Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе'

Социально-психологические особенности представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
466
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / УСПЕХ / SUCCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / PROFESSIONAL SUCCESS / ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / IMAGES / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / PROFESSIONAL STATUS / КАРЬЕРА / CAREER / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович

В статье представлены некоторые общие результаты теоретико-методологического анализа проблемы представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе и результаты пилотажных эмпирических исследований; определены характеристики данных представлений по критериям изучения вторичных психических образов; выявлены наиболее значимые признаки профессиональной успешности в представлениях студентов; установлена ориентация на развитие профессионализма как важнейшего условия достижения профессионального успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some general results of theoretical and methodological analysis of the problem of students’ representations of professional success and the results of empirical pilot studies. The characteristics of these representations were defined by studying the secondary mental images criteria. The most significant characteristics of professional success among students’ representations have been revealed. Focus was set on professional development as essential for achieving professional success.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе»

Конституции Российской Федерации): сб. тез. выступлений участников (Рязань, 5-6 дек. 2013 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 46, 269-270.

9. Погодина И.В., Смирнова О.А. Совершенствование организации кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4. С. 17.

10. Кадровое обеспечение пенитенциарных учреждений европейских стран: практ. материалы / НИИ ФСИН России. М., 2008.

11. Зарубежный опыт организационно-штатного построения персонала тюрем: аналит. обзор. с предложениями. Рязань: Академия ФСИН России, 2012. С. 24.

12. Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: www.fsin.ru (дата обращения: 16.03.2014).

13. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: материалы коллегии ФСИН России. М., 2013. С. 12, 17.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УСПЕХЕ

Аннотация: в статье представлены некоторые общие результаты теоретико-методологического анализа проблемы представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе и результаты пилотажных эмпирических исследований; определены характеристики данных представлений по критериям изучения вторичных психических образов; выявлены наиболее значимые признаки профессиональной успешности в представлениях студентов; установлена ориентация на развитие профессионализма как важнейшего условия достижения профессионального успеха.

Ключевые слова: профессия, успех, профессиональный успех, образы представления, профессионализм, профессиональный статус, карьера.

Summary: the article presents some general results of theoretical and methodological analysis of the problem of students' representations of professional success and the results of empirical pilot studies. The characteristics of these

В.В. Котовский

representations were defined by studying the secondary mental images criteria. The most significant characteristics of professional success among students' representations have been revealed. Focus was set on professional development as essential for achieving professional success.

Keywords: profession, success, professional success, images, representation, professionalism, professional status, career.

В настоящее время одной из ключевых проблем высшей школы является повышение эффективности и качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях, а также уровня их конкурентоспособности на рынке труда [1, 2, 3, 4, 5]. Очевидно, что для ее решения мало использовать возможности традиционных путей, необходимы новые идеи. Одной из перспективных идей, на наш взгляд, является совмещение вектора направленности активности в личностно-профессиональном развитии

учащейся молодежи с интересами государства в сфере подготовки специалистов [6, 7, 8]. Заметим, интересы государства в этой сфере, в общем, понятны, потому что связаны с тенденциями развития экономики и технологического перевооружения производственной базы страны. Что же касается вектора направленности активности в личностно-профессиональном развитии учащейся молодежи, то здесь немало «белых пятен» и нерешенных задач. В частности, для изучения характеристик этого вектора необходимо хорошо знать, как представляет свое профессиональное будущее учащаяся молодежь? Каковы у них ценности и эталоны в профессиональном развитии? А главное,каковы у них представления о социальном и профессиональном успехе, ведь многие из них видят свое будущее в мажорных тонах? Как они это представляют? Какие они видят пути достижения профессионального успеха? Только в этом случае возможно совмещение интересов государства и индивидуальных интересов учащихся.

Важно иметь в виду, что представления о профессиональном успехе, как и любые другие представления, являются вторичными репродуктивными психическими образами. Они не только отличаются от других психических образов особенными характеристиками, но и могут целенаправленно формироваться или корректироваться [9, 10, 11, 12, 13, 14]. Причем возможности их формирования весьма велики, что было наглядно показано на примере имиджа и деловой репутации как образов представления (Е.В. Абашкина, Е.Н. Богданов, А.П. Мельников, В.Л. Музыкант, Е.Б. Пе-релыгина, Г.Г. Почепцов, С.В. Сеин,

С.В. Яндарова и др.). Данные возможности целенаправленного формирования надо использовать в учебном процессе в вузах [15, 16, 17, 18]. Отмеченные предпосылки и обусловили необходимость проведения психологических и социально-психологических исследований по проблеме представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе. Следует подчеркнуть, что данная проблема является недостаточно проработанной в психологии, поэтому на первом этапе таких исследований был осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы. Анализ показал, что представления о профессиональном успехе у студенческой молодежи отличаются недостаточной четкостью и ясностью. Кроме того, молодые люди находятся под большим влиянием доминирующих ценностей в обществе, особенно в молодежной среде. Данные ценности активно формируются с помощью средств массовой информации и отражают интересы отдельных социальных или экономических групп (Д.О. Ерохин, О.Т. Мельникова и др.).

Проведенный анализ состояния проблемы также показал, что данные представления как социально-психологический феномен отличаются следующими особенностями:

- имеют социально-психологический ценностный характер;

- характеризуются неустойчивостью, подверженностью влиянию внешних и внутренних факторов;

- действием в определенном временном диапазоне;

- зависимостью от множества объективных и субъективных факторов, в том числе носящих трудно прогнозируемый характер.

Отмеченные особенности позволяют утверждать, что как объект социально-психологического исследования представления студенческой молодежи о профессиональном успехе отличаются высоким уровнем сложности, то есть они являются психологически сложным объектом исследования. Психологическая сложность определяется как конкретный вид общенаучной категории «сложность» и проявляется в многофакторной нелинейной детерминации действия значимых психологических и социально-психологических факторов, оказывающих сильное влияние на состояние или характеристик объекта (В.Ф. Венда, С.С. Сучков, С.В. Сеин, А.Ф. Фоминых, Н.А. Цветков и др.). Кроме того, в результате анализа проблемы было установлено, что представления о профессиональном успехе обладают системными свойствами, что важно для обобщений.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы позволил приступить к проведению эмпирических исследований. По своему характеру они были пилотажными. Методом исследования выбрали анкетирование, для этого предварительно разработали и апробировали анкету, по своему содержанию традиционную для социально-психологических исследований. В анкетировании участвовали 52 студента второго и третьего курсов юридического факультета Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина, из них 21 человек — юноши, 31 — девушки. Средний возраст 19,4 года. Отметим, что девушки-респонденты более ответственно подошли к анкетированию, проявили к нему интерес. Юноши-

респонденты оказались менее ответственны, хотя юноши, обучающиеся на третьем курсе, были более ответственны, чем второкурсники.

Отметим наиболее важные общие количественно-качественные результаты анкетирования.

Представления о профессиональном, как и о жизненном, будущем связаны со склонностью к мечтам. Примерно 85 % респондентов отметили, что они любят мечтать, причем это характерно для всех девушек-респондентов. Подавляющее большинство опрошенных (80 %) отметили, что многие их мечты связаны с их представлениями о будущем. Заметим, девушки-респонденты о будущем думают примерно в 2,5 раза больше, чем юноши. Около половины респондентов свое будущее представляют на относительно близкую перспективу— примерно на пять лет вперед. Вероятно, это связано с тем, что именно в этот период закончится их обучение в вузе, и они начнут самостоятельную профессиональную деятельность. В условиях переизбытка юристов на современном рынке труда остро встает проблема хорошего трудоустройства. Студентов, скорее всего, это уже заботит. Существенно меньше представлений о своем будущем — на один год вперед (около 20 %) и более отдаленную перспективу.

В целом образы будущего у респондентов довольно определенные и понятные (65 %), причем девушки представляют будущее более ясно и четко, чем юноши. Примерно у трети респондентов — образы будущего неясные, смутные, плохо понимаемые (в основном у юношей). У остальных они не очень ясные в целом, но конкретные в отдельных деталях.

Респондентам лучше всего представляются следующие образы будущего:

- семейного положения — 88 % (девушки об этом думают больше);

- материального положения — 65 % (как у девушек, так и юношей);

- характера профессиональной деятельности — 54 %;

- профессиональных успехов — 54 %;

- профессионального и социального статуса — 38 % *.

Таким образом, у данной группы респондентов преобладают ценности, соответствующие обыденному сознанию (семья, достаток). Высокая значимость семейных ценностей у респондентов на самом деле является весьма отрадным фактом, потому что сейчас отмечена активная работа по дискредитации самого института семьи как основы общества, особенно в средствах массовой информации.

Образы будущей профессиональной деятельности и профессионального успеха большинство респондентов представляют довольно ясно и четко, причем в мажорной тональности (80 % положительных ответов). Это характерно для юношеского мировосприятия, но может свидетельствовать и об общем позитивном настрое на успешность в профессии.

В образах ожидаемой будущей профессиональной успешности преобладают следующие ее важнейшие признаки, отраженные в представлениях респондентов. Отметим их и представим в порядке уменьшения значимости: профессионализм в своем деле (73 %); высокий

* Ввиду того что в анкете отмечались два-три из предложенных вариантов, общая сумма более 100 %.

профессиональный и социальный статус (62 %); хорошая профессиональная или должностная карьера (58 %); высокое вознаграждение за работу (45 %); большие профессиональные достижения (31 %); высокий авторитет в профессиональной сфере (31 %); самореализация в профессии (31 %); большие возможностями для личностного и профессионального роста (23 %).

В открытых суждениях респондентов, в их высказываниях в процессе дискуссий эти результаты нашли свое подтверждение. Профессиональный успех ими воспринимается прежде всего как профессионализм, высокий статус, престиж деятельности, хороший заработок, карьерные достижения, свобода деятельности, уважительное отношение, возможности самореализации в выбранной профессии. Причем, по мнению респондентов, существует устойчивая связь между профессионализмом, авторитетом, статусом и материальным достатком. Однако у респондентов, если соотносить ответы на другие вопросы, все же доминируют материально-статусные признаки профессионального успеха, причем как у юношей, так и девушек. Соответственно профессиональный неуспех они связывают в первую очередь с небольшим заработком, низким статусом и непрофессионализмом, отсутствием перспектив роста и интереса к профессии.

По мнению респондентов, их представления о будущей профессиональной деятельности и ее успешности они формировали, главным образом, самостоятельно (65 %). В меньшей степени они связаны с семейными ценностями (35 %) и имеющимися примерами, достойными подражания (32 %).

Представления респондентов о будущей профессиональной деятельности и профессиональном успехе оказывают влияние прежде всего на формирование профессиональных интересов (38 %), направляют в нужное русло поведение и отношения (38 %), однако не очень побуждают лучше учиться и искать пути профессиональной самореализации (24 %), а также стимулируют формирование направленности на профессиональные достижения.

Респонденты согласились, что профессиональная успешность представляет собой многофакторное явление, в котором действуют как объективные, так и субъективные факторы. Главными из них они назвали: увлеченность будущей профессиональной деятельностью (77 %); удачу (58 %); гибкость, умение «попасть в струю» (50 %); целенаправленное личностно-профессиональное развитие (48 %); умение реализовать и преумножить свой потенциал (42 %); родственные связи (32 %).

Иными словами, они отчетливо понимали важность сочетания субъективных и объективных факторов. Весьма реалистичная оценка. В то же время предпочтение отдавали факторам, которые равноценны проявлению субъектности и самостоятельности.

Респонденты называли немало людей, которые, по их мнению, достигли большого профессионального успеха. Среди них лидируют политики и государственные деятели (В.В. Путин, Д.А. Медведев, С.К. Шойгу), крупные бизнесмены (Б. Гейтс, С. Джобс), спортсмены (М. Тайсон, Ф. Емельяненко, К. Роналду, Л. Месси), юристы (П. Астахов, Г. Резник, М. Барщевский и др.). Упоминание в этом перечне юристов, видимо, связа-

но с их будущей профессиональной деятельностью.

Вообще не были названы ученые, деятели в сфере культуры, религии, которые добились профессионального успеха. Видимо, это обусловлено сферой их интересов или ориентацией на «громкость» PR-а, который весьма характерен для политиков и бизнесменов.

Судя по выборам и комментариям респондентов, они главным образом ориентировались на формальные признаки достижений и не принимали во внимание условия и скрытые движущие силы, способствовавшие этим достижениям.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы и пилотажные эмпирические исследования позволили получить целостное видение проблемы представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе, что помогло определить пути дальнейших, в том числе и эмпирических, исследований [19, 20, 21].

Литература

1. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.

2. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 84-99.

3. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: ИПРАН, 2007.

4. Датий А.В., Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.

5. Деркач АА, Зазыкин В.Г. От подготовки специалистов к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. 2013. № 11. С. 10-12.

6. Котовский В.В., Савченко Т.Н. Особенности самоотношения лиц, обвиняемых в совершении преступлений // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 41-49.

7. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.

8. Смирнов Е.А. Успех руководителя и символическая активность // Предприниматель и успех / под ред. К.С. Пигрова. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 63-78.

9. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

10. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

12. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.

13. Сочивко Д.В. Психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.

14. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности — толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.

15. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности — толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

16. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

17. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.

18. Сочивко Д.В, Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.

19. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

20. Толочек В.А. Интерсубъектные, интра-субъектные и внесубъектные факторы профессиональной успешности // Социология и управление персоналом. 2008. № 2. С. 155-161.

21. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.