Научная статья на тему 'Представления о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России'

Представления о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / Гражданское общество / Государство / Правовая культура / society / civil society / state / civil / legal culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харченко Яна Петровна

Рассматриваются сущность гражданского общества и представления о нем на примере курсантов Омской академии МВД России. Оценивается зависимость от жизненного опыта и полученных знаний диапазона понимания курсантами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the essence of civil society and the concept of it as seen by the cadets of the Omsk Academy of the Russian Interior. The author estimates the correlation between the range of understanding the idea of civil society and the life experience and acquired knowledge of the cadets.

Текст научной работы на тему «Представления о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России»

Титаренко Т. А. Значение правосознания в становлении сотрудника ОВД

ональные нормы и выполняет их на высоком уровне Под профессионализмом Е. А. Климов понимает «... не просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а... определенную системную организацию сознания, психики

7

человека»7.

Анализируя роль правосознания в становлении специалиста ОВД, необходимо отметить, что сотрудник каждый день вступает в различные отношения с людьми либо в качестве человека, пресекающего преступление, ведущего допрос, либо в качестве того, кто предупреждает преступления, охраняет общественный порядок, расследует уголовные дела и т. д. Эти взаимодействия между людьми имеют двустороннюю связь: если с одной стороны находится следователь, то с другой - организации, предприятия, законопослушные граждане, правонарушители. Такие отношения, регулируемые нормами права, называются правоотношениями, которые складываются между субъектами по поводу соблюдения ими прав и исполнения обязанностей.

Сотрудник ОВД призван защищать права граждан. Вступая ежедневно в правоотношения с потерпевшими, преступниками, свидетелями и т. д., он должен использовать свои знания в области права, свое личностное отношение к нему. Огромная роль принадлежит в формировании профессионализма именно пониманию сотрудником тех или иных правовых явлений. Ежедневно он подвергается воздействию множества факторов, влияющих на правосознание как отрицательно, так и положительно. Среди них можно выделить такие, как средства массовой информации, макро- и микросреда, ментальность русского народа, культурные процессы в стране. Они также формируют индивидуальное правосознание каждого человека. Факторы формируют у сотрудника групповое, индивидуальное и обыденное право -сознание. А так как сотрудник входит в определенный коллектив лиц с высоким уровнем правосознания, то он, соответственно, обладает и коллективной, и профессиональной формой правосознания.

Для эффективного выполнения профессиональных задач необходима правовая подготовка, направленная на формирование таких качеств, как уважение и соблюдение прав и свобод человека, дисциплинированность, знание законов, честность, гордость за свою профессию, неподкупность, добросовестность, идейность, выдержанность, творческое отношение к труду, осознание повышенной ответственности за свои действия, речевая находчивость, оперативность, проницательность, ориентация на собственные убеждения, общительность, приверженность моральным нормам и др.

Между правосознанием и становлением сотрудника ОВД существует тесная связь: чем выше уровень правосознания, тем выше уровень профессионализма сотрудника ОВД. Правосознание оказывает существенное влияние на профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, и в зависимости от того, высок или низок уровень правосознания, будут формироваться профессиональные качества сотрудника ОВД. Большин-

ство качеств обусловлено уровнем правосознания, оно заметно влияет на профессиональные свойства сотрудника ОВД (например становление, ухудшение или улучшение таких качеств, как уважение прав и свобод человека и гражданина, дисциплинированность, знание законов, решительность). Таким образом, роль правосознания в становлении сотрудника ОВД как профессионала велика.

1 Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. М., 2006. С. 97 (за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в 2007 г. привлечено к ответственности 96 сотрудников органов внутренних дел, в 2006 г. - 85, в 2005 г. - 62).

2 Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 18.

3 Альгин А. П. Риск и его роль. М., 1989. С. 152; Байния-зов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. С. 16-17.

4 Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. С. 22.

5 Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 19.

6 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 12.

7 Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 2003. С. 439-440.

УДК 340

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Я. П Харченко

Рассматриваются сущность гражданского общества и представления о нем на примере курсантов Омской академии МВД России. Оценивается зависимость от жизненного опыта и полученных знаний диапазона понимания курсантами гражданского общества.

Ключевые слова: общество, гражданское общество, государство, правовая культура.

Формирование представлений о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России является одним из факторов становления профессионального правосознания и активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека и гражданина. Эти представления они получают в ходе учебного процесса. В профессиональной подготовке юриста большое значение имеет как обучение, так и воспитание. Основные категории и понятия курсантами усваиваются в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права», в рамках которой рассматривается гражданское общество. В учебном материале отражаются достижения науки по тому или иному вопросу, в том числе представления о гражданском обществе. В категории «гражданское общество» определяющим является понятие «общество».

Современная юридическая наука предлагает четыре подхода к определению этого понятия: одни понимают общество как совокупность граждан одной страны1; другие рассматривают его в широком и узком смысле -как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, и как тип - род, вид, подвид и т. п. общения - исторически определенная целостность, либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности2; третьи - как совокупность (сумму) отношений между людьми3; четвертые (их большинство) общество определяют как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности4, часть ученых определяют общество как собрание людей, связанных какими-либо общими условиями5.

Общество в понимании первой группы теоретиков ассоциируется, скорее, с понятием «гражданское общество» как совокупностью граждан, что сужает понятие «общество».

Определяющими в понятиях «общества» второй и третьей группы являются отношения между людьми, указывающие на их связь друг с другом, поэтому и «общество» определяется как совокупность отношений или совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей (складывающихся на основе отношений). Однако подобная трактовка не учитывает главного - того, что отношения складываются между людьми, и источник и инициатор отношений - человек. В этой связи предпочтение следует отдать позиции тех, кто определяет общество как «совокупности людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности»6. Оно, на наш взгляд, является наиболее полным, отражает сущность общества и включает все признаки, обозначенные в иных подходах.

К числу признаков общества можно отнести:

1) самих людей во взаимосвязи и взаимодействии, обладающих разумом и речью, а значит и осознающих свои интересы, потребности;

2) отношения между людьми в процессе совместной жизни и деятельности, т. е. в процессе удовлетворения своих интересов, потребностей;

3) общий интерес как фактор объединения и частный интерес как обязательный фактор формирования первого;

4) различные формы объединения, которые меняются в зависимости от исторических условий.

Исследование понятия «гражданское общество» предполагает и выявление содержания термина «гражданское», который определяет качественную составляющую рассматриваемой категории.

Гражданскими считаются отношения между гражданами и отношения между гражданами и государством в лице их органов и должностных лиц. И в первом, и во втором случае одной из сторон отношений является гражданин.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его за-

щитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Это подразумевает правовую связь с государством, гражданином которого он является. Таким образом, гражданское общество, прежде всего, совокупность граждан, т. е. лиц, принадлежащих к постоянному населению данного государства, пользующихся его защитой и наделенных совокупностью прав и обязанностей. Следовательно, гражданское общество невозможно без государства.

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры. Это основной элемент политической системы, организующий публичную власть и опирающийся на средства и меры принуждения. Государство является одной из форм существования общества и, в частности, гражданского общества. Именно оно обеспечивает реализацию общего интереса и создает условия для реализации частных интересов.

Итак, основными признаками гражданского общества являются:

- граждане во взаимосвязи и взаимодействии;

- частный и публичный интерес этих граждан;

- правовые отношения между гражданами;

- социальные формы совместной жизни и деятельности граждан, исторически обусловленные;

- государство как социальный институт реализации публичного (общего) и частного интереса.

В контексте изучения категории «гражданское общество» следует выделить позиции теоретиков, определяющих ее содержание. Ученые считают, что гражданское общество есть определенный этап, стадия развития об-щества7, определяют его как совокупность добровольно сформировавшихся объединений, институтов8, как совокупность (систему) негосударственных отношений в обществе9 и как сферу самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства10.

Однако понятие «гражданское общество» можно интерпретировать и как совокупность граждан государства. Этот вывод вытекает из содержания терминов «общество» и «гражданский», рассмотренных нами выше.

С целью выяснения представлений о гражданском обществе у курсантов первого и четвертого курса Омской академии МВД России был проведен опрос 52 человек (по 26 человек первого и четвертого курсов) в возрасте от 17 до 22 (первый курс) и от 20 до 27 (четвертый курс). Респондентам был задан вопрос: «Гражданское общество - это .?» и предложено пять вариантов ответа. Допускалось написать и свой вариант.

Анализ результатов исследования показал, что представления о гражданском обществе у курсантов четвертого курса отличаются от представлений курсантов первого курса (рис.). Как видим, первокурсники гражданское общество в основном рассматривают как сферу са-мопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства (39%) и как совокупность граждан государства

(26%). Курсанты четвертого курса в основном считают, что гражданское общество - это общество на определенном этапе, стадии развития, исторически сложившийся тип, вид общества (46%), при этом гражданское общество они понимают как сферу самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства (15%) и совокупность граждан государства (12%).

По нашему мнению, можно выделить как минимум три фактора, влияющие на формирование представлений о правовых явлениях у курсантов: жизненный опыт, психологические особенности (особенности восприятия), полученные в процессе обучения знания и позиция преподавателя о преподаваемом предмете. Одним из ключевых факторов, считаем, являются полученные в процессе обучения курсантами знания. Уровень этих знаний, как нам представляется, и повлиял на изменение приоритетов в представлении курсантов о гражданском обществе.

Однако исследование показало, что, независимо от жизненного опыта и полученных знаний и других факторов, отмечен широкий диапазон понимания курсантами

гражданского общества. Это объясняется в первую очередь наличием множества подходов к пониманию гражданского общества, которые транслируются в процессе обучения, и отсутствием комплексного подхода к пониманию гражданского общества, соединяющего все подходы воедино и позволяющего видеть исследуемое явление в целом с различных сторон, что вполне соответствует задачам учебного процесса и способствует формированию целостного представления у обучаемых о правовых явлениях, в частности, о гражданском обществе.

Таким образом, представляется, что одним из способов решения данной проблемы является выработка единой концепции гражданского общества, которая способствовала бы всестороннему осознанию (пониманию) гражданского общества обучающимися в вузах системы МВД России, позволила бы сопоставить ее с другими знаниями в области юриспруденции и, в итоге, приводила к формированию активного, уважающего права и свободы человека и гражданина сотрудника правоохранительных органов, имеющего высокий уровень правовой культуры.

□ 1 курс 4 курс

Рис. Представления о гражданском обществе курсантов Омской академии МВД России: а - общество на определенном этапе, стадии развития, исторически сложившийся тип, вид общества; б - совокупность добровольно сформировавшихся объединений, институтов; в - совокупность (система) негосударственных отношений в обществе; г - сфера самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденная законом от прямого вмешательства со стороны государства; д - совокупность

граждан государства; е - свой вариант.

1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., СтародубцеваЕ. Б. Современный экономический словарь. М., 1997. С. 218.

2 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова. М., 2001. Т. 3. С. 132.

3 Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1998. С. 330; Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 508; Политическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 67.

4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 440; Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриляна. М., 2007. С. 664.

5 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 1042; Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 692.

6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 440.

7 Государственное и муниципальное управление: справочник. М., 1997. С. 134; Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 188; Венгеров А. Б. Теория го-

сударства и права: учебник для юридических вузов. М., 2008. С. 600-601.

8 ЯртыхИ. С. Адвокатура и гражданское общество. Уль-яновск, 2007. С. 26-27; Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. М., 2007. С. 459-460; Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 152-153, 159.

9 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова. М., 2000. Т. 1. С. 549-550; Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. М., 2008. С. 438-442; Теория государства и права: учебник / отв. ред. А. В. Малько. М., 2007. С. 101-102.

10 Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2006. С. 191-193; Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 227-228; Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. С. 212; Гросс А. Гражданское общество: история концептуальных подходов к проблеме // Проблемы становления гражданского общества в России: мат-лы науч. семинара. М., 2003. Вып. 1. С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.