Научная статья на тему 'Современное представление женщин о красивом мужчине'

Современное представление женщин о красивом мужчине Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15381
1478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ОЦЕНКА / МУЖЧИНА / ДЕНДИ / МЕТРОСЕКСУАЛ / BEAUTY / APPEARANCE / EVALUATION / MAN / A DANDY / METROSEXUAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается проблема формирования представлений о мужчине в целом и о мужской красоте. Приводится работы, в которых отражены различные феномены восприятия внешности мужчины как «красивой» и категоризацию мужчин по шкале «красивый-не красивый», приводятся определения «денди» и «метросексуал» как синонимичные к понятию мужской красоты. Приводятся данные эмпирического исследования представления женщин о мужской красоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern female representation of handsome man

This paper presents a theoretical analysis of the works on the psychology that address the problem of forming ideas about man in general, and of male beauty. An operation, which reflect the various phenomena of perception of the exterior man as a «beautiful» and the categorization of men on a scale of «beautiful, not beautiful,» provides a definition of «dandy» and «metrosexual» as synonymous to the concept of male beauty. The data representation of an empirical study of women about male beauty.

Текст научной работы на тему «Современное представление женщин о красивом мужчине»

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЕНЩИН

О КРАСИВОМ МУЖЧИНЕ

Погонцева Д.В.

В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается проблема формирования представлений о мужчине в целом и о мужской красоте. Приводится работы, в которых отражены различные феномены восприятия внешности мужчины как «красивой» и категоризацию мужчин по шкале «красивый-не красивый», приводятся определения «денди» и «ме-тросексуал» как синонимичные к понятию мужской красоты. Приводятся данные эмпирического исследования представления женщин о мужской красоте.

Ключевые слова: красота, внешний облик, оценка, мужчина, денди, ме-тросексуал.

В современной науке все чаще поднимается проблема изучения представлений об идеальной внешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнесс-центров, спа-салонов, пластических операций). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. Следует так же подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале, как об образе «должной красоты», который существует в сознании человека, являясь «высшим субъективным критерием эстетического отношения к действительности во всех его видах» [8]. В свою очередь, внешний облик - это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встроенной в определенный социокультурный контекст. В.А. Лабунская [5] указывает на то, что внешность личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. Та ким образом, можно отметить, что современная «индустрия красоты» влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение).

В начале 90-х гг. американский журналист Марк Симпсоном [14] ввел понятие метросексуал для опи-

сания мужчин, которые уделяют большое количество времени своему внешнему виду и уходу за ним, при этом понятие «метросексуал» не взаимосвязано с сексуальной идентичностью мужчины. Позже было также введено понятие «ретросексуал» - мужчина, который придерживается традиционных взглядов на мужественность. В России, одной из первых, вопрос о метросексуалах подняла О. Вайнштейн в начале 2000 г. [1, 2], сравнивая данный феномен с феноменом «денди» [2]. После чего данный феномен не раз затрагивался в различных работах по искусствоведению, культурологи и в рамках гендерных исследований [6, 7]. Сам по себе феномен «денди» относят к рубежу ХУ!!!-Х!Х вв. и, как указывает Бодлер, девизом денди было: «Жить и умереть перед зеркалом» [цит. по 10, с. 241]. В противовес метросексуальности, приводится феномен «мачизма», как яркое проявление мужественности и маскулинной идентичности мужчины [4]. Однако данная проблема редко освещается с точки зрения отношения к данному феномену, его восприятия людьми и их представлениях о том, на сколько красивый мужчина должен быть ухоженным, и как должен выглядеть красивый мужчина. М. Кирьянов и В. Степанов [3] выделили иную классификацию современных мужчин. Наряду с метросексуалами, авторы выделяют «гару-о» и «бобо». Термин «гару-о» ввел редактор популярного японского журнала, это неологизм слов: девочка и мужчина. Представители движения гару-о гетеросексуальны, однако мужественный мужчина, в их представлении является пережитком прошлого. Идеал современного юноши - модный, красивый и женственный. Другая категория выделяемая авторами - «бобо» или богемная буржуазия. Разница между метросексуалом и бобо заключается в наличии у бобо вкуса, которому они

уделяют большее значение, чем сексуальной привлекательности.

В большинстве современных зарубежных исследований мужская красота чаще всего становится объектом исследования в психологии рекламы, рамках изучения поведения потребителей и реже - при изучении «брачного поведения».

C. Чу, Р. Хардакер, Дж.Е. Лицетт (S. Chu, R. Hardaker, J.E. Lycett, 2007), изучая одну из самых распространенных межкультурных шуток о том, что «красота мужчины прямо пропорциональна размеру его кошелька», подтвердили данный феномен, объяснив его генетическими задачами женщины - воспитать потомство [11 ]. В своем исследовании женщины оценивали аттрактив-ность внешнего облика мужчин, представленных на фотографиях. В ходе анализа полученных результатов, фотографии были поделены на две группы: на первых были мужчины, обладающие аттрактивным внешним обликом, а на вторых - мужчины, обладающие не аттрактивным внешним обликом. Далее на фотографии с мужчинами, обладающими не аттрактивным внешним обликом, была добавлена информация о размере их банковского счета и уровне заработной платы (вся информация была значительно завышена), в то время как на фотографии с мужчинами, обладающими аттрактивным внешним обликом, была также добавлена информация о размере их банковского счета и уровне заработной платы, однако вся информация была искажена и уменьшена. В результате женщины оценили мужчин, основываясь на информации об их экономическом достатке: чем выше достаток, тем выше оценка аттрактивности внешнего облика.

Другая группа ученых Дж. Парк, А. Баанк, М. Вилинг (J.H. Park, A.P. Buunk, M.B. Wieling) выдвинули предположение о том, что наиболее красивыми являются спортсмены. Основываясь на результатах предыдущих исследований Дж. Парк и др. [13] отмечают, что атлетизм - сексуально отобранная черта, которая сигнализирует генное качество. Также следует учитывать, что не все спортивные состязания равны, однако они обладают различным уровнем престижности. Некоторые спортивные состязания (например, футбол) всегда и всюду популярны, тогда как другие спортивные состязания (например, боулинг) изо всех сил пытаются только быть воспринятыми как спорт. Утверждалось, что более престижные спортивные состязания - те, которые более честно сигнализируют гендернозначимые черты (например, сила, выносливость, проворство). Авторы также выдвигают идею о том, что, если есть различия между разными видами спорта, то и могут быть отличия в зависимости от роли игроков внутри определенного направления, в зависимости от их статуса и роли в игре. В своем исследовании они предлагали женщинам оценить аттрактивность внешнего вида

спортсменов. В первой части исследования женщины оценивали спортсменов и не спортсменов, выяснилось, что спортсменов женщины оценивали как более аттрактивных. Во второй части эксперимента женщины оценивали только спортсменов, но на всех фотографиях было подписано, какую позицию в игре занимают спортсмены. Следует отметить, что в футболе существует 4 позиции: вратарь, защитник, полузащитник (хавбек) и нападающий (форвард), в то время как в хоккее с мячом существует только три позиции: вратарь, защитник и нападающий. В каждом из этих двух видов спорта существует капитан, один из игроков, координирующий работу команды на поле (обычно самый опытный или просто лучший игрок). В их исследовании было выявлено, что наивысшие оценки получают вратари, форварды и капитаны команд. Таким образом, при оценке аттрактивности внешнего облика важен не только показатель атлетизма (спортивности), но и то, какую роль в команде играет спортсмен [12]. Подобное исследование также проводили Дж. Хонекопп, У. Рудольф, Л. Беиер, А. Лиеберт и К. Мюллер (J. Нопекорр, U. Rudolph, L. Beier, A. Liebert, C. Muller). Они выявили, что информация о том, занимается ли мужчина, который демонстрируется на фотографии, спортом, влияет на оценку его как аттрактивного [12]. Таким образом, они подтвердили результаты Дж. Парка, А. Баанка, М. Вилинг [13] о том, что на выбор партнера и на оценку внешней аттрактивности влияет такой параметр, как информация об атлетической подготовке. Дж. Хонекопп, У. Рудольф и др. [12] также отмечают, что информация о том, что мужчина на фотографии курит и/или употребляет наркотические вещества, снижала оценку его внешней аттрактивности.

Однако до сих пор не рассматривается проблема отношения женщин к мужчинам, которые ухаживают за собой, насколько важна категория ухоженности для того, чтобы оценить мужчину как красивого. Для этого мы опросили 100 женщин в возрасте от 15 до 30 лет, которым предложили оценить гендерную идентичность красивого мужчины по методике исследования гендерной идентичности (МИГИ) М.В. Бураковой, а также попросили ответить на вопросы авторской анкеты, которая включала 14 вопросов, направленных на выявление представлений о том, должен ли мужчина быть ухоженным, и как именно красивый мужчина должен ухаживать за собой (посещать салоны красоты, СПА-процедуры, умение модно одеваться). При составлении вопросов мы отталкивались от идеи М. Симпсона о том, что метросексуалы являются «активными потребителями модной косметической продукции и индустрии».

На первом этапе мы выявили гендерную идентичность красивого мужчины. В ходе проведенного ис-

следования было выявлено, что большинство участниц приписывают красивому мужчине маскулинную, полотипичную, гендерную идентичность (78 %), реже -андрогинную гендерную идентичность (18 %), также были участницы, приписавшие красивому мужчине фемининную гендерную идентичность (4 %).

Следует отметить, что данная методика предлагает классический набор характеристик, описывающий маскулинную идентичность, который включает такие характеристики, как: аналитически мыслящий, сильный физический, обладающий лидерскими качествами. В то же время большинство женщин (98 %) отметили, что красивый мужчина должен быть ухоженным.

На следующем этапе мы провели процедуру квартилирования и выделили те характеристики, которые женщины значимо чаще приписывают красивому мужчине: любящий (М = 6,37); мужественный (М = 6,21); обаятельный (М = 6,2); чистый (М = 6,2); счастливый (М = 5,98); искренний (М = 5,97); независимый (М = 5,95); действующий как лидер (М = 5,78); обладающий лидерскими качествами (М = 5,77); сильный физически (М = 5,7); умеет носить костюм/смокинг (М = 5,59). В нижний квартиль попали характеристики, которые большинство участниц исследования считают не приемлемыми для красивого мужчины: необязательный (М = 2,24); женственный (М = 2,24); равнодушный (М = 2,1); неестественный (М = 1,96); делает маски для волос (М = 2,23); ухаживает за кожей вокруг глаз (М = 2,22); делает салонный маникюр (М = 2,01); делает салонный педикюр (М = 1,83); красит волосы (М = 1,73); наносит на ногти лак в оздоровительных (М = 1,7) или эстетических (М = 1,33) целях. Таким образом, наравне с высокими оценками по характеристикам, описывающим маскулинную идентичность, можно выделить негативное отношение к тем параметрам, которые описывают ухоженность мужчины.

Также мы попросили девушек описать фигуру красивого мужчины. В качестве стимульного материала нами были использованы изображения мужского тела, разработанные K.M. Yager. Данный стимульный материал включает в себя 9 изображений мужского тела, которые соответствуют различным показателям ИМТ (индекс массы тела - соотношение роста и веса) и соотносятся с показателями ВОЗ от «недостаточный вес» до «ожирение третьей степени». Участником предлагалось выбрать изображение фигуры, которая в наибольшей степени соответствует их представлению о фигуре красивого мужчины. Далее нами был проведен корреляционный анализ, который показал, что существует прямая корреляционная взаимосвязь между возрастом участников исследования и представлениями о красивой фигуре мужчины (r = 0,17). Таким образом, чем старше участники

исследования, тем больший вес они приписывают красивому мужчине. Кроме того, можно отметить, что женщины приписывали красивому мужчине диапазон показателя ИМТ от фигуры № 2 до фигуры № 5. Так, около 11 % женщин описали мужчину как обладающего нормальным весом (нижняя граница нормы на грани с истощением), 74 % выбрали физиологическую норму, и около 15 % женщин указали фигуру «с предожирением».

В ходе корреляционного анализа была выявлена обратная корреляционная связь между возрастом участниц и такими характеристиками, как: «умеет модно одеваться» (г = - 0,31 при р = 0,005), «умеет подбирать и использовать аксессуары» (г = - 0,22 при р = 0,005), чистый (г = - 0,23 при р = - 0,005), а также прямая корреляционная зависимость между возрастом и такими характеристиками, как: аналитически мыслящий (г = 0,23 при р = 0,005) и самодостаточный (г = 0,24 при р = 0,005). Таким образом, более взрослые участницы исследования реже наделяли красивого мужчину такими характеристиками, как чистый, умеет модно одеваться, умеет подбирать и использовать аксессуары, и чаще приписывают такие характеристики, как самодостаточный и аналитически мыслящий.

Таким образом, мы можем говорить о том, что, не смотря на то, что в российской действительности стали использовать понятие «метросексуал», в представлении женщин красивый мужчина обладает характеристиками классической мужественности. Само же понятие «ухоженности» относительно к мужчинам не включает такие характеристики, как салонный маникюр и педикюр, использование декоративной косметики и чрезмерный уход за внешностью, хотя приветствуется умение изысканно одеваться и использовать различные мужские аксессуары (запонки, галстуки, шарфы).

литература

1. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода: о жанре «модного» романа // Иностранная литература. - 2000. - № 3. - С. 296-308.

2. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.

3. Кирьянов М., Сепанов В. Купить мужчину. -М.: РИП-холдинг, 2008.

4. Котовская М.Г., Шалугина Н.В. Анализ феномена мачизма // Общественные науки и современность. - 2005. - № 2. - С. 166-176.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

6. Лёвочкина А. Денди XX! века // Гендерные разночтения: Материалы !У межвузовской конфе-

ренции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (22-23 октября 2004 г.) / Отв.ред. М.В. Рабжаева. - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 353356.

7. Муслимова О. Метросексуализм как новый тип мужественности // Гендерные разночтения: Материалы IV межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (22-23 октября 2004 г.) / Отв.ред. М.В. Рабжаева. -СПб.: Алетейя, 2005. - С. 368-370.

8. Погонцева Д.В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. - 2008. -Т. 5. - № 4. - С. 110-112.

9. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. - М.: Искусство, 1969. - С. 8.

10. Шиффер Д. Философия дендизма. Эстетика души и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер) / пер. с франц. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2011. - 296 с.

11. Chu S., Hardaker R., Lycett J.E. Too good to be "true"? The handicap of high socio-economic status

in attractive males // Personality and Individual Differences. - 2007. - Vol. 42. - Issue 7. - P. 12911300.

12. HonekoppJ., Rudolph U., Beier L., Liebert A., Muller C. Physical attractiveness of face and body as indicators of physical fitness in men // Evolution and Human Behavior. - 2007. - № 28. -P. 106-111.

13. Park J. H., Buunk A.P., Wieling M.B. Does the face reveal athletic flair? Positions in team sports and facial attractiveness // Personality and individual differences. - 2007. - Vol. 43. - Issue 7. - P. 19601965.

14. Simpson M. The Metrosexual Noughties // The'Daddy' of the Metrosexual, the Retrosexual & Spawner of Sporno. - URL: http://www.marksimpson.com/ blog/2010/01/07/the-metrosexual-noughties.

15. Yager K.M. Body image, body dissatisfaction, dieting and disordered eating and exercise behaviours of trainee physical education teachers: investigation and intervention // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, Faculty of Education and Social Work The University of Sydney. - 2007. - June.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.