Научная статья на тему 'Особенности жизненной стратегии у лиц с различным уровнем перфекционизма'

Особенности жизненной стратегии у лиц с различным уровнем перфекционизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1442
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНИ / ТИП ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ / УРОВЕНЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА / PERSONALITY AS A SUBJECT OF LIFE / THE TYPE OF LIFE STRATEGY / THE LEVEL OF PERFECTIONISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна, Сабирова Людмила Сергеевна

Предпринято изучение жизненных стратегий личностей с различным уровнем перфекционистских устремлений. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди респондентов различных возрастов. Составлена типология жизненных стратегий, рассмотрены их особенности в контексте различного уровня требований к совершенствованию себя, других и окружающего мира в целом. Доказано, что перфекционизм в той или иной степени присутствует в каждом типе жизненных стратегий и оказывает влияние на форму ее реализации личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especial vital strategy in individuals with different levels of perfectionism

A preliminary study of the life strategies of individuals with different levels of perfectionist aspirations is done. The results of empirical research conducted among respondents of different ages are obtained. Typology composed of life strategies are discussed in the context of their particular requirements of different levels of excellence themselves, others and the world at large. It is proved that perfectionism in one degree or another is present in every type of life strategies and influences the shape of its implementation personality.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненной стратегии у лиц с различным уровнем перфекционизма»

ности : хрестоматия / сост. В. А Бодров. — М. : Логос, 2007. — С. 423-429.

17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2006. — 512 с.

18. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К. М. Гуревич. — СПб. : Питер, 2008. — 336 с.

19. Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е. В. Губ-лер, А. А. Генкин. — Л. : Медицина, 1973. — 140 с.

БЕБИНОВ Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания.

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.1012 г.

© С. Е. Бебинов, В. А. Сальников

УДК 159.923 В. Е. КУПЧЕНКО

Л. С. САБИРОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА____________________________________

Предпринято изучение жизненных стратегий личностей с различным уровнем перфекционистских устремлений. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди респондентов различных возрастов. Составлена типология жизненных стратегий, рассмотрены их особенности в контексте различного уровня требований к совершенствованию себя, других и окружающего мира в целом. Доказано, что перфекционизм в той или иной степени присутствует в каждом типе жизненных стратегий и оказывает влияние на форму ее реализации личностью.

Ключевые слова: личность как субъект жизни, тип жизненной стратегии, уровень перфекционизма.

В каждый конкретный момент человек окружен определенным набором физических и социальных условий, в соответствии с требованиями которых он должен действовать, чтобы создать наиболее благоприятную для себя среду, в наибольшей степени удовлетворить свои, внутренние желания, способности, устремления, должным образом соотнося их с требованиями природы и общества. Такое регулирование осуществляется личностью в процессе восприятия и усвоения требований культуры, общества, предписываемых ими норм, образцов, ценностей. Однако личность не впитывает их подобно губке, но активно перерабатывает, пропускает через призму собственного мнения, формирует собственное мировоззрение — иначе говоря, создает уникальный, индивидуальный способ жизни, который в нашей работе мы именуем жизненной стратегией.

В зарубежной психологии существует несколько синонимов жизненной стратегии. А. Адлер говорит о «жизненном стиле» [1, с. 158] и на основе выраженности социального интереса и социальной ответственности выделяет различные типы жизненных стилей. Э. Фромм [1, с. 233 — 276] употребляет термин «социальный характер» и определяет его как форму установления человеком отношений с другими людьми. К. Хорни говорит о «невротических наклонностях» (к людям, от людей и против людей) [1, с. 192]. А. Маслоу связывает это понятие с удовлетворением потребностей различного уровня [1, с. 389 — 391].

Для составления типологии жизненной стратегии в нашей работе мы используем подход Л. И. Дементий и В. Е. Купченко, которые рассматривают жизненную стратегию как «способ организации и регуляции личностью собственной жизни» [2, с. 92]. Это сложное многокомпонентное и многоуровневое образование, индивидуальность которого определяется различной степенью проявления каждого из компонентов жизненной стратегии (когнитивно-оценочного, мотивационного, регулятивного и результативного). В качестве типологического основания жизненной стратегии в данном подходе выбирается уникальное сочетание компонентов, которое придают жизненной стратегии каждой личности своеобразие.

Проблемным вопросом нашего исследования выступило предположение, что при построении способа жизни значительное влияние оказывают два фактора: что человек выбирает для себя в качестве идеала и степень его убеждения в необходимости приблизиться к этому идеалу в определенных (или даже всех) аспектах своей жизни. Первый фактор влияет на построение личностью образа жизненной цели, может выступать критерием для сравнения собственных достижений личности и достижений других людей, а также соответствия их поставленным целям и общему представлению об идеальной жизни. Второй фактор — это представления личности о том, следует ли ей в процессе своей жизни стремиться к достижению этих идеалов, и если стоит,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

то до какого уровня. По нашему убеждению, стремление к совершенству является важной составляющей при построении личностью индивидуального способа своей жизни и оказывает существенное влияние на выбор ею пути своего развития.

В настоящее время термин «перфекционизм» (от англ. perfection) является наиболее распространенным для обозначения стремления личности к совершенству. Эта идея положена в основу некоторых психологических теорий. Так, английский философ Герберт Спенсер рассматривал совершенствование человека как способ выживания человечества [3]. В индивидуальной психологии А. Адлера одним из основных понятий является стремление к превосходству [1, с. 163]. К. Хорни в своей работе «Невроз и развитие личности» [4] рассматривает феномен невротической гордости, который, по ее мнению, является производным от «столкновения» возможных психологических стратегий поведения (к людям, от людей или против людей). По мнению К. Г. Юнга, в самой природе личности заложено стремление развиться в целостность, завершенность, которое предполагает «абсолютное принятие индивидуально сущего и максимально успешное приспособление к общезначимому при величайшей свободе выбора и собственного решения» [1, с. 132]. М. Вудман рассматривает стремление к совершенству как навязанное культурными нормами [5] і человек, стремясь соответствовать требованиям общества, вынужден скрывать одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивать другие. Гуманистические психологи понимают самосовершенствование как «преодоление себя... и вместе с тем как максимально возможная реализация — «стань тем, кто ты есть» [6, с. 99].

В настоящее время подходы к концептуализации перфекционизма условно можно разделить на одномерный и многомерный. Одномерный подход определяет перфекциониста как личность, компульсивно устремленную к недостижимым целям, в чем бы эти цели ни заключались. В многомерном подходе перфекционизм рассматривается как многокомпонентное образование. Канадские ученые Хьюитт и Флетт выделили три типа перфекционизмаі ориентированный на себя (предполагает предъявление высоких требований человеком к самому себе), на других (установление высоких стандартов по отношению к окружающим людям, чаще всего значимым) и «социально предписанный» перфекционизм (убежденность человека в том, что окружающие люди предъявляют к нему очень высокие требования, постоянно оценивают его поведение и достижения) [7].

Кроме того, в настоящее время распространенным является типологический подход к изучению перфекционизма, предполагающий различение двух типові «нормального» (здорового, адаптивного) перфекционизма, при котором личность соотносит предъявляемые себе высокие стандарты со своими возможностями и требованиями актуальной ситуации, и «невротического» (дезадаптивного), при котором личность исключает даже саму вероятность допустить ошибку и испытывает постоянное неудовлетворение от результатов сделанной работы, даже если объективно эта работа выполнена на «отлично».

В данной работе нами предпринята попытка изучения стремления к совершенству в контексте общего способа жизни человека — его жизненной стратегии. Соответственно, объектом исследования выступила личность в контексте жизненного пути, а предметом — особенности жизненной стратегии у лиц с различным уровнем перфекционизма. Мы

предположили, что существуют особенности построения жизненной стратегии лицами с различным уровнем перфекционизма. В нашем исследовании приняли участие 50 человек — 17 мужчин и 33 женщины. Возраст респондентов варьировал в диапазоне 18 — 53 лет (средний показатель — 30,5 лет). Включение в выборку представителей различных возрастных периодов обусловлено тем фактом, что перфекционизм рассматривается нами как явление общего порядка, присущего человеку в течение всей его жизни, проявляющееся в различных сферах жизнедеятельности человека. Для изучения уровней перфекционизма респондентов нами была применена методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И. И. Грачевой [8]. Типология жизненных стратегий строилась с помощью методики смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [9]. При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы возможности MS Excel и программа SPSS (кластерный анализ методом К-средних, определение среднего арифметического (X), среднего квадратичного отклонения (s) и моды (Х)).

В результате разделения респондентов по уровням перфекционизма нами были получены следующие результаты: основная часть респондентов (70 %) располагается в диапазоне средних значений (от 143 до 217 баллов), высоким уровнем перфекционизма (от 218 до 250 баллов) обладают 14 % респондентов, низким (от 100 до 142 баллов) — 16 %. Личности с высоким уровнем перфекционизма устанавливают в своей жизни высокие стандарты по отношению к себе или окружающим. В случае здорового, адаптивного перфекционизма данная личность адекватно соотносит установленные стандарты с имеющимися возможностями и оценивает результаты деятельности, используя многажды градуированную между полюсами «отлично» и «очень плохо» шкалу. В случае невротического перфекционизма это соотношение неадекватно, личность избирательно концентрируется на ошибках и использует строго полярные оценки для результатов своей деятельности. Личности с низким уровнем перфекционизма свойственно неэмоциональное отношение к предъявляемым запросам и требованиям. Средний уровень перфекционизма может характеризовать как количественное различие между перфекционистами и неперефекционистами, так и определять личность как проявляющую перфекционистские характеристики в какой-либо одной значимой для нее сфере.

При составлении типологии жизненных стратегий наиболее значимой переменной (согласно результатам дисперсионного анализа ANOVA) выступает локус контроля — Я, или «Я — хозяин жизни» (субшкала 4 в тесте СЖО), которая характеризует представление человека о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (F = 50,09 при p<0,01). В результате кластерного анализа нами были выделены три кластера, отражающие три типа жизненной стратегии: конформистский, самореализующийся и фаталистический (рис. 1).

В каждом типе жизненной стратегии ее компоненты представлены в разной степени (табл. 1).

1-й тип жизненной стратегии (32 % респондентов), получил название конформистского. Данный тип характеризуется отсутствием четкого представления о том, подконтрольна ли жизнь какому-либо контролю вообще, неуверенностью в собственной воз-

30%

Рис. 1. Типы жизненной стратегии в выборке:

1 — конформистский, 2 — самореализующийся,

3 — фаталистический

можности управлять своей жизнью. Существенное значение имеет поддержка окружающих, наличие которой повышает уверенность в значительных достижениях и успехе. Цели в жизни данной личности нечетки, размыты и ограничиваются, скорее всего, ближайшим будущим. Для данного типа характерен средний (с тенденцией к высокому) уровень удовлетворенности настоящим и прошлом.

2-й тип жизненной стратегии (30 % респондентов), назван нами самореализующимся. В первую очередь для него характерен высокий уровень удовлетворенности настоящим периодом жизни (удовлетворенность прошлым на среднем уровне). Данная личность ориентирована на максимальную реализацию представляющихся возможностей. Жизнь расценивается ею как явление, которым люди (и в том числе она сама) способны управлять. Тенденция к нечетким целям может говорить о том, что в большей степени данный тип личности сосредоточен на настоящем.

3-й тип жизненной стратегии (38 % респондентов) назван нами фаталистическим. Данная личность расценивает свое прошлое как ряд событий, совершенно не зависящих от сознательной воли человека, а в настоящем предпочитает покоряться судьбе. Люди этого типа не только не считают себя способными свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, но и совершенно уверены в том, что делать это бессмысленно, так как все заранее решено за них. Такая позиция приводит, как крайний вариант, к отсутствию целей в жизни личности.

Число респондентов с общим высоким уровнем перфекционизма составило 14 % выборки. Типы жизненных стратегий среди них распределены следующим образом (табл. 2).

Таким образом, по результатам исследования в группе респондентов с общим высоким уровнем перфекционизма выявляется преобладание самореализующегося и фаталистического типов жизнен-

ных стратегий, причем они представлены в равных долях. Конформистский тип жизненной стратегии представлен в минимальной степени.

Первое, что обращает на себя внимание при анализе полученных данных — различная направленность личности перфекционистов. Личности самореализующегося типа обладают интернальной направленностью. Соответственно, устанавливаемые ими высокие стандарты они адресуют в первую очередь себе и ресурсы для достижения установленного уровня также изыскивают в себе самих. В этом случае тип перфекционизма личности определяется тем, насколько точно она может соотнести свои силы и возможности со своими запросами. Если это соотношение адекватно, личность самореализующегося типа способна на значительные достижения в избранной сфере деятельности. При этом допущенные ошибки будут отнесены ею на собственный счет и оценены как ресурс для обогащения личного опыта. Данная личность, скорее всего, способна к быстрой перестройке целей и приведению их в соответствие с актуальными особенностями ситуации. При оценке результатов своей деятельности данная личность скорее обратит внимание на положительные стороны и не станет фокусироваться на отрицательных сторонах больше, чем это действительно необходимо для оценки их влияния на конечный результат. Однако при этом существует риск того, что степень влияния окружающих лиц и обстоятельств не будет учтена данной личностью в достаточной степени. Это может придать оценке результатов деятельности некорректный характер и перейти со временем в тенденцию самообвинения.

В жизни личности фаталистического типа высокий уровень перфекционизма, по нашему мнению, имеет пассивный и даже тормозящий характер. Стремление к совершенству скорее представляет собой грезы о несбыточном идеале, не сопровождающиеся действиями для достижения этого идеала. В реальной жизни личности данного типа видят вокруг себя действия и людей, значительно расходящиеся с тем, чего данная личность от них ожидает. Это несоответствие может причинять значительный дискомфорт, но при этом личность не стремится изменить что-либо, так как считает это заведомо невозможным. Таким образом, жизнь личности фаталистического типа с высоким уровнем перфекционизма, по нашему предположению, характеризуется сомнениями в собственных действиях, неуверенностью, застенчивостью.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что высокий уровень перфекционизма у личностей с самореализующимся типом жизненной стратегии

Таблица 1

Типы жизненных стратегий и выраженность их компонентов

Компонент жизненной стратегии Тип жизненной стратегии

Конформистский Самореализующийся Фаталистический

Цели в жизни 2 2 3

Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 2 1 2

Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией 2 2 3

Локус контроля — Я, или Я — хозяин жизни 2 1 3

Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни 2 1 2

Примечание: 1 — высокое значение, 2 — среднее значение, 3 — низкое значение.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

161

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Таблица 2

Распределение типов жизненных стратегий среди респондентов с высоким уровнем перфекционизма, %

Тип жизненной стратегии Число респондентов

Конформистский 14,2

Фаталистический 42,9

Самореализующийся 42,9

Таблица 3

Распределение типов жизненных стратегий среди респондентов со средним уровнем перфекционизма, %

Тип жизненной стратегии Число респондентов

Конформистский 40,0

Фаталистический 28,6

Самореализующийся 31,4

Таблица 4

Распределение типов жизненных стратегий среди респондентов с низким уровнем перфекционизма, %

Тип стратегии Число респондентов

Конформистский 12,5

Фаталистический 75,0

Самореализующийся 12,5

в большей степени адаптивен, а у личности фаталистического типа имеет скорее неадаптивный характер.

Число респондентов со средним уровнем перфекционизма составило 70 % выборки. Типы жизненных стратегий среди них распределены следующим образом (табл. 3).

Из таблицы следует, что в группе личностей со средним уровнем перфекционизма приблизительно равномерно представлены все три типа жизненных стратегий, проявившихся в нашей выборке.

По нашему мнению, личности конформистского типа со средним уровнем перфекционизма избирают себе образцы для подражания в окружающем мире. При постановке цели личности такого типа могут тщательно обдумывать ее, просчитывать все возможные варианты развития событий. В оценке своей деятельности они не поляризованы, способны осуществлять ее избирательно, учитывать как достоинства, так и недостатки работы. В случае получения поддержки окружающих способны достичь существенных успехов в своей деятельности. Отсутствие же такой поддержки снижает их уверенность в успехе задуманного, но не уничтожает ее полностью.

Личность фаталистического типа со средним уровнем перфекционизма, по нашему мнению, ориентирована на избегание неудачи, консервативна, слабо откликается на изменения в жизни, испытывает сомнения в том, что ее действия приведут к существенным изменениям.

Самореализующийся тип со средним уровнем перфекционизма, по нашему мнению, в максимальной степени претендует на положение «условно здорового». Такие люди в большой степени полагаются на собственные силы. Влияние других на свою деятельность и ее результаты признается ими, но не является основополагающим. Идеалы данная личность скорее создаст себе сама. Осознание своего несоответствия идеалу не вызывает у самореализующейся личности устойчивых и длительных негативных эмоций. Так как данный тип, по нашему мнению, проявляет гибкость в своем поведении, он способен

будет оценить, насколько его возможности адекватны поставленной цели.

Число респондентов с низким уровнем перфекционизма составило 16 % выборки. Типы жизненных стратегий среди них распределены следующим образом (табл. 4).

Как следует из полученных данных, среди личностей с низким уровнем перфекционизма преобладают представители фаталистического типа жизненной стратегии. Личности такого типа убеждены, что жизнь в целом неподконтрольна их влиянию и управлению. Будущее предопределено, и существенно изменить в нем ничего нельзя — следовательно, у человека нет никакого смысла ставить перед собой цели и прикладывать усилия к их достижению. Личности данного типа нетребовательны к себе и несамокритичны. Их ориентация на окружающий мир скорее предполагает перенос на себя представлений об этом родителей или других значимых людей. Низкий уровень перфекционизма в данном случае может играть положительную роль в создании душевного благополучия для личности, но является фактором, препятствующим ее нравственному и духовному развитию.

Полученные данные свидетельствуют, что перфекционизм как стремление к совершенству в той или иной степени присутствует в каждом типе жизненной стратегии. Мы можем сделать вывод о том, что перфекционизм является важным фактором при выборе личностью способа организации своей жизни. Степень выраженности перфекционистских устремлений, специфические особенности тех действий и поступков, того способа поведения, тех мыслей и взглядов, посредством которых человек реализует свою жизненную стратегию. Кроме того, соотношение представлений об образе цели и конечных результатов деятельности является очень важным для каждого человека в тот момент, когда он оценивает удовлетворенность своей жизнью. Следовательно, изучение проблемы перфекционизма в контексте жизненной стратегии позволит

нам сделать еще один шаг на пути поиска способов создания наиболее благоприятного психологического пространства личности.

Библиографический список

1. Психология личности : хрестоматия. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Я. Л. Райгородский. — Самара : БАХРАХ, 1999. — 448 с.

2. Дементий, Л. И. Жизненные стратегии : моногр. / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко. — Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. — 192 с.

3. Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. — СПб. : Евразия, 2002. — 532 с.

4. Хорни, К. Невроз и развитие личности Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3 / К. Хорни. — М. : Смысл, 1997. — 696 с.

5. Вудман, М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / М. Вудман ; пер. с англ. В. Мершавки. — М. : Класс, 2006. - 272 с.

6. Иванченко, Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре / Г. В. Иванченко. - М. : Смысл, 2007. - 255 с.

7. Грачёва, И. И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / И. И. Грачёва. - М., 2006. - 210 с.

8. Грачёва, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачёва // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 6. — С. 73-81.

9. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — 2-е изд. — М. : Смысл, 2000. — 18 с.

КУПЧЕНКО Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.

САБИРОВА Людмила Сергеевна, студентка группы ППС 731 З факультета психологии.

Адрес для переписки: кирсЬепко07@шаіі.ш

Статья поступила в редакцию 16.01.2013 г.

© В. Е. Купченко, Л. С. Сабирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 15999 М. Ю. СЕМЁНОВ

Омский государственный технический университет

СТРУКТУРА ЦЕНОВОЙ КАРТЫ_____________________________________

В данной статье предложено понятие «ценовая карта». Автором проведено эмпирическое исследование ценовых карт на примере мобильного телефона и описаны психологические закономерности, связанные с восприятием цены товара.

Ключевые слова: психология, деньги, установки по отношению к деньгам, цена, справедливая цена, внутренняя референтная цена.

Хотя вопросы ценообразования обычно относят к компетенции экономики, в данной работе мы рассмотрим психологические феномены и закономерности, связанные с восприятием цены товара. В настоящее время многие процессы, определяющие реакции потребителей на цены, еще не изучены, психология ценовых ожиданий и оценок сейчас является предметом разнообразных исследований в экономической психологии [1].

В рамках изучения восприятия цены традиционно выделяют несколько феноменов: представление о справочной, или референтной цене [2], представление о справедливой цене [3], имплицитная связь между ценой товара и его качеством, восприятие и оценку ценовых различий, чувствительность к цене, восприятие цены как числа.

В своей работе мы опирались на понятие социального представления, или социальной репрезентации (С. Московичи) — это идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях. Это конструктивное воспроизведение свойств объекта на уровне конкретных понятий, организованное вокруг одного центрального значения и неотделимое от символической активности субъекта в социальном поле [4]. Мы рассматривали восприятие, отражение человеком цены товара как социальное представление, оформляемое в виде структуры близких по смыслу элементов. Эту структуру мы назвали «ценовая карта» по аналогии с когнитивной картой как вариантом социального представления. Когнитивная

карта — это образ знакомого пространственного окружения, который создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром, при этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации. Тогда ценовая карта — это субъективные образы цены товара в различных ситуациях, состоящие из устойчивых элементов — разных видов субъективных цен — и связей между ними, которые формируются в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром.

На основе анализа работ отечественных ученых и практиков мы выделили следующие элементы ценовой карты: цена последней покупки, или внутренняя референтная цена (ВРЦ); цена товара-заменителя, аналогичного товара, или внешняя референтная цена (ВнРЦ); ожидаемые минимальная и максимальная цены (Цмин и Цмакс); предельные минимальная и максимальная цены (ПЦмин и ПЦмакс); справедливая цена для покупки в мультибрендовом (обычном) магазине (СЦО), в фирменном магазине (СЦФ) и на распродаже (СЦР); экстремальная цена (ЭЦ), когда приходится срочно покупать товар; остаточная цена (ОЦ), или цена товара, купленного ранее, на данный момент.

Мы предполагали, что социальные представления о цене, или ценовая карта, на товар состоят из отдельных специфических элементов, при этом элементы ценовой карты образуют структуру, где отдельные элементы взаимосвязаны друг с другом согласно некоторым закономерностям. Эти предположения и стали нашими гипотезами.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.