Титаренко Т. А. Значение правосознания в становлении сотрудника ОВД
ональные нормы и выполняет их на высоком уровне Под профессионализмом Е. А. Климов понимает «... не просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а... определенную системную организацию сознания, психики
7
человека»7.
Анализируя роль правосознания в становлении специалиста ОВД, необходимо отметить, что сотрудник каждый день вступает в различные отношения с людьми либо в качестве человека, пресекающего преступление, ведущего допрос, либо в качестве того, кто предупреждает преступления, охраняет общественный порядок, расследует уголовные дела и т. д. Эти взаимодействия между людьми имеют двустороннюю связь: если с одной стороны находится следователь, то с другой - организации, предприятия, законопослушные граждане, правонарушители. Такие отношения, регулируемые нормами права, называются правоотношениями, которые складываются между субъектами по поводу соблюдения ими прав и исполнения обязанностей.
Сотрудник ОВД призван защищать права граждан. Вступая ежедневно в правоотношения с потерпевшими, преступниками, свидетелями и т. д., он должен использовать свои знания в области права, свое личностное отношение к нему. Огромная роль принадлежит в формировании профессионализма именно пониманию сотрудником тех или иных правовых явлений. Ежедневно он подвергается воздействию множества факторов, влияющих на правосознание как отрицательно, так и положительно. Среди них можно выделить такие, как средства массовой информации, макро- и микросреда, ментальность русского народа, культурные процессы в стране. Они также формируют индивидуальное правосознание каждого человека. Факторы формируют у сотрудника групповое, индивидуальное и обыденное право -сознание. А так как сотрудник входит в определенный коллектив лиц с высоким уровнем правосознания, то он, соответственно, обладает и коллективной, и профессиональной формой правосознания.
Для эффективного выполнения профессиональных задач необходима правовая подготовка, направленная на формирование таких качеств, как уважение и соблюдение прав и свобод человека, дисциплинированность, знание законов, честность, гордость за свою профессию, неподкупность, добросовестность, идейность, выдержанность, творческое отношение к труду, осознание повышенной ответственности за свои действия, речевая находчивость, оперативность, проницательность, ориентация на собственные убеждения, общительность, приверженность моральным нормам и др.
Между правосознанием и становлением сотрудника ОВД существует тесная связь: чем выше уровень правосознания, тем выше уровень профессионализма сотрудника ОВД. Правосознание оказывает существенное влияние на профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, и в зависимости от того, высок или низок уровень правосознания, будут формироваться профессиональные качества сотрудника ОВД. Большин-
ство качеств обусловлено уровнем правосознания, оно заметно влияет на профессиональные свойства сотрудника ОВД (например становление, ухудшение или улучшение таких качеств, как уважение прав и свобод человека и гражданина, дисциплинированность, знание законов, решительность). Таким образом, роль правосознания в становлении сотрудника ОВД как профессионала велика.
1 Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. М., 2006. С. 97 (за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в 2007 г. привлечено к ответственности 96 сотрудников органов внутренних дел, в 2006 г. - 85, в 2005 г. - 62).
2 Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 18.
3 Альгин А. П. Риск и его роль. М., 1989. С. 152; Байния-зов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3. С. 16-17.
4 Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. М., 1979. С. 22.
5 Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 19.
6 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 12.
7 Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 2003. С. 439-440.
УДК 340
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Я. П Харченко
Рассматриваются сущность гражданского общества и представления о нем на примере курсантов Омской академии МВД России. Оценивается зависимость от жизненного опыта и полученных знаний диапазона понимания курсантами гражданского общества.
Ключевые слова: общество, гражданское общество, государство, правовая культура.
Формирование представлений о гражданском обществе у курсантов вузов системы МВД России является одним из факторов становления профессионального правосознания и активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека и гражданина. Эти представления они получают в ходе учебного процесса. В профессиональной подготовке юриста большое значение имеет как обучение, так и воспитание. Основные категории и понятия курсантами усваиваются в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права», в рамках которой рассматривается гражданское общество. В учебном материале отражаются достижения науки по тому или иному вопросу, в том числе представления о гражданском обществе. В категории «гражданское общество» определяющим является понятие «общество».
Современная юридическая наука предлагает четыре подхода к определению этого понятия: одни понимают общество как совокупность граждан одной страны1; другие рассматривают его в широком и узком смысле -как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, и как тип - род, вид, подвид и т. п. общения - исторически определенная целостность, либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности2; третьи - как совокупность (сумму) отношений между людьми3; четвертые (их большинство) общество определяют как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности4, часть ученых определяют общество как собрание людей, связанных какими-либо общими условиями5.
Общество в понимании первой группы теоретиков ассоциируется, скорее, с понятием «гражданское общество» как совокупностью граждан, что сужает понятие «общество».
Определяющими в понятиях «общества» второй и третьей группы являются отношения между людьми, указывающие на их связь друг с другом, поэтому и «общество» определяется как совокупность отношений или совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей (складывающихся на основе отношений). Однако подобная трактовка не учитывает главного - того, что отношения складываются между людьми, и источник и инициатор отношений - человек. В этой связи предпочтение следует отдать позиции тех, кто определяет общество как «совокупности людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности»6. Оно, на наш взгляд, является наиболее полным, отражает сущность общества и включает все признаки, обозначенные в иных подходах.
К числу признаков общества можно отнести:
1) самих людей во взаимосвязи и взаимодействии, обладающих разумом и речью, а значит и осознающих свои интересы, потребности;
2) отношения между людьми в процессе совместной жизни и деятельности, т. е. в процессе удовлетворения своих интересов, потребностей;
3) общий интерес как фактор объединения и частный интерес как обязательный фактор формирования первого;
4) различные формы объединения, которые меняются в зависимости от исторических условий.
Исследование понятия «гражданское общество» предполагает и выявление содержания термина «гражданское», который определяет качественную составляющую рассматриваемой категории.
Гражданскими считаются отношения между гражданами и отношения между гражданами и государством в лице их органов и должностных лиц. И в первом, и во втором случае одной из сторон отношений является гражданин.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его за-
щитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Это подразумевает правовую связь с государством, гражданином которого он является. Таким образом, гражданское общество, прежде всего, совокупность граждан, т. е. лиц, принадлежащих к постоянному населению данного государства, пользующихся его защитой и наделенных совокупностью прав и обязанностей. Следовательно, гражданское общество невозможно без государства.
Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры. Это основной элемент политической системы, организующий публичную власть и опирающийся на средства и меры принуждения. Государство является одной из форм существования общества и, в частности, гражданского общества. Именно оно обеспечивает реализацию общего интереса и создает условия для реализации частных интересов.
Итак, основными признаками гражданского общества являются:
- граждане во взаимосвязи и взаимодействии;
- частный и публичный интерес этих граждан;
- правовые отношения между гражданами;
- социальные формы совместной жизни и деятельности граждан, исторически обусловленные;
- государство как социальный институт реализации публичного (общего) и частного интереса.
В контексте изучения категории «гражданское общество» следует выделить позиции теоретиков, определяющих ее содержание. Ученые считают, что гражданское общество есть определенный этап, стадия развития об-щества7, определяют его как совокупность добровольно сформировавшихся объединений, институтов8, как совокупность (систему) негосударственных отношений в обществе9 и как сферу самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства10.
Однако понятие «гражданское общество» можно интерпретировать и как совокупность граждан государства. Этот вывод вытекает из содержания терминов «общество» и «гражданский», рассмотренных нами выше.
С целью выяснения представлений о гражданском обществе у курсантов первого и четвертого курса Омской академии МВД России был проведен опрос 52 человек (по 26 человек первого и четвертого курсов) в возрасте от 17 до 22 (первый курс) и от 20 до 27 (четвертый курс). Респондентам был задан вопрос: «Гражданское общество - это .?» и предложено пять вариантов ответа. Допускалось написать и свой вариант.
Анализ результатов исследования показал, что представления о гражданском обществе у курсантов четвертого курса отличаются от представлений курсантов первого курса (рис.). Как видим, первокурсники гражданское общество в основном рассматривают как сферу са-мопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства (39%) и как совокупность граждан государства
(26%). Курсанты четвертого курса в основном считают, что гражданское общество - это общество на определенном этапе, стадии развития, исторически сложившийся тип, вид общества (46%), при этом гражданское общество они понимают как сферу самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденную законом от прямого вмешательства со стороны государства (15%) и совокупность граждан государства (12%).
По нашему мнению, можно выделить как минимум три фактора, влияющие на формирование представлений о правовых явлениях у курсантов: жизненный опыт, психологические особенности (особенности восприятия), полученные в процессе обучения знания и позиция преподавателя о преподаваемом предмете. Одним из ключевых факторов, считаем, являются полученные в процессе обучения курсантами знания. Уровень этих знаний, как нам представляется, и повлиял на изменение приоритетов в представлении курсантов о гражданском обществе.
Однако исследование показало, что, независимо от жизненного опыта и полученных знаний и других факторов, отмечен широкий диапазон понимания курсантами
гражданского общества. Это объясняется в первую очередь наличием множества подходов к пониманию гражданского общества, которые транслируются в процессе обучения, и отсутствием комплексного подхода к пониманию гражданского общества, соединяющего все подходы воедино и позволяющего видеть исследуемое явление в целом с различных сторон, что вполне соответствует задачам учебного процесса и способствует формированию целостного представления у обучаемых о правовых явлениях, в частности, о гражданском обществе.
Таким образом, представляется, что одним из способов решения данной проблемы является выработка единой концепции гражданского общества, которая способствовала бы всестороннему осознанию (пониманию) гражданского общества обучающимися в вузах системы МВД России, позволила бы сопоставить ее с другими знаниями в области юриспруденции и, в итоге, приводила к формированию активного, уважающего права и свободы человека и гражданина сотрудника правоохранительных органов, имеющего высокий уровень правовой культуры.
□ 1 курс 4 курс
Рис. Представления о гражданском обществе курсантов Омской академии МВД России: а - общество на определенном этапе, стадии развития, исторически сложившийся тип, вид общества; б - совокупность добровольно сформировавшихся объединений, институтов; в - совокупность (система) негосударственных отношений в обществе; г - сфера самопроявления, жизнедеятельности индивида, огражденная законом от прямого вмешательства со стороны государства; д - совокупность
граждан государства; е - свой вариант.
1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., СтародубцеваЕ. Б. Современный экономический словарь. М., 1997. С. 218.
2 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова. М., 2001. Т. 3. С. 132.
3 Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1998. С. 330; Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 508; Политическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 67.
4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 440; Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриляна. М., 2007. С. 664.
5 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 1042; Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 692.
6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 440.
7 Государственное и муниципальное управление: справочник. М., 1997. С. 134; Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 188; Венгеров А. Б. Теория го-
сударства и права: учебник для юридических вузов. М., 2008. С. 600-601.
8 ЯртыхИ. С. Адвокатура и гражданское общество. Уль-яновск, 2007. С. 26-27; Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. М., 2007. С. 459-460; Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 152-153, 159.
9 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова. М., 2000. Т. 1. С. 549-550; Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. М., 2008. С. 438-442; Теория государства и права: учебник / отв. ред. А. В. Малько. М., 2007. С. 101-102.
10 Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2006. С. 191-193; Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 227-228; Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. С. 212; Гросс А. Гражданское общество: история концептуальных подходов к проблеме // Проблемы становления гражданского общества в России: мат-лы науч. семинара. М., 2003. Вып. 1. С. 10-11.