Научная статья на тему 'Представления о служебном взаимодействии подчиненных с субъектами управления'

Представления о служебном взаимодействии подчиненных с субъектами управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о служебном взаимодействии подчиненных с субъектами управления»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЛУЖЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОДЧИНЕННЫХ С СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ

Канд. психол. наук Л. В. Осинцева

Тюменский юридический институт

В современном обществе происходит психологизация образовательной деятельности как в гражданских сферах, так и в военизированных системах России. В рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации можно отметить повышенный интерес к вопросам психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, интенсивность формирования психологических основ изучения служебного взаимодействия (приказы МВД РФ от 2 августа 1996 г. № 426; от 25 мая 1999 г. №361; от 26 июня 2000 г. № 690 и др.) и иных сфер.

Опосредованность поведенческих проявлений внутренними смысловыми категориями указывает на возможность формирования конструктивного взаимодействия. Поэтому необходима работа, направленная на изучение внутрилично-стных процессов и образований (имплицитных теорий взаимодействия), обусловливающих проявление конструктивности и эффективности служебного взаимодействия.

Это определило цель исследования, которая заключается в выявлении субъективных картин (имплицитных теорий), описывающих служебное взаимодействие подчиненных с субъектами управления.

Объектом эмпирического исследования выступили абитуриенты и курсанты учебных групп Тюменского юридического института МВД России. Общее число участников эксперимента - 233 человека.

Объектом исследования явилось взаимодействие курсантов с младшими командирами, характеризующееся затруднениями служебного общения, предметом - субъективные представления о служебном взаимодействии.

В ходе работы были описаны особенности служебного взаимодействия партнеров по общению в системе «начальник-подчиненный» (младший командир-курсант); обоснована адекватность применения психосемантического подхода к рассмотрению служебного взаимодействия; описано содержание имплицитных теорий рассматриваемых категорий лиц; выявлено наличие (отсутствие) различий в представлениях об образе командира и взаимодействии с ним различных категорий курсантов.

Общетеоретической основой для исследования имплицитных представлений как составляющих субъективного мира личности послужили положения когнитивного подхода (Дж. Брунер, 1977). Психосемантический подход выступил конкретным теоретическим основанием (Е. Ю. Артемьева, 1999; А. Н. Леонтьев, 1975; Д. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко, 1988; А. Г. Шмелев, 1983), позволяющим исследовать и реконст-

руировать уникальный субъективный мир человека на его же (субъекта) собственном языке.

Дж. Брунер (1977) отмечал, что восприятие человека строится на разветвленной системе категорий, в соответствии с которой человек структурирует мир. Дж. Келли назвал конструктами категории, посредством которых человек воспринимает и познает мир. Таким образом, восприятие и понимание ситуации взаимодействия в процессе служебной деятельности основано на системе конструктов как системы категорий, с помощью которых человек структурирует мир. Отмечается слабо осознаваемая природа этих категорий, поэтому их называют имплицитными, от англ. implicit - подразумеваемый, не выражаемый явно, скрытый. В рамках психосемантического подхода мы привлекаем понятие имплицитных представлений для исследования смысловых составляющих о служебном взаимодействии и рассматриваем конструкт как смысловое отражение межличностного взаимодействия.

Идеологией военизированной системы не всегда предусматривается непосредственное обращение к личности сотрудника ОВД. Поэтому субъективные представления, переживания курсантов юридического вуза в качестве объектов исследования остались вне рамок научного изучения. Психосемантический подход позволяет описывать внутреннюю (субъективную) реальность включенно, а не дистанцированно, адресоваться к живым человеческим смыслам, выявлять субъективные особенности поля взаимодействия, анализировать как когнитивные понятия, так и ценностно-мотивационные. Психосемантика позволяет исследовать процессы взаимодействия, прослеживать их неявные основания, определять его глубокую сущность и характеристики, с особой точностью оценивать субъективные параметры, специфические позиции участников общения.

Работа была направлена на проверку гипотезы следующего содержания: существуют отличия в представлениях, составляющих ожидания различных категорий лиц, поступающих в ТЮИ МВД России, о взаимодействии младших командиров и курсантов.

Для решения поставленных в исследовании задач был использован экспериментальный план межгруппового сравнения. В подготовительной части эксперимента был разработан инструмент исследования, способствующий выявлению имплицитных теорий межличностного взаимодействия командиров групп и курсантов. Методы: групповая беседа, проведенная в форме фокус-групп, метод классификации, отбор по результатам факторного анализа наиболее существенных конструктов и создание на их основе семантического дифференциала.

Испытуемыми первого этапа работы выступили 48 курсантов второго курса - на этапе составления тезауруса, 90 курсантов 1-4 курсов - на этапе выявления системы конструктов.

Анализ полученных результатов показал, что поверхностные представления (а следовательно, ожидания) у коллектива курсантов находят свое отражение на более глубоких уровнях. Результаты исследования дают возможность утверждать, что позитивный образ командира, эффективное взаимодействие с ним складываются из характеристик, определя-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, №1(25)

51

ющих имплицитные теории взаимодействия: уважение, доброта, уравновешенность, участие в делах группы, оказание поддержки и помощи и др. Вероятно, именно такому командиру охотнее всего подчинялись бы курсанты.

Выявлены семантические единицы (элементы), релевантные заявленному предмету исследования, который заключается в субъективных представлениях о служебном взаимодействии. Показано, что удается эмпирически вычленять из субъективного мира испытуемых имплицитные теории служебного взаимодействия субъектов управления учебных групп с подчиненным коллективом. Выявлено, что у курсантов действительно существует определенный образ командира, согласно которому строится взаимодействие со своим непосредственным руководителем. Обнаружено, что образ командира в представлениях курсантов противоречив (доброта и слабость командира порождают неподчинение курсантов, демонстрация власти - возмущение и несогласие). Противоречивые представления об образе командира способны вызывать трудности во взаимодействии командиров и курсантов.

По результатам пилотажного исследования был разработан семантический дифференциал, состоящий из 46 дескрипторов и 10 объектов. Из числа выявленных в факторном анализе конструктов были отобраны конструкты с наибольшей нагрузкой, список которых сокращен экспертами до 46 словосочетаний, составивших ряд дескрипторов.

При проверке гипотезы о существовании отличий в ожиданиях разных категорий поступающих в юридический институт МВД России в зависимости от опыта службы в рядах Вооруженных Сил («армейцы»), работы в органах внутренних дел и имеющегося образования в исследовании приняли участие 95 абитуриентов 2002 г. Анализ результатов дал возможность определить закономерности, объясняющие выявленные различия в представлениях испытуемых. По результатам математической обработки данных (проверка достоверности различий проводилась с использованием и-критерия Манна-Уитни) особенно удаленными (различными) друг от друга оказались представления групп А («армейцы») и В («школьники»). На рисунке дано графическое изображение степени удаленности представлений о взаимодействии командиров и курсантов.

«Армейцы»

Рис. Удаленность представлений в группах А, Б, В

За единицу измерения взято количество значимых различий по дескрипторам (расстояние между каждой парой групп соответствует числу значимых отличий). Это свидетельствует о некоторой удаленности их смысловых сфер, о различии в понимании взаимодействия в системе «начальник - подчиненный». Данный результат подтвердил гипотезу о существовании различий в имплицитных теориях взаимодействия курсантов в зависимости от опыта службы в системе военизированного типа.

Представления курсантов, имеющих среднее специальное образование (лицеисты), отличны от представлений «армейцев» в основном в отношении положительных черт образа командира. Содержательный анализ представлений «лицеистов» и «армейцев» показал рассогласованность и по отрицательному образу командира, причем была выявлена парадоксальность ожиданий «лицеистов» в отношении «плохого командира». За период пребывания в ситуациях, приближенных к системе подчинения и единоначалия, у «лицеистов» не успел сформироваться адекватный образ негативного командира и деструктивного взаимодействия с ним, что говорит о переходном характере формирования смысловых систем «лицеистов», описывающих межличностное взаимодействие в социальной системе военизированного типа.

Качественный анализ (по частотным показателям) представлений абитуриентов со средним специальным образованием («лицеистов») и с общим средним образованием («школьников») показал наличие некоторых различий (таблица). При сравнении можно отметить несоответствие образа отрицательного командира. В содержании отрицательных ожиданий группы «лицеистов» выявлено нестабильное и некатегоричное описание образа командира участниками -понимающий командир, ответственный командир, человечный командир и т. д. может быть и плохой, и хороший. Это также свидетельствует

о промежуточном характере представлений о служебном взаимодействии курсантов данной группы.

Таблица

Характеристики отрицательных ожиданий

«Лицеисты» Балл «Школьники» Балл

Понимающий 23,6 Конфликтный 21,45

уважать друг друга 23,6 не обращать

Ответственный 20,9 внимания 18,92

пользоваться Высокомерный 18,43

уважением 20,9

Человечный 20,0

помогать друг другу 20,0

Необходимо отметить, что негативные ожидания более других подвержены колебаниям, поэтому у «лицеистов» образ плохого командира далек как от стереотипного, так и от сформировавшегося в конкретных ситуациях взаимодействия.

Анализ результатов показал:

- образ командира в представлениях группы «армейцев» близок к стереотипному содержанию (хороший командир -ответственный, пользующийся уважением, понимающий и помогающий, активный, серьезный и человечный). В представлениях прослеживается опора на полученный жизненный опыт в ситуациях взаимодействия в регламентированной системе управления;

-образ командира в представлениях группы «лицеистов» частично дезориентирован, не стереотипен, отличен от сформировавшегося в конкретных социальных ситуациях системы военизированного типа, находится на стадии формирования;

- образ командира в представлениях группы «школьников» носит стереотипный, идеализированный характер и окрашен романтичностью представлений о взаимодействии командиров и подчиненных (на первый план ими ставятся человеческие, гуманные отношения).

Обобщив результаты исследования, можно утверждать следующее:

1. Исследование образа командира учебной группы юридического института МВД и взаимодействия с ним позволило выявить особенности имплицитных категорий курсантов как фрагментов образа мира.

2. Исследование имплицитных теорий служебного взаимодействия различных категорий курсантов, поступающих в институт, выявило различия в них в зависимости от опыта службы в рядах Вооруженных Сил либо работы в органах внутренних дел и имеющегося образования.

В заключение отметим, что полученные результаты и процедуры применимы для решения прикладных задач: анализа процесса взаимодействия партнеров по общению в различных служебных контекстах, планирования терапевтических сессий, помощи в решении коммуникативных затруднений. Важное направление прикладного использования результатов исследования состоит в создании новых микросоциальных технологий, направленных на формирование представлений курсантов военизированных вузов, релевантных системе жесткой регламентации и подчинения, применяемых на начальных этапах адаптации курсантов к условиям служебной деятельности.

Работа может быть использована практическими психологами органов внутренних дел и других военизированных

учреждений для тонкой диагностики и анализа затруднений общения субъекта управления с подчиненными в различных ситуациях, требующих разрешения затруднений, возникающих в ходе служебного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999.

2. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

4. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

5. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев

Омская академия МВД России

С появлением в 1990 г. в штате вузов МВД России групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса изучение личности курсантов и профессиональный отбор стали осуществлять психологи. Однако до настоящего времени еще не выработана обоснованная научная система контроля и мониторинга за индивидуальными особенностями обучаемых и их профессионально важными качествами. Не решены также вопросы организационного, кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения психологической службы вуза. В настоящее время существующие штаты психологов не соответствуют сложности и масштабам задач, недостаточно четко отлажено централизованное руководство работой специалистов-психологов, нет единой научной платформы, организационного подхода, эффективных методических разработок. Хотя разработаны и применяются на практике соответствующие методики и тесты по выявлению индивидуально-психологических особенностей курсантов, они, естественно, нуждаются в коррекции и совершенствовании.

Группы психологического обеспечения учебио-воспита-тельного процесса, занимающиеся изучением и коррекцией индивидуально-психологических особенностей курсантов, используют большой банк психодиагностического инструментария, направленного на оценку характера, интеллекта, мотивационной готовности и др. Однако на выявление ведущих, профессионально важных качеств в структуре личности курсантов (направленности, интереса, призвания и т. п.) в практике психологических исследований курсантов достаточного внимания не уделяется. Например, исследования, проведенные Б. В. Овчинниковым, В. Н. Мошковым, показали, что при обследовании кандидатов на обучение в вузы 74% используемых методик предназначено лишь для оценки способностей, 15 -характера, 7 - направленности личности и 6% - темперамента (2).

Особое внимание при оценке индивидуальных особенностей личности курсанта должно уделяться изучению основных свойств его высшей нервной деятельности. Так, слабость и неуравновешенность нервной системы, как правило, затрудняют учебу курсантов, отрицательно сказываются на дисциплине, а в дальнейшем и на практической деятельности. Поскольку тип высшей нервной деятельности человека представляет собой биологически унаследованную часть его психики, которая сохраняется почти неизменной на протяжении всей его жизни, и в известной мере предопределяет развитие

его индивидуальных качеств, способностей и привычек, то актуальной проблемой психологических обследований курсантов является оценка преобладающего типа темперамента. Вместе с тем психологический тест, проводимый с целью изучения человеческих возможностей, всегда остается, пусть ценным, но все же «моментальным» снимком: он не позволяет запечатлеть психологические процессы, которые могут служить единственной основой для выводов о возможном поведении испытуемого в будущем. В этой связи современная психология учитывает тот факт, что человек как личность является продуктом врожденных и приобретенных задатков и окружающей его среды, а это, в свою очередь, означает, что правильные прогнозы о поведении человека можно делать лишь тогда, когда его наблюдают и изучают в процессе деятельности, или, по крайней мере, принимают во внимание особенности его поведения.

В оценке и изучении индивидуальных особенностей курсантов одним из основных (среди наиболее проверенных) является метод наблюдения. Исследования и практика показывают, что он дает объективные результаты изучения качеств и особенности личности при включении ее в деятельность. Здесь представляется возможным анализ внешних проявлений поведения курсанта в различных ситуациях; действия и реакции в естественной и искусственно созданной обстановке (учеба, быт, служба и др.); поведенческие реакции в условиях дидактических проблемных ситуаций (в процессе реализации форм и методов проблемно-деятельностного обучения) и г. п.

Исследование индивидуально-психологических особенностей курсантов, проведенное в Омской академии МВД России по методике фиксированного наблюдения поведенческих реакций (И. В. Биочинский), показало следующее:

- позитивным изменениям в основном подвержены такие черты характера, как трудолюбие, ответственность, бдительность, хладнокровие, коллективизм, внимательность, объективность, что говорит о действенное™ учебно-воспитательных мер в вузе, направленных на формирование личности обучаемого;

-негативным изменениям подвержены черты характера обучаемых, связанные с проявлением вежливости, тактичности, принципиальности, что, на наш взгляд, обусловлено объективными обстоятельствами казарменного армейского уклада;

- в значительной мере постоянны такие индивидуальные особенности курсантов, как ответственность (83,0%), смелость (73,4%), доброжелательность (71,2%), гуманность (80,3%).

Данные поведенческие реакции были получены при определении и оценке преподавателями кафедры, курсовыми офицерами, младшими командирами таких индивидуальнопсихологических особенностей, как: направленность л ичносги (отношение к службе, ведущие мотивы деятельности, убеждения, нравственные принципы и моральные нормы, мировоззренческие взгляды и др.); способности (уровень мышления, внимание, воображение, реакции, лидерские качества и др.); темперамент (подвижный, уравновешенный и т. п.); черты характера (ранжировано по шкале: трудолюбие - лень, аккуратность-неопрятность и т. п.).

Следующим методом выявления и изучения индивидуальных особенностей обучаемых является психодиагностическая беседа. Эффективность ее зависит от множества факторов и условий, в том числе и от умений командира, преподавателя установить оптимальный контакт с изучаемым курсантом, выбрать правильный тон и направление беседы (1; 4). Ряд авторов высказывают обоснованные методики проведения бесед с обучаемыми и лицами, поступающими в вузы: уточнение биографических данных; выяснение условий воспитания и развития; оценка социальной активности; данные об успешности учебной (служебной) деятельности; особенности поведения в коллективе; основные склонности, увлечения интересы и др. (3).

Главным в построении беседы должно быть то обстоятельство, что она пи в коем случае не должна строиться по принципу «вопрос - ответ». Рекомендуется акцентировать внимание на оценке нескольких качеств личности, ее индиви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.