Научная статья на тему 'Представления о судьбе у личностей с различным типом жизненной стратегии в средней зрелости'

Представления о судьбе у личностей с различным типом жизненной стратегии в средней зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
44
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко В. Е., Сабирова Л. С.

In given article philosophical representations about destiny theoretically are considered. Various and similar representations about destiny at persons with purposeful, fatalistic and conformist type of vital strategy are empirically revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о судьбе у личностей с различным типом жизненной стратегии в средней зрелости»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 2. С. 4-10.

УДК 159.923+159.922.62

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ У ЛИЧНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ В СРЕ ДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

В.Е. КУПЧЕНКО, Л.С. САБИРОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In given article philosophical representations about destiny theoretically are considered. Various and similar representations about destiny at persons with purposeful, fatalistic and conformist type of vital strategy are empirically revealed.

Человек благодаря своим специфическим качествам - активности и субъектности - обладает важнейшей способностью самостоятельно регулировать собственную жизнь. Однако некоторые личности оказываются зависимыми от хода жизненных событий, едва успевая за ними, другие - предвидят, организуют, направляют их осуществление. Различное поведение объясняется тем, что у каждого отдельного человека активность и субъ-ектность выражена в разной степени. Личность, принимая и усваивая требования культуры, общества, нормы и ценности, не впитывает их подобно губке, активно перерабатывает, пропускает через призму собственного мнения, формирует собственное мировоззрение, создавая уникальный, индивидуальный способ жизни, жизненную стратегию.

В качестве проблемного вопроса выступает мысль о том, что личность, по-разному строя собственный жизненный путь, проявляя ту или иную жизненную стратегию, руководствуется различным представлением о судьбе и о ее возможной роли в человеческой жизни. На наш взгляд, сформированное в сознании личности представление о судьбе есть отражение внешней детерминации либо самодетерминации личности.

Судьба - традиционный атрибут мифологии, религии, философского течения и фольклора. Сложено большое количество стихов, спето песен, написано многотомных эссе и придумано пословиц, поговорок в попытках понять, властен ли человек над своей жиз-

© Купченко В.Е., Сабирова Л. С., 2Q11

нью? что предопределяет его будущее? может ли он сам влиять на ход событий, а если может, то в какой степени?

Категория судьбы впервые встречается в работах древнекитайских мыслителей (Конфуций, Ван Чун). Виднейший мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 до н.э.) заявляет: «кто не признает судьбы, тот

не может считаться благородным мужем. Все первоначально предопределено судьбой» [1]. Ван Чун (27-104 н.э.), называя человека разумным существом, признает всеобъемлющее влияние судьбы на жизнь человека: «судьба определяет смерть, жизнь, продолжительность жизни, статус» [2].

В учении стоиков формулируется понятие «судьба» как «безликий бог-логос», направляющий все события и все причины превращающего в цель [2]. Им принадлежит утверждение «все совершается судьбой» [1, с. 594]. В этом отношении даже та необходимость, которая была описана Демокритом, есть следствие божественного начала: «нельзя назвать причиной то, что не производит собственной силой того, чего оно считается причиной. Причина - это то, что своим наличием необходимо производит то, чему оно является причиной» [1, с. 595]. Таким образом, в учении стоицизма мы находим зарождение так называемого теологического детерминизма, получившего свое яркое воплощение в работах Сенеки (4-65 н.э.). Философ, признавая действие судьбы-логоса, не исключает свободу человеческой воли, присущую

далеко не каждому человеку. Для отдельных людей («героев-мудрецов») возможна свобода духа в виде осознания неумолимого действия судьбы. В утверждении «судьба ведет того, кто согласен с ней, и тащит того, кто сопротивляется ей» [3, с. 50] философ заявляет об однозначной предопределенности жизни человека и о возможном различном к ней отношении: «подобно тому, как вода быстрых потоков не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят более ранние, так повинуется цепь событий вечному вращению судьбы, а первый ее закон - соблюдать решение» [2, с. 506]. Свободу духа Сенека понимает в качестве осознания неумолимости судьбы, а также подчинение и искоренение собственных страстей: «мы рождены под единодержавной властью: повиноваться Богу

- вот в чем свобода наша» [2, с. 516].

Теологический детерминизм получил свое дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Теолог и философ Августин (354-430 н.э.) утверждает, что «Бог - умный свет, в котором, от которого и через которого разумно сияет всё, что сияет разумом» [1, с. 582]. Используя понятие воли человека, философ заявлял о ее зависимости от воли божьей. В связи с чем задачей каждого человека является познание сущности воли Бога по отношению к себе. Признание основополагающего значения судьбы мы находим в период Средневековья (существует одна истина - «религиозная, нисходящая свыше» (Ф. Аквинский) и в период Возрождения («мы называем Бога первым началом, поскольку все его вещи ниже его и следуют согласно известному порядку» (Дж. Бруно).

Французский религиозный философ-идеалист Н. Мальбранш (1638-1715) в работе «Беседы о метафизике» утверждает, что Бог имеет два вида законов, регулирующих его поведение. Первый закон - порядок - обозначен в качестве вечного и необходимого. Второй -законы природы - являются произвольными. Вещи описываются как состоящие из монад, «естественное изменение которых происходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монад» [3, с. 447]. Деятельность внутреннего начала, производящая изменения, называлась стремлением. Философ использует понятие «энтелехия» для обозначения простых субстанций, имеющих совершенство и самодовление, делающее их источниками собственных внутренних действий. Согласно Н. Мальбраншу,

«разным образом через познание необходимых истин и через их отвлечение мы возвышаемся до рефлексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется Я; мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о простом и сложном, о самом боге» [3, с. 455]. В познании действительности ученый особую роль отводит мышлению по сравнению с опытом человека: «действительно только разум (а не опыт) способен установить надежные правила и дополнить то, чего недостает правилам ненадежным, внося в них исключения, и найти, наконец, достоверные связи в силу необходимых выводов» [3, с. 467].

В XVII в. в размышлениях ученых появляется дуалистичность в виде одновременного признания действия внешней необходимости и способности личности к самодвижению. Б. Спиноза (1632-1677) утверждает, что «в природе вещей нет ничего случайного, но всё определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы» [2, с. 357]. Согласно Спинозе, «определяющим в развитии природы является необходимость, и даже так называемый Бог тоже действует по необходимости, а случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего ума» [3, с. 20]. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении ей. Высшим счастьем Спиноза называет познание Бога с целью познания истины. По отношению к жизненным событиям философом отстаивается необходимость смирения, так как они являются проявлением Бога.

Одновременно в работах Б. Спинозы мы находим появление идеи о внутренней активности и самодвижении материи. Вещь, по мнению Спинозы, может быть свободной и необходимой: «свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или принужденной названа такая вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу [2, с. 351]. Философ вводит понятие причина самого себя» («causa sui»). Таким образом, в работах Б. Спинозы используется понятие воли, но оно лишено свободы.

Г. Лейбниц (1646-1716) рассматривает понятие необходимости с позиции личности:

«ничто не существует без основания, т. е. не существует предложения, в котором не было бы некой связи предиката с субъектом» [5, с. 307]. В своей работе «Теодицей» Г. Лейбниц также описывает жизнь человека и с позиции свободы: «каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим» [5, с. 307]. Философ соотносит понятие «свобода» с понятиями «необходимость» и «спонтанность». Истинная свобода отличается от спонтанного поступка человека, предполагая в качестве обязательного условия наличие воли человека. Под волей Лейбниц понимает «осознанное стремление к действию» [5, с. 307]. Причем человеческий поступок, кроме воли, должен обязательно включать учет необходимости: «из воли и способности действовать с необходимостью следует поступок» [5, с. 307]. Иначе говоря, философ отрицает необходимость в качестве фатальной предопределенности, но называет учет ее в качестве обязательного условия человеческого существования. Ученый отрицает наличие фатальности в жизни человека: «фортуна, существующая отдельно от судьбы, лишь пустой звук» [5, с. 312].

Раскрытие указанных условий позволяет нам описать свободный жизненный поступок личности с позиции Лейбница: во-первых, свободный поступок должен быть детерминирован только самой личностью, ее внутренней мотивацией; во-вторых, необходимо его сознание и осмысление личностью; и в-третьих, он должен предполагать возможность противоположного действия, а не ставить личность в жестко определенные условия.

Судьба человека, согласно Лейбницу, заключается «в непрерывном движении вперед к новым усладам и новым совершенствам» [5, с. 416], в результате чего достигается состояние счастья.

В немецком классическом идеализмы мы встречаем различное понимание детерминации природы и человеческих поступков, что свидетельствует о диалектике и о начале перехода к индетерминизму при сохранении детерминизма в качестве господствующего понимания происхождения явлений. Именно в рамках философского учения идеализма впервые поднимается и наиболее полно раскрывается идея о свободе человека. Свободное действие определяется как детерминированное самим человеком, т. е. внутренним, а

не внешним началом. Причем свобода может принимать характер абсолютной и выражаться в произволе, истинной же свободой называется та, которая обусловлена моральным, нравственным принципом [4].

Таким образом, проведенный теоретический обзор отражает наличие дихотомичных философских представлений о том, что человеческой жизнью способна управлять воля Божья, случай, либо сам человек. На наш взгляд, указанные представления согласуются с различной жизненной позицией, выражаемой в том или ином типе жизненной стратегии. В связи с чем целью исследования явилось изучение особенностей представлений о судьбе у лиц с различным типом жизненной стратегии. Поставленная цель реализовывалась при решении следующих задач:

1) выявить типы жизненной стратегии лиц средней зрелости;

2) изучить представление личности о судьбе в средней зрелости;

3) определить особенности представления о судьбе у лиц с различным типом жизненной стратегии.

В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение о том, что в средней зрелости существуют особенности представления о судьбе у лиц с различным типом жизненной стратегии.

Общий объем выборки составил 31 человек средней зрелости (от 30 до 52 лет), из них 9 мужчин и 22 женщины. В исследовании приняли участие жители областных и районных центров, жители сел различного семейного положения. Период средней зрелости был выбран для проведения исследования, так как большинство людей в этом возрасте имеют законченное образование, создали семьи, прошли определенные этапы построения карьеры. В данный период жизни человек, как правило, обладает обширными знаниями, умением оценивать события и информацию в широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Знания, приобретенные на этапе юношества (при получении образования), находят активное применение в практической деятельности. Человек способен выборочно оценивать эффективность их применения, определять, в каких областях эта эффективность выше, а в каких необходимо получение новых знаний, умений. На смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Оценка своей жизни

основывается уже не на идеалистических представлениях юношества о своих возможностях, а на достигнутых результатах - уровне дохода в выбранной профессиональной деятельности, карьерном росте, достижении желаемого социального положения, построении прочных межличностных отношений, атмосфере в браке. В этом возрасте человек уже может оглянуться на прошедшие годы, отсеять незначимое, пересмотреть систему ценностей, критически оценить то, что было им достигнуто к этому времени.

Испытуемым была предложена анкета, состоящая из 3 частей. В части 1 респондентам предлагалось указать некоторые сведения

0 себе (пол, возраст, образование, место жительства, семейное положение, факт наличия или отсутствия детей), которые использовались для составления социологического портрета участника исследования. Часть 2 использовалась для определения основных компонентов жизненной стратегии (наличия/отсутствия жизненных целей, удовлетворенности настоящим и прошлым, управляемости/неуправляемости жизнью вообще и способности личности управлять своей жизнью). Для этого нами была применена методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [6]. Часть 3 анкеты предназначалась для составления образа судьбы в жизни респондентов. Анкета состояла из 8 вопросов, объединенных в 6 блоков (представление о судьбе - 2 вопроса, наличие жизненных целей, планирование будущего - 1 вопрос, возможность управления собственной жизнью, самостоятельность -2 вопроса, поведение в ситуации жизненных трудностей - 1 вопрос, склонность анализировать свою жизнь и жизнь других людей -

1 вопрос, уверенность в справедливости жизни - 1 вопрос). На каждый вопрос предлагалось 3 варианта ответа (в соответствии с выделенными нами 3 типами представлений о

судьбе). Каждый участник исследования должен был выбрать один вариант ответа, в наибольшей степени отвечающий его представлению о той или иной сфере жизни.

При статистической обработке полученных эмпирических данных нами была использована программа 8Р88, а также следующие методы:

1) подсчет среднего арифметического (Х) и среднего квадратичного отклонения (о), которые применялись для выявления уровней и распределения по ним респондентов;

2) кластерный анализ методом К-средних, позволивший выявить типы жизненных стратегий респондентов;

3) X2 Фридмана, позволивший выявить различия в предпочтениях того или иного типа представления о судьбе среди представителей одного типа жизненной стратегии.

В результате кластерного анализа нами были выделены три кластера, отражающих три типа жизненной стратегии: конформистский, фаталистический, целеустремленный.

3

10%

Рис. 1. Типы жизненной стратегии в период средней зрелости:

1 - конформистский, 2 - фаталистический,

3 - целеустремленный

В табл. 1 представлена выраженность компонентов в каждом типе жизненной стратегии.

Таблица 1

Типы жизненных стратегий в средней зрелости

Компонент жизненной стратегии Тип жизненной стратегии

конформистский фаталистический целеустремленный

Цели в жизни 3 2 3

Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 2 1 3

Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией 2 1 2

Локус контроля - Я, или Я - хозяин жизни 1 1 2

Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни 2 1 3

Примечание. 1 - низкое значение; 2 - среднее значение; 3 - высокое значение

1-й тип жизненной стратегии (71 % опрошенных) был назван конформистским. Он характеризуется слабой верой в то, что жизнь человека подвластна сознательному контролю, неуверенностью в своих способностях контролировать события собственной жизни. Отношение данного типа личности к прожитой части жизни и настоящему характеризуется средним уровнем удовлетворенности. Цели выражены ярко, но в сочетании с вышеуказанными особенностями они характеризуют не столько нацеленного в будущее человека, а скорее мечтателя, чьи планы представляют собой рассуждения «вот если бы..., то я бы.». Чаще всего данная личность перекладывает ответственность за свои неудачи на внешние помехи (других людей или обстоятельства, «звезды») и не чувствует сильного огорчения в том случае, если задуманное не удается воплотить в жизнь. В том же случае, если ее планы увенчиваются успехом, она убеждена, что причиной этого являются ее собственные способности и умения.

2-й тип жизненной стратегии (19 % опрошенных) назван нами фаталистическим. Данная личность расценивает свое прошлое как ряд событий, совершенно не зависящих от сознательной воли человека. В большинстве они неудовлетворенны и настоящим периодом своей жизни, но, как правило, не пытаются что-либо в нем изменить, поскольку заранее уверены в неуспехе. Люди этого типа не только не считают себя способными свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, но и совершенно уверены в том, что делать это бессмысленно, так как все заранее решено за них. Средний уровень выраженности жизненных целей позволяет предположить, что планирование ограничивается самым ближайшим будущим (например, мелкими повседневными делами).

3-й тип, самый малочисленный (10 % опрошенных) - целеустремленный. Для него характерны наличие четких целей, которые придают жизни направленность и временную перспективу, уверенность в том, что жизнь полностью управляема. Свою способность управлять собственной жизнью данный тип личности оценивает на среднем уровне. При этом он удовлетворен настоящим периодом жизни, воспринимает его как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Прошлым периодом своей жизни данная личность удовлетворена в меньшей 8

степени, что в сочетании с четкой постановкой жизненных целей может характеризовать тип, нацеленный на будущее.

Наиболее значимым фактором жизненной стратегии респондентов является локус контроля - жизнь (управляемость жизнью). Соответственно мы может разделить респондентов на следующие типы: уверенные в своей возможности управлять собственной жизнью («Я - хозяин жизни») и уверенные в том, что они не могут управлять своей жизнью. Представителей второго типа можно разделить на

2 подгруппы: считающие, что жизнь полностью управляется судьбой (сторонней силой), и считающие, что они распоряжаются своей жизнью лишь отчасти, а решающая роль в ней принадлежит судьбе (другим людям, обстоятельствам). Соответственно, мы можем исходить их трех типов представления о судьбе:

1) непреодолимая сила, управляющая прошлым, настоящим и будущим человека;

2) полная свобода воли, возможность самому распоряжаться своей жизнью и выбирать будущее;

3) относительная свобода в настоящем, при котором будущее предопределено заранее (предопределенность).

Авторская анкета, предназначенная для изучения представления о судьбе, состоит из 8 вопросов и 3 вариантов ответа на каждый из них. Каждый из вариантов соответственно означает один из трех вышеуказанных типов представления о судьбе. Предпочтения, отдаваемые какому-либо варианту, мы оценивали в процентном отношении к максимально возможной сумме баллов (8 баллов - 100 %).

С помощью х2 Фридмана определим различия в уровне выраженности того или иного типа представления о судьбе у представителей разных типов жизненной стратегии.

Таблица 2 Уровни выраженности различных типов представления о судьбе у лиц конформистского типа жизненной стратегии

Тип представления о судьбе Средний ранг

Непреодолимая сила 1,27

Свобода воли 2,07

Предопределенность 2,66

Х2=23,13 при р<0,01: уровни выраженности типов представления о судьбе у представителей конформистского типа жизненной

стратегии значимо различаются (наиболее предпочитаемо представление о судьбе как о предопределенности).

Таблица 3 Уровни выраженности различных типов представления о судьбе у лиц фаталистического типа жизненной стратегии

Тип представления о судьбе Средний ранг

Непреодолимая сила 1,92

Свобода воли 1,42

Предопределенность 2,67

Х2=5,43 при р>0,05: представления о судьбе у представителей фаталистического типа жизненной стратегии значимо не различаются.

Таблица 4 Уровни выраженности различных типов представления о судьбе у лиц целеустремленного типа жизненной стратегии

Тип представления о судьбе Средний ранг

Непреодолимая сила 1,17

Свобода воли 2,83

Предопределенность 2,00

Х2=5 при р>0,05: представления о судьбе у представителей целеустремленного типа жизненной стратегии значимо не различаются.

Как мы можем видеть, представители фаталистического и целеустремленного типов жизненной стратегии не отдают предпочтения ни одному из предлагаемых нами вариантов представления о судьбе. Можно предположить, что представление о судьбе у представителей этих типов неясны и размыты. Такие показатели также могут объясняться небольшим количеством представителей данного типа жизненных стратегий в выборке.

Однако при сравнении показателей в уровнях выраженности того или иного типа мы можем говорить о некоторых тенденциях. Если принять низший уровень выраженности того или иного типа за 1, а высший - за 3, то представители целеустремленного типа жизненной стратегии видят себя как хозяев жизни, уверены в том, что они выбирают свою судьбу самостоятельно. Представители фаталистического типа жизненной стратегии видят в судьбе предопределенность, «полусво-

боду», ограниченную возможность распоряжаться своей жизнью. Данный факт представляет исследовательский интерес, так как общая картина особенностей данного типа скорее предполагает полное подчинение другим людям, внешним обстоятельствам или случайным совпадениям.

Качественный анализ ответов на вопросы анкеты дает следующую картину. Представители конформистского типа жизненной стратегии предпочитают планировать ближайшее будущее. Строить планы на более отдаленное время, по их мнению, можно, но с осторожностью, так как в большинстве случаев придется обязательно их корректировать с учетом возможного изменения обстоятельств или влияния других людей. Они допускают возможность человека «сделать себя самому», но лишь из тех ресурсов, которые даны изначально (заложены генами). В вопросе построения карьеры они придают большое значение усилиям самого человека (образования, повышения квалификации), но считают, что этого недостаточно и без участия внешних сил (счастливого случая) сделать хорошую карьеру проблематично. В тяжелых жизненных ситуациях личности данного типа не опускают руки, но предпочитают обратиться за помощью к друзьям или родственникам, нежели решать все проблемы самостоятельно. Они считают необходимым анализировать свои поступки и действия, чтобы не совершать ошибки в будущем, а также принимают во внимание опыт других людей. Человек, по их мнению, способен и должен самостоятельно решать, какое поведение является для него правильным и достойным, и будет за это вознагражден (или наказан) в будущем.

Личности фаталистического типа в вопросе планирования своей жизни предпочитают плыть по течению либо, в крайнем случае, планировать лишь самое ближайшее будущее. В вопросе управления жизнью они считают, что человек не может прыгнуть выше головы, т. е. как-либо превысить данные ему от природы возможности. Успешная карьера, по их мнению, целиком и полностью зависит от того, с каким «нужными» людьми человек знаком, и его собственные умения и знания не играют здесь никакой роли. В ситуации жизненных трудностей личности данного типа скорее предпочтут смириться с предъявляемыми им испытаниями либо положиться на помощь близких людей, на чей

опыт они предпочитают ориентироваться. Они считают, что вопрос распределения жизненных благ и наград решается кем угодно (Богом, другими людьми, случаем), но только не самим человеком. В целом стратегию данного типа личности очень хорошо иллюстрирует фраза одного из респондентов «все равно по-нашему не будет».

Целеустремленные личности уверены, что свою жизнь следует заранее планировать. Они полагают, что человек является полным хозяином своей судьбы, и его собственные усилия обеспечат ему благополучное будущее в соответствии с его запросами. Они предпочитают самостоятельно справляться со всеми встречающимися на их пути трудностями, не прибегая к чьей-либо помощи. В жизни, считают они, каждый будет по справедливости оценен за свои поступки и деяния. Что касается построения карьеры, данный тип личности, однако, не возлагает на себя ответственность за ее успешность целиком и полностью, считая, что значение имеет также удача, счастливый случай. У людей данного типа преобладает уверенность скорее в силах человека вообще, нежели в его собственных -они считают, что люди «вообще» способны управлять своей жизнью, но на пути каждого

конкретного человека (в том числе и их самих) могут встретиться и непреодолимые препятствия, либо какое-то неудачное стечение обстоятельств способно будет помешать им достичь своей цели. Ни в одном типе представителей жизненных стратегий мы не встретили крайних типов представления о судьбе - ни полного, безоговорочного ее отрицания, ни полного подчинения. Каждый из них оставляет место для влияния посторонних сил на свою жизнь, разница лишь в степени допустимого воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии: Античность.

- М. : Изд-во АСП, 2001. - 960 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антология мировой философии : в 4 т. / под

общ. ред. В. В. Соколова. - Т. 1. - М. :

Мысль, 1969. - 550 с.

3. Антология мировой философии : в 4 т. / под

общ. ред. В. В. Соколова. - Т. 2. - М. :

Мысль, 1970. - 770 с.

4. Антология мировой философии : в 4 т. / под

общ. ред. И. С. Нарского. - Т. 3. - М. :

Мысль, 1971. - 760 с.

5. Лейбниц Г. В. Сочинения : в 4 т. - М. : Мысль, 1989. - Т. 1. - 554 с.

6. Леонтьев Д. А. Смысложизненные ориентации. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.