Научная статья на тему 'Историческое развитие Понтия «Человеческая телесность»'

Историческое развитие Понтия «Человеческая телесность» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1885
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛЕСНАЯ КРАСОТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виляева С. И.

С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а лишь ту часть, которая структурно определена, закономерна в своём строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отстранённой от всего обычного и повседневного. Рассмотрение телесности в опыте онтологического постижения позволило выявить множественность ёе измерений: телесное и духовное; пространственное и временное; биологическое, социальное и культурное. Применительно к телесной системе наиболее естественным и органичным будет рассмотрение её пространственных структур, учитывающее не только понимание тела как «места», но и различные его уровни, проекции, эквивалентность центра и периферии, глубины и ширины, внешнего и внутреннего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое развитие Понтия «Человеческая телесность»»

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008 ВИЛЯЕВА С.И.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ»

Виляева Софья Игоревна - ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация: С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а лишь ту часть, которая структурно определена, закономерна в своём строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отстранённой от всего обычного и повседневного.

Рассмотрение телесности в опыте онтологического постижения позволило выявить множественность ёе измерений: телесное и духовное; пространственное и временное; биологическое, социальное и культурное. Применительно к телесной системе наиболее естественным и органичным будет рассмотрение её пространственных структур, учитывающее не только понимание тела как «места», но и различные его уровни, проекции, эквивалентность центра и периферии, глубины и ширины, внешнего и внутреннего.

Ключевые слова: тело, телесность, телесная красота

Во все времена человек обращал внимание на своё тело. Понятие «Человеческая телесность» появилось на стыке наук - естествознание, медицина и гуманитарное знание. В трудах отечественных учёных отмечается, что история развития представлений о «Человеке телесном» не менее многообразна, чем история развития других аспектов человеческого бытия. В процессе анализа проблемы телесности рассмотрено само понятие «Тело человека». Традиционный естественнонаучный подход рассматривает тело человека в качестве одного из множества объектов природы.

По мнению известного философа и педагога В.А. Подороги, тело человека означает, прежде всего, физический объект. Это может быть мёртвое или живое (с физиологической точки зрения) тело, но не несущее жизненности, субъектности, духовности. Состояние тела, с точки зрения В.А. Подороги, можно определить по степени присущей ему жизненности, то есть по тому, насколько оно способно пропускать через себя и отражать разного рода внешние и внутренние энергии.

Гуссерль представлял телесное единство в виде четырёх основных

страт:

• во-первых, тело как материальный объект;

• во-вторых, тело как живой организм, «плоть»;

• в-третьих, тело как выражение и смысл;

• в-четвертых, тело как объект культуры.

По мнению Гуссерля, проявляется «сознание моего тела и тела другого», и затем тело обретает единство смысла, а другая страта становится высше, поскольку подчиняет себе все другие.

Добавлено примечание ([А1 ]): ТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

К. Маркс использовал понятия «Неорганическое тело» и «Органическое тело»: у человека, по Марксу, помимо его естественного, «органического» тела интенсивно развивается так называемое «неорганическое тело» - все социальные образования, которые как бы дополняют, развивают его природное тело.

Т.С. Леви говорит уже о человеческой телесности, которую понимает как одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Она является результатом процесса личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.

С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а лишь ту часть, которая структурно определена, закономерна в своём строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отстранённой от всего обычного и повседневного.

Рассмотрение телесности в опыте онтологического постижения позволило выявить множественность ёе измерений: телесное и духовное; пространственное и временное; биологическое, социальное и культурное. Применительно к телесной системе наиболее естественным и органичным будет рассмотрение её пространственных структур, учитывающее не только понимание тела как «места», но и различные его уровни, проекции, эквивалентность центра и периферии, глубины и ширины, внешнего и внутреннего.

Выявление возможной общей основы конструирования целостной системы знания о различных аспектах телесности неизбежно сопряжено с обращением к современной науке, в которой в последние годы значительно нарастает поток эмпирических данных о человеческой телесности. Включение их в проблемное поле телесности обязательно предполагает расширение компетенции методологического анализа сложных познавательных ситуаций, выработки оснований создания и оценки всего спектра концепций в этой области. Методологический анализ должен охватывать как конкретнонаучную специфику и её возможности оценки отдельных аспектов, так и характер их соотношения и теоретического осмысления. Философская онтология становится способом объединения различных разделов естествознания и общественных наук, посвященных проблемам человеческого тела и телесного бытия, вырабатывая формы и методы интеграции научного знания и установления определённого единообразия теоретических языков для создания новой системы понятий, обладающих единой структурой.

Исследование человеческого тела в философии и науке столкнулось с невозможностью рассмотрения человека и человеческого тела в отрыве от его

духовности, сознания, мышления, памяти. Понятие о человеческом теле и его качественных характеристиках эволюционировало длительное время в рамках общих философских представлений о человеческом. Во всех концепциях человека выделялись две основные его части: тело и душа как внешнее и внутреннее. Акцентирование сознания то на одной, то на другой из двух частей и разведение или сведение их воедино изменялось, чередовалось во времени и пространстве различных культур.

Тело человека, мыслимое в категориях внутреннего и внешнего, можно представить как внешнее экспрессивное тело, позволяющее наиболее явно проявиться самовыражению человека, и как внутреннее тело - синтез телесных ощущений и переживаний, сопровождающих любую мыслительную деятельность.

С выделением различных уровней телесности встают вопросы о взаимодействии между ними, о возможности сохранения целостности человека.

По моему мнению, телесность - понятие, описывающее не просто структурную организацию (в отличие от тела), а живую динамику, пластичность, любые изменения указанной структуры. Гармонизирующим фактором в сохранении целостности человека, как нам представляется, служит информационный обмен между различными уровнями телесного пространства.

Во все времена были свои эталоны красоты. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчёркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причёсок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название белладонны. Самым красивым цветом глаз считался зелёный, поэтому глаза обводили зелёной краской из углекислой меди (позже её заменили чёрной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зелёной краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног. Египетская красавица в 1500 года до нашей эры, должна иметь, совершенно бритую голову. Египетские женщины удаляли все волосы с головы специальным золотым пинцетом и полировали кожу головы до блеска с помощью салфеток. На выстриженную голову женщины и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Иногда для создания ещё большего объёма головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики.

Античность. До сих пор древнегреческие скульптуры являются для художников и скульпторов образцом совершенства. В основе идеала красоты лежит гармония духа и тела. Известна история известной греческой гетеры Фрины. Фрина была натурщицей для многих знаменитых статуй богинь красоты. Пракситель запечатлел её образ в знаменитой Афродите Книдской, а придворный художник Александра Македонского Апеллес в Афродите Анадиомены. На суде Фрине хотели вынести смертный приговор за то, что она развращала мужчин и богохульствовала. Её адвокат выбрал необычный способ защиты - он сдернул с девушки одежду. Судьи, увидев столь прекрасное тело, посчитали, что в нём просто не может жить порочный дух и оправдали её. Математики Древней Греции впервые в истории попытались перевести законы гармонии, красоты и пропорции человеческого тела в цифры. Окончательный расчёт канонов красоты произведен в 5 веке до нашей эры древнегреческим скульптором Поликлетом в сочинении «Канон». В «Каноне» Поликлет выводит идеальные пропорции человеческого тела: голова должна равняться 1/7 части всего роста, ступня - 1/6, кисть руки - 1/10, пупок должен делить тело примерно на 2 равные части. Эталоном женской красоты у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчёркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Греческий профиль - одна из важнейших характеристик красоты того периода, до сих пор является синонимом совершенства. В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Древние римлянки стали осветлять волосы из-за ревности к новым рабыням-скандинавкам. В Риме не приветствовалось окрашивание волос, поэтому по белому или жёлтому цвету, волос можно было отличить куртизанку. Знатные матроны, чтобы осветлить волосы придумали специальные шляпки с огромными полями, которые защищали лицо от загара, но оставляли открытыми волосы, чтобы они впитывали в себя солнечные лучи. Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос. Кожу римлянки отбеливали довольно опасным способом -свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Римскую императрицу Поппею, жену Нерона, которая, по словам историка Тацита, обладала всем, кроме честности, во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась. У неё была гладкая матовая кожа, белая, как батист. У неё имелась особая маска для отбеливания кожи из навоза вола, подсолнечного масла и растительного клея. Рабыня втирала грим слюной. Другая рабыня пинцетом осторожно наносила чёрные тени на веки госпожи. А на брови накладывалась сложная смесь из мертвых муравьёв. Согласно тогдашней моде, брови почти соединялись в одну линию.

Идеальная римлянка должна была быть дородной, упитанной и статной, при этом она не должна потерять грациозности и стройности. Худая фигура совсем не ценилась. Соответствовать такому идеалу было совсем непросто: римлянки активно занимались гимнастикой, а также стягивали бинтами грудь и бёдра.

Средневековье. В средние века земная красота считалась греховной. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. В средние века макияж запрещён всемогущей церковью, поскольку он искажает божьи создания. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность очень ценится в девушках той эпохи. Но даже в те непростые времена существовал свой стандарт красоты. Очень бледная кожа, вьющиеся золотистые волосы, удлиненный овал лица, большие глаза, маленький рот - в моде была ангельская внешность. Чтобы кожа была бледной, модницы натирались соком лимона или белилами, в состав которых входили ртуть и свинец, или даже делали кровопускания. Никаких пышных форм, никакой косметики. Ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть всё - рост, кисти рук, ступни, грудь. Ещё более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение. Для того чтобы шея казалась более длинной, дамы брили затылки. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, подчёркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». В эпоху рыцарства, стали цениться более «земные» девушки, с живым взглядом и здоровым румянцем. Но бритоголовые были в моде долго, до самого XV века. Трубадуры прославляли хрупких, белокожих дам, беззащитных и беспомощных на вид. Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. В моду вошла продолговатость, причём во всём, начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. На этом фоне парадоксально выглядело только одно: стандарт красоты подразумевал округлый, достаточно большой живот. Те, кого природа наградила плоским животом, тоже нашли выход из положения. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки - босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Говорят, шлейф в моду ввела Агнесса Сорель, который принадлежит негласный титул «Первой красавицы средневековья». Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама - тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы - 3 метра 60 сантиметров, но не менее 45 сантиметров.

Возрождение. От средневековья остаётся мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови. Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны -длинные, вьющиеся, желательно золотистые. В эпоху Высокое Возрождение торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, - цвет, который позже стали называть «цветом Тициана». Чтобы осветлить волосы, женщины эпохи Возрождения покрывали волосы смесью шафрана и лимона и оставались под палящим солнцем в шляпах без дна, защищая лицо от загара широкими полями. Куртизанки из Венеции, слывшие самыми красивыми женщинами, ввели в моду новый идеал красоты: блондинка с пышными формами и бледным лицом. Один из хронистов приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три. По его мнению, у красивой женщины должны быть:

• Три белые - кожа, зубы, руки.

• Три чёрные - глаза, брови, ресницы.

• Три красные - губы, щеки, ногти.

• Три длинные - тело, волосы и руки.

• Три широкие - грудная клетка, лоб, расстояние между

X VII и XVIII века. В конце XVI- X VII вв. в эпоху барокко эталоном красоты является пышное тело, лебединая шея, тонкая талия (в моду входят корсеты из китового уса). При Екатерине Медичи фрейлиной французского двора могла стать дама, талия которой была не больше 33 см. Чтобы подчеркнуть своё благородное происхождение дамы даже специально выделяют себе вены. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи, хотя её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом». Её портреты отражают представления о красоте: беспощадный корсет создаёт осиную талию, грудь подчёркнута глубоким декольте, кожа бледная, а губы ярко красные. Чтобы избежать нежелательного загара, красавицы прогуливались с маской на лице, которую держали зубами. В самом начале XVIII веке наступает эпоха рококо: женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Грациозна, легка и игрива. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

бровями.

Три узкие - рот, плечо, ступня.

Три тонкие - пальцы, волосы, губы. Три округлые - руки, торс, бедра. Три маленькие - груди, нос и ноги.

Маркиза де Помпадур. Её именем названа целая эпоха. Именно ей мы обязаны высокой прической - «помпадур», чудесным оттенком глубокого

розового цвета «помпадур» и даже рождением первой дамской сумочки -«помпадур». Её называли «первой женщиной премьер-министром».

На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привёл к появлению причёски «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. Промчавшаяся в 1773 году по небу комета стала причиной создания причёски «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в причёски стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольше могли сохранять прежний облик. Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис. Их сменили птичьи гнёзда с яйцами и клетки с птицами. В причёску вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что её вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тысячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. Дамы вынуждены были ехать в каретах, стоя на коленях, чтобы не повредить прически. В моду вошли также специальные чёрные шёлковые пластыри - «мушки». Некоторые считают, что появление «мушек» было вызвано эпидемией оспы, и сначала они скрывали рубцы, вызванные этой болезнью. Некоторые морили себя голодом, потому что постоянное недоедание придавало лицу благородную бледность. Но чаще всего эта бледность получалась с помощью белил. Очень щедро использовалась пудра, которая наносилась практически на всё - и на парики, и на одежду, и на тело, которое не мылось месяцами. На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта. Иногда в причёске заводились даже мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру.

XIX век. В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность - пили уксус, если румянец - ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях. Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки. В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый приём античных скульпторов - увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от

пневмонии была в те годы очень высока. Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина. В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошёл корсет. Талия должна быть неестественной по объёму - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к плачевным последствиям. Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев. В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол. Во второй половине XIX века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слёзы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более 3-4 слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица. В моде болезненная женственность. Рёчь идёт как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель - муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки - героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма. Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толчёный мел и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

1920-е годы. Типаж: худоба, угловатость, плоская грудь. Лицо: маленький рот-сердечко, влажные глаза, выщипанные брови дугой. Макияж роковой: бледность, чёрные тени, подводка, красная или вишневая помада. Причёска: прилизанные короткие волосы или спущенные на лицо волны. Одежда: прямой крой, заниженная талия, вызывающий вырез на спине. В 1926 году произошла мини-революция: появилось знаменитое чёрное платье Габриэль Шанель. Аксессуары модниц: меха, шляпы, шарфы, перчатки, чулки, нитка жемчуга, духи «Шанель №5».

1930-е годы. Типаж: блондинка с голубыми глазами. В моде шик голливудских див, но одновременно женщины осваивают практичные наряды: брючные костюмы, рубашки и спортивный стиль: светлые брюки или юбки в сочетании с белыми футболками. Макияж: загадочная «дымка» глаз, брови-ниточки, губы слегка подчёркнуты контуром. Бледность следует прятать под румяна и загар. Причёска: волнистые волосы до плеч, одна прядка слегка закрывает глаз. «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода».

1940-е годы. Типаж: соблазнительный. Мода - аскетичная и экономная: прямые юбки до колена, чулки рисуются карандашом прямо на голой ноге, волосы прячутся под мини-шляпку, платок или аккуратную сеточку. Причёска: хвост-пучок или крупные локоны. Макияж: женственный, после войны особенно важно нравиться мужчинам: пухлые губки, пушистые ресницы, сочная помада красных оттенков.

1950-е годы. Типаж: пышная грудь, тонкая талия, упитанность. После войны идеалом женщины становится Мерилин Монро. Причёска: постоянная завивка. Наряды: а-ля «песочные часы». Обувь: туфли и даже тапочки на каблуках. Макияж: преобладает сексуальность, яркая помада, розовые щёчки, цветущий вид, естественные брови и легкомысленная мушка между бровей или около губ.

В середине 50-х начинается культ европейских красавиц. Типаж: на смену телесным и чувственным женщинам приходят худоба, анорексия и девочка-мальчик по имени Твигги. Именно в это время появляются молодёжная мода, яркие цвета, мини-юбки, унисекс, крупная бижутерия. Макияж: подчёркнуто невинный, бледные губы с блеском, яркие глаза со стрелками и нежный цвет лица. В идеале взрослая женщина должна выглядеть как девочка-подросток.

1970-е годы. Типаж: хиппи - дети цветов. В моде: фольклорная мода, этнические украшения, стиль хиппи, милитари, панк. Макияж: либо полная естественность, либо экстрим: чёрная, зелёная помада, яркие дикие глаза, полный хаос на лице. Причёска на выбор: грива, хвост, химическая завивка, ирокез ярких цветов.

1980-е годы. Типаж: накаченная здоровая женщина с широкими бёдрами и узким тазом. Идеал: королева аэробики Джейн Фонда. Дамы ринулись в фитнес-студии, популярностью пользовался девиз «Стране нужно новое тело». В моде яркие тени, разноцветная помада, растушёвка, отсутствие контура. Причёска: пышные, начёсанные гривы.

1990-е годы. Типаж: супермодель, 90-60-90, рост от 175 и выше. Мода: стиль гранж, наигранная неряшливость, позже - явное смешение стилей, подчёркнутая индивидуальность. Лицо: умытое, в стиле глянца. Причёска: кудри, конский хвост, стрижки «под пажа».

Эволюция мужской красоты. Красота никогда не считалась главным достоинством мужчин, значительно больше ценились такие качества как ум и сила, честь и храбрость. И все же это не означает, что мужчины не стремились выглядеть красиво. Красота тела почиталась в Древней Греции и считалась даром богов. Но недостатки внешности, становились трагедией для человека. Древние Греки в первую очередь ценили атлетическую форму с правильными и симметричными пропорциями. Классический пример античного эталона -скульптура Геракла - сильного и мускулистого воина с длинными ногами,

прямым и ясным взглядом героя и защитника. И всё же более популярен был образ Аполлона - сына Зевса. Аполлон отличался от Геракла меньшей мускулатурой и был похож более на легкоатлета. Златокудрый молодой Аполлона с крупными и правильными чертами лица, большими глаза и прямым носом стал эталоном не только Древней Греции, но и многих других эпох. Народу Двуречья как и греки отдавали предпочтение сильным и храбрым воинам недюжинной силы. Однако их эталоном был невысокий, коренастый мужчина с длинными чёрными волосами, бородой и крючковатым носом. Волосы и бороды укладывались обычно в сетку. Кроме того волосы обычно на затылке связывались лентой из драгоценных камней или закалывались заколкой. Однако это касалось лишь мужчин благородных кровей, которые также чернили брови и использовали румяна, чтобы подчеркнуть свою красоту и высокое общественное положение. Данный факт, в своё время особо удивил Александра Македонского. В средние века рассвет Христианства сильно повлиял на образ идеального мужчины. Обнажённые тела ушли в прошлое, красота несла в себе искушение и стала греховной. Теперь на первый план выходит рыцарь в блистающих доспехах - храбрый, мужественный воин со светлыми волосами. Однако внешность не играет главной роли для рыцаря, для него куда важнее соблюдение кодекса чести, морали и этикета. Он защищает тех, кто того требует и бесконечно предан своей даме сердца. Эпох Возрождения, родиной, которой стала Италия, подарила новый образ идеального мужчины. Представитель сильного пола должен был быть прекрасно сложен и всесторонне развит. Красавец времён Ренессанса хорошо разбирается в науках и во всех областях светской жизни, прекрасный оратор, ценитель искусства, высоко духовен. Однако одежды того времени вряд ли пришлись по вкусу сегодня. Пышная и короткая одежда до пояса, резко сменялась обтягивающими штанами, которые выставляли на всеобщее обозрение, как ягодицы, так и гениталии. В моду вошёл гульфик, который откровенно подчёркивал мужественность сильного пола. С приходом барокко эталоном стал Людовик XIV - галантный кавалер, талантливый танцор и великолепный наездник. Наряды Возрождения уступили роскоши барокко: пышные одежды с кружевами, шёлковые чулки, эффектные сапоги, туфли на каблуках, высота которых иногда достигала 10 см. Длинные завитые локоны, объёмные парики и затейливые причёски стали визитной карточкой того времени. Впервые за долгое время на лицах мужчин появилась растительность, строго подчинённая правилам. Небольшие усы считались главным атрибутом аристократов. Особо важным аксессуаром являлась роскошная шляпа с павлиньими перьями. Она стала не проста частью гардероба, а особым средством невербального общения. Искусное владение шляпой ценилось наравне с талантом поэта и умением управляться со шпагой. С приходом наполеоновских войн в Европу, сформировался новый эталон мужской красоты - храбрый и благородный офицер. Отважный герой обладал нежными чувствами, которые изливал в романтических, однако сдержанных письмах к своей возлюбленной. Однако наравне с образом благородного офицера существовал так же стиль английского денди, молниеносно

распространившийся по территории Европы и России. Классический пример денди - Евгений Онегин. В наше время эталон мужской красоты изменяется из года в год. Образ идеального мужчины сегодня определяет кино. А такие авторитетные издания как «People», только подтверждают это, размещая на своих обложках самых красивых мужчин планеты.

Чтобы оценивать красоту во все времена, был придуман конкурс красоты. Это соревнование, в котором определяется самый красивый участник. Зачастую в таких конкурсах требуется проявить различные таланты, интеллект или ораторское искусство. По легенде, первым конкурсом красоты стало состязание трёх богинь Г еры, Афины и Афродиты. Судьёй они выбрали Париса (человека), который и отдал главный приз - яблоко и звание Прекраснейшей - Афродите. Именно с этого и началась Троянская война. Сохранились косвенные подтверждения того, что в древней Трое выбирали самую красивую девушку Илиона. В жюри входили певцы, скульпторы, ораторы и воины. В Древнем Вавилоне после конкурса красоты победительнице присваивалось не только звание красивой, ей назначалась цена: имя девушки выкрикивали, а мужчины выкрикивали цену. Именно за эти деньги, назначенные в результате конкурса, и можно было впоследствии купить эту девушку у семьи для того, чтобы на ней жениться. В древнем Китае, а также и у инков и у малайцев были созданы специальные правила выбора красавицы. Выбрав победительницу, её в торжественной обстановке приносили в жертву кровавому божеству или духу. Несмотря на суровые исламские нравы, в гаремах Османской империи развлекались, выбирая самую красивую одалиску. В России долгое время царю жену избирали в результате конкурса, на который обязаны были привести со всего государства девушек всех семейств. При этом положение и достаток значения не имели - только красота и здоровье. Приз - звание царицы и скорее всего быстрая смерть или монастырь. Так что русские государи довольно быстро меняли жён. В Европе о таких конкурсах забыли ещё в средневековье. Самая красивая девушка времён инквизиции могла претендовать только на Костёр вне очереди. Церковь свято верила, что самые красивые женщины, впрочем, как и самые уродливые, обязательно служат дьяволу, потому что откуда такие выдающиеся внешние данные?

К наиболее значимым международным конкурсам красоты в наши дни относятся:

• Мисс Мира

• Мисс Земля

• Мисс Вселенная

• Мисс Интернешнл

Мисс Мира - проводящийся ежегодно международный конкурс красоты, один из самых престижных конкурсов красоты в мире. Конкурс Мисс

Мира появился в Великобритании благодаря Эрику Морли в 1951 году.

Начиная с 2000 года, его жена, Джулия Морли, сопредседатель шоу. Мисс Мира изначально был организован как фестиваль конкурс бикини и назывался «Мисс Мира» прессой. Первоначально он был запланирован как разовое мероприятие. Узнав о предстоящем шоу Мисс Вселенная, Морли решил сделать шоу ежегодным. Оппозиция на появление в бикини привела к их замене более скромными купальниками после первого конкурса. В 1980-х годах в шоу добавили тесты интеллекта и личности. Тем не менее, конкурс рассматривается как старомодный и довольно, политически некорректный в своей родной Британии.Традиционно Мисс Мира живёт в Лондоне один год. Шесть раз за всю историю конкурса победительницами становились представительницы Венесуэлы.

Мисс Земля - один из самых престижных конкурсов красоты. Количество участниц конкурса считается рекордным среди всех конкурсов красоты первого уровня. Конкурс проводится на Филиппинах.

Мисс Вселенная - ежегодный международный конкурс красоты, один из самых престижных конкурсов красоты в мире. География стран-участниц продолжает расширяться. В последние годы к нему присоединились Китай (2002), Албания (2002), Вьетнам (2004), Грузия (2004), Эфиопия (2004), Латвия (2005), Казахстан (2006) и Танзания (2007). Россия как отдельная страна участвует в конкурсе с 1994 года. В 2002 году победительницей конкурса стала Мисс России Оксана Фёдорова. Однако она потеряла титул после того, как не смогла выполнить все связанные с ним обязанности.

Мисс Интернешнл - четвёртый по величине конкурс красоты в мире. Первоначально он был проведён в Лонг Бич, Калифорния, США в 1960 году после переноса конкурса Мисс Вселенная в Майами. Действующая Мисс Интернешнл - Икуми Ёсимацу из Японии, она завоевала этот титул 21 октября 2012 года. Этот конкурс красоты, известный также как «Праздник красоты» и даже «Состязание красоты», проводится не только посредством оценки внешнего вида участниц. От конкурсанток ожидается образ «Послов мира и красоты», проявление отзывчивости, доброжелательности, дружелюбия, красоты, интеллекта, способности к принятию решений, и самое главное, лояльности к другим странам. Заключительным заданием для конкурсанток Мисс Интернешнл является презентация речи-убеждения в необходимости мира на Земле, доброжелательности и осознании этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.