch of knowledge, study many phenomena, among which visual culture occupies a significant place, which has become widespread in recent decades as a subject of research. In our contemporary reality, a person naturally lives in the visual space. The very perception of the world becomes "visual", and the need for a thorough study of visual culture is caused by the actual existence of culture and the entire socio-cultural space of mankind. This work considers photography as an integral phenomenon of modern visual culture. It is concluded that both phenomena - visual culture and photography - mutually determine each other, being in an inextricable mutual influence, starting with the process of their genesis.

Key words: visual culture, media culture, cultural industries, creative industries, creative product, photography, photo industry.

Постановка проблемы. Человеку присуща способность зрительно воспринимать и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.