подчинения. Его демонстрируют 88% респонденток данной группы. Этот стиль предполагает высокий уровень подчиняемости и исполнительности. У жён-военнослужащих преобладает ситуационный стиль подчинения (60%). Он характеризуется средним уровнем выраженности данных показателей. На втором месте у них нормативный стиль (24%). У женщин гражданских профессий на первом месте, как и в группе военнослужащих, ситуационный стиль (52%). А вот на втором - стиль, названный нами «человек дела» и предполагающий высокий уровень исполнительности при низком уровне подчиняемости. Этот стиль отсутствует в других группах. Его предпочтение говорит об уверенности в себе, независимости, личной ответственности за дело. На последнем месте у женщин данной группы нормативный стиль. Небольшое число женщин всех групп было отнесено к неопределённому стилю (при наличии среднего показателя по одной из шкал и высокого или низкого - по другой). Полученные данные подтверждают отличие позиций жён военнослужащих, имеющих гражданские профессии, от жён-домохозяек и жён-военнослужащих. Подведём некоторые итоги нашего исследования.
Нами обнаружено отличие удовлетворённости браком и ценности семейных сфер у жён военнослужащих, имеющих гражданские профессии, от жён-домохозяек и жён, являющихся военнослужащими. Для них наиболее значимой является эмоционально-психотерапевтическая сфера, в то время как для женщин других групп - личностная идентификация с супругом, которая в группе женщин гражданских профессий находится на предпоследнем месте в рейтинге. Наименее значимой сферой для них является интимно-сексуальная. Равно высокий уровень значимости родительско-воспитательской сферы, сфер социальной активности и внешней привлекательности свидетельствует о стремлении реализовать все основные сферы семейной жизни. Это может вызывать напряжение и приводить к меньшей удовлетворённости браком. В данной группе неудовлетворённых браком женщин значительно больше, чем в других. Независимость и самостоятельность женщин данной группы проявляется в том, что только у них представлен стиль подчинения «человек дела», характеризующийся низкой исполнительностью и высокой подчиняемостью, а «подчиняемый» нормативный стиль выражен в наименьшей степени по сравнению с женщинами других групп.
Жёны-домохозяйки и жёны-военнослужащие также отличаются между собой по предпочтению семейных сфер и особенностям подчинения, но это различие менее выражено. Для женщин обеих групп наиболее важной
семейной сферой является личностная идентификация с супругом. Она предполагает ожидание общности интересов, потребностей, ценностей, способов проживания жизни
Наименее значимыми семейными сферами для них являются сферы социальной активности и внешней привлекательности. Родительско-воспитательская сфера в обеих группах находится на третьем месте. В отношении других сфер имеются существенные различия. Так на втором месте по значимости для жён-военнослужащих является эмоционально-психотерапевтическая. Она предполагает, как стремление получить поддержку мужа, так и оказать её. Женщина, разделяющая с мужем профессиональные интересы, может понять его в большей степени и стремится к этому. Для домохозяек на втором месте хозяйственно-бытовая сфера. В отсутствии профессиональной занятости домашнее хозяйство данная сфера становится основной сферой интересов и приложения сил. Кроме этого к женщине-домохозяйке предъявляются повышенные требования в этой сфере. Для домохозяек более значимой является интимно-сексуальная сфера. Эмоционально-психотерапевтическая сфера для домохозяйки менее важна. В силу своего статуса, в значительной мере ограничивающего её социальный опыт, она часто может быть не в состоянии глубоко понять и почувствовать переживания супруга и тем более, оказать ему качественную поддержку.
Женщины-домохозяйки являются более подчиняемыми по сравнению с женщинами других групп.
Полученные нами данные могут быть использованы в целях добрачного консультирования, решения проблем семейной жизни военнослужащих
Список литературы
1. Дружинин В.Н. Психология семьи
2. Богданова Д.В. Особенности представления профессиональных военнослужащих о семейных ролях. Магистерская диссертация. Иваново, 2014.
3. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие-практикум для студ. фак. Психологии высш. Учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2006
4. Раскумандрина М.Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика. Дисс канд. психол. наук. - Ярославль, 2004г.
5. Фролова А.А. Удовлетворённость браком и семейной жизнью жён офицеров. Дипломная работа. Иваново, 2012
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Резниченко Мария Андреевна
Канд.психол. наук, профессор кафедры возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ», г. Белгород
Бокова Анна Заликоевна
студентка 5 курса факультета психологии НИУ «БелГУ», г. Белгород
THE «LOVE» CONCEPTION AMONG ADOLESCENTS АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности представлений о любви у старших подростков, показана их зависимость от развитости самоотношения личности и выраженности психологического пола (гендера). SUMMARY
In article features of ideas of love at the senior teenagers are considered, their dependence on development of the self-relation of the personality and expressiveness of a psychological floor (gender) is shown.
В психологической науке сложилась определенная традиция изучения феномена любви (Э. Фромм, В.М. Ро-зин, Р. Мей, И. Ялом, С.В. Петрушин, Л.Я. Гозман, А.И. Валеева, Н.В. Ванюхина, Д.В. Погонцева, А.А. Чугуй и др.). Однако, знания, касающиеся феномена любви в психологической науке, несмотря на множество исследований, носят фрагментарный характер. В отечественной психологии интерес к исследованию любви в подростковом возрасте возник в начале двадцатого века, но данные исследования были немногочисленными. В современной психологической науке не существует общепринятого научного определения любви, как психологической категории и удовлетворительно разработанного представления о ее структуре [1, 3]. Явно ощущается нехватка исследований генетических аспектов в изучении феномена любви.
В подростковом возрасте впервые происходит соприкосновение подростков с новой чрезвычайно значимой сферой отношений - любовь. Происходит интенсивная ориентировка в данной области, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом [2, 3]. Первый опыт любви в подростковом возрасте оказывает сильное влияние на дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений подростка, на развитие и функционирование личности в целом, говорим ли мы о достижении взрослости или формировании идентичности [2,4].
В нашем исследовании предпринята попытка выявить содержательные характеристики представлений о любви и проанализировать их обусловленность развитостью самоотношения личности и выраженностью тендерных характеристик у современных подростков.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие школьники девятых классов, выборка составила 70 человек: 36 мальчиков-подростков и 34 девочки-подростка. Средний возраст испытуемых- 15-16лет.
Для изучения содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков мы использовали: опросник для изучения представлений о любви (И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В. Маслова); методику незаконченных предложений (Дружба-это...; Любовь-это...; Жизнь- это.); методику двадцати высказываний тест «Кто Я?» (М.Куна и Т.Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой, в модификации при помощи вопроса «»Я» и любовь?»). Для изучения самоотношения старших подростков мы использовали опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Для изучения ген-дерных особенностей старших подростков мы использовали: методику диагностики психологического пола
шкала «Маскулинность- фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (БРИ).
По выраженности характеристик психологического пола старших подростков были выделены 2 группы: 1)с выраженностью фемининных характеристик- 26 человек (37%); 2) выраженность маскулинных характеристик - у 44 человек (63%).
Полученные результаты (рис.№1), свидетельствуют о том, что большинство старших подростков (89%) рассматривают феномен любви, как источник всего доброго и светлого, как проявление уникальности и лучшего в человеке, а также склонны идеализировать данное чувство, рассматривать его в соответствии с представлениями классической литературы, как некий романтический идеал. Но в тоже время больше половины наших испытуемых (57%) воспринимают любовь, как существенное препятствие, помеху в жизни, и не рассматривают её, как конструктивное чувство. Такие различия в представлениях о любви, на наш взгляд, могут быть связаны в первую очередь с противоречивостью опыта любовных отношений в сознании подростка.
Содержательные характеристики представлений о любви старших подростков соответствуют возрастным особенностям развития в подростковом возрасте, характеризуются большей направленности в сферу мечтательности и фантазийности (57%; шкала «Идеализированность представлений о любви»), чем решительности действовать (27%; шкала «Дело»). Полученные данные совпадают с мнением А.В. Погониной; «Мечта обо всем, что связано с феноменом любви выступает одним из важнейших элементов духовной жизни подростка и важнейшим механизмом формирования его личности» [1, 12].
Для выявления различий содержательных характеристик представлений о любви маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. Результаты данного анализа свидетельствуют о том, что статистически значимые различия в содержательных характеристиках представлениях о любви у современных старших подростков в зависимости от их психологического пола отсутствуют. За исключением статистически значимых различий по шкале «Любовь- помеха» (на низком уровне) характерных для 15,4% феминных респондентов и 2,3% маскулинных респондентов (ф*эмп = 2.033 р< 0,05). Следовательно, для фемининных испытуемых любовь, как существенное препятствие в жизни выступает реже, чем для маскулинных. Данные различия на наш взгляд связаны с большим стремлением каждого фемин-ного существа по своей природе к любви, и поиску своей второй половины, чем маскулинных.
0% 20% 40% 60% 80% 100% Рисунок 1. Выраженность содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков
Изучение развитости самоотношения у старших подростков (рис.№2). свидетельствует о том, что такие особенности подросткового возраста, как: повышенный
интерес к себе (74%), стремление к принятию (69%) и пониманию себя (67%) соответствуют большинству наших испытуемых, что собственно и свойственно нормативному развитию личности подростка.
Рисунок 2. Выраженность показателей самоотношения у старших подростков
чены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что психологический пол оказывает влияние на показатели самоотношения у старших подростков, их развитие и формирование.
Таблица №1
Результаты сравнительного анализа содержательных характеристик представлений о любви у маскулинных
Для выявления различий в показателях самоотношения маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. В таблице №1 обозна-
Особенности самоотношения Респонденты Статистические различия
Маскулинные Фемининные
Ожидаемое отношение от других (низкий уровень) 37% 73% (ф* = 3.056 р< 0,05)
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (высокий уровень) 43% 12% (ф* = 3 р< 0,05).
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (средний уровень) 39% 69% (ф* = 2.523 р< 0,05)
Самопонимание (средний уровень) 7% 31% (ф* = 2.624 р< 0,05)
Далее было проведено уменьшение признакового пространства посредствам факторного анализа. Признаковое пространство содержательных характеристик представлений о любви феминных испытуемых сократилось до 3-х основных факторов: «Эмоциональность представлений», «Целостность представлений», «Направленность представлений». А маскулинных испытуемых до следующих 3 -х основных факторов: «Целостность представлений», «Идеализация представлений», «Результативность представлений». Следовательно, содержательные характеристики представлений о любви у маскулинных старших подростков носят более деятельный и результативный, а не просто направленный характер, как у феминных. Признаковое пространство особенностей самоотношения феминных и маскулинных испытуемых сократилось до следующих 3 -х основных факторов: «Позитивное самоотношение», «Социальное самоотношение», «Индивидуальное самоотношение».
Был проведен корреляционный анализ при помощи непараметрического критерия Спирмана между показателями содержательных характеристик представлений о
Таблица №2
Результаты сравнительного анализа ведущих корреляционных связей содержательных характеристик представлений
любви и самоотношением феминных и маскулинных старших подростков (таблица №2).
На основании данных представленных в таблице № 2, можно говорить о том, что общими характеристиками представлений о любви для фемининных и маскулинных старших подростков являются: самоотдача, жертвенность, служение и жизнь в другом, а так же умение отдавать. Чем выше показатели по шкале «Любовь- самоотдача», тем выше склонность респондента рассматривать любовь, как источник всего доброго и светлого, проявление уникального и лучшего в человеке, идеализированность данного чувства, рассмотрение его в соответствии с представлениями классической литературы, как некого романтического идеала, созидательную силу, способную все преодолеть (шкала «Любовь- самоотдача обнаруживает положительную высоко значимую прямую корреляционную связь (р < 0,01) с показателем любовь, как возвышающая человека сила (г= 0,463) у маскулинных испытуемых и у фемининных испытуемых (г= 0,500) ).
Корреляционная плеяда маскулининных испытуемых Корреляционная плеяда фемининных испытуемых
1) Любовь, как возвышающая человека сила = Идеализация представлений о любви (р < 0,01; г= 0,370) 1)Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р < 0,01; г= 0,500)
Корреляционная плеяда маскулининных испытуемых Корреляционная плеяда фемининных испытуемых
2) Любовь, как возвышающая человека сила - Социальное самоотношение (р < 0,05; г= 0,299) 2)Любовь- самоотдача - Целостность представлений о любви (р < 0,05; г= 0,411)
3) Любовь, как возвышающая человека сила---Позитивное самоотношение (р < 0,05; г= -0,318) 3)Любовь- самоотдача = = = Позитивное самоотношение (р < 0,01; г= - 0,497)
4) Любовь- помеха---Позитивное самоотношение (р < 0,05; г= -0,261) 4) Любовь- самоотдача---Индивидуальное самоотношение (р < 0,05; г= - 0,436)
5) Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р < 0,01; г= 0,463) 5) Любовь, как возвышающая человека сила---Индивидуальное самоотношение (р < 0,05; г= -0,379)
6)Идеализация представлений о любви---Результативность представлений о любви (р < 0,05; г= - 0,264) 6) Направленность представлений о любви---Социальное самоотношение (р < 0,05; г=- 0,390)
Остальные ведущие корреляционные связи, представленные в таблице №2, характеризуются различиями, в зависимости от развитости самоотношения и выраженности в самоотношении маскулинных и фемининных показателей. Например, чем выше уровень позитивного самоотношения маскулинного старшего подростка, тем в меньшей степени для его представлений о любви характерно восприятие данного феномена, как существенного препятствия, помехи в жизни, и рассмотрение его как неконструктивного чувства (шкала «Любовь-помеха» обнаруживает отрицательную значимую обратную корреляционную связь (р < 0,05) с показателем позитивного самоотношения (г= -0,261). В тоже время, чем выше уровень позитивного самоотношения фемининного старшего подростка, тем менее его представления о любви связаны с самоотдачей, жертвенностью, служением и жизнью в другом, умением отдавать (шкала «Любовь-самоотдача» обнаруживает отрицательную высоко значимую обратную корреляционную связь (р < 0,01) с показателем позитивное самоотношение (г=- 0,497)).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Представления о любви у старших подростков характеризуются фрагментарностью, амбивалентностью переживаний и идеализацией;
2. Статистических различий в представлениях о любви у старших подростков в зависимости от выраженности фемининности и маскулинности не обнаружено;
3. В качестве одной из личностных детерминант представлений о любви у старших подростков выступает самоотношение, в частности, такие его показатели, как: ожидаемое отношение от других, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание.
Список литературы
1. Погонина А.В. Возрастные особенности представлений о любви в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.- М.: Институт Психологии РАН, 1993. - 27 с.
2. Яремчук М. В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 -29 с.
ОСОБЕННОСТИ КОМУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
М.И. Лисина, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие исследователи считают, что развитие коммуникативных способностей человека начинается с момента его рождения. Едва появившись на свет, ребенок попадает в социальное окружение и начинает осваивать социальный опыт через эмоциональное общение со взрослым, через взаимодействие с окружающими его предметами, игрушками, через речь [4,5,7].
К старшему дошкольному возрасту у детей уже накоплен достаточно большой багаж коммуникативного опыта. Они умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить свои действия с нормами поведения, которые являются общепринятыми. Освоение этих коммуникативных норм и правил происходит у ребенка в семье, в общении со взрослыми и в общении со сверстниками. При этом, коммуникативное развитие естественно не только нарастает, но и углубляется, изменяются формы общения, которые вносят свой вклад в коммуникативное развитие ребенка.
Тюкалова Екатерина Сергеевна
студентка ФГБОУ ВПО «ИГУ», г. Иркутск Галеева Елена Владимировна
старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ИГУ», г. Иркутск
Очень большой интерес для нашего исследования представляет работа М.И. Лисиной, которая раскрывает этапы формирования коммуникативной сферы детей в дошкольном возрасте. Данный исследователь очень точно также указывает на значимость общения для развития ребенка: «если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека сложно разрешить, а иногда невозможно [4].
Опыт общения со взрослыми и сверстниками в детском возрасте является базисом для дальнейшего личностного, социального и коммуникативного развития. По мнению О. Гаврилушкиной, погашение таких проявлений в поведении как агрессивность, жестокость, враждебность зависит от своевременной помощи ребенку, от полноценности его развития в период дошкольного детства, от развития его коммуникативных способностей [2].