Научная статья на тему 'Представления о социально-психологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малой группы'

Представления о социально-психологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малой группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ЛИДЕР / СОЦИОМЕТРИЯ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МАЛАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солимчук Анастасия Владимировна

В работе проведен анализ социально-психологических особенностей и особенностей невербального поведения и внешнего облика неформальных лидеров малых групп на примере данных трех студенческих групп. Также проведен сравнительный анализ предписываемых социально-психологических характеристик реальных неформальных лидеров и эталонного лидера малых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о социально-психологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малой группы»

SCIENCE TIME

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ И ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРА МАЛОЙ ГРУППЫ

Солимчук Анастасия Владимировна, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

E-mail: enopandius@gmail.com

Аннотация. В работе проведен анализ социально-психологических особенностей и особенностей невербального поведения и внешнего облика неформальных лидеров малых групп - на примере данных трех студенческих групп. Также проведен сравнительный анализ предписываемых социально -о психологических характеристик реальных неформальных лидеров и эталонного лидера малых групп.

Ключевые слова: лидер, социометрия, внешний облик, социальнопсихологические характеристики, малая группа

Человек всегда является частью какой-либо группы, и без сомнения можно утверждать, что в каждой группе имеется личность, которая берет на себя функцию принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть лидер. Изучение лидерства является междисциплинарной областью знания, этим вопрос занимаются такие науки как социология, философия, история, политология и, конечно, психология. В 1978 М. Г. Ярошевский выделил отдельную область психологии под названием «лидерология» [2]. В настоящее время остается большой пробел в изучении лидерства с позиции представления о его внешнем облике, и этот вопрос требует дальнейшего исследования, ведь, как известно, человек в процессе общения воспринимает большую часть информации через невербальный канал связи.

Существует множество классификаций лидерства, в своей работе мы рассматривали лидерство, как социометрический статус [1, 2, 8, 16],

социометрическое направление ввел в психологическую науку Дж. Морено. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, ее предметная область - эмоциональные отношения людей в группах. Также мы обратили внимание на особенности внешнего облика, приписываемые эталонному лидеру и реальных неформальных лидеров

464

а

студенческих групп. Для этого мы опирались на концепцию М.М.Бахтина, в которой он предлагает идею внешнего облика как "Я-для-Другого". Эта концепция получила свое развитие у таких исследователей как А.А. Бодалев [3], В.Н. Панферов [9, 10], В.А. Лабунская [6, 7]. В данном случае внешний облик рассматривается с точки зрения социального общения, когда нужно репрезентировать себя другому. В.Н. Панферов [9, 10] был одним из первых кто поставил проблему о соотношении признаков-элементов внешнего облика, поведения человека с его психологическими качествами в социальнопсихологическом плане. В исследованиях В.А. Лабунской [6, 7] внешний облик рассматривается в непосредственной связи с экспрессией личности и трактуется как динамическая, вариабельная, конструируемая совокупность трех взаимосвязанных подсистем: статических, среднединамических и динамических компонентов.

В области изучения внешней составляющей лидерства, внимание большинства исследователей привлечено к невербальному поведению и имиджу политиков. Например, проводились исследования эмоциональных проявлений политических лидеров. Melvyn R.W. Hamstra [19] провел исследование связи роста человека и восприятием его как харизматичного лидера, F. F. Chen, Y Jing, J. M. Lee [18] провели исследование, в которых участники приписывали личностные политическим кандидатам, оценивая их внешний облик, и в частности лицо, было показано, что мужские и женские лица оцениваются по разному, при выборе лидера для военного и мирного времени, а также, что мужские лица оцениваются как более доминантные, но менее ненадежные по сравнению с женскими.

Цель исследования - изучение представлений о социальнопсихологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малой группы.

Предмет исследования - представления о социально-психологические характеристики и внешний облик неформальных лидеров малых групп.

Гипотезы исследования:

а) представление о лидере включает как личностные характеристики, так и экспрессивное поведение;

б) представление о личностных характеристиках и экспрессивном поведении идеального лидера может совпадать с реальными лидерами студенческой группы.

Эмпирической задачей является изучение социально-психологические характеристики и внешний облик неформальных лидеров малых групп, с помощь методик: МИГИ методика С. Бем в адаптации М. Бураковой; методика «Невербальные характеристики ролевого общения» В.А. Лабунской и социометрический метод.

465

Объект исследования - 46 студентов факультета психологии Южного Федерального университета, распределённые по трем учебным группам. Первая группа 15 человек, вторая 11 человек, третья - 20.

Методики исследования представлены ниже.

1. МИГИ методика С. Бем в адаптации В. А. Лабунской, М. Бураковой. Эта методика содержит 30 характеристик (10-маскулинных, 10-феминных и 10 нейтральных, например таких как: добросовестный, обаятельный, любящий и др.). Каждый пункт оценивается по 7-балльной шкале. На основе данных характеристик мы составили портреты эталонного лидера, неформальных лидеров малых групп наделённых теми или иными качествами, которые респонденты отметили максимальными баллами. Также данную методику мы использовали для определения предписываемой гендерной идентичности эталонного лидера и неформальных лидеров малых групп.

2. Методика «Невербальные характеристики ролевого общения» В.А. Лабунской. Методика состоит из 53 утверждений, которые соответствуют неречевым характеристикам поведения в общении. Респондентам нужно было выбрать из предлагае-мого списка характеристик неречевого поведения те, _ которые, соответствую поведению эталонного лидера и реально неформального лидера малой группы.

3. Социометрический метод. Это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Данный метод применялся для выявления неформальных лидеров малых групп. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании следующих методов математической статистики: частотный анализ, тест Уилкоксона,

квартилирование. Применялись компьютерные программы Microsoft Office Excel 2010; Statistica 9; SPSS 17.0 for Windows.

Структура исследования. Процедура исследования включала два этапа.

На первом этапе респондентам предлагалось заполнить 2 анкеты в табличной форме. Первая методика МИГИ С. Бем в адаптации В.А. Лабунской, М.Бураковой. Респондентам предлагалось 30 характеристик, которые нужно было оценить на степень их соответствия эталонному лидеру. Вторая методика, «Невербальные характеристики ролевого общения» В.А. Лабунской, была направленна на выявление особенностей неречевого поведения в общении присущих эталонному лидеру. На втором этапе респондентам была предоставлена таблица со списком всех членов группы, направленная на выявление социометрического статуса каждого члена группы, с помощью нее мы выявляли неформального лидера малой группы. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Если бы коллектив заново формировался, с кем бы вы

466

хотели снова быть в одной группе?». Далее респондентам следовало проранжировать всех членов группы в порядке предпочтения. Далее им были даны те же методики, что и для оценки качеств эталонного лидера, однако сейчас им прилагалось оценить себя и каждого члена группы.

Анализ эталонного лидера. С целью рассмотрения представлений об особенностях социально-психологических характеристиках эталонного лидера, мы использовали данных полученных в методике МИГИ С.Бем в адаптации В.А. Лабунской, М. Бураковой. Для анализа полученных данных мы использовали процедуру квартилирования, нами выделены квартили. В верхнем квартиле были представлены такие характеристики как обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, дружелюбный, добросовестный, аналитически мыслящий, напористый, независимый, чувствительный к нуждам окружающих.

В нижний квартиль попали: уступчивый, мягкий, доверчивый, равнодушный, ревнивый, неестественный, необязательный. Средний квартиль составили такие характеристики, как счастливый, чистый, полезный для других, обаятельный, доминирующий, искренний, самодостаточный, готовый идти на риск, готовый облегчить страдания других, сочувствующий, мужественный, любящий, сильный физически, сострадательный, женственный. Таким образом, исходя из | вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ядро представлений о социально-психологических особенностях эталонного лидера, состоит из следующих характеристик: обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, дружелюбный, добросовестный, аналитически мыслящий, напористый, независимый, чувствительный к нуждам окружающих. С меньшей вероятностью относят такие характеристики, как счастливый, чистый, полезный для других, обаятельный, доминирующий, искренний, самодостаточный,

готовый идти на риск, готовый облегчить страдания других, сочувствующий, мужественный, любящий, сильный физически, сострадательный, женственный.

И на периферии находятся следующие характеристики: уступчивый, мягкий, доверчивый, равнодушный, ревнивый, неестественный, необязательный. На основании данных полученных в методике МИГИ мы можем увидеть, что 78% респондентов приписывают маскулинную гендерную идентичность эталонному лидеру, 11% фемининную, 7% андрогинную и 4%недифиренцированную.

Далее мы проводили анализ особенностей неречевого поведения, соответствующих поведению эталонного лидера малой группы. Для этого мы использовали методику «Невербальные характеристики ролевого общения» В.А. Лабунской. Для анализа полученных данных мы использовали процедуру квартилирования. Мы выявили, что наиболее часто лидеру приписывают характеристики: брать за руки (M=23); обнимать (M=26); смотреть в глаза (M=39); смотреть в лицо (M=39); смотреть на тело (M=23); сидеть слегка накловшись вперед (M=27); сидеть отбросившись на спинку стула (M=26);

467

сидеть положив руки перед собой (M=31); расслабленная поза (M=38); наклонить голову в сторону (M=26); приподнять голову вверх (M=26); интенсивно жестикулировать (M=23); использовать жесты для того чтобы подчеркнуть, усилить сказанное (M=37); использовать жесты для описания предметов (M=33); использовать жесты для выражения отношения к другому (M=27); выражать радость (M=40); выражать гнев (M=24); выражать удивление (M=30); выражать восхищение (M=32); выражать любовь (M=30); говорить быстро (M=25); говорить медленно (M=25); смеяться (M=33).

С целью выявления неформальных лидеров 3 групп респондентов нами был применен социометрический метод. Исходя из полученных данных, мы можем установить, что в первой группе(А) было выявлено три нефомальных лидера(А1, А2, А3), во второй (Б) группе два лидера(Б1, Б2) и третьей группе(В) существует неформальных лидера(В1,В2).

Далее мы провели анализ социально-психологических особенностей и особенностей невербального поведения и внешнего облика нефомальных лидеров малых групп. Также мы провели сравнительный анализ предписываемых социально-психологических характеристик реальных

° неформальных лидеров и эталонного лидера малых групп. |

В результате решения эмпирических задач были сделаны следующие выводы.

1. Эталонному лидеру приписывают маскулинную гендерную

идентичность. Ядро представлений о социально-психологических особенностях эталонного лидера, состоит из следующих характеристик: обладающий

лидерскими качествами, действующий как лидер, дружелюбный,

добросовестный, аналитически мыслящий, напористый, независимый, чувствительный к нуждам окружающих. С меньшей вероятностью относят такие характеристики, как счастливый, чистый, полезный для других, обаятельный, доминирующий, искренний, самодостаточный, готовый идти на риск, готовый облегчить страдания других, сочувствующий, мужественный, любящий, сильный физически, сострадательный, женственный. И на периферии находятся следующие характеристики: уступчивый, мягкий, доверчивый, равнодушный, ревнивый, неестественный, необязательный. При исследование особенностей невербального поведения эталонного лидера, мы можем увидеть, что число приписываемых особенностей невербального поведения составляет 24 из 48, моно сделать вывод о том, что эталонному лидеру приписывают широкий диапазон возможных экспрессивных паттернов поведения.

2. Существуют различия между предписываемой гендерной идентичностью реального неформального лидера А1 и эталонного, так как эталонному лидеру приписывают маскулинную гендерную идентичность, а лидеру А1- андрогинную. Ядро приписываемых социально-психологических

468

а

особенностей лидера А1 составляют фемининные и нейтральные характеристики. Все значимые различия относятся к маскулинным характеристикам, а среди фемининных характеристик значимых различий нет. Это можно объяснить тем, что лидер А1 - девушка, поэтому респонденты в большей степени приписывали ей фемининные характеристики. Происходит совпадение всех приписываемых характеристик невербального поведения лидера А1 и эталонного лидера, но экспрессивный репертуар неформального лидера уже.

3. Приписываемая гендерная идентичность лидера А2 не отличается от приписываемой гендерной идентичности эталонного лидера. В ядре социально -психологических особенностей преобладают маскулинные и нейтральные характеристики. А также, что значимые различия, между приписываемыми социально-психологическими особенностями эталонного лидера и лидера А2, присутствую не только среди фемининных, но и среди маскулинных характеристик. Экспрессивный репертуар неформального лидера уже, а так же, в отличие от эталонного лидера, данному лидеру приписываю такие паттерны невербального поведения, как «скрещивать руки на груди» и «выражать отвращение».

4. Приписываемая гендерная идентичность лидера А3 отличается от

эталонного лидера, эталонному лидеру приписывают маскулинную, а неформальному лидеру фемининную гендерную идентичность. приписываемые социально-психологические особенности лидера А3 представлены в основном фемининными и нейтральными характеристиками, а большинство значимых отличий обнаружены среди маскулинных характеристик. Это можно объяснить тем, что лидер А3 - девушка, поэтому респонденты приписывают ей

фемининные характеристик. Предписываемая гендерная идентичность

эталонного лидера - маскулинная, лидера А3 - фемининная, исходя из этого, можно предположить, что этим объясняются значимые отличия среди маскулинных характеристик. Экспрессивный репертуар неформального лидера полностью совпадает с эталонным лидером, но является более узким.

5. Лидеру Б1 приписывают фемининную гендерную идентичность, что

отличается от гендерной идентичности эталонного лидера. ядро приписываемых социально-психологических особенностей лидера В1 состоит из 6 нейтральных, 4 феминанних и 3 маскулинных характеристик. Значимые различия обнаружились в основном между нейтральными и маскулинными характеристиками. что экспрессивный репертуар лидера Б1 уже, но ему

приписываю, в отличие от эталонного лидера, такие особенности, как «целова», «класть руки на плечи и шею» и «выражать отвращение».

6. Большинство респондентов приписывают лидеру Б2 фемининную гендерную идентичность, в то время как эталонному лидеру - маскулинную. В ядре приписываемых социально-психологических особенностей в равной степени представлены фемининные и маскулинные характеристики, а также 2

469

а

нейтральные, значимые различия присутствуют как среди фемининных, так и среди маскулинных и нейтральных характеристик. Экспрессивный репертуар неформального лидера Б2 шире, чем у эталонного, ему приписывают такие особенности как, «целовать», «выражать страдание», «выражать отвращение», «выражать призрение», «выражать страх» и «громко разговаривать», в отличие от эталонного лидера.

7. Приписываемая андрогинная гендерная идентичность лидера В1 отличается от гендерной идентичности эталонного, ядро приписываемых социально-психологических особенностей лидера В1 состоит из 6 нейтральных,

4 феминанних и 3 маскулинных характеристик. Значимые различия обнаружились в основном между нейтральными и маскулинными характеристиками. Это можно объяснить тем, что лидер В1 - девушка, поэтому респонденты в большей степени приписывают фемининные характеристики, а приписываемая гендерная идентичность эталонного лидера - маскулинная. Экспрессивный репертуар лидера В1 шире чем у эталонного лидера. Ему приписывают такие характеристики как, «отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера», «скользить взглядом по другому человеку», «сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую», «опустить голову вниз», q «сжимать руки перед собой», «прикрывать рот рукой», «прикасаться к различным частям лица», «перекрещивать руки на груди», «выражать

страдание» и «громко разговаривать», что не предписывается эталонному лидеру.

8. Приписываемая гендерная идентичность лидера В2 является фемининной, что отличается от приписываемой гендерной идентичности эталонного лидера. В ядро приписанных социально-психологических особенностей в основном включены фемининные и нейтральные характеристики (10 из 12), обнаруженные значимые различия находятся в основном среди маскулинных и нейтральных характеристик (12 из 16). Экспрессивный репертуар лидера В2 шире чем у эталонного лидера. Ему приписывают такие характеристики как, «смотреть пристально», «отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера», «скользить взглядом по другому человеку», «сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую», «напряженная поза», «опустить голову вниз», «сжимать руки перед собой», «прикрывать рот рукой», «сжимать руки позади себя», «держать руки на бедрах», «выражать страх», что не предписывается эталонному лидеру.

9. Проводя анализ социально-психологические особенности, которые являются общими для реальных неформальных лидеров малых групп и эталонного лидера, общими для всех неформальных лидеров и отсутствующие у эталонного, мы можем предположить, что такие характеристики, как, обаятельный и дружелюбный необходимы для лидеров. Такие характеристики, как, напористый, добросовестный, независимый, аналитически мыслящий, чувствительный к нуждам окружающих, являются качествами, которые

470

а

I о

Щ SCIENCE TIME 1

существуют в представлениях об эталонном лидере, но могут не соответствовать реальному. Можно предположить, что такие характеристики, как чистый и счастливый, которые присутствуют у всех неформальных лидеров, но отсутствуют в представлениях об эталонном лидере, являются именно теми качествами, которые должны быть у реального лидера.

10. Проводя анализ особенностей невербального поведения эталонного лидера и неформальных лидеров, мы обнаружили что, такие паттерны экспрессивного поведения, как смотреть в глаза, смотреть в лицо, сидеть слегка накловшись вперед, расслабленная поза, выражать радость, выражать восхищение смеяться, являются характерными для эталонного лидера и неформальных лидеров данной выборки. Такие паттерны экспрессивного поведения, как, брать за руки, обнимать, смотреть на тело, сидеть, отбросившись на спинку стула, сидеть положив руки перед собой, наклонить голову в сторону, приподнять голову вверх, интенсивно жестикулировать, использовать жесты для того чтобы подчеркнуть, усилить сказанное, использовать жесты для описания предметов, использовать жесты для выражения отношения к другому, выражать гнев, выражать удивление, говорить быстро, говорить медленно, существуют в о представлениях об эталонном лидере, но могут не соответствовать реальному неформальному лидеру.

Следует отметить, что не было обнаружено характеристик невербального поведения эталонного лидера, которые не совпадают с поведением реальных неформальных лидеров. Таким образом, исходя из выше изложенного, мы можем заключить, что наши гипотезы 1 подтвердилась, т. е. представление о лидере включает как личностные характеристики, так и экспрессивное поведение. Гипотеза 2 подтвердилась частично, т.е. образ эталонного и реальных совпадает частично. Исходя из этого, в дальнейшем нужно разработать отдельный инструментарий для выявления представлений о социально-психологических характеристиках и внешнем облике неформального лидера малых групп.

Литература:

1. Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.

2. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.

3. Бзезян А.А. Особенности представлений русских предпринимателей о партнёрах по малому бизнесу, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т 9. № 3. С. 10-14.

4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международ. пед. академия, 1995.

471

5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000.

6. Лабунская В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 1989

7. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. № 3.

8. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие.

- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.

9. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. № 2.

10. Панферов В. Восприятие человека в межличностном общении.//Сб. Проблемы психологического воздействия. Иваново, 1978. С.60-74.

11. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Внешний облик лидера в современных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. - Март 2014.

- № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/?p=32330 (дата обращения: 18.12.2014).

° 12. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Лидер - как совокупность личностных и ситуативных характеристик // Гуманитарные научные исследования. - Апрель 2014. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL:http://human.snauka.ru/?p=6477 (дата обращения: 11.12.2014).

13. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Представления молодежи о личности идеального лидера: гендерный анализ // Психология, социология и педагогика. -Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://

psychology.snauka.ru/2014/05/3024 (дата обращения: 20.12.2014).

14. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.

15. Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых//Education Sciences and Psychology. 2013. № 2 (24). С. 35-38.

16. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Ав-тореф. дисс. . д-ра психол. наук. М., 1968. - 30 с.

17. Шипитько О.Ю. Роль оптимизма и активности в профессиональной

самореализации менеджеров по продажам // Северо-Кавказский

психологический вестник. 2011. Т. 9. № 1. С. 67-69.

18. Fang Fang Chen, Yiming Jing, Jeong Min Lee. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social PsychologyVolume 51, March 2014, Pages 27-33.

472

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.