Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
УДК 316.6 А.В. Осинцева*
Психосемантика служебного взаимодействия
Восприятие и понимание ситуации взаимодействия в процессе деятельности основано на системе конструктов как системы смысловых категорий (имплицитных представлений), с помощью которых человек структурирует мир и выстраивает отношения с ним. В исследовании была изучена динамика представлений о служебном взаимодействии и об образе командира у курсантов контрольной и экспериментальной групп. Замысел эксперимента состоял в том, чтобы обнаружить наличие сдвигов, происходящих в имплицитных теориях партнеров по взаимодействию в процессе общения и изучить направленность этих изменений в смысловых пространствах. Экспериментальная серия была проведена по схеме формирующего эксперимента с использованием социальнопсихологического тренинга. Было показано, что проведение тренинговых занятий вызвало конструктивную динамику представлений испытуемых экспериментальной группы о служебном взаимодействии.
The perception and understanding of the situation of interaction in the process of activity is based on the system of constructs as systems of semantic categories (implicit representations) which help the person to structure the world and build relations with it. The dynamics of the notion about service interaction and about the image of the commander by cadets of the control and experimental groups was investigated in the research. The idea of the experiment was to find out the presence of shifts occurring in the implicit theories of partners on interaction during their communication and to study the direction of these changes in semantic spaces. An experimental series was conducted under the scheme of the forming experiment with the use of social-psychological training. It was shown, that carrying out training lessons caused constructive dynamics of the notions of the experimental group about the service interaction.
Ключевые слова: служебное общение, межличностное взаимодействие, психосемантика, субъективные представления, совместное субъективное пространство, имплицитные теории служебного взаимодействия
Служебная деятельность и межличностное взаимодействие в системе МВД строится на принципах коллективизма, гуманизма, законности, единоначалия и субординации. Строго иерархизированная, регламентированная служебная деятельность и специфические условия службы и профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе МВД обращают на себя внимание с точки зрения психологической готовности личности к общению и взаимодействию в данной системе отношений.
Формирование субъективной картины взаимодействия в социальной системе определенного типа необходимо для обеспечения адаптации сотрудников органов внутренних дел к специфическим условиям службы в системе МВД.
Восприятие и понимание ситуации взаимодействия в процессе служебной деятельности основано на системе конструктов как системы смысловых категорий (имплицитных представлений), с помощью которых человек структурирует мир. Поэтому для исследования системы представлений о служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России психосемантический подход выступил конкретным теоретическим основанием, позволяющим исследовать и реконструировать уникальный субъективный мир человека на его же собственном языке [1, 3]. Общетеоретической основой для исследования имплицитных представлений как составляющих субъективного мира личности выступили положения когнитивного подхода о категориальном истолковании человеком мира [2]. Дж. Брунер отмечал, что восприятие человека строится на разветвленной системе категорий, в соответствии с которыми человек структурирует мир.
Работа была направлена на проверку следующей гипотезы: смысловые сферы курсантов способны меняться в конструктивном направлении при целенаправленном воздействии на представления об образе командира и взаимодействии с ним.
* Старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики ГОУ ВПО «ТЮИ МВД РФ», кандидат психологических наук.
В исследовании был использован экспериментальный план формирующего эксперимента. На первом этапе исследования был разработан инструмент исследования, способствующий выявлению имплицитных теорий межличностного взаимодействия командиров групп и курсантов. Методы исследования: групповая беседа, проведенная в форме фокус-групп, метод классификации, отбор по результатам факторного анализа наиболее существенных конструктов и создание на их основе семантического дифференциала, Т-критерий Стьюдента для определения достоверности различий и научной обоснованности результатов эксперимента.
При изучении возможности изменения представлений курсантов о взаимодействии с младшими командирами была исследована динамика представлений о служебном взаимодействии у курсантов контрольной и экспериментальной групп. Замысел исследования состоял в том, чтобы обнаружить наличие сдвигов, происходящих в имплицитных теориях партнеров по взаимодействию в процессе общения, изучить направленность этих изменений в смысловых пространствах. Экспериментальная серия была проведена по схеме формирующего эксперимента с использованием социальнопсихологического тренинга. Для анализа различий в контрольной и экспериментальной группах до и после тренинговых занятий был проведен расчет абсолютных значений разниц средних показателей
- раздельно по положительным/отрицательным дескрипторам, а также по положительным/ отрицательным объектам семантического дифференциала.
В табл. 1 представлены результаты расчетов расстояний между представлениями курсантов до и после тренингов. Шрифтом выделены показатели, по которым обнаружилась наибольшая разница (наибольшая удаленность/приближенность представлений).
Таблица 1
Расстояние (в семантическом пространстве) между представлениями курсантов контрольной и экспериментальной группы
до тренинга после тренинга
Объекты сумма средних модулей (разниц) среднее по полож. дескрипторам среднее по отриц. дескрипторам сумма средних модулей (разниц) среднее по полож. дескрипторам среднее по отриц. дескрипторам
хороший товарищ 26,1 0,891 0,378 31,8 1,181 0,405
плохой товарищ 36,8 0,398 1,036 25,3 0,456 0,606
хороший командир 34,1 1,238 0,450 49,2 2,038 0,502
плохой командир 45,7 0,419 1,329 31,9 0,492 0,812
желательная группа 25,2 0,911 0,333 28,9 1,103 0,351
нежелательна я группа 33,0 0,415 0,895 21,5 0,269 0,585
отец 23,7 0,806 0,343 22,3 0,632 0,399
враг 32,6 0,417 0,878 25,0 0,380 0,640
человек, на которого можно положиться 28,5 1,136 0,315 25,6 0,929 0,339
человек, на которого нельзя положиться 28,9 0,248 0,851 29,3 0,351 0,804
Как видим, тренинговые занятия вызвали динамику представлений курсантов (экспериментальная группа) о служебном взаимодействии, в семантическом пространстве результаты экспериментальной и контрольной групп по положительным дескрипторам расположились друг от друга на большем расстоянии. Это говорит о том, что формирующее воздействие дало выраженный
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
эффект, но наличие выявленных сдвигов в представлениях курсантов пока не позволяет определить их направление и степень содержательной конструктивности.
Был произведен расчет статистически значимых различий (Т-критерия Стьюдента) до и после тренинга по каждому дескриптору относительно объектов «хороший»/«плохой» командир. У курсантов экспериментальной группы выявлены статистически достоверные различия как по положительному образу взаимодействия (объект «хороший командир»), так по объекту «плохой командир».
В представлениях курсантов контрольной группы в условиях естественных изменений (без формирующего воздействия) как по положительному, так и по отрицательному образу командира статистически значимых различий не обнаружено, следовательно, значительных изменений относительно образа командира у курсантов данной группы не произошло. Анализ изменений в представлениях курсантов по образу желательной/нежелательной группы выявил динамику как в контрольной, так и в экспериментальной группах с некоторыми содержательными различиями.
Таким образом, проведение тренинговых занятий вызвало конструктивную динамику представлений испытуемых экспериментальной группы о служебном взаимодействии. Содержательный анализ выявленных сдвигов в их представлениях дал возможность определить степень содержательной конструктивности и показать усиление следующих характеристик: взаимозависимости в отношениях командира и подчиненного, толерантности их отношений, конструктивности и эффективности служебного взаимодействия. Таким образом, цели, поставленные в тренинговой программе, были достигнуты.
В контрольной группе усилились значения близости, толерантности отношений командира и подчиненного, но отсутствуют значимые изменения относительно других положительных характеристик служебного взаимодействия. В представлениях об образе командира статистических значимых различий также не обнаружено. Таким образом, гипотеза получила полное экспериментальное подтверждение.
Далее был проведен углубленный содержательный анализ произошедших при формирующем воздействии изменений. Было произведено сравнение систем представлений курсантов, выявленных в результате применения СД в ходе второго и третьего замера (до и после тренинговых занятий) с использованием факторного анализа. Таким способом мы перенесли содержательный анализ произошедших изменений на более глубокий уровень образа мира курсантов - в пространство их имплицитных теорий межличностного взаимодействия.
Графическое представление результатов факторизации (см. рис. 1, 2). Для более зримого представления о произошедших изменениях конструкты каждого из полученных факторов были расположены в рисуночном пространстве таким образом, что видны факторные связи между ними. Для примера приведены результаты по двум учебным группам из двух экспериментальных и двух контрольных. Шрифтом выделены конструкты, ставшие узловыми (имеющие наибольшее количество связей).
Узловые характеристики служебного взаимодействия в экспериментальной группе до тренингов составили конструкты «правильность, непреклонность», «попытки управления», «слабость» (см. рис. 1).
После тренинговых занятий основной (узловой) характеристикой взаимодействия является «взаимозависимость». Это говорит об уменьшении дистанцированности и обособленности в отношениях командиров и подчиненных. Необходимо отметить явное уменьшение количества связей между конструктами после тренинга в экспериментальной группе. Это говорит о повышении гибкости сознания, появлении вариаций смыслов в представлениях курсантов экспериментальной группы о взаимодействии с субъектом управления.
Из рис. 2 видно, что в контрольной группе узловыми конструктами являются «дистанцированность» (замер 1) и «неорганизованность», «взаимозависимость», «несамостоятельность» (замер 2). Эти изменения созвучны с полученным ранее результатом о динамике представлений в контрольной группе.
Было выявлено повышение толерантности и близости отношений с командиром, о которой сейчас говорит узловой конструкт «взаимозависимость», при одновременном отсутствии эффективности служебного взаимодействия - конструкт «неорганизованность». Кроме того, обнаруживается большое количество связей между конструктами как по результатам первого замера, так и по результатам второго. Это говорит о высокой связанности (ригидности) смысловой системы курсантов контрольной группы.
В целом, содержательный анализ (факторный анализ) произошедших при формирующем воздействии изменений у курсантов экспериментальной группы показал, что в их имплицитных представлениях усилилась конструктивность, произошло сокращение дистанцированности, увеличивается истинная заинтересованность, взаимозависимость командира и подчиненных, серьезность и компетентность субъекта управления, формирование направленности на реальное, социальное взаимодополнение. Появляется и усиливается внутренняя мотивация на взаимодействие,
появляется взаимное уважение и понимание серьезности положения командира. Увеличивается досягаемость, доступность, отношения характеризуются большей осознанностью необходимости твердости и стойкости командира, необходимости «правильного» отношения и «уставных» порядков. Наряду с увеличением конструктивных характеристик взаимодействия не произошло значительного снижения отрицательных, деструктивных форм взаимодействия. Еще происходит использование крайних позиций присоединения.
Так, присутствует манипулятивное присоединение, «давление статусом». Тем не менее, наличие отрицательных ожиданий от ситуаций взаимодействия говорит об отсутствии стереотипизации представлений курсантов (нет категоричности суждений ни по положительному образу командира, ни по отрицательному).
Связи между конструктами до проведения тренинговых занятий
<Г
понимание
непостоянство
агрессия, давление
Связи между конструктами после проведения тренинговых занятий
«правильность» и непреклонность
с
непостоянство
о
Рис. 1. Конструкты курсантов одной из экспериментальных групп
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Связи между конструктами (замер 1)
Связи между конструктами (замер 2)
Рис. 2. Конструкты курсантов одной из контрольной групп
После осуществления формирующего воздействия выявлена тенденция изменения в общении командиров и курсантов во всех трех сферах (инструментальной, потребностно-смысловой и когнитивной), которые были заявлены как мишень воздействия тренинговых занятий.
В инструментальной (операционно-технической) сфере увеличивается осознанность и повышается профессиональность в процессе использования средств управления. По стратегиям и средствам выполнения совместной деятельности командиры и курсанты создают единый набор средств для решения задач. У командира повышается авторитетность, способность к решению организационных вопросов в управлении, у курсантов - уважение к своему командиру.
В потребностно-смысловой сфере происходит движение к взаимному принятию. Растет понимание, эмпатийная направленность друг на друга, становятся необходимыми заинтересованность, совместное участие в жизнедеятельности и внимание друг к другу.
В когнитивной сфере расширяются и углубляются знания-сведения субъектов управления и подчиненных друг о друге, растет осведомленность друг о друге, курсантами осознается значимость «правильности» командира в процессе управленческой деятельности, командирами - понимание трудностей рядовой курсантской жизни. Таким образом, происходит осознание статусных позиций тех и других.
На экспериментальном материале показано наличие естественной и специально организованной в результате формирующего воздействия динамики представлений об образе командира и взаимодействия с ним, содержательное изменение смысловых категорий курсантов в семантическом пространстве. Доказано, что имплицитные теории курсантов о взаимодействии с командирами способны целенаправленно изменяться в конструктивном направлении.
Список литературы
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999.
- 350 с.
2. Брунер Дж. О перцептивной готовности. Психология ощущений и восприятия. - 2-е изд. испр. и доп. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.Ю. Любимова, М.Б. Михалевской. - М: ЧеРо, 1999. - 610 с.
3. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 202 с.
УДК 378.046.4:159.9 Г.В. Попова*
Акмеологическая природа профессионального саморазвития субъектов управления
В настоящей статье обсуждаются психолого-педагогические вопросы самореализации и саморазвития субъектов профессиональной управленческой деятельности. В качестве решения автором предлагается самомотивирование научного саморазвития.
The article contains a discussion some questions concerning the psychological-pedagogical aspects of selfrealization and self-development for (of) subjects of professional administrative activity. A self-motivation of scientific self-development is offered by the author as a basic approach for decision this problem.
Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, саморазвитие, самореализация.
Вступление
Выделение управления в самостоятельный вид профессиональной подготовки (как менеджмент) постепенно проявило объективное перенасыщение управленческих кадров, во-первых, за счет уже действующего кадрового состава (имеющих опыт), во-вторых, за счет тех, кто субъективно обладает управленческими способностями, но в силу различных причин властным статусом не обладает (имеющих и не имеющих опыт), и, в-третьих, - за счет тех, кто уже получил современную профессиональную управленческую подготовку, т.е. квалификацию.
В то же время смена типа управления в обществе, кардинальные общественные перемены вызвали к жизни целое образовательное направление - профессиональную переподготовку специалистов, имеющих
* Преподаватель Института ядерных исследований Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, докторант Института международных образовательных программ СПбГПУ, кандидат педагогических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008