ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СООБЩЕНИЕ 2)
М.В. Сокольская (Хабаровск)
Аннотация. Рассматривается теоретическая модель уровневой структуры субъективного благополучия как интегративного критерия личностного здоровья профессионала. Представлены результаты эмпирического исследования личностного здоровья представителей различных профессий: поездных диспетчеров, педагогов и врачей.
Ключевые слова: личностное здоровье, субъективное благополучие, уровневая структура, интегративный критерий.
В предыдущей статье было предложено теоретическое обоснование концепции личностного здоровья человека [1]. В данной работе представлены теоретическая модель уровневой структуры субъективного благополучия (интегративного критерия личностного здоровья) и основные результаты её эмпирического исследования.
Личностное здоровье рассматривается нами как целостная интегративная динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью и проявляется в субъективном благополучии в рамках принадлежности к определённому социокультурному и профессиональному сообществу.
В качестве основного интегративного критерия личностного здоровья выступает, как показал теоретический анализ психологической литературы, субъективное благополучие личности.
По мнению P.M. Шамионова [4], субъективное благополучие (СБ) - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризующееся ощущением удовлетворенности.
Оно содержит все три компонента психического явления - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий) - и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения.
Факторы, влияющие на субъективное благополучие, представляют собой детерминанты разного рода, уровня и обобщенности; отмечается сложный характер взаимосвязей объективных и субъективных условий жизни, влияющих на субъективное благополучие личности.
Среди основных функций СБ выделяют: регулятивную, или функцию адаптации, антиципационную и функцию развития.
Выделяют определенные уровни субъективного благополучия: материальное, личностное, социальное, профессиональное, физическое (соматическое) и психологическое. Различные уровни субъективного благополучия оптимизируются в зависимости от актуальной жизненной ситуации, причем невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере часто замещается активностью и достижениями в другой. Человек стремится к «глобальному» благополучию, которое для него
принимает очевидные очертания в процессе становления личности.
Как интегральный показатель жизни человека, СБ представляет собой многомерную многоуровневую динамическую систему субъективных отношений личности к различным аспектам своей жизни. Данное положение предполагает выделение разных уровней проявления субъективного благополучия, которые в зависимости от степени их обобщенности и актуализирован-ности составляют разные аспекты его измерения [2, 3].
Основываясь на этом теоретическом предположении, в предполагаемую теоретическую модель изучения субъективного благополучия включены следующие уровни и составляющие его личностно-психологические компоненты.
1. Уровень единичных элементов - свойств, состояний, качеств и отношений личности, представляющих ее актуальный портрет посредством когнитивных составляющих (представления, ожидания, оценки, рефлексия), конативных (готовность, намерения, предпочтения, интересы) и эмотивных (удовлетворение, беспокойство, тревога, эмоциональный настрой, переживания, самочувствие).
Предполагается, что выделение этих элементов связано с анализом: во-первых, объективных условий жизнедеятельности личности; во-вторых, зависимости удовлетворения потребностей от уровня профессионального статуса и других возможностей личности; в-третьих, самоотношения к себе как субъекту жизнедеятельности; в-четвертых, уровня притязаний личности; в-пятых, представлений о благоприятности или неблагоприятно-сти условий жизнедеятельности; в-шестых, доминирующих эмоциональных состояний (позитивных и негативных), составляющих актуальный чувственный фон переживаний человека.
2. Уровень обобщенных компонентов субъективного благополучия, объединяющих совокупность единичных, частных индикаторов благополучия в отдельный комплексный его показатель. Обобщенные компоненты выступают как самостоятельные психологические феномены сознания, отражающие разные психологические критерии личности. Каждый из них, с одной стороны, отражает наиболее значимые аспекты благополучия личности и поэтому составляет основание его психологического измерения, с другой - выступает не как отдельный элемент, а как составляющая единого интегрального феномена - субъек-
тивного благополучия личности. Предполагается, что их формирование определяет процессы идентификации, антиципации и когнитивной интерпретации в сфере жизнедеятельности личности.
3. Уровень интегральных характеристик субъективного благополучия. В их число входят основные измерения субъективного благополучия, каждое из которых имеет свое содер-
жание, определяемое особенностями композиции компонентов второго уровня. Интегральные измерения (векторы отношения) объединяют базовые элементы в общее субъективное пространство проявлений субъективного благополучия, заданного общим эмоциональным фоном (баланс позитивных или негативных состояний) самочувствия и интегральной оценкой своего статуса индивида.
Рис. 1. Теоретическая модель субъективного благополучия профессионала
В пилотном эмпирическом исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 28 до 63 лет: 25 человек - поездные диспетчеры, 20 - учителя, 20 - врачи. Все испытуемые имеют высшее образование.
Процедура эмпирического исследования состояла из нескольких этапов.
На начальном этапе изучались показатели субъективного благополучия каждой из профессиональных групп. Затем в соответствии с показателями шкалы ВОЗКЖ-100 «Субъективная удовлетворённость жизнью» и методики «Удовлетворённость работой» были выявлены «удовлетворённые» и «неудовлетворённые» респонденты с низким и высоким уровнем СБ.
На втором этапе в соответствии с теоретической моделью СБ проводился факторный анализ первичных данных групп респондентов в каждой профессиональной группе - выделение обобщенных критериев.
На третьем этапе выявленные обобщенные критерии подверглись повторной факторизации, что позволило выделить интегративные критерии СБ.
Четвёртый этап был посвящен сравнительному анализу показателей, статистической обработке и интерпретации полученных результатов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психологической диагностики: «Ценностные ориентации» М. Рокича; Всемирный опросник здравоохранения «Качество жизни» (В0ЗКЖ-100); «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин,
Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Готовность к риску» (Шуберт); «Шкалы самооценки Спилберга-Ха-нина»; «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром); «Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела»; Тест «Удовлетворенность работой»; методы первичной и вторичной обработки результатов обследования. Для обработки данных использовались методы математической статистики: факторный анализ методом главных компонент с критерием вращения Варимакс Кайзера.
При выявлении в каждой из профессиональных групп «благополучных» и «неблагополучных» респондентов учитывались только крайние показатели благополучия и неблагополучия. В результате количество наиболее «неблагополучных» испытуемых в каждой группе составило 1-2 человека, а количество «благополучных» - 6 человек. Учитывая, что осуществить факторный анализ на такой выборке «неблагополучных» испытуемых невозможно, факторизации подверглись только результаты «благополучных», а для выявления различий между «благополучными» и «неблагополучными» респондентами был проведен сравнительный анализ.
Анализ структуры субъективного благополучия поездных диспетчеров
В результате факторного анализа «благополучных» поездных диспетчеров выделилось 5 обобщённых по-
казателей СБ: «Удовлетворенность своей жизнью» (24,1%); «Образованность» (22,4%); «Сензитивность к себе» (16,5%); «Поддержка» (11,6%); «Мудрость» (11,4%). Выявленные факторы объясняют 85,982 % общей дисперсии.
В результате повторной факторизации были определены следующие интегральные компоненты СБ: «Удовлетворенность своей жизнью»; «Сензитивность к себе»; «Мудрость». Выявленные факторы объясняют 60 % общей дисперсии.
Анализ интегративных характеристик СБ поездных диспетчеров
Фактор 1 «Удовлетворенность своей жизнью» характеризует удовлетворённость респондентов: личными взаимоотношениями; возможностью оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них; оценкой своего здоровья; уровнем доверия по отношению к другим людям; самоуважением; готовностью к риску; ощущением защищенности; собственными ожиданиями и реальными достижениями; эмоциональной устойчивостью, выдержанностью, работоспособностью; способностью ориентироваться во времени; собственной активностью; эффективностью в работе, собранностью, энергичностью.
Данные показатели находятся в обратной зависимости от таких, как мотивация к избеганию неудач, самоконтроль, жизнерадостность, беспечность, терпимость, мотивация к успеху, продуктивность, обеспеченность, развитие.
Фактор 2 «Сензитивность к себе» отражает уровень самодостаточности, независимости, самостоятельности, воспитанности, здоровья, стремления к познанию, отношение к внешним условиям жизни.
Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости от уровня гибкости, честности, смелости, жизнерадостности, беспечности, воображения, творчества и уверенности, потребности в красоте природы, аккуратности, принципиальности, восприятия природы человека в целом как положительной, исполнительности, контроля.
Фактор 3 «Мудрость» характеризует: зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; личные убеждения людей; активность; формирование отношений с другими людьми; чувствительность и общительность. Подавляемыми выступают следующие составляющие: целостное восприятие мира и людей, консерватизм, самостоятельность, свобода.
Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» поездных диспетчеров, проведённый с помощью 1 критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. У «благополучных» испытуемых выше готовность к риску, ниже уровень личностной и ситуативной тревожности и степень ответственности за семейные отношения. Они ценят активность, красоту природы, воз-
можность развлечься и отдохнуть; имеют высокий уровень запросов, терпимости, гибкости поведения, спонтанности; склонны принимать себя такими, какие они есть: принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. У них выше уровень самооценки и ниже степень беспокойства. Они в большей степени склонны оказывать помощь ближним и принимать помощь от других людей; они выше оценивают качество своей жизни, здоровье и благополучие, более сдержанны, самостоятельны, независимы, имеют собственное мнение, их сложнее обмануть; они менее склонны к плохому настроению, мрачным предчувствиям и размышлениям. Средний показатель напряжения говорит о собранности, энергичности, удовлетворенности, невозмутимости.
Для «неблагополучных» испытуемых ценностями являются честность, интересная работа, любовь, воспитанность, жизнерадостность, образованность.
Анализ структуры субъективного благополучия педагогов
В результате факторного анализа «благополучных» педагогов определено 4 обобщённых показателя СБ: «Субъективная оценка качества жизни» (31,07%); «Продуктивность» (26,12%); «Эффективность в делах» (19,10%); «Доминантность» (13,79%). Выявленные факторы объясняют 90,9% общей дисперсии.
В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ: «Субъективная оценка качества жизни», «Эффективность в делах», «Доминантность». Выявленные факторы объясняют 75 % общей дисперсии.
Интегративные характеристики субъективного благополучия педагогов
Фактор 1 «Субъективная оценка качества жизни» характеризует: воспитанность, удовлетворенность своим здоровьем, аккуратность, подозрительность, уровень субъективного контроля, оценка качества своей жизни, внешние условия жизни; стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способность преодолевать боль, дискомфорт, усталость; наличие высокой жизненной активности и энергии; удовлетворенность своей жизнью; жизнерадостность, самопринятие, способность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной; наличие близких личных взаимоотношений; возможность оказывать поддержку другим и получать поддержку от них; сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность.
Эти характеристики находятся в обратной зависимости от уровня субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями; ответственности за события, происходящие в семейной жизни; независимости; мотивации к успеху; ответственности за свое здоровье; беспокойства,
контроля формальных и неформальных отношений с другими людьми; воли, терпимости, контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям.
Фактор 2 «Эффективность в делах» характеризуется способностью переживать прекрасное, гибкостью, мудростью, чуткостью, широтой взглядов, здоровьем, исполнительностью, активностью, обеспеченностью.
Данные показатели находятся в обратной зависимости от показателей смелости, работы над собой, принятия своего раздражения, мягкости, семьи, ответственности, избегания неудач, сензитивности к себе, необременительного времяпровождения.
Фактор 3 «Доминантность» характеризует: экспрессивность, самостоятельность, беспечность, честность, высокие требования к жизни и высокие притязания, напряженность, свобода, самоуважение, предприимчивость, духовные потребности, нормативность поведения, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.
При этом снижаются показатели готовности к риску, стремления к познанию, непримиримости к недостаткам в себе и других, ценности друзей, умственных способностей.
Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» педагогов, проведённый с помощью 1 критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. «Благополучные» педагоги относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами; разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; имеют высокий уровень жизненной активности и энергии, самоуважения, креативности; способны преодолевать боль, дискомфорт и усталость; соответственно, у них выше уровень самооценки и ниже уровень беспокойства. Они более подвижны, способны выполнять повседневные дела и свою работу, менее зависимы от лекарств и лечения; высоко оценивают качество своей жизни, здоровья и благополучия; сдержанны, спокойны и не подвержены различным страхам. Им в большей степени присуще умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки.
Анализ структуры субъективного благополучия врачей
В результате факторного анализа «благополучных» врачей выделилось 5 обобщённых показателей субъективного благополучия: «Компетентность во времени» (30,40%); «Самоконтроль» (21,26%); «Социальные взаимоотношения» (16,84%); «Уровень ситуативной тревожности» (12,98%); «Честность» (10,71%). Выявленные факторы объясняют 92,19 % общей дисперсии.
В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ врачей:
«Самоконтроль»; «Честность»; «Компетентность во времени». Выявленные факторы объясняют 60% общей дисперсии.
Интегративные характеристики субъективного благополучия врачей
Фактор 1 «Самоконтроль» характеризует: способность преодолевать боль, физический дискомфорт, усталость, недостаток энергии и сил, свобода от внутренних противоречий и сомнений, ощущение жизненного благополучия, необременительное времяпрепровождение, мотивация к успеху, интернальность в области производственных отношений, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.
Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости от: неумения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; уровня контактности; интереса к развитию и совершенствованию других людей; эффективности в делах; гибкости поведения, жизнерадостности, уровня личностной тревожности, непримиримости, интереса к работе.
Фактор 2 «Честность» характеризуется: смелостью в отстаивании своего мнения и своих взглядов; самостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках; контролем формальных и неформальных отношений с другими людьми, которые находятся в обратной зависимости от: потребности в постоянной работе над собой, физического и духовного совершенствования, расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития.
Фактор 3 «Компетентность во времени» характеризуется: гибкостью поведения; независимостью в поступках; стремлением руководствоваться в жизни собственными целями; счастливой семейной жизнью; стремлением к самоактуализации; наличием хороших и верных друзей; способностью принимать себя; творческой направленностью; умением содержать в порядке вещи и дела; готовностью к риску; удовлетворенностью своей жизнью; влиянием личных убеждений на качество жизни; высокой оценкой качества своей жизни, внешних условий жизни, физического и психического здоровья; образованностью, рационализмом, способностью к целостному восприятию мира и людей.
Перечисленные показатели находятся в обратной зависимости от: возможности творческой деятельности; умения настоять на своём и не отступать перед трудностями; максимально полно использовать свои возможности и способности; умения прощать другим ошибки и заблуждения; уровня зрелости суждений и здравого смысла; полноты и эмоциональной насыщенности жизни, воспитанности.
Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» врачей, проведённый с помощью 1 критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие вы-
воды. Для «благополучных» врачей важны: ответственность, чувство долга, терпимость к взглядам других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Данные респонденты в большей степени обладают способностью к целостному восприятию мира и людей. У них выше показатели удовлетворенностью качеством своей жизни и субъективной оценки качества жизни. Для «неблагополучных» врачей высокую ценность имеют широта взглядов, ответственность и работа.
Проведенное эмпирическое исследование выявило различия между интегральными составляющими субъективного благополучия у представителей разных профессиональных групп, что, без сомнения, доказывает влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование субъективного благополучия личности специалиста, но показало и общее в качественном составе субъективного благополучия для всех «благополучных» респондентов из разных профессиональных групп.
Таким образом, личными основаниями субъективного благополучия поездных диспетчеров являются: «Удовлетворенность своей жизнью»; «Сензитивность к себе»; «Мудрость»; педагогов: «Субъективная оценка
качества жизни», «Эффективность в делах», «Доминантность»; врачей: «Самоконтроль»; «Честность»; «Компетентность во времени».
По весам показателей самоактуализации специалистов мы можем сказать, что стремление к самоактуализации несколько выше у врачей по сравнению с педагогами и существенно выше, чем у поездных диспетчеров, хотя всем «благополучным» представителям рассмотренных профессиональных сообществ присущи стремление к самоактуализации, уважение и принятие как своих собственных взглядов и убеждений, так и других людей.
Поездные диспетчеры рациональны, организованны, собранны, самостоятельны и независимы, готовы к риску, тогда как педагоги и врачи чувствительны, эмоциональны и осторожны. Безусловно, данные различия объясняются не только особенностями профессиональной деятельности, но и гендерным составом специалистов: поездные диспетчеры преимущественно мужчины, а педагоги и врачи - женщины.
Полученные данные могут оказаться существенными в решении проблем как профессиональной реализации специалистов, так и их профессионального соответствия.
Литература
1. Сокольская М.В. Личностное здоровье человека: Теоретический анализ (сообщение 1) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.
2. Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 38-50.
3. Хащенко В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия (сообщение 2) // Психологический журнал.
2005. Т. 26, № 4. С. 5-19.
4. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции // Мир психологии. 2002. № 2. С. 143-148.
THE PERSONALLY HEALTH OF PROFESSIONALS IN DIFFERENT FORM OF PROFESSIONAL ACTIVITY (REPORT II)
Sokolskaja M.V. (Habarovsk)
Summary. The author considers the theoretical model of level structure the subjective well-being as integrative criterion of personally health of professional. The author offers the results of empirical research of personally health of professionals of different representatives: traffic managers, teachers and doctors.
Key words: a personally health, a subjective well-being, a level structure, an integrative criterion.