Научная статья на тему 'БЛОГОСФЕРА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

БЛОГОСФЕРА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГЕР / БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иовва Наталья Ивановна, Мокричук Галина Александровна

В настоящей статье отражены результаты исследования блогосферы и этапов её формирования. Данная сфера является приоритетной для рассмотрения представителями журналистики и медиа. В современном обществе с каждым днём увеличивается количество блогеров и блогов, влияющих на развитие средств массовой информации и на человечество в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGOSPHERE IN THE MASS COMMUNICATION SYSTEM

This article reflects the results of the study of the blogosphere and the stages of its formation. This area is a priority for the consideration of representatives of journalism and media. In modern society, the number of bloggers and blogs is increasing every day, influencing the development of the media and humanity as a whole.

Текст научной работы на тему «БЛОГОСФЕРА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 070: 330.34

БЛОГОСФЕРА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Иовва Наталья Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент Приднестровский государственный университет имени Тараса Григорьевича Шевченко (г. Тирасполь);

Мокричук Галина Александровна, главный специалист отдела администрирования сайта пресс-центра

Министерство внутренних дел Приднестровской молдавской республики (г. Тирасполь)

Аннотация. В настоящей статье отражены результаты исследования блогосферы и этапов её формирования. Данная сфера является приоритетной для рассмотрения представителями журналистики и медиа. В современном обществе с каждым днём увеличивается количество блогеров и блогов, влияющих на развитие средств массовой информации и на человечество в целом.

Ключевые слова: блогер, блог, блогосфера, массовая коммуникация, коммуникационный процесс, сетевая коммуникация.

Annotation. This article reflects the results of the study of the blogosphere and the stages of its formation. This area is a priority for the considération of représentatives of journalism and média. In modem society, the number ofbloggers and blogs is increasing every day, influencing the development of the média and humanity as a whole.

Key words: blogger, blog, blogosphere, mass communication, communication process, network communication.

Постановка проблемы. Информационные технологии и их развитие стали не просто одним из важнейших событий XXI века, но произвели переворот в медиа и сознании людей. В начале двухтысячных годов по всему миру стала развиваться интернет-сфера, а также начали создаваться площадки в сети Интернет.

Сегодня больше половины населения получило доступ к глобальной сети. Это стало возможным благодаря развитию интернет-технологий, а также проведению Интернета даже в труднодоступные места. Появление и развитие мобильного интернета привело к тому, что появилась возможность круглосуточно посещать социальные сети, блоги, влоги и т.д. Необходимую информацию можно найти в несколько кликов с помощью телефона.

Сегодня блогосфера, как один из существенных источников информации, активно развивается и расширяет своё поле, оказывая значительное влияние на информационно-коммуникативную деятельность, составляя конкуренцию традиционной журналистике.

Цель работы - определить место и роль блогосферы в системе массовой коммуникации.

Задачи работы:

1. Изучение понятия «блог» и его особенностей.

2. Анализ места блогов в коммуникации.

Изложение основного материала. Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (общих знаний, правовых, этических и моральных норм, духовных ценностей и т.п.) при помощи технических инструментов медиа (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио и др.) на рассредоточенные, численно большие аудитории.

С появлением и развитием интернет-технологий жизнь практически каждого человека изменилась. Среди повседневных и привычных дел появилась возможность сидеть в сети Интернет с различных устройств - смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры и т.п. С внедрением новых технологий появились новые термины, понятия, сленги и так далее. Одними из достаточно новых понятий, но уже устоявшихся в нашей речи, являются «блог» и «блогер».

Филатова О.Г. дает следующее понятие блога: «Формально блог - это форма организации данных. Технически он представляет собой совокупность веб-документов,

содержащих различный контент: тексты, изображения, гиперссылки, файлы мультимедиа. Другой технической особенностью сетевых дневников является обязательное наличие «системы публикации записей» - программного обеспечения, делающего работу с блогом легкой, быстрой и не требующей от пользователя специальных навыков и знаний» [11, с. 281-287].

Блогер - это человек, ведущий блог, в котором присутствуют разные формы контента

- текст, фото, видео, инфографика и так далее.

Одним из первых людей, осознавшим важность всемирной паутины и блогов, был американский журналист и предприниматель Джастин Холл, который в 1994 году пишет первый интернет-дневник. Он состоял из обзоров и примеров сайтов, попадающихся ему в сети Интернет. Именно Джастина Холла New York Times назвал «отцом-основателем личных блогов».

И всё же основатель Интернета Тим Бернерс-Ли и его личный сайт полноправно считаются первым блогом в истории блогосферы. Там Бернарс-Ли публиковал заметки о развитии сети Интернет с 1992 года.

Постепенно темы блогов становились всё более острые и рассчитанные на широкую аудиторию. Сфера их влияния расширялась. Показательным моментом стал 2000 год и разгар выборов президента США. Тогда журналист Джош Маршалл открыл блог «TalkingPointsMemo». В нём он совместно с другими пользователями обсуждал сложившуюся противоречивую ситуацию, связанную с подсчётом голосов. Уже тогда блоги помимо социальной направленности получили ещё и политическую. В 2003 году дошло до того, что один из кандидатов в президенты Говард Дин создал свой собственный блог - DeanCallToAction.

С увеличением количества блогов в Интернете появилось новое понятие -блогосфера. Оно построено по аналогии с «ноосферой» и другими подобными словами [4]. Ввел его Уильямом Квик в начале 2002 года. Но в начале своего существования термин распространялся в основном в сообществе военных блогов, которые освещали американскую операцию в Афганистане и войну в Ираке.

А. Бодалев предлагает следующее определение понятию «блогосфера»: «Блогосфера

- глобальная база всех блогов Сети, предназначенных для общения, поиска и обмена информацией, формирования и высказывания своих мнений; это динамично развивающаяся социальная сеть, узлами которой выступают блоги, а соединительными нитями - взаимоотношения между блогерами (авторами блогов) и их web-аудиторией» [2, с. 144].

Мы предлагаем следующую дефиницию:

Блогосфера - это совокупность блогов сети Интернет, объединяющая всех блогеров между собой, а также их аудиторией, образующая единую базу данных.

Средства массовой информацией также начинали постепенно входить в блогосферу и использовать её. Особенно это было заметно во время террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Американские блогеры начали вести репортажи с мест событий, при этом детально описывая, что происходит, подкрепляя публикациями различных фотографии и рассказами очевидцев. Такой новый формат работы позволило журналистам непросто использовать блоги, но и воспринимать их как источник информации. Впоследствии американские факультеты журналистики начали детально изучать феномен блогосферы.

Блоги рассматривались не только как информационная и коммуникативная среда, но и как новый источник новостей, а также средство выражения общественного мнения.

В 2002 году наступил важный этап для развития блогосферы, который связывают с основополагающими событиями:

1. Политический скандал, спровоцированный блогерами.

В 2002 году прошла церемония чествования одного из членов сената США Строма Турмонда. На данном мероприятии лидер сенатского большинства Трент Лотт высказал мнение, которое вызвало массу возмущений. Он сказал, что если бы Трумонд выиграл президентские выборы, то США избежали бы многих проблем. Средства массовой информации не придали значения заявлению и поэтому не сообщили её публике, а вот блогеры, находившиеся там же обратили на это внимание и опубликовали детальное описание этого инцидента. Блогеры указали, что «в 1948 году, когда Стром Турмонд

конкурировал за право занять высший пост в США, он являлся сторонником расового разделения людей (сегрегации) и баллотировался на расистской платформе» [6, с. 15].

Это вызвало негодование у граждан Соединённых Штатов Америки и поэтому Тренту Лотту в скором времени пришлось покинуть свой пост и уйти в отставку.

2. Первые войны, события которых фиксировались в блогах.

Во время боевых действий в Афганистане и Ираке военнослужащие вели блоги, имели большое значение для людей, так как в них публиковалась информация из первых уст о ходе военных кампаний. Таким, образом, пользователи сети Интернет, которые интересовались военной обстановкой в этих регионах, имели возможность получать информацию не через редакционную призму СМИ, а от первых лиц - военных блогеров.

Я.Н. Засурский отметил: «Как войну во Вьетнаме часто называют первой войной, которую люди видели по телевизору, так войны в Ираке и Афганистане стали первыми войнами, события которых стали фиксироваться в блогах» [6, с. 15].

В настоящее время блоги выступают в качестве инструмента, который позволяет формировать сетевые сообщества.

Кроме коммуникационной связи «блогер ^ подписчик» существует и другая -«блогер ^ блогер», где блогеры читают друг друга, порой ссылаются на какие-либо фразы, иногда объединяются ради какой-то цели и, таким образом, создают свою собственную субкультуру.

Слово коммуникации подразумевает под собой процесс, с помощью которого происходит обмен информацией между людьми, вследствие чего создается особая связь.

В Большом Российской энциклопедии под массовой коммуникацией понимается «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, звукозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей» [3,с. 229].

За счёт развития Интернета и его общедоступности увеличилась количество передаваемой информации. Теперь «вещать» могут не только СМИ, которые долгое время оставались главным источником информации. Помимо этого, появился особый вид коммуникации - сетевой, который привёл к стремительному и неконтролируемому распространению информации, а также ускорил реакцию общественности по различным вопросам [1, с. 464-468].

Основными средствами сетевых коммуникаций являются:

1. Социальные сети.

Чем больше людей пользуются Интернетом, тем больше количество зарегистрированных пользователей в социальных сетях, так как практически каждый человек, у которого есть Интернет, имеет свою собственную страничку.

Коммуникация происходит благодаря возможности отправлять и принимать сообщения, публиковать записи или пересылать чужие, делиться и обмениваться информацией с другими людьми.

2. Блоги.

Это интернет-дневники или онлайн-журналы, в которых публикация новых постов происходит постоянно. Такие посты могут содержать в себе фотографии, текст, видео, графические элементы и т.п. Автор может обмениваться мыслями или же использовать чужую информацию для объединения в единый текст. Как показывает практика блоги рассчитаны на широкую аудиторию, а потому являются доступными для всех, хотя могут быть и специализированными.

3. Интернет-форумы.

Это аналогичные онлайн-платформы для общения и обмена информацией между пользователями. Разница только в том, что форумы используют для дискуссий как специализированных, так и узконаправленных тем.

4. «Облачные» сообщества.

Так называется своеобразная «облачная инфраструктура», которую использует одна или несколько организаций, отдельные лица, то есть такие сообщества предоставляют возможность хранить в них какую-либо информацию. Доступ при этом к ней имеет определенная группа лиц.

5. Текстовые и видео чаты.

Чат - это средство обмена сообщениями в реальном времени. Выглядят чаты в основном как страницы, на которых у пользователя есть возможность общаться с группой людей или определенным человеком. Обязательным условием является ввод «ника» (имени, псевдонима) при входе в чат, после чего и происходит само общение.

6. Программы моментальной доставки сообщений (мессенджеры).

Мессенджер - это программа или приложение, которое можно устанавливать на смартфон или на персональный компьютер. Мессенджеры позволяют своим пользователям обмениваться сообщениями мгновенно.

Наиболее популярными программами моментальной доставки сообщения являются Viber, Telegtam, Messenger, WhatsApp и т.д.

7. IP-телефония.

IP-телефония - это, прежде всего, телефонная связь по IP-протоколу, а также определенный набор коммуникационных технологий и методов, которые обеспечивают традиционный набор номера, двустороннее голосовое общение и видеообщение по Интернету или другим IP-сетям [13].

8. Гибридные мобильные приложения и интегрированные решения.

Существуют приложения, которые используют специфическое программирование,

дающую возможность запускаться на разных операционных системах ( к примеру, IOS или Android) и на разных устройствах [12].

С появлением и развитием сетевых коммуникаций общество претерпело некоторые изменения. Оно стало более информационно зависимым, а это породило некоторые преимущества и проблемы. Сформировалось новое, информационное общество, которое отличается расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, а также новыми формами коммуникации, протекающими через особое социальное пространство [5,с.11-127].

Интернет-коммуникации позволяют человеку контактировать практически с неограниченным количеством людей, которые при этом могут находиться и жить в разных городах, странах и континентах. Благодаря Интернету люди могут налаживать связь друг с другом в любое время, онлайн, оффлайн, на различных сетевых площадках и в разных социальных сетях. Особую популярность приобретают такие средства сетевой коммуникации как социальные сети, мессенджеры, блоги. И если первые два используются повседневно из-за возможности общаться с другими людьми, то последнее из-за нарастающей важности информации. При этом не простой, объективной информации, а субъективной, с добавлением мнения интересного человека и т.п.

В развитии современной блогосферы есть несколько наиболее заметных тенденций:

1. Блоги становятся инструментом социальной журналистики.

Они формируют сетевое сообщество, которое уже является другим средством коммуникации. Главными преимуществами блогов для гражданской журналистики являются оперативность и способность формировать определенное общественное мнение [7, с. 55-60].

2. СМИ переходят в электронный формат.

Крупные средства массовой информации создают свои собственные блоги, сайты и странички в социальных сетях. Плюсы такого перехода СМИ в Интернет - это оперативность, так как новости публикуются быстрее, чем их показывают по телевидению или печатают в еженедельных газетах; наличие обратной связи.

3. Происходит интеграция блогов и корпоративных сайтов.

Предприниматели и бизнесмены, подметив плюсы и минусы блогерства, создают свои блоги и используют их как средство для привлечения новых покупателей и клиентов. Порой из-за изменения цели блогов, они частично меняют свой первоначальный формат в виде ленты постов. В большинстве блогов можно найти различные разделы, объединённые одной тематикой или целью.

4. Оптимизация блогов под мобильные телефоны.

Огромное количество сайтов подстраивают свои ресурсы не только под компьютерный формат, но и под мобильный. Мобильность выходит на первый план, поэтому различные сайты и блоги, социальные сети и поисковые системы формируют и меняют под экраны мобильных телефонов.

5. Сравнение и приравнивание блогов к СМИ.

Блоги не проходят обязательную регистрацию как СМИ, поэтому считать блог средством массовой информации нельзя. Особое внимание при их сравнении уделяется фактчекингу - проверке фактов. В СМИ каждый журналист обязан проверять и перепроверять полученные данные, чтобы потребитель получил проверенную и достоверную информацию [10]. Блогеры же не обязаны заниматься фактчекингом, поэтому только малая часть из них действительно проверяет то, что пишет.

6. Переход от специализированных сайтов к социальным сетям.

Блогосфера насыщена блогерами, а по некоторым темам даже перенасыщена. Новые форматы и желания потребителей заставили блогеров оставить привычные сайты, которые служили для ведения блогов, и перейти в социальные сети. Это увеличило охват потенциальных подписчиков, но и увеличило конкуренцию между разными блогерами, объединенными одной тематикой.

Блоги являются важным средством коммуникации, которое приобретает всё большую популярность и силу в воздействии на мнение окружающих. Авторитетные блогеры обладают кругом поклонников, которые безоговорочно им верят, поэтому изучение блогосфера является важной отраслью.

Выводы. Таким образом, блогосфера является важной частью коммуникации, которая с каждым поколением только расширяется. Общение для людей необходимо, особенно в век информационных технологий. Блогосфера способна влиять на следующие сферы и аспекты жизни общества: публичная коммуникация политиков и общественных деятелей; коммуникативные стратегии в решении бытовых проблем или межличностных; формирование гражданской ответственности у общества или безразличия к стране, в которой проживаешь; вырабатывание определенных представлений и мнений, касающихся страны, мира, ценностей, понятий, моральных качеств и тому подобное. Чем больше люди зависимы от информации, тем больше им хочется её получать и не только от стандартных средств массовой коммуникации, но и от людей, которые имеют своё определенное мнение, порой подкрепляющееся оценкой эксперта.

Список литературы:

1. Анхимова, Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе / Р.В. Анхимова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3-3. - С. 464-468

2. Бодалев, A.A. Психология общения / A.A. Бодалев // Энциклопедический словарь. - 2011. - С. 256.

3. Большой Российский энциклопедический словарь. - Репр. изд. // М.: Большая Российская энцикл., 2009. - С. 1456.

4. Блог // Википедия, 2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1 %81%D 1 %84%D0%B5%D1%80%D0%B0

5. Горошко, Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии / Е.И. Горошко // Жанры речи. - Саратов: Издательский центр «Наука». -2009. - Выпуск 6 «Жанр и язык». - С. 127.

6. Засурский, И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций / И. Засурский // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: Издательство МГУ. - 2007. - С. 350.

7. Иванько, А.Ф. Блоги в системе сетевых коммуникаций / А.Ф. Иванько // Международный научный журнал «Символ науки» №02-2. М. - 2017. - С. 55-60.

8. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего // М. Маклюэн. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. M. - 2005. - C. 432.

9. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект-Пресс. - 1998. - С .298.

10. Фактчекинг: 5 надеждных способов проверить информацию // MediaToolbox, URL: http://mediatoolbox.ru/factchecking/

11. Филатова, О.Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий / О.Г. Филатова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. - No 4. - С. 281-287.

12. Что важно знать разработчику о приложениях?// Ваш бизнес в кармане, 2021. URL: https://app-global.ru/blog/chto-vazhno-znat-razrabotchiku-o-prilozheniyah/

13. IP-телефония // Википедия, 2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IP-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

УДК 008:316.37+390.4

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕЛЕСНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Брызгалова Алена Дмитриевна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Телесность представляет собой социокультурный продукт, особенности которого определяются нормами, правилами и законами в рамках конкретной эпохи. Уже в древнейшие времена люди понимали, что тело - это нечто больше, чем оболочка, которая испытывает физическую боль и наслаждение. Для древнего грека идеалом было телесное и духовное совершенство. Средневековый концепт телесности связан с религиозной доктриной, в которой внутренний, духовный мир доминирует над физическим телом. В это время широко распространились такие телесные практики, как аскетизм и пост. Возрождение актуализирует античные идеалы, и индивидуальные качества вновь оказываются в центре всеобщего внимания. В XX в. произошло переосмысление человека, появились новые телесные практики, кардинально меняются представления о теле. И в настоящее время представление о телесности не сводится к репрезентации внешней красоты. Тело становится объектом трансформаций как творческий проект.

Ключевые слова: тело, телесность, культурные эпохи, телесные трансформации, творчество, творческий продукт, проектный подход.

Annotation. Corporality is a socio-cultural product, the characteristics of which are determined by the norms, rules and laws within a particular era. In ancient times, people understood that the body is something more than a shell that experiences physical pain and pleasure. For the ancient Greek, the ideal was bodily and spiritual perfection. The medieval concept of corporality is associated with a religious doctrine in which the inner, spiritual world dominates the physical body. During this time, bodily practices such as asceticism and fasting became widespread. The Renaissance actualizes ancient ideals, and individual qualities were once again at the center of attention. In the 20th century there was a rethinking of human being; new bodily practices, ideas about the body appeared. And at present, the concept of corporality is not limited to the representation of external beauty. The body becomes an object of transformation as a creative project.

Key words: body, corporality, cultural epochs, bodily transformations, creativity, creative product, project approach.

Постановка проблемы. Под телесностью мы понимаем многомерную информационную систему представлений человека о самом себе и репрезентации себя, любых внешних проявлений или внутренних устремлений другим. Многомерность определяется разведением внешнего и внутреннего миров человека. Информативность проявляется во взаимодействии с другими людьми и обуславливается внутренним диалогом. Знаково-символический характер внешних и внутренних проявлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.