-т
SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ЮГА РОССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Гринькова Екатерина Андреевна, Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе рассматривается современный selfie с точки зрения его социально-психологических и культурных характеристик. Сам феномен selfie - представляет собой автопортрет сделанный камерой мобильного телефона или компьютера - для самопрезентации в виртуальном пространстве. Приводится количественный анализ самопредставления в виртуальном пространстве при помощи selfie фотографий молодежи Юга России.
Ключевые слова: внешний облик, автопортрет, selfie, самопрезентация.
В современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов. Обращение современной молодежи к самопрезентации через интернет предполагает сформированный процесс направленный на создание определенного впечатления о себе и его внешнем облике у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей, способствующий ее успешности. Как отмечает В.А. Лабунская [5, 6, 7, 8] «внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». И в том случае, когда мы создаем виртуальный образ, он создан, прежде всего, как «Я-для-Другого» и наполняется за счет различного рода вербальной и невербальной информацией о личности. А также как составляющая «фотовизуализации жизненных событий», которая дает возможность создания «визуальной социально-психологической» истории отдельного человека. Е.В. Белугина отмечает что, внешний облик формирует образ гендерной идентичности партнера по общению, конструирует гендерную идентичность субъекта вовне, выступает регулятором гендерных отношений в общении, является репрезентацией социальных конструктов маскулинности -фемининности.
В целом можно отметить, что в зарубежных исследованиях проблема внешнего облика и его роли во взаимодействии имеет долгую историю изучения,
в то время как в рамках российской психологии этот аспект является малоизученным. Однако можно отметить, что существуют предпосылки для изучения данного феномена, это работы А. А. Бодалева, В.Н. Панферова, В. А. Лабунской, В.В. Барабанщикова и других, посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни.
Анализ социально-психологической литературы показал, что вопросы связанные с представлением личности рассматривались исследователями в контексте непосредственно, самопрезентации (И. Гоффман, Дж. Тедеши и М. Риеса и др.). Одной из фундаментальных работ, стала ролевая теория самопрезентаций И. Гофмана, которая стала парадигмальной для дальнейших изучений самопрезентации для западных работ. Начиная с 90х годов, самопрезентация стала активно исследоваться отечественными авторами (Н.В. Амяга, Ю.М. Жуков, Е.В. Михайлова и др.). Различными авторами осуществляются исследования самопрезентации в виртуальной среде (Н.С, Козлова, И.Р. Сушков и др.), однако формирование виртуальной самопрезентации, по-прежнему является, малоизученной проблемой, что обуславливает ее особую актуальность.
Говоря о профессиональной деятельности музыканта, следует отметить, что в своей повседневной жизни ему приходится часто выступать на концертах и мероприятиях. Вопросы подготовки будущего артиста эстрады к концертно-исполнительской деятельности, как комплекса эффективных условий для профессионального и духовного становления личности, изучались следующими авторами: Э.Ф. Зеер, О.В. Козловский, Е.И. Рогов и др. Большинство авторов особенно подчеркивает роль творчества и креативности музыкантов и влияние творческой деятельности на формирование различных социально-психологических характеристик личности.
Способность к самореализации возможна лишь тогда, когда познание человеком своих способностей уже закончено, полностью сформирован образ «Я» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации. У личности возникает необходимость строить совокупность своих внешних взаимодействий с миром, которая и называется самореализацией. Если же эти условия не соблюдаются, мы наблюдаем процесс не самореализации, а самовыражения.
В современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов. Обращение современной молодежи к самопрезентации через интернет предполагает сформированный процесс, направленный на создание определенного впечатления о себе и его внешнем облике у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей, способствующий ее успешности.
В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «авторпортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram.
Если мы будем говорить об истории данного феномена, мы можем отметить, что одни из первых автопортретов относятся к началу 20 века. Так существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом [21]. Начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала), однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами - вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. В тоже время за последний год в Instagram появилось более 34 миллионов фотографий с тегом «selfie», такие автопортреты размещают в сети, как подростки, так и звезды эстрады разных стран и даже космонавты. И M.Garber говорит о том, что существует «Национальная галерея Selfie» [20], поскольку практически у каждого пользователя социальной сети есть хотя бы один - автопортрет.
Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что selfie - это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [20]. Кроме того N. Berlatsky [19] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.
Рассматривая автопортрет как культурное явление и его психологический смысл, можно отметить, что автопортрет - это прежде всего «форма, представляющая собой выработанный сознание образ, в основе которого лежит собственный опыт прошлого, настоящего и будущего» [1]. В работе О. Конфедерат [4] проблема автопортрета рассматривается с позиции Р. Барта отраженного в работе Camera Lucida, автор приходит к выводу о том, что «в силу технической природы фотографии и самого акта фотографирования, экранный
образ содержит необъективируемый элемент, придающий изображению характер речи от первого лица».
Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом БеШе связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В. А. Лабунская [3] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны. Е.В. Белугина [2] отмечает что, внешний облик формирует образ гендерной идентичности партнера по общению, конструирует гендерную идентичность субъекта вовне, выступает регулятором гендерных отношений в общении, является репрезентацией социальных конструктов маскулинности -фемининности. Как отмечает В.А. Лабунская [5], «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. ... Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». Кроме того существует определенная потребность в преобразовании внешнего облика и его презентации во вне [8]. Таким образом, и презентация себя в форма авто-фотопортрета является одним из способом визуальной коммуникации, способом рассказа о себе, а также регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества. А также как составляющая «фотовизуализации жизненных событий», которая дает возможность создания «визуальной социально-психологической» истории отдельного человека [6, 7, 9, 11].
Как мы отмечали ранее [11, 12], а также как отмечала Д.В. Погонцева [13, 14, 15, 16, 17, 18] в процессе формирования образа Я в виртуальном пространстве мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однако, наиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в тоже время женщины чаще являются объектами исследований посвященных телесному перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая
хирургия и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучено именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами.
Говоря о профессиональной деятельности музыканта, следует отметить, что в своей повседневной жизни ему приходится часто выступать на концертах и мероприятиях. Основываясь на теоретическом анализе, мы предполагаем, что концерты, как специфическая деятельность и форма самовыражения музыкантов, в которой они презентируют себя через музыку, реализует их потребность в самопрезентации и потребность в публичности. А не музыкантам необходимо реализовывать себя в интернет-пространстве через фотографии селфи чтобы реализовать потребность в публичности.
Основываясь на теоретическом анализе, мы предполагаем, что концерты, как специфическая деятельность и форма самовыражения музыкантов, в которой они презентируют себя через музыку и непосредственно своим внешним обликом, реализует их потребность в самопрезентации и потребности в публичности. Исходя из этого цель: изучить особенности самопрезентации в интернет пространстве - музыкантов и не музыкантов.
Объект исследования - особенности самопрезентации, портреты, автопортерты.
Предмет исследования - особенности самопрезентации в виртуальном пространстве музыкантов и не музыкантов.
Гипотеза исследования — особенности самопрезентации в интернет пространстве могут отличаться у музыкантов и не музыкантов.
Задачи исследования бывают методическими и эмпирическими.
1. Методические задачи: разработать методический инструментарий для изучения представления об особенностях самопрезентации в интернет пространстве.
2. Эмпирические задачи: выявить особенности самопрезентации в интернет пространстве у музыкантов и не музыкантов.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, анализ профайлов в интернет-пространстве, методы количественной и качественной обработки полученных данных, их анализ, содержательная интерепретация полученных результатов.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели анализ 200 анкет- 100 мужских анкет (50 музыкантов, 50 не музыкантов) и 100 женских анкет (50 музыкантов, 50 не музыкантов), представленных в пространстве социальной сети vk.com, возраст респондентов от 19 до 24 лет (средний возраст 22 года). На первом этапе мы проанализировали количество фотографий в целом, количество портретов и портретов-селфи. Портрет селфи - это автопортрет выполненный на
камеру мобильного телефона с расстояния вытянутой руки или через отражение в зеркале. Данный термин (селфи) был введен в оксфордский словарь в 2013 году, и является специфическим видом экспресс-презентации в виртуальном пространстве. В среднем на страницах социальных сетей размещено 330 фотографий, из них 133 портрета и 43 селфи-портрета (среднее по всей выборке).
На первом этапе мы проанализировали правдивость представленных данных на «визитке» (аватар и имя), т.е. это та информация, которая видна при поиске людей (табл.1), однако нами не было выявлено значимых различий и можно отметить, что большинство анкет (около 80%) заполнены правдиво, не искажая основную информацию.
Таблица 1
Анализ информации, которая видна при поиске людей
Содержание аватара/имени М. муз. М. не муз. Ж. Муз. Ж. не муз. Общее число
Имя
1.1 Свое имя (соответствует паспорту) 40 39 41 37 157
1.2. Не реальное имя (исторические персонажи, псевдонимы, имена звезд кино, эстрады, спорта) 10 11 9 13 43
Аватар
2.1 Своя фотография 42 42 39 43 164
2.2 Рисунок на аватарке (пейзаж, натюрморт, ягоды, машины, музыкальный инструмент) 5 5 6 0 16
2.3 Животное 0 2 2 2 6
2.4 Другой человек (звезды спорта, кино, эстрады) 3 1 3 5 12
Всего человек 200
На втором этапе нами был проведен корреляционный анализ (табл.2), который показал прямую корреляционную связь между возрастом и количеством портретов (г=0,145; при р< 0,05), Кроме того имеется прямая корреляционная связь между количеством фотографий и количеством портретов (г=0,61; при р< 0,05), количеством фотографий и селфи (г=0,63; при р< 0,05), а также количеством портретов и селфи (г=0,48; при р< 0,05). Исходя из этого, мы можем говорить, что чем больше фотографий на странице пользователя, тем больше у него портретов и селфи-фотографий. Кроме того мы можем говорить о том, что чем старше пользователь, тем больше у него фотографий с его изображением, но не фотографий в целом или селфи-портретов.
Таблица 2
Корреляционный связь между возрастом и количеством портретов
Variable Correlations (Spreadsheet1) Marked correlations are significant at p < ,05000 N=200 (Casewise deletion of missing data)
Means Std.Dev. Всего фото портреты селфи возраст
Всего фото 330,0000 634,5494 1,000000 0,611737 0,637572 0,080912
Портреты 133,8500 188,2170 0,611737 1,000000 0,489650 0,145849
Селфи 43,8100 271,0247 0,637572 0,489650 1,000000 0,047976
Возраст 22,0550 1,8300 0,080912 0,145849 0,047976 1,000000
Далее мы провели анализ по Т-критерию Стьюдента, однако нами не было выявлено значимых различий в самопредъявлении мужчин и женщин (табл.3).
Таблица 3
Т-критерий Стьюдента не выявил значимых различий в самопредъявлении
мужчин и женщин
Variable T-tests; Grouping: Var1 (Spreadsheet!) Group 1: 2 Group 2: 1
Женщина Мужчины t-value df p
Все фото 396,0600 263,9400 1,476633 198 0,141363
портрет 158,6800 109,0200 1,877460 198 0,061925
селфи 74,0600 13,5600 1,584432 198 0,114691
Мы также сравнили группу музыкантов и не музыкантов при помощи Т-критерия Стьюдента и выявили, что существуют значимые различия в количестве портретов, размещенных на страницах в социальных сетях (1=2,56; при р< 0,05) при этом у не музыкантов значительно больше портретов, чем у музыкантов.
Таблица 4
Т-критерий Стьюдента не выявил значимых различий в самопредъявлении
музыкантов и не музыкантов
Variable T-tests; Grouping: Var2 (Spreadsheet!) Group 1: 2 Group 2: 1
Не музыканты музыканты t-value df p
Все фото 326,5200 333,4800 -0,077364 198 0,93841 2
портрет 167,5200 100,1800 2,565099 198 0,01105 5
селфи 73,3300 14,2900 1,545729 198 0,12376 7
На следующем этапе мы сравнили данные в группе девушек музыкантов и не музыкантов и не обнаружили значимых различий (табл.5).
Таблица 5
Т-критерий Стьюдента не выявил значимых различий в самопредъявлении музыкантов и не музыкантов (группа женщины)
Variable T-tests; Grouping: Varl (Spreadsheet6) Group 1: 2 Group 2: 1
Не музыканты музыканты t-value df
Все фото 426,2200 365,9000 0,451475 98
портрет 189,8800 127,4800 1,542227 98
селфи 127,2200 20,9000 1,402295 98
В тоже время, при анализе группы мужчин музыкантов и не музыкантов нами были получены значимые различия (таблица 6). Так нами было выявлено, что у мужчин не музыкантов значимо больше фотографий, чем у мужчин-музыкантов (1=2,18; при р< 0,05), а также значимо больше селфи-портретов (1=2,28; при р< 0,05). Таким образом, у не музыкантов мужчин больше портретов и селфи, чем у мужчин музыкантов.
Таблица 6
Т-критерий Стьюдента не выявил значимых различий в самопредъявлении музыкантов и не музыкантов (группа мужчины)
Variable T-tests; Grouping: Var2 (Spreadsheet6) Group 1: 2 Group 2: 1
Не музыканты музыканты t-value df
Все фото 226,8200 301,0600 -0,618560 98
Портрет 145,1600 72,8800 2,182334 98
Селфи 19,4400 7,6800 2,289545 98
Проанализировав полученные данные, мы частично подтвердили нашу гипотезу и выявили, что мужчины не музыканты размещают больше портретов и селфи-портретов, чем мужчины музыканты. И чем больше фотографий в целом размещено на странице в социальных сетях, тем больше у него размещено портретов и селфи-портретов.
Основываясь на теоретическом и практическом анализе проблемы, в дальнейшем мы планируем более подробно проработать данный аспект, как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающие различные социально-психологические аспекты презентации в интернет пространстве.
Литература:
1. Апасова И. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета №5, 2008. С.268-273
2. Белугина Е.В. Самооценка гендерно-возрастных и ролевых характеристик внешнего облика в период середины жизни // Северо-кавказский психологический вестник, № 2, 2004. с. 105-111.
3. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути //Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 - 137.
4. Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 8288.
5. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
6. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
7. Лабунская В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
8. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
9. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67;
10. Лакосина Н.В. Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий // Северокавказский психологический вестник. Т. 8, № 1, 2010, С. 42-45.
11. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie - как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. - Апрель 2014. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http:// psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 25.05.2014).
12. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
13. Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. № 12 (28). С. 111-115.
14. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
15. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
16. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
17. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. № 1 (17). С. 135-141.
18. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
19. Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theatlantic.com/entertainment/ archive/2013/11/selfies-are-art/281772/
SCIENCE TIME
20. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theatlantic.com/technology/ archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/
21. Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nytimes. com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html? pagewanted=all&_r=0