2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия 16
Вып. 4
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
Г. С. Никифоров, Л. И. Августова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРИТЕРИЯХ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье представляет собой сложный, системный по своей сущности феномен. Серьезные нарушения в здоровье человека влекут за собой изменения в привычном образе жизни, возможную утрату трудоспособности, коррекцию планов на будущее. Проблема здоровья носит выраженный комплексный характер, на его изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест принадлежит психологии здоровья.
К числу ключевых вопросов психологии здоровья относится определение критериев оценки и самооценки здоровья на трех уровнях рассмотрения: физическом, психологическом и социальном.
На физическом уровне сущность здоровья усматривают в динамическом равновесии всех внутренних органов и их адекватном реагировании на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее его влияние на состояние психического и социального здоровья.
Оценка выраженности здоровья на уровне организма в современной медицине представляется достаточно удовлетворительной. Объяснение этому состоит прежде всего в том, что медицинские критерии здоровья регулируются нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации [1, с. 86]. Это обеспечивает единый подход к оценке физического здоровья. Применительно к двум другим уровням ситуация с определением и оценкой критериев выглядит не столь ясно и однозначно. Достаточно сказать, что сам термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) лишь в 1979 г.
Очевидно, что выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья является одним из тех определяющих вопросов, от степени
Никифоров Герман Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Августова Людмила Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © Г. С. Никифоров, Л. И. Августова, 2013
4
разработанности которых будет во многом зависеть мера практической применимости психологии здоровья как научного направления.
Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особое значение имеют интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.
Переход от психологического уровня к социальному весьма условен. Во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнения человеком своих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей человека и степенью его участия в жизни общества. Среди критериев социального здоровья выделяют: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатию, ответственность, культуру потребления, демократизм в поведении.
Анализ литературы позволяет заключить, что на фоне очевидного разброса мнений просматривается определенная повторяемость в обозначении критериев психического и социального здоровья, что может свидетельствовать о неслучайности выбора. С другой стороны, приводимые рядом авторов перечни критериев следует трактовать как некие совокупности, поскольку в их основе отсутствует классификационный признак, который позволил бы придать им какую-то внутреннюю организацию. В связи с этим была предпринята попытка перечислить наиболее часто называемые в литературе критерии здоровья, положив в основание классификации виды проявления психического: процессы, состояния и свойства [2-3].
Едва ли возможно свести оценку физического, психического и социального здоровья к какому-то одному универсальному критерию. Однако представляется уместным выделить на каждом из уровней наиболее валидные показатели здоровья, обоснованно сузив исходную критериальную базу.
Вопрос о критериях здоровой личности впервые был содержательно рассмотрен в начале XX столетия В. М. Бехтеревым [4]. Впоследствии он стал предметом особого внимания и в зарубежной психологии. Так, Л. Хьелл и Д. Зиглер, неукоснительно следуя принципу объективного рассмотрения существующих теорий личности, вскрывают как их несомненные достоинства, так и очевидные слабости [5]. По мнению авторов, надежная и претендующая на широкую востребованность теория личности должна ответить на принципиальный вопрос: что такое здоровая личность и, соответственно, каковы критерии оценки ее здоровья? В известных работах А. Адлера, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма и ряда других авторов с разной степенью обстоятельности представлены характеристики, которые входят в содержание психологического портрета здоровой личности.
Обобщая представления зарубежных исследователей о здоровом человеке, можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, и это самое очевидное заключение, никто из них, как правило, не называет критерии, относящиеся к уровню физического (соматического) здоровья. Они ориентируются прежде всего на психическое и социальное здоровье. Во-вторых, некоторые критерии повторяются у разных авторов, например: креативность (Маслоу, Роджерс), чувство юмора (Маслоу, Олпорт), способность устанавливать глубокие межличностные отношения (Маслоу, Олпорт), социаль-
5
ный интерес (Адлер, Фромм, Маслоу), адекватное восприятие действительности (Мас-лоу, Олпорт).
Первый учебник по психологии здоровья вышел в США в 1979 г. Однако ни в нем, ни в учебниках последнего времени, изданных в Америке, в Англии и Германии, тема критериев здоровья личности не поднимается. Можно предположить, что это объясняется не недооценкой важности рассматриваемого вопроса, а скорее, неготовностью авторов представить достаточно исчерпывающий, как того требует жанр учебника, материал по данной теме. Вместе с тем, как видно из работы И. Н. Гурвича [6], критерии психического и социального здоровья человека привлекают к себе внимание современных зарубежных персонологов. Имеются размышления на этот счет и в материалах, издаваемых ВОЗ. В целом же, говоря о западных исследованиях, можно согласиться с замечанием, что каждая из научных школ привносит свои характерные акценты в обсуждение вопроса о критериях здоровья [1, с. 89-92].
В рамках обсуждаемой темы не менее важно понять, какие представления о критериях здоровья существуют в широком обыденном сознании: у детей, взрослых, людей пожилого возраста. Представления людей о здоровье обусловлены не только личным опытом и самооценкой состояния собственного здоровья; можно предположить, что на характер этих представлений оказывают влияние такие факторы, как возраст, пол, профессиональная принадлежность, ориентация на мнения специалистов в данной области, а также на убеждения, специфические для той или иной социокультурной группы. Можно также предположить, вновь обращаясь к биопсихосоциальной модели здоровья или болезни, что критерии здоровья, относящиеся к трем названным уровням рассмотрения, не являются в сознании людей равноценными.
Одна из первых попыток изучения данного вопроса была предпринята в ряде дипломных работ, выполненных под руководством профессора Г. С. Никифорова на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (см. подробнее: [7]). Объектом исследований были школьники средних и старших классов общеобразовательных школ и врачи. Результаты исследования показали, что представления школьников о критериях здоровья не носят сбалансированного, гармоничного характера. Акцент в них с очевидностью смещен в сторону физического здоровья, т. е. имеет место «сомати-зация» понятия здоровья. На общем фоне девочки демонстрируют большее понимание роли психических и социальных признаков в оценке здорового человека. В аналогичном исследовании врачей-нейрохирургов были получены в целом близкие результаты: критерий физического здоровья доминировал по сравнению с психическим и особенно с социальным, обнаружились и те же гендерные различия — наибольшее число выборов критериев психического и социального здоровья принадлежало женщинам-врачам.
Нами было проведено исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выявить степень влияния специального (в нашем случае психологического) образования на характер представлений о критериях здоровья человека. Остановимся более подробно на результатах выполненной работы.
Респондентам предлагалось написать шесть признаков (критериев) здоровья, которые по их мнению являются самыми важными. Первичная обработка данных состояла в том, чтобы с помощью экспертов отнести представленные в протоколах критерии к одному из трех уровней здоровья: физическому, психологическому или социальному. Можно привести следующие примеры разнесения высказываний (критериев) испытуемых по трем уровням здоровья:
6
• хорошее самочувствие, физическое здоровье, хороший внешний вид — физический уровень;
• жизнерадостность, эмоциональная стабильность, хорошее настроение — психологический уровень;
• адекватное поведение, общительность, доброжелательность — социальный уровень.
Дальнейшая первичная обработка заключалась в подсчете значений, характеризующих частотные данные разнесения критериев по трем уровням здоровья. Математи-ко-статистическая обработка осуществлялась с использованием непараметрического критерия х2 для случая с одной выборкой и для двух независимых выборок [8].
Общее количество испытуемых по всей выборке составило 1290 человек (мужчин — 261, женщин — 1029).
В первую группу вошли студенты первого, третьего и пятого курсов факультетов психологии Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Общая численность этой группы составила 716 человек (129 юношей, 587 девушек); из них студентов первого курса — 501 человек (93 юноши, 408 девушек); студентов третьего курса — 145 человек (15 юношей, 130 девушек), студентов пятого курса — 70 человек (21 юноша, 49 девушек).
Во вторую группу вошли лица, проходившие переподготовку на факультете психологии СПбГУ в 2001-2006 гг.; получившие второе высшее образование на факультете психологии СПбГУ в 2000-2006 гг.; проходившие переподготовку в Республиканском гуманитарном институте СПбГУ в 2000-2007 гг. Все обучавшиеся получили образование по специальности «Психология». Общее количество испытуемых второй группы составило 427 человек, из них мужчин — 82, женщин — 345.
И наконец, в третью группу вошли обучающиеся из Италии, Бразилии и России, которые проходили профессиональную подготовку в области онтопсихологии на факультете психологии СПбГУ. Обучение итальянской группы осуществлялось по программе бакалавриата, а учебный процесс бразильской и российской групп проходил в соответствии с программой профессиональной переподготовки. Предполагалось, что в данной группе респондентов распределение критериев здоровья по уровням, а также их содержание могут получить характерный сдвиг в сторону большей представленности критериев психического и социального здоровья. Данное предположение базировалось на том, что состав учебных дисциплин, ориентированный на профессиональную подготовку онтопсихо-логов, предоставляет им хорошо выраженные возможности как для осмысления самого феномена здоровья, так и для более дифференцированной трактовки критериев психического и социального здоровья. Здесь уместно заметить, что в дипломной работе Андри-аны Марии Моро Мендес (научный руководитель — ст. преподаватель С. В. Артамонов), выполненной на кафедре онтопсихологии факультета психологии СПбГУ в 2003 г., подчеркивалось: онтопсихология исходит из положения о взаимодействии психики и тела, отдавая приоритет психической деятельности, и относит здоровье к сфере индивидуальной ответственности человека. В названной работе были выявлены значительные различия в понимании здоровья между студентами, незнакомыми с онтопсихологией, и теми, кто проходил курс онтопсихологической психотерапии.
Всего в нашем исследовании приняли участие 147 онтопсихологов (50 мужчин, 97 женщин). В профессиональном плане выборку преимущественно составляли менеджеры, преподаватели, врачи, психологи, экономисты.
7
Всё полученное разнообразие критериев здоровья, названных респондентами, было сведено в 14 обобщенных критериев. На уровне физического здоровья таковых оказалось 4, а на уровне психического и социального здоровья — по 5. Рассмотрим выделенные обобщенные критерии здоровья, указывая те критерии, которые составили их содержание.
• Физический уровень здоровья:
— физическое здоровье (хорошее самочувствие, наследственность, сильный иммунитет, ничего не болит, физическая полноценность, отсутствие лишнего веса);
— энергичность (бодрость, работоспособность, выносливость, подвижность);
— здоровый образ жизни (отсутствие вредных привычек, физическая активность, занятия спортом, рациональное питание, полноценный сон, режим дня, гигиена, забота о своем здоровье);
— привлекательный внешний вид (красивый, чистая кожа, румянец, здоровые зубы, здоровая кожа лица, прямая осанка, ясные глаза, блестящие волосы, ухоженный).
• Психологический уровень здоровья:
— психическое здоровье (эмоциональная стабильность, гармоничность, уравновешенность, спокойствие, отсутствие депрессий, срывов, фобий, психическое благополучие);
— жизнерадостность (оптимист, счастливый, хорошее настроение, веселый, сияющие глаза, радостный, позитивный);
— активность (желание действовать, целенаправленность, саморазвитие, наличие разнообразных интересов, хобби);
— интеллектуальное развитие (умный, мыслящий, знающий, любознательный, образованный, здравомыслящий, рассудительный, талантливый);
— уверенность в себе (отсутствие барьеров в поведении, свободный, самодостаточный, решительный).
• Социальный уровень здоровья:
— адекватность поведения (гармония с окружающим миром, адаптивность, социальная адекватность, гибкость);
— полноценная жизнь (профессиональная и личностная успешность, социальное благополучие, семья, друзья, удачливый, финансовое благополучие, удовлетворенность жизнью);
— отзывчивость (добрый, доброжелательный, альтруист, желание помогать нуждающимся, добродушный);
— нравственное здоровье (соблюдение моральных ценностей, честность, порядочность, социальное здоровье);
— общительность (коммуникабельный, взаимодействие с другими людьми, открытый, искренний, дружелюбный, неагрессивный).
Одно из наших предположений заключалось в том, что на характер представлений о критериях здоровья человека могут влиять возраст, пол, профессиональная принадлежность респондентов. Этот вопрос был исследован на материале студенческой выборки, которую составили юноши и девушки разного возраста (1-го, 3-го и 5-го курсов). Об их профессиональной принадлежности говорить пока преждевременно, но вполне можно ставить вопрос о том, могла ли отразиться на их представлениях о критериях здоровья определенная компетенция в области психологического знания. Со студентами 1-го курса исследование проводилось в самом начале первого семестра (фактически
8
это были вчерашние старшеклассники), со студентами 3-го курса — в середине весеннего (шестого) семестра, а со студентами 5-го курса — в конце обучения. Эти группы студентов различались с точки зрения профессионализации, в том числе благодаря ознакомлению с такими базовыми дисциплинами, как общая, возрастная, социальная, клиническая психология, психология здоровья и др., которые, безусловно, давали им возможность осмыслить и уточнить собственные представления о психологическом портрете здорового человека.
О возможной роли возрастного фактора в студенческой группе можно говорить лишь предположительно, однако категорически исключить его влияние тоже нельзя. Одну группу испытуемых (1-й курс) составили молодые люди, выходящие из периода детства и стоящие на пороге юности, во вторую (3-й курс) вошли те, кто уже вступил в эту пору, а в третью (5-й курс) — лица, находящиеся на пороге взрослой, самостоятельной жизни.
Студенческая выборка. Изучение частотного распределения критериев по трем уровням здоровья на студенческой выборке отдельно для 1-го, 3-го и 5-го курсов, причем как для юношей, так и для девушек, приводит к одному общему выводу: в описании здорового человека испытуемые отдают явно выраженное предпочтение критериям физического здоровья по сравнению с психическим и особенно с социальным [9]. Полученный результат можно объяснить традиционным вниманием прежде всего к соматическому здоровью. Вместе с тем характерное для XX в. последовательное проникновение психологического знания в различные сферы человеческого бытия не могло не отразиться и на трактовке феномена здоровья, в которой роль психологической составляющей становится все более заметной для обыденного сознания. Что же касается понимания и признания роли социального компонента в характеристике здорового человека, то в этом вопросе общество пока находится только в начале пути. При этом по мнению специалистов полноценное выполнение социальных функций следует рассматривать в качестве основного критерия здорового человека. Мы не можем считать таковым асоциальную личность [10, с. 105]. Биопсихосоциальную модель здоровья и болезни критикуют сегодня именно за то, что наиболее слабым ее местом является социальной аспект здоровья. Имеется очень мало исследований, в которых линия индивидуального здоровья рассматривается во взаимосвязи с вопросами коммуникации, социальным контекстом [11].
Сравнительный анализ представлений студентов-юношей 1-го, 3-го и 5-го курсов о критериях здоровья показал следующее. Студенты 1-го курса по сравнению с 3-м курсом значимо чаще отдают предпочтение критериям физического здоровья и значимо реже приводят в своих ответах критерии психического здоровья. Юноши 5-го курса отдают предпочтение критериям психического здоровья по сравнению с критериями физического и социального уровней. Что касается критериев социального здоровья, то здесь три группы студентов оказались статистически неразличимыми.
У девушек процесс гармонизации собственных представлений о критериях человеческого здоровья проявился более убедительно. Студентки как 3-го, так и 5-го курсов по сравнению с первокурсницами значимо реже выбирают критерии физического здоровья и значимо чаще отдают предпочтение критериям психического и социального здоровья. Сравнительный анализ предпочтений в выборе критериев психического и социального здоровья среди юношей и девушек 5-го курса выявил статистически достоверные различия. Характеризуя здорового человека, девушки чаще отдают предпочтение
9
критериям психического и социального здоровья, для юношей же играет более важную роль и остается значимой физическая составляющая здоровья.
В части содержания критериев здоровья юноши 1-го, 3-го и 5-го курсов на уровне физического здоровья показали схожие результаты. Основной объем их высказываний пришелся на обобщенные критерии «физическое здоровье» и «здоровый образ жизни». К аналогичным результатам приходит и И. Г. Бовина, в исследовании которой приняли участие 172 студента московских вузов: как и в нашем случае, большинство названных студентами критериев были связаны с физическим благополучием человека (сила, хорошее самочувствие, красота и др.) или со способами и условиями поддержания и достижения здоровья (спорт, физкультура, правильное питание, свежий воздух и др.) [12, с. 151]. Можно отметить одну характерную особенность наших данных. Среди четырех обобщенных критериев здоровья, относящихся к физическому уровню, критерий «энергичность» оказался у студентов 1-го и 3-го курсов на последнем месте, юноши же 5-го курса называли этот критерий чаще. Известно, что энергетический потенциал определяет устойчивость организма, являясь одним из базовых показателей, по которому можно судить о физическом состоянии человека.
Девушки всех курсов на уровне физического здоровья показали в целом такие же результаты, как юноши: большая часть названных девушками критериев относится к обобщенным критериям «физическое здоровье» и «здоровый образ жизни». Как и у юношей, обобщенный критерий «энергичность» значимо уступает по числу выборов трём другим обобщенным критериям («физическое здоровье», «здоровый образ жизни», «привлекательный внешний вид»).
На психологическом уровне как юноши, так и девушки 1-го и 3-го курсов отдали свои предпочтения двум обобщенным критериям: «психическое здоровье» и «жизнерадостность». Среди названных ими частных критериев доминирующая роль принадлежит тем признакам здоровья, которые несут на себе эмоциональную нагрузку (эмоциональная стабильность, спокойствие, хорошее настроение, веселый, радостный и др.); особенно выражена эта тенденция у девушек.
Юноши и девушки 5-го курса отдают предпочтение обобщенному критерию «психическое здоровье» (гармоничность, спокойствие, отсутствие эмоциональных срывов) по сравнению с обобщенным критерием «жизнерадостность» и показателем «чувство юмора». Сложно однозначно объяснить данный факт, но можно допустить, что на пороге окончания вуза, при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь для человека более важно психическое благополучие, нежели жизнерадостность.
На уровне социального здоровья юноши всех курсов не отдали каких-либо значимых предпочтений ни одному из вошедших в него обобщенных критериев. Девушки 1-го курса отдали свои предпочтения критериям «адекватность поведения», «отзывчивость», «общительность». Критерии «полноценная жизнь» и особенно «нравственное здоровье» оказались наименее представленными в их выборе. У девушек 3-го курса перечень наиболее предпочитаемых критериев сузился до двух: «адекватность поведения» и «полноценная жизнь». Видимо, такие критерии, как профессиональная и личная успешность, друзья, финансовое благополучие и другие составляющие обобщенного критерия «полноценная жизнь» начинают с возрастом (в нашем случае — для девушек) обретать все большее значение при раскрытии психологического портрета человека. При этом, как и первокурсницы, девушки 3-го курса оставляют критерии «нравственного здоровья» в тени своих предпочтений.
10
Взрослые респонденты (второе высшее образование и переподготовка) в своих ответах демонстрируют тот же порядок предпочтений относительно критериев здорового человека, что и студенты: приоритет отдан физическим критериям по сравнению с психическими и социальными. Недооценка роли последних особенно обращает на себя внимание. Различия в предпочтениях между мужчинами и женщинами отсутствуют.
Таким образом, обеим выборкам испытуемых (студенческой и взрослой) присущи в принципе схожие представления о сущности и соотношении критериев, формирующих портрет здорового человека. Приоритетная роль в этом портрете отводится критериям физического здоровья, значение социального компонента явно недооценивается. Гендерные различия оказались связанными с большей «чувствительностью» женщин к критериям психического и социального здоровья.
С точки зрения содержания критериев здоровья как мужчины, так и женщины отдали предпочтение двум обобщенным критериям: «физическое здоровье», «привлекательный внешний вид» (физический уровень). При этом по сравнению со студентами-юношами 1-го и 3-го курсов мужчины значимо больше внимания уделяют критериям «привлекательный внешний вид» и «энергичность». Особого внимания заслуживает критерий «энергичность», поскольку аналогичный результат имел место у студентов-юношей 5-го курса. Иначе говоря, с нарастанием личного жизненного опыта возрастает и понимание того, что в обеспечении здоровья далеко не последнюю роль играет энергопотенциал человека.
На психологическом уровне мужчины отдали предпочтение двум обобщенным критериям: «психическое здоровье» и «жизнерадостность». У женщин последний явно преобладает над четырьмя остальными критериями; кроме того, женщины выбирают этот критерий чаще, чем студенты — как юноши, так и девушки. Можно предположить, что с возрастом в представлениях женщины о здоровом человеке увеличивается значение критерия «жизнерадостность» (оптимизм; хорошее настроение; переживание радости, счастья; и др.).
На социальном уровне здоровья наиболее предпочтительными для мужчин оказались два критерия: «адекватность поведения» и «полноценная жизнь». Видимо, с возрастом, во всяком случае у мужчин, начинает доминировать «прагматический» аспект в оценке социального здоровья. Предпочтение отдается таким его составляющим, как социальная адекватность, адаптивность, гибкость, профессиональная и личностная успешность, финансовое благополучие, удовлетворенность жизнью. Напомним, что студенты-юноши не продемонстрировали на этом уровне никаких значимых предпочтений в выборе из пяти обобщенных критериев здоровья («адекватность поведения», «полноценная жизнь», «отзывчивость», «нравственное здоровье», «общительность»).
В женской группе равновероятное представительство получили три обобщенных критерия социального уровня здоровья: «адекватность поведения», «полноценная жизнь», «отзывчивость». Тем самым женщины показали, что такие человеческие качества, как доброжелательность, альтруизм, готовность прийти на помощь, тоже входят в круг их приоритетных представлений о здоровом человеке. Схожие результаты наблюдались у девушек из студенческой выборки, что подтверждает положение о более ранней социализации женщин по сравнению с мужчинами.
Группа онтопсихологов. Основное отличие группы онтопсихологов состоит в том, что для них характерно более широкое понимание феномена здоровья на психологическом и социальном уровнях. Иначе говоря, у онтопсихологов не выявлено достоверно
11
значимых предпочтений в отношении какого-либо из обобщенных критериев здоровья, при этом в число критериев психологического уровня здоровья вошли целостность, позитивное мышление, внутренняя гармония, самодостаточность, самопонимание.
Целостность как показатель психического здоровья рассматривается не только как единство, но и как интеграция, взаимосвязанность, организация, структура. Умение брать на себя ответственность за свои поступки и действия характеризует самодостаточную личность. Креативность выступает как характеристика психологической зрелости. Знание самого себя, самопонимание, позитивное мышление являются важными составляющими здоровой личности. Безусловно, для понимания роли вышеупомянутых критериев требуется основательная подготовка по теме психического здоровья, которая и была получена респондентами из группы онтопсихологов. Относительно содержания критериев физического уровня здоровья можно констатировать, что онто-психологи, так же как студенты и взрослые респонденты, отдали достоверно значимое предпочтение критерию «физическое здоровье».
Изучение частотного распределения критериев по уровням физического, психологического и социального здоровья в выборке онтопсихологов не выявило статистически значимых различий между мужчинами и женщинами. Возможно, это объясняется тем, что мужчины и женщины руководствуются общими представлениями о критериях здорового человека, предлагая одинаковое количество критериев для всех уровней здоровья. В то же время сравнение частотного распределения критериев по уровням здоровья показало, что онтопсихологи значимо чаще выбирают критерии психологического уровня здоровья. Здесь следует заметить, что с точки зрения биопсихосоциальной модели здоровья в портрете гармонично здорового человека в равной мере должны быть представлены критерии всех трех уровней. В этом смысле усиление роли любой из составляющих здоровья вносят определенную дисгармонию в описание портрета здорового человека.
Особо следует остановиться на обобщенном критерии «нравственное здоровье» (социальный уровень здоровья), поскольку во всех выборках, принявших участие в нашем исследовании, этот важный критерий остался вообще вне поля зрения респондентов, на периферии их сознательного выбора. Такие критерии здоровья, как совесть, честность, порядочность, практически не упоминаются в протоколах наших испытуемых: порядочность была упомянута 1 раз, совесть — 0, честность — 6 раз, добропорядочный — 2 раза. Таким образом, эти критерии были названы в общей сложности 9 раз, что составляет 0,84% от общего числа респондентов (без выборки онтопсихологов). Между тем именно эти понятия, как указывает Е. К. Веселова [13, с. 102-115], являются базовыми в характеристике моральной надежности человека, которая, в свою очередь, выступает одной из основных составляющих социального здоровья.
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать определенные выводы. Во-первых, студенты и взрослые респонденты в своих представлениях о здоровом человеке отдают явное предпочтение критериям физического здоровья по сравнению с психическим и социальным. Во-вторых, с возрастанием психологической компетенции в ответах респондентов соответственно возрастает и представленность критериев психического и социального здоровья при описании портрета здорового человека. В-третьих, понимание значения обобщенного критерия «энергичность» для обеспечения физического здоровья усиливается с возрастом, хотя данный результат получен не во всех группах. В-четвертых, при оценке здоровья на
12
психологическом уровне заметное предпочтение отдается критериям, относящимся к эмоциональной сфере. Этот результат особенно характерен для женской выборки и усиливается с возрастом. В-пятых, независимо от возраста, пола, профессии респондентов, критерию «нравственное здоровье» (социальный уровень) отдается наименьшее предпочтение.
В заключение хотелось бы отметить, что представленные в данной статье материалы, безусловно, не исчерпывают проблему выявления и анализа критериев здоровья человека во всей ее сложности. В дальнейших исследованиях было бы целесообразно изучить представления о критериях здоровья у людей различных профессий (расширение профессиональных выборок), различного (пожилого и старческого) возраста, у людей с ограниченными возможностями, с различными видами зависимостей (аддик-тивное поведение).
Литература
1. СокольскаяМ. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск: Изд-во ДВГУБС, 2008. 303 с.
2. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 176 с.
3. Никифоров Г. С. К вопросу о критериях психического здоровья // Психология: итоги и перспективы / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
4. Никифоров Г. С. Психология здоровья в России: становление и современное состояние // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2012. Вып. 1. С. 38-47.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
6. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 1023 с.
7. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
8. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход. М.: Финансы и статистика, 1982. 198 с.
9. Никифоров Г. С., Августова Л. И. Критерии здоровья // Ученые записки СПбГИПСР. 2009. Вып. 1. Т. 11. С. 92-98.
10. Кудрявцева Е. Н. Здоровье человека: понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение / отв. ред. И. Н. Смирнов. М.: Наука, 1987. 262 с.
11. Lyons A., Chamberlain K. Health Psychology. A Critical Introduction. New York: Cambridge University Press, 2006. viii+454 p.
12. Бовина И. Г. Социальная психология здоровья и болезни. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 263 с.
13. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 316 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2013 г.
13