Научная статья на тему 'Особенности самоотношения личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости'

Особенности самоотношения личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
774
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко В. Е., Фирстова Н. Э.

In given article are studied the self-relation at persons with various type of vital strategy. It is revealed that the self-relation of persons fatalistic and conformist type of life strategy significantly doesn't differ. The self-relation of the person with self-realized type of life strategy is expressed at higher level

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 1. С. 4-10.

УДК 159.923+159.923.2

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

В.Е. КУПЧЕНКО, Н.Э. ФИРСТОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In given article are studied the self-relation at persons with various type of vital strategy. It is revealed that the self-relation of persons fatalistic and conformist type of life strategy significantly doesn't differ. The self-relation of the person with self-realized type of life strategy is expressed at higher level.

Сформулировать, что такое жизнь, на протяжении веков стремились философы и писатели. Философское понимание бытия, существования долгое время являлось основным определением жизни. Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох. Особенность философских интерпретаций жизни состоит в том, что при обсуждении позиций человека в жизни роль человека как строящего и определяющего свою жизнь существа не осознается, не учитывается. Лишь на рубеже Х1Х-ХХ вв. возникла идея о неразрывной связи жизни человека и его личности. Именно в этот период психологов стал интересовать вопрос о жизненном пути личности.

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом различных видов деятельности, имея возможность проявить себя в качестве субъекта собственной жизни. Качество субъекта жизненного пути проявляется в процессе построения личностью собственной жизненной стратегии. Мы считаем, что жизненную стратегию следует рассматривать как целостное образование, включающее прошлое, настоящее и

будущее личности, состоящее из множества компонентов, таких как жизненная цель, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, самостоятельность, управляемость жизнью, ценность самоактуализации, творческая направленность.

Наличие различных вариантов построения личностью собственной жизни позволяет нам говорит о типах жизненной стратегии, выделяемых на основании определенных ее компонентов [3]. Среди ключевых вопросов изучения жизненного пути личности следует обозначить проблему факторов, определяющих тот или иной тип жизненной стратегии. Одним из важных факторов жизненной стратегии личности, на наш взгляд, является ее самоотношение.

Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его отношения к себе [5]. Значительным вниманием среди психологов [5; 6] пользуется проблема взаимосвязи компонентов самоотношения и поведения человека. Отмечено, что высокий уровень самоотношения личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности. Позитивное, устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельности, энергичности. Интегрированность компонентов самоотношения в единую систему является индикатором его сформированное™, зрелости [5].

© В.Е. Купченко, Н.Э. Фирстова, 2011

Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные психологи (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев,

A.A. Бодалев, К. Роджерс, К. Хорни и др.). Авторы рассматривают вопросы онтогенеза самоотношения, основные механизмы формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимые факторы нарушения нормального развития личности.

В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена, как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет заявить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. К наиболее используемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: общую, или глобальную, самооценку, самоуважение, самоотношение и эмоционально-ценностное отношение к себе. Внимание некоторых исследователей привлекла связь процессов самоотношения, самопознания и мотива-ционно-потребностной сферы [6]. Однако изучались, прежде всего, факторы, ведущие к нарушению формирования позитивного самоотношения: степень удовлетворения ведущих потребностей и мотивов, конфликты мотивационных ориентаций, неустойчивость иерархии мотивов и др. Авторы особо подчеркивают значимость зрелой, осознанной мотивации для формирования и поддержания позитивного самоотношения личности [6]. Между тем самоотношение связано с образом жизни субъекта так, что своеобразие мотива-ционно-потребностной сферы влияет на процесс его формирования.

Одно из ведущих направлений в исследовании самоотношения появилось в связи с тем, что ряд авторов, в частности В.В. Столин [6], С.Р. Пантелеев [5], преодолевают традиционные представления о самоотношении личности как одномерном образовании и рассматривают его макроструктуру, представленную различными «измерениями», отличающимися друг от друга как психологическим содержанием, так и источниками формирования. Стало появляться все больше исследований, посвященных проблеме форми-

рования различных параметров самоотношения в разные возрастные периоды. Поэтому является актуальным исследование таких параметров макроструктуры самоотношения, как глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других [5; 6].

Выделение эмоционально-ценностного

самоотношения личности в качестве самостоятельного объекта психологического анализа обусловлено его особой природой и специфическими функциями в общей системе самосознания [6].

Для нашего исследования особую значимость представляет изучение самоотношения людей в период средней зрелости, так как, на наш взгляд, в данном возрасте наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда [7]. У людей среднего возраста более отчетливо сформулирована собственная точка зрения о внешнем мире, его будущем и об их участии в нем, а также более устойчива взаимосвязь жизненной стратегии и самоотношения.

Объект исследования - личность в контексте жизненного пути. Предмет исследования - особенности самоотношения у людей с различным типом жизненных стратегий в период средней зрелости. Целью нашего исследования явилось выявление особенностей самоотношения у личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости. Данная цель достигалась нами в процессе решения следующих задач:

1. Изучить компоненты жизненных стратегий людей в период средней зрелости и построить типологию жизненных стратегий.

2. Определить уровень самоотношения людей в период средней зрелости.

3. Провести сравнительный анализ самоотношения у личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости.

Теоретическая гипотеза: существуют особенности самоотношения у личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости.

Общий объем выборки составляет 60 человек среднего возраста, различающихся по половой принадлежности, уровню образования, семейному положению и профессиональной занятости.

Для эмпирического исследования компонентов жизненных стратегий мы использова-

ли две методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [4] и са-моактуализационный тест Э. Шострома [1] в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики и М.В. Кроза. Для эмпирического исследования основных компонентов самоотношения мы воспользовались опросником самоотношения [2], разработанным

В.В. Сталиным и С.Р. Пантелеевым.

При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, а также следующие методы:

1. Подсчет среднего арифметического (X) и среднего квадратичного отклонения (о).

2. Кластерный анализ методом К-средних, применяемый в нашем исследовании для построения типологии жизненных стратегий людей в период средней зрелости.

4. и-критерий Манна - Уитни, используемый в нашей работе для изучения значимости различий самоотношения у людей в период средней зрелости с определенным типом жизненных стратегий.

Проведение процедуры кластерного анализа по результатам, полученным с помощью методики СЖО Д.А. Леонтьева и методики самоактуализации Э. Шострома, позволяет выделить три типа жизненных стратегий людей в период средней зрелости (табл. 1).

Таблица 1

Типы жизненных стратегий личностей в период средней зрелости

Компоненты жизненных стратегий Типы жизненных стратегий

Фаталистический Конформистский Самореализующийся

Жизненные цели 2,43 2,36 1,35

Эмоциональная насыщенность 2,65 2,57 1,39

Удовлетворенность самореализацией 2,48 2,29 1,57

Самостоятельность 2,43 2,21 1,39

Управляемость жизнью 2,30 2,14 1,70

Ориентация во времени 2,22 2,07 2,13

«Внутренняя-внешняя» поддержка 1,83 2,50 2,22

Ценностные ориентации 2,22 1,86 2,13

Гибкость поведения 1,78 3,00 2,13

Спонтанность поведения 1,83 2,43 1,87

Самоуважение 2,39 2,36 2,30

Самопринятие 2,26 2,29 2,17

Целостность восприятия жизни 1,78 1,93 1,74

Принятие агрессии 2,09 2,50 2,26

Контактность 2,09 2,86 2,13

Познавательные потребности 2,39 2,00 2,30

Творческая направленность 2,04 2,14 2,00

Представленные результаты указывают на то, что для людей фаталистического типа жизненной стратегии, что составляет 38 % опрошенных, наиболее характерны: средняя степень выраженности таких компонентов жизненных стратегий, как жизненное целепогла-гание, удовлетворенность самореализацией, самостоятельность, управляемость жизнью, «внутренняя-внешняя» поддержка, контактность, гибкость и спонтанность поведения, а также низкий уровень эмоциональной насыщенности жизни. Данные показатели свидетельствуют о том, что фаталисты ставят цели скорее на ближайшее будущее. Прожитый отрезок жизни видится ими не совсем продуктивным и осмысленным, они не удовлетворе-

ны своей жизнью в настоящем, процесс жизни не является интересным, но скорее фаталистов «греют» воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. Ценности фаталиста относительно независимы от внешнего воздействия, он считает себя личностью, способной самостоятельно строить свою жизнь, проявлять независимость в своих поступках, хотя в трудных жизненных ситуациях скорее будет ждать помощи окружения, чем активно искать выход. Он убежден, что в жизни не все поддается контролю, некоторые ее моменты предопределены судьбой. Человек с фаталистическим типом нейтрально реагирует на изменяющуюся ситуацию, проявляет сдержанность и спокойствие в выражении своих чувств, его

поступки обычно обдуманны, при этом он способен к установлению теплых межличностных отношений с людьми, но круг его знакомых скорее ограничен.

У людей в период средней зрелости с конформистским типом жизненных стратегий (23 % испытуемых) средне выражены жизненные цели, удовлетворенность самореализацией, самостоятельность, управляемость жизнью и спонтанность поведения; низкий уровень имеют такие компоненты стратегий жизни, как эмоциональная насыщенность, «внутренняя-внешняя» поддержка, гибкость поведения и контактность. Данные результаты указывают на то, что конформисты обладают способностью к жизненному целепола-ганию, хотя ставят недолгосрочные цели. Они удовлетворены прожитой частью жизни, в то время как процесс жизни не представляет для них интереса, не приносит положительных эмоций. Люди данного типа ищут удовлетворение в воспоминаниях о событиях прошлого или в мечтах о будущем, т. е. жизнь практически не воспринимается ими как единая система. Конформисты способны к построению своей жизни в соответствии со своими целями и к преодолению жизненных трудностей, но при помощи окружающих. Причем, будучи не способными легко устанавливать глубокие эмоционально-насыщенные контакты с окружающими, они не просят о помощи, а спокойно ждут, когда им ее предложат. Они с трудом приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, уверены, что не все в жизни можно контролировать, некоторые явления в

ней фатальны, поэтому нет особого смысла загадывать на будущее. Люди с конформистским типом жизненных стратегий проявляют сдержанность в выражении своих чувств и нерешительность в поступках.

Самореализующийся тип жизненных стратегий (38 % опрошенных) отличается наличием высокой степени выраженности таких компонентов, как жизненные цели, эмоциональная насыщенность жизни и самостоятельность; и средней степени выраженности удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью, «внутренней-внешней»

поддержки, контактности, гибкости и спонтанности поведения. Судя по результатам, люди самореализующегося типа имеют четкие цели в будущем, воспринимают свою жизнь как единое целое, удовлетворены своим настоящим и прошлым. Жизнь в целом для них интересна, эмоционально насыщена и наполнена смыслом. Самореализующиеся личности способны самостоятельно строить жизнь в соответствии со своими ценностями и установками, они убеждены в контролируемости и управляемости жизнью. Они способны вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, в выражении своих чувств скорее сдержанны, но при этом стремятся к установлению теплых межличностных отношений с окружающими.

Изучение уровня самоотношения людей в период средней зрелости с определенным типом жизненных стратегий показало, что между некоторыми типами существуют значимые различия (табл. 2, 3, 4).

Таблица 2

Значимость различий самоотношения личностей в период средней зрелости с фаталистическим и конформистским типом жизненной стратегии

Компоненты самоотношения Тип жизненной стратегии Значения Ц-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Фаталистический Конформистский

Глобальное самоотношение 70,46 71,45 156 0,875

Самоуважение 55,84 57,05 159,5 0,962

Аутосимпатия 61,81 66,29 150,5 0,734

Ожидаемое отношение 51,82 52,21 157,5 0,911

Самоинтерес 60,13 56,50 156 0,871

Самоуверенность 51,34 60 148 0,678

Отношение других 44,81 48,19 150 0,721

Самопринятие 61,19 64,93 144 0,585

Самопоследовательность 61,42 60,74 157,5 0,909

Самообвинение 50,80 47,29 150 0,725

Самоинтерес 66,25 56,14 135 0,403

Самопонимание 62,71 60,52 151 0,740

Из табл. 2 следует, что у людей среднего возраста с фаталистическим типом жизненной стратегии все компоненты самоотноше-ния имеют средний уровень выраженности, за исключением «отношения других», обладающего низким уровнем. Полученные данные говорят о том, что фаталисты дают среднюю оценку себе, своим способностям в осуществлении самостоятельного контроля над жизнью, верят в свои силы, но в случае затруднений намерены прибегнуть к помощи извне. К проявлениям своего «Я» относятся нейтрально, хотя в себе видят больше недостатков, чем достоинств. Личность фаталистического типа от окружающих ожидает негативного отношения к себе и своим поступкам.

Такие компоненты самоотношения личности конформистского типа жизненной стратегии, как «отношение других» и «самообвинение», имеют низкий уровень выраженности, остальные компоненты выражены средне. Таким образом, конформисты пытаются верить в себя, воспринимают свои способности как достаточные для того, чтобы самостоятельно организовывать собственную жизнь, с пониманием относятся к проявлениям своего «Я», но не склонны одобрять себя в целом и свои отдельные стороны, видят в себе множество недостатков, за которые упрекают себя. Они невысоко оценивают себя и свое поведение, не испытывают особого интереса к своим мыслям и чувствам, считают

себя недостойными положительного отношения от других.

Показатели самоотношения личностей с фаталистическим и конформистским типом жизненной стратегии (см. табл. 2) значимо не различаются. Самоотношение этих людей выражено приблизительно одинаково - на уровне ниже среднего. Отсюда следует, что фаталисты и конформисты воспринимают себя недостаточно самостоятельными в разрешении трудных жизненных ситуаций, критично относятся к себе и своему поведению, обладают не достаточно высокой самооценкой, ждут негативного отношения к себе от окружающих.

Самоотношение личности в период средней зрелости с самореализующимся типом жизненной стратегии (см. табл. 3) отличается высокой степенью выраженности таких его компонентов, как «глобальное самоотношение» и «самопоследовательность», и средней степенью выраженности остальных компонентов. Данные показатели указывают на то. что люди данного типа высоко оценивают свое «Я», а также свои способности самостоятельно определять собственную жизнь. Они с пониманием и доверием относятся к проявлениям своей индивидуальности, для них интересны их собственные мысли. Самореализующиеся личности адекватно оценивают свои достоинства и недостатки и ожидают от окружающих отношения, соответствующего их поступкам.

Таблица 3

Значимость различий самоотношения личностей в период средней зрелости с фаталистическим и самореализующимся типом жизненной стратегии

Компоненты самоотношения Тип жизненной стратегии Значения Ц-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Фаталистический Самореализующийся

Глобальное самоотношение 70,46 75,75 225,5 0,389

Самоуважение 55,84 72,16 186 0,082

Аутосимпатия 61,81 65,55 231 0,455

Ожидаемое отношение 51,82 58,07 230 0,433

Самоинтерес 60,13 67,45 222,5 0,334

Самоуверенность 51,34 55,75 263,5 0,982

Отношение других 44,81 59,80 170,5* 0,032

Самопринятие 61,19 72,47 199 0,139

Самопоследовательность 61,42 75,90 171,5* 0,032

Самообвинение 50,80 52,91 254,5 0,823

Самоинтерес 66,25 73,20 241 0,592

Самопонимание 62,71 72,94 198,5 0,125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - различия значимы при р<0,05.

У личностей периода средней зрелости с фаталистическим и самореализующимся типом жизненной стратегии уровни самоотношения значимо различаются по выраженности таких компонентов самоотношения, как «отношение других» и «самопоследователь-ность» (см. табл. 3). Данные показатели позволяют судить о наличии большей выраженности указанных компонентов у самореализующихся личностей по сравнению с фаталистами. То есть люди с самореализующимся типом жизненной стратегии верят в свои силы, обладают высокой самооценкой, тогда как люди с фаталистическим типом воспринимают себя не достаточно способными оказывать воздействие на свою жизнь. Кроме того, личности с самореализующимся типом жизненной стратегии уверены в себе и считают, что заслуживают позитивного отношения от окружающих, а фаталисты полагают, что не достойны уважения других людей.

Рассматривая уровни самоотношения людей периода средней зрелости с конформистским и самореализующимся типом жизненной стратегии, мы можем отметить значимое различие такого компонента самоотношения, как «самопоследовательность» (см. табл. 4). Полученные результаты указывают на то, что личность с самореализующимся типом жизненной стратегии воспринимает себя способной самостоятельно осуществлять контроль над процессами, происходящими в ее жизни, в то время как конформисты не верят в воз-

можность организовывать свою жизнь собственными силами.

Можно предположить, что сходство в уровнях самоотношения фаталистов и конформистов обусловлено тем, что и те и другие являются представителями неоптимальных типов жизненных стратегий, характеризующихся слабой развитостью жизненной активности, причем эти люди осознают собственную несамостоятельность и пассивность

и, соответственно, критично к себе относятся. Жизненная стратегия самореализующихся личностей оптимальна, данные личности отличаются активностью, самостоятельностью и относительной независимостью в своих действиях, что и обусловливает их высокую оценку собственных личностных качеств и соответствующий уровень самоотношения.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сочетание таких компонентов жизненной стратегии личностей в период средней зрелости, как жизненная цель, эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, самостоятельность, управляемость жизнью, ориентация во времени, «внутренняя - внешняя» поддержка, ценностные ориентации, гибкость поведения, спонтанность поведения, целостность восприятия жизни, принятие агрессии, контактность, потребность в познании, творческая направленность, самоуважение, самопринятие, образует фаталистический, конформистский и самореализующийся типы жизненной стратегии.

Таблица 4

Значимость различий самоотношения личностей в период средней зрелости с конформистским и самореализующимся типом жизненной стратегии

Компоненты самоотношения Тип жизненной стратегии Значения Ц-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Конформистский Самореализующися

Глобальное самоотношение 71,45 75,75 149 0,706

Самоуважение 57,05 72,16 109,5 0,103

Аутосимпатия 66,29 65,55 154,5 0,837

Ожидаемое отношение 52,21 58,07 133 0,371

Самоинтерес 56,50 67,45 132,5 0,354

Самоуверенность 60,00 55,75 146,5 0,644

Отношение других 48,19 59,80 116 0,138

Самопринятие 64,93 72,47 131,5 0,344

Самопоследовательность 60,74 75,90 97* 0,037

Самообвинение 47,29 52,91 143,5 0,576

Самоинтерес 56,14 73,20 115 0,136

Самопонимание 60,52 72,94 107,5 0,079

Примечание: * - различия значимы при р<0,05.

2. Самоотношение личностей в период средней зрелости, состоящее из таких компонентов, как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, имеет средний уровень выраженности.

3. Уровни самоотношения личностей в период средней зрелости с фаталистическим и конформистским типом жизненной стратегии значимо не различаются и выражены на уровне ниже среднего.

4. Уровни самоотношения людей в период средней зрелости с фаталистическим и самореализующимся типом жизненной стратегии значимо различаются по выраженности таких компонентов самоотношения, как отношение других и самопоследовательность: уровень указанных компонентов самоотношения у самореализующихся людей значимо выше по сравнению с людьми фаталистического типа жизненных стратегий и имеет уровень выраженности несколько выше среднего.

5. Существуют значимые различия в уровне выраженности такого компонента самоотношения, как самопоследовательность, у людей с конформистским и самореализую-

щимся типом жизненной стратегии: степень выраженности данного компонента у самореализующихся людей значимо выше по сравнению с конформистами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : спецпрак-тикум по социальной психологии. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987.

2. Бодалев А. А., Столин В. В. Психодиагностика. - СПб. : Рен, 1999. - 440 с.

3. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненные стратегии : монография. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. - 192 с.

4. Леонтьев Д. А. Смысложизненные ориентации. - М., 1992.

5. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М. : МГУ, 1999. - 110 с.

6. Столин В. В. Самосознание личности / Московский гос. ун-т. - М., 1983. - 472 с.

7. Эриксон Э. Эго-теория личности // Теории личности. - СПб. : Питер, 1997. - 350 с. (Серия «Мастера психологии»). - С. 220-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.