Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / СУДЬБА / ДИСКУРС СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стебляк Е. А.

Ввиду неразвитости представлений обучающихся с умственной отсталостью о жизненном пути и их неготовности к построению замысла жизни необходимо формировать у них социальные представления о жизненном пути человека. Данная практика в образовательно-коррекционной работе образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в настоящее время только складывается. Результаты исследования представлений о судьбе обучающихся с умственной отсталостью послужат ориентиром для разработки соответствующего педагогического дискурса и учебных действий социального познания. Целью исследования явилось выявление и анализ структуры и содержания социальных представлений о судьбе обучающихся с умственной отсталостью подростково-юношеского возраста. В исследовании впервые показано, что представления о судьбе обучающихся с умственной отсталостью характеризуют разнообразные свойства и проявления судьбы человека; факторы и закономерности, определяющие ее осуществление; варианты жизненных сценариев и условия их осуществления; отличаются фрагментарностью и узкой осведомленностью о возможностях человека оказывать влияние на судьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стебляк Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS ABOUT THE FATE OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION OF ADOLESCENCE

Due to the undeveloped ideas of students with mental retardation about the life path and their unwillingness to build a life plan, it is necessary to form their social ideas about the life path of a person. This practice in the educational and correctional work of educational organizations implementing adapted basic general education programs for students with mental retardation (intellectual disabilities) is currently only taking shape. The results of the study of ideas about the fate of students with mental retardation will serve as a guideline for the development of appropriate pedagogical discourse and educational actions of social cognition. The purpose of the study was to identify and analyze the structure and content of social ideas about the fate of students with mental retardation of adolescence. The research was guided by the following research questions: - Are the social ideas about fate inherent in students with mental retardation of adolescence, formed and stable formations or are they undergoing changes while in the formation stage? - What is the ideological content of social ideas about fate inherent in students with mental retardation of adolescence? The study involved 34 students with mental retardation aged 14-18 years. Respondents explained their understanding of the word "fate" in speech statements stimulated by questions from a psychologist. The study for the first time characterizes the following features of the structure and content of social ideas about the fate of students with mental retardation: - representations characterize various properties and manifestations of a person's fate; factors and patterns that determine its implementation; variants of life scenarios and conditions for their implementation; differ in fragmentation and narrow awareness of a person's ability to influence fate; - ideas belong to the periphery and are in the stage of formation due to the inaccessibility of the discourse of the psychology of the life path to students with mental retardation, taking into account their special educational needs and features of social ideas; - ideas need to fill the deficit of ideas about the conditions of life well-being and correction of unrealistic ideas about a person's life path.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 1. С. 147-164.

УДК 159.973

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Стебляк Е. А.

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

E-mail: .steblyak@list.ru

Ввиду неразвитости представлений обучающихся с умственной отсталостью о жизненном пути и их неготовности к построению замысла жизни необходимо формировать у них социальные представления о жизненном пути человека. Данная практика в образовательно-коррекционной работе образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в настоящее время только складывается. Результаты исследования представлений о судьбе обучающихся с умственной отсталостью послужат ориентиром для разработки соответствующего педагогического дискурса и учебных действий социального познания. Целью исследования явилось выявление и анализ структуры и содержания социальных представлений о судьбе обучающихся с умственной отсталостью подростково-юношеского возраста. В исследовании впервые показано, что представления о судьбе обучающихся с умственной отсталостью характеризуют разнообразные свойства и проявления судьбы человека; факторы и закономерности, определяющие ее осуществление; варианты жизненных сценариев и условия их осуществления; отличаются фрагментарностью и узкой осведомленностью о возможностях человека оказывать влияние на судьбу.

Ключевые слова: концепт, социальные представления, структура и содержание представления, обучающиеся с умственной отсталостью, судьба, дискурс социального познания.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день олигофренопсихология располагает некоторыми сведениями, характеризующими представления умственно отсталых старшеклассников с умственной отсталостью (УО) о жизненном пути человека - о будущем, взрослости, самостоятельности, хорошей жизни [1-6]. Ввиду признания неразвитости представлений и неготовности обучающихся с УО к построению замысла жизни предлагается специальное обучение, например, в рамках курса «Внутренний мир человека», предусматривающего рассмотрение судьбы во взаимосвязи с характером человека [7]. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП) также настаивает на формировании у обучающихся с УО социальных компетенций в выборе целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках, в принятии элементарных решений, организации своей деятельности и оценке достигнутых результатов и др. [8, с. 310].

Между тем практика формирования психологических представлений о жизнедеятельности человека в образовательно-коррекционной работе

147

образовательных организаций, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), только складывается, ее методическое оснащение еще предстоит [5; 6; 9]. Сложившиеся методические подходы к анализу биографии имеются лишь в специальной методике литературного чтения. Книги чтения для 7-9 классов образовательных организаций, реализующих АООП образования для обучающих с УО, изобилуют заданиями на анализ условий и образа жизни авторов литературных произведений и их персонажей, занимаемого ими положения в жизни, поиска своего места в ней, усилий по преодолению испытаний и препятствий, поиску сил жить, заполнению жизни. Задания побуждают к рассмотрению занятий героев произведений и их авторов, их видов деятельности, обязанностей, усилий по представлению будущего, дальнейшей судьбы. В учебниках рассматриваются предсказания, волнующие мечты, принятие решений, причины решения, осуществление планов, достижение результатов, практика распоряжения судьбой, вариативность путей в судьбе и т. д. [10-12].

Однако содержание педагогического дискурса специальной методики литературного чтения опирается лишь на инерцию образовательной традиции, но не на психологическое рассмотрение актуального уровня развития социальных представлений обучающихся с УО в данной предметной области [6; 9]. Это порождает сомнения педагогов-дефектологов в целесообразности выполнения данных заданий, в их доступности пониманию воспитанников с УО. Выполнение вышеобозначенных требований Примерной АООП образования обучающихся с УО, в целом, и разрешение сомнений в доступности им биографических представлений, в частности, осуществимо при условии конструирования педагогического дискурса с учетом особенностей наивных психологических представлений воспитанников с УО.

В связи со сказанным актуально исследование представлений обучающихся с УО подростково-юношеского возраста о судьбе, присущих ей свойствах и проявлениях. Качественный анализ результатов исследования представлений о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста позволит сконструировать диагностические инструменты мониторинга личностных результатов освоения Примерной АООП, состоящих в овладении соответствующими социальными представлениями, а также разработать содержание дискурсивного воздействия, направленного на развитие у обучающихся указанной категории картины социального мира и жизненного пути человека. Результаты эмпирического исследования - ориентир для разработки познавательных обобщений и выводов, к которым необходимо подводить обучающихся с УО, учебных действий социального познания. В свою очередь расширение и уточнение содержания соответствующих представлений обучающихся с УО, повышение их дифференцированности, обобщенности и осознанности в процессе целенаправленного дискурсивного воздействия повлечет за собой увеличение осознанности и произвольности их поведения, усиление их «независимости от непосредственных характеристик внешнего воздействия», включая овладение

148

вышеуказанными личностными результатами освоения Примерной АООП [13, с. 35].

Поскольку объект, стоящий за словом судьба, «не существует в эмпирическом опыте как некая реальность, <...> многомерен и допускает ряд интерпретаций», в настоящем исследовании был сделан акцент на рассмотрении идейного многообразия коллективного социального представления о судьбе, образуемого совокупностью индивидуальных концептов [14, с. 231]. Мы руководствовались определением концепта как «ментальной структуры "внутри" индивидуального ментального опыта, референтной определенным знакам (прежде всего знакам естественного языка) и выступающей в качестве психического носителя понятия», сформулированном М. А. Холодной [13, с. 60]. В изучении концептов, являющихся важными единицами картины мира и обладающих значимостью для лиц с УО, специальные психологи применяют качественно-феноменологические процедуры, совершающиеся в диалоге с исследователем, - интервью, беседы, в т. ч. с включением элементов персонального экзистенциального анализа [3; 4; 5 и др.].

Целью настоящей статьи является представление и анализ результатов доэкспериментального исследования структуры и содержания социальных представлений о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование направлялось следующими исследовательскими вопросами:

- являются ли социальные представления о судьбе, присущие обучающимся с УО подростково-юношеского возраста, сформированными и устойчивыми образованиями ядерной зоны или относятся к периферийной зоне представления, претерпевая изменения и находясь в стадии формирования?

- каково идейное содержание социальных представлений о судьбе, присущих обучающимся с УО подростково-юношеского возраста?

Объектом исследования стали структура и содержание коллективного представления о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста. Предметом исследования стали особенности социальных представлений о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста, требующие приоритетной коррекции в свете выполнения требований ПрАООП. Получение информации такого рода необходимо для определения значимых идей, целесообразных для освоения обучающимися с УО, для конструирования педагогического дискурса социального познания, в т. ч. дискурса жизненного пути.

Задачи исследования:

1. Выявление коллективных представлений обучающихся с УО подростково-юношеского возраста об отличительных свойствах объекта, представленного словом судьба.

2. Выявление и анализ структуры и содержания коллективного представления о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста.

В исследовании приняло участие 34 обучающихся с УО 7-10-х классов КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17» 14-18 лет (26 - мужского пола,

149

8 - женского). (Заметим, что исследование предполагало группу сравнения в лице респондентов с задержкой психического развития, однако освещение соответствующих задач и результатов сравнительного исследования не входит в замысел данной статьи).

Среди респондентов с УО были обучающиеся с разным состоянием здоровья, учебной успеваемости, социальной ситуации развития (воспитываемые родными родителями и опекунами, пережившие семейное насилие, смерть объекта привязанности (суицид), болезни членов семьи и др.); посещавшие и не посещавшие группу продленного дня; получавшие образовательные услуги в условиях обучения на дому и в условиях образовательной организации. Респонденты привлекались с их согласия.

Подчеркнем, что социальная ситуация развития личности репрезентируется в субъективном образе социального мира, а качественно-феноменологическое изучение содержания сознания позволяет реконструировать репрезентацию всевозможных социальных обстоятельств развития обучающихся с УО в их картине мира путем выявления свойственной им семантики социальных и ментальных концептов [15]. Безусловно, ввиду необозримости возможных обстоятельств, прямо или опосредованно влияющих на развитие образа мира, никакая конкретная выборка респондентов не может охватить все потенциальное разнообразие обстоятельств социальной ситуации развития, поэтому неклассическое исследование сознания всегда остается принципиально незавершенным [16; 17 и др.] и открытым для рассмотрения все новых следов влияния социума, представленных в «снятом виде» в сознании конкретного индивидуума. Заметим также, что поиск закономерных влияний того или иного конкретного обстоятельства (например, семейного насилия) на содержание социальных представлений путем подбора группы респондентов с тождественными биографическими характеристиками не являлась целью настоящего исследования по ряду причин. Ввиду прагматической направленности исследований в олигофренопсихологии (включая предлагаемое вниманию в данной статье), подчеркнем, что объективным условиям реализации педагогического дискурсивного воздействия, направленного на развитие картины социального мира обучающихся с УО и их представлений о жизненному пути человека, отвечает подход, осуществимый в любых естественных группах обучающихся с УО. Это обусловлено тем, что в условиях образовательной организации нет организационной и кадровой возможности подбирать группу обучающихся под то или иное содержание и характер дискурсивного воздействия, например, выстроенное с учетом типа биографии обучающихся.

Выявление структуры и содержания социальных представлений о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста проводилось с использованием методики когнитивной психологии «Условный собеседник» [13]. Она основана на диалоге с респондентами и является полуструктурированным интервью. Предпочтение диалогической формы исследования объясняется стремлением помочь респондентам развернуть более пространные и содержательные суждения.

150

В методике «Условный собеседник» был использован прием объяснения значения слова в условной ситуации общения с несведущим собеседником, предложенный М.А. Холодной и модифицированный нами. В настоящем исследовании инструкция побуждала респондентов к построению микротекстов, состоящих из связных речевых высказываний, а не отдельных слов, как в оригинальном варианте [13, с. 111]. Подобные задание ранее использовались в олигофренопсихологии при изучении умения школьников с УО строить логически правильное определение тех или иных понятий, в связи с чем им предлагалось «дать как можно более развернутое словесное выражение понятий» старый, высокий, наказание, лестница и т. д. [18, с. 9].

В начале интервью респондентам предъявлялась следующая инструкция: Представь, что ты разговариваешь с человеком, который впервые слышит слово «судьба». Он просит тебя объяснить ему значение этого слова. Как ты будешь объяснять, что такое «судьба»? Ты можешь говорить все, что считаешь нужным. Важно, чтобы этот человек понял, что такое судьба. Время выполнения задания не ограничивалось, и респондент сам прекращал говорить, если считал объяснение достаточным. После этого с респондентом обсуждались дополнительные наводящие вопросы: Какой бывает судьба? Что значит «Хорошая судьба»? Что значит «Плохая судьба»? Может человек влиять на свою судьбу? Их содержание и последовательность определялись первоначальным объяснением значения слова судьба.

В случае, если респондент затруднялся в понимании инструкции, в формулировку вносились синонимические (лексические и синтаксические) замены, после чего инструкция предъявлялась снова. Изредка респонденты давали развернутое определение без помощи психолога, но в большинстве случаев помощь стимулировала продолжение рассуждения, выполняя психотехническую роль, что позволило 26 респондентам с УО увеличить объём речевой продукции. Помощь состояла во внимательном выслушивании каждого суждения, ожидании продолжения рассказа, задавании вопросов и выдвижении предположений о подразумеваемых словах или словосочетаниях фразы.

Психолог стремилась поддержать развертывание собственной мысли респондента, сделать ее значительной в его собственных глазах и материально зримой благодаря тому, что на глазах испытуемого все его суждения записывались в протокол (причем в этом процессе, обращаясь к респонденту, психолог уважительно просила уточнить или повторить мысль). Запись на диктофон вызвала возражения и настороженность со стороны респондентов, поэтому она не велась. Впоследствии мы убедились в том, что наблюдения за записями своих ответов в протоколе помогало респондентам осознать свою продуктивность в интервью. Об этом свидетельствовали их рассказы друг другу об интервью с описанием того, сколько за ними записали, хватило ли места в протоколе, были ли сделаны пометки на обороте листа и т. п. Обсуждение слова судьба происходило в контексте неоднократных продолжительных экзистенциальных бесед с обучающимися, впечатлениями о которых они делились друг с другом, создавая смысловую установку на доверительное, исповедальное общение с психологом.

151

Отзывы респондентов, полученные в процессе этих бесед, свидетельствуют о необычности данного опыта для них, об их благодарности за возможность высказаться, быть понятым.

При анализе данных интервью использовалась техника индуктивного выделения категорий и кодирования. В тексте выделялись различные категории, в которых речь шла о разных признаках, сторонах и аспектах объекта, представленного словом судьба. Далее пробные категории сопоставлялись друг с другом и на основании смыслового сходства объединялись в более крупные категории. Далее был осуществлен подсчет частоты встречаемости каждой категории в массиве текстов и процентная доля ответов данной категории среди всех полученных ответов. Представленные далее индуктивно выделенные свойства, стороны и аспекты проявления судьбы проиллюстрированы примерами оригинальных речевых суждений респондентов [4].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарь оценок свойств судьбы УО обучающихся подростково-юношеского возраста, п=34. В своих ответах респонденты назвали 49 свойств судьбы. Частотный анализ позволил установить отсутствие ядерных свойств. Словоупотребления низкочастотны и могут быть отнесены только к периферии коллективного представления о судьбе.

Наиболее частые упоминания УО респондентов представлены дескрипторами хорошая (13) - плохая (9), счастливая (5), трудная (4). Частоты остальных характеристик в ответах респондентов варьируют в диапазоне 1-3. Однократные упоминания свойств составили 67,34% всего словаря, двукратные - 22,44%, троекратные - 2%.

Представим характеристики, заданные в словаре свойств судьбы в виде бинарных оппозиций:

о универсальные оценочные характеристики, типичные для семантической оценки лицами с интеллектуальной недостаточностью любых объектов, явлений и феноменов: хорошая (13) - плохая (9), не очень хорошая (1), нехорошая (2);

о характеристики, оценивающие доминирующий эмоциональный фон жизненных переживаний: счастливая (5) / несчастливая (2); жизнерадостная (1), радостная (2), веселая (2) / грустная (3), горькая (1), ужасная (1), отвратительная (1);

о характеристики меры необходимости преодолевать трудности и прилагать усилия для преодоления препятствий: легкая (3) / трудная (4);

о характеристики продолжительности жизненного пути человека во времени: длинная (2) / короткая (1), быстрая (1);

о характеристики судьбы с позиций насыщенности событиями, затрагивающими существенные интересы личности: интересная (1) / скучная (2);

о характеристики значимости судьбы для других людей, общества и истории: величайшая (1) / незаметная (1);

152

о антропоморфные характеристики, оценивающие отношение жизненных обстоятельств к удовлетворению потребностей и реализации намерений человека: добрая (1), справедливая (1), вежливая (1) / злая (1), строгая (2).

Слова, не составившие бинарных оппозиций признаков, представим группами условно положительных и отрицательных признаков. В группе положительных признаков можно выделить оценки судьбы со следующих позиций: о оценки масштаба судьбы: большая (1);

о диапазон оценок соответствия условному стандарту судьбы человека: нормальная (1) - настоящая (2) - лучшая (1) - отличная (1) - суперская (1) -прикольная (1);

о оценки меры удачи и везения в реализации намерений: везучая (1), исполнительная (1), верная (1);

о антропоморфные характеристики, оценивающие трудовую занятность обладателя судьбы и ее характер: работящая (1), опытная (1);

о эстетическая оценка жизненных достижений субъекта судьбы: красивая (2). В группе отрицательных признаков можно выделить оценки судьбы со следующих позиций:

о оценки предсказуемости судьбы: неожиданная (1), непредсказуемая (2); о антропоморфные характеристики, оценивающие отношение жизненных обстоятельств к удовлетворению потребностей и реализации намерений человека: равнодушная (1), нетерпимая (1);

о оценки сложности жизненных коллизий, преодолеваемых человеком: сложная (2).

Всего было названо 26 условно положительных характеристик и 17 условно отрицательных характеристик, что указывает на большую дифференцированность коллективного представления о лучших проявлениях человеческой судьбы и меньшую осведомленность о ее теневых свойствах. С учетом частоты словоупотребления эта пропорция сложилась следующим образом: 49 называний положительных характеристик против 33 называний отрицательных характеристик. Коллективные представления о свойствах судьбы отличаются неполнотой, о чем свидетельствует отсутствие антонимической пары для многих характеристик. Отметим некоторые отсутствующие характеристики, способные составить зону ближайшего развития социальных представлений о судьбе респондентов с УО: неприметная, незначительная, праздная, безобразная, страшная, ожидаемая, понятная, предсказуемая, участливая, терпимая, простая и др.

2. Структура и содержание представлений о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста, п=34. Всего 3 респондента с УО утверждали, что не знают этого слова (8,8%) и столько же сформулировали тавтологичные определения (8,8%): Судьба человека там / Это судьба человека, когда у него есть судьба своя / Плохая судьба - то, что плохо. Двое респондентов предъявили ложные суждения (5,9%): Как раньше было, какие раньше люди были. Какие главные были люди и Это... улыбаются. Судьба... играют. Это что-то захотеть.

Остальные 26 респондентов (76,5%) с опорой на психотехническую помощь психолога представили развернутые объяснения значения слова. Их речевые

153

суждения включали как категориальные семантические признаки, представленные категориями разной степени обобщенности и общей оценкой качеств, так и ситуативные ассоциации, характеризующие предметный контекст проявлений судьбы.

Родовые и видовые категории были использованы в 20-ти суждениях о судьбе респондентов с УО (58,8%). Перечислим и проиллюстрируем случаи их применения контекстами, содержащими репрезентирующие их лексические единицы и синтаксические дериваты (производные с тождественным лексическим значением):

о предназначение (7) (Ты влюбился, говоришь, что ... это предназначено. / Это то, что предназначено тебе в дальнейшем, в жизни);

о будущее (5) (То, что с тобой будет происходить. / Как будет идти дальше (продолжаться) жизнь. / Что его ждет в жизни. / Что будет в будущем. / Это то, что будет его ждать);

о жизнь (4) (Хорошая судьба - это жизнь. / Прожили жизнь. / Хорошо жить (прожить); Плохо жить (прожить));

о любовь (3) (Это в любви. / Когда с девушкой, ты ее любишь, нашел свою девушку - свою судьбу. / Ты влюбился, говоришь, что это судьба.); о участь (1).

Обобщённые характеристики судьбы были представлены в 4-х суждениях респондентов с УО (11,8%):

о разнообразие проявлений (2) (Это по-разному там бывает / Есть разные различения [слова - Е. С.]);

о случайность (1) (Если в аварию случайно попал, если человек умирает по случайности);

о изменчивость (1) (Это . постоянно меняется).

В 13-ти суждениях респондентов с УО (38,2%) были представлены смысловые ассоциации на обсуждаемую тему. В результате систематизации обнаруженных ассоциаций были получены следующие тематические группы:

о основные события и занятия предстоящего жизненного пути (9) (упорядочены по хронологии нами):

- Учеба, стремление закончить школу (1);

- Работа (1);

- Будешь ли ты этим (1);

- Встретил он свою вторую половинку / Нашел свою девушку - свою судьбу

(2);

- Семья своя / Свекровка своя (2);

- Рождение ребенка / Дети (2);

- Когда помрешь /короткая, или маленькая [жизнь - Е. С.] (2).

о обобщенная оценка итогов жизненного пути человека (2): Что мы сделали в жизни, пользу какую-то или нет. / Судьба может привести к трагедии какой-то или к счастливому на пути, к этому ... [финалу - Е. С.].

Несмотря на редкость и неточное понимание метафорических образов, 6 респондентов актуализировали следующие метафоры:

154

a) дороги, пути, тропы: Сойти с пути. / Судьба приведет к трагедии, к счастливому [финалу - Е.С.]. / По какой тропе пойдешь - по хорошей или по плохой (3);

b) стены: Это стена, которая перед тобой стоит, через которую не перепрыгнули твои родители, но тебе надо. Как говорится, выше головы не прыгнешь. Но было доказано, что можно (1);

О рулетки: Это рулетка (1);

d) карточной игры: Как карта выпадет (1).

Эти метафоры образно выражают ряд предметно-предикативных и общих признаков семантики концепта судьба. Так, метафоры пути-дороги-тропы моделируют ситуацию жизненного выбора среди множества возможных альтернатив построения (развития) судьбы. Метафора стены моделирует препятственную ситуацию (сценарий), блокирующую(ий) переход на новый уровень (жизни, благосостояния, развития и пр.). Она одновременно обозначает и непреодолимое ограничение, и азартный вызов к преодолению «непреодолимой» преграды. Метафоры рулетки и карточной игры подчеркивают случайный характер соотношения жизненных обстоятельств, возможностей и ограничений. На фоне продуктивного стремления респондентов зафиксировать данную семантику в своём суждении оставляет сомнения мера осознанности и глубина понимания соответствующих семантических признаков.

Рассмотрим суждения респондентов с УО о возможности влиять на судьбу, меняя и «переделывая» ее при необходимости.

Прямо выразили свою убежденность в наличии такой возможности 6 УО респондентов (17,65%). Кроме метафоры стены такую убежденность выражали следующие утверждения: Человек может влиять. / Человек может предотвратить это, если очень стараться. Но дано не каждому. / Что будет, как ты выбрал. [Выбрал в чем?] В жизни своей. /Зависит от человека. /Можно влиять характером. /Какую ты себе дашь судьбу. В этих высказываниях обращает на себя внимание подчеркивание трудоемкости соответствующих усилий, их избирательной доступности, указание на инструмент такого влияния - характер.

Определённо против такой возможности высказались 6 респондентов с УО (17,65%): Нет. /И как судьба за тебя решит кое-какие вопросы. От нее много чего зависит. /Непредсказуемая судьба - судьба она такая... / Что идет, то идет. Ее изменить нельзя, судьбу. Судьба - это нельзя изменить, даже пытаться нельзя подправить. Она как идет, так и будет идти. Мне кажется, уже с рождения решено, кем человек станет в дальнейшем, но человек этого не знает. / Это когда что-то происходит в жизни неожиданно. / Мое предназначение - это то, что сбудется. Судьбу никак не исправишь. В этих высказываниях принятие решений переадресовано неизменной, неожиданной и непредсказуемой судьбе. В одном суждении инициатор решений прямо не назван, но грамматическая форма указывает не некую надличную силу.

Не смогли сформулировать однозначную позицию и предоставили уклончивые, неуверенные ответы 4 респондента (11%), например: Не помню. /Я не знаю. Скорее, может влиять на судьбу (3). Один респондент в своем суждении охарактеризовал

155

ситуацию неудавшегося стремления влиять на судьбу: Он стремится, а не получается. Еще один респондент утверждал: О судьбе можно размышлять. На уточняющий вопрос о том, в каком возрасте это необходимо, ответил: Не в пожилом. Более точно определить возраст самоопределения он не смог.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что респонденты с УО редко задумываются о самоопределении на жизненном пути (35,3%) и еще реже находят возможным принимать посильное участие в решении жизненных проблем (17,65%). Примечательно, что концепты проблема, возможности, препятствия, принятие решения и им подобные не фигурировали в суждениях респондентов с УО. Это указывает на то, что дискурс самоопределения им незнаком, и в осмыслении и решении задач самоопределения и самоосуществления в жизни они будут несостоятельны.

Нередко суждения респондентов включали эмпирические обобщения жизненного опыта. В этом случае испытуемые приводили в подтверждение высказываемой позиции то примеры самоопределения субъекта жизненного пути, то примеры зависимости от судьбы.

Шесть респондентов (17,64%) иллюстрировали суждения о влиянии примерами знакомой им практики активного самоопределения или пассивного подчинения обстоятельствам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Бывает насчет работы, ты плохо учишься - судьба работать дворником. о Есть люди, которым пофигу чужое мнение, важно только свое. Люди с ними больше не будут общаться и будут советовать другим, чтобы не общались с ними.

о Бывает руки золотые, а он спивается или не работает. о Если ничего не получается, он психует. о Какой-то юноша спас девушку от плохих людей. о У кого-то сломался телефон, а кто-то заплатил за ремонт. Нижеследующие суждения представляют узость осмысляемого диапазона параметров зависимости человека от судьбы: Ты влюбился, говоришь, что это судьба, что это предназначено. / Судьба, например, родиться с малым ростом. / У тебя плохие родители (3). Заметим, что УО испытуемые справедливо отметили заданность человеку наследуемых антропометрических показателей и семейного фактора его первичной социализации.

Отдельный интерес вызывает понимание респондентами с УО факторов, оказывающих влияние на судьбу человека в целом. Синтез индивидуальных суждений на эту тему выявляет следующее коллективное представление о факторах влияния:

о что тебе дали родители (1); о как он учится (1);

о как он ведет себя в компании / как он общается (2); о если он не лентяй / не работает / руки, ноги есть; руки золотые (3); о голова на месте (1);

о какая свекровь попадется, как говорят (мама говорила). У мамы свекровью была бабушка. Была хорошей, но маму что-то не устраивало (1);

156

о невезение (2) / когда ему везет (1).

Как видно из данного перечня, подчеркнуто влияние трудолюбия, трудовых и коммуникативных умений. Упоминается также влияние родительской семьи, учебной деятельности, адекватности в осмыслении жизненной ситуации (предположительно, к этому сводится семантика концепта голова на месте), и, наконец, везения и случайности в лице "попавшейся" свекрови. Заметим, что семантика концептов невезение и голова на месте заслуживает дальнейшего изучения с целью ее дальнейшего развития и коррекции.

Анализ ответов респондентов позволил смоделировать коллективное представление о двух контрастных жизненных сценариях - хорошей (легкой, отличной, счастливой, радостной, доброй, веселой, великой) судьбы-счастья и плохой (сложной, горькой, трудной, судьбы-невезенья (табл. 1). При рассмотрении конкретного варианта судьбы испытуемые продуцировали более дифференцированные суждения о причинно-действующих факторах и условиях становления данного сценария. Частотный анализ указывает на периферийный характер абсолютного большинства выявленных представлений, ведь повторяемость даже самых частых высказываний, например, об обязательности наличия хорошей семьи, не превышает 8-ми упоминаний. Иными словами, у респондентов с УО отсутствует единое дифференцированное и осознанное представление об условиях и причинах становления хорошей и плохой судеб.

Таблица 1

Модель представлений респондентов с умственной отсталостью о жизненных сценариях хорошей и плохой судьбы, п=34 (частоты)

Условия и причины становления варианта судьбы

Хорошая судьба Плохая судьба

Наличие семьи: Наличие семьи:

Есть семья (хорошая семья / все хорошо в семье / есть близкие, родители, бабушка, дедушка, много сестер, братьев, семья, жена, сын) (8) Если в плохой семье, нет семьи нормальной (2)

Материальная обеспеченность: Финансовая несостоятельность:

Есть все свое на руках - бизнес, деньги, машина, квартира / Всем обеспечен, тебе ничего не надо / Все есть, ни в чем не нуждается / Все, что захочешь, можно купить / Кто-нибудь дал денег, например, женщина идет, ей надо помочь (5) Бедность / Мало зарабатываешь / Не можешь сходить в кафе, если девушка хочет / Не можешь содержать семью (4)

Успех и везение: Неуспех, трудные жизненные ситуации:

Когда все хорошо, все складывается / Ему всегда везет / Все идет по плану (4) Происходят всякие трудности, что-то плохое / Что-то трудное / Не получается что-нибудь в жизни / Делаешь, не можешь, надо позвать на помощь (4)

Успешное трудоустройство: Неудовлетворенность работой:

Есть хорошая работа (3) Не может устроиться на работу (1)

157

Нет работы нормальной (1)

Адаптация в трудовом коллективе: Дезадаптация в трудовом коллективе:

На работе легко освоился / Он работает легко. Получается все (3) Сложно будет заработать первый раз на работе (1)

Любовь, рождение детей: Неудачный выбор брачного партнера, повторный брак:

Когда человек поженился на тетеньке, а потом появились дети / рождение ребенка, например, встретил он свою вторую половинку (2) Девушки не обращают внимания на тебя / Не тот парень попался, дело в парнях / Развелась, не жила в браке несколько лет, а потом встретила кого-то, и он предложил выйти замуж (3)

Насыщенность жизни событиями: Насыщенность жизни событиями:

События яркие: собака родила щенят, родился ребенок, кошка родила котят / Происходят радостные события (2) Происходят печальные события / События: сломал ногу, на следующий день руку, потерял что-нибудь, близкие умирают / Когда в жизни нет ничего интересного Нечего рассказывать, судьба грустная какая-то. События грустные, на работе, на улице что-то случилось (3)

Успешная коммуникация: Проблемы с коммуникацией:

Есть много друзей (2) -

Проявления взаимопомощи: Проявления эгоизма:

Помогал людям / Никогда никого не подводит (2) Когда пытается у легкого [человека с лёгкой судьбой - Е. С.] все забрать, но не получается (1)

Здоровье: Проблемы со здоровьем:

Со здоровьем все нормально (2) -

Получение образования: Неуспеваемость в учебе:

Учеба (1) Плохо с учебой (1)

Социальная адаптация: Дезадаптация, делинквентное поведение:

Ничего не ломаешь, ничего не делаешь [плохого - Е.С.], все нормально (1) Некоторые хорошие люди могут сойти со своей дороги, что-то сделать, что потом окажутся в тюрьме / Какой-нибудь такой человек, который что-то совершил противозаконное (2)

Трудовой образ жизни: Нетрудовой образ жизни:

Много работать (1) -

Бесконфликтные отношения: Конфликтные отношения:

Они жили дружно, спокойно, веселые (1) Ругают тебя постоянно / Тебе не понравилась его [парня - Е.С.] мама (2)

Адаптивный характер: Акцентуированный характер:

[Судьба зависит - Е.С.] от настойчивости, выдержки, от характера, например, человек может сразу найти общий язык с мужчинами на работе (1)

158

В представлении респондентов с УО хорошую судьбу отличает гладкость, нормальность, планомерность, легкость (работы), стабильный успех (всегда все гладко идет). Утверждения формулируются в грамматически безличной форме, что указывает на пассивную жизненную позицию.

Представленные модели представлений о жизненных сценариях имеют структурное сходство. Единство структуры обнажает отсутствие характеристик плохой судьбы в аспектах «Проблемы с коммуникацией», «Проблемы со здоровьем», «Нетрудовой образ жизни» и «Акцентуированный характер». Ввиду низкой частоты суждений по всем выделенным рубрикам выделение приоритетов в образах обоих сценариев достаточно условно. Однако отметим преобладание в вербальной репрезентации образа жизни таких компонентов как семья, работа, любовь и дети. По-видимому, этим слагаемым счастья и успеха педагоги и другие взрослые чаще уделяют внимание в общении с воспитанниками. Вместе с тем маргинальное положение занимают упоминания о здоровье, отношениях, адаптивном характере. Наличие образования недооценено, хотя стремление к финансовой обеспеченности представлено в коллективном представлении о судьбе. Заметим, что вопреки снижению престижа образования в современном российском обществе, эта тенденция не упраздняет другой - обреченности человека без профессии на неквалифицированный и малооплачиваемый труд, влекущий за собой бедность или нищету. В этой связи можно констатировать диспропорциональность «формулы» хорошей судьбы, продемонстрированной респондентами с УО. Также обращает на себя внимание преувеличенные ожидания успеха и везения обладателя хорошей судьбы.

В рассуждениях о судьбе некоторые респонденты с УО актуализировали частные концепты, относящиеся к концептам человек и отношение. Речь идет о концептах бедные люди, обычный человек, человек со связями, один (одинокий человек), свой человек, справедливое отношение. Некоторое представление об их семантике дает контекст употребления соответствующих лексем. Например, говоря о бедных людях, респондент пояснил, что они стойкие, могут выдержать все и тоже стремиться к своей мечте и получить то, что хотят. Заметим, что это весьма выдающееся мнение для воспитанников с УО. Семантически близок концепт обычный человек: Он без связей, без папы, он должен жестко стараться, терпеть и работать. / Судьба часто испытывает тех, кто всего добивается сам (2). Образу обычного человека тот же респондент противопоставил образ человека со связями: Связи, папа. Человек со связями - стараться не надо, папа сам все сделает (1). Концепт один понимается так: Судьба такая: у тебя родители умерли, ты один остался (1). Упоминание о своем человеке происходило при упоминании события встречи со своим человеком, со своей второй половинкой. Истолкование семантики концепта в понимании подростков с УО ставит вопрос о критериях личностной близости, ведь это выражение означает, насколько можно предположить по контексту употребления, близкий мне, родственный душевно. Наконец, концепт справедливое отношение представляет суждение: Когда справедливо относятся, не дают жалости, отдыха (1).

159

В заключение обзора результатов отметим, что рассуждения о судьбе респондентов с УО не имели общих содержательных признаков, формирующих ядро соответствующего представления. Потому полученные данные характеризуют периферию коллективного представления о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста.

ОБСУЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

В представленном исследовании впервые применено интервью по экзистенциальной тематике, и дана развернутая характеристика структуры и содержания представления обучающихся с УО подростково-юношеского возраста о судьбе. Ввиду отсутствия в специальной психологии данных об идейной наполненности концепта судьба в понимании воспитанниками с УО представленные данные являются новыми и не могут быть сопоставлены с им подобными. Наиболее близким по тематике является исследование представлений о хорошей жизни УО воспитанников-сирот, обучающихся в старших классах адаптивной школы (п=30) Н. В. Москоленко [13]. Выявленные нами представления о хорошей судьбе весьма близки по идейной наполненности представлениям о хорошей жизни. Их объединяет признание значимости семьи, друзей, работы, материальной обеспеченности, бесконфликтной жизни, успеха. Однако в наших данных частоты большинства категорий ответов ниже. Так, в данных Н. В. Москоленко частоты варьируют в диапазоне 1 -14, в наших данных - в диапазоне 1 -8. Это подтверждает периферический характер представлений и указывает на тенденцию к усилению динамического и изменчивого характера соответствующих представлений воспитанников с УО за истекший после завершения данного исследования период.

Сопоставление нормативной культурно-содержательной специфики концепта судьба с его идейным содержанием в понимании обучающихся с УО обнаруживает закономерные совпадения в истолковании судьбы как складывающейся независимо от воли человека и случайной. Исследователи данного концепта отмечают соединение идеи непредсказуемости с идеей о том, что «.пока она [судьба - Е. С.] еще не решена, человек может изменить свою судьбу» [11, с. 233]. Как было отмечено при рассмотрении результатов исследования, идеи контролируемости / неподконтрольности судьбы осмысливаются и получают выражение в связных и развернутых речевых суждениях примерно трети респондентов с УО (35,3%).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут послужить ориентиром при разработке дискурса жизнетворчества в рамках формирования у них наивной психологии жизненного пути человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Словарь свойств судьбы респондентов с УО не имеет ядра, представленного общими для большинства из них категориями; включает 49 характеристик, в т. ч. 26 положительных и 17 отрицательных. Большее количество

160

положительных характеристик и более частое их упоминание свидетельствуют в пользу большей дифференцированности представлений о светлых проявлениях судьбы, нежели о ее теневых свойствах.

2. Речевые суждения респондентов с УО, репрезентирующие концепт судьбы, включают семантические признаки разных типов, включая категориальные. Идейное содержание коллективного представления характеризуется относительным разнообразием и неполным соответствием нормативной культурно-содержательной специфике концепта. Ответы большинства респондентов включают суждения о свойствах и проявлениях судьбы человека; факторах и закономерностях, определяющих ее становление, протекание и завершение; о вариантах жизненных сценариев и условиях их осуществления. Коллективное представление о сценариях судьбы отличает фрагментарность и узкая осведомленность о возможностях человека оказывать влияние на судьбу.

3. Ввиду того, что представления конструируются с использованием языковых возможностей тех общностей, к которым респонденты принадлежат [19], можно утверждать, что разнообразие словаря и идейный диапазон указывают на разнообразие доступных респондентам с УО форм дискурса. Однако отсутствие в их речевых суждениях о судьбе общих для большинства респондентов категорий свидетельствует о фрагментарности и высокой разобщенности индивидуальных представлений в результате разрозненности индивидуальных влияний макро- и микросоциума. Тот факт, что абсолютное большинство обнаруженных в ответах категорий относится к периферии коллективного представления о судьбе, говорит о том, что ядерные представления о судьбе обучающихся с УО подростково-юношеского возраста находятся в стадии формирования. Факт несформированности ядра коллективного представления о судьбе указывает на отсутствие в их социальной ситуации развития доступного познавательным возможностям дискурса, нацеленного на формирование представлений о жизненном пути и поддержку практики жизнетворчества.

4. Дискурс самоопределения педагогов образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должен быть направлен на восполнение дефицита представлений об условиях жизненного благополучия (значении трудового образа жизни, процесса адаптации в трудовом коллективе, поддержания здоровья, получения образования, о чертах и проявлениях адаптивного характера в противопоставлении с их противоположностью и др.), а также коррекцию нереалистичных представлений, например, о беззаботности хорошей судьбы, о везении. Для этого целесообразно анализировать с воспитанниками биографии успешных и удовлетворенных жизнью людей, акцентируя внимание на моментах выбора, принятии решений, разнообразных трудностях и проблемах, их преодолении.

5. Представленные суждения респондентов с УО могут послужить исходным материалом для конструирования педагогического дискурса социального познания, включая конструирование базовых учебных действий и соответствующих им учебных заданий, входящих в зону ближайшего развития обучающихся с УО.

161

Контексты применения тех или иных концептов или выражения смысловых позиций целесообразно учитывать при проектировании учебных действий, позволяющих УО воспитанникам уточнять значение этих концептов и транслировать понимание, достигнутое меньшинством, остальным обучающимся.

6. С целью конструирования для социально-психологического обучения воспитанников с УО дискурса, освещающего психологию жизненного пути человека, необходимо уточнение свойственной им семантики концептов, входящих в семантическое поле концепта судьба, а также экспериментальное опробование основанных на данном дискурсе базовых учебных действий и соответствующих им учебных заданий.

Список литературы

1. Борисова Ю. В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Борисова. -СПб., 2005. - 216 с.

2. Заиграева Н. В. Взрослость в понимании умственно отсталых подростков / Н. В. Заиграева, Ю. Л. Волкова // Дефектология. - 2015. - № 5. - С. 50-58.

3. Инденбаум Е. Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности: дис. ... д-ра психол. наук / Е. Л. Инденбаум. - М., 2011. - 353 с.

4. Москоленко Н. В. Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни: дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Москоленко. - М., 2001. - 167 с.

5. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учебное пособие / Е. А. Стебляк. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 484 с.

6. Стебляк Е. А. Социально-временные представления лиц с интеллектуальной недостаточностью подростково-юношеского возраста: Монография / Е. А. Стебляк. - Омск: Изд-во ОмГА, 2018. - 340 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc_vr_predst_steblyak.pdf (omga.su) [Дата обращения: 29.03. 2022].

7. Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 3-13.

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya programma-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu. [Дата обращения: 29.03. 2022].

9. Стебляк Е. А. Формирование представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью о жизненном пути / Е. А. Стебляк // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 2 (28). - С. 80-86.

10. Аксенова А. К. Чтение: учеб. для 7 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / А. К. Аксенова. - М.: Просвещение, 2006. - 289 с.

11. Аксенова А. К. Чтение: учеб. для 9 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида. / А. К. Аксенова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2006. - 271 с.

12. Воронкова В. В. Чтение: учеб. для 8 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 239 с.

13. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М. А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

14. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / В. А. Маслова. - Флинта: Наука, 2006. - 296 с.

15. Николаева И. А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности: на примере подросткового возраста: дис. ... канд. психол. наук / И. А. Николаева. - Курган, 2004. - 172 с.

162

16. Бусыгина Н. П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

17. Касавин И. Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии / И. Т. Касавин // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 97-119.

18. Матасов Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников: дис. ... д-ра психол. наук / Ю. Т. Матасов. - М., 1997. - 332 с.

19. Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / К. Дж. Герген. - Харьков: Изд-во "Гуманитарный центр", 2016. - 328 с.

REPRESENTATIONS ABOUT THE FATE OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION OF ADOLESCENCE

Steblyak E. A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

E-mail: steblyak@list.ru

Due to the undeveloped ideas of students with mental retardation about the life path and their unwillingness to build a life plan, it is necessary to form their social ideas about the life path of a person. This practice in the educational and correctional work of educational organizations implementing adapted basic general education programs for students with mental retardation (intellectual disabilities) is currently only taking shape. The results of the study of ideas about the fate of students with mental retardation will serve as a guideline for the development of appropriate pedagogical discourse and educational actions of social cognition. The purpose of the study was to identify and analyze the structure and content of social ideas about the fate of students with mental retardation of adolescence. The research was guided by the following research questions:

- Are the social ideas about fate inherent in students with mental retardation of adolescence, formed and stable formations or are they undergoing changes while in the formation stage?

- What is the ideological content of social ideas about fate inherent in students with mental retardation of adolescence?

The study involved 34 students with mental retardation aged 14-18 years. Respondents explained their understanding of the word "fate" in speech statements stimulated by questions from a psychologist.

The study for the first time characterizes the following features of the structure and content of social ideas about the fate of students with mental retardation:

- representations characterize various properties and manifestations of a person's fate; factors and patterns that determine its implementation; variants of life scenarios and conditions for their implementation; differ in fragmentation and narrow awareness of a person's ability to influence fate;

- ideas belong to the periphery and are in the stage of formation due to the inaccessibility of the discourse of the psychology of the life path to students with mental retardation, taking into account their special educational needs and features of social ideas;

163

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ideas need to fill the deficit of ideas about the conditions of life well-being and correction of unrealistic ideas about a person's life path.

Keywords: concept, social representations, structure and content of representation, students with mental retardation, fate, discourse of social cognition.

References

1. Borisova Yu.V., Features of the idea of the future of orphaned adolescents with mental retardation and mental retardation: Diss. ... kand. psihol. nauk, 216 p. (St. Petersburg, 2005).

2. Zaigraeva N.V., Volkova Yu.L., Adulthood in the understanding of mentally retarded adolescents, Defektologiya, 5, 50 (2015).

3. Indenbaum E.L., Psychosocial development of adolescents with mild forms of intellectual disability: Diss. ... d-ra psihol. nauk, 353 p. (Moscow, 2011).

4. Moskolenko N.V., Preparation of mentally retarded orphans for independent life: Diss. ... kand. ped. nauk, 167 p. (Moscow, 2001).

5. Steblyak E.A., The inner world of a developing personality with normal and impaired development, 484 p. (Moscow, Flinta: Nauka, 2017).

6. Steblyak E.A., Socio-temporal representations ofpersons with intellectual disability of adolescence, 340 p. (Omsk, 2018).

7. Kukushkina O.I., Goncharova E.L., The inner world of a person as a subject of study in a special school: the experience of designing new learning content, Defektologiya, 3, 3 (1998).

8. Approximate adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities), https://fgosreestr.ru

9. Steblyak E.A., Formation of ideas of students with intellectual disabilities about the path of life, Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2(28), 80 (2017).

10. Aksenova A.K., Reading: studies. for 7 cl. spec. (correct) images. institutions of the VIII type, 289 p. (Moscow, Prosveshchenie, 2006).

11. Aksenova A.K., SHishkova M.I., Reading: studies. for 9 cl. spec. (correct) images. institutions of the VIII type, 271 p. (Moscow, Prosveshchenie, 2006).

12. Voronkova V.V., Reading: studies. for 8 cl. spec. (correct) images. institutions of the VIII type, 239 p. (Moscow, Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2008).

13. Kholodnaya M.A., Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to conceptual abilities, 288 p. (Moscow, Institute of Psychology RAN, 2012).

14. Maslova V.A., Introduction to Cognitive Linguistics, 296 p. (Moscow, Flinta, Nauka, 2006).

15. Nikolaeva I.A., The subjective image of the social world as a representation of the social situation of personality development: on the example of adolescence: Diss. ... kand. psihol. nauk, 172 p. (Kurgan, 2004).

16. Busygina N.P., Methodology of qualitative research in psychology, 304 p. (Moscow, INFRA-M, 2015).

17. Kasavin I.T., Discourse analysis and its application in psychology, Questions of psychology, 6, 97 (2007).

18. Matasov Yu. T., Development of thinking of mentally retarded schoolchildren: Diss. ... d-ra psihol. nauk, 332 p. (St. Petersburg, 1997).

19. Gergen K. Dzh., Social construction in context, 328 p. (Har'kov, Gumanitarnyj centr, 2016).

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.