Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВНОМ БУДУЩЕМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВНОМ БУДУЩЕМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахманов Султан Ризаевич

В статье рассматривается проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных организациях. Сложившейся ситуацией в сфере кадрового обеспечения школ - нехваткой молодых специалистов в системе образования, продиктована необходимость продолжения исследований, направленных на изучение вопросов социальной адаптации молодых специалистов в профессиональной среде. Представленная статья является частью диссертационного исследования, посвященного изучению некоторых аспектов социальной адаптации и профессионального становления молодого педагога в организационной среде. Автором рассмотрен ряд последовательных стадий процесса социальной адаптации, характеризующих особенности изменений и приводящих к динамическому равновесию во взаимоотношениях между личностью и социальной средой. На основании анализа исследований и научных статей по данной теме определены факторы, оказывающие влияние на процесс социальной адаптации педагогов. К ним относятся факторы среды, факторы управления процессом адаптации и индивидуально-личностные факторы, связанные с психологическими свойствами индивида, уровнем его личностного развития. Индивидуально-личностные факторы адаптации молодого специалиста в профессиональной среде многообразны: уровень знаний, умений и навыков, влияющих на развитие профессиональной компетентности, профессиональное самосознание, ценностное отношение к деятельности, уровень профессиональной мотивации, целеполагание, индивидуально-психологические свойства самой личности. С процессами мотивации и целеполагания связаны представления субъекта о перспективном будущем, которые являются основой для построения профессиональной деятельности молодых педагогов, а также для установления системы социальных связей и отношений, направленных на достижение цели в рамках образовательной организации. Сделаны выводы о том, что адекватность образа будущей профессиональной деятельности, соответствие представлений специалиста о реальных условиях образовательной деятельности способствуют успешной адаптации молодого специалиста и закреплению его в профессии. Обозначена необходимость изучения вопросов проектирования образа перспективного будущего в контексте социальной адаптации начинающего педагога в организационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT THE PROMISING FUTURE AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

The article deals with the problem of securing and retaining young teachers in educational organizations. The current situation in the field of staffing schools - the shortage of young professionals in the education system, dictated the need to continue research aimed at studying the issues of social adaptation of young professionals in the professional environment. The presented article is part of a dissertation research devoted to the study of some aspects of social adaptation and professional development of a young teacher in an organizational environment. The author considers a number of successive stages of the process of social adaptation, characterizing the features of changes and leading to a dynamic balance in the relationship between the individual and the social environment. Based on the analysis of research and scientific articles on this topic, the factors influencing the process of social adaptation of teachers are determined. These include environmental factors, factors of adaptation process management and individual-personal factors related to the psychological properties of the individual, the level of his personal development. Individual and personal factors of adaptation of a young specialist in a professional environment are diverse: the level of knowledge, skills and abilities that affect the development of professional competence, professional self-awareness, value attitude to activity, the level of professional motivation, goal-setting, individual psychological properties of the personality itself. The processes of motivation and goal-setting are associated with the subject's ideas about the promising future, which are the basis for building the professional activities of young teachers, as well as for establishing a system of social ties and relationships aimed at achieving goals within an educational organization. Conclusions are drawn that the adequacy of the image of future professional activity, the conformity of the specialist's ideas about the real conditions of educational activity contribute to the successful adaptation of a young specialist and his consolidation in the profession. The necessity of studying the issues of designing the image of a promising future in the context of the social adaptation of a novice teacher in an organizational environment is indicated.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВНОМ БУДУЩЕМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Абдурахманов, С. Р. Представления о перспективном будущем как психологический фактор социально-профессиональной адаптации молодых педагогов / С. Р. Абдурахманов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN122.pdf

For citation:

Abdurakhmanov S.R. Ideas about the promising future as a psychological factor of socio-professional adaptation of young teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 35PSMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Абдурахманов Султан Ризаевич

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия

Аспирант

E-mail: sultan.abd96@yandex.ru

Представления о перспективном будущем как психологический фактор социально-профессиональной адаптации молодых педагогов

Аннотация. В статье рассматривается проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных организациях. Сложившейся ситуацией в сфере кадрового обеспечения школ — нехваткой молодых специалистов в системе образования, продиктована необходимость продолжения исследований, направленных на изучение вопросов социальной адаптации молодых специалистов в профессиональной среде. Представленная статья является частью диссертационного исследования, посвященного изучению некоторых аспектов социальной адаптации и профессионального становления молодого педагога в организационной среде.

Автором рассмотрен ряд последовательных стадий процесса социальной адаптации, характеризующих особенности изменений и приводящих к динамическому равновесию во взаимоотношениях между личностью и социальной средой.

На основании анализа исследований и научных статей по данной теме определены факторы, оказывающие влияние на процесс социальной адаптации педагогов. К ним относятся факторы среды, факторы управления процессом адаптации и индивидуально-личностные факторы, связанные с психологическими свойствами индивида, уровнем его личностного развития. Индивидуально-личностные факторы адаптации молодого специалиста в профессиональной среде многообразны: уровень знаний, умений и навыков, влияющих на развитие профессиональной компетентности, профессиональное самосознание, ценностное отношение к деятельности, уровень профессиональной мотивации, целеполагание, индивидуально-психологические свойства самой личности.

С процессами мотивации и целеполагания связаны представления субъекта о перспективном будущем, которые являются основой для построения профессиональной деятельности молодых педагогов, а также для установления системы социальных связей и отношений, направленных на достижение цели в рамках образовательной организации.

Сделаны выводы о том, что адекватность образа будущей профессиональной деятельности, соответствие представлений специалиста о реальных условиях образовательной

деятельности способствуют успешной адаптации молодого специалиста и закреплению его в профессии. Обозначена необходимость изучения вопросов проектирования образа перспективного будущего в контексте социальной адаптации начинающего педагога в организационной среде.

Ключевые слова: социальная адаптация; образ будущего; профессиональный рост; молодой специалист; педагог; факторы профессиональной адаптации

Изучение различных аспектов адаптации молодых педагогов приобретает сегодня особую актуальность. Ситуация, с которой столкнулась система образования на всех уровнях в связи с принятием мер и ограничений по снижению распространения пандемии коронавирусной инфекции, способствовала перестройке системы общего образования и введению альтернативной модели образовательного процесса. Современные запросы к системе образования изменили ранее сформированную модель взаимодействия между педагогом и другими субъектами образовательного процесса и в настоящее время предъявляют достаточно высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагога: коммуникативной компетентности, аналитическим способностям, организационным навыкам, проектному мышлению, навыкам цифрового общения, умению сочетать новые методы обучения и воспитания с современными информационными технологиями.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции педагогам необходимо было не только применять знания в предметной области, но также использовать цифровые технологии и новые дидактические средства в целях взаимодействия с обучающимися в режиме онлайн [1].

Сложившаяся негативная ситуация в сфере кадрового обеспечения школ молодыми специалистами усилила необходимость продолжения изучения вопросов их социальной адаптации в образовательной среде, так как остро ощущается проблема нехватки молодых специалистов. Кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров: средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет, более четверти учителей в России старше 55 лет. Доля работающих специалистов в образовательных учреждениях в возрасте до 35 лет в 2021 году составила только 23 % [2].

Проблема закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях в период их адаптации в профессии обусловлена различными причинами: недостаточной мотивацией к профессиональной деятельности в системе образования, несовпадением профессиональных ожиданий и реальной действительности, отсутствием перспективы вертикального карьерного роста, большими нагрузками, низкой зарплатой, сложностями проблем коммуникации с учащимися, родителями, коллегами, руководством, объемным документооборотом, недостаточной оснащенностью школ и другими причинами [3].

На проблему закрепления молодых специалистов повлияла также и карантийная социальная изоляция, изменившая привычную обстановку и традиционный процесс обучения. Смена форматов обучения и трансформация взаимодействия между субъектами образовательного процесса стало причиной возникновения профессионального стресса у педагогов. 84 % учителей отметили, что их нагрузка существенно увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение, обусловленным новым подходом к ведению занятий и работы с классом. Наиболее гибкие поведенческие стратегии в этот период были выявлены у педагогов 25-35 лет [4]. По данным ВЦИОМ доля молодых педагогов до 25 лет, которые не имеют достаточного навыка работы в Интернете и использования сетевых ресурсов, составила 2 %, с 25 до 35 лет — 5 % [5].

Введение

Таким образом, сложившаяся кадровая ситуация в системе образования вызывает необходимость многоаспектной адаптации начинающих педагогов к существующим современным реалиям. Со стороны государства этой проблеме уделяется большое внимание, но на данный момент отсутствуют институциональные механизмы и концептуальные подходы к её решению, что усугубляет актуальную для сегодняшнего дня проблему мотивации молодых учителей, характеризующуюся постоянно нарастающей их нехваткой и старением педагогических кадров [6].

Адаптация молодого педагога в образовательной среде представляет собой сложный динамичный процесс освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, навыков, в результате чего происходит активное взаимодействие, как педагога, так и педагогического коллектива. В установленный срок ему необходимо не только достичь профессиональной компетентности, но и ощутить свою принадлежность к структуре образовательной организации, где происходит процесс его становления как профессионала. От успешности адаптации молодого специалиста в профессиональной среде зависит, реализует ли он себя в профессии, закрепится ли в системе образования.

Понимание субъектом будущих целей, осознание закономерности между настоящими действиями и ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции его поведения. Соответствие представлений специалиста о реальных условиях трудовой деятельности способствует успешной его адаптации.

На сегодняшний день издано достаточно много публикаций по проблеме социально-профессиональной адаптации. Теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности рассмотрены в работах Д.А. Андреева, Б.Г. Ананьева, И.К. Кряжевой, A.A. Налчаджян, А.В. Мудрика, Т. Шибутани. Особенности процесса социальной адаптации личности изучали О.И. Зотова, Т.А. Немчин, Ф.Б. Березин, П.К. Анохин, А.В. Петровский, А.А. Реан. Условия адаптации молодого педагога в профессиональной деятельности раскрыты в исследованиях О.А. Абдулиной, Г.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.Г. Мороз, В.А. Сластенина, С.В. Овдей, П.А. Шептенко.

В целях выявления значимых взаимосвязей между уровнем адаптивности и некоторыми особенностями проектирования будущего были учтены работы по исследованию категории будущего. Вопросам, связанным с изучением механизмов построения образа будущего, его влияния на организацию жизненного пути человека посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеера.

В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, проводимых социологами, психологами, педагогами, проблема социальной адаптации и закрепления начинающих педагогов в системе образования недостаточно решена и, следовательно, требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.

Цель статьи — провести анализ состояния социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, выявить факторы и противоречия, влияющие на её эффективность в учреждениях образования.

Автором были проанализированы исследования и научные статьи по вопросам социально-профессиональной адаптации молодых педагогов. Для анализа были использованы работы, содержащие данные эмпирических исследований.

Методы

Результаты и их обсуждение

Социально-профессиональная адаптация охватывает процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленный сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии [7].

Начиная педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, сферу взаимоотношений и взаимодействий, сталкивается с новым режимом умственных и физических нагрузок [8].

Перед каждым молодым специалистом с первых дней встает ряд взаимообусловленных

задач:

• выполнение определенных профессиональных обязанностей, включая проведение оценки собственных способностей;

• умелое применение своих знаний и практических навыков с учётом уровня используемых в учебном процессе инновационных методов;

• активный поиск оптимальных вариантов взаимодействия со всеми участниками учебного процесса: администрация — учитель, учитель — учитель, учитель — ученик — родитель, сочетание очного и дистанционного форматов взаимодействия;

• гармоничное вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; осознание требований нового социального окружения, профессиональной деятельности, понимание своей роли и корректирование своего поведения [9].

Процесс адаптации молодого специалиста затрагивает все его уровни — от физиологических реакций организма до психологической регуляции деятельности. Для любого начинающего педагога этот период является сложным, так как связан с высоким эмоциональным напряжением, когда необходимо мобилизовать всю свою волю, энергию, физическую силу, заставить себя сдерживать эмоции и преодолевать стрессовые ситуации. Внутри молодого специалиста происходит перестройка прежних стереотипов. Образовательная среда и профессиональное окружение диктуют свои правила, у молодого специалиста развиваются новые наклонности, убеждения, знания, умения, навыки и привычки адекватного поведения.

Социальная адаптация молодого специалиста в профессиональной среде рассматривается как непрерывный многофакторный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды.

При этом необходимо отметить о многогранности этого процесса, зависящего от множества взаимосвязанных между собой аспектов:

• социального аспекта, включающего в себя требования государства к сфере образования, вариантам адаптивного поведения;

• личностного аспекта, связанного с индивидуальными особенностями личности, характером и особенностями его адаптивного поведения;

• профессионального аспекта, направленного на повышение уровня профессиональных способностей человека, осознание и стремление развивать свои потенциальные возможности;

• ролевого аспекта, рассматривающего молодого специалиста в различных профессиональных ролях: учителя, подчиненного, коллеги, делового партнера.

Процесс адаптации складывается из ряда последовательных стадий: выявление противоречий между представлениями и ожиданиями адаптирующейся личности и реальным положением дел; выработка собственной стратегии общения и поведения, направленной на установление соответствия между выдвигаемыми требованиями и их применением, установление динамического равновесия во взаимоотношениях между личностью и социальным окружением, когда выдвигаемые требования соответствуют реализованным.

На процесс адаптации молодого педагога в профессиональной среде оказывают влияние:

1. факторы среды — условия образовательной среды, в которой необходимо вести профессиональную деятельность, характер деятельности, особенности и условия труда, особенности организационной культуры образовательного учреждения, социально-психологический климат в коллективе;

2. факторы управления процессом адаптации; включающие организационные механизмы «приспособления» нового сотрудника;

3. индивидуально-личностные факторы, связанные с психологическими свойствами индивида, уровнем его личностного развития, обеспечивающие личностную регуляцию поведения и деятельности [10]. Некоторые авторы к таким факторам относят мотивационно-ценностную сферу личности, целеполагание, индивидуальные особенности, социальные установки, готовность к педагогической деятельности [11].

Анализ исследований позволил выявить ряд индивидуально-личностных факторов адаптации молодого специалиста в профессиональной среде (табл. 1). Чем выше уровень их развития, тем выше вероятность успешной адаптации, и тем значительнее диапазон внешних факторов среды, к которым личность может адаптироваться [12].

Таблица 1

Индивидуально-личностные факторы адаптации молодого специалиста в профессиональной среде

Факторы Характеристики

Уровень знаний, умений и навыков, влияющих на развитие профессиональной компетентности когнитивный компонент — влияние знаний, умений, способностей на результативность профессиональной деятельности

процессуально-операционный компонент — преобразование знаний и умений в эффективные действия

личностно-рефлексивный компонент — дальнейшее развитие личности, его сознания, профессионально значимых личностных качеств

Профессиональное самосознание осознание себя как части профессионального сообщества и профессиональной деятельности (образы субъекта и объекта труда, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, Я-концепция)

Ценностное отношение к деятельности соответствие смысла профессиональной деятельности субъекта общим жизненным смыслам

Мотивация профессиональной деятельности личностное побуждение к деятельности, основанное на потребностях личности, ее ценностных ориентациях

Целеполагание наличие замысла, жизненной цели, проекта-цели, проектирования своего будущего

Индивидуально-психологические свойства личности темперамент, особенности характера, коммуникативные способности, уровень развития познавательной сферы: мышления, памяти, внимания, воображения

Составлено автором Страница 5 из 11

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций нового для него социума.

Успешность социально-профессиональной адаптации педагога зависит не только от того, какие возможности предоставляет ему социальная среда, а также от осознания им смысла своей деятельности, способности к целеполаганию, овладения структурой педагогической деятельности, осознанной активности, способности к реализации педагогической деятельности, способности к рефлексии, самоанализу и самооценке1.

С процессами мотивации и целеполагания связаны представления субъекта о перспективном будущем, которые являются основой для построения профессиональной деятельности молодых педагогов и установления системы социальных связей и отношений, направленных на достижение цели в рамках образовательной организации. Мотив к профессиональной деятельности не только выражает потребности, но и, побуждая личность к совершению поведенческого акта, направляет его на объекты, в которых потребности находят удовлетворение. Процесс моделирования профессиональной мотивации педагогов неоднозначен и зависит от тех потребностей, которые являются ключевыми для каждого конкретного индивида. К тому же мотивация по своей сути изменчива: то, что было значимым вчера и сегодня, завтра может оказаться неактуальным [13]. Чёткое определение молодым специалистом своих жизненных целей, соответствие представлений о профессиональной деятельности реальным условиям можно рассматривать как одно из условий успешной социальной адаптации. Для этого важен образ тех целей, стремлений, достижений, к которым стремится человек, насколько они реалистичны, адекватны, структурированы, осмысленны

[14].

Большинство авторов образ будущего рассматривают как динамичное образование, которое обеспечивает определённость бытия человека и выступает как результат проявления смысла жизни в его мотивационно-целевых установках. Этот образ определяет общую направленность потребностей, мотивов, интересов, убеждений, побуждений, ценностных ориентаций личности и может быть сформирован согласно целям и поведенческим стратегиям, направленным на их осуществление [15].

Значимость будущего в жизни и развитии личности подчеркивал В. Франкл, отмечая, что индивид не может «существовать без фиксированной точки отсчёта в будущем», «с утратой будущего человек утрачивает внутренний временной план, в связи с этим возникает его бездумное существование» [16].

По мнению Л.С. Выготского «невозможно понять до конца человеческую личность, если рассматривать её статически, как сумму проявлений, поступков, без единого жизненного плана, превращающего историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный единый биографический процесс» [17].

Осознание наличия образа будущего является неотъемлемой частью психического развития личности и способно различным образом влиять на различные процессы в личности человека. Проектирование профессионального будущего Третьякова В.С. рассматривает «как опережающий взгляд личности на свое профессиональное самоопределение, сущность которого заключается в установлении целей, направленности и результативности профессионального пути, в установлении динамики и взаимосвязи процессов развития

1 Современный урок: тенденции, возможности, анализ: учебно-метод. пособие / М.Г. Ермолаева. — СПб: КАРО, 2011. — 157 с.

будущих событий на основе прогностической направленности личности. В результате чего личность получает маршрут воплощения в жизнь актуальных событий в соответствии со своими целями и смыслом жизни» [18]. По мнению Зеера Э.В. «модель прогнозирования профессионального будущего предполагает создание индивидом траектории своего будущего, в которой профессиональная деятельность является ценностью и значимой частью жизнеопределяющих целей» [19].

Следовательно, образ будущего — это то, как индивид представляет своё будущее. Это тот вариант, который для него кажется наиболее вероятным, и из которого он будет исходить в своих поступках в настоящем времени. Ключевыми параметрами, оказывающими наибольшее влияние на личность педагога, являются уверенность человека в реализуемом образе и субъективная важность данной перспективы для него. При проектировании своего будущего индивиду необходимо гармонично сочетать потребности и возможности, соотносить желаемое с реальной действительностью, понимать смысл будущего лично для себя и ставить чёткие цели, осознанно и взвешенно, учитывая все стороны выбранной профессии. Процесс адаптации к новым условиям ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными негативными ситуациями, которые могут возникнуть в предстоящей деятельности [20].

Анализ результатов различных социологических опросов, мониторингов позволил выявить положительные и отрицательные стороны в профессии педагога, которые необходимо учитывать молодому педагогу при проектировании своего будущего в современных социальных условиях.

К преимуществам профессии следует отнести реализацию творческого потенциала, непрерывный процесс совершенствования, возможность горизонтального профессионального роста, отсутствие однообразия в работе, включение в образовательный процесс современных информационных технологий, наличие гарантированных государством социальных льгот и адресной материальной поддержки, реальные результаты вложенного труда.

Отрицательные факторы данной профессии включают в себя высокую ответственность, большие нагрузки, круглосуточную занятость, отсутствие перспектив вертикального карьерного роста, сравнительно небольшую оплату труда, неоднородный контингент учащихся, риск быстрого эмоционального и профессионального выгорания.

Трудности, которые возникают при социальной адаптации начинающих педагогов в организационной среде:

1. не соответствие реальной действительности прогнозируемому результату;

2. переоценка или недооценка собственных ресурсов и возможностей;

3. недооценка факторов напряженности выполняемой работы;

4. сложности во взаимоотношениях с большим количеством людей: учащимися, их родителями, коллегами, руководителем;

5. недостаток опыта, практических знаний и навыков, углубленных в сферу деятельности [21].

Правильно спроектировать образ будущего, увидеть возможности для саморазвития и самоактуализации, наметить жизненный план, вносить в него коррективы, достигать цели, используя полученные опыт, знания и умения — основная задача начинающего специалиста. При проектировании профессионального будущего учитываются также конкретные выбираемые цели: учебное заведение, специальность, место работы и др. Чем адекватнее образ будущей профессиональной деятельности, тем успешнее его адаптация, и наоборот, расхождение реальности спроектированных представлений и ожиданий человека о будущем

делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, затрудняет процесс адаптации в организационной среде.

Однако полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у индивида невозможно. Прогнозы и намерения подавляющего большинства молодых специалистов не совпадают, их профессиональное будущее «чревато непредсказуемостью, неопределенностью и отсутствием четких перспектив максимально реализовать, выполнить себя в профессиональной жизни» [22]. Это приводит к возникновению трудностей на профессиональном пути, которые препятствуют их социальной адаптации. Поэтому одной из основных проблем подготовки специалистов является формирование у будущих специалистов правильного соразмерного их возможностям понимания своей профессии и условий профессиональной деятельности. Однако соединение представлений о будущем с реальной действительностью даже в идеальном случае носит кризисный характер.

При успешной адаптации индивид достигает высоких результатов трудовой деятельности, которые проявляются в росте эффективности труда и общественной, познавательной активности; субъективной удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности: содержанием, организацией и условиями труда, морально-психологическим климатом в коллективе, заработной платой, возможностью профессионального роста.

Для закрепления будущих педагогов в профессии необходим поиск новых технологий, форм, методов и средств, которые должны учитывать новые требования, предъявляемые к компетенции педагога, способствовать ему в применении своих знаний и умений, профессиональному становлению, профессиональному росту и социальной адаптации.

Адаптация молодых педагогов в профессиональной среде должна предусматривать методы работы, адекватные их энергетике, позволяющие ставить амбициозные цели, обеспечивать сотрудничество и соревновательность [23]. Это возможно за счёт создания гибкой и мобильной системы действий, «способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, способствовать формированию у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации» [24].

Таким образом, процесс социальной адаптации и профессиональное становление молодого педагога включает ряд последовательных стадий: выявление противоречий между представлениями и ожиданиями адаптирующейся личности и реальной действительностью; выработка собственной стратегии общения и поведения, направленной на установление соответствия между выдвигаемыми требованиями и их применением, установление динамического равновесия во взаимоотношениях между личностью и социальным окружением.

Успешность социальной адаптации педагога зависит не только от того, какие возможности предоставляет ему социальная среда, но и от осознания им смысла своей деятельности, способности к мотивации и целеполаганию. С процессами мотивации и целеполагания связаны представления субъекта о перспективном будущем, которые являются основой для построения профессиональной деятельности начинающих педагогов и установления системы социальных связей и отношений, направленных на достижение цели в рамках образовательной организации.

Чёткое обозначение молодым специалистом своих жизненных целей, конструирование своего будущего, осознание закономерности между настоящими действиями и ожидаемыми в

Выводы

будущем результатами, соответствие представлений о профессиональной деятельности реальным условиям можно рассматривать как одно из условий успешной социальной адаптации.

Но как бы человек не готовился к будущей профессии, при поступлении на работу у него меняется всё: образ жизни, деятельности, характер общения. Несоответствие образа будущей деятельности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам, которые усложняют процесс адаптации личности в образовательной среде. Необходимо не только сформировать у будущих педагогов адекватный образ специальности и профессиональной деятельности, но и подготовить их в соответствии с этим образом — привить любовь к своей профессии, развить стремление совершенствоваться в специальности, наращивать свой профессионализм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О., Коновалов А.А., Чебыкина И.В. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.

2. Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ — 2021. — С. 87-88.

3. Мартыненко О.О., Карев Б.А., Соболева Е.В., Ключников Д.А. Проблема привлечения и профессиональной адаптации молодых учителей: анализ факторов и опыт решения // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 6. — С. 135-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Авдеева А.П., Журавлев А.К., Нечушкин Ю.В., Сафонова Ю.А., Цыганенко О.С. Психологическое благополучие преподавателей вуза при пандемии // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 4 — С. 117-123.

5. Шурухина Т.Н., Довгаль Г.В., Глухих Е.В., Ключников Д.А. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6.

6. Скударёва Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. — 2014. — Т. 20. — С. 28-32.

7. Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 10. — Вып. 5. — С. 182-190.

8. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. — 2016. — № 42. — С. 48-52.

9. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 76-80.

10. Вострикова А.С. Индивидуально-личностные аспекты адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности Вестник университета Российской академии образования 2010 — № 5 — С. 105-107.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

24.

Попинако Е.А. Психологические факторы адаптации педагогов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2019. — Выпуск 2. — С.521-524.

Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 2012 — № 1. — с. 205-208.

Скударёва Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова — 2014. — Т. 20 — С. 28-32.

Нюттен Ж. Мотивация, действие, перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности // Серия «Мастера психологии». — СПб: Питер, 2003. — 608 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153-165.

Третьякова В.С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 1. — С. 61-70.

Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего // Образование и наука. — 2021 — Т. 23 — № 6 — С. 153-184.

Вострикова А.С. Индивидуально-личностные аспекты адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности // Вестник университета Российской академии образования. — 2010. — № 5. — С. 105-107.

Мухаметова А.Ф., Суворова А.А. Проблема адаптации молодых специалистов // Инновационная наука. — 2015. — № 7. — С. 134-137.

Зеер Э.Ф. Прогнозирование профессионального будущего личности: профессиологический аспект // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Первоуральск, 12 марта 2020 г. Первоуральск: Изд-во РГППУ. — 2020. — С. 10-17.

Логинова Н.Ф. Профессиональное становление молодых педагогов: ситуация, способы действия и перспективы // Научно-теоретический журнал «Исследования молодых учёных. — 2018. — Выпуск 3 (36) — С. 92-100.

Козырева Е.Ю. Условия успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 7. — С. 199-201.

Abdurakhmanov Sultan Rizaevich

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russian

E-mail: sultan.abd96@yandex.ru

Ideas about the promising future as a psychological factor of socio-professional adaptation of young teachers

Abstract. The article deals with the problem of securing and retaining young teachers in educational organizations. The current situation in the field of staffing schools — the shortage of young professionals in the education system, dictated the need to continue research aimed at studying the issues of social adaptation of young professionals in the professional environment. The presented article is part of a dissertation research devoted to the study of some aspects of social adaptation and professional development of a young teacher in an organizational environment.

The author considers a number of successive stages of the process of social adaptation, characterizing the features of changes and leading to a dynamic balance in the relationship between the individual and the social environment.

Based on the analysis of research and scientific articles on this topic, the factors influencing the process of social adaptation of teachers are determined. These include environmental factors, factors of adaptation process management and individual-personal factors related to the psychological properties of the individual, the level of his personal development. Individual and personal factors of adaptation of a young specialist in a professional environment are diverse: the level of knowledge, skills and abilities that affect the development of professional competence, professional self-awareness, value attitude to activity, the level of professional motivation, goal-setting, individual psychological properties of the personality itself.

The processes of motivation and goal-setting are associated with the subject's ideas about the promising future, which are the basis for building the professional activities of young teachers, as well as for establishing a system of social ties and relationships aimed at achieving goals within an educational organization.

Conclusions are drawn that the adequacy of the image of future professional activity, the conformity of the specialist's ideas about the real conditions of educational activity contribute to the successful adaptation of a young specialist and his consolidation in the profession. The necessity of studying the issues of designing the image of a promising future in the context of the social adaptation of a novice teacher in an organizational environment is indicated.

Keywords: social adaptation; image of the future; professional growth; young specialist; teacher; factors of professional adaptation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.