учреждений для тонкой диагностики и анализа затруднений общения субъекта управления с подчиненными в различных ситуациях, требующих разрешения затруднений, возникающих в ходе служебного взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики.- М.: Наука; Смысл, 1999.
2. Брунер Дж. Психология познания, - М., 1977.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
4. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
5. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: тсоретико-мстодологическис основания и психодиагностические возможности, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев Омская академия МВД России
С появлением в 1990 г. в штате вузов МВД России групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса изучение личности курсантов и профессиональный отбор стали осуществлять психологи. Однако до настоящего времени еще не выработана обоснованная научная система контроля и мониторинга за индивидуальными особенностями обучаемых и их профессионально важными качествами. Не решены также вопросы организационного, кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения психологической службы вуза. В настоящее время существующие штаты психологов не соответствуют сложности и масштабам задач, недостаточно четко отлажено централизованное руководство работой специалистов-психологов, нет единой научной платформы, организационного подхода, эффективных методических разработок. Хотя разработаны и применяются на практике соответствующие методики и тесты по выявлению индивидуально-психологических особенностей курсантов, они, естественно, нуждаются в коррекции и совершенствовании.
Группы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, занимающиеся изучением и коррекцией индивидуально-психологических особенностей курсантов, используют большой банк психодиагностического инструментария, направленного на оценку характера, интеллекта, мотива-ционной готовности и др. Однако на выявление ведущих, профессионально важных качеств в структуре личности курсантов (направленности, интереса, призвания и т. п.) в практике психологических исследований курсантов достаточного внимания не уделяется. Например, исследования, проведенные Б. В. Овчинниковым, В. Н. Мошковым, показали, что при обследовании кандидатов на обучение в вузы 74% используемых методик предназначено лишь для оценки способностей, 15 - характера, 7 - направленности личности и 6% - темперамента (2).
Особое внимание при оценке индивидуальных особенностей личности курсанта должно уделяться изучению основных свойств его высшей нервной деятельности. Так, слабость и неуравновешенность нервной системы, как правило, затрудняют учебу курсантов, отрицательно сказываются на дисциплине, а в дальнейшем и на практической деятельности. Поскольку тип высшей нервной деятельности человека представляет собой биологически унаследованную часть его психики, которая сохраняется почти неизменной на протяжении всей его жизни, и в известной мере предопределяет развитие
его индивидуальных качеств, способностей и привычек, то актуальной проблемой психологических обследований курсантов является оценка преобладающего типа темперамента. Вместе с тем психологический тест, проводимый с целью изучения человеческих возможностей, всегда остается, пусть ценным, но все же «моментальным» снимком: он не позволяет запечатлеть психологические процессы, которые могут служить единственной основой для выводов о возможном поведении испытуемого в будущем. В этой связи современная психология учитывает тог факт, что человек как личность является продуктом врожденных и приобретенных задатков и окружающей его среды, а это, в свою очередь, означает, что правильные прогнозы о поведении человека можно делать лишь тогда, когда его наблюдают и изучают в процессе деятельности, или, по крайней мере, принимают во внимание особенности его поведения.
В оценке и изучении индивидуальных особенностей курсантов одним из основных (среди наиболее проверенных) является метод наблюдения. Исследования и практика показывают, что он дает объективные результаты изучения качеств и особенности личности при включении ее в деятельность. Здесь представляется возможным анализ внешних проявлений поведения курсанта в различных ситуациях; действия и реакции в естественной и искусственно созданной обстановке (учеба, быт, служба и др.); поведенческие реакции в условиях дидактических проблемных ситуаций (в процессе реализации форм и методов проблемно-деятельностного обучения) и т. п.
Исследование индивидуально-психологических особенностей курсантов, проведенное в Омской академии МВД России по методике фиксированного наблюдения поведенческих реакций (И. В. Биочинский), показало следующее:
-позитивным изменениям в основном подвержены такие черты характера, как трудолюбие, ответственность, бдительность, хладнокровие, коллективизм, внимательность, объективность, что говорит о действенности учебно-воспитательных мер в вузе, направленных на формирование личности обучаемого;
-негативным изменениям подвержены черты характера обучаемых, связанные с проявлением вежливости, тактичности, принципиальности, что, на наш взгляд, обусловлено объективными обстоятельствами казарменного армейского уклада;
- в значительной мере постоянны такие индивидуальные особенности курсантов, как ответственность (83,0%), смелость (73,4%), доброжелательность (71,2%), гуманность (80,3%).
Данные поведенческие реакции были получены при определении и оценке преподавателями кафедры, курсовыми офицерами, младшими командирами таких индивидуально-психологических особенностей, как: направленность личности (отношение к службе, ведущие мотивы деятельности, убеждения, нравственные принципы и моральные нормы, мировоззренческие взгляды и др.); способности (уровень мышления, внимание, воображение, реакции, лидерские качества и др.); темперамент (подвижный, уравновешенный и т. п.); черты характера (ранжировано по шкале: трудолюбие - лень, аккуратность -неопрятность и т. п.).
Следующим методом выявления и изучения индивидуальных особенностей обучаемых является психодиагностическая беседа. Эффективность ее зависит от множества факторов и условий, втом числе и от умений командира, преподавателя установить оптимальный контакт с изучаемым курсантом, выбрать правильный тон и направление беседы (1; 4). Ряд авторов высказывают обоснованные методики проведения бесед с обучаемыми и лицами, поступающими в вузы: уточнение биографических данных; выяснение условий воспитания и развития; оценка социальной активности; данные об успешности учебной (служебной) деятельности; особенности поведения в коллективе; основные склонности, увлечения интересы и др. (3).
Главным в построении беседы должно быть то обстоятельство, что она ни в коем случае не должна строиться по принципу «вопрос - ответ». Рекомендуется акцентировать внимание на оценке нескольких качеств личности, ее индиви-
дуальных особенностей путем постановки не прямых, а косвенных вопросов. Если в ответах курсанта возникают противоречия, то эксперт должен тактично указать на это и попытаться установить причинно-следственные связи. Здесь задача эксперта - оценить все ответы и зафиксировать полученную информацию для ее анализа в последующем. Если беседа не завершена, то всегда можно к ней вернуться, чтобы уточнить некоторые выводы по беседе. Во время диагностической беседы рекомендуется ориентироваться на примерный перечень (блок) вопросов. Опыт показывает, что когда беседа проводится без тщательной подготовки к ней, то трудно получить информацию в полном объеме. Вместе с тем не всегда достигается поставленная цель, если эксперт на все вопросы стремится получить утвердительные ответы, слишком долго ведет беседу, не может расположить собеседника к откровенности. В данном случае нужна предварительная психолого-педагогическая подготовка.
В ходе методики фиксированной беседы (И. В. Биочин-ский), проводимой как с абитуриентами, так с курсантами с целью выявления их индивидуально-психологических особенностей на основе комплексного подхода к изучению личности, рекомендуется вести наблюдение за поведенческими реакциями курсанта в процессе беседы. Она включает в себя следующие показатели: походка; опрятность в одежде; поза; общее поведение; степень напряженности; характеристика речи (по темпу, эмоциональной окраске, логичности, фонации, богатству); вегетативные реакции и др.
Кроме указанных методов (тесты, наблюдения, беседы) в оценке индивидуально-психологических особенностей личности курсантов приемлем метод социометрии. Данный метод позволяет в значительной мере выявить уровень лидерских, коммуникативных качеств личности, статус курсанта в учебной группе. Вместе с тем психологическое обследование методом социометрии обеспечивает не только знание преподавателем (командиром) уровня социально-психологического климата в курсантских коллективах, но и помогает ему учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого в целях коррекции педагогического воздействия в процессе обучения.
Таким образом, система контроля индивидуально-психологических особенностей обучаемых направлена на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и профессионального становления будущих специалистов. Она представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, основанных на личностно-деятельностном подходе к обучению курсантов, включающий содержательную и организационно-методическую стороны медико-психологических обследований и социально-педагогических экспериментов.
Психолого-педагогический комплекс содержит:
1. Результаты изучения и оценки индивидуальных особенностей курсантов при проведении профессионального психологического отбора в вуз (тесты, наблюдения, беседы); результаты изучения и оценки личностных качеств в процессе обучения в вузе (психофизиологических и социально-пси-хологических обследований); оценку деловых и эмоционально-волевых качеств (социометрия и др.).
2. Изучение психологических качеств курсанта: индивидуальные особенности, выявленные в процессе теоретического обучения; результаты анализа профессиональной, психологической, физической, тактической подготовленности.
3. Предварительную социально-психологическую аттестацию выпускника: оценки успеваемости, отношение к учебе; социально-психологический портрет курсанта, служебная характеристика.
Мониторинг перечисленных показателей важно осуществлять по каждому курсанту и в накопительный банк заносить результаты по динамическому профессионально-психо-логическому изучению будущих специалистов.
Необходимо отметить, что изучение и учет индивидуальных особенностей курсантов, формирование их призвания на основе личностно-деятельностного подхода является одним
из важных элементов психолого-педагогического обеспечения процесса профессионального становления. В связи с этим необходимо решение следующих задач по блокам:
а) изучение индивидуальных особенностей: оценка коммуникативных, организаторских и педагогических навыков; оценка особенностей адаптации к условиям учебно-профессиональной деятельности в вузе; углубление изучения лиц с затрудненной адаптацией; изучение мотивации на учебу, ее динамики по курсам обучения; выявление особенностей освоения общетеоретических и специальных дисциплин; разработка рекомендаций по служебному предназначению выпускников;
б) изучение социальных процессов в учебных группах: разработка рекомендаций по подбору и расстановке младших командиров из числа курсантов; выработка обоснованных практических рекомендаций по комплектованию и формированию групп; изучение степени сплоченности групп; динами-ко-межличностных отношений, уровня социально-психологи-ческого климата в коллективах;
в) оценка эффективности мероприятий отбора: оценка успешности формирования у курсанта профессионально значимых качеств по этапам (курсам) обучения; изучение причин отчисляемости по каждому курсанту; динамическая оценка эффективности отбора и др.
Кроме того, необходимо учитывать и психологические характеристики курсантов, с которыми они поступили в академию. Особая работа по изучению индивидуальных особенностей абитуриентов отводится центрам психологической диагностики при областных УВД и группе по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса. От содержания и качества характеристик на абитуриентов во многом зависит адекватность оценки их профессиональной и готовности к обучению.
В связи с изложенным отметим следующее:
1. Индивидуальные особенности курсантов необходимо рассматривать в их динамике и комплексно, в аспекте присущих им закономерностей: созревания, развития, становления и формирования. Они служат основной предпосылкой психологического портрета личности курсанта.
2. Сущность понятия «индивидуальные особенности обучаемых» составляют такие психологические категории, как познавательные процессы личности (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение), ее эмоционалыто-во-левые характеристики (эмоции, чувства, воля), а также темперамент, характер, способности и направленность личности. Данные понятия в своей совокупности составляют структуру индивидуальных особенностей.
3. Оценочные критерии индивидуальных особенностей курсанта характеризуются его социально-психологической зрелостью; социальной активностью, устойчивым стремлением стать офицером - сотрудником ОВД; нравственными и эмоционально-волевыми качествами; общеобразовательной подготовленностью и способностями, состоянием здоровья и физическим развитием.
4. Изучение индивидуальных особенностей курсантов в вузе представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, основанных на личностно-социально-деятель-ностном подходе к обучению курсантов, включающих содержательную и организационно-методическую стороны меди-ко-психологических обследований и социально-педагогических экспериментов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов В. П. Офицер и подчиненные. - М.: Восниздат, 1989. - 79 с.
2. Овчинников Б. В., Машков В. Н. Научно-методические основы профотбора в вузы: (Нерешенные проблемы) // Профессиональный психологический отбор в вузе, - М.: ВПА, 1990.
3. Оценка и прогнозирование профпригодности к воинской службе: Методическое пособие. - М.: МО СССР, 1985. - 44 с.
4. Подоляк А. В., Урлин И. Б. О профессиональном психологическом отборе кандидатов в вуз. - М., 1987. - 98 с.